Место нахождения организации. Место нахождения и адрес юридического лица Место государственной регистрации местонахождение что писать

Проблема юридических и фактических адресов существует уже давно, хотя, казалось бы, все необходимые нормы для ее решения действуют. Однако если раньше проверить достоверность юридического адреса налоговым органам было не всегда под силу, то сейчас у них появились для этого новые инструменты.

В силу пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по местонахождению его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия - иного органа или лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица. Такой адрес получил название «юридический». Он отражается в «Едином государственном реестре юридических лиц» (ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом (пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее - Закон № 129-ФЗ).

Местонахождение юридического лица имеет существенное юридическое значение. Им определяется место исполнения обязательств, место уплаты налогов, подсудность споров. Указание недостоверных сведений об этом адресе в учредительных документах юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с обществом, не осуществляющим деятельность по указанному адресу, а также препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля. На эти обстоятельства указывают и суды (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.04.2009 г. № А19-13374/08-65-Ф02-1648/09).

…у многих организаций возникает вопрос: как быть, если при регистрации организации неизвестно, по какому адресу фактически будет располагаться организация.…


Кроме того, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в , а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя. Такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ о его адресе, ссылаться на данные, в него не внесенные, а также на недостоверность данных, в нем содержащихся. На это указал Пленум ВАС в постановлении от 30 июля 2013 г. № 61 (п. 1). А с 1 сентября 2013 г. норма, аналогичная данной позиции, будет закреплена в статье 165.1 ГК РФ (введена Федеральным законом № 100-ФЗ от 7.05.2013 г.). В ней указано, что под юридически значимыми сообщениями понимаются заявления, уведомления, требования, извещения или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица. Они влекут последствия для этого лица с момента их доставки лицу или его представителю.

При этом сообщение считается доставленным в тех случаях, когда оно поступило адресату, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или он не ознакомился с ним. Такое может произойти, например, в том случае, если организация по своему юридическому адресу не располагается. Действительный адрес организации (адрес арендованного или собственного помещения) в этом случае мы понимаем как фактический. Однако этот адрес не отражен ни в учредительных документах организации, ни в ЕГРЮЛ, то есть у налоговых органов, контрагентов или других лиц нет доступной информации о нахождении организации по такому адресу. Наличие адресов, отличных от юридического адреса, предусмотрено законодательством только в случаях постановки на учет филиала организации, ее представительства или обособленного подразделения

Ранее регистрирующий орган не был наделен полномочиями по проверке достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных на госрегистрацию. Однако с 30 июня 2013 г. все изменилось.

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее - Закон № 134-ФЗ), вступивший в силу с этой даты, внес несколько важных изменений в ГК РФ Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ) и Закон № 129-ФЗ.

Проверка достоверности сведений, заявленных при регистрации

Законом № 134-ФЗ в новой редакции изложена статья 51 ГК РФ. Пункт 3 этой статьи теперь гласит, что до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ, уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в реестр.

Параллельно перечень условий для отказа в государственной регистрации, содержащийся в статье 23 Закона № 129-ФЗ, был значительно расширен. И теперь подпунктом «р» пункта 1 этой статьи предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений об адресе местонахождения юридического лица.

На вопрос о том, при каких условиях сведения о юридическом адресе могут быть признаны недостоверными, поспешил ответить Пленум ВАС.

Что разъяснил Пленум

Пленум ВАС 30 июля 2013 г. издал постановление № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» (далее - Постановление № 61).

Судьи в первую очередь отметили, что поскольку отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом, регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе (то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом).

Однако такой отказ должен быть мотивирован исчерпывающим образом и содержать не только ссылку на норму закона, но и все конкретные обстоятельства, которые свидетельствуют о недостоверности сведений (п. 3 постановления № 61).

Обратите внимание

Сведения о «массовых адресах» размещаются для информационной поддержки налогоплательщиков на сайте ФНС России www.nalog.ru .

