Функционализм и структурализм как направления в психологии. Первые теоретические подходы в психологии: структурализм и функционализм

На протяжении XIX века химия и физика достигли значительного прогресса благодаря анализу, проводимому при разложении сложных соединений (молекул) на элементы (атомы). Успехи, достигнутые этими науками, вдохновили психологов на поиски психических элементов, сочетания которых порождали более сложные переживания. Быть может, подобно химику, разлагающему воду на водород и кислород, психологи смогут подвергнуть анализу вкус лимонада (восприятие), разлагая его на сладкий, горький и холодный элементы (ощущения). Основным приверженцем данного подхода в Соединенных Штатах являлся Э. Б. Титченер, психолог, работающий в Корнельском университете и проходивший подготовку у Вундта. Титченер ввел термин структурализм, означающий анализ психических структур, в качестве названия данной области психологии.

<Рис. Вильгельм Вундт основал первую психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. На фотографии он изображен в своей лаборатории со своими ассистентами.>

Однако некоторые психологи не приняли чисто аналитической природы структурализма. Уильям Джеймс, известный психолог, работающий при Гарвардском университете, полагал, что следует придавать меньшее значение анализу элементов сознания и уделить большее внимание его текучей индивидуальной природе. Разработанный им подход получил название функционализма, означающего изучение деятельности разума, позволяющей организму адаптироваться к окружающей среде и функционировать в ней.

Интерес психологов XIX века к процессу адаптации явился результатом публикации работ Чарльза Дарвина по теории эволюции. Согласно этой теории, сознание эволюционировало исключительно в силу того, что оно служило неким целям, направляя индивидуальную деятельность. Функционалисты утверждали, что для того чтобы выяснить, каким образом организм адаптируется к среде, необходимо наблюдать за его фактическим поведением. Тем самым функционализм расширил границы психологии, включив в число предметов ее изучения поведение. Тем не менее и структурализм и функционализм продолжали рассматривать психологию как науку об опыте сознания.

Основателем структурализма является ученик В. Вундта Э. Титченер.
Он родился в Англии, получил философское образование в Оксфордском университете. Затем переехал в Лейпциг, чтобы заняться экспериментальной психологией под руководством Вундта, и стал самым верным и последовательным его учеником. Через два года Титченер переехал в США, где создал крупнейшую в этой стране психологическую школу.
Титченер называл свою теорию структурализмом, так как главной задачей психологии считал экспериментальное исследование структуры сознания.
Для того чтобы выделить и описать элементы этой структуры, Титченер стремился усовершенствовать метод интроспекции, проводя специальную тренировку испытуемых. Он считал, что сочетание самонаблюдения с экспериментом и математикой сможет приблизить психологию к стандартам естественных наук.
Функционализм берет свое начало в Европе с работ австрийского профессора философии Ф. Брентано. В этих работах Брентано предложил новую концепцию развития психологии, противопоставив ее программе Вундта. Основной задачей психологии он считал описание работы сознания, состоящей из интенционалъных (направленных) актов. Брентано решительно отвергал методы Вундта, так как они позволяли изучить лишь результат, но не сам психический акт.
Взгляды Брентано нашли продолжение в работах К. Штумпфа — профессора философии, основавшего в Берлинском университете психологическую лабораторию. Он также считал, что предметом психологии должно стать изучение психологических функций (актов). Темой большинства экспериментальных работ Штумпфа явилось изучение восприятия музыкальных тонов. Эти работы внесли самый крупный после Гельмгольца вклад в исследование психологической акустики.
Хотя многие европейские ученые проявляли интерес к трудам Брентано и Штумпфа, настоящий расцвет функционализма связан с его американской школой, и прежде всего с работами У. Джемса. Джемс окончил Гарвардский университет, получив медицинское и художественное образование. Он был первым профессором психологии в Гарвардском университете, основателем первой в США психологической лаборатории, президентом Американской
психологической ассоциации. Благодаря Джемсу психология стала одной из самых популярных наук в Америке.
В своих психологических работах Джемс не столько представил целостную систему взглядов, сколько предложил набор концепций, которые послужили основой самых различных подходов — от бихевиоризма до гуманистической психологии. Одним из основных направлений исследований Джемса было изучение сознания, в котором он выделил такие свойства, как непрерывность, динамизм, избирательность.
Значительное внимание Джемс уделял проблеме личности, рассматривая ее как интегративное целое, что было принципиально новым для того периода. Джемс первым заговорил о роли самооценки и вывел формулу самоуважения. Ему принадлежит одна из самых известных теорий эмоций. Джемс по праву считается выдающимся американским ученым, внесшим большой вклад в развитие психологии, философии и педагогики.
Идеи, заложенные Джемсом, были развиты Д. Дьюи. Известный философ и педагог начинал свою карьеру в качестве психолога. Он основал в Чикагском университете школу, из которой вышли десятки американских психологов. В качестве предмета новой психологии Дьюи предлагал признать целостный организм, обладающий активностью по отношению к среде.
Чикагская школа функционализма представлена также именами Д. Энджелла и Г. Кэрра.
Наряду с Чикагской школой к функционализму примыкала Колумбийская школа, возглавляемая Р. Вудвортсом. Вудвортс изучал поведение, выделив важную роль мотивации и установки, что делает его работы актуальными и сегодня. В Колумбийской школе работали Д. Кеттелл и Э. Торндайк, создавшие предпосылки для развития дифференциальной психологии и бихевиоризма.
Вклад функционализма в развитие психологии очень важен, так как именно его представители показали значение поведения, которое наравне с сознанием должно быть включено в предмет психологии. Не менее важной была идея о целостности человека и социальной среды. Именно эти положения определили путь дальнейшего развития психологии.

