Курсы валют USD/RUB 59.5415 EURO/RUB 67.6868

Главная

Математика – дисциплина стратегическая

В номере ¹94 от 20 сентября 2013г. автор этих строк рассказывал о первом чеченском математике Мусе Шамсадове. Именно с него начиналось зарождение математической науки в нашей республике.
Уже после его смерти, в 1963 году, защищает кандидатскую диссертацию и становится первым среди чеченцев и ингушей кандидатом физико-математических наук С.-А.Исраилов. Затем ученые степени получили В.Яндаров, С.Мальсагов. Впоследствии защитят кандидатские и докторские диссертации десятки других представителей вайнахов, чей вклад в математику должен быть предметом рассмотрения других исследований. Более того, некоторые математики будут преподавать в том самом МГУ им.М.Ломоносова, где обучался М.Шамсадов. В частности, заместителем заведующего кафедрой будет работать доктор физико-математических наук М.Исраилов. 
Но в целом результаты в математической науке у нас скромные. Суммарно в двух республиках, в Чечне и Ингушетии, насчитывается около 30 кандидатов и докторов физико-математических наук. Это достижение за более чем полувековой период деятельности общего и высшего образования. Механико-математический факультет МГУ им. Ломоносова за период после восстановления республики окончили менее 20 человек. И это при том, что только в нашей республике около тысячи учителей математики работают в школах республики. Труд этих людей, безусловно, достоин уважения. Низкий им поклон.
Но, к сожалению, сравнение с другими регионами дает неутешительную картину. Так, среди учеников Р.Хазанкина, учителя математики СОШ ¹14 г.Белорецка из Республики Башкортостан, более 200 учеников окончили МГУ, из них более 60 – кандидаты физико-математических и технических наук и 2 доктора наук. Т.е. у одного школьного учителя больше выпускников-математиков, обучавшихся лишь в одном, но ведущем вузе страны, и получивших математические результаты в своей деятельности в виде ученых степеней, чем у всех учителей математики двух республик вместе взятых за полвека.
В чем же причина? Их несколько: это и нехватка школ, их перегруженность, не позволяющая качественно проводить уроки, и отсутствие специализированных школ и квалифицированных учителей математики, и т.д. Но есть одна причина, которая известна и никак не может найти своего решения, – это проблема языка обучения математике наших детей. Здесь было сломано много копий. В попытке решить проблему в начале 60-х годов ввели т.н. подготовительные классы. Потом их закрыли.
В прошлой публикации мы говорили о том, что в 20-е и 30-е гг. преподавание математики велось на чеченском языке. Т.е. проблема является застарелой и очень серьезной. Образно говоря, мальчик Саша из среднестатистической школы идет учиться, имея лексический запас от 3 тыс. до 7 тыс. слов, чтобы изучать математику на этом языке. Лексический состав учебника М.Моро для 1 класса, используемого в большинстве школ республики, состоит из примерно 1250 единиц, если привести слова к однокоренному виду. Т.е. Саша идет в школу изучать математику, имея трехкратную защиту в лексическом обеспечении. У Саши язык обучения подкрепляется дома в семье, на улице в общении со сверстниками. Он может себе позволить заниматься на уроке непосредственно математикой. Под Сашей мы подразумеваем всех, кто владеет языком обучения с соответствующим лексическим запасом.
Чеченский же мальчик Магомед идет в школу изучать математику по тому же учебнику, на том же, но не родном для него языке, имея в лучшем случае в запасе 100-120 слов из этого языка. У него язык обучения математике не подкрепляется ни дома в семье, ни на улице в общении со сверстниками. Возникают вопросы: что делать Магомеду на уроке математики? Что делать учителю? Изучать слова, объяснять их смысл? Когда заниматься математикой и за счет какого времени?
В других регионах эти вопросы, пусть и не полностью, но в значительной степени решены. В начальном звене ребенку предоставляется 4 года, чтобы войти в русскую языковую среду. Обучение математике во многих национальных регионах ведется на родном языке. У нас либо крайности, либо желание угодить вышестоящему начальству.
