Курсы валют USD/RUB EURO/RUB

Наследие Аристотеля в интерпретации современной философии

20-21 октября т.г. в Южном федеральном университете (Ростов-на-Дону) прошла  Международная конференция «Аристотелевские чтения. Античное наследие и современные гуманитарные науки». Ее организаторами выступили факультет философии и культурологии ЮФУ, Российское философское общество, Культурно-просветительское общество донских и приазовских греков «Танаис», Донское философское общество. Участники конференции представляли  Москву, Ростов, Санкт-Петербург, Краснодар, Таганрог, Грозный, Челябинск, Электросталь, Ярославль и др. По просьбе редакции «Столицы+» информацию об этом форуме нам предоставил доктор философских наук, профессор ЧГУ Вахит Акаев. 
Как известно, Аристотель (384-322 гг до н.э.), уроженец древнегреческого города Стагир, по праву считается энциклопедистом античной науки, и для такого вывода имеются прочные основания: обширность научных знаний своей эпохи, осуществленная им классификация наук, подведение итога всей предшествовавшей философии, постановка новых философских проблем, осмысливаемых многими поколениями философов. 
Интеллектуальная деятельность Аристотеля высоко оценивалась многими философами. Так, немецкому философу Гегелю принадлежит высказывание: «...он был одним из богатейших и глубокомысленнейших из когда-либо явившихся на арене истории научных гениев, человек, равного которому не произвела ни одна эпоха». 
Многие философские и логические разработки Аристотеля нашли отражение и развитие в творчестве представителей арабо-мусульманской философии, так называемого «восточного перипатетизма», представленного аль-Кинди, аль-Фараби, ибн Синой, ибн Баджжой, ибн Туфейлем, ибн Рушдом. 
Важное научное значение логика Аристотеля имеет и для современности: ни одна диссертация не обходится без соблюдения в рассуждениях излагаемого текста логических требований, сформулированных им более двух тысяч лет тому назад.   
Пленарное заседание «Аристотелевских чтений» проходило в актовом зале главного корпуса Южного федерального университета. С основными докладами выступили д. филос. н., проф., декан факультета философии и культурологии ЮФУ Г.Драч, д. филос. н., проф., декан философского факультета МГУ В.Миронов, д. филос. н., проф. А.Майданский, д. филос. н., проф. ЮФУ В.Шкуратов, к. филос. н., доцент МГУ А.Кротов.  
В своем докладе профессор Г.Драч раскрыл историю зарождения в СССР аристотелевских чтений, которых в общей сложности было проведено четыре в г.Цалка, месте компактного проживания греков, при поддержке ученых Тбилисского государственного университета и Института философии АН Грузинской ССР. У их истоков находился антиковед, академик Ф.Кессиди. Проведение этих научных форумов, участие в них известных отечественных специалистов по античной философии Ф.Кассиди, А.Чанышева, В.Соколова, Г.Майорова, М.Поповича вызывали большой интерес у философов к античной культуре. В них принимали участие молодые философы, получившие в последующем известность своими исследованиями по античной философии: В.Гуторов, В.Горан, А.Семушкин, В.Зверевич, М.Махарадзе. Как отмечал Г.Драч, на III научной конференции (1984 год) после докладов Ф.Киссиди и Г.Майорова поднимался вопрос «о культурных конститутивах и типах культурной нормативности, имеющих актуальность по сей день и открывающих целый спектр антиковедческих исследований». 
Содержательным и глубоким был доклад профессор В.Миронова, в котором раскрывалась метафизическая сущность философии. Как отмечалось, в условиях господства массовой культуры, раскручиваемой в масс-медиа, игнорируются ее рациональные основы. Модные образцы философствования, почерпнутые в стереотипах обыденного сознания, составляя основу постмодернизма, отчуждаются от подлинной философской рефлексии, рациональной интерпретации мира. 
Докладчик убедительно отстаивал позицию рационалистического понимания философии, подвергая критике постмодернистское прочтение философских проблем, осуществляющих поиск новых смыслов и значений, порой  далеко неудачных. И здесь нельзя не согласиться с утверждением, что подобная интерпретация философии позволяет объяснить мир лучше и полнее. 
Основываясь на учении Аристотеля о бытии, В.Миронов утверждал, что «метафизика отождествлялась с наукой о бытии (онтологией) и выступала как знание о сверхчувственных принципах и началах бытия».  Им дана высокая оценка философским достижениям Аристотеля, после него образовался определенный вакуум в исследованиях метафизики и даже деградация уровня исследования. 
Предлагая  свою концепцию метафизики, он выделил четыре ее уровня:  онтологический, гносеологический, аксиологический и праксеологический, охарактеризовал каждый из них и показал их взаимосвязь. 
