Курсы валют USD/RUB 57.0861 EURO/RUB 67.2988

Практика без практики

Каким должен быть подготовленный выпускник вуза? В идеале он должен быть готов с первого дня работы приступить к решению всех производственных задач, уже иметь некоторый опыт, владеть необходимыми навыками и умениями. Однако в реальности оказывается, что в лучшем случае он владеет лишь теоретическими знаниями, которые в большинстве безнадежно отстали и были актуальны лет 20 назад.

 

Как же так? Ведь студенты за годы обучения несколько раз проходят практику, которая длится месяцами. Ознакомительная, производственная, преддипломная. Во многих университетах практику проходят даже после первого курса. Но вот в чем загвоздка – студенты приходят в государственные органы, учреждения или частные фирмы, а там выясняется, что они особо никому и не нужны. 

Автор этих строк прекрасно помнит свою первую практику в одной из городских администраций. Меня направили в отдел экологии и ЖКХ. Через пять минут после знакомства с «коллегами» начальник отдела подозвал меня и сказал: «Ты вообще хочешь сюда ходить? Если нет, то приходи в конце месяца, я поставлю тебе все печати. Только характеристику на себя сам напиши». 

Мой юношеский запал не позволил мне согласиться с подобным предложением. Поблагодарив, я решительно отказался, поскольку хотел «получить опыт работы на госслужбе». Чем мне пришлось заниматься последующие три недели? Начал я, как и полагается, с того, что по просьбе руководителя навел порядок в многочисленных папках с бесконечными отчетами, протоколами и прочими жизненно важными бумагами.

– Давайте я вам как-нибудь помогу? Что я могу сделать? – наивно спросил ваш корреспондент. 

– Почитай пока должностные инструкции, – ответили мне. 

Это увлекательное чтение (а за инструкциями последовали положения об отделе, об администрации и пр.) заняло несколько дней. Потом меня переквалифицировали (повышение это было или понижение, так и не понял) в ответственного за телефон и факс. Да, тогда еще было много людей, которые пользовались факсом. Когда практика закончилась, я с грустью осознал, что за три недели не сделал ничего полезного. Моим товарищам по отделу были глубоко безразличны мои знания, идеи, предложения. Они видели во мне ненужную и бессмысленную фигуру. 

Как-то во время обеда мой 30-летний коллега поделился жизненной мудростью: «Я тоже в институте учил все эти теории – всех этих Тейлоров, Мэйо, Маслоу. К реальной работе все это не имеет никакого отношения. Здесь тебе нужны совсем другие знания и навыки».

С тех прошло много лет, но, по сути, ничего не изменилось. Практика в большинстве случаев превращается в пустую формальность. Причем студенты обычно с нетерпением ждут практики – занятий нет, ходить в условное министерство или иное учреждение можно пару раз в неделю, а если и придешь, то перетруждаться уж точно не придется. 

Студенты и студентки, как правило, предоставлены самим себе. Руководители практики от предприятия считают, что тратить время на молодежь нет смысла. Они вечно заняты и лишняя обуза им ни к чему. А что обычно делают с обузой? Пытаются от нее избавиться. Поэтому обычно начальники прямо говорят студентам, что при желании они могут больше и не приходить. 

Но если каким-то чудом один из десяти студентов все-таки изъявит желание поработать, то дальше перекладывания бумажек, звонков по телефону и помощи в оформлении отчетов дело не идет. 

Все опрошенные мною студенты и выпускники (более 15 человек) чеченских вузов рассказали, что их практика была совершенно бессмысленной. 

В результате складывается ситуация, при которой значение студенческих практик полностью девальвируется и стремится к нулю. Вместо того, чтобы давать будущим работникам необходимый опыт и знания, они лишь вызывают отторжение к профессии и желание заняться чем-нибудь другим после окончания вуза.

А ведь организации могли бы подыскивать себе перспективных и талантливых работников, заранее готовя их к предстоящей через год-два работе. А какой радостью для вузов должна быть новость о том, что их выпускники сразу же находят себе работу. Это же говорит о качестве подготовки в университете, повышает его престиж, заставляет еще большее число абитуриентов поступать к ним, в том числе на коммерческое отделение, пополняя вузовский бюджет. Но все эти многочисленные потенциальные преимущества просто игнорируются. 

На самом деле это очень серьезная проблема, которая требует быстрого решения. В этом деле необходимо навести порядок. Прежде всего, усилить контроль за прохождением практики. Вузы просто обязаны развивать сотрудничество с учреждениями и предприятиями, госорганами и компаниями, договариваясь, что они будут учить, готовить и помогать их студентам, а не выдавать им липовые бумажки, дневники и характеристики.

Зачеты по практике тоже должны измениться. Не просто краткий рассказ о том, что произошло в эти недели, а детальный отчет о проделанной работе.

Вузы, организации, студенты, государство и общество, т.е. буквально все должны быть максимально заинтересованы в том, чтобы практика приносила реальную пользу и вносила значительный вклад в подготовку будущего востребованного специалиста.

