Курсы валют USD/RUB 56.7597 EURO/RUB 69.2582

Наследие Аристотеля в интерпретации современной философии

20-21 октября т.г. в Южном федеральном университете (Ростов-на-Дону) прошла  Международная конференция «Аристотелевские чтения. Античное наследие и современные гуманитарные науки». Ее организаторами выступили факультет философии и культурологии ЮФУ, Российское философское общество, Культурно-просветительское общество донских и приазовских греков «Танаис», Донское философское общество. Участники конференции представляли  Москву, Ростов, Санкт-Петербург, Краснодар, Таганрог, Грозный, Челябинск, Электросталь, Ярославль и др. По просьбе редакции «Столицы+» информацию об этом форуме нам предоставил доктор философских наук, профессор ЧГУ Вахит Акаев. 
Как известно, Аристотель (384-322 гг до н.э.), уроженец древнегреческого города Стагир, по праву считается энциклопедистом античной науки, и для такого вывода имеются прочные основания: обширность научных знаний своей эпохи, осуществленная им классификация наук, подведение итога всей предшествовавшей философии, постановка новых философских проблем, осмысливаемых многими поколениями философов. 
Интеллектуальная деятельность Аристотеля высоко оценивалась многими философами. Так, немецкому философу Гегелю принадлежит высказывание: «...он был одним из богатейших и глубокомысленнейших из когда-либо явившихся на арене истории научных гениев, человек, равного которому не произвела ни одна эпоха». 
Многие философские и логические разработки Аристотеля нашли отражение и развитие в творчестве представителей арабо-мусульманской философии, так называемого «восточного перипатетизма», представленного аль-Кинди, аль-Фараби, ибн Синой, ибн Баджжой, ибн Туфейлем, ибн Рушдом. 
Важное научное значение логика Аристотеля имеет и для современности: ни одна диссертация не обходится без соблюдения в рассуждениях излагаемого текста логических требований, сформулированных им более двух тысяч лет тому назад.   
Пленарное заседание «Аристотелевских чтений» проходило в актовом зале главного корпуса Южного федерального университета. С основными докладами выступили д. филос. н., проф., декан факультета философии и культурологии ЮФУ Г.Драч, д. филос. н., проф., декан философского факультета МГУ В.Миронов, д. филос. н., проф. А.Майданский, д. филос. н., проф. ЮФУ В.Шкуратов, к. филос. н., доцент МГУ А.Кротов.  
В своем докладе профессор Г.Драч раскрыл историю зарождения в СССР аристотелевских чтений, которых в общей сложности было проведено четыре в г.Цалка, месте компактного проживания греков, при поддержке ученых Тбилисского государственного университета и Института философии АН Грузинской ССР. У их истоков находился антиковед, академик Ф.Кессиди. Проведение этих научных форумов, участие в них известных отечественных специалистов по античной философии Ф.Кассиди, А.Чанышева, В.Соколова, Г.Майорова, М.Поповича вызывали большой интерес у философов к античной культуре. В них принимали участие молодые философы, получившие в последующем известность своими исследованиями по античной философии: В.Гуторов, В.Горан, А.Семушкин, В.Зверевич, М.Махарадзе. Как отмечал Г.Драч, на III научной конференции (1984 год) после докладов Ф.Киссиди и Г.Майорова поднимался вопрос «о культурных конститутивах и типах культурной нормативности, имеющих актуальность по сей день и открывающих целый спектр антиковедческих исследований». 
Содержательным и глубоким был доклад профессор В.Миронова, в котором раскрывалась метафизическая сущность философии. Как отмечалось, в условиях господства массовой культуры, раскручиваемой в масс-медиа, игнорируются ее рациональные основы. Модные образцы философствования, почерпнутые в стереотипах обыденного сознания, составляя основу постмодернизма, отчуждаются от подлинной философской рефлексии, рациональной интерпретации мира. 
Докладчик убедительно отстаивал позицию рационалистического понимания философии, подвергая критике постмодернистское прочтение философских проблем, осуществляющих поиск новых смыслов и значений, порой  далеко неудачных. И здесь нельзя не согласиться с утверждением, что подобная интерпретация философии позволяет объяснить мир лучше и полнее. 
Основываясь на учении Аристотеля о бытии, В.Миронов утверждал, что «метафизика отождествлялась с наукой о бытии (онтологией) и выступала как знание о сверхчувственных принципах и началах бытия».  Им дана высокая оценка философским достижениям Аристотеля, после него образовался определенный вакуум в исследованиях метафизики и даже деградация уровня исследования. 
Предлагая  свою концепцию метафизики, он выделил четыре ее уровня:  онтологический, гносеологический, аксиологический и праксеологический, охарактеризовал каждый из них и показал их взаимосвязь. 
