Курсы валют USD/RUB 56.7608 EURO/RUB 69.6341

Главная

История искусства сквозь призму науки

Сообразно позитивным социокультурным изменениям, происходящим в нашем обществе, развивается и научная жизнь республики. Вот уже ряд лет на академической стезе плодотворно трудится доктор философских наук Вахит Акаев, под руководством которого в регионе подготовлен не один десяток ученых-гуманитариев – кандидатов и докторов наук, а также молодых исследователей, чья научная деятельность является залогом нашего успешного будущего. 
Недавно на заседании диссертационного совета по философским наукам при Южном федеральном университете, под председательством известного российского философа и культуролога В.Драч, прошла блестящая защита диссертационной работы Заремы Абдулаевой на тему: «Социокультурная реальность Кавказа в творчестве русских и европейских художников ХIХ века». Данное исследование было проведено под научным руководством видного российского философа-кавказоведа, доктора философских наук, профессора Вахита Акаева.
Бесспорно, сегодня более чем когда-либо вызывают интерес проблемы культуры, вопросы различных форм ее проявления в условиях социокультурной динамики. Воспроизводство в художественной форме, в частности, в изобразительном искусстве, историко-культурных событий позволяет понять дух времени и эпохи. В современном российском обществе значительно возрос интерес к истории, краеведению, культуре, и это сопряжено с тем, что именно в условиях социальной нестабильности, культурного кризиса люди нередко обращаются к своему прошлому, пытаясь 
найти в нем социальные и культурные формы, которые позволяли бы воссоздать образцы поведения и мировидения. 
Как отмечает в своей работе З.Абдулаева, в социально-гуманитарных, культурологических исследованиях тема Кавказа получает все более углубленное осмысление у историков, этнологов, поэтов, художников, музыкантов, культурологов, философов. Хотя стоит отметить, что тема эта не теряла своей актуальности и в ХIХ, и в ХХ веках. Регион всегда привлекал взор исследователей ярко выраженными особенностями своего этнического и конфессионального многообразия. 
Прекрасный знаток Кавказа Ю.Жданов писал: «Передовое русское искусство создало немало произведений и образов, навеянных культурой Кавказа. Русские художники вдохновлялись образами кавказской природы, отражали своеобразный быт горцев». В этом процессе нередко принимали участие иностранные художники, оказавшиеся в ХIХ веке в силу разных причин на 
Кавказе и оставившие значительное количество произведений, вызывающих познавательный, культурологический интерес у потомков.  
В этой связи обращение к истории и культуре народов Кавказа ХIХ века оправдано и актуально. Как известно, соответствующая духовная атмосфера в обществе является важнейшим фактором общественного объединения. Этому способствуют литература, поэзия, искусство и, в частности, живопись. Эстетически выдержанная наглядно-чувственная форма живописи духовно «заряжает» человека, социальную группу, что способствует формированию специфического пространства духовной культуры.
Объектом исследования З.Абдулаевой является факт отображения художниками социокультурной реальности средствами изобразительного искусства. Целью работы стало раскрытие целостного характера феноменологического образа Кавказа, отображенного в произведениях изобразительного искусства художников ХIХ века, являющихся составной частью наследия и памятников отечественной культуры. Достижение сформулированной цели требовало от исследователя постановки и решения ряда конкретных задач, например, раскрытия основных теоретических принципов и технологии отображения социокультурной реальности, применяемых в изобразительном искусстве западных и русских художников ХIХ века. Также было важно выявление целостного характера феноменологического отображения природы, быта и баталий на Кавказе в профессиональном творчестве русских художников, а также динамики видения Кавказа в изобразительном искусстве в период с начала и до конца ХIХ века. Изучая работы художников, можно проследить дифференциацию стилей, которая определяется по времени написания работы либо независимо от времени и стиля в этот период.
Абдулаева рассмотрела основные аспекты творчества М.Лермонтова и Л.Толстого в конструировании образа Кавказа. Большим достижением исследователя стало выяснение культурологической роли деятельности баварского художника Теодора Хоршельта, отобразившего в своем творчестве важные события, происходящие на Кавказе. На материалах дневника Т.Хоршельта она раскрыла специфику понимания им социокультурной реальности Кавказа как синтеза философского и художественного осмысления культуры и показала его значение для обогащения русской культурологической мысли. 
