Архитектурные творения кристофера рена. Кристофер Рен

(сэр Кристофер Wren, 1632-1723) - английский архитектор, в молодости выказал способности к математике. В 1652 г. поступил преподавателем астрономии в Гречемскую коллегию, в Лондоне, откуда, в 1659 г., перешел на такую же должность в оксфордский университет, причем был избран в члены лондонского королевского общества. Одновременно с математическими науками он изучал и архитектуру, в 1663 г. занимался, по поручению короля, реставрацией прежнего павловского собора в Лондоне и построил Чельдонский театр в Оксфорде и коллегию Пемброка в Кембридже. Занимаясь также естествознанием, изготовил в 1664 г. рисунки для "Анатомии мозга" Уиллиса. В 1665 г. сделал поездку во Францию и изучал постройку Лувра в Париже. После страшного пожара, опустошившего Лондон в 1666 г., ему было поручено составить проект новой застройки этого города, но, вследствие препятствий, возникших от предубеждений и затронутых мелочных интересов частных лиц, этот проект был приведен в исполнение только отчасти (расширены некоторые улицы, образованы просторные площади, возведено большое количество построек из камня и кирпича). В 1668 г. Р. получил титул королевского архитектора, в 1673 г. возведен в дворянское достоинство, в 1675 г. начал строить по собственному плану существующий ныне собор апостола Павла, занимающий, в отношении величины, первое, после Петровского собора в Риме, место среди подобных сооружений и замечательный в особенности красивыми пропорциями своего купола. Величественную внутренность этого храма Р. предполагал обильно украсить статуями, но не мог настоять на этом, и настоящий свой вид внутри собор получил только впоследствии. Сооружение этого храма продолжалось 35 лет. Из прочих построек Р. наиболее важные: так называемый "Лондонский монумент" - колоссальная колонна высотой в 188 м, воздвигнутая в память о пожаре 1666 г., изящная церковь св. Стефана в Уольбруке, в Лондоне, церковь св. Брида, там же, королевский дворец в Винчестере, епископский дворец, там же, госпитали в Челси и Гриниче и библиотека Троицкой коллегии в Кембридже. Р. строил предпочтительно в холодном, мало живописном римском стиле, а потому позднейшие приверженцы романства и готики судили о нем односторонне и пристрастно; но справедливость требует признать, что это был художник, обладавший глубокими, разносторонними познаниями, чистотой вкуса и способностью сочинять и осуществлять смелые, величественные проекты. Он первый в Англии начал гравировать черной манерой.

Ср. Elmes, "Memoirs of the lif and werks of Sir Christopher Wren" (Л., 1828).

Глубокие изменения всей культурной ситуации и, в частности, художественных вкусов в области архитектуры, оказались сфокусированными в творчестве и в самой личности Кристофера Рена, который по своему значению для эпохи справедливо ставится в один ряд с самыми замечательными англичанами XVII века - Шекспиром, Ньютоном и Мильтоном. Примечательно, однако, что, несмотря на разносторонность дарований, Рен уже далек от известного типа универсального человека Возрождения.

Кристофер Рен родился 20 октября 1632 года. Его жизнь свободна от мятежных исканий предшествовавшего поколения и до краев заполнена часто весьма смелым, но уверенным и планомерным развитием достигнутого в области точных наук, а затем и архитектуры. Изобразительные искусства, литература и вообще гуманитарные науки его, видимо, не увлекали. Сын настоятеля Виндзорского аббатства и племянник епископа, а значит, представитель привилегированной общественной прослойки, с ее устоявшимся бытом и влиятельными связями, Кристофер получил блестящее по тому времени образование и рано отдался научным интересам, обнаружив, как и многие представители его поколения, безразличие к политике.

