Курсы валют USD/RUB 61.3222 EURO/RUB 75.6532

«Учить других и учиться самой»

Есть вечные профессии, которые всегда будут востребованы обществом. Из них одной из самых главных, без сомнения, является профессия учителя. Учитель, после родителей, оказывает на каждого из нас огромное влияние. Не только учит грамоте, письму, азам наук, но и своим характером, привычками, мировоззрением закладывает основы личностного развития.

 

Если в школе ребенка ждет грамотный, квалифицированный, любящий свою работу, а главное, детей специалист, то можно назвать это подарком судьбы. Ведь часто можно слышать от школьников, что учиться не хотят, не любят, в школе не интересно, скучно и т.д. Да и у многих взрослых школа до сих пор вызывает неприятные воспоминания. Мне искренне жаль таких людей – им просто не повезло встретить в свое время настоящих учителей. А вот я в этом плане очень счастливый человек и школьные годы свои вспоминаю с удовольствием. Много в нашей школе было прекрасных учителей, которые на всю жизнь зародили во мне любовь к учебе, к познанию всего нового. Но главными из них считаю первую учительницу Надежду Кузьминичну Мармыш и учителя русского языка и литературы, классного руководителя Валентину Яковлевну Черкашину.  Они так ярко и образно рассказывали о своем предмете, что превращали уроки в увлекательное действо, в которое бывал вовлечен весь класс. А демонстрируемые ими прекрасные человеческие и профессиональные качества: доброта, отзывчивость, влюбленность в свое дело, в жизнь, учеников показывали нам пример истинного служения профессии, людям, обществу.  

В полной мере все вышесказанное можно отнести к Розе Солтахмедовне Шахтиевой, учителю чеченского языка и чеченской литературы МБОУ «Гимназия ¹14» г.Грозного. При виде этой обаятельной женщины с незаурядной внешностью, ее искрящихся глаз, полных любви и света, ощутив ауру тепла, доброты, искренности, излучаемую ею, понимаешь, что перед тобой счастливый человек, который состоялся в профессии и в жизни, а таких сегодня  встречаешь, к сожалению, нечасто. И слушая ее рассказ о жизненном пути, о выборе профессии, лишний раз убеждаешься, что характер, привычки, отношение к миру – все закладывается в раннем детстве, в окружающей атмосфере. Роза выросла в большой дружной семье (она – самая младшая из десяти детей) в с.Курчалой. Окруженная любовью и заботой родителей, братьев и сестер, она росла счастливым, уравновешенным ребенком. Старшие сестры любили заниматься с ней, играть в школу. Как известно, дети подражают старшим во всем, а маленькой Розе, как самой младшей, не на ком было закреплять усвоенные от старших знания и умения, а еще ей хотелось поделиться с кем-нибудь добротой и любовью, полученными в родной семье. И поэтому с раннего детства самой любимой игрой ее было возиться с соседской детворой, заботиться о них, на купленной мамой небольшой школьной доске объяснять им задачки, решать примеры. Вначале она видела себя почему-то учителем математики, но по мере взросления, слыша ежедневно прекрасный чеченский язык, на котором говорили ее родители, созерцая красоту чеченской природы, она так полюбила родной край, родную речь, что его изучению и распространению захотелось посвятить свою жизнь. А окончательный выбор сделала, наверное, когда внимала рассказам старшего брата, учившегося в Чечено-Ингушском государственном университете (ныне ЧГУ) на факультете чеченского языка и литературы. В 1985 году, окончив среднюю школу с хорошими отметками, Роза поступает туда же на факультет русского и чеченского языков и литературы. В 1990 году успешно окончила университет и начала свою трудовую деятельность в грозненской средней школе ¹46. В 1997 году перешла в грозненский лицей ¹1, где проработала 19 лет учителем чеченского языка и литературы старших классов. Р.С.Шахтиева – лауреат конкурса «Лучший учитель ЧР» в номинации «Сердце отдаю детям» 2008 г., является победителем конкурса «Учитель чеченского языка-2011», в 2015 г. выиграла грант в 200 тыс. рублей в ежегодном конкурсе «Лучший учитель РФ» от Министерства образования и науки РФ. Ее кабинет чеченского языка и литературы признан лучшим в г.Грозном. Ученики Розы Шахтиевой принимали активное участие в ежегодной научно-практической конференции школьников «Шаг в науку», городских и республиканских олимпиадах по чеченскому языку и литературе, неоднократно побеждали и занимали призовые места. В 2015г. в городской олимпиаде по чеченскому языку победила ученица 9 кл. «А» лицея ¹1 г.Грозного Умархаджиева Марьям, а по чеченской литературе – ученица того же класса Шахтиева Каринэ; в республиканской олимпиаде по чеченской литературе первое место также заняла Шахтиева Каринэ. В прошлом учебном году в конкурсе-сочинении ко Дню чеченского языка ученица 10 кл. «А» Каринэ Шахтиева среди 30 участников из 18 школ заняла второе место по республике. Думаю, это наилучшим образом свидетельствует об уровне квалификации Розы Солтахмедовны как преподавателя, а если учесть, что Каринэ – родная дочь Розы, то и воспитателя. Весомый вклад Р.Шахтиевой в дело преподавания и популяризации чеченского языка и литературы отмечен почетным знаком «За трудовое отличие» по Указу Главы ЧР Р.Кадырова; дипломами и грамотами от Министерств образования и науки РФ и ЧР, министра образования и науки РФ Д. Ливанова, департамента образования ЧР, мэрии г.Грозного и др. Но главным своим достижением Роза считает тот интерес и любовь к своему предмету, которые она пробуждает в своих учениках, то, с каким удовольствием дети приходят на ее уроки, являющиеся, по признаниям ее коллег, настолько самобытными, интересными и познавательными, что могут служить образцом для многих.