Данное исследование построено на сочетании различных форм искусствоведческого, семиотико-культурологического анализа с привлечением архивных документов и опубликованных источников. Завершению исследовательской работы предшествовала многолетняя работа автора по изучению русской художественной культуры ХIХ века, а также выявление и сбор разнообразного по характеру эмпирического материала, сопряженного с биографией художников, фактами истории их путешествия по Кавказу.
Научная новизна диссертационного исследования определяется проблематикой и системным культурологическим подходом к изучению отображения социокультурной реальности в изобразительном искусстве художников ХIХ века, конструировавших образ Кавказа. Исследователем совершена попытка осмысления культурной целостности Кавказа сквозь призму изобразительного искусства, расширены теоретические представления об источниковедческой базе культурологических исследований. 
З.Абдулаевой выявлена культурная парадигма классических живописных произведений художников XIX века в изображении кавказской действительности с позиций художественного творчества (природа, быт и баталии), определена культурная общность в художественном изображении Кавказа в XIX веке, включая произведения искусства и литературы, рассмотрена модель развития культуры, выстраиваемая на основании принципов интерпретации социокультурной реальности языком живописи. Также впервые в научный оборот введен архивный материал – дневник путешествия по Кавказу Теодора Хоршельта, его путевые заметки и записи, рассматривающиеся как важнейший источник, проливающий свет на культурную конкретику Кавказа. 
Основные положения, вынесенные на защиту диссертантом, не оставят равнодушным ни одного поклонника истории культуры. Особое внимание хотелось бы обратить на воспоминания, письма, живописные творческие произведения художников ХIХ века, которые насыщены глубокими философскими рефлексиями и не только предлагают читателям богатые сведения по истории, этнографии, культуре народов Кавказа, но и наглядно освещают проблемы культуры и цивилизации, дают богатый материал для ее историко-философской и художественно-эстетической интерпретации, несут в себе элементы культурологического анализа. 
В историко-культурологический ряд вполне могут быть вписаны выставки частных коллекций, музеев, а также иллюстративный материал к литературным произведениям о Кавказе, которые связаны с культурной парадигмой времени их создания, а в своей жанровой дифференциации и эволюции отражают как смену больших культурных стилей, так и этапы становления культурологической мысли в России. В истории становления и развития русской живописи особое место занимают произведения И.Айвазовского, Н.Чернецова, Г.Гагарина, Б.Виллевальде, В.Тимма, М.Врубеля, 
Ф.Рубо, И.Занковского, П.Бабаева, Т.Хоршельта.
Создаваемый феноменологический образ Кавказа опирался на ставшие одними из самых популярных видов живописи изображения Кавказской войны и иллюстрации к произведениям М.Лермонтова, Л.Толстого, А.Пушкина, создавших в своих художественных произведениях, непревзойденные образы Кавказа, его природы, характеры личностей, живших или прибывших сюда, их эмоционально-психологические черты, нравственно-интеллектуальные качества. Культурологической насыщенностью отличаются иллюстрации Врубеля к поэме М.Лермонтова «Демон» и венгерского художника М.Зичи. Примечательно, что каждый из художников, писавших мифический образ персонажа выдающегося русского поэта, противоречивая жизнь которого напоминала вспышки кипучей энергии, имел разные стилевые особенности. 
Дневник немецкого художника Т. Хоршельта представляет собой культурный артефакт, который является специфическим способом познания действительности. Документальный материал сопровождается живописным рядом, в котором органично переплетаются художественно-поэтический и научно-философский языки культуры. 
Содержание работы представлено следующим образом. Во введении обосновывается актуальность темы, характеризуется степень разработанности вопроса, указываются цель и задачи, методика исследования, излагаются 
основные положения, выносимые на защиту, характеризуется научная новизна и практическая значимость диссертационного исследования.
Первая глава диссертации – «Теоретико-методологический анализ социокультурной реальности и принципы интерпретации в изобразительном искусстве западных и русских художников ХIХ века» – посвящена определению художественных образов на базе семиотических средств культуры, например, пластических (языки живописи, графики, скульптуры и языки архитектуры, прикладного искусства и т.п.). Художественные образы, созданные искусством, часто становятся общепринятыми культурными символами, своего рода эталонами оценки явлений действительности. 
Вторая глава – «Отображение социокультурной реальности на Кавказе в творчестве русских художников середины ХIХ века» – посвящена представлению творчества художников ХIХ века как историко-культурного наследия. Здесь рассматривается модель развития культуры, выстраиваемая культурологией на 
основании принципов интерпретации социокультурной реальности языком живописи. 