Об этом может свидетельствовать следующее:
  • «Массовый адрес». То есть согласно сведениям ЕГРЮЛ, он обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна: представители юридического лица по данному адресу не располагаются, корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т. п.
  • Адрес в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен.
  • Адрес является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства.
  • Адрес заведомо не может быть свободно использован для связи с юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т. п.).
  • Есть заявление собственника объекта недвижимости о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

При наличии хотя бы одного из этих условий сведения об адресе считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться. Пленум ВАС, однако, не разъясняет, что это за документы. А между тем Закон № 129-ФЗ содержит исчерпывающие перечни документов, представляемых на государственную регистрацию. Регистрирующий же орган не вправе возлагать на лицо, обратившееся с заявлением о госрегистрации, бремя подтверждения достоверности представленных сведений, в том числе дополнительных документов, помимо тех, что предусмотрены Законом (п. 4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ). Об этом и напомнил Пленум ВАС (п. 2 постановления № 61).

По какому адресу зарегистрировать «безофисную» организацию

У многих организаций возникает вопрос: как быть, если при регистрации организации неизвестно, по какому адресу фактически будет располагаться организация? То есть помещения еще не заключались и, возможно, не будут заключаться, поскольку в наличии офиса вообще нет необходимости. Могут ли отказать в регистрации или «перерегистрации» компании, если она заключила договор аренды помещения, непригодного для ведения ее деятельности? Такие ситуации небезнадежны. Пленум ВАС сделал два важных замечания.

Во-первых, адрес юридического лица может отличаться от адреса, по которому осуществляется его непосредственная деятельность, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т. п.). Ведь по юридическому адресу должен располагаться постоянно действующий орган. Поэтому регистрирующий орган не вправе отказывать в госрегистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации (п. 4 Постановления № 61).

Во-вторых, регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима, но только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие. Согласие предполагается, если этот адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (например, адрес гендиректора).

Чем грозит недостоверный адрес

Последствиями недостоверности юридического адреса организации могут быть:

Ликвидация юридического лица

Если у регистрирующего органа в наличии будет информация о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна, он направляет ему, его учредителям, генеральному директору уведомления о необходимости представить в регистрирующий орган достоверные сведения об адресе. Если такие сведения не представлены в разумный срок, он может обратиться в арбитражный суд с требованием о (п. 6 постановления № 61);

Расторжение договора банковского счета

Банки обязаны идентифицировать лиц, находящихся у них на обслуживании и устанавливать в отношении юридических лиц, в частности, адрес их местонахождения (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 7.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», далее - Закон № 115-ФЗ). Они также обязаны систематически обновлять информацию о Клиентах (п. 3 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Таким образом, достоверная информация о местонахождении юридического лица является существенным условием договора банковского счета как при его заключении, так и при исполнении этого договора. Поэтому непредставление клиентом необходимых сведений при изменении его идентификационных признаков может служить основанием для расторжения банком договора в силу Закона о противодействии легализации преступных доходов (постановление Президиума ВАС от 27.04.2010 г. № 1307/10);

Неполучение документов от налоговых органов

Неполучение документов от налоговых органов (требований о представлении документов, уплате налогов и т. п.). С 30 июля 2013 г. в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте, они должны быть направлены налогоплательщику - российской организации (ее филиалу, представительству) - по адресу ее местонахождения (местонахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в ЕГРЮЛ. Такие изменения в пункт 5 статьи 31 НК РФ внес Закон № 134-ФЗ. Документы, направленные на «официальные» адреса, будут считаться полученными на шестой день со дня их отправки заказным письмом, даже если налогоплательщик фактически их не получил (п. 4 ст. 31 НК РФ в ред. Федерального закона от 23.07.2013 г. № 248-ФЗ);

Нарушение порядка постановки на учет у налоговиков

Привлечение к налоговой ответственности за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе. Любое территориально обособленное от организации подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места, признается обособленным подразделением организации. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется такое подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ).

Таким образом, если организация ведет деятельность по адресу, отличающемуся от юридического, то этот адрес формально является местонахождением ее обособленного подразделения. О таком обособленном подразделении организация должна сообщить в налоговый орган в течение одного месяца со дня его создания (пп. 3 п. 2 ст. 23, п. 1 ст. 83 НК РФ). Пунктом 2 статьи 116 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность за ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ в виде штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. рублей (письмо Минфина от 03.09.2012 г. № 03-02-07/1-211, постановление ФАС Московского округа от 25.07.2012 г. по делу № А40-123199/11-20-500). Хотя не исключено, что налоговые органы воспользуются разъяснениями Минфина, данными в письме от 17 апреля 2013 г. № 03-02-07/1/12946, и привлекут организацию к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы сведений (если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 НК РФ). Тогда размер штрафа составит всего 200 рублей за каждый непредставленный документ. Однако рассчитывать на такую лояльность налоговых органов, по нашему мнению, не стоит.

