Курсы валют USD/RUB 64.6106 EURO/RUB 72.3186

Главная

Математика – дисциплина стратегическая

В номере ¹94 от 20 сентября 2013г. автор этих строк рассказывал о первом чеченском математике Мусе Шамсадове. Именно с него начиналось зарождение математической науки в нашей республике.
Уже после его смерти, в 1963 году, защищает кандидатскую диссертацию и становится первым среди чеченцев и ингушей кандидатом физико-математических наук С.-А.Исраилов. Затем ученые степени получили В.Яндаров, С.Мальсагов. Впоследствии защитят кандидатские и докторские диссертации десятки других представителей вайнахов, чей вклад в математику должен быть предметом рассмотрения других исследований. Более того, некоторые математики будут преподавать в том самом МГУ им.М.Ломоносова, где обучался М.Шамсадов. В частности, заместителем заведующего кафедрой будет работать доктор физико-математических наук М.Исраилов. 
Но в целом результаты в математической науке у нас скромные. Суммарно в двух республиках, в Чечне и Ингушетии, насчитывается около 30 кандидатов и докторов физико-математических наук. Это достижение за более чем полувековой период деятельности общего и высшего образования. Механико-математический факультет МГУ им. Ломоносова за период после восстановления республики окончили менее 20 человек. И это при том, что только в нашей республике около тысячи учителей математики работают в школах республики. Труд этих людей, безусловно, достоин уважения. Низкий им поклон.
Но, к сожалению, сравнение с другими регионами дает неутешительную картину. Так, среди учеников Р.Хазанкина, учителя математики СОШ ¹14 г.Белорецка из Республики Башкортостан, более 200 учеников окончили МГУ, из них более 60 – кандидаты физико-математических и технических наук и 2 доктора наук. Т.е. у одного школьного учителя больше выпускников-математиков, обучавшихся лишь в одном, но ведущем вузе страны, и получивших математические результаты в своей деятельности в виде ученых степеней, чем у всех учителей математики двух республик вместе взятых за полвека.
В чем же причина? Их несколько: это и нехватка школ, их перегруженность, не позволяющая качественно проводить уроки, и отсутствие специализированных школ и квалифицированных учителей математики, и т.д. Но есть одна причина, которая известна и никак не может найти своего решения, – это проблема языка обучения математике наших детей. Здесь было сломано много копий. В попытке решить проблему в начале 60-х годов ввели т.н. подготовительные классы. Потом их закрыли.
В прошлой публикации мы говорили о том, что в 20-е и 30-е гг. преподавание математики велось на чеченском языке. Т.е. проблема является застарелой и очень серьезной. Образно говоря, мальчик Саша из среднестатистической школы идет учиться, имея лексический запас от 3 тыс. до 7 тыс. слов, чтобы изучать математику на этом языке. Лексический состав учебника М.Моро для 1 класса, используемого в большинстве школ республики, состоит из примерно 1250 единиц, если привести слова к однокоренному виду. Т.е. Саша идет в школу изучать математику, имея трехкратную защиту в лексическом обеспечении. У Саши язык обучения подкрепляется дома в семье, на улице в общении со сверстниками. Он может себе позволить заниматься на уроке непосредственно математикой. Под Сашей мы подразумеваем всех, кто владеет языком обучения с соответствующим лексическим запасом.
Чеченский же мальчик Магомед идет в школу изучать математику по тому же учебнику, на том же, но не родном для него языке, имея в лучшем случае в запасе 100-120 слов из этого языка. У него язык обучения математике не подкрепляется ни дома в семье, ни на улице в общении со сверстниками. Возникают вопросы: что делать Магомеду на уроке математики? Что делать учителю? Изучать слова, объяснять их смысл? Когда заниматься математикой и за счет какого времени?
В других регионах эти вопросы, пусть и не полностью, но в значительной степени решены. В начальном звене ребенку предоставляется 4 года, чтобы войти в русскую языковую среду. Обучение математике во многих национальных регионах ведется на родном языке. У нас либо крайности, либо желание угодить вышестоящему начальству.