В первом параграфе данной главы «Природа, быт и баталии на Кавказе в профессиональном творчестве русских художников» дается культурологический анализ основных теоретико-методологических принципов в рамках 
культурфилософской мысли. 
Например, работы замечательного художника князя Г.Гагарина отличаются от официального академического батализма 1840-х годов простотой, отсутствием всякой парадности и внешней эффектности, интересом к простым людям. Его рисунок «Мейдан в Тифлисе» позволяет судить не только о восточном базаре, но и в какой-то мере о самом Тифлисе середины XIX века. Мейдан, или торговая площадь, где и торгуют, и беседуют, обставлен рядами лавок и караван-сараев. Здесь кистью художника описана вся жизнь местных обитателей. Г.Гагарин – автор серии литографий «Костюмы Кавказа» (экспонировались в Париже в 1857г.), а также множества рисунков и акварелей, которые наилучшим образом отображают культурную реальность Кавказа. Образы горцев и горянок, созданные художником, свидетельствуют о стремлении автора отразить наиболее привлекательные черты жителей Кавказа. 
Для изучения культурного развития Кавказского края из всех вариантов наиболее удачным было использование «видового изображения» художников, чьи произведения служили «наглядным пособием». В начале ХIХ века выражение «снять вид» как нельзя точно выражало суть пейзажной живописи. Ей зачастую отводилось решение тех задач, которые сейчас выполняет видовая фотография. 
Огромный вклад в галерею изображения Кавказа внесен известным маринистом И.Айвазовским, который оставил немало произведений, характеризующих этот край. Виды Айвазовского отличались особым колоритом.И.Крамской писал: «Айвазовский, вероятно, обладает секретом составления красок, и даже краски сами секретные: таких ярких и чистых тонов я не видел даже на полках москательных лавок». В 1869 году художник совершает поездку по Кавказу. Путь его пролегал через Северный Дагестан, Владикавказ, Дарьяльское ущелье, Сухум, Армению. Возвращаясь, Айвазовский остановился в Тифлисе, где по подготовительным рисункам, сделанным в путешествии, написал 12 картин, которые выставил для публичного обозрения. 
Художнику удалось отобразить современную ему реальность особенно глубоко в пейзаже «Аул Гуниб» (1869 г.), изображающем «приют мятежного Шамиля». Мощные вершины хребта, освещенные розовым солнечным светом, возвышаются над голубым полумраком ущелья. Сакли аула, полные тайн и монументальности, словно вырастают из крутого горного склона. Известно, что произведения братьев-художников Чернецовых нередко упоминаются в краеведческих, литературоведческих, исторических, географических публикациях как своеобразные пособия – иконографические, топографические, объективно создающие образ социокультурного содержания. Особенно часто их имена звучат в связи с Пушкинской темой: старший Григорий был автором натурного портрета великого поэта, младший – Никонор – выполнил для национального гения картину «Дарьяльское ущелье». 
Во втором параграфе «Творчество М.Лермонтова и Л.Толстого в изобразительном искусстве русских и западных художников ХIХ века» раскрывается факт использования и осмысления отдельных произведений двух выдающихся мастеров русской словесности в живописи 
В третьей главе – «Отображение социокультурной реальности Кавказа в творчестве баварского художника Теодора Хоршельта» – раскрываются детали жизни и деятельности Т.Хоршельта, подвергаются культурологическому анализу различные аспекты идей, мысли, наблюдения, описанные в его дневнике.  
Первый параграф данной главы – «Кавказский период личной жизни и профессиональный деятельности (1858 – 1863гг.). Дневник Т.Хоршельта как объективный артефакт» – сопряжен с анализом событий становления его как художника, творчество которого полностью нацелено на отображение посредством живописи, художественного слова, событий периода Кавказской войны. 
На примере этого путешествия (точнее, Т. Хоршельт был и на службе, участвовал в штурмах, одновременно являясь художником) рассматриваются вопросы национальной самобытности и культурного развития местных народов. Не случаен интерес художника к этнографии. Очевидец штурма, Хоршельт сумел передать подробное описание этого события, являющееся сегодня документальным источником, имеющим историко-культурную, этнографическую ценность. 
Во втором параграфе «Письма и афористические заметки о Кавказе баварского художника Т. Хоршельта» анализируются записи и письма дневника Т. Хоршельта. «Пространство» культуры в «Записках и письмах Т.Хоршельта» отразило социокультурную действительность жизни Кавказа, специфику культурологической мысли того времени.
В заключении своего исследования З.Абдулаева формулирует общие выводы, намечает перспективы дальнейшей работы.
Таким образом, на небосклоне российской науки взошло еще одно новое имя – Заремы Абдулаевой, появлению которого предшествовала долгая и кропотливая исследовательская работа.
М.БЕТИЛЬМЕРЗАЕВА, канд. философ. наук, доцент кафедры философии ЧГУ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