Тема 1. Психология как наука

Предмет психологии и объекты её изучения. Психология в системе современного научного знания. Основные отрасли современной психологии. Первые теоретические подходы в психологии: структурализм и функционализм. Современные теоретические подходы: бихевиоризм, когнитивная психология, психоанализ, гуманистическая психология, эволюционная психология, культурно-историческая психология. Житейская и научная психология. Эмпирическое исследование в психологии. Способы получения эмпирических данных: экспериментальное и корреляционное исследование; наблюдение, опросы, тесты, анализ продуктов деятельности

Литература:

Основная:

Геррик Р., Зимбардо Ф. Психология и жизнь. 16-е издание. СПб: Питер, 2004. Главы 1-2.

Кун Д. Основы психологии. Все тайны человека. М.: Олма-Пресс Инвест, 2005. Глава 1.

Дополнительная:

Годфруа Ж. Что такое психология. М.: Мир, 1996. Главы 2-3.

Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. М: Юрайт, 2004. Глава 1-2.

Барлас Т.В. Психологический практикум для начинающих. М., 2014.

Хок Р.Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. СПб-М., 2003. С.7-15

Предмет психологии и объекты её изучения.

Слово психология образовано от корней «психе» - душа и «логос» учение, однако наблюдать душу очень сложно, поэтому психологию определяют как научное исследование поведения и психических процессов.

Поведение – это все, что мы делаем, сюда же относится видение снов. Обычно интересует проявленное поведение (наблюдаемые действия и реакции), но психологи изучают так же скрытое поведение, или приватные, внутренние действия, такие как мышление и припоминание.

Задачи психологии: описание (тщательное описание поведения), понимание причин поведения, предсказание (прогнозирование поведения), контроль (изменение условий, которые влияют на поведение предсказуемым образом). Таким образом, задачи психологии сводятся к следующим вопросам: какова природа того или иного поведения (описание), почему оно имеет место (понимание и объяснение), можем ли мы предсказать, когда оно будет иметь место (предсказание) и какие условия на него влияют (контроль).



В течение последних 100 лет психологи уделяли значительное внимание негативной стороне человеческого поведения, чтобы решить его проблемы. Сегодня, вектор внимания перемещается на положительную психологию, помогающую развить человеческий потенциал (любви, способностей и т.д.)

Психология в системе современного научного знания. Основные отрасли современной психологии.

Первые теоретические подходы в психологии: структурализм и функционализм.

Раньше психология изучалась как структура философии, изучающая знания, реальности и природу человека. Сама же психология начала изучаться только 100 лет назад.