Рен был членом кружка передовых университетских деятелей. Как математик, являлся, по свидетельству Ньютона, одним из трех наиболее выдающихся геометров своего времени. Рен был профессором астрономии в Оксфорде. Он изобрел многие, в том числе строительные механизмы, а впоследствии стал одним из основателей и первых президентов созданного в 1660 году Королевского общества (Английской академии наук). Однако Рен вошел в историю, прежде всего, как самый выдающийся зодчий своей страны. Хотя он неоднократно избирался в парламент (1685-1702), известно лишь одно его выступление - в связи с налогообложением для постройки госпиталя в Челси. Позднее он был возведен в дворянское звание и получил титул баронета.

К архитектуре Рен обратился сравнительно поздно, на тридцать третьем году жизни, и то после неоднократных настояний влиятельных заказчиков. Это само по себе свидетельствует о новом отношении к архитектуре, воспринимавшейся к тому времени как деятельность, требующая глубоких, многообразных знаний и широкого кругозора.

Первые заказы Рен получил благодаря своим связям в университетских и церковных кругах; это были театр Шелдона в Оксфорде, капелла Пемброк-колледжа в Кембридже (1663-1665) и несколько построек для Эмманюэл-колледжа. Затем его пригласили в Лондон в качестве консультанта в связи с перестройкой собора св. Павла. Огромный простор для строительной деятельности открылся после лондонского пожара 1666. Архитектор представил свой план реконструкции города и получил заказ на восстановление 52 приходских церквей. Рен предложил различные пространственные решения; некоторые здания построены поистине с барочной пышностью (например, церковь Сент-Стефан в Уолбруке). Их шпили вместе с башнями собора св. Павла образуют эффектную панораму города. Среди них следует упомянуть церкви Христа на Ньюгейт-стрит, Сент-Брайд на Флит-стрит, Сент-Джеймс на Гарлик-Хилл и Сент-Ведаст на Фостер-лейн. Если того требовали особые обстоятельства, как при строительстве церкви Сент-Мэри Олдермэри или Крайст-Черч-колледжа в Оксфорде (Башня Тома), Рен мог воспользоваться позднеготическми элементами, хотя, по его собственным словам, совсем не любил «отклоняться от лучшего стиля».

Для перестройки собора св. Павла, продолжавшейся с 1675 по 1711, Рен сделал несколько проектов; один из них лег в основу большого деревянного макета. Окончательный план очень напоминает структуру стоявшего прежде на этом месте средневекового собора, однако в решении интерьера архитектору удалось достичь пространственного единства главного нефа с обширным средокрестьем. Вознесенный на высоту 111 м купол остроумной конструкции, состоящий из трех оболочек, имеет ясную, гармоничную форму и превосходно согласуется в пропорциях с остальными частями здания.

Помимо сооружения церквей Рен выполнял частные заказы, одним из которых стало создание новой библиотеки Тринити-колледжа (1676-1684) в Кембридже. В 1669 он был назначен главным смотрителем королевских зданий. В этой должности он получил ряд важных государственных заказов, таких, как строительство госпиталей в районах Челси и Гринвич и нескольких зданий, вошедших в комплексы Кенсингтонского дворца и дворца Хэмптон-Корт.

За свою долгую жизнь Рен находился на службе у пяти сменивших друг друга на английском престоле королей и оставил свою должность лишь в 1718. Рен умер в Хэмптон-Корте 26 февраля 1723 и был похоронен в соборе св. Павла. Его идеи были подхвачены и развиты архитекторами следующего поколения, в частности Н.Хоксмором и Дж.Гиббсом. Он оказал заметное влияние на развитие церковной архитектуры в странах Европы и в США.