В своем докладе профессор А.Майданский подверг сомнению справедливость приписываемого Аристотелю тезиса о том, что «человек по природе есть животное политическое». По его мнению, слово politicos в устах Аристотеля не означало ничего специфического, человеческого. Это слова означало отношения, складывающиеся между любыми живыми существами в ходе выполнения какого-нибудь одного общего дела. И на этом основании Стагирит к классу «политических животных» относил людей, пчел, ос, муравьев и журавлей.  Принятие этого тезиса – начало пересмотра укоренившегося в истории философии положения, согласно которому человек – существо политическое, общественное. 
Оригинальным был доклад «Аристотель и аристотелевский вопрос» профессор В.Шкуратова. Ссылаясь на авторитетных немецких аристотелеведов, он утверждал, что Аристотель не написал книги, публикуемые под его именем. От такого неожиданного начала он перешел к утверждению, что «аристотелевский вопрос» можно тематизировать по-другому, поместив его в контекст становления письменной культуры. 
В этом случае, аристотелевская проблема приобретает сходство с гомеровской. Гомеровский вопрос затрагивает порядок складывания всей европейской литературы, а Аристотель – основатель европейской науки. 
Профессор В.Шкуратов высказал мысль о том, что крупный мыслитель древности оставляет после себя не труды, а вопрос. А ответ на него предполагает не только проблематизацию текстуальной базы, но ясного осмысления культурного генезиса. Он отмечал две тенденции генезиса культуры от древности к настоящему и от современности к древним культурам. Осмысление этих двухсторонних тенденций, как следовало из доклада,  позволило бы ответить на гомеровский вопрос, пифагоровский вопрос, 
сократовский вопрос, платоновский вопрос, аристотелевский вопрос. 
Доцент  А.Кротов в своем докладе «Аристотель и французский спиритизм», прекрасно владея текстом, раскрывал противоречивое отношение французской философской культуры к наследию Стагирита.  От признания его учения ложным, отбрасывая хаотическое нагромождение не связанных между собой систем (Мен де Биран), по утверждению докладчика, французы основное внимание концентрировали на его этических и психологических высказываниях. 
Работа международной конференции продолжалась на секционных заседаниях. Были организованы и работали секции: «Аристотель и аристотелизм – живая традиция»; «Античная Греция в зеркале современной культуры»; «Аристотель в контексте современной логики и методологии науки»; «Аристотель и современная политическая философия». Состоялся круглый стол на тему «Античная культура» М.К Петрова и современное гуманитарное знание» (рук. професор А.Ерыгин). 
Автор публикации выступил на заседании 3-й секции с докладом «Учение Аристотеля об истине: философские и логические аспекты». Интерес к Аристотелю у автора сформировался еще в аспирантские годы, когда в его кандидатской диссертации исследовалась проблема истины. В докладе обосновывалось положение о том, что вопрос «что есть истина?» и ответ на него хотя и приписывают Аристотелю, впервые поставлен Сократом в его диалоге «Кратил», а ответ на него в письменной форме зафиксировал Платон. Аристотель его повторяет в своей работе «Метафизика», и в лаконичной форме он звучит как «соответствие наших знаний действительности». На основе этого определения и его развития в советской философской школе сложилась классическая концепция истины. Критики этой концепции считают, что «знания» и «действительность» являются совершенно разными видами бытия, поэтому они не могут друг другу соответствовать. 
С нашей точки зрения в истинных знаниях отражаются реальные связи и отношения, выражающиеся в логической форме, а их истинность проверяется на практике. Но существуют и логические критерии истины, дополняющие предыдущий критерий. Автор отстаивал позицию, что истина – это процесс, движение знаний от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д. 
В работе конференции приняли участие 29 докторов и 38 кандидатов наук, а также аспиранты и студенты, изучающие философию Аристотеля. Такой количественный и качественный состав – свидетельство значительного интереса к наследию Аристотеля и его влиянию на современную культуру и науку.   
Научный форум столь высокого уровня всегда вызывает новые творческие ассоциации, замыслы, побуждает к определенным практическим действиям. Не оставил он равнодушным и автора публикации. Возникла задумка изучить с участием молодых философов ЧГУ влияние Аристотеля на становление и развитие философии и науки в арабо-мусульманской культуре. 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