История психологии как науки берет начало в 1879 году в Германии, Лейпциг, где «отец психологии» Вильгельм Вундт оборудовал первую психологическую лабораторию для изучения сознательного опыта: измерял формирование ощущений, образов чувств с помощью измерения стимулов (свет,звук, вес). Стимул, или раздражитель – любая физическая энергия, которая оказывает воздействие на организм и вызывает реакцию. Затем Вундт прибег к интроспекции, или «внутреннему взгляду», чтобы исследовать свои реакции на различные стимулы. Вундт назвал свой подход экспериментальным самонаблюдением. В течение многих лет он изучал зрение, слух, вкус, осязание, память, восприятие времени и многие другие предметы.

Идеи Вундта были перенесены США одним из его учеников Эдвардом Б.Титчиером. В Америке идеи Вундта получили название структурализма , поскольку они касаются структуры психической жизни. Структуралисты хотели расчленить опыт на базовые «элементы» путем интроспекции. Вскоре стало ясно, что восприятие у разных людей различается, поэтому метод интроспекции (внутреннего взлгляда) не может быть применим.

Структуриализм – школа мысли, ставившая перед собой цель расчленить ощущения и личный опыт на базовые элементы.

Американский ученый Уильям Джеймс расширил рамки психологии, включив в нее поведение животных, религиозный опыт, аномальное поведение и др. «Принципы психологии» (1890).

Термин «функционализм» является следствием интереса к тому, как функционирование сознания помогает нам приспосабливаться к своему окружению. Функционалисты хотели понять, как сознание, восприятие, привычки и эмоции способствуют выживанию и адаптации. Функционализм привнес в психологию животных и привел к изучению педагогической психологии. Научение делает нас более приспособленными, поэтому функционалисты пытались найти усовершенствования способов образования. + индустриальная психология (изучение людей в рабочей обстановке).

Функционализм – школа психологии, интересовавшаяся тем, как поведение и психические способности помогают людям приспособиться к своему окружению.

шпаргалка

7. Структурализм и функционализм

Основатель структурализма - Э.Титченер (1867-1928). Титченер считал, что содержанием психологии должно стать содержание сознания, упорядоченное в определенную структуру. Главные задачи психологии - предельно точное определение содержания психики, выделение исходных элементов и законов, по которым они объединяются в структуру.

Психику Титченер отождествлял с сознанием, а все, что за пределами сознания, причислял к физиологии. При этом «сознание» в концепции Титченера и обычное самонаблюдение человека - не одно и то же. Человек склонен совершать «ошибку стимула» - смешивать объект восприятия и восприятие объекта: описывая свой психический опыт, говорить об объекте.

Титченер отверг концепцию, согласно которой к выделенным Вундтом элементам сознания следует присоединить особые образования в виде умственных образов или значений, лишенных сенсорного характера. Это положение противоречило основаниям структурализма, так как сенсорные элементы (ощущения, образы) не могут создать несенсорные, чисто интеллектуальные структуры.

Титченер считал психологию фундаментальной, а не прикладной наукой. Он противопоставил свою школу другим направлениям, не вошел в Американскую психологическую ассоциацию и создал группу «Эксперименталистов», издавая «Журнал экспериментальной психологии».

Отвергая взгляд на сознание как устройство «из кирпичей и цемента», ученые, разрабатывавшие новое направление в психологии - функционализм, приходили к выводу о необходимости изучать динамику психических процессов и факторов, обусловливающих их ориентацию на определенную цель.

Практически одновременно с положениями Вундта идея о том, что каждый психический акт имеет определенную направленность на объекты внешнего мира, была высказана австрийским ученым Ф.Брентано (1838-1917). Начав свою деятельность в качестве католического священника, он оставил ее из-за несогласия с догматом о непогрешимости папы и перешел в Венский университет, где стал профессором философии (1873). Брентано предложил свою концепцию психологии, противопоставив ее господствовавшей в то время программе Вундта («Исследования по психологии органов чувств» (1907) и «О классификации психических феноменов» (1911)).

Главной для новой психологии он считал проблему сознания, необходимость определить, чем отличается сознание от всех других явлений бытия. Он утверждал, что позиция Вундта игнорирует активность сознания, его постоянную направленность на объект. Для обозначения этого непременного признака сознания Брентано предложил термин интенция. Она изначально присуща каждому психическому явлению и благодаря этому позволяет отграничить психические явления от физических.

