Курсы валют USD/RUB 67.7519 EURO/RUB 79.1749

О «чеченце из Дады-Юрта»

15 сентября 1819 года после ожесточенного штурма крупными силами войск во главе с генерал-майором Сысоевым был полностью разрушен и взят один из больших чеченских аулов на правом берегу Терека – Дады-Юрт. В кровопролитном и неравном сражении против хорошо вооруженных армейских подразделений активное участие принимали все жители села, в том числе женщины и дети. Царские войска, потеряв треть своего состава, вошли в аул, покинутый оставшимися в живых жителями, но той же ночью оставили его сами, боясь ночного нападения чеченцев, которые развели вокруг села костры и беспорядочно стреляли в противника.
Когда после ожесточенного сражения русские начали уносить с поля битвы убитых и раненых, солдаты нашли умирающую молодую мать, рядом с которой лежал израненный трехлетний малыш. Он был доставлен к командующему отдельным Кавказским корпусом генерал-лейтенанту А.Ермолову. Последний передал его на выхаживание казаку станицы Бороздиновской Захару, находившемуся при хозяйстве командующего.
Позже к казаку попадает и другой сирота – мальчик-лезгин. Имя приемного отца послужило основой для фамилии обоих: чеченец стал Петром, а лезгин – Павлом Захаровым.
До 1823 года Петр воспитывался у Захара, позже его забрал к себе на воспитание двоюродный брат А.Ермолова – Петр Николаевич Ермолов, находившийся в Грузии и командовавший 3-й бригадой 21-й пехотной дивизии. И хотя у П.Ермолова было семеро своих детей, он с большой любовью заботился о приемном сыне и сделал все, чтобы дать ему хорошее воспитание и образование. Вскоре П.Ермолов по состоянию здоровья уходит из армии и поселяется в Москве.
...У Петра рано проявилось влечение к рисованию. Как отмечал приемный отец в письме к своей матери, мальчик «...кроме обучения грамоте, ... рисует все, что попадается под руку. Видимо, будет художник, и неплохой».
Более шести лет будущий мастер кисти обучался на дому у портретиста Л.Волкова, а в 1833г. после блестяще выдержанного экзамена его зачисляют «посторонним» учеником Петербургской Академии художеств: согласно уставу, в нее не могли быть зачислены дети крепостных крестьян и представители национальных меньшинств. Одаренных детей из этих категорий людей зачисляли «посторонними» учениками. Художественное дарование Петра раскрывалось с каждым днем. За значительные успехи уже на первом году обучения он был принят на содержание Обществом поощрения художников, что давало ему определенные преимущества.
Петр Захаров получает доступ в Эрмитаж, а также право копировать картины известных художников и писать перспективные виды залов в Эрмитаже. Здесь он совершенствует свое мастерство, основательно изучает классические художественные полотна. К тому времени относится и его автопортрет.
Молодой художник активно участвует в выставках, получает денежные премии и медали. В 1834 году за копию с картины фламандского художника Антониса Ван-Дейка «Молодой принц» Общество поощрения художников наградило Захарова 70 рублями.
Как убедительно доказывает исследователь его творчества Н.Шабаньянц, П.Захаров является автором знаменитого портрета М.Ю.Лермонтова в лейб-гусарском мундире с наброшенной на плечо шинелью и треугольной шляпой в руке. (Они были современниками и, по всей видимости, знакомы друг с другом).  Из-за материальных  трудностей Захаров совмещает напряженную учебу с работой.  Он пишет ряд работ, замеченных критикой, а в 1835 году за работу «Старуха, гадающая в карты» поощряется серебряной медалью. Эта картина на выставке художественных произведений 1836 года получает высокую оценку. Петр Захаров – к тому времени уже самостоятельный художник – обращается в Совет Императорской Академии художеств с просьбой присвоить ему звание свободного художника. Просьба эта была удовлетворена. 10 августа 1836 года ему выдается аттестат об успешном окончании Академии и он получает право почетного потомственного гражданина.
