Курсы валют USD/RUB 62.4352 EURO/RUB 73.2427

Асы горных серпантинов

Любая красота таит в себе опасность, у роз – это шипы, а у гор – серпантины дорог, которые, словно змея, обвивают каменные исполины. За каждым горным поворотом водителя могут поджидать разные «сюрпризы»: завалы, размытый асфальт и много других неприятностей. Поэтому нужно быть настоящим асом, чтобы изо дня в день преодолевать горные километры и не попадать в «ловушки», расставленные капризной природой.  Одним из таких высококвалифицированных специалистов является Ильяс Измулаевич, который уже более десяти лет крутит баранку пограничного УАЗика в чеченских горах.

 

Получив разрешение на выезд, наш УАЗик под управлением Ильяса начал свой неторопливый спуск по серпантину. За окном открывался живописный вид, достойный кисти художника. Меж белоснежных гор, вершины которых прятались от человеческого взгляда в плотной завесе облаков, сизо-голубой лентой извивался незамерзающий Аргун, несущий свои воды с обледеневших склонов Большого Кавказского хребта.

– Красота! – произнес я, не переставая щелкать затвором фотоаппарата.

Дорога тем временем становилась все уже и уже. На миг мне показалось, что еще чуть-чуть и мы кубарем покатимся в обрыв. Дабы отбросить дурные мысли и успокоить разбушевавшуюся фантазию, я решил заговорить с Ильясом. Не важно о чем, лишь бы отвлечься от дороги.

– А правда, что водители служебных машин на горной дороге держат свою дверь приоткрытой, чтобы в случае чего выскочить из машины, – поинтересовался я у него, вспомнив байки своих коллег, уже не раз бывавших в этих краях.

Пограничник, сосредоточенно крутивший баранку, добродушно рассмеялся.

 – Конечно, нет! Хотя поговаривали, что во времена службы по призыву некоторые так делали. Как по мне, так это привычка неопытного и неуверенного в себе водителя. Но у нас такие не служат, – произнес Ильяс и демонстративно подергал за дверную ручку.

Преодолев очередной поворот, Ильяс поделился некоторыми премудростями управления автомобилем в горных условиях.

– Все зависит от первой поездки, – сказал он. – Если она пройдет, как говорится, по маслу, то и дальше проблем не будет. Самая главная опасность для новичков – красивый пейзаж, который нет-нет да отвлекает от дороги, а в горах нужно постоянно контролировать ситуацию.

По словам умудренного опытом водителя, залог безопасности – не только внимательность, но и «здоровье» «железного коня». Чтобы избежать хлопот в пути, к каждой поездке необходимо тщательно готовиться. Ведь использование автомобиля на больших высотах сильно отличается от езды по равнинам.

В первую очередь необходимо проверить исправность тормозов, рулевого управления, сверить показания контрольных приборов. Затем нужно осмотреть автомобиль на предмет пропуска воздуха, подтекания топлива, воды, тормозной жидкости. Кстати, нельзя забывать и про приспособления для предотвращения скатывания назад: цепи противоскольжения, буксир, шанцевый инструмент, которые всегда должны быть в багажнике.

– Как Вы сами видите, отбойников здесь нет, – подметил пограничник, – поэтому перед тем, как выехать, водитель должен быть уверен в своем автомобиле не на сто, а на все двести процентов.

На самой же дороге надо неукоснительно соблюдать правила, выработанные за многие годы опытными водителями. Причем следовать им стоит не только водителям служебного автотранспорта, но и простым гражданам, решившим покорять горные вершины на автомобиле. Например, при разъездах в узких местах преимущество у того автомобиля, который движется на подъем или находится у обрыва. Выбирая траекторию движения, нужно двигаться как можно правее в пределах своей полосы. Также нельзя срезать угол поворота, особенно в местах с ограниченной видимостью, не говоря уже о том, что пересекать осевую линию запрещено.

Оказывается, спуск по серпантину бывает иногда опасней подъема. По словам Ильяса, в горах можно забыть о движении накатом, поэтому водитель должен включить ту передачу, на которой бы поднимался вверх. И главное, чем круче спуск, тем ниже передача. Рабочими тормозами стоит только подтормаживать, помогая двигателю.

– Даже в исправном автомобиле из-за перегрева могут отказать тормоза, – продолжает мой собеседник. – Частое торможение нагревает тормозные колодки, от них греются рабочие цилиндры, и при достижении определенной температуры закипает тормозная жидкость. Пузырьки пара в ней легко сжимаются, и давление такая жидкость уже не передает, то есть педаль «проваливается» до пола. В такой ситуации надо действовать быстро и четко. Прежде всего, стоит включить «аварийку», а затем начать торможение двигателем и стояночным тормозом. «Ручник» не зависит от гидропривода, поэтому ему пузырьки пара в системе не страшны.

Но, как подметил мой собеседник, даже знание особенностей тех или иных участков дороги не избавит от возможных неприятностей в закрытых поворотах, из-за которых в любой момент может появиться встречный автомобиль.

Горы таят в себе и другие опасности, например, резкие перепады температуры. Поэтому чистое и сухое дорожное покрытие может внезапно превратиться в каток, а сама дорога скрыться в густой пелене тумана. По скользкой, обледенелой или заснеженной дороге необходимо двигаться на одной и той же скорости, так как при переключении передач автомобиль быстро теряет инерцию, в результате чего может заглохнуть двигатель и произойти скатывание автомобиля назад.

Не меньше неприятностей может принести и пониженное атмосферное давление, сказывающееся как на самочувствии водителя, так и на работе автомобиля. По мере подъема автомобиля в гору увеличивается внутреннее давление в шинах, что влияет на устойчивость автомобиля. Но не стоит спешить приводить его в норму. Корректировку давления следует произвести лишь после достижения высоты, на которой автомобиль будет постоянно эксплуатироваться. При этом шины должны остыть. Кстати, автомобильная «обувка» в горах гораздо быстрей изнашивается, чем в обычных условиях. Поэтому не стоит их покорять на видавшей виды резине.

Но даже если ты все учел, расслабляться не стоит. Горы всегда могут ошеломить «сюрпризом» даже самого опытного водителя. На перевалах нередко встречаются снежные заносы, в любую минуту может произойти обвал. Так что водитель в горах должен быть всегда начеку!

За разговором я и не заметил, как мы добрались до пункта назначения.

– Ну и как Вам первая поездка по горам? – поинтересовался Ильяс, пожимая на прощание руку. – Не страшно было?

– Нет. Вполне комфортно и безопасно.

– Это наша работа, – улыбнулся пограничник и, заведя отдохнувший УАЗик, вновь отправился на серпантин.

Степан ПЕРМЯКОВ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

 

 

 

 

<< < Апрель 2018 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30