 

 

 

Чеченская республика СЕГОДНЯ

  • Наступление священного месяца Рамадан – это большая радость и благословение для мусульман. В течение этого месяца верующий может искупить свои грехи перед Всевышним Аллахом, награда за благие деяния, совершенные в месяц Рамадан увеличивается многократно. Именно в этот месяц началось ниспослание человечеству Последнего Писания Всевышнего - Священного Корана. Соблюдение поста в этот Благословенный месяц является одной из обязанностей каждого мусульманина, ибо Всевышний Аллах в Священном Коране сказал: "В месяц Рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься". (Сура Аль-Бакъара, аят 185). Дни Рамадана - это не только воздержание от пищи и питья от рассвета до заката, но и полное посвящение себя Всевышнему. Посланник Аллаха (Да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: «Тому, кто во время Рамадана будет поститься с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи». Пост, или как еще его называют - ураза, является одним из пяти столпов Ислама. Недействительна вера того, кто отрицает обязательность его соблюдения. Пост (савм) в переводе с арабского означает «воздержание». А по Шариату – это воздержание от еды, питья и всего того, что нарушает пост в течение светового дня. В хадисе Посланника Аллаха (Да благословит Его Аллах и приветствует) говорится, что Рамадан является месяцем, в котором Аллах предписал для нас соблюдение поста. Посланник Аллаха (Да благословит Его Аллах и приветствует) отмечает, что пост - это половина терпения, а терпение – это половина веры. Всевышний говорит, что «любое доброе дело вознаграждается десятикратно, кроме поста, который принадлежит Ему и за который Он Сам вознаграждает». Для Аллаха пост особенно дорог. Всевышний поведал нам устами Пророка Мухаммада (Да благословит Его Аллах и приветствует), что запах, исходящий из уст постящегося, приятней для Него, чем аромат мускуса. Всевышний также говорит: «Верующий смирил плоть свою ради Меня. Пост его посвящен Мне, и от Меня за него награда". Постящемуся воздается многократно за совершенное им, и он даже не в состоянии представить себе, какова награда и благодарность ему от Аллаха. В священный месяц Рамадан многие дела могут удостоить великой награды: пост, пять ежедневных молитв (намаз), пост во время Рамадана (ураза), молитва "Таравих", искренняя мольба-дуа, вечерний (ифтар) и предрассветный прием пищи (сухур), пожертвования и многие другие благие дела и поступки. Суть поста — очистить человека от пороков и страстей, он помогает человеку контролировать негативные эмоции и качества, к примеру, гнев, жадность, ненависть. Мусульманин, соблюдающий пост в месяц Рамадан, воспитывает свой дух и учится быть терпеливым путем противостояния низменным желаниям и отказа от дурных слов и поступков. Пост в Благословенный месяц Рамадан – это возможность для мусульман укрепиться на правильном пути; стать лучше, добрее и милосерднее; искупить свои грехи; укрепить родственные отношения; открыть свое сердце и стать ближе к Всевышнему.www.ChechnyaTODAY.com

  • Президент РФ Владимир Путин подписал указ, согласно которому  2018-2028 года объявлены «десятилетием детства». Такое решение принято "в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы". Предложение объявить 2018-2028 года десятилетием детства в ноябре прошлого года выдвинула спикер Совфеда Валентина Матвиенко. - Я прошу поддержать предложение объявить в стране "десятилетие детства" и обратиться к (вице-премьеру) Ольге Голодец рассмотреть эту инициативу с тем, чтобы мы могли выстроить на 10 лет главные направления работы по оказанию поддержки детства, - отметила спикер Совфеда.www.ChechnyaTODAY.comВсе права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Чеченская Республика Сегодня" обязательна.