Готика Рена и влияние на нее мусульманской архитектуры

Кристофер Рен высоко оценил изысканность архитектуры мавританских мечетей и архитектуры мечетей в Османской империи, подробным изучением которой он занимался. Благодаря своему опыту и таланту, Кристофер Рен обнаружил в готической архитектуре Запада следы мусульманской архитектуры. Проведя глубокие исследования в различных структурных и декоративных элементах готического стиля, Рен убедился в том, что готика имеет мусульманские корни. Таким образом, Кристофер Рен выдвинул так называемую "Теорию сарацинов". Архитектор настаивал на том, что равно как история стиля, так и его физические характеристики указывают на мусульманское происхождение готики. Свою "Теорию сарацин" он основывает на следующем:

"Сегодня мы называем это готическим стилем в архитектуре. Но готы скорее разрушали, нежели строили. Думаю, что было бы логичнее называть его сарацинским стилем: ведь у готов не было желания ни творить, ни учиться. Потеряв эти два желания, Запад перенял все это от них, из их арабских книг, которые они так старательно перевели с греческого. Они были фанатами своей религии. Завоевывая с фантастической скоростью новые земли, они быстро возводили мечети и караван-сараи, что собственно и побуждало их осваивать новые виды строительства. Они придавали мечетям округлые формы. Им не нравились крестообразные формы христианских храмов.

Древние каменоломни, где жители древнего мира брали большие мраморные блоки, использующиеся при строительстве колоннад и архитравов, оказались заброшенными. Их средством передвижения были верблюды. Их дома были построены из небольшого камня. Колоны сооружались из маленьких кусочков, руководствуясь при этом собственной фантазией. При строительстве арок арабы использовали камень, легко поддающийся обработке, которого так много у нас в северном климате", - писал Кристофер Рен в своем труде "Parentalia".

Он также продолжил:

"Для неоготики, как еще называют этот стиль, характерны четыре особенности: готический модерн отличается своей легкостью, чрезвычайной энергичностью, изысканностью и изобилием чудных орнаментов. Если для неоготики характерна легкость строения, то для старого готического стиля - его массивность. Неотесанные готы не могли быть авторами архитектурного стиля, который отличается легкостью и грациозностью. Даи как готам может быть приписано это авторство, если впервые об это мстиле узнали только в X веке нашей эры? Это было несколько лет спустя после падения государств, созданных готами на руинах Римской империи. Это было время, когда даже само слово "гот" было окончательно стерто из человеческой памяти.

Рис.1

Согласно всем характерным признакам нового архитектурного стиля, его авторство може тбыть приписано исключительно маврам, или, как их еще называют, арабам или сарацинам, которые в своей архитектуре, равно как и в поэзии, выражают свои чувства. И в первом, и во втором случае мавры используют неправильные, но изысканные формы, их произведения переполнены излишними орнаментами, часто все это выглядит ненатурально. Как в архитектуре, так и в поэзии арабы дают волю фантазии, но эта фантазия - безгранична. Она воплощается в реальность, когда арабы, равно как и другие жители Востока, возводят свои дома или храмы, имеющие такой жене ординарный вид, как их собственные мысли. Если кто-нибудь сомневается в моих утверждениях, - давайте обратимся к тому, кто видел мечети и дворцы Феса или некоторые испанские соборы, построенные маврами.

Ярким примером этому может послужить церковь в Бургосе. Даже в этом городке мы без усилий найдем несколько примеров того, о чем идет речь. Стиль этих строений был ошибочно назван неоготическим, но его истинное название - арабский, сарацинский или мавританский. Европа познакомилась с этим стилем благодаря Испании. Будучи достаточно образованными, арабы чувствовали в себе силу. Они изучали философию, математику, физику, поэзию.

Рис.2

Их любовь к наукам вызывала восхищение. Арабских авторов читали во всех странах, которые находились не слишком далеко от Испании. Люди читали в переводе на арабский язык греческих авторов, которые в свою очередь были переведены на латынь.

Благодаря философии, физике, архитектуре арабы обрели славу в Европе. Многие церкви были построены на арабский манер. Некоторые храмы сочетали в себе массивность и грациозность. Внесение изменений в конструкцию построения из-за разных климатических условий, было незначительным, а то их вовсе и не было. В большинстве случаев в южной части Европы и в Африке до того времени, как окна начали стеклить, они делались в виде узкой полосы и размещались на большой высоте от земли, сохраняя внутри здания темноту и избегая этим самым попадания внутрь палящих солнечных лучей" (см. "Grose", 1808).

