Курсы валют USD/RUB 62.9006 EURO/RUB 73.1345

1150 лет российской государственности

В 2012 году в России отмечается 1150-летие зарождения государственности, начало становления которой традиционно связывается с призванием варягов на Русь в 862 году и утверждением династии Рюриковичей. 
Надо отметить, что не только историческая для России роль Рюрика и его братьев, но даже сам факт их существования многими исследователями, начиная с самого М.Ломоносова, ставится под сомнение. Однако практически все ученые сходятся в том, что ключевые государственные институты зародились в Древней Руси во второй половине девятого века. Так или иначе, но именно 862-й считается годом, знаменующим исходную точку в российской истории. По этому поводу удачно выразился социолог А.Ослон: «Когда формулируется идея празднования 1150-летия российской государственности, фактически речь идет не о том, что Рюрик пришел, а о том, что возникла идея, охватившая и распространившаяся, сохранившаяся в веках в той или иной форме, что мы являемся одной общностью, одним государством – это и есть государственность». Именно поэтому в марте прошлого года Президент РФ подписал указ о праздновании юбилея российской государственности «в целях дальнейшей консолидации российского общества».
Постановление Правительства РФ определило широкий перечень разнообразных мероприятий, приуроченных к столь значимому для истории страны событию. Среди них проведение всероссийских и международных научных конференций и конгрессов, подготовка документальных фильмов, издание энциклопедий, учебных пособий и монографий, проведение музейных и книжных выставок, организация торжеств и фестивалей, а также реставрация ряда памятников истории и культуры в древних городах России. Центрами праздничных мероприятий станут не только Москва и Санкт-Петербург, но и Великий Новгород (в котором по легенде начал княжить Рюрик), Ростов и Суздаль. Большая часть мероприятий, посвященных юбилейной дате, состоится во второй половине 2012 года. Причем общая сумма расходов бюджетов всех уровней составит около 450 млн рублей.
На наш взгляд, данный праздник в очередной раз поднимает очень значимый и важный вопрос о необходимости более пристального и тщательного изучения собственной истории, а также того, как этот предмет преподается в школах и вузах. Почему это актуально даже в начале XXI века? Дело в том, что при анализе наиболее острых социально-экономических и политических проблем современности оказывается, что подавляющее большинство из них имеют глубинные исторические корни. Например, коррупция, бесконечная борьба с которой не приводит к каким-либо серьезным результатам, во многом есть продолжение системы «кормления», когда представителей княжеской власти на местах должны были содержать («кормить») местные жители. Люди платили чиновникам деньги, доставляли им продукты питания. Разумеется, все это вызывало многочисленные злоупотребления местных властей, а у простых людей привычку платить им для решения собственных проблем. Другая проблема нынешней России – неразвитое гражданское общество и пассивность населения, являющиеся прямым следствием 70-летнего советского режима и предыдущих столетий самодержавия и абсолютизма.
Понимание исторических причин, лежащих в основе тех или иных проблем, совершенно необходимо при обсуждении, анализе, разработке вариантов их преодоления.
С другой стороны, по-прежнему остаются распространенными очевидно ложные трактовки отечественной истории. Вряд ли можно назвать нормальной ситуацию, когда президент государства говорит, что Сталин совершил массу преступлений против своего народа, и одновременно авторы учебников по истории оправдывают его репрессии, а по городам России 9 мая разъезжают автобусы с изображением «вождя народов». Преподавание истории, разумеется, допускает наличие разных трактовок хотя бы в силу неоднозначности и противоречивости отдельных личностей и событий. Но, безусловно, есть вещи, которые не могут подвергаться сомнению и по разному толковаться прежде всего потому, что они являются общепризнанными и доказанными фактами, например, место и роль советского народа в победе над гитлеровской Германией, преступления сталинского режима и др.
Исторические фальсификации, к сожалению, нередко касаются и чеченского народа, который несправедливо обвиняют в открытом пособничестве фашистам и массовом дезертирстве из рядов Красной армии в годы Великой Отечественной войны. Безусловно также и то, что учебники ни в коем случае не должны содержать в себе непроверенную информацию, способную ввести в заблуждение школьников и студентов.
В этой связи оставлять сферу преподавания истории без общественного регулирования невозможно. Но речь идет не о жестком государственном регулировании того, что и как писать в учебниках. Имеется в виду необходимость взаимодействия соответствующих органов государственной власти и институтов гражданского общества, которые бы совместно следили за учебной программой, корректировали, сокращали или дополняли ее. Конечно, времена, когда существовал единый учебник по истории, прошли. Сегодня на рынке можно найти десятки и десятки разных книг, содержание которых может существенно отличаться друг от друга. Поэтому важно, чтобы между их авторами было некоторое соглашение, своеобразный консенсус, определяющий адекватные общие оценки важнейших исторических событий.
На протяжении этого года на страницах нашей газеты вы сможете прочесть цикл материалов, связанных с празднованием юбилея российской государственности.
Умар РАШИДОВ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

 

 

 

 

<< < Июнь 2012 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30