От балагана до высокого искусства - Официальный сайт газеты "Столица ПЛЮС" - Чеченская Республика, город Грозный
Курсы валют USD/RUB EURO/RUB

От балагана до высокого искусства

История театра в России берет свое начало со скоморошьей, балаганной культуры средневековья. Из театральных атрибутов скоморохи использовали купол, маски, первые музыкальные инструменты – гусли, дудки, жалейки. Постепенно, с течением времени, шутки и выступления скоморохов становились все более социально направленными, порой в своих выступлениях они насмешничали над сильными мира сего. В XVII веке архиепископ Никон добился запрещения скоморошества. Однако балаганы еще долгое время продолжали существовать как места для ярмарочных представлений. 


Театр в современном его понимании появился в России благодаря иностранцам. Первый театр России принадлежал царю Алексею Михайловичу и просуществовал с 1672 по 1676 гг. Возникновение его связано с именем боярина Артамона Матвеева, человека весьма образованного и принимавшего западную культуру. Он первым подал идею создания театра по европейскому образцу русскому царю, любившему различные увеселительные мероприятия. Вся последующая история русского театра была историей господства западноевропейского, преимущественно французского драматического искусства. Такое положение вещей продолжалось почти 100 лет. XIX век стал для России открытием собственных талантов. Русский театр оказался прекрасным учеником и вобрал в себя все основы западноевропейской культуры.
Чеченский драматический театр был создан в 1931 году и начинал свою работу как театральная студия. В 1933 году студия показала дипломный спектакль «Красная крепость» по пьесе С.Бадуева, посвященной событиям гражданской войны в Чечено-Ингушетии. После этой постановки студия была преобразована в Чеченский государственный драматический театр. В 1937 году в него пришел первый режиссер-чеченец – выпускник ГИТИСа Г.Батукаев. В 1938 году в ГИТИСе открыта первая Чечено-Ингушская студия. Среди режиссеров – А.Туганов, М.Алили, В.Вайнштейн, художник – И.Гамрекели. В 1944 году театр прекратил свое существование в связи с депортацией чеченского народа в Казахстан и Среднюю Азию. В 1958 году он возобновил свою деятельность. Основу труппы составили А.Исаева, Я.Зубайраев, Т.Алиева, Х.Ха-
кишева, М.Бадуев, Х.Чимаев, М.Мустаев, А.Хамидов, З.Исакова. В 1962 и 1978гг. труппа пополнилась выпускниками чеченской студии ЛГИТМиКа, в 1973г. –
ГИТИСа, а в 1980г. – Воронежского театрального института.
Гастроли театра проходили в Москве, Ленинграде, Казахстане, Грузии, Абхазии, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Германии. В театре работали режиссеры М.Солцаев, Р.Хакишев, актеры М.Давлетмирзаев, М.Дудаев, Д.Омаев, Н.Хад-
жиева, Р.Гичаева, А.Джамаев, Б.-А.Вахидов, Х.-Б.Исраилов, А.Гайтукаев. Подававший надежды молодой режиссер театра, выпускник
ГИТИСа Хусейн Гузуев погиб в период проведения в ЧР антитеррористической операции. Чеченский государственный драматический театр им. Героя Советского Союза Х.Нурадилова всегда воплощал в себе лучшие черты нашего народа, он говорил со сцены о самом сокровенном, подспудном мироощущении вайнахов. В различных драматических произведениях театр находил особую духовность, свойственную своему народу, передавал его историю и трагедию.
Сегодня театр проходит трудную стадию возрождения после военных событий, пережитых республикой. Творческие коллективы Государственного драматического театра им. Х.Нурадилова, Русского драматического театра им.Лермонтова, молодежного театра «Серло», Театра юного зрителя отпраздновали на днях свой профессиональный праздник – Международный день театра. Поздравить актеров приехал министр культуры ЧР Д.Музакаев. В своем выступлении он отметил, что «история театрального искусства республики богата высокохудожественными спектаклями, удивительной профессиональной игрой актеров, создавших полюбившиеся зрителям сценические образы. На праздничном торжестве были награждены грамотами и благодарственными письмами артист Русского драматического театра им.Лермонтова С.Темишев, актриса Театра юного зрителя Н.Седанова, заслуженная артистка РФ, актриса Р.Гичаева, актер молодежного театра «Серло» А.Джабраилов и многие другие.
После награждения зрители с удовольствием посмотрели несколько отрывков из различных спектаклей, в том числе из давно полюбившегося всем «Бож-Али».
Великий испанский поэт, драматург и публицист Гарсия Лорка говорил: «Театр – одно из самых действенных и полезных орудий в строительстве страны, это барометр, отмечающий ее величие и упадок. Чуткий театр, верно направленный во всех своих жанрах – от трагедии до водевиля, может в несколько лет изменить мировоззрение народа».
Давайте призадумаемся все, от первых лиц до рядовых граждан, над этими словами гениального испанца. Они вполне актуальны и для реалий нашей республики.
Руслан АБДУЛАЕВ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

 

 

 

 

 

 

<< < Март 2010 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30