Почтительное отношение Кристофера Рена к мусульманской архитектуре было продемонстрировано в применении им нескольких мусульманских архитектурных решений в своих проектах. Влияние мусульманской архитектуры легко прослеживается в структуре куполов над приделами известнейшего проекта Кристофера Рена - собора святого Павла.

Рис.3 72

Влияние мусульманской архитектуры также прослеживается в использовании комбинации строительства купола и колокольни (см. рис.2). Этот архитектурный метод европейцы, в частности итальянцы в эпоху Возрождения, переняли у арабов.

Купол собора был построен в мусульманском стиле с применением техники угловых выступов, поддерживающих перекрытие (см. рис.1). В период строительства первых христианских церквей идея использования выступов, поддерживающих перекрытие, была незнакома. Именно мусульмане познакомили европейцев с этой техникой строительства куполов.

Сейчас явно прослеживается, что при строительстве колокольни церквиСент-Мэри-ле-Боу (1671-1683) в Лондоне на ее архитектора Кристофера Рена оказал влияние мусульманский минарет. Он использовал этот стиль, несколько изменив его (см. рис.3)

Кристофер Рен скончался в 1723 году в возрасте 91 года, оставив свое 300-летнееархитектурное наследие для того, чтобы ним наслаждались. Положительное отношение Кристофера Рена к влиянию мусульманской архитектуры на Европу является тем редким примером объективности со стороны западных ученых.

РЕН, КРИСТОФЕР (Wren, Christopher) (1632–1723), крупнейший английский архитектор и математик, автор проекта нового собора св. Павла в Лондоне и многих других церквей. Родился 20 октября 1632 в городке Ист-Нойл, в Уилтшире, в семье священника. учился в школе св. Павла в Лондоне, а затем в Уодем-колледже в Оксфорде. В 1657 Рен стал профессором астрономии в лондонском Грешэм-колледже, а четырьмя годами позже – в Оксфорде. С 1660 – член, а в 1680–1682 – президент Лондонского королевского общества.

В 1665, желая пополнить знания, Рен совершил путешествие во Францию и познакомился в Париже с итальянским архитектором Дж.Бернини. Впечатления от этой поездки стали одним из важнейших источников его творчества. Он также многое почерпнул из рисунков, гравюр и архитектурных трактатов Иниго Джонса . Некоторые принципы, которыми Рен руководствовался при создании своих проектов, были описаны им и могут быть восстановлены по сохранившимся записям.

Первые заказы Рен получил благодаря своим связям в университетских и церковных кругах; это были театр Шелдона в Оксфорде, капелла Пемброк-колледжа в Кембридже (1663–1665) и несколько построек для Эмманюэл-колледжа. Затем его пригласили в Лондон в качестве консультанта в связи с перестройкой собора св. Павла. Огромный простор для строительной деятельности открылся после лондонского пожара 1666. Архитектор представил свой план реконструкции города и получил заказ на восстановление 52 приходских церквей. Рен предложил различные пространственные решения; некоторые здания построены поистине с барочной пышностью (например, церковь Сент-Стефан в Уолбруке). Их шпили вместе с башнями собора св. Павла образуют эффектную панораму города. Среди них следует упомянуть церкви Христа на Ньюгейт-стрит, Сент-Брайд на Флит-стрит, Сент-Джеймс на Гарлик-Хилл и Сент-Ведаст на Фостер-лейн. Если того требовали особые обстоятельства, как при строительстве церкви Сент-Мэри Олдермэри или Крайст-Черч-колледжа в Оксфорде (Башня Тома), Рен мог воспользоваться позднеготическми элементами, хотя, по его собственным словам, совсем не любил «отклоняться от лучшего стиля».