  • Об этом сообщил ТАСС. По данным специалистов, вирус-вымогатель могли создать выходцы из Южного Китая, Гонконга, Тайваня или Сингапура Специалисты по кибербезопасности установили, что создателями вируса-вымогателя WannaСry могут быть выходцы из Южного Китая, Гонконга, Тайваня или Сингапура. Об этом сообщила газетаSouth China Morning Post. По ее данным, эксперты американской компании Flashpoint провели лингвистический анализ кода вируса, показавший, что его создатель является носителем южного диалекта китайского языка. Один из использованных в первичном коде терминов характерен для южных областей Китая, а также Гонконга, Тайваня и Сингапура, отмечают исследователи. Им также удалось установить, что изначально код был написан на китайском языке, а затем переведен на английский. Ранее американская компания Symantec, занимающаяся разработкой антивирусного программного обеспечения, заявляла, что к созданию вируса WannaCry могут быть причастны северокорейские хакеры. Напомним, что 12 мая неизвестные хакеры попытались атаковать компьютеры с операционной системой Windows в 74 странах. По всему миру было совершено 45 тысяч кибернападений с использованием вируса-шифровальщика, причем наибольшее число попыток заражений было зафиксировано в России. За расшифровку данных злоумышленники требовали от каждой жертвы заплатить по $600 в криптовалюте Bitcoin. Преступники прибегли к шпионскому программному обеспечению, которое использовало Агентство национальной безопасности США. www.ChechnyaTODAY.com Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Чеченская Республика Сегодня" обязательна.

  • Выпускники 11-х классов сегодня сдают экзамен по географии и информатике. Заявления на участие в ЕГЭ по информатике и ИКТ подали 248 человек. Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 27 заданий. На ее выполнение отводится 3 часа 55 минут. Установленный минимальный балл на ЕГЭ по информатике и ИКТ составляет 40 баллов. Заявления на участие в ЕГЭ по географии в основной период подали 470 человек. Экзаменационная работа по географии состоит из двух частей, включающих в себя 34 задания. На ее выполнение отводится 3 часа. Участники ЕГЭ по географии могут пользоваться на экзамене линейкой, транспортиром и непрограммируемым калькулятором. Установленный минимальный балл на ЕГЭ по географии – 37 баллов. Задействовано 8 пунктов проведения экзамена. Свои результаты участники сегодняшних экзаменов узнают не позднее 14 июня 2017 года. Основной период ЕГЭ в 2017 году будет проходить с 29 мая по 1 июля.www.ChechnyaTODAY.com

  • Профилактические мероприятия, проводимые сотрудниками Министерства Чеченской Республики по делам молодежи в рамках исполнения поручений Главы региона, не прекращаются. Так, на уходящей неделе в станице Шелковская состоялись военно-патриотические игры «Братский Союз ". В них принимали участие молодые люди в возрасте от 14 до 18 лет. Всего 10 команд. Спортивное мероприятие организовано при помощи местной администрации и ряда общественных организаций и ведомств. По итогам соревнований первое место одержала команда учащихся местной школы № 3, второе и третье места заняли СОШ №2 и СОШ станицы Гребенская. Очередной семинар по профилактике терроризма и экстремизма среди подрастающего поколения совместно с департаментом по связям с религиозными и общественными организациями администрации Главы и Правительства Чеченской Республики провели уже в Грозненском технологическом техникуме. Кроме борьбы с экстремисткой идеологией и мерах, принимаемых повсеместно, эксперты, среди которых и богословы рассказали студентам о ценности в жизни верующих наступившего Священного месяца Рамадан. Еще одно совместное мероприятие организовали в другом столичном техникуме- моды и дизайна. Здесь уже затронули тему духовных ценностей вайнахов и проблемы с которыми сталкиваются молодые семьи. Встреча прошла в форме "живого диалога". Гости также рассказали учащимся об особенностях традиций и обычаев чеченского народа и напомнили молодежи о важности соблюдения поста в месяц Рамадан. Аналогичные беседы с подрастающим поколением состоялись и в целом ряде школ Веденского района. Сотрудники ведомства совместно с Кадием муниципалитета Арби Джафаровым в беседе с учащимися говорили о пагубности наркомании, экстремизма и терроризма. Стоит отметить, что подобные встречи проводятся во всех образовательных учреждениях региона.www.ChechnyaTODAY.com

<< < Ноябрь 2011 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30