 

 

 

Чеченская республика СЕГОДНЯ

  • Президент Международного олимпийского комитета Томас Бах официально объявил Олимпийские игры 2018 года в Пхёнчхане закрытыми. Было разыграно 102 комплекта наград в 15 дисциплинах. В общей сложности участие в соревнованиях приняли 2925 спортсменов из 92 стран. Зимняя Олимпиада проходила с 9 по 25 февраля. Российские спортсмены выступали под нейтральным флагом в статусе "олимпийских атлетов из России" и завоевали две золотые, шесть серебряных и девять бронзовых медалей. В неофициальном общекомандном медальном зачёте победила сборная Норвегии, завоевавшая 39 наград — 14 золотых, 14 серебряных и 11 бронзовых. Сборная России стала 13-й.  Следующая зимняя Олимпиада состоится в 2022 году в Пекине.  www.ChechnyaTODAY.com

  • РОФ имени Героя России Ахмат-Хаджи Кадырова проводит широкомасштабную благотворительную акцию в Сирии, напомнил Глава ЧР Рамзан Кадыров. Он отметил, что помощь поступает даже в самые отдаленные районы страны. Офисы Фонда расположены в Дамаске, Алеппо и Латакии. Только на этой неделе продукты питания, одеяла, одежду, обувь и медикаменты получили 5000 семей. Кроме того, по словам Руководителя Чечни, ежедневно более двух тысяч килограммов свежего хлеба раздается населению. РОФ также помогает Домам престарелых и инвалидам. Помимо медикаментов, для них закуплены инвалидные коляски. «Я от всей души благодарю Президента РОФ, мою дорогую маму Аймани Несиевну за безграничную помощь, которую она оказывает всем нуждающимся. Также выражаю благодарность представителю Главы ЧР в странах Ближнего Востока и Северной Африки дорогому брату Зияду Сабсаби, который координирует работу Фонда в САР», - написал Рамзан Кадыров на своей странице в Mylistory.www.ChechnyaTODAY.comВсе права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Чеченская Республика Сегодня" обязательна.

  • РОФ имени Героя России Ахмат-Хаджи Кадырова проводит широкомасштабную благотворительную акцию в Сирии, напомнил Глава ЧР Рамзан Кадыров. Он отметил, что помощь поступает даже в самые отдаленные районы страны. Офисы Фонда расположены в Дамаске, Алеппо и Латакии. Только на этой неделе продукты питания, одеяла, одежду, обувь и медикаменты получили 5000 семей. Кроме того, по словам Руководителя Чечни, ежедневно более двух тысяч килограммов свежего хлеба раздается населению. РОФ также помогает Домам престарелых и инвалидам. Помимо медикаментов, для них закуплены инвалидные коляски. «Я от всей души благодарю Президента РОФ, мою дорогую маму Аймани Несиевну за безграничную помощь, которую она оказывает всем нуждающимся. Также выражаю благодарность представителю Главы ЧР в странах Ближнего Востока и Северной Африки дорогому брату Зияду Сабсаби, который координирует работу Фонда в САР», - написал Рамзан Кадыров на своей странице в Mylistory.www.ChechnyaTODAY.comВсе права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Чеченская Республика Сегодня" обязательна.В с. Новые Атаги прошло открытое первенство Шалинского района по дзюдо среди юношей 2001-2003г.р. В соревновании приняло участие 216 человек из 12 команд Чеченской Республики, также на районный турнир приехали три команды из Дагестана. По словам организаторов, турнир приурочили ко Дню защитника Отечества. Юноши оспаривали звание лучшего в одинадцати весовых категориях. Победители и призёры были награждены кубками, медалями и почётными грамотами. www.ChechnyaTODAY.com