В своем докладе профессор А.Майданский подверг сомнению справедливость приписываемого Аристотелю тезиса о том, что «человек по природе есть животное политическое». По его мнению, слово politicos в устах Аристотеля не означало ничего специфического, человеческого. Это слова означало отношения, складывающиеся между любыми живыми существами в ходе выполнения какого-нибудь одного общего дела. И на этом основании Стагирит к классу «политических животных» относил людей, пчел, ос, муравьев и журавлей.  Принятие этого тезиса – начало пересмотра укоренившегося в истории философии положения, согласно которому человек – существо политическое, общественное. 
Оригинальным был доклад «Аристотель и аристотелевский вопрос» профессор В.Шкуратова. Ссылаясь на авторитетных немецких аристотелеведов, он утверждал, что Аристотель не написал книги, публикуемые под его именем. От такого неожиданного начала он перешел к утверждению, что «аристотелевский вопрос» можно тематизировать по-другому, поместив его в контекст становления письменной культуры. 
В этом случае, аристотелевская проблема приобретает сходство с гомеровской. Гомеровский вопрос затрагивает порядок складывания всей европейской литературы, а Аристотель – основатель европейской науки. 
Профессор В.Шкуратов высказал мысль о том, что крупный мыслитель древности оставляет после себя не труды, а вопрос. А ответ на него предполагает не только проблематизацию текстуальной базы, но ясного осмысления культурного генезиса. Он отмечал две тенденции генезиса культуры от древности к настоящему и от современности к древним культурам. Осмысление этих двухсторонних тенденций, как следовало из доклада,  позволило бы ответить на гомеровский вопрос, пифагоровский вопрос, 
сократовский вопрос, платоновский вопрос, аристотелевский вопрос. 
Доцент  А.Кротов в своем докладе «Аристотель и французский спиритизм», прекрасно владея текстом, раскрывал противоречивое отношение французской философской культуры к наследию Стагирита.  От признания его учения ложным, отбрасывая хаотическое нагромождение не связанных между собой систем (Мен де Биран), по утверждению докладчика, французы основное внимание концентрировали на его этических и психологических высказываниях. 
Работа международной конференции продолжалась на секционных заседаниях. Были организованы и работали секции: «Аристотель и аристотелизм – живая традиция»; «Античная Греция в зеркале современной культуры»; «Аристотель в контексте современной логики и методологии науки»; «Аристотель и современная политическая философия». Состоялся круглый стол на тему «Античная культура» М.К Петрова и современное гуманитарное знание» (рук. професор А.Ерыгин). 
Автор публикации выступил на заседании 3-й секции с докладом «Учение Аристотеля об истине: философские и логические аспекты». Интерес к Аристотелю у автора сформировался еще в аспирантские годы, когда в его кандидатской диссертации исследовалась проблема истины. В докладе обосновывалось положение о том, что вопрос «что есть истина?» и ответ на него хотя и приписывают Аристотелю, впервые поставлен Сократом в его диалоге «Кратил», а ответ на него в письменной форме зафиксировал Платон. Аристотель его повторяет в своей работе «Метафизика», и в лаконичной форме он звучит как «соответствие наших знаний действительности». На основе этого определения и его развития в советской философской школе сложилась классическая концепция истины. Критики этой концепции считают, что «знания» и «действительность» являются совершенно разными видами бытия, поэтому они не могут друг другу соответствовать. 
С нашей точки зрения в истинных знаниях отражаются реальные связи и отношения, выражающиеся в логической форме, а их истинность проверяется на практике. Но существуют и логические критерии истины, дополняющие предыдущий критерий. Автор отстаивал позицию, что истина – это процесс, движение знаний от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д. 
В работе конференции приняли участие 29 докторов и 38 кандидатов наук, а также аспиранты и студенты, изучающие философию Аристотеля. Такой количественный и качественный состав – свидетельство значительного интереса к наследию Аристотеля и его влиянию на современную культуру и науку.   
Научный форум столь высокого уровня всегда вызывает новые творческие ассоциации, замыслы, побуждает к определенным практическим действиям. Не оставил он равнодушным и автора публикации. Возникла задумка изучить с участием молодых философов ЧГУ влияние Аристотеля на становление и развитие философии и науки в арабо-мусульманской культуре. 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

