Курсы валют USD/RUB 61.3222 EURO/RUB 75.6532

Мусульманская культура в России

Недавно в Дагестанском государственном университете проректор по учебно-воспитательной и социальной работе ЧГУ Махмуд Керимов успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора философских наук по теме «Традиционная мусульманская культура России в условиях модернизации (философско-культурологический анализ)», став, таким образом, пятым доктором философских наук в республике. 
В 1989 году Махмуд Керимов, выпускник философского факультета Ленинградского университета, после многих лет работы в партийных и комсомольских органах начал преподавательскую деятельность в Чеченском государственном университете. В 1999-ом ему была присвоена ученая степень кандидата философских наук. Последующие десять лет были также посвящены кропотливой исследовательской деятельности. Отметим, что научным консультантом Керимова при подготовке докторской был известный ученый, 
д. филос. н., профессор, заведующий кафедрой «Теория и история социальной работы» ЧГУ Вахит Акаев.
Махмуд Керимов – автор свыше тридцати научных публикаций и монографий. Одна из его работ – «Противоречивый характер исламского возрождения в России» – буквально на днях была опубликована в журнале Высшей аттестационной комиссии России «Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион».
Последний диссертационный труд Махмуда Керимова посвящен теме, которая еще недостаточно глубоко исследована современной гуманитарной наукой. Анализ традиционной мусульманской культуры является достаточно сложной проблемой уже в силу особенностей самого изучаемого объекта. Но не менее существенные сложности возникают и от того, что проблема эта исследуется в контексте модернизационных процессов, проходящих в современной России.
Качественная трансформация всей системы общественных отношений мирового порядка в условиях глобализации и регионализации, а также ряд других геополитических явлений современности, требуют освоения новых парадигм мировоззренческой и культурологической адаптации широких слоев населения. Данная проблема, характерная для мировых процессов в целом, приобретает особую остроту для современной России, переживающей комплексную системную модернизацию. Одним из важных звеньев проявления противоречивости названных процессов является сфера духовно-нравственного и религиозного сознания и ментальности, где наиболее остро ощущается сложность и конфликтогенность всего комплекса социальных преобразований. К числу этих «звеньев», несомненно, относится и исламский фактор, включающий в себя вероисповедание, культуру, мировоззрение, ментальность, все социокультурные практики. Обращение Махмуда Керимова к проблеме мусульманской культуры России, рассматриваемой во всех ее значимых аспектах бытования, в ее соотношении к современным процессам российской модернизации, в этом смысле, безусловно, является актуальной научной и гражданской задачей.
Мусульманская культура в России - это многосложный комплекс, включающий в себя различные материальные и духовные ценности, созданные российскими народами, исповедующими ислам. Творцами этой культуры являются многочисленные народы, в том числе тюркские народы и народы Северного Кавказа. Она имеет длительную историю, связанную с появлением и распространением ислама на Северном Кавказе, в Поволжье, а также в других регионах России.
Ислам в этих регионах, наряду с элементами общности, имеет специфику, отличительные черты, придающие мозаичный характер культуре мусульманской России. Изучение этих аспектов, так же, как и общих возрожденческих тенденций ислама и его культуры в России, – важнейшая исследовательская задача, имеющая научную актуальность и общественную значимость.
Мусульманская культура в России, основанная на исламских ценностях, – это составная часть общероссийской культуры, формировавшаяся длительное время в рамках российской цивилизации. Последняя представляет собой целостную социокультурную систему, в которой переплелись различные духовные достижения, материальные, технические артефакты, созданные совместным трудом русских, тюркских, финно-угорских, кавказских и других этносов, объединенных в одном государстве и придерживающихся общих политико-правовых принципов. Основой российской цивилизации, прежде всего, являются как православие, русская культура, так ислам и мусульманская культура.
Ислам, возникший в VII столетии нашей эры, в течение шести веков распространился по планете и утвердился как религиозная цивилизация, осуществляя при этом непрерывные контакты с другими культурно-историческими системами. В современном мире значительно возросло влияние ислама на общественную, политическую и культурную жизнь многих народов, не являющихся приверженцами этой религии. В мире идет рост числа мусульман не только за счет демографического воспроизводства, но и за счет прозелитизма – перехода в ислам представителей иных верований.
Мир ислама охватывает более 1 млрд человек, в 40 странах (в том числе непосредственно граничащих с Россией или близко к ней расположенных) мусульмане составляют подавляющее большинство населения, а еще в 30 (включая саму Россию) - значительную его часть.
Как известно, в отдельных теоретических построениях предпринимаются попытки дискредитации ислама, его рассматривают как угрозу для цивилизованного мира, связывают с ним продуцирование насилия, террора. В научном исследовании Махмуда Керимова особо подчеркивается, что приписывание исламу агрессивных качеств - подход субъективный, означающий следование идеологическим и политическим установкам его противников, придерживающихся противоположных духовных, нравственных, культурных ценностей. Именно эти силы настойчиво пытаются связать несовместимые явления – ислам и терроризм.
В указанной связи Махмуд Керимов обращается к исследованию мусульманства и аргументированно подвергает критике существующие теоретические исследования, в которых предпринимаются попытки дискредитации ислама, где мусульманство рассматривается как угроза для цивилизованного мира.
Диссертационная работа Махмуда Керимова имеет важное теоретическое и прикладное значение для развития соответствующих направлений в культурологии, социологии, политологии, конфликтологии, исследовании переходных состояний общества и функционирования современного российского общества в условиях глобализации. Результаты, полученные в диссертации, будут использованы при разработке малоизученных вопросов теории и истории культуры.
Адам ИСЛАМОВ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

 

 

 

<< < Январь 2010 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 28 29 30 31