Для перестройки собора св. Павла, продолжавшейся с 1675 по 1711, Рен сделал несколько проектов; один из них лег в основу большого деревянного макета. Окончательный план очень напоминает структуру стоявшего прежде на этом месте средневекового собора, однако в решении интерьера архитектору удалось достичь пространственного единства главного нефа с обширным средокрестьем. Вознесенный на высоту 111 м купол остроумной конструкции, состоящий из трех оболочек, имеет ясную, гармоничную форму и превосходно согласуется в пропорциях с остальными частями здания.

Помимо сооружения церквей Рен выполнял частные заказы, одним из которых стало создание новой библиотеки Тринити-колледжа (1676–1684) в Кембридже. В 1669 он был назначен главным смотрителем королевских зданий. В этой должности он получил ряд важных государственных заказов, таких, как строительство госпиталей в районах Челси и Гринвич и нескольких зданий, вошедших в комплексы Кенсингтонского дворца и дворца Хэмптон-Корт.

За свою долгую жизнь Рен находился на службе у пяти сменивших друг друга на английском престоле королей и оставил свою должность лишь в 1718. Рен умер в Хэмптон-Корте 26 февраля 1723 и был похоронен в соборе св. Павла. Его идеи были подхвачены и развиты архитекторами следующего поколения, в частности Н.Хоксмором и Дж.Гиббсом. Он оказал заметное влияние на развитие церковной архитектуры в странах Европы и в США.

СКАЗОЧНЫЙ СОН» ВЕРСАЛЯ

Марк Твен, посетивший Версаль в середине XIX в., писал: «Я ругал Людовика XIV, потратившего 200 миллионов долларов, когда людям не хватало на хлеб, но теперь я его простил. Это необыкновенно красиво! Ты смотришь, пялишь глаза и пытаешься понять, что ты на земле, а не всадах Эдема. И ты почти готов поверить, что это обман, только сказочный сон».

Действительно, «сказочный сон» Версаля и сегодня поражает масштабами регулярной планировки, пышным великолепием фасадов и блеском декоративного убранства интерьеров. Версаль стал зримым воплощением парадно-официальной архитектуры класси­цизма, выразившим идею рационально устроенной модели мира.

Сто гектаров земли в чрезвычайно короткое время (1666-1680) были превращены в райский уголок - главное место встречи фран­цузской аристократии. В создании архитектурного облика Версаля участвовали зодчие Луи Лево (1612-1670), Жюль Ардуэн-Мансар (1646-1708) и Андре Ленотр (1613-1700). В течение ряда лет они многое перестраивали и изменяли в его архитектуре, так что в на­стоящее время он представляет собой сложный сплав нескольких ар­хитектурных пластов, вбирающих характерные черты классицизма.

Средоточием Версаля является дворец , к которому ведут три сходящихся лучами подъездных проспекта. Расположенный на не­котором возвышении, дворец занимает гос­подствующее положение над местностью. Его создатели разделили почти полуки­лометровую протяжённость фасада на центральную часть и два боковых кры­ла - ризалита, придающих ему особую торжественность. Фасад представлен тремя этажами. Первый, выполняющий роль мас­сивного основания, оформлен рустом по об­разцу итальянских дворцов-палаццо эпохи Возрождения. Второй, самый большой, за­полнен высокими арочными окнами, меж­ду которыми располагаются ионические колонны и пилястры. Верхний ярус укоро­чен и завершается скульптурными группа­ми, придающими зданию особую наряд­ность и лёгкость пропорций. Ритм окон, пилястр и колонн на фасаде подчёркивает его классическую строгость и уничтожает однообразие внешней отделки.

