Курсы валют USD/RUB 56.6537 EURO/RUB 69.8087

Главная

Математика – дисциплина стратегическая

В номере ¹94 от 20 сентября 2013г. автор этих строк рассказывал о первом чеченском математике Мусе Шамсадове. Именно с него начиналось зарождение математической науки в нашей республике.
Уже после его смерти, в 1963 году, защищает кандидатскую диссертацию и становится первым среди чеченцев и ингушей кандидатом физико-математических наук С.-А.Исраилов. Затем ученые степени получили В.Яндаров, С.Мальсагов. Впоследствии защитят кандидатские и докторские диссертации десятки других представителей вайнахов, чей вклад в математику должен быть предметом рассмотрения других исследований. Более того, некоторые математики будут преподавать в том самом МГУ им.М.Ломоносова, где обучался М.Шамсадов. В частности, заместителем заведующего кафедрой будет работать доктор физико-математических наук М.Исраилов. 
Но в целом результаты в математической науке у нас скромные. Суммарно в двух республиках, в Чечне и Ингушетии, насчитывается около 30 кандидатов и докторов физико-математических наук. Это достижение за более чем полувековой период деятельности общего и высшего образования. Механико-математический факультет МГУ им. Ломоносова за период после восстановления республики окончили менее 20 человек. И это при том, что только в нашей республике около тысячи учителей математики работают в школах республики. Труд этих людей, безусловно, достоин уважения. Низкий им поклон.
Но, к сожалению, сравнение с другими регионами дает неутешительную картину. Так, среди учеников Р.Хазанкина, учителя математики СОШ ¹14 г.Белорецка из Республики Башкортостан, более 200 учеников окончили МГУ, из них более 60 – кандидаты физико-математических и технических наук и 2 доктора наук. Т.е. у одного школьного учителя больше выпускников-математиков, обучавшихся лишь в одном, но ведущем вузе страны, и получивших математические результаты в своей деятельности в виде ученых степеней, чем у всех учителей математики двух республик вместе взятых за полвека.
В чем же причина? Их несколько: это и нехватка школ, их перегруженность, не позволяющая качественно проводить уроки, и отсутствие специализированных школ и квалифицированных учителей математики, и т.д. Но есть одна причина, которая известна и никак не может найти своего решения, – это проблема языка обучения математике наших детей. Здесь было сломано много копий. В попытке решить проблему в начале 60-х годов ввели т.н. подготовительные классы. Потом их закрыли.
В прошлой публикации мы говорили о том, что в 20-е и 30-е гг. преподавание математики велось на чеченском языке. Т.е. проблема является застарелой и очень серьезной. Образно говоря, мальчик Саша из среднестатистической школы идет учиться, имея лексический запас от 3 тыс. до 7 тыс. слов, чтобы изучать математику на этом языке. Лексический состав учебника М.Моро для 1 класса, используемого в большинстве школ республики, состоит из примерно 1250 единиц, если привести слова к однокоренному виду. Т.е. Саша идет в школу изучать математику, имея трехкратную защиту в лексическом обеспечении. У Саши язык обучения подкрепляется дома в семье, на улице в общении со сверстниками. Он может себе позволить заниматься на уроке непосредственно математикой. Под Сашей мы подразумеваем всех, кто владеет языком обучения с соответствующим лексическим запасом.
Чеченский же мальчик Магомед идет в школу изучать математику по тому же учебнику, на том же, но не родном для него языке, имея в лучшем случае в запасе 100-120 слов из этого языка. У него язык обучения математике не подкрепляется ни дома в семье, ни на улице в общении со сверстниками. Возникают вопросы: что делать Магомеду на уроке математики? Что делать учителю? Изучать слова, объяснять их смысл? Когда заниматься математикой и за счет какого времени?
В других регионах эти вопросы, пусть и не полностью, но в значительной степени решены. В начальном звене ребенку предоставляется 4 года, чтобы войти в русскую языковую среду. Обучение математике во многих национальных регионах ведется на родном языке. У нас либо крайности, либо желание угодить вышестоящему начальству.
В конце 80-х годов прошлого столетия профессиональный перевод учебника математики для начальной школы, сделанный заведующим кафедрой ЧГПИ Э.Солтахановым, начал давать хорошие результаты. Но тут вмешалась «революция», и работа была свернута. В 2008 году была сделана непонятная попытка внедрить в школу перевод, сделанный с использованием неологизмов и архаизмов. Хотя, при всех недостатках перевода, результаты его использования были выше, чем в контрольных классах. Но и здесь работа была свернута. Дети были использованы в качестве, извините, подопытных кроликов. Никто не извинился перед ними, никто ни за что не ответил. А ведь были задействованы 47 школ.
В 2010 году по рекомендации Москвы республика начала принимать участие в т.н. поликультурной образовательной модели. При этом утверждается, что «если народам России суждено состояться как полноценным нациям, то это возможно только на фундаменте их собственных исторических этнокультурных традиций, одним из самых надежных трансляторов которых может и должна стать система национального образования, основанная на принципах полилингвальности и поликультурности».
Эти два основополагающих фактора – полилингвальность и поликультурность – и легли в основу «Концепции национального образования» Республики Северная Осетия-Алания, принятой Минобразования и утвержденной Правительством республики в мае 2004 года. «В настоящее время (2010 год – А.Я.) эта концепция предлагается и другим субъектам России, в частности, Чеченской Республике и Республике Татарстан, в рамках федеральной целевой программы». (Артеменко О.И. «Законодательная база реализации языковой образовательной политики в Российской Федерации.Образовательное право»).
Были ли основания для, назовем вещи своими именами, имитации внедрения этой концепции в Чеченской Республике? Сравним ситуацию в республиках, которые задействованы в экспериментальной реализации поликультурной образовательной модели. В Северной Осетии осетины составляют 65,1% от общего населения. Главным образом в республике представлены православие, ислам и традиционные верования. Для Республики Адыгея необходимо привести и состав русского населения: русские – 63,6%, адыги (черкесы) – 25,8%. Адыгов всего четверть в своей республике. Большинство населения исповедуют православие и ислам. Республика Татарстан: татары составляют чуть более половины населения – 53,2%. Наибольшее распространение получили две религии: ислам и православное христианство. А теперь посмотрим на национальный состав нашей республики: чеченцы – 95,3%, господствующая религия–ислам суннитского толка.
Ясно, что Адыгея, Татарстан и Северная Осетия могут себе позволить участвовать в этой модели образования. Используемые языки поддерживаются вне урока. И это при том, что в Татарстане около 40% школ ведут занятия на родном для учащихся языке. И не только в начальных классах.
Статья Артеменко датирована 2010 годом, и в этом же году в нашей республике, якобы, запускается проект. К чему такая спешка? Да еще в 96 школах? При использовании чеченского языка в преподавании математики в 1-х классах в 2008-2009 учебном году, имея изданный тираж учебников в 10 тыс. экземпляров, почему-то было задействовано всего 47 классов. Третий год дети, задействованные в т.н. полилингвальном эксперименте, пользуются… электронными учебниками. Правда, для 1-х и 2-х классов впоследствии мизерным тиражом учебники были изданы.
Завтра нам скажут, что полилингвальная модель дала положительные результаты. Комментарии, как говорится, излишни...
Математика – дисциплина стратегическая. Все наши успехи в образовании без должного уровня математической составляющей не дадут нам возможность стать вровень с другими регионами и вообще с современным миром. А для этого стартовые условия получения математического образования должны быть по максимуму выровнены. Сегодня этого нет и не видно решимости их создать со стороны нашего руководства в сфере образования.

