Курсы валют USD/RUB 56.9838 EURO/RUB 62.0440

Главная

Математика – дисциплина стратегическая

В номере ¹94 от 20 сентября 2013г. автор этих строк рассказывал о первом чеченском математике Мусе Шамсадове. Именно с него начиналось зарождение математической науки в нашей республике.
Уже после его смерти, в 1963 году, защищает кандидатскую диссертацию и становится первым среди чеченцев и ингушей кандидатом физико-математических наук С.-А.Исраилов. Затем ученые степени получили В.Яндаров, С.Мальсагов. Впоследствии защитят кандидатские и докторские диссертации десятки других представителей вайнахов, чей вклад в математику должен быть предметом рассмотрения других исследований. Более того, некоторые математики будут преподавать в том самом МГУ им.М.Ломоносова, где обучался М.Шамсадов. В частности, заместителем заведующего кафедрой будет работать доктор физико-математических наук М.Исраилов. 
Но в целом результаты в математической науке у нас скромные. Суммарно в двух республиках, в Чечне и Ингушетии, насчитывается около 30 кандидатов и докторов физико-математических наук. Это достижение за более чем полувековой период деятельности общего и высшего образования. Механико-математический факультет МГУ им. Ломоносова за период после восстановления республики окончили менее 20 человек. И это при том, что только в нашей республике около тысячи учителей математики работают в школах республики. Труд этих людей, безусловно, достоин уважения. Низкий им поклон.
Но, к сожалению, сравнение с другими регионами дает неутешительную картину. Так, среди учеников Р.Хазанкина, учителя математики СОШ ¹14 г.Белорецка из Республики Башкортостан, более 200 учеников окончили МГУ, из них более 60 – кандидаты физико-математических и технических наук и 2 доктора наук. Т.е. у одного школьного учителя больше выпускников-математиков, обучавшихся лишь в одном, но ведущем вузе страны, и получивших математические результаты в своей деятельности в виде ученых степеней, чем у всех учителей математики двух республик вместе взятых за полвека.
В чем же причина? Их несколько: это и нехватка школ, их перегруженность, не позволяющая качественно проводить уроки, и отсутствие специализированных школ и квалифицированных учителей математики, и т.д. Но есть одна причина, которая известна и никак не может найти своего решения, – это проблема языка обучения математике наших детей. Здесь было сломано много копий. В попытке решить проблему в начале 60-х годов ввели т.н. подготовительные классы. Потом их закрыли.
В прошлой публикации мы говорили о том, что в 20-е и 30-е гг. преподавание математики велось на чеченском языке. Т.е. проблема является застарелой и очень серьезной. Образно говоря, мальчик Саша из среднестатистической школы идет учиться, имея лексический запас от 3 тыс. до 7 тыс. слов, чтобы изучать математику на этом языке. Лексический состав учебника М.Моро для 1 класса, используемого в большинстве школ республики, состоит из примерно 1250 единиц, если привести слова к однокоренному виду. Т.е. Саша идет в школу изучать математику, имея трехкратную защиту в лексическом обеспечении. У Саши язык обучения подкрепляется дома в семье, на улице в общении со сверстниками. Он может себе позволить заниматься на уроке непосредственно математикой. Под Сашей мы подразумеваем всех, кто владеет языком обучения с соответствующим лексическим запасом.
Чеченский же мальчик Магомед идет в школу изучать математику по тому же учебнику, на том же, но не родном для него языке, имея в лучшем случае в запасе 100-120 слов из этого языка. У него язык обучения математике не подкрепляется ни дома в семье, ни на улице в общении со сверстниками. Возникают вопросы: что делать Магомеду на уроке математики? Что делать учителю? Изучать слова, объяснять их смысл? Когда заниматься математикой и за счет какого времени?
В других регионах эти вопросы, пусть и не полностью, но в значительной степени решены. В начальном звене ребенку предоставляется 4 года, чтобы войти в русскую языковую среду. Обучение математике во многих национальных регионах ведется на родном языке. У нас либо крайности, либо желание угодить вышестоящему начальству.
В конце 80-х годов прошлого столетия профессиональный перевод учебника математики для начальной школы, сделанный заведующим кафедрой ЧГПИ Э.Солтахановым, начал давать хорошие результаты. Но тут вмешалась «революция», и работа была свернута. В 2008 году была сделана непонятная попытка внедрить в школу перевод, сделанный с использованием неологизмов и архаизмов. Хотя, при всех недостатках перевода, результаты его использования были выше, чем в контрольных классах. Но и здесь работа была свернута. Дети были использованы в качестве, извините, подопытных кроликов. Никто не извинился перед ними, никто ни за что не ответил. А ведь были задействованы 47 школ.
В 2010 году по рекомендации Москвы республика начала принимать участие в т.н. поликультурной образовательной модели. При этом утверждается, что «если народам России суждено состояться как полноценным нациям, то это возможно только на фундаменте их собственных исторических этнокультурных традиций, одним из самых надежных трансляторов которых может и должна стать система национального образования, основанная на принципах полилингвальности и поликультурности».
Эти два основополагающих фактора – полилингвальность и поликультурность – и легли в основу «Концепции национального образования» Республики Северная Осетия-Алания, принятой Минобразования и утвержденной Правительством республики в мае 2004 года. «В настоящее время (2010 год – А.Я.) эта концепция предлагается и другим субъектам России, в частности, Чеченской Республике и Республике Татарстан, в рамках федеральной целевой программы». (Артеменко О.И. «Законодательная база реализации языковой образовательной политики в Российской Федерации.Образовательное право»).
Были ли основания для, назовем вещи своими именами, имитации внедрения этой концепции в Чеченской Республике? Сравним ситуацию в республиках, которые задействованы в экспериментальной реализации поликультурной образовательной модели. В Северной Осетии осетины составляют 65,1% от общего населения. Главным образом в республике представлены православие, ислам и традиционные верования. Для Республики Адыгея необходимо привести и состав русского населения: русские – 63,6%, адыги (черкесы) – 25,8%. Адыгов всего четверть в своей республике. Большинство населения исповедуют православие и ислам. Республика Татарстан: татары составляют чуть более половины населения – 53,2%. Наибольшее распространение получили две религии: ислам и православное христианство. А теперь посмотрим на национальный состав нашей республики: чеченцы – 95,3%, господствующая религия–ислам суннитского толка.
Ясно, что Адыгея, Татарстан и Северная Осетия могут себе позволить участвовать в этой модели образования. Используемые языки поддерживаются вне урока. И это при том, что в Татарстане около 40% школ ведут занятия на родном для учащихся языке. И не только в начальных классах.
Статья Артеменко датирована 2010 годом, и в этом же году в нашей республике, якобы, запускается проект. К чему такая спешка? Да еще в 96 школах? При использовании чеченского языка в преподавании математики в 1-х классах в 2008-2009 учебном году, имея изданный тираж учебников в 10 тыс. экземпляров, почему-то было задействовано всего 47 классов. Третий год дети, задействованные в т.н. полилингвальном эксперименте, пользуются… электронными учебниками. Правда, для 1-х и 2-х классов впоследствии мизерным тиражом учебники были изданы.
Завтра нам скажут, что полилингвальная модель дала положительные результаты. Комментарии, как говорится, излишни...
Математика – дисциплина стратегическая. Все наши успехи в образовании без должного уровня математической составляющей не дадут нам возможность стать вровень с другими регионами и вообще с современным миром. А для этого стартовые условия получения математического образования должны быть по максимуму выровнены. Сегодня этого нет и не видно решимости их создать со стороны нашего руководства в сфере образования.