Кроме того, если организация фактически не располагается по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, ей следует « » по достоверному (фактическому) адресу, а не регистрировать «мнимое» обособленное подразделение. За указание недостоверных сведений о юридическом лице, в том числе о его адресе, предусмотрена административная ответственность.

Представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в соответствии с частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность в виде предупреждения либо наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 5 тыс. рублей.

Юлия Синицына , ведущий эксперт-юрист Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт», для журнала «Консультант»


Процесс госрегистрации без труда

С бератором «Юрист на предприятии» вы с легкостью реорганизуете свою фирму, создадите новую, разрешите любой конфликт с контрагентами и с честью пройдете процедуру любой проверки.

Согласно ст. 52 ГК РФ в учредительных документах коммерческой организации должно быть указано место ее нахождения.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (ст. 54 ГК РФ, ст. 8 Закона о регистрации).

В качестве местонахождения должен быть указан конкретный адрес, по которому размещается орган управления юридического лица (в учредительных документах при этом необходимо определить, какой конкретно орган управления размещается по месту нахождения юридического лица), данный орган должен быть постоянно действующим (генеральный директор, правление).

При государственной регистрации организаций не допускается требование гарантийных писем и иных документов, подтверждающих место их нахождения, указанное в учредительных документах. Ответственность за ущерб, который может быть причинен третьим лицам ввиду недостоверности указанного местонахождения, несут учредители организации.

Налоговым органам предоставлено право осуществления контроля соответствия указанного в учредительных документах места нахождения действительному размещению организации. Обнаружив нарушения, налоговые органы обращаются в арбитражный суд с исками о ликвидации организаций. Позицию суда по данной категории дел можно проиллюстрировать следующим примером из практики*(293).

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 13 по Северному административному округу г. Москвы (ИМНС N 14 по САО г. Москвы) обратилась в Арбитражный Суд г. Москвы с иском о ликвидации общества с ограниченной ответственностью (ООО) "Ремарсеналстрой".

Исковые требования мотивированы тем, что ООО "Ремарсеналстрой" зарегистрировано Московской регистрационной палатой 16 октября 2000 г. с местонахождением по адресу: г. Москва, ул. Куусинена, д. 7, указанному в учредительных документах, однако в ходе проведения контрольных мероприятий по установлению местонахождения юридических лиц, поставленных на учет в качестве налогоплательщиков в ИМНС N 14 по САО г. Москвы, было установлено, что ООО "Ремарсеналстрой" по вышеуказанному адресу не находится, помещение в качестве местонахождения органа управления либо основного места деятельности не используется; актом от 14 апреля 2003 г., составленным с участием собственника помещения по адресу: г. Москва, ул. Куусинена, д. 7 (ООО "Ассоль Ко"), подтверждено, что договор о совместной деятельности от 16 октября 2000 г. N 7, по которому ООО "Ассоль Ко" предоставило обществу помещение для размещения его руководящего органа, расторгнут 6 декабря 2000 г. по инициативе ООО "Ремарсеналстрой".

В связи с указанными обстоятельствами истец просил ликвидировать ООО "Ремарсеналстрой" в соответствии с ч. 2 ст. 61 ГК РФ, поскольку указанное общество указало в своих учредительных документах недостоверные и не соответствующие действительности сведения о своем местонахождении, что является грубым и длящимся правонарушением норм ст. 54 ГК РФ.

Решением от 30 июня 2003 г. в иске отказано в связи с необоснованностью доводов истца об указании ответчиком недостоверного адреса, поскольку местонахождение ООО "Ремарсеналстрой", указанное в п. 3.7 Устава, определяется местом нахождения постоянно действующего органа управления - генерального директора, а в соответствии с договором о совместной деятельности, заключенным между ООО "Ассоль Ко" и ООО "Ремарсеналстрой" N 9 от 16 октября 2000 г., ООО "Ассоль Ко" предоставляет ООО "Ремарсеналстрой" помещение для размещения его руководящего органа площадью 6 кв. м по адресу: 123308, г. Москва, ул. Куусинена, д. 7. При этом суд также сослался на то, что доказательств расторжения или признания недействительным договора о совместной деятельности N 9 от 16 октября 2000 г. суду не представлено, а акт от 14 апреля 2003 г. надлежащим доказательством не является.