Айнди Якубов, кандидат
педагогических наук

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

 

 

 

Чеченская республика СЕГОДНЯ

  • На площадке Общественной палате Чеченской Республики прошел круглый стол на тему: «Социально-правовая и психологическая реабилитация возвращенных из Сирии и Ирака женщин и детей».Организаторами мероприятия стали Уполномоченный по правам ребенка в ЧР, Общественная палата ЧР, АНО «Женщины за развитие». С основными докладами выступили Уполномоченный по правам ребенка в ЧР Хамзат Хирахматов, председатель Общественной палаты ЧР Исмаил Денильханов, заместитель начальника отдела по обеспечению деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Елена Новосельцева. В своем выступлении Хамзат Хирахматов рассказал о тяжелых психологических последствиях войны. - Как нам известно, основная часть возвращенных из Сирии и Ирака в Чечню - это дети и женщины, всего их - 27 детей и 10 женщин. Детям младшего возраста требуется медицинское сопровождение, а тем, кто постарше необходима психологическая реабилитация. Это все последствия войны. То, что они пережили, не осталось без следа. Нужно своевременно принять необходимые меры по восстановлению психологического фона. Со всех районов, где проживают эти женщины и дети, нами сделаны запросы о предоставлении информации по их медицинскому, социальному и психологическому сопровождению. С ними поддерживают связь, проводят необходимые консультации. У этих людей глубокая психологическая травма, - сказал Уполномоченный по правам ребенка ЧР.www.ChechnyaTODAY.com