  • В Грозном прошел турнир «Всемирного Бойцовского Чемпионата Ахмат» - WFCA 45. На арене спортивного комплекса “Колизей” сошлись бойцы смешанных единоборств из Бразилии, Хорватии, Грузии, Казахстана, Таджикистана, Азербайджана и России. Зрителям турнира было представлено 12 непредсказуемых, зрелищных, жестких, но бескомпромиссных поединков.В качестве почётных гостей на спортивном мероприятии присутствовали Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, а также депутат Государственной Думы РФ Адам Делимханов, Председатель Парламента ЧР Магомед Даудов, депутат Госдумы РФ, трехкратный олимпийский чемпион Бувайсар Сайтиев, известный профессиональный боксер Дмитрий - Русская Кувалда-Кудряшов, бойцы UFC Абдул-Керим Эдилов ,Магомед Бибулатов и другие лица. В главном бою за пояс чемпиона WFCA встретились российский боец, представляющий бойцовский клуб” Ахмат” Максим-Максимус-Гришин(26-7) и бразилец Леонардо Гимараеш(12-5).По итогам пяти раундов новым чемпионом организации в полутяжелом весе, единогласным решением судей стал Максим Гришин Чемпион WFCA в среднем весе, боец клуба “Ахмат”, россиянин Абубакар Вагаев (17-2), не оставил никаких шансов на победу для другого бразильца Родриго Кавальейро(20-7) и победил единогласным решением судей.Очень упорным и тяжелым получился бой, в котором встретились два россиянина ,действующий чемпион WFCA Хусейн Халиев (БК “Ахмат”) и Тагир Тагиров (Астрахань).Решением судей победу праздновал Халиев. Остальные результаты турнира WFCA45:9) 84 кг Шамиль Абдулаев 10-0 (Дагестан, Россия) победил Алексея Ефремова 18-8-1 (Россия, БК "Ахмат") решением судей 8) 70.3 кг Тофик Мусаев 11-3 (Азербайджан) победил Зураба Бетергараева 13-3-2 (Россия, БК "Ахмат") - травма ноги 7) 77.1 кг Ренне Пессоа 16-4 (Бразилия) победил Хасайна Даудова 5-2 (Россия, БК "Ахмат") удушающим приемом во 2 раунде 6) 56.7 кг Азам Гафоров 9-0 (Таджикистан, БК "Ахмат") победил Мурада Зейнулабидова (Дагестан, Россия) 17-3 решением судей 5) 56.7 Имран Букуев 7-0 (Россия, БК "Ахмат") победил Алексея Шапошникова 5-1 (Екатеринбург, Россия) удушающим приемом в 3 раунде 4) 70.3 кг Султан Абдуразаков 3-1-1 (Дагестан, Россия) победил Рашида Дагаева 6-3 (Казахстан, БК "Ахмат") решением судей 3) 70.3 Шамхан Данаев 5-2 (Россия, БК "Ахмат") победил Шоту Акулашвили 8-5 (Грузия) решением судей 2) 93+ кг Алихан Вахаев 6-2 (Россия, БК "Ахмат") победил Иво Кука 12-9 (Хорватия) нокаутом в 1 раунде 1) 61.2 кг Анзор Абдулхожаев 6-1 (Россия, БК "Ахмат") победил Кылычбека Садырдинова 4-3 (Кыргызстан) техническим нокаутом во 2 раунде www.ChechnyaTODAY.com Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Чеченская Республика Сегодня" обязательна.

  • Партпроект «Единая страна – доступная среда» рассмотрит комплексный подход к повышению доступной среды в регионе В рамках проекта планируется решить комплекс задач, включая мониторинг оснащения социальных объектов для удобства людей с ОВЗ. Первое в 2018 году заседание общественного совета партийного проекта ЕР «Единая страна – доступная среда» прошло в Грозном, под председательством Регионального координатора, Руководителя Регионального исполкома Чеченского реготделения Партии – Адлана Динаева. По его словам, «Единая страна – доступная среда» - проект, имеющий особую актуальность в Чеченской Республике. «В результате военных кампаний прошлого десятилетия в нашем регионе большое количество людей с ограничениями здоровья. Государственные меры поддержки на высоком уровне. Силы партпроекта направлены на содействие государственным мерам по улучшению условий жизни таких людей. Поэтому для нас важно и ответственно выявлять дополнительные возможности и способы улучшения доступной среды», - отметил А.Динаев. В качестве первоочередных мер координатор предложил проводить обследование объектов социальной инфраструктуры региона. «Важно скоординировать комплексный подход к созданию доступной среды в регионе – в вопросах трудоустройства и образования инвалидов. По результатам мониторинга, процент трудоустроенных инвалидов в ЧР составляет 22, 8%. Необходимо рассмотреть меры взаимодействия с организациями, чтобы этот показатель вышел на позитивный уровень», - подчеркнул Динаев. Все озвученные предложения лягут в план реализации партпроекта на 2018 год. На заседании также обсудили вопросы обеспечения равного доступа инвалидов к осуществлению своих прав на участие в выборах. В обсуждениях принимали участие: председатель Общественного совета проекта, Председатель республиканской организации Всероссийского общества инвалидов в Чеченской Республике Рабу Аздаева и члены Общественного совета проекта.www.ChechnyaTODAY.com

<< < Март 2011 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30