Интерьеры дворца оформлены в барочном стиле: они изобилуют скульптурными украшениями, богатым декором в виде позолоченной лепки и резьбы, множеством зеркал и изысканной мебелью. Стены и потолки покрыты цветными мраморными плитами с чёткими геометрическими рисунками: квадратами, прямоугольниками и кругами. Живописные панно и гобелены на мифологические темы прославляют ля Людовика XIV. Массивные бронзовые люстры с позолотой довершают впечатление богатства и роскоши.

Залы дворца (их около 700) образуют бесконечные анфилады и предназначены для прохождения церемониальных шествий. В самом большом зале дворца - Зеркальной галерее (длина 73 м) - устраивались пышные балы и празднества. Окнам на стороне зала соответствовали зеркала на другой. При солнечном или искусственном освещении четыреста зеркал создавали исключительный пространственный эффект, передавая волшебную игру отражений: «В большой галерее зажигались тысячи огней, и отражались в зеркалах, покрывавших стены, в бриллиантах кавалеров и дам. Было светлее, чем днём; красота и величие блистали, точно во сне или в заколдованном царстве».

Спальня короля (зал Меркурия) расположена в центральной части дворца и обращена окнами в сторону восходящего солнца. Именно отсюда открывался вид на сходящиеся в одной точке магистрали, что символически напоминало о главном средоточии власти. С балкона взору короля открывалась вся красота Версальского парка.

Его главному создателю Андре Ленотру удалось связать воедино элементы архитектуры и садово-паркового искусства. В отличие пейзажных (английских) парков, выражающих идею единения с природой, регулярные (французские) парки подчиняли природу воле и замыслам художника. Версальский парк поражает чёткостью и рациональной организацией пространства, его рисунок точно выверен архитектором с помощью циркуля и линейки.

Аллеи парка воспринимаются как продолжение залов дворца, каждая из них завершается водоёмом. Множество бассейнов имеют четкую геометрическую форму. В гладких водных зеркалах в пред­закатные часы отражаются лучи солнца и причудливые тени, отбра­сываемые кустами и деревьями, подстриженными в форме куба, конуса, цилиндра или шара. Зелень образует то сплошные, непро­ницаемые стены, то широкие галереи, в искусственных нишах которых расставлены скульптурные композиции, гермы (четырёхгранные столбы, увенчанные головой или бюстом) и многочисленные вазы с каскадами тонких струй воды.

Аллегорическая пластика фонтанов, выполненных известными мастерами, призвана прославить царствование абсолютного монарха. «Король-солнце» представал в них то в облике бога Аполлона, то Нептуна, выезжающего из воды на колеснице или отдыхающего среди нимф в прохладном гроте.

Ровные ковры газонов поражают яркими и пестрыми красками с причудливым орнаментом из цветов. В вазах (их было около 150 тыс.) стояли живые цветы, которые меняли таким образом, что­бы Версаль был в постоянном цвету в любое время года. Дорожки парка посыпаны цветным песком, некоторые выстилали сверкаю­щей на солнце фарфоровой крошкой. Всё это великолепие и пыш­ность природы дополняли запахи миндаля, жасмина, граната и ли­мона, распространявшиеся из теплиц.

Была природа в парке этом

Как будто неживой;

Как будто с выспренним сонетом,

Возились там с травой.


Ни плясок, ни малины сладкой,

Ленотр и Жан Люлли

В садах и танцах беспорядка

Стерпеть бы не могли.

Застыли тисы, точно в трансе,

Равняли строй кусты,

И приседали в реверансе

Заученном цветы.


В. Гюго

Н.М. Карамзин (1766-1826), посетивший Версаль в 1790 г., рассказал о своих чувствах в «Письмах русского путешественника»: «Огромность, совершенная гармония частей, действие целого: вот чего и живописцу нельзя изобразить кистию!

Пойдем в сады, творение Ленотра, которого смелый гений везде сажал на трон гордое Искусство, а смиренную Натуру, как бедную невольницу, повергал к ногам его...

Итак, не ищите Природы в садах Версальских; но здесь на всяком шагу Искусство пленяет взоры...»

