Курсы валют USD/RUB 61.3222 EURO/RUB 75.6532

Экстремизм - угроза для мира

Касаясь темы противодействия идеям экстремизма, важно сразу провести разделительную черту между религиозным фундаментализмом как религиозной доктриной, и тем, как некоторые положения из этой доктрины воплощаются в политической жизни. По словам директора Национальной библиотеки ЧР Эдилбека Хасмагомадова, пресловутый ваххабизм является государственной религией Саудовской Аравии. Но эта страна, тем не менее, как и большинство остальных мусульманских государств, также страдает от проявлений терроризма, выступающего под флагом якобы очищения религии.
– Когда мы говорим о противодействии религиозному фундаментализму, то необходимо четко понимать, что речь идет не о противодействии религиозному учению как таковому, а о противодействии тем политическим силам, которые, пытаясь прикрыться этим учением, добиваются каких-то конкретных политических целей, – говорит Хасмагомадов. – В конечном итоге цель всех экстремистских движений и террористических группировок – это власть. Причем к власти они стремятся не где-нибудь в США, а именно в мусульманских странах. И в этом смысле для мусульманского сообщества терроризм, прикрывающийся религиозными формулировками, опаснее всего.
На самом деле его проповедники, как наперсточники, подтасовывают факты, и как у представителей любой тоталитарной идеологии у них есть цель – взять под контроль сначала массовое сознание людей, а потом и власть.
– Как противодействовать подобным группам, и что может противопоставить этому явлению  общество?
– Здесь важно помнить две вещи. Во-первых, экстремисты всегда добиваются успеха только там, где само общество дезорганизовано в силу каких-то обстоятельств или находится на грани этой дезорганизации. А возможность использования современных информационных технологий легко может спровоцировать какие-то массовые выступления и неадекватные действия со стороны тех или иных групп населения. Вторая сторона проблемы заключается в небывалых возможностях уже упомянутых современных информационных технологий – телевидения, интернета. Все это позволяет манипулировать массовым сознанием не напрямую, а там, где люди недовольны своим положением, и это сознание можно легко расшатать. Вспомним 1991 год, когда у нас распускали слухи о приближающемся землетрясении разрушительной силы. В таких случаях люди пытаются подготовиться к беде, сбиваются в толпу, ими становится легко управлять.  То же самое происходит сейчас в арабских странах. В 21 веке мобилизация людей для массовых выступлений проходит именно через интернет, который является идеальным ресурсом для этого.
Как же быть? Думается, что, во-первых,  власти необходимо решать проблемы общества, чтобы свести недовольство людей к минимуму.  Во-вторых, всеми способами нужно как-то ограничивать распространение  идей ваххабизма. Необходимо этому противопоставить наиболее эффективное средство - ислам. Внутри самого ислама есть множество течений, которые объединены рамками одной религии. И то, что в Саудовской Аравии придерживаются ислама ваххабитского толка, никак не помешало руководству нашей республики выстроить дружеские доверительные отношения с  этой страной.
– Какую роль играет образование в формировании толерантной среды и противодействии экстремизму?
– Что касается образовательных программ, то чем  более человек образован, тем труднее им манипулировать. Я не говорю, что у каждого должен быть диплом о высшем образовании. Важно наличие основательного гуманитарного. Потому что точные науки, при всей их важности, не позволяют людям свободно ориентироваться в социальных проблемах, а комплекс гуманитарных  наук позволяет. Не случайно американские военные специалисты считают, что невозможно подготовить хорошего боевого офицера, если у него нет высшего гуманитарного образования, так как он должен не просто командовать, а руководить людьми.
– В чем выражается молодежный экстремизм сегодня и о чем свидетельствует его развитие?
– У молодежного экстремизма есть одна особенность – он часто бывает спровоцирован не какими-то объективными причинами, а субъективными факторами. Молодым людям всегда не терпится реализовать себя в чем-то. Если взрослый человек зачастую знает, как преодолеть трудности, то молодому человеку они кажутся непреодолимыми. И его протест начинает выражаться в неадекватной форме. Я считаю, что именно молодежный экстремизм  буквально через несколько лет может сойти на нет. Тот, кто в 18 лет проповедовал крайние радикальные взгляды, обзаведясь семьей и реализовав себя в работе, творчестве либо искусстве, меняется радикально. Поэтому в работе с молодежью важно проявлять терпение. Важно дать понять молодым людям, что они являются частью общества. Поэтому лучшим средством противодействия молодежному экстремизму является вовлечение молодых людей в какое-либо занятие. Часто они собираются в группы, чувствуя  себя среди таких же ребят комфортно.  Допустим, есть любители группы «Рамштайн». Они собираются в клубах и слушают музыку в ее исполнении. Но надо, чтобы попутно молодые люди слушали и произведения других авторов, а не замыкались на чем-то одном. В то же время действовать необходимо ненавязчиво, так как любая попытка напрямую руководить молодыми людьми вызывает у них протест.  Важны терпение и такт со стороны старших.
– Какая роль в этом отводится гражданскому обществу?
– У нас за настоящее гражданское общество часто принимают его западную модель. Она воспринимается как эталон. Суть гражданского общества состоит в том, чтобы представитель любой социальной группы чувствовал  себя свободным. Это чувство свободы и желание реализовать себя в чем-то не встречают на Западе неадекватных взглядов. То, что там считается нормальным, на Востоке может приниматься совсем по-другому. Тип отношений, который сложился в западных семьях между родителями и детьми, в сравнении с императивами чеченского общества совершенно иной. Считаю, что гражданское общество может иметь множество форм. В ЧР оно должно строиться для людей, которые живут здесь, и оно должно соответствовать их представлениям о том, как нужно жить. Я бы сказал, что гражданское общество – это, в принципе, определенное мировоззрение, то, как люди представляют себе отношения с государством. Для чеченцев, мне кажется, идеально широкое самоуправление на муниципальном уровне, чтобы большую часть своих проблем они решали именно так.
– Являются ли сегодня экстремизм и терроризм реальной угрозой национальной безопасности России?
– Да, естественно. Сегодня это проблемы не только одной России. Они злободневны и для всего мира. Я не могу назвать страны, которые бы с этим так или иначе не сталкивалась. Существуют глобальные проблемы этого явления, но в каждой стране играют роль свои собственные причины. Проблемы терроризма в России и Пакистане, при всей их схожести, имеют различия. Сходство в том, что цель экстремистских и террористических группировок – прорваться к власти. А поскольку они не чувствуют за собой поддержки общества, то стараются его дезорганизовать. В таких условиях захватить власть может горстка людей. Это мы видели в 1991 году.  Поэтому, к сожалению, до сих пор экстремизм и терроризм остаются угрозой для мира.
Зинаида ЭНГИНОЕВА

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

 

 

 

<< < Март 2012 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31