Сайхан ЮСУПОВ

«С+», №35

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

 

 

 

Чеченская республика СЕГОДНЯ

  • Глава ЧР Рамзан Кадыров рассказал о своей поездке в Ташкент,куда он прибыл с двухдневным визитом сегодня.– Я  давно ждал встречи с Узбекистаном и её столицей. В Ташкенте меня принял уважаемый Президент Шавкат Мирзиёев. Я благодарен Шавкату Миромоновичу за исключительно дружеский и тёплый характер беседы! Для меня стало откровением, что он заочно очень хорошо знал моего дорогого ОТЦА, Первого Президента ЧР, Героя России Ахмат-Хаджи Кадырова, был прекрасно осведомлен о его борьбе с терроризмом. О нём ему много рассказывал ректор Ташкентского Исламского института имени имама Аль-Бухари, учитель Ахмата-Хаджи и близкий друг нашей семьи - Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф. Я поделился, с какой искренней любовью Ахмат-Хаджи относился к Узбекистану и её народу,- отметил он. Также глава Чечни и президент Ташкента обсудили целый ряд вопросов взаимовыгодного сотрудничества в экономике, социальной сфере, культуре, спорте, инвестиционной политике.- Мы договорились совместными усилиями добиться установления тесных связей между Узбекистаном и Чечней, вывести их на более высокий уровень, придать характер системности. Я убедился, что в лице Шавката Миромоновича народ Узбекистана получил по милости Аллаха настоявшего лидера, который безмерно любит свой народ, свою страну, готов всю свою жизнь посвятить служению своему Отечеству! Он знает, как вывести Узбекистан в число наиболее экономически и политически развитых и стабильных стран! Я пригласил Шавката Миромоновича в удобное для него время нанести дружеских визит в регион России -Чечню! Президент дал обещание приехать в Грозный,-рассказал Р.Кадыров www.ChechnyaTODAY.com

  • В целях привития детям этических норм культурного поведения в ГБУ «Республиканская детская библиотека  им. С.В. Михалкова» был проведен час этикета «Школа правильных манер» с учениками частной гимназии «Гимназист». Ведущая, библиотекарь Э.Хасанова, познакомила юных читателей с правилами поведения и этикета.    - Любому взрослому и маленькому человеку недостаточно уметь хорошо читать, писать, считать, рисовать. Важно также умение вести себя среди людей и в разных ситуациях. Лучшая защита от плохих манер – это хорошее воспитание,- рассказала Э.Хасанова. Час этикета начался с игры «Хорошие и плохие манеры»: ведущая говорила о какой-нибудь ситуации, а дети хлопали в ладоши, если ситуация была с хорошими манерами, и говорили «ууу», если наоборот. Дети отвечали на  вопросы «Как называют человека, соблюдающего хорошие манеры?», «Кто должен воспитывать ребенка?», «Как вы учите младших братьев и сестер?» и так далее. Ребята вспомнили все вежливые слова, которыми принято извиняться, здороваться, прощаться, просить и благодарить в игре «Закончите предложение» и состязались в знании этикета в викторине «Знатоки хороших манер». Не обошлось и без физкультминутки: дети выполняли разные задания ведущей только после слова «Пожалуйста».www.ChechnyaTODAY.com

  •   Теперь, чтобы подать заявление на назначение ежемесячной денежной выплаты по категории «инвалид» или отказаться от получения набора социальных услуг (социальной услуги) не нужно обращаться в ПФР лично, необходимо лишь выйти в интернет и заполнить заявление онлайн. Напоминаем, что «Личный кабинет гражданина» доступен только для зарегистрированных пользователей в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) или на сайте государственных услуг пользователей, имеющих подтвержденную учетную запись. Если вы еще не зарегистрированы, то сделать это можно на главной странице портала государственных услуг www.gosuslugi.ru. Подтвердить учетную запись можно в Управлении ПФР, МФЦ или в другом центре обслуживания. Для тех, у кого регистрация вызывает вопросы, ждут в клиентской службе Управления ПФР, обращайтесь, вам обязательно помогут. www.ChechnyaTODAY.com

  • Сотрудники Министерства ЧР по делам молодежи совместно с представителями Национального музея ЧР организовали для школьников гимназии № 3 г. Грозного мероприятие на тему: «В мире искусства». Для детей провели экскурсию по экспозиционному залу, где их вниманию были представлены картины известного чеченского художника Чингисхана Хасаева.После знакомства школьников с его работами, ребятам была предоставлена возможность продемонстрировать свои таланты в изобразительном искусстве. Каждый желающий мог изобразить на альбомном листе понравившуюся ему картину. Все дети очень старались и подошли ответственно к выполнению задания. По окончанию мероприятия школьники были награждены грамотами и призами.www.ChechnyaTODAY.comВсе права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Чеченская Республика Сегодня" обязательна.

  • В Министерстве образования и науки Чеченской Республики состоялось совещание в режиме видеоконференции по вопросам реализации приоритетного проекта "Создание современной образовательной среды для школьников". На совещании обсуждались ход и этапы исполнения субъектами Российской Федерации обязательств по созданию в 2017 году новых мест в общеобразовательных организациях для предварительного расчёта размера субсидий на 2018 год. По итогам заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам, утверждён паспорт приоритетного проекта «Создание современной образовательной среды для школьников». Ключевая цель проекта – обеспечить российским школьникам современную образовательную среду и перевести всех учащихся на обучение в одну смену.www.ChechnyaTODAY.comВсе права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Чеченская Республика Сегодня" обязательна.

<< < Сентябрь 2017 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30