АРХИТЕКТУРНЫЕ ТВОРЕНИЯ КРИСТОФЕРА РЕНА

Блистательная архитектура Франции времен Людовика ХIV оказала влияние на творчество Кристофера Рена (1632-1723) - одного из самых выдающихся зодчих Англии. К архитектуре он обратился сравнительно поздно, когда ему было 33 года. До этого времени он был известен у себя на родине как математик и изобретатель, астроном и общественный деятель. В 1665 г. Рен предпринял поездку во Францию, где изучал творчество известных французских архитекторов.

В 1666 г. в результате большого пожара в Лондоне была уничтожена чуть ли не половина города. Современники удрученно говорили: «Лондон был, но его больше нет». Кристофер Рен сразу же приступил к разработке плана восстановления Сити - центральной части столицы. Трижды он предлагал королю свой план, отдалённо напоминавший планировку версальских садов Ленотра, но лишь в 1669 г. был назначен королевским архитектором.

Самым тщательным образом им были рассчитаны важнейшие узлы и магистрали города, ведущие к главным площадям. Активно участвуя в архитектурном строительстве, Рен регламентировал высоту построек, толщину стен, сложенных из кирпича. Из 87 сгоревших церквей Рен спроектировал более 50 новых, 35 восстанавливалось под его непосредственным руководством. Органично вписанные в окружающую местность, они объединяли архитектурное пространство, подчёркивая целесообразность и продуманность планировки.

Фасады церквей были оформлены в духе классицизма, в них преобладали прямые линии, размеренный ритм, утончённость отделки, во всем чувствовались устойчивость и сдержанная сила. Их главной отличительной особенностью стал большой купол и фасад с портиком перед главным входом. Интерьеры не поражали излишеством украшений и пышной парадностью, напротив, они в большей степени располагали присутствующих к сосредоточенности и внутренней собранности во время церковного богослужения.

Главное творение Кристофера Рена - собор Святого Павла (1675-1711), возведённый на руинах средневекового собора. Его огромный купол (111 м), возвышающийся над городом, виден почти отовсюду. Снаружи он поднят на высокий барабан, цилиндрическая форма которого оформлена колоннадой. Купол венчает тяжелый фонарь с проёмами для освещения. Фасад храма украшает глубокий двухъярусный портик с колоннами, образующий торжественный вход внутрь помещения. Интерьеры собора отличаются продуманностью оформления и благородством отделки.

Особенно поражает головокружительный эффект подкупольного пространства. При создании этого уникального сооружения Рен использовал не только элементы классицизма, но и барокко (башни западного фасада) и даже готики (опоры для купола и барабана).

Кристофер Рен строил не только церкви, но и парадные дворцы, университетские здания, библиотеки, госпитали, обсерваторию. В каждом из этих сооружений проявился необычайный талант великого архитектора. Его архитектурные творения вполне могли бы составить большой, тесно застроенный город. Придавая архитектуре исключительную роль в формировании национальной культуры, Рен писал в своих записках:

«Архитектура имеет свое политическое назначение; общественные здания являются украшением страны; она утверждает нацию, привлекает народ и торговлю; заставляет народ любить родную страну, каковая страсть - источник всех великих деяний в государстве...»

Блистательная архитектура Франции времен Людовика XIV оказала влияние на творчество Кристофера Рена (1632-1723) - од­ного из самых выдающихся зодчих Англии. К архитектуре он обра­тился сравнительно поздно, когда ему было 33 года. До этого време­ни он был известен у себя на родине как математик и изобретатель, астроном и общественный деятель. В 1665 г. Рен предпринял поезд­ку во Францию, где изучал творчество известных французских ар­хитекторов.

В 1666 г. в результате большого пожара в Лондоне была уничто­жена чуть ли не половина города. Современники удрученно говори­ли: «Лондон был, но его больше нет». Кристофер Рен сразу же при­ступил к разработке плана восстановления Сити - центральной части столицы. Трижды он предлагал королю свой план, отдалённо напоминавший планировку версальских садов Ленотра, но лишь в 1669 г. был назначен королевским ар хитектором.