  • В Грозном состоялось совещание по вопросам газоснабжения, газификации Чеченской Республики, сокращения задолженности за газ и развития регионального рынка газомоторного топлива. Оно прошло под председательством специального представителя Президента РФ по взаимодействию с Форумом стран-экспортеров газа, председателем Совета директоров ПАО «Газпром» Виктора Зубкова и Главы ЧР Рамзана Кадырова. В своем вступительном слове Р. Кадыров поблагодарил Виктора Зубкова за поддержку и внимание, которые он лично и ПАО «Газпром» оказывают региону. «Благодаря деятельному участию Виктора Александровича мы смогли решить вопрос разминирования сельхозугодий и ряд других проблем. Мы очень благодарны вам за то, что вы ранее делали для республики. Сегодня вы приехали в самое нужное время. Я думаю, сегодняшнее совещание послужит тому, что мы найдем точки соприкосновения и поставим на новый уровень взаимоотношения между Чеченской Республикой и компанией «Газпром». В свою очередь руководство республики всегда будет оказывать всевозможное содействие компании в реализации намеченных мероприятий», - сказал Глава ЧР. Он также выразил признательность Председателю Правления ПАО «Газпром» Алексею Миллеру за оказываемую компанией поддержку в сфере строительства объектов газификации и за участие в социально-экономическом развитии ЧР. В. Зубков в свою очередь отметил ряд значимых достижений руководства региона в лице Р. Кадырова. В частности, он подчеркнул, что в республике активными темпами развиваются экономика, социальная сфера и другие общественно значимые направления. «Республике здорово повезло, что здесь есть такие ответственные государственные люди. В целом наши отношения развиваются успешно. Мы надежно обеспечиваем природным газом потребителей республики. Протяженность газопроводов и магистралей, проходящих на территории Чеченской Республики, превышает 550 километров. Уровень газификации один из самых высоких - почти 98%, тогда как по России - 68%. В регионе серьезными темпами идет развитие экономики, социальной сферы. Это видно по широким и чистым проспектам, уникальным объектам архитектуры, по современным высотным зданиям. Конечно, мы оказывали и будем оказывать необходимую помощь в восстановлении республиканского газового хозяйства», - сказал он. Также в ходе заседания выступил Председатель Правительства ЧР Абубакар Эдельгериев. Он отметил, что проблема газовой задолженности требует решения в двустороннем порядке. В. Зубков в свою очередь предложил создать совместную рабочую группу, которая займется этим вопросом. В ходе совещания было подписано соглашение между Правительством ЧР и ООО «Газпром газомоторное топливо» о расширении использования природного газа в качестве моторного топлива. Документ подписали Председатель Правительства ЧР Абубакар Эдельгериев и генеральный директор ООО «Газпром газомоторное топливо» Михаил Лихачев.   www.ChechnyaTODAY.com

  • Весной 2018 года пройдет международное исследование оценки качества образования PISA. В исследовании примут участие более 70 стран, в том числе и Российская Федерация.  Специалистами Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования совместно с международными экспертами сформирована выборка образовательных организаций России для участия в международном исследовании PISA. В данную выборку включено пять образовательных организаций Чеченской Республики. Участие этих организаций согласовано с региональным координатором.  Основной целью данного исследования является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопрос исследования – «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». То есть, исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.  Технология проведения исследования – компьютерное тестирование. Оно будет проводиться с использованием специальной программы, что позволит автономно провести тестирование и анкетирование каждого учащегося, участвующего в исследовании.Справочно  PISA - это международное сравнительное исследование качества общего образования (Programme for International Student Assessment). Целью исследования является оценка способности учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.www.ChechnyaTODAY.com

  • Подобного рода мера будет впервые происходить в правоохранительных органах. Об этом сообщил ТАСС начальник отдела Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка МВД Юрий Исаев на форуме "Технологии безопасности". - В свете предстоящего чемпионата мира по футболу, который состоится в этом году в нашей стране, принято решение о создании на базе одного из учебных заведений МВД центра международного полицейского сотрудничества, в состав которого войдут полицейские офицеры всех государств, чьи национальные сборные выступят на чемпионате, - сказал он.Исаев пояснил, что МВД позаимствовало зарубежный опыт. Аналогичные подразделения создавались в 2008 году в Австрии во время поведения чемпионата Европы, в 2014 году на чемпионате Украины по футболу, в Южной Корее в 2015 году и в 2016 году во Франции.www.ChechnyaTODAY.com

  • Владельцы огнестрельного оружия запустили новый флешмоб по уничтожению собственных винтовок и автоматов. Об этом сообщает "Лента.ру" с ссылкой на The Daily Dot. Поводом для этого послужила стрельба во флоридской школе, где бывший ученик расстрелял несколько десятков человек. Флешмоб запустил мужчина по имени Скотт Паппалардо. В опубликованном на Facebook шестиминутном ролике он распилил «болгаркой» полуавтоматическую винтовку AR-15: такое же оружие было у Николаса Круза, подозреваемого в убийстве 17 школьников. Паппалардо отметил, что купил винтовку 30 лет назал ради забавы, при этом он не ездил охотиться и никого не убивал. «Я собираюсь убедиться, что это оружие никогда не сможет отнять жизнь. Ствол этой пушки никогда не будет направлен на кого-то. Разве право владеть этим оружием важнее, чем чья-то жизнь?» — поинтересовался он, прежде чем уничтожить винтовку. За несколько дней ролик с хэштегом #OneLess (на одну меньше) посмотрели более 20 миллионов раз. Другие владельцы оружия поддержали флешмоб Паппалардо и выложили похожие ролики с уничтожением оружия. 14 февраля подросток открыл огонь в американской школе Марджори Стоунман Дуглас. В результате погибли 17 человек и не менее 14 получили ранения. Подозреваемого, бывшего ученика Николаса Круза, задержали в тот же день. www.ChechnyaTODAY.com

<< < Октябрь 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 23 24 25 26 27
28 29 30 31