Курсы валют USD/RUB 62.6851 EURO/RUB 72.5329

«Религия – это духовный стержень чеченской культуры»

25 декабря из Ростова-на-Дону пришла радостная новость – в Южном федеральном университете успешно защитила свою диссертацию старший преподаватель Грозненского государственного нефтяного технического университета Асят Дохаева. Она стала кандидатом философских наук, исследуя один из наиболее интересных и актуальных вопросов - «Религия в системе этнической культуры чеченцев». 

 

— Асят Баудиновна, почему Вы выбрали именно эту тему? Чем вызван Ваш интерес к этой проблеме? 

— Причин несколько. Прежде всего, еще со школьных времен я знала, что чеченцы приняли ислам несколько веков назад, но его распространение шло волнообразно. В доисламский период большинство наших далеких предков были язычниками, а часть жителей – христианами. И по сей день в архитектуре древних крепостей и поселений, в нашем языке мы можем увидеть наследие той эпохи. Мне всегда было интересно, почему чеченцы приняли ислам, а не те религии и верования, которые пришли к нам раньше. 

Свою роль сыграли и личные мотивы. В нашей семье всегда были люди, изучавшие ислам. Мой дядя читал и знал Коран. Мой отец боялся, что его дети не будут знать священную для мусульман книгу. Он всегда помогал нам в учебе, был рад, что дети получили высшее образование. Но он хотел, чтобы все мы получили еще и религиозное образование. 

Кроме того, вот уже 30 лет я занимаюсь педагогической деятельностью, более 14 лет работаю в нефтяном университете. Меня всегда беспокоило то, какой будет наша молодежь, как она будет усваивать наши адаты и религиозные нормы. После ужасов, через которые прошли чеченцы в ходе недавних войн, крайне важно, чтобы молодые чеченцы и чеченки умели отличать радикальные течения, ваххабизм, принесший нам столько горя, от традиционного и настоящего ислама. 

С 2004 года я занималась проблемой роли и места религии в чеченской культуре и чеченском обществе, итогом чего стала диссертация и монография, написанная мною в соавторстве с профессором Вахитом Акаевым. 

— Вернемся к вопросу, с которого Вы начали. Так почему же чеченцы в свое время приняли именно ислам? 

— Ислам и шариатские нормы были близки к чеченским адатам, регулировавшим отношения в обществе. Они не просто перекликались, во многих случаях они были идентичны. Чеченцы не могли одномоментно отказаться от многовековых традиций. А ислам не подавлял адаты, приспосабливался к ним, некоторым из них придавал священный (сакральный) характер, а иные не рекомендовал для соблюдения. Религиозные и национальные нормы большей частью не противоречили друг другу, а гармонично сочетались. Такая гибкость ислама привела к его быстрому принятию чеченцами и проникновению во все сферы общественной жизни.

Нельзя не отметить и политический фактор. У чеченцев не было князей и правителей, в результате не было и единовластия. Господствовало право сильного, что нередко приводило к беспорядкам. Все это подтолкнуло чеченцев к принятию ислама в надежде на то, что шариат восстановит спокойствие и мир, как это было в соседних мусульманских странах.  

— В своей работе Вы уделяете большое внимание влиянию суфизма на современную культуру чеченского народа. На какие ценности делает акцент суфизм? 

— Суфийские ценности в национальной культуре чеченцев ориентируют верующих на духовное и нравственное совершенство, поиск пути, ведущего к Богу, бережное отношение к природе, на не агрессивные, а братские и дружеские отношения между людьми, справедливое устройство общества. Суфизм с его склонностью к аскетизму, мистицизму, философии оказался близок мировоззрению и традициям вайнахов. Идеи братства и заступничества, что привело к формированию в нашей культуре особого чеченского кодекса чести «къонахалла», — все это нашло отклик в душах и сердцах наших предков. В прошлом году мы с коллегами были в Солнечной долине – Мелхиста. И не все смогли добраться до пункта назначения. Дорога, большей частью идущая круто вверх, оказалась очень тяжелой. И на одной из вершин Аргунского ущелья мы увидели древнее поселение – крепости, башни и прочие постройки, возведенные много веков назад. Даже один раз подняться на такую высоту было по-настоящему сложно. А наши предки делали это регулярно. Жить в таких условиях действительно могли только аскеты, люди, для которых духовные ценности были на первом месте, а материальные удобства и комфорт были второстепенны и несущественны. 

— Поздравляю Вас с получением степени кандидата философских наук. Безусловно, это значительное событие для чеченской науки и нефтяного университета. Желаю Вам дальнейших успехов! 

— Мне хотелось бы поблагодарить доктора философских наук, профессора Вахита Акаева. На мой взгляд, он один из крупнейших ученых и специалистов в области религии. Он был не только моим научным руководителем, он поддерживал меня и помогал на всех этапах моей работы, начиная от выбора темы и заканчивая защитой диссертации в Ростове.

Огромное спасибо я хотела бы сказать ректору нефтяного университета Хасану Таймасханову, который создает все необходимые условия для научно-профессионального роста специалистов вуза.  

На протяжении всех лет моей преподавательской деятельности в ГГНТУ огромную помощь мне оказывала заведующая кафедрой философии (именно на этой кафедре было выполнено мое исследование), доктор философских наук Барет Нанаева.Вряд ли бы я закончила свое исследование без их постоянной помощи и советов. Искренне благодарю своего официального оппонента, доктора философии Марет Бетильмерзаеву, работающую в ЧГПИ, и всех своих коллег, руководство нашего вуза за всестороннюю помощь, которую они мне оказывали все последние годы. 

Алихан Динаев

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

 

 

 

 

<< < Январь 2015 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 24 25
26 27 28 29 30 31