Рисунок 7 Кристофер Рен. Собор Святого Павла. Лондон

Самым тщательным образом им были рассчитаны важнейшие узлы и магистрали города, ведущие к главным площадям. Активно участвуя в архитектурном строительстве, Рен регла­ментировал высоту построек, толщину стен, сложен­ных из кирпича. Из 87 сгоревших церквей Рен спро­ектировал более 50 новых, 35 восстанавливалось под его непосредственным руководством. Органично впи­санные в окружающую местность, они объединяли архитектурное пространство, подчёркивая целесооб­разность и продуманность планировки.

Фасады церквей были оформлены в духе класси­цизма, в них преобладали прямые линии, размерен­ный ритм, утончённость отделки, во всём чувствова­лись устойчивость и сдержанная сила. Их главной от­личительной особенностью стал большой купол и фасад с портиком перед главным входом. Интерьеры не поражали излишеством украшений и пышной па­радностью, напротив, они в большей степени распола­гали присутствующих к сосредоточенности и внутрен­ней собранности во время церковного богослужения.



Главное творение Кристофера Рена - собор Святого Павла (1675-1711), возведённый на руинах средневекового собора. Его ог­ромный купол (111 м), возвышающийся над городом, виден почти отовсюду. Снаружи он поднят на высокий барабан, цилиндрическая форма которого оформлена колоннадой. Купол венчает тяжёлый фо­нарь с проёмами для освещения. Фасад храма украшает глубокий двухъярусный портик с колоннами, образующий торжественный вход внутрь помещения. Интерьеры собора отличаются продуманно­стью оформления и благородством отделки. Особенно поражает голо­вокружительный эффект подкупольного пространства. При создании этого уникального сооружения Рен использовал не только элементы классицизма, но и барокко (башни западного фасада) и даже готики (опоры для купола и барабана).

Кристофер Рен строил не только церкви, но и парадные дворцы, университетские здания, библиотеки, госпитали, обсерваторию. В каждом из этих сооружений проявился необычайный талант вели­кого архитектора. Его архитектурные творения вполне могли бы со­ставить большой, тесно застроенный город.

Рисунок 8 Кристофер Рен. Госпиталь в Гринвиче

Придавая архитектуре исключительную роль в формировании национальной культуры, Рен писал в своих записках: «Архитектура имеет своё политическое назначение; обществен­ные здания являются украшением страны; она утверждает на­цию, привлекает народ и торговлю; заставляет народ любить родную страну, каковая страсть - источник всех великих дея­ний в государстве...»

В честь Кристофера Рена благодарные англичане воздвигли па­мятник в центре Лондона. Великий зодчий похоронен в соборе Свя­того Павла, надпись на его надгробии гласит: «...если ищешь памят­ник, оглянись».

Вопросы и задания

1. Почему Версаль можно отнести к выдающимся произведениям клас­сицизма?

2. Расскажите об архитектурных творениях Кристофера Рена. Какова его роль в осуществлении плана восстановления лондонского Сити после по­жара 1666 г.?

Творческая мастерская

Проведите для своих одноклассников заочную экскурсию по Версалю. Для её подготовки можно использовать видео- или диафильмы, слайды или открытки.

Познакомьтесь с картинами русского художника А.Н. Бенуа (1870- 1960) из цикла «Версаль. Прогулка короля». Как в них передана общая ат­мосфера придворной жизни французского короля Людовика XIV? Почему их можно рассматривать как картины-символы?

Рисунок 9 А.Н. Бенуа. Версаль. Прогулка короля. 1906. Москва

Попробуйте с помощью компьютерной графики спроектировать архи­тектурные сооружения или парк в стиле Версальского дворца.

Случайные статьи

Вверх