В конце 80-х годов прошлого столетия профессиональный перевод учебника математики для начальной школы, сделанный заведующим кафедрой ЧГПИ Э.Солтахановым, начал давать хорошие результаты. Но тут вмешалась «революция», и работа была свернута. В 2008 году была сделана непонятная попытка внедрить в школу перевод, сделанный с использованием неологизмов и архаизмов. Хотя, при всех недостатках перевода, результаты его использования были выше, чем в контрольных классах. Но и здесь работа была свернута. Дети были использованы в качестве, извините, подопытных кроликов. Никто не извинился перед ними, никто ни за что не ответил. А ведь были задействованы 47 школ.
В 2010 году по рекомендации Москвы республика начала принимать участие в т.н. поликультурной образовательной модели. При этом утверждается, что «если народам России суждено состояться как полноценным нациям, то это возможно только на фундаменте их собственных исторических этнокультурных традиций, одним из самых надежных трансляторов которых может и должна стать система национального образования, основанная на принципах полилингвальности и поликультурности».
Эти два основополагающих фактора – полилингвальность и поликультурность – и легли в основу «Концепции национального образования» Республики Северная Осетия-Алания, принятой Минобразования и утвержденной Правительством республики в мае 2004 года. «В настоящее время (2010 год – А.Я.) эта концепция предлагается и другим субъектам России, в частности, Чеченской Республике и Республике Татарстан, в рамках федеральной целевой программы». (Артеменко О.И. «Законодательная база реализации языковой образовательной политики в Российской Федерации.Образовательное право»).
Были ли основания для, назовем вещи своими именами, имитации внедрения этой концепции в Чеченской Республике? Сравним ситуацию в республиках, которые задействованы в экспериментальной реализации поликультурной образовательной модели. В Северной Осетии осетины составляют 65,1% от общего населения. Главным образом в республике представлены православие, ислам и традиционные верования. Для Республики Адыгея необходимо привести и состав русского населения: русские – 63,6%, адыги (черкесы) – 25,8%. Адыгов всего четверть в своей республике. Большинство населения исповедуют православие и ислам. Республика Татарстан: татары составляют чуть более половины населения – 53,2%. Наибольшее распространение получили две религии: ислам и православное христианство. А теперь посмотрим на национальный состав нашей республики: чеченцы – 95,3%, господствующая религия–ислам суннитского толка.
Ясно, что Адыгея, Татарстан и Северная Осетия могут себе позволить участвовать в этой модели образования. Используемые языки поддерживаются вне урока. И это при том, что в Татарстане около 40% школ ведут занятия на родном для учащихся языке. И не только в начальных классах.
Статья Артеменко датирована 2010 годом, и в этом же году в нашей республике, якобы, запускается проект. К чему такая спешка? Да еще в 96 школах? При использовании чеченского языка в преподавании математики в 1-х классах в 2008-2009 учебном году, имея изданный тираж учебников в 10 тыс. экземпляров, почему-то было задействовано всего 47 классов. Третий год дети, задействованные в т.н. полилингвальном эксперименте, пользуются… электронными учебниками. Правда, для 1-х и 2-х классов впоследствии мизерным тиражом учебники были изданы.
Завтра нам скажут, что полилингвальная модель дала положительные результаты. Комментарии, как говорится, излишни...
Математика – дисциплина стратегическая. Все наши успехи в образовании без должного уровня математической составляющей не дадут нам возможность стать вровень с другими регионами и вообще с современным миром. А для этого стартовые условия получения математического образования должны быть по максимуму выровнены. Сегодня этого нет и не видно решимости их создать со стороны нашего руководства в сфере образования.