В кассационной жалобе истец просит отменить решение и принять новое решение о ликвидации ООО "Ремарсеналстрой", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, поскольку ответчик при внесении сведений в Единый государственный реестр юридических лиц указал недостоверный адрес, что свидетельствует о нарушении закона при создании этого общества, при подаче сведений для его государственной регистрации и продолжает нарушать закон в настоящее время, указывая недостоверные данные в подаваемых в налоговую инспекцию бухгалтерских и иных документах, а также на то, что факт расторжения договора о совместной деятельности N 9 от 16 октября 2000 г. подтвержден ООО "Ассоль Ко" в акте от 14 апреля 2003 г.

Кассационная инстанция не нашла оснований для отмены решения исходя из следующего. Истец обосновывал свое требование о ликвидации ответчика тем, что ООО "Ремарсеналстрой" допустило нарушения закона как при создании общества, так и при подаче сведений для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, поскольку этим обществом были представлены недостоверные сведения о месте нахождения юридического лица и его постоянно действующего органа управления.

Суд обоснованно отклонил эти доводы, сославшись на то, что в соответствии с п. 3.7 Устава ООО "Ремарсеналстрой" место нахождения общества определяется местом нахождения генерального директора общества, а в соответствии с договором о совместной деятельности от 16 октября 2000 г. N 9, заключенным между ООО "Ассоль Ко" и ООО "Ремарсеналстрой", последнему предоставлено помещение для размещения руководящего органа по адресу: г. Москва, ул. Куусинена, д. 7. Именно этот адрес и был указан ООО "Ремарсеналстрой" в качестве места нахождения юридического лица.

Довод истца о том, что указанный договор о совместной деятельности расторгнут, обоснованно отклонен судом как недоказанный, поскольку в соответствии со ст. 450, 452 ГК РФ расторжение договора возможно по соглашению сторон или по решению суда, при этом соглашение сторон о расторжении договора производится в той же форме, что и договор.

Надлежащих доказательств расторжения договора о совместной деятельности от 16 октября 2000 г. N 9 (письменное соглашение сторон) суду не представлено; акт от 14 апреля 2003 г. обоснованно не принят судом в качестве надлежащего доказательства расторжения договора, поскольку этот акт не является соглашением сторон о расторжении договора.

Кроме того, даже если договор о совместной деятельности расторгнут 6 декабря 2000 г., до момента его расторжения договор является действующим, поэтому место нахождения ООО "Ремарсеналстрой", указанное в учредительных документах на момент его создания, на момент внесения сведений в реестр юридических лиц и на момент постановки на налоговый учет (т.е. соответственно на 16 октября 2000 г. и на 24 октября 2000 г.) соответствовало адресу, предоставленному по договору о совместной деятельности от 16 октября 2000 г. N 9, в связи с чем отсутствуют основания для вывода о том, что ответчиком были представлены недостоверные сведения о месте нахождения юридического лица и о нарушении при его создании и государственной регистрации ст. 54 ГК РФ.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", а также в соответствии с новой редакцией ч. 2 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона или иных правовых актов допускается, если эти нарушения носят неустранимый характер.

На основании изложенного кассационная инстанция пришла к выводу, что решение принято при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для его отмены по доводам кассационной жалобы.

Вопрос о возможности осуществления предпринимательской деятельности в жилых помещениях в настоящее время решается следующим образом. В соответствии с п. 3 ст. 288 ГК РФ размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое.

Конституционность данной нормы подтверждена определением Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2000 г. N 262-О*(294).

Отказывая в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Беляева Сергея Ивановича, Конституционный Суд РФ в своем определении указал следующее.