Айнди Якубов, кандидат
педагогических наук

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

 

 

Чеченская республика СЕГОДНЯ

  • Национальный колорит и рев моторов, музыка и скрежет металла - сегодня в старинном городке Шири-корта Шалинского района члены регионального отделения "Ночные волки" Грозный торжественно открыли мотосезон - 2017. На главное событие весны съехались мотоциклисты разных отделений и клубов со всей России. До начала участники открытия мотосезона собрались в Грозном, после чего колонна выехала в Шири-корт, где гостей и участников ждала официальная часть и яркая развлекательная программа. О начале открытия мотосезона - 2017 объявил президент "Ночные волки" Грозный Альви Мутаев (Мула). - Для меня очень приятно, что открытие мотосезона прошло в Шалинском районе, так как я тоже являюсь членом Регионального отделения мотоклуба "Ночные волки"! Поздравляю с официальным открытием мотосезона 2017 года, – отметил, обращаясь к присутствующим, Помощник Главы ЧР, Глава администрации Шалинского муниципального района Турпал-Али Ибрагимов. После завершения официальной части началась развлекательная программа - звезды Чеченской эстрады и районный детский ансамбль танца "Аьрзу" подготовили зажигательные танцы и песни для всех присутствующих. Завершилось мероприятие праздничным обедом, на котором гости смогли попробовать чеченскую национальную кухню. www.ChechnyaTODAY.com

  • В матче двадцать шес­того тура чемпионата России по футболу грозненский «Терек» одержал победу над екатеринбургским «Ура­лом». Встреча прох­одила на стадионе «Ахмат-Арена». Победа грозненской команды была блестящ­ей. Хозяева поля раз­громили гостей со сч­етом 5:2. Это был захватывающий футбольный поединок, в котор­ом чеченская команда была на голову сильнее команды из сто­лицы Урала. В начале игры “Урал” активно атаковал ворота “Терека” и на 21-й минуте Роман Па­влюченко вывел екате­ринбургскую команду вперёд. Но, но вскоре Аблайе Мбенге прин­ял мяч на грудь, раз­вернулся с ним и вко­лотил его в ворота гос­тей, а в середине вт­орого тайма оформил дубль. Ещё по одному голу в составе гроз­ненской команды на свой счёт записали За­ур Садаев, Игорь Леб­еденко и Милад Мохам­мади. Второй мяч в ворота хозяев поля забил Эдгар Манучарян. На данный момент «Тере­к» имеет 39 очков и занимает пятое место в турнирной таблице, «Урал», соответственно, с 29-ю очками занимает 11 место. www.ChechnyaTODAY.com