Айнди Якубов, кандидат
педагогических наук

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

www.ChechnyaTODAY.com - RSS-новости

  • В Тулузе во время протестов «желтых жилетов» полицейский избил дубинкой корреспондента RT France Фредерика Эгуи, передает RT.Эгуи попытался прокричать, что он работник СМИ, но все равно получил несколько ударов дубинкой. Инцидент прокомментировал Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров. - Конечно, теперь прозвучат громкие заявления о защите свободы слова из уст всех президентов и премьеров Европы, представителей госдепа! Как бы не так, - написал Р. Кадыров в своём Telegram-канале.  #россия #рф #chechenrepublic #chechnya #чечня #Кадыров #ЧР #russia #СМИ #СМИЧР #RKadyrov #чечнясегодня #новости #news #politics #chechnyatoday #грозный

  • Глава региона отметил, что профессиональная подготовка бойцов подразделений специального назначения является одной из приоритетных задач. - Это приносит свои результаты.  Спецназовцы с честью выполняют возложенные на них обязанности и показывают отличные  достижения в совершенствовании   боевых навыков. Вот и сейчас стало известно двое бойцов из подразделений Росгвардии в Чеченской Республике стали обладателями краповых беретов. Речь идет о военнослужащих одельного специального моторизованного батальона «Юг» 46 ОБРОН СКО ВНГ РФ Адлане Муситове и 141-го специального моторизованного полка имени Героя России Ахмат-Хаджи Кадырова -  Шамиле Вестигове. Они успешно сдали экзамены и заслуженно получили краповые береты. Адлан и Шамиль достойно выполнили заданные нормативы и прошли все испытания с оценкой "зачет".  Знающие люди понимают, что краповый берет очень сложно заслужить. Не случайно он считается знаком, свидетельствующим о высоком профессионализме лучших бойцов, символом подразделений спецназа, чести, мужества, силы, воли, доблести. Я  поздравляю Адлана Муситова, Шамиля Вестигова, а также их командиров, дорогих братьев,  Хусейна Межидова и Магомеда Тушаева с этим прекрасным показателем! Хусейн и Магомед, несмотря на свою молодость, старые и закаленные в спецоперациях офицеры, которые прекрасно владеют командирскими качествами. Я убеждён, что они внесут новизну в подготовку личного состава подразделений. Особо хочу поблагодарить Директора Службы войск национальной гвардии - Главнокомандующего войсками национальной гвардии Виктора Золотова, который проявляет заботу о подчиненных и создаёт все условия для повышения боеготовности. Желаю всем здоровья, благополучия, успехов в службе и удачи, - написал Рамзан Кадыров на своей странице в социальной сети.  #россия #рф #chechenrepublic #chechnya #чечня #Кадыров #ЧР #russia #СМИ #СМИЧР #RKadyrov #чечнясегодня #новости #news #politics #chechnyatoday #грозный

  • В заключительном туре чемпионата "Ахмат" 26 мая в 14:00 на "Ахмат-Арене" сыграет с "Ростовом". Клубы имеют долгую историю взаимоотношений. Только в Премьер-Лиге было двадцать четыре матча. «Ахмат» лидирует в личных встречах с перевесом в одну победу. Грозненцы побеждали в девяти играх, в то время как ростовчане – в восьми. Шесть поединков завершились мирным исходом. Председатель Парламента ЧР - Президент РФК «Ахмат» Магомед Даудов отметил, что в уходящем футбольном календарном году по-разному складывались игры грозненской команды. - Были прекрасные победы в Москве над «Спартаком», в Краснодаре, над сильным местным коллективом. Были хорошие матчи с содержательной игрой в весенней части сезона. Конечно, же много очков потеряли в поединках, в которых могли рассчитывать на большее. Но таков футбол. В любом случае, футболисты делали что могли, старались и выкладывались. В последней игре сезона болельщики должны оказать команде хорошую поддержку, тепло попрощаться с футболистами, чтобы встретиться с ними снова в новом чемпионате, - подчеркнул М. Даудов.  #россия #рф #chechenrepublic #chechnya #чечня #Кадыров #ЧР #russia #СМИ #СМИЧР #RKadyrov #чечнясегодня #новости #news #politics #chechnyatoday #грозный

  • В матче 30 тура Молодежного Первенства России по футболу подопечные Исы Байтиева в Грозном встречались со сверстниками из "Ростова". Игра завершилась вничью со счетом 1-1."Ахмат" -мол (Грозный) 1 - 1 "Ростов" -мол (Ростов-на-Дону)Голы: Чунчуров, 8 - Осинов, 45-пен."Ахмат" -мол: Шепляков, Магамаев, Адамов, Осмаев (Джакуев, 70), Кармаев, Хубулов, Мосейчук, Садулаев (Альсултанов, 60), Хакиев, Чунчуров, Осмоловский.Предупреждения: Осмаев, 32, Садулаев, 42, Чунчуров, 45 - Нескромный, 12, Осинов, 42, Айдаров, 65, Черкес, 86.Cудья: Даниил Шеметов (Ульяновск)25 мая, Грозный, стадион имени Билимханова, +24 градуса, 200 зрителей. #россия #рф #chechenrepublic #chechnya #чечня #Кадыров #ЧР #russia #СМИ #СМИЧР #RKadyrov #чечнясегодня #новости #news #politics #chechnyatoday #грозный

  • Полузащитник грозненцев Одисе Роши ещё ближайшие три года проведёт в клубе. Сегодня, 25 мая, стороны подписали новый трехлетний контракт.- В «Ахмат» Роши перешёл летом 2016 года. В завершающемся сезоне из-за травмы и долгого лечения Одисе смог принять участие только в двенадцати матчах, - напоминает пресс-служба футбольного клуба "Ахмат".  #россия #рф #chechenrepublic #chechnya #чечня #Кадыров #ЧР #russia #СМИ #СМИЧР #RKadyrov #чечнясегодня #новости #news #politics #chechnyatoday #грозный

<< < Октябрь 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 23 24 25 26 27
28 29 30 31