В своей жалобе в Конституционный Суд РФ С.И. Беляев просит признать не соответствующим ст. 34 и 35 Конституции Российской Федерации п. 3 ст. 288 ГК РФ. Статья 288 ГК РФ, регламентирующая вопросы собственности на жилое помещение, не препятствует собственнику размещать в принадлежащем ему жилом помещении предприятия, учреждения, организации, указывая в качестве условия такого размещения лишь на необходимость перевода помещения из жилого в разряд нежилых в порядке, определенном жилищным законодательством.

Законодательно установленное требование перевода жилого помещения в нежилое, обусловленное определенными целями использования помещения, а также необходимостью защиты интересов других лиц, само по себе - вне связи с тем, на каких условиях и в каком порядке оно осуществляется, - не может рассматриваться в качестве положения, ущемляющего права граждан, закрепленные в ст. 34 и 35 Конституции Российской Федерации. Следовательно, жалоба С.И. Беляева в части, касающейся проверки конституционности п. 3 ст. 288 ГК РФ, не может быть признана допустимой по смыслу ст. 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", согласно которым гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод.

ЖК РФ в ст. 17, определяя назначение жилого помещения и пределы его использования, также устанавливает, что жилое помещение предназначено для проживания граждан. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств. Вместе с тем допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Московское законодательство допускает регистрацию в г. Москве субъектов малого предпринимательства, учрежденных физическими лицами без участия юридических лиц, иностранных партнеров, а также созданных не на основе аренды и выкупа государственного (муниципального) имущества, по месту жительства учредителей (ст. 5 Закона г. Москвы от 28 июня 1995 г. N 14 "Об основах малого предпринимательства в г. Москве"*(295)).

Место нахождения юридического лица нередко отождествляют с его юридическим адресом. Гражданское законодательство эти понятия разграничивает, наделив каждое собственным значением. Однако определенная взаимосвязь между ними, безусловно, существует.

Необходимые реквизиты

Наименование и место нахождения юридического лица являются обязательными атрибутами компании (54-я статья Гражданского кодекса). В наименовании, помимо ее отличительного названия, необходимо отразить организационно-правовую форму предприятия. То есть, должно быть понятно, что это: общество с ограниченной ответственностью, унитарное предприятие, акционерное общество или иной вид организации.

Под местом нахождения юридического лица подразумевается населенный пункт или муниципальное образование, в котором организация регистрируется, например – «г. Санкт-Петербург», «Муниципальный округ «Камышовка»» и т.д. Точный адрес с указанием улицы, дома, корпуса в данном случае не подразумевается.

Сведения о месте нахождения юридического лица помогают индивидуализировать «одноименные» компании, занимающиеся разной коммерческой деятельностью. Например, вычленить из множества фирм с названием «Кристалл», именно ту, что зарегистрирована в Ленинградской области.

Место нахождения юрлица фиксируется:

    в его учредительных документах;

Как определяется место нахождения организации

Как уже отмечалось, место нахождения юридического лица определяется по месту его официальной регистрации органами ФНС. По общему правилу она должна осуществляться на территории нахождения постоянно функционирующего исполнительного органа компании, либо другого органа/лица, которому организация делегировала полномочия выступать от своего имени.

Если адрес места нахождения юридического лица - это указание населенного пункта его регистрации, то его юридический адрес должен содержать подробную информацию. Он нужен не для идентификации налогоплательщика, а для возможности с ним связаться посредством почтовых отправлений. То есть нужно, чтобы он содержал все реквизиты, необходимые для доставки писем: индекс, населенный пункт, номер дома/строения, номер офиса, и т.д.

Два важных правила, касающихся юридического адреса компаний, установлены в п. 3 ст. 54 ГК РФ;

    он также указывается в ЕГРЮЛ;

    он должен быть в пределах территории, указанной как местонахождение юрлица.

Например, если местом нахождения юридического лица является Санкт-Петербург, его юридический адрес не может быть в Москве. В то же время юридический адрес может не совпадать с адресом фактического расположения предприятия. Но если компания из-за этого своевременно не получит юридически значимую корреспонденцию (из суда, налоговых органов, трудовых инспекций, претензии от недовольных потребителей и т.п.), она несет риск негативных последствий, так как будет считаться, что письма ею получены.

Изменение адреса места нахождения юридического лица

Организациям, особенно коммерческим, часто приходится менять локацию, переезжать на новые адреса. Изменением места нахождения юридического лица является его переезд в иной населенный пункт / муниципальное образование. Вне зависимости, меняется ли при этом ФНС, к которому оно было прикреплено, юрлицо обязано уведомить налоговиков (в течение 3-х дней) о смене своего места нахождения и точного адреса.