Учитель, как говорится в шутку, должен знать все и еще чуть-чуть. Великий ученый Д.И. Менделеев, который сам был талантливым педагогом, взрастившим за 40-летнюю образовательную деятельность немало известных ученых, писал, что «только тот учитель будет действовать плодотворно на учеников, который сам силен в науке, ею обладает и любит». А Роза Солтахмедовна добавляет, что в наш электронный век, когда дети имеют доступ в интернете к любой информации, надо быть особенно «подкованным» и всегда быть готовым ответить на любой вопрос ученика. Поэтому учитель, обучая учащихся, в первую очередь должен учиться сам, всегда быть в курсе новых методик, разработок, рекомендаций. 

 – Учитель в полной мере должен использовать возможности преподаваемого предмета, – говорит Р.Шахтиева, – познавательными практическими заданиями стимулировать активность учащихся, их увлеченность, сформировать у учащегося потребность самостоятельного получения знаний, научить работе с текстом, с дополнительной литературой. Очень важно, чтобы ученик самостоятельно мыслил и грамотно, аргументированно отстаивал свою точку зрения в споре, в диспуте, которые я часто использую в работе для лучшего понимания материала урока, но в то же время имел уважительное отношение к альтернативным суждениям товарищей по классу. Помимо обучающей направленности, каждый урок учителя, как я убеждена, должен носить воспитательный характер. Ведь учитель имеет большое влияние на ученика, и от того, какие знания, какие истины он усвоит в стенах школы, зависит вся его дальнейшая жизнь. Поэтому самым главным в своей деятельности я считаю воспитание в моих учениках гражданской позиции, ответственности за себя, свое будущее, благополучие своего народа. А этого невозможно добиться без любви к своему народу, родному краю, к родному языку, почитания наших национальных обычаев и традиций, которые я вынесла из своей семьи и без чего не мыслю себя и свою жизнь. Мне так дороги наши традиции, наш народ, наша родная республика, что не представляю себя вне всего этого. Когда в годы военных действий пришлось уехать на несколько лет в другой регион, не могла дождаться дня, когда смогу вернуться на родину. Что может быть прекраснее для человека, как жить на своей родной земле, среди родных, любимых людей, говорить на исходящем от сердца родном языке, чтить традиции и обычаи, что впитал ты с молоком матери? И еще, я так счастлива, что Всевышний даровал мне возможность заниматься любимым делом, и хотя иногда одолевают рутина, усталость, а жизнь ставит ежедневно перед новыми личными и профессиональными вызовами, что порой посещают сомнения: «А справлюсь ли я, получится у меня?» Но взглянешь на детей, их пытливые лица, горящие любопытством глаза («А ну-ка, что нам Роза Солтахмедовна интересного поведает?»), что забываешь обо всем, наполняешься свежими силами и снова вовлекаешься в этот нескончаемый процесс познания нового и неизведанного.

 Многие спрашивают у меня, почему я перешла на работу в гимназию №14 и что побудило меня это сделать?

Знаете, есть некоторые причины личного характера, но главная, наверное, в том, что мне хочется развиваться, совершенствоваться в своей профессии. Конечно, методики и принципы преподавания везде одинаковы, но в новых условиях, в новом коллективе появляются, как мне представляется, новые идеи, другой взгляд на профессию, на свой предмет, на самого себя, в конце концов, тем более, когда это такое передовое образовательное учреждение, как наша гимназия ¹14 – крупнейшее общеобразовательное учреждение в Чеченской Республике, в котором стараниями педагогического коллектива во главе с директором Хаджиевой Марьям Вахаевной созданы комфортные условия для развития личности ребенка с потребностью к творческому познанию и преобразованию как себя, так и окружающей действительности. Еще совсем мало времени прошло с начала учебного года, но и с учениками, и с коллегами общий язык, надеюсь, мне удалось найти.

 Коллектив нашей газеты желает Розе успехов на новом месте работы и от всей души поздравляет ее и весь педагогический состав гимназии №14 с Днем учителя! 

Тоита АСАЕВА, «С+», №38

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

 

 

 

<< < Октябрь 2016 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31