Официальный сайт газеты "Столица ПЛЮС" - Чеченская Республика, город Грозный
Курсы валют USD/RUB 66.8757 EURO/RUB 76.1848

25 Февраль 2017

Терроризм - угроза обществу

Терроризм остается одной из самых опасных и практически непрогнозируемых угроз современности, приобретающей новые формы и угрожающие масштабы. По мнению экспертов, в настоящее время наблюдается перерастание традиционного терроризма в технологический, когда теракты осуществляются с применением и против объектов техносферы.

Read more

Почему нам не нужен обязательный экзамен по истории?

 

На этой неделе министр образования и науки России Ольга Васильева заявила, что итоговый экзамен по истории должен стать обязательным. «Вот я, как историк, убеждена, что он должен быть обязателен», – сказала министр. Она также добавила, что вопрос требует обсуждения, а решение не будет приниматься «сиюминутно», но при этом справедливо подчеркнула, что не может «человек, пройдя 11-летнее обучение, не знать своей истории».

С последней мыслью сложно поспорить. Любой уважающий себя человек должен знать историю своей страны, должен уважать и понимать ее. Знание основ истории всегда входило, входит и будет входить в своеобразный «джентльменский» набор каждого образованного человека. Нам, россиянам, не знать историю России просто стыдно, а в некоторых случаях – даже позорно. Многие скажут, что не знать, когда Александр I на крови своего отца взошел на престол, не так уж и страшно. Но пробелы в образовании зачастую приводят к повторению трагических ошибок прошлого. Отсюда и появляются люди, которые, например, возвеличивают кровавого преступника Сталина, забывая про т.н. сталинские расстрельные списки. Известно по меньшей мере о 388 списках, которые собственноручно подписал «вождь», отправляя десятки тысяч человек на расстрел или в ГУЛАГ без суда, следствия и какой бы то ни было реальной вины. 

Однажды на занятиях по политологии, которые в Нефтяном университете ведет автор этих строк, я дал студентам третьего курса задание – написать небольшое эссе на тему: «Мой политический кумир». Не знаю, сможете ли вы представить мои разочарование и ужас, когда один из лучших студентов в группе написал про Иосифа Сталина. Своим идеалом в политике его назвал молодой чеченец, дедушек, бабушек и других родственников которого этот «идеал» одной далекой зимой выкинул из родных домов в холодные степи Средней Азии.

Вот тогда я, как никогда ясно, осознал, что учить историю крайне необходимо. Однако же я категорически против того, чтобы ЕГЭ по истории вошел в число обязательных экзаменов для всех выпускников. И прямо сейчас объясню почему. 

Во-первых, обратите внимание на то, как министр образования начинает аргументировать свою позицию – «я, как историк...», – говорит она. И тут мне моментально вспомнились мои вузовские преподаватели. Каждый из них на первой лекции без тени сомнения называл свой предмет самым главным, таким, без которого едва ли возможно физическое существование. 

Приходит на лекцию, например, преподаватель философии и заявляет: «Философия – царица наук, важнейшая дисциплина, которую вы все обязаны знать». На следующей паре преподаватель статистики с не меньшей гордостью утверждает: «Вся современная наука, экономика и управление основаны на статистике. Это самый главный предмет для каждого из вас!» Через семестр в аудиторию вразвалочку заваливается преподаватель маркетинга в малиновом пиджаке (так и было, не шучу!) и, свысока посматривая на неоперившуюся молодежь, замечает: «Маркетинг – ключевой предмет во всем вашем обучении. Учите его, если хотите чего-то добиться». 

Со временем до меня, наконец, дошло, что 99% преподавателей и ученых совершенно искренне считают, что именно их предмет – самый главный для человека и человечества. Ближе к четвертому курсу такие заявления из уст практически каждого педагога стали вызывать ироничную улыбку или плохо скрываемый сарказм. Наверное, поэтому я никогда не говорил своим студентам, что политология – важнейший предмет за все годы их обучения (хотя, чего греха таить, именно так я и считаю). 

К чему этот поток воспоминаний? Да к тому, что если через какое-то время в России будет министр, являющийся профессиональным географом, он будет точно так же заявлять, что нам нужен обязательный ЕГЭ по географии.

Есть и другая, куда более важная причина. Нынешние 11-классники и без того настолько сильно загружены, что еще один дополнительный экзамен станет для них сущей катастрофой. Начнем с того, что с 2022 года ЕГЭ по иностранному языку будет обязательным для всех. Значит, история может стать  уже четвертым обязательным предметом. А если выпускник собирается поступить на медицинский факультет, то ему нужно будет сдавать еще и биологию с химией. И это уже 6 экзаменов! А вдруг он до последнего не сможет выбрать между профессиями врача и экономиста? Тогда ему нужно сдавать еще и обществознание. А если он хочет поступить в престижный московский вуз, то вдобавок ко всему этому сплошному ужасу его ждет еще вступительный внутривузовский экзамен (ДВИ). Вам не кажется, что 8 экзаменов для ребенка – это полный кошмар и абсолютный перебор? Может, стоит пощадить их психику и здоровье? 

При этом даже сейчас, когда обязательных экзаменов всего два, старшеклассники и так загружены до предела. Я активно готовлю 11-классников к ЕГЭ по обществознанию. Пару месяцев назад я предупредил их, что на следующем занятии меня не будет, и предложил им назначить какое-нибудь дополнительное время, чтобы компенсировать пропущенные уроки. 

– Давайте в субботу в 14.30! – говорю я им. 

– Нет, я не могу, – отвечает одна девушка. – У меня в это время дополнительные по русскому. 

– А у меня по математике, – уверяет вторая. 

– И я тоже не смогу, – заявляет третий. 

Я предложил им еще четыре варианта, но ни один их не устроил. И вовсе не потому, что мои ученики лентяи, не желающие учиться (впрочем, такие тоже есть). А просто потому, что их расписание забито под завязку. Буквально каждый день они с 8.00-8.30 и до 13.00-14.00 находятся в школе на уроках. После они едва успевают наспех перекусить, а затем до 18 и даже 19 часов вечера готовятся с репетиторами. Ну хоть после этого они могут отдохнуть? Разве что часок-другой, поскольку надо же еще делать домашние задания.

Мои занятия обычно заканчиваются в полседьмого вечера. И в одной из моих групп один очень умный и любознательный юноша регулярно отпрашивается в 18.00, потому что ему надо ехать к репетитору по русскому языку, с которым он, видимо, занимается еще полтора-два часа. Провожая его взглядом, я невольно задаюсь мыслью: «Бедный парень...» Сколько длится учебный день этих детей? Нередко они занимаются по 10-12 часов в день на протяжении всей недели, включая воскресенье. А учебная неделя может составлять и 60, и 70, и даже 80 часов – вдвое больше, чем стандартная рабочая неделя любого работающего. 

Именно поэтому я горячо поддерживаю Ольгу Васильеву в ее стремлении повысить уровень знаний по истории среди подрастающего поколения. Но вводить еще один, уже четвертый обязательный ЕГЭ по этому предмету – излишняя мера. Давайте пожалеем наших детей!

 

Алихан Динаев

Read more

 

 

 

 

 

 

 

<< < Февраль 2017 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 26
27 28