Если изменение места нахождения юридического лица фиксируется в Уставе организации, основанием для его коррекции служит решение (протокол) участников/учредителей о предстоящей смене местонахождения. В налоговую инспекцию подается заявление (форма Р13001) – с просьбой зарегистрировать соответствующие изменения в ЕГРЮЛ. К нему также добавляются (ст. 17 закона о госрегистрации от 08.08.2001 № 129-ФЗ):

    решение/протокол собрания учредителей о смене местонахождения компании;

    2 оригинальных экземпляра Устава;

    документы, подтверждающие полномочия юрлица зарегистрироваться на новом месте (договор аренды, договор купли-продажи помещения, и т.п.);

По итогу подачи этих документов, организация должна получить скорректированный Устав, лист записи ЕГРЮЛ о регистрации изменений, где зафиксировано новое расположение фирмы.

Если изменения в Устав при смене адреса не вносятся (например, в Уставе указан только город места нахождения фирмы и переезд происходит в пределах этого города), уведомление о новом адресе подается в ИФНС по форме Р14001 . При этом прилагаются:

    решение/протокол собрания участников;

    подтверждающие новый адрес документы.

Если после переезда компания попала под «юрисдикцию» другой налоговой службы, ей предстоит регистрация по месту нахождения юридического лица – уже в новой ФНС.

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про различия между понятиями адрес и место нахождения юридического лица.

Сегодня вы узнаете:

  1. Чем отличаются адрес и местонахождения юрлица;
  2. Какими особенностями обладает юридический адрес;
  3. Какие шаги нужно предпринять для того, чтобы сменить юридический адрес;
  4. Какими могут быть последствия, если не совпадают юридический и фактический адрес.

Для легального ведения коммерческой деятельности предприниматели обязаны , через которое и от лица которого эта деятельность будет реализовываться. Юридическое лицо имеет обязательные три атрибута: устав (учредительные документы), исполнительный орган (руководителя) и место нахождения. Что касается последней составляющей, то запутанность терминологии в связи с понятием «адрес» увеличилась еще больше в свете последних поправок, внесенных в текст законов. Постараемся распутать этот клубок наименований.

«Народные» понятия и «термины в законе»

В повседневной жизни принято говорить о юридическом и фактическом адресах. Под юридическим адресом подразумевают адрес офиса компании, куда можно отправить корреспонденцию, он фигурирует в документообороте.

Под фактическим имеют в виду реальное месторасположение предприятия (цеха, торговой точки, столовой и т. д.), где занимаются производством, реализуют товары или предоставляют услугу, иными словами – занимаются тем, ради чего организация создавалась.

В законодательных актах до 2014 года существовало единственное понятие – место нахождения юридического лица. По предписанию законодательства, оно значилось в учредительных документах и зависело от места государственной регистрации предприятия в .

После 2014 года законодатель видоизменил прежнее понятие и добавил к нему еще одно новое.

Рассмотрим их:

Место нахождения юридического лица – населенный пункт, который указан как адрес регистрации юрлица. Как и прежде, обязательным условием будет постоянное присутствие там исполнительного органа или правомочного заместителя – то есть физического лица, наделенного полномочиями действовать в интересах юридического лица без предъявления доверенности.

Адрес юридического лица – адрес, через который с юрлицом обеспечивается связь, доставляется юридически значимая корреспонденция. То есть должны быть указаны улица, номер дома, корпус, номер помещения или квартиры.

Согласно изменениям, теперь в учредительных документах можно прописывать только место нахождения организации, например, город, в котором она зарегистрировано (при желании можно указать там адрес – то есть более полную информацию – закон этого не запрещает).

В схеме старые и новые данные выглядят так:

Закон также уточняет, что юридический адрес должен находиться в пределах места нахождения организации. Например, если в учредительных документах таким местом указан город Геленджик, то юридический адрес не может значиться как город Сочи, улица Следопытов, 9/41 офис 31, так как Сочи никак не входит в состав Геленджика.

Мы привели намеренно утрированный пример для лучшей наглядности несоответствия, однако, в жизни нередки случаи, когда административное деление или расположение самой компании вызывает вопросы.