  • В Национальной библиотеке им.А.А.Айдамирова завтра состоится Региональная детско-юношеская научно-практическая конференция #ДетиБудущееНации, которое проводится в рамках проекта «Растем вместе». Организаторами мероприятия является молодежное общественно-патриотическое движение «АХМАТ».  К участию в работе конференции приглашаются: дошкольники и школьники Чеченской Республики. - Уникальность мероприятия состоит в том, что все дети и подростки, выступившие с докладами, получат Дипломы Лауреатов, а все дети и подростки, просто посетившие это мероприятие – Сертификаты Участников, в целях их дальнейшей мотивации, - отмечают организаторы мероприятия. Партнеры конференции: ЧГТРК «Грозный», ИА «Чеченская Республика Сегодня», студия по робототехнике «Робоцентр», школа искусств «Арт-студия», центр развития детей «Ucmas» в Грозном, центр раннего развития «Мир ребенка», ресторан японской кухни «БанZай», кондитерская «Shantil», кондитерская «Полезные конфеты», ТД «Ясин», АПХ «Лидер-А», книжные интернет-магазины «Mylovebook95» и «Happybook95», книжная лавка «Jeanne books», РА «Diamant», графический дизайнер «Cometa_desigh», студии праздников «BabySmile95» и «BabyRoom», халяль органическая косметика «Rais». www.ChechnyaTODAY.com Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Чеченская Республика Сегодня" обязательна.

  • В высокогорном селе Беной Ножай-Юртовского района появится новый детский оздоровительный комплекс. Об этом на своей официальной странице в Instagram сообщил Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров.«Здесь будут одновременно отдыхать более 200 детей. Очень важно, что более двухсот человек смогут трудоустроиться. Накануне проверил ход строительства. Убедился, что объект обеспечен всем необходимым стройматериалом. Также начата прокладка подъездной дороги к лагерю. В ходе инспекции я проверил и ее качество. Поручил вице-премьеру - министру автомобильных дорог ЧР Абубакару Тумхаджиеву начать строительство дополнительной дороги к лагерю из села Гендарган. Это позволит значительно улучшить подъездные коммуникации к новому объекту», - написал он.Глава республики также добавил, что вокруг оздоровительного лагеря расположатся футбольное поле, баскетбольная и волейбольная площадки, теннисный корт. www.ChechnyaTODAY.com

  • Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров проинспектировал строительство новой дороги, которая соединит Ножай-Юртовский и Веденский районы. По его словам, новая магистраль имеет для региона большое значение.«Сегодня на стыке Ножай-Юртовского и Веденского районов я ознакомился с ходом строительства новой дороги и моста, которые имеют для экономики и развития туризма в Чечне колоссальное значение! Мост возводится через реку Ясси между селами Беной и Беной-Ведено на дороге, которую мы впервые прокладываем в сторону Дарго Веденского района. Далее она позволит закольцевать трассу до озера Кезеной-Ам и соединиться с дорогой, ведущей в Грозный через Ведено. Маршрут из Ножай-Юртовского района до туркомплекса Кезеной-Ам сокращается почти на 130 км. Жители Ботлихского района Дагестана получают возможность доехать до Хасав-Юрта, сократив путь почти в два раза. Также появляется возможность доехать из Грозного до Беноя через Ведено. Это тоже короткий путь», - написал Р. Кадыров на своей странице в Instagram.Глава республики также отметил, что запуск моста и дороги позволит ускорить развитие села Дарго, которое до сих пор оставалось тупиковым населенным пунктом. По его словам, финансирует строительство объектов Региональный общественный фонд имени Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова.«По моему поручению персонально отвечает за реализацию проекта помощник Главы ЧР, дорогой брат Ахмад Хататаев. Новый мост через реку Ясси имеет длину около 70 метров. Ширина - 13 метров. Строителям пришлось восстанавливать не только дорожное покрытие, пострадавшее от оползней, но и укреплять его специальными подпорными сооружениями. Принятые меры позволяют строить дорогу с соблюдением норм качества и безопасности. За это благодарен заместителю Председателя Правительства - министру автомобильных дорог ЧР Абубакару Тумхаджиеву, помощнику Главы ЧР Ахмаду Хататаеву и всем, кто трудится на этих важнейших объектах! Совсем скоро впервые в истории мы откроем движение на этой важнейшей дороге Чеченской Республики», - написал Р. Кадыров. www.ChechnyaTODAY.com

<< < Октябрь 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 23 24 25 26 27
28 29 30 31