В конце 80-х годов прошлого столетия профессиональный перевод учебника математики для начальной школы, сделанный заведующим кафедрой ЧГПИ Э.Солтахановым, начал давать хорошие результаты. Но тут вмешалась «революция», и работа была свернута. В 2008 году была сделана непонятная попытка внедрить в школу перевод, сделанный с использованием неологизмов и архаизмов. Хотя, при всех недостатках перевода, результаты его использования были выше, чем в контрольных классах. Но и здесь работа была свернута. Дети были использованы в качестве, извините, подопытных кроликов. Никто не извинился перед ними, никто ни за что не ответил. А ведь были задействованы 47 школ.
В 2010 году по рекомендации Москвы республика начала принимать участие в т.н. поликультурной образовательной модели. При этом утверждается, что «если народам России суждено состояться как полноценным нациям, то это возможно только на фундаменте их собственных исторических этнокультурных традиций, одним из самых надежных трансляторов которых может и должна стать система национального образования, основанная на принципах полилингвальности и поликультурности».
Эти два основополагающих фактора – полилингвальность и поликультурность – и легли в основу «Концепции национального образования» Республики Северная Осетия-Алания, принятой Минобразования и утвержденной Правительством республики в мае 2004 года. «В настоящее время (2010 год – А.Я.) эта концепция предлагается и другим субъектам России, в частности, Чеченской Республике и Республике Татарстан, в рамках федеральной целевой программы». (Артеменко О.И. «Законодательная база реализации языковой образовательной политики в Российской Федерации.Образовательное право»).
Были ли основания для, назовем вещи своими именами, имитации внедрения этой концепции в Чеченской Республике? Сравним ситуацию в республиках, которые задействованы в экспериментальной реализации поликультурной образовательной модели. В Северной Осетии осетины составляют 65,1% от общего населения. Главным образом в республике представлены православие, ислам и традиционные верования. Для Республики Адыгея необходимо привести и состав русского населения: русские – 63,6%, адыги (черкесы) – 25,8%. Адыгов всего четверть в своей республике. Большинство населения исповедуют православие и ислам. Республика Татарстан: татары составляют чуть более половины населения – 53,2%. Наибольшее распространение получили две религии: ислам и православное христианство. А теперь посмотрим на национальный состав нашей республики: чеченцы – 95,3%, господствующая религия–ислам суннитского толка.
Ясно, что Адыгея, Татарстан и Северная Осетия могут себе позволить участвовать в этой модели образования. Используемые языки поддерживаются вне урока. И это при том, что в Татарстане около 40% школ ведут занятия на родном для учащихся языке. И не только в начальных классах.
Статья Артеменко датирована 2010 годом, и в этом же году в нашей республике, якобы, запускается проект. К чему такая спешка? Да еще в 96 школах? При использовании чеченского языка в преподавании математики в 1-х классах в 2008-2009 учебном году, имея изданный тираж учебников в 10 тыс. экземпляров, почему-то было задействовано всего 47 классов. Третий год дети, задействованные в т.н. полилингвальном эксперименте, пользуются… электронными учебниками. Правда, для 1-х и 2-х классов впоследствии мизерным тиражом учебники были изданы.
Завтра нам скажут, что полилингвальная модель дала положительные результаты. Комментарии, как говорится, излишни...
Математика – дисциплина стратегическая. Все наши успехи в образовании без должного уровня математической составляющей не дадут нам возможность стать вровень с другими регионами и вообще с современным миром. А для этого стартовые условия получения математического образования должны быть по максимуму выровнены. Сегодня этого нет и не видно решимости их создать со стороны нашего руководства в сфере образования.