Например, в Краснодарском крае вблизи города Абинска разбиты яблоневые сады. Компания называется ООО «Алма Продакшн». При регистрации организации встал вопрос о присвоении официального адреса, так как и офисы, и сады располагались в одном месте между двух городов и «неизвестно где». Вопрос был решен, и в официальных документах появился адрес «1780 метров восточнее города Абинска».

Особенности юридического адреса

Помимо того, что без юридического адреса не удастся зарегистрировать фирму, у него имеется ряд важных функций, перечислим их:

  • Корреспонденцию от государственных органов возможно получать только по юридическому адресу – так как при рассылке они сверяются только с записью в ЕГРЮЛ. Таким образом, на этот адрес приходят официальные письма, оригиналы документов, извещения из фондов, решения судебных органов;
  • Юридический адрес указывается во всех реквизитах при заключении сделок и составлении договоров;
  • Теоретически учредительные документы и архив организации должны храниться только по юридическому адресу. На практике это возможно только при совпадении всех видов адресов, что бывает крайне редко. Однако при проверках ИФНС учредительные документы должны находиться именно по этому адресу;
  • Исполнительный орган в лице директора, руководителя или президента также должны находиться на рабочем месте по юридическому адресу. По крайней мере, во время проверок налоговых структур.

Организация в полной мере отвечает за неполучение или несвоевременное получение официальных писем по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. А также в том случае, если по заявленному адресу нет ни самой компании, ни представителя. Вся сложность в том, что в глазах закона эти письма по умолчанию будут считаться полученными, и последствия несвоевременного реагирования на них ложатся на организацию. Многие предприниматели пользуются секретарскими услугами – на месте официальной регистрации дежурит человек и пересылает их корреспонденцию по такому адресу, чтобы письма точно дошли до адресата.

Пошаговая инструкция смены местонахождения и адреса юридического лица

С начала 2016 года законодатель изменил порядок, по которому предприятия могут сменить место нахождения своего юридического лица.

Теперь процедура разделена на два этапа:

  1. Организация оповещает ФНС не позже чем через три дня после того, как принято решение о смене адреса, если при этом меняется и место нахождения . Используется форма заявления N . К заявлению прилагаются:
  • Решение компании со сведениями о смене места нахождения;
  • Решение о добавлении изменений в уставные документы.

В ответ на эти действия ФНС, во-первых, принимает заявление и вносит изменения в ЕГРЮЛ, во-вторых, пересылает все документы в налоговую по новому месту расположения.

Пример . Компания ООО «Лютик» переезжает из города А в город В. В их значится город А, поэтому им придется изменить данные устава, действуя согласно вышеизложенному пункту. Если бы они сменили адрес, но остались бы в пределах одного города, устав не пришлось бы переделывать, так как место нахождения остается тем же самым.

  1. По истечении двадцати одного дня после регистрации новых данных в ЕГРЮЛ организация обращается в место регистрации по своему новому месту расположения . Таким образом, через форму N компания регистрирует свой новый адрес. При этом обязательно подаются сопутствующие документы:
  • Подтверждение права пользоваться помещением под организацию. Например, гарантийное письмо, свидетельство о праве собственности или договор об аренде;
  • Решение о добавлении изменений в уставные документы;
  • Обновленный устав с внесенными в него изменениями;
  • Подтверждение оплаты государственной пошлины.

В том случае, если преобразования в организации не коснутся данных в учредительных документах, то есть меняется только адрес внутри города, законом предусмотрен только один шаг. Необходимо также не позднее трехдневного срока уведомить регистрирующий орган через заявление по форме N Р14001.

После поправок в законе от 2014 года не существует конкретных сроков внесения новых данных по адресу в ЕГРЮЛ. Однако не стоит с этим медлить, чтобы не получить из налоговой требование предоставить актуальную информацию по адресу.

Иногда компания не виновата в том, что в данных о ее расположении происходят изменения. Это возможно в том случае, если муниципальные власти сами вносят изменения в топонимику или административно-территориальное деление. Например, если переименовывается город или улица, или город начинает относиться к новому субъекту РФ. Только адрес с учетом таких изменений будет считаться действующим.