В Петербурге и особенно в Москве у Захарова завязываются товарищеские отношения со многими известными и интересными людьми. Биография молодого чеченца, человека необычной судьбы,  воспитанного в семье генерала, надо полагать, интересовала многих. О чем  свидетельствуют портреты, выполненные П.Захаровым. К примеру, портрет писателя и историка А.Муравьева. Интересно, что в этот же период портрет А.Муравьева пишет и М.Лермонтов. В 1839 году Захаров создает портрет детей П.Ермолова. В том же году он демонстрировал на выставке картину «Искушение спасителя дьяволом». Все свои  картины  П.Захаров подписывал: «Чеченец из Дады-Юрта». Мастерство его совершенствуется с каждой новой работой. Он становится известным портретистом в Москве и Петербурге, среди заказчиков которого – знатные москвичи, петербуржцы. Параллельно Захаров дает частные уроки живописи, работает, рисуя формы солдат и офицеров, в Департаменте военных поселений Военного министерства. Отсутствие средств к существованию заставляло его много трудиться. Неожиданным ударом стала чахотка, которой он заболел и которую в то время практически не излечивали. На здоровье юного кавказца не самое благоприятное воздействие оказал сырой климат Петербурга. Поэтому художнику больше нравилось бывать в Москве. Да и связей у него здесь было значительно больше.
В 1840 году он закончил портрет российского императора Павла I по рекомендации своего воспитателя П.Ермолова. В том же году им был создан целый ряд других работ. Несмотря на тяжелую болезнь, художник упорно продолжает трудиться и вскоре получает звание академика. Многие работы Петра Захарова  заслуженно вошли в сокровищницу русской живописи XIX века. В 1843 году он пишет свой знаменитый автопортрет в бурке с ружьем, который находился до января 1995г. в Грозном в Музее изобразительных искусств. И хотя художник не имел никакой живой связи с родиной, он всегда чувствовал себя чеченцем, о чем, собственно, и свидетельствует эта работа, на которой Петр изобразил себя в горской  одежде. Не будет ошибкой сказать, что Захаров, видимо, всю жизнь  испытывал тоску по своему народу и далекой родине, покинутой еще в младенчестве.  
Умер Петр Захаров очень рано – в 1846 году, в самом расцвете творческих сил и таланта. Об уровне его мастерства можно судить по оценке, данной ему К.Брюлловым, который считал его вторым после себя портретистом в России.
Многие литературоведы считают, что прототипом главного героя известной поэмы М.Лермонтова стал П.Захаров, чья судьба была также трагична и горька, как и у Мцыри, тоже горца, взятого в плен русским генералом. Стоит вспомнить строки из поэмы:
«Однажды русский
                        генерал
Из гор к Тифлису
                      проезжал,
Ребенка пленного
                       он вез...»
Если умирающий Мцыри «...никому не мог сказать священных слов: отец и мать», то Захаров нашел, как впоследствии и Мцыри в монахе, в лице П.Н.Ермолова второго отца, давшего ему общественное положение и образование. Об этом свидетельствуют письма, с глубокой благодарностью написанные Захаровым своему воспитателю.
Однако ни Ермолов будущему художнику, ни монах Мцыри не смогли заменить настоящих родителей:
«И вспомнил я
             отцовский дом,
Ущелье наше и кругом
В тени рассыпанный
                               аул…
…И блеск оправленных
                           ножон
Кинжалов длинных...
И, как сон,
Все это смутной
                         чередой
Вдруг пробежало предо
                           мной».
Судьбы этих двух героев удивительно напоминают судьбу самого Михаила Юрьевича, любимая бабушка которого оторвала его от родного отца:
«Ужасная судьба отца
                       и сына –
Жить розно и в разлуке
                     умереть...»
(Лермонтов, 1831г.)
Жизнь горца-пленника, гордого Мцыри, кончается трагически, вдали от родины. Перед смертью он просит перенести его тело в сад монастырский, откуда «виден  и Кавказ...»
Лермонтов не мог знать о финале жизни П.Захарова, ибо сам поэт погиб раньше прототипа своего литературного героя, но авторский вымысел и фантазия вполне могли подсказать ему такой конец. Взяв в основу образа Мцыри жизнь чеченца Захарова, пленника Российского самодержца, историю и легенды Грузии и другие факты, Лермонтов создал образ своего современника, ассоциировавшего свою жизнь в самодержавной России с жизнью в мрачном монастыре. В нем, в этом «плену», томились Пушкин, Белинский, Герцен и сотни других истинных представителей русского народа, не согласных с политикой царизма – «жандарма Европы».
Эта версия о прототипе героя лермонтовской поэмы  «Мцыри» была бесспорно принята известными литературоведами бывшего СССР.
Так тесно переплелись жизненные и творческие пути двух выдающихся представителей русского и чеченского народов. И было это почти полтора века тому назад.
Подготовил
Анзор АЙДАЕВ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

 

<< < Ноябрь 2011 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 30