Айнди Якубов, кандидат
педагогических наук

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

 

 

 

Чеченская республика СЕГОДНЯ

  • Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров вошел в десятку  политиков, кому больше всего доверяют россияне. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного «Левада-Центром». На первом месте Президент России Владимир Путин – ему доверяют  55 % опрошенных. На втором месте среди политиков, пользующихся доверием россиян, находится глава Минобороны РФ Сергей Шойгу (26%). Третью строчку рейтинга занимает министр иностранных дел России Сергей Лавров (21%). В опубликованном списке также премьер-министр Дмитрий Медведев, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, лидер КПРФ Геннадий Зюганов, мэр Москвы Сергей Собянин, лидер "Справедливой России" Сергей Миронов и патриарх Кирилл. «Левада-Центр» также провел опрос с целью выяснить, насколько россияне одобряют работу первых лиц страны. По данным опроса, 81% россиян удовлетворен деятельностью Владимира Путина на посту главы государства, недовольны – 18% граждан. Работой премьер-министра Дмитрия Медведева довольны 44% опрошенных. Работу Правительства РФ положительно оценивают 48% россиян, отрицательно – 51%. Госдуму в целом положительно оценивает 41% респондентов, отрицательно – 57%. Более половины опрошенных (53%) довольны работой своих глав регионов.  www.ChechnyaTODAY.com

  • Директор деп­артамента по связям с религиозными и общ­ественными организац­иями Администрации Главы и Правительства ЧР Рустам Абазов встретился с чрезвыча­йным и полномочным послом Швейцарии в Мо­скве Ив Россье. Встр­еча прошла в офисе департамента и носила ознакомительный хар­актер. Посол Ив Росс­ье интересовался раб­отой департамента, механизмами взаимодей­ствия с институтами гражданского обществ­а, в том числе работ­ой в сфере духовно-н­равственного воспита­ния молодежи, провод­имой в республике. Посла также интересо­вал опыт борьбы Чече­нской Республики с религиозным экстремиз­мом. Директор департамента рассказал о роли традиционных духовных ценностей в противо­действии религиозному экстремизму. Р. Аб­азов подчеркнул, что Исламу в регионе уд­еляется огромное вни­мание с самых первых дней возрождения ре­спублики. И в этой связи особым достижен­ием является принятие Единой Концепции духовно-нравственного воспитания и развит­ия подрастающего пок­оления Чеченской Рес­публики, которая нап­равлена на недопущен­ие втягивания молоде­жи в различные терро­ристические организа­ции. - Концепция охватыва­ет молодое поколение Чеченской Республик­и, начиная с дошколь­ного возраста и зака­нчивая периодом взро­сления и создания се­мьи. Регулярные сове­щания и форумы, конс­ультации ведущих спе­циалистов в области профилактики наркома­нии, экстремизма, ас­оциального поведения позволяют оценивать ситуацию и оператив­но принимать эффекти­вные решения, предст­авляющие собой межве­домственные ежекварт­альные планы, направ­ленные на решение ра­зличных проблем. Эти планы проходят согл­асование с Руководит­елем Администрации Главы и Правительства. Утвержденный план доводится до исполни­телей, которыми явля­ются органы исполнит­ельной власти, органы местного самоуправ­ления, религиозные, общественные организ­ации и учебные завед­ения. Департамент в свою очередь координ­ирует эту работу и следит за качеством ее исполнения, а также инициирует и реали­зовывает просветител­ьские проекты, прово­дит различные меропр­иятия, привлекая общ­ественные и религиоз­ные организации. Со дня утверждения Конц­епции по настоящее время её исполнителями проведено свыше 116 тысяч мероприятий,- рассказал Р. Абазо­в. Руководитель департа­мента также коснулся вопросов традиционн­ого Ислама, которым интересовались гости республики, отметив, что чеченский народ никогда не воевал между собой. Он подч­еркнул героический подвиг первого Презид­ента ЧР, Героя России Ахмат-Хаджи Кадыро­ва, который будучи не только политиком, но и большим алимом, встал на защиту ист­инного Ислама. «Сего­дня этот путь продол­жает его сын, нынешн­ий Глава ЧР. Рамзан Кадыров, хранитель священных реликвий Пр­орока Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) ли­чным примером показы­вает свое трепетное отношение к канонам религии, традициям и закону государства»­,- отметил он. По словам посла, зал­огом успеха Чеченской Республики в борьбе с экстремизмом явл­яется то, что здесь уделяют большое вним­ание инвестициям в инфраструктуру и в об­разование. Господин Россье подчеркнул, что такая политика ру­ководства спасет нар­од от гибели и приве­дет к его процветани­ю.www.ChechnyaTODAY.com