При каких бы обстоятельствах ни менялся адрес, организации следует сообщить об изменениях своим деловым партнерам. В договорах всегда прописываются адреса обеих сторон, и именно к этим документам прибегают, когда хотят быстро узнать адрес организации, поэтому соответствующие изменения должны быть вовремя внесены в бланки и сообщены контрагенту.

Выбор юридического адреса

В идеале место, где находится организация, и ее адрес в ЕГРЮЛ должны совпадать, но на практике это встречается не более чем у двадцати процентов организаций. Если по ряду причин нельзя указывать в качестве юридического адрес настоящей адрес деятельности компании, предпринимателям приходится искать выход из ситуации.

Рассмотрим возможные решения:

  • Заявить как юридический адрес действительное место проживания учредителя. Судебная практика по этому варианту очень противоречива, хотя формально это не запрещено законом. К минусам подобного решения относится, как было сказано, неровность отношения со стороны законодателя, а также возможность проверок налоговых органов – тогда придется принимать налоговиков у себя;
  • Использовать адрес арендованного помещения. К минусам относится зависимость от решений арендодателя. Впрочем, рисков можно избежать, если отнестись внимательно к составлению договора аренды;
  • Указать адрес нежилого помещения, которое находится во владении одного из учредителей. Самый идеальный вариант, но и самый редкий – далеко не все бизнесмены располагают недвижимым имуществом;
  • Купить юридический адрес, по которому фирма никогда не будет располагаться. Такой адрес нужен для самого факта регистрации фирмы в ЕГРЮЛ.

Последний пункт в виде покупки адреса пользуется большой популярностью. Интернет изобилует предложениями такого рода.

Однако предприниматель может подвергаться некоторым рискам:

  1. Адрес окажется отнесенным к так называемым «черным спискам» массовой регистрации (хотя в разумных пределах закон не запрещает регистрацию нескольких юридических лиц на один адрес).
  2. Приобретенный пакет документов на помещение может оказаться подделкой.

Признаки ненадежного юридического адреса

До регистрации в ЕГРЮЛ юридический адрес проверяется на достоверность.

Есть несколько признаков, которые могут насторожить и заставить задуматься о законности его использования:

  • На этот адрес уже зарегистрировано несколько юридических лиц, и связь с ними по нему не устанавливается;
  • В действительности либо такого адреса нет совсем, либо объект разрушен;
  • Строительство объекта не завершено, и ему присвоен условный почтовый адрес;
  • Адрес заведомо не может быть использован для связи с компанией (адрес казенных учреждений, воинских частей и др.);
  • Имеется заявление от собственника помещения, что он против регистрации каких-либо юридических лиц по его адресу.

Последствия несовпадения юридического и фактического адреса

Юридический адрес и даже адрес места нахождения зачастую не совпадают с так называемым фактическим адресом организации, где она ведет свою основную финансово-хозяйственную деятельность.

При обнаружении этого факта компания может испытать на себе некоторые негативные последствия:

  • . Предположим, что официальная корреспонденция по-прежнему доставляется по старому адресу, но связь с организацией установить не удается. Письма неизменно возвращаются к отправителю с пометкой «организация выбыла» или «за истечением срока хранения».

В этом случае регистрирующий орган отправляет организации требование предъявить актуальный адрес. Если ответ в пределах разумных сроков не поступает, органы вправе обратиться в Арбитражный суд с требованием ликвидировать фантомную компанию;

  • Пометка «недостоверный адрес» . Собственник помещения, получая письма на свой адрес для какой-то организации, может пожаловаться на этот факт через суд и потребовать «открепить» ее.

В случае если его требование удовлетворяется, напротив адреса компании ставится пометка «недостоверно». Со вступлением в силу изменений в 2016 году теперь записи о недостоверности заносятся в Единый федеральный реестр, где отслеживаются все факты деятельности юридических лиц. Таким образом, может пострадать репутация фирмы;

  • Административная ответственность . Если компания направляет на регистрацию заведомо ложный адрес, ей грозит административный штраф.

Нужно сказать, что недавние изменения законов по данному вопросу оставили многие темы открытыми, и не исключено, что некоторые поправки еще будут внесены. Советуем внимательно отслеживать всю новую информацию, чтобы быть в курсе событий.

Случайные статьи

Вверх