Считая, что при обычном самонаблюдении, так же как и при использовании тех видов эксперимента, которые предложил Вундт, можно изучить лишь результат, но не сам психический акт, Брентано решительно отвергал принятую в лабораториях экспериментальной психологии процедуру анализа, считая, что она извращает реальные психические процессы и феномены, которые следует изучать путем тщательного внутреннего наблюдения за их естественным течением. Скептически относился он и к возможности объективного наблюдения, лишь ограниченно допуская этот метод в психологию, и, безусловно, очевидными считал только психические феномены, данные во внутреннем опыте. Он подчеркивал, что знание о внешнем мире носит вероятный характер Трусов В.П. Современные психологические теории личности. - Л.: Наука, 1990. .

К 70-м годам XIX века появилась потребность в том, чтобы разрозненные знания о психике для изучения объединить в особую научную дисциплину. Превращение психологии в самостоятельную науку стало возможным потому, что психология постепенно превращалась из науки описательной в науку экспериментальную. Начало в построении психологии как самостоятельной науки положили В. Вундт (1832 – 1920 гг.) и Ф. Брентано (1838 – 1917 гг.).

В. Вундт организовал в Лейпциге первый психологический институт (1875 г.). В связи с этим очень важным был выход в свет его труда "Основы физиологической психологии". В нём предметом психологии был признан "непосредственный опыт" - содержание сознания; главным методом - интроспекция (наблюдение субъекта за процессами в своём сознании, что требовало специальной длительной тренировки).

Одновременно с В. Вундтом философ Ф. Брентано изложил программу изучения психологии в работе "Психология с эмпирической точки зрения" (1874 г.). Согласно Ф. Брентано, область психологии - это не содержание сознания (ощущения, восприятия, мысли, чувства), а его акты, психические действия, благодаря которым оно появляется. Например, одно явление - свет, другое - акт видения света. По мышлению философа, изучение актов и есть уникальная сфера психологии.

В научных разработках уровень теоретических представлений о предмете психологии отличался от уровня конкретной эмпирической работы, где под власть эксперимента подпадал всё более широкий круг явлений.

Методы экспериментальной психологии начал разрабатывать немецкий психолог Г. Эббингауз (1850 – 1909 гг.).

Структурная психология Э.Титченера .

Э.Титченер (1867-1927) развивал вундтовские традиции и его понимание психологии как науки о непосредственном опыте. Свою науку он назвал структурной психологией. Ее задачи: 1) разложить душевное состояние на простейшие составные части; 2) найти законы соединения этих частей; 3) привести эти законы в связь с физиологической организацией.

Основоположником функционализма выступает У.Джемс (1842-1910). Джемс приходит к выводу, что психическая жизнь есть постоянная смена качественностей. В сознании нет связок. Оно течет непрерывно. Постоянная смена качественностей составляет поток сознания . В его не­прерывном потоке выделяются некоторые переходные состояния. Характерной чертой потока сознания является наличие психических обертонов, неопределенных образов, смутных и неотчетливых явлений сознания. Сознание отличается селективностью, т.е. избирательностью: в нем всегда одно состояние выдвигается вперед, другое, наоборот, отходит на задний план в соответствии с тем, что нужно, важно, интересно данному индивиду.

Все душевные процессы являются функцией мозговой деятельности.

Идеи Джемса дали начало новому направлению американской психологии - функционализму.

Наиболее ярко и последовательно это широко рас­пространенное в США в начале XX в. направление представлено психологами Чикагской школы (Дж. Дьюи, Дж.Р. Энджелл, А.У. Мур, Дж.Г. Кэрр и др.). Существовало до 1916 г., после чего перешло в бихевиоризм.

Функционализм вместо анализа сознания со сто­роны содержания требовал рассмотрения сознания со стороны его функции в поведении. Предметом изучения объявляется функция, т.е. операция. Изучить функцию - значит раскрыть ее ко­ординацию, с одной стороны, с организмом, с состоя­нием потребности, которую она удовлетворяет, и с внешней средой, на которую эта функция направлена. Психическая функция, рассматриваемая со стороны ее полезности в практических ситуациях, является инст­рументом приспособления к окружению.

Случайные статьи

Вверх