  • Компания Mail.ru Group разработала программу, с помощью которой жители Украины смогут пользоваться российскими серверами электронной почты. Новинка обладает встроенной системой, чтобы пользователь мог подключиться к ящику. Благодаря новому приложению стало возможным подключение к электронной почте с любых сайтов, в том числе Mail.ru, "Яндекс. Почты" и Gmail. На логотипе сервера указываются две буквы - UA, что означает принадлежность украинских пользователей к сайту.   По мнению аналитиков, поиски обхода блокировок в скором времени станет самым настоящим трендом. По его мнению, на такой шаг пойдут торрент-трекеры и мессенджеры. На Украине могут доказать принадлежность новой программы к Mail.ru, но запретит ее сложно технически и материально.   Ранее депутаты Госдумы приняли законопроект о запрете обхода блокировок. По его материалам, нарушитель получит штраф за применение сервисов, обходящих заблокированные сайты. Если же такие приложения перейдут на встроенные системы для обхода блокировки, то противодействовать им будет почти невозможно.  www.ChechnyaTODAY.com

  • Отделение ПФР по Чеченкой Республике напоминает, в разгаре лето - время долгожданных отпусков, когда наши земляки отправляются в зарубежные туристические поездки. Но для некоторых предпринимателей поездка может закончиться при прохождении пограничного контроля. Причина - долги по уплате страховых взносов в бюджет ПФР и Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Часто туристы узнают о своей задолженности только у стойки регистрации в аэропорту или на вокзале. В связи с этим напоминаем, что на сайте Управления Федеральной службы судебных приставов по Чеченской Республике в разделе «Информационные системы» действует банк данных исполнительных производств. Этот сервис позволяет физическим и юридическим лицам получить информацию о ходе исполнительного производства и о задолженности, в том числе по страховым взносам. Рекомендуем индивидуальным предпринимателям, имеющим задолженность по страховым взносам, заранее позаботиться об оплате долга, а также известить о погашении задолженности судебного пристава-исполнителя, чтобы он смог оперативно вынести постановление о снятии временного ограничения права выезда.www.ChechnyaTODAY.com

  • В столице Республики Ингушетия Магасе стартовала серия бизнес-сессии «Инвестируй в Кавказ», организованная Фондом «ПосетиКавказ» для повышения информированности бизнеса регионов Северного Кавказа о механизмах софинансирования инвестиционных проектов через региональные подпрограммы Госпрограммы РФ «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года, иных видах господдержки, доступных предпринимателям Северного Кавказа. Бизнес-сессии проводятся при поддержке Министерства РФ по делам Северного Кавказа в партнерстве с АО «Корпорация развития Северного Кавказа» и АО «Курорты Северного Кавказа. В бизнес-сессии в Ингушетии принимают участие Первый заместитель Министра РФ по делам Северного Кавказа, председатель Совета директоров АО «КРСК» Одес Байсултанов, Глава Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров, руководство АО «КРСК», АО «КСК», представители Минкавказа России, регионального бизнеса, органов исполнительной власти и муниципалитетов.www.ChechnyaTODAY.com

<< < Октябрь 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 23 24 25 26 27
28 29 30 31