 

 

 

Чеченская республика СЕГОДНЯ

  • Турецкие военные начали артобстрел курдских отрядов в городе Африн на севере сирийской провинции Алеппо. Об этом сообщает Associated Press. Министр обороны Турции Нуреттин Джаникли в интервью телеканалу A Haber заявил, что решение начать наземное наступление на военные отряды изменено не будет. Он добавил, что курды де-факто начали обстрел турецких отрядов на границе и представляют реальную угрозу. Анкара хочет устранить сирийских курдов с приграничной территории, куда за последние недели были стянуты военные отряды и техника. 15 января турецкие власти в ответ на информацию о решении США сформировать группы вооруженного ополчения на северо-восточной границе Сирии направили на юго-восток страны военный конвой с боевой техникой. Госсекретарь Соединенных Штатов Рекс Тиллерсон назвал ситуацию недопониманием.www.ChechnyaTODAY.com

  • Министр  Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации Джамбулат Умаров рассказал информагентству «Чечня Сегодня» о целях своей поездки в Москву. Он отметил, что свой визит в столицу России совершил в рамках поручения Главы Чечни Рамзана Кадырова.- От имени руководства нашего региона я встретился с представителями чеченского народа, которые проживают в регионах Российской Федерации. В ходе встречи мы обсудили вопросы гармонизации межнациональных отношений в стране, единство российской нации и проявление гражданственности и патриотизма, - сообщил Джамбулат Умаров. – Именно эти критерии являются фундаментом политического курса Главы Чеченской Республики, Героя России Рамзана Ахматовича Кадырова. Глава Миннаца ЧР добавил, что участники встречи были информированы о важности проявления своей гражданской воли в социальных сетях и отражения негативных нападков на чеченский народ и республику. - Социальные сети давно стали использоваться как метод введения в заблуждение российский народ и инструмент для розжига межнациональной розни. Поэтому нам важно вести правдивую, соразмерную и аргументированную работу в вопросах отражения этих негативных явлений на страницах социальных сетей. К этой работе должен подключиться каждый гражданин своей страны, которому небезразлична ее судьба, - пояснил он.Д.Умаров подчеркнул, что руководство республики укрепляет свои позиции на мировой политической арене, что не нравится Западу и оппозиционерам, преследующим сомнительные цели.- Все обвинения в нарушении демократии на территории республики, ущемление прав и так далее – безосновательны, - заявил чеченский министр. – Они создаются для того, чтобы подорвать авторитет власти в стране, ее политический курс и дестабилизировать мир в Российской Федерации. Некоторые из них дошли даже до того, что называют политическую ситуацию в Чеченской Республике «тоталитарным режимом». В наши обязанности входит организация взаимодействия в вопросах распространения правды, опровержения лжеинформации и разрушения стереотипов. В завершении Джамбулат Умаров добавил, что чеченский народ – народ созидателей и тружеников. - Нам не свойственна агрессия и конфликты, мы предпочитаем строить и создавать. И нынешний облик республики – яркое тому доказательство. Мы патриоты своей страны, работяги и альтруисты. Преступники и экстремисты к нам никакого отношения не имеют. Поэтому мы сделаем все, чтобы нам не приписывали чуждые нашему народу качества, - сказал Д.Умаров. www.ChechnyaTODAY.com

  • Известный российский боец смешанных единоборств, представляющий клуб “Ахмат” Максим “Максимус” Гришин ,на предстоящем вечере смешанных единоборств WFCA 45, который состоится 24 февраля предпримет вторую попытку завоевать чемпионский пояс в полутяжёлом весе “Всемирного Бойцовского Чемпионата Ахмат”. “Максимус” сразится с бразильским экс-бойцом UFC Леонардо “Лелеко” Гимараеш.  Леонардо Гимараеш (12-5) в начале своей карьеры собрал семи матчевую беспроигрышную полосу, когда встретился и победил по очкам участника третьего релиза бойцовского реалити-шоу TUF для Бразилии Ричардсона Морейру. Эти успехи привели парня под знамёна UFC, где он дебютировал в поединке с американцем Энтони Смитом (28-12). Несмотря на достойное выступление, бразилец проиграл по очкам, и эта неудача стала его первой с 2011 года. После второго поражения, от своего соотечественника Антонио Карлоса-младшего (9-2), Гимараеш получил отставку в UFC .После возвращение в Бразилию он проиграл два боя, прежде чем он одержал победу. И вот теперь, “Лелеко” снова на подъёме, что дало ему возможность сразиться за чемпионский пояс WFCA.Максим Гришин (25-7) является ведущим бойцом полутяжёлого веса бойцовской лиги WFCA, где он одержал семь побед в восьми поединках. Единственное поражение “Максимус” потерпел от своего одноклубника Магомеда Анкалаева (9-0) в бою за чемпионский пояс, который состоялся в октябре 2016 года. Предстоящий турнир для Максима Гришина реальный шанс доказать всем, что он лучший в своем весе.И вот наступает этот день 24 февраля, когда на арене Спорт Холла Колизей решится судьба вакантного пояса чемпиона мира по версии WFCA. Кто из претендентов “Лелеко” или “Максимус” станет обладателем чемпионского пояса самой лучшей организации смешанных единоборств России и Европы “Всемирный Бойцовский Чемпионат Ахмат”.www.ChechnyaTODAY.com

  • В целях получения дополнительной информации о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних и своевременного реагирования по данным фактам, в следственном управлении СК России по Чеченской Республике работает телефонная линия «Ребенок в опасности». Информация о готовящемся или совершенном преступлении в отношении несовершеннолетнего может быть передана по короткому номеру «123» или по телефону 8-(8712) 62-41-18. Режим работы: круглосуточно.www.ChechnyaTODAY.com

  • Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров в рамках визита в Сирийскую Арабскую Республику (САР) провел встречу с премьер-министром САР Имадом Хамисом, а также встречу и совещание с министром коммуникаций и технологий САР Али Аль-Зафиром. Стороны обсудили развитие двусторонних отношений и сотрудничества в сфере информационных и коммуникационных технологий и цифровой экономики. Глава Минкомсвязи России выступил в Университете Дамаска с лекцией о цифровой экономике. Николай Никифоров отметил готовность России развивать сотрудничество с Сирией в области информационных технологий, телекоммуникаций, образования, а также заявил о перспективности совместного строительства высокоскоростных линий связи на территории САР. Имад Хамис от имени правительства САР выразил благодарность руководству и народу России за поддержку сирийского народа в противостоянии террористической войне. Он подтвердил важность укрепления отношений между двумя странами в экономической, инвестиционной, технологической и информационной сферах. Глава правительства подчеркнул, что, несмотря на блокаду и терроризм, Сирия уделяет внимание развитию информационных технологий и телекоммуникаций, поскольку в современном мире они являются важным фактором успешного развития государственной структуры и его институтов. Премьер-министр приветствовал участие российских технологических компаний в инвестиционных проектах в Сирии на следующем этапе, подчеркнув необходимость создания совместной комиссии для установления рамок сотрудничества, разработки плана по обучению кадров в сфере технологий и телекоммуникаций. Предыдущие российско-сирийские переговоры в сфере информационных технологий и телекоммуникаций проходили в Москве в декабре 2016 года. Тогда Николай Никифоров встречался с министром коммуникаций и технологий САР Али Аль-Зафиром.www.ChechnyaTODAY.com

<< < Ноябрь 2011 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30