Курсы валют USD/RUB 65.8140 EURO/RUB 75.3241

Почему сегодня в Чечне не похищают невест

 Традиция умыкания невесты, или, вернее, псевдотрадиция появилась в чеченском обществе сравнительно недавно, и связана она была, по мнению некоторых этнографов (и я согласен с этим мнением), с увеличением вкраплений в него чуждых элементов.

 Так уж сложилось, что вайнахи (чеченцы и ингуши) отличались гостеприимством, и гость, возведенный в ранг чуть ли не святого человека, чувствовал себя здесь весьма комфортно. Он мог бы беглым каторжником, вором или убийцей – его не спрашивали ни о чем, но три дня поили, кормили и согревали, окружая вниманием. А гость рассказывал о своих путешествиях, о людях, с которыми встречался, передавал им сведения о том, как в других краях сеют, жнут, лечат скотину, мастерят орудия труда или боевое оружие. Словом, говоря современным языком, он приносил информацию о новых технологиях и достижениях человечества или, по крайней мере, его определенной части. Все зависело от географии путешествия гостя и его прежнего места обитания. Этим и был ценен гость, возможно, поэтому гостя ждали, порой мальчишки часами сидели на окраине села, чтобы первыми заметить гостя и привести его к себе домой. 

Некоторые гости изъявляли желание остаться. Его могли приютить, но на хлеб себе зарабатывать он уже должен был сам – вечно его содержать никто и не собирался. Всему есть мера. По решению старейшин села, гость переходил в статус т1евеънарг (пришлый), на окраине села строил временное жилье – чаще землянку, и начинал жить. Он не имел права голоса в решении дел села, не имел права на собственную землю, так как каждый клочок земли кому-то принадлежал, а пастбища, сенокосные угодья были общественными. Это не была легкая жизнь, пришлого испытывали по всем направлениям: давали понять, что он не местный, хотя все были с ним учтивы и вежливы, не позволяли себе быть высокомерными, но в воздухе витала атмосфера, говорящая, что ему стоит знать свое место. При этом он мог помогать жителям села, подряжаться к ним на хозяйственные работы, пасти скот, проявить себя при несчастных случаях или природных катаклизмах.  Срок испытания, по утверждению этнографа С.-М. Х. Хасиева, мог составлять до 12 лет.  По прошествии данного срока человек с «видом на жительство», как сейчас говорят, приходил к старейшинам села и просил решить вопрос с его статусом. Тут было три варианта: полноправное членство (гражданство), продление испытательного срока (что случалось крайне редко) и предложение искать себе место под солнцем в другом месте. Все зависело от того, каким человеком себя показал пришлый, какой вред или польза для села от него была за 12 лет проживания с ними. Как мы понимаем, если человек все-таки дюжину лет прожил в данном месте, и за это время его не согнали, то, скорее всего он получал то самое заветное гражданство. А вместе с ним и надел земли в собственность, право голоса (право высказывать свое мнение на пхьоьг1а. Пхьоьг1а – место, где обычно мужчины вечером собирались для повседневного общения).  Конечно, испытания довольно суровые, но и сама жизнь в чеченском обществе была сурова и полна ограничений, что и дисциплинировало ее членов. 

После получения гражданства, человек имел право войти в один из тайпов (родов), проживающих в селе, если те согласятся его принять. Здесь тоже практически все зависело от личностных качеств претендента. Если он проявил себя как бесстрашный, благородный человек или мастер какого-либо дела, или ученый-алим, он имел больше шансов получить приглашение войти в тайп. После получения покровительства клана (тайпа), статуса принадлежности к нему, он мог чувствовать себя более уверенно.

Следующий этап для новоиспеченного гражданина – это попытка найти себе спутницу жизни. Это сложная и зачастую нерешаемая проблема, потому как мало кто согласится породниться с одиноким человеком без родни, с туманным прошлым, хотя открыто об этом заявлять не будут, дабы не оскорбить и самого новоиспеченного жениха и клан, принявший его под свой протекторат. Но люди остаются людьми, им свойственно стремление к созданию собственного очага, продолжению рода, и именно на это мог рассчитывать новый гражданин в поисках невесты. Я имею в виду девушек, обделенных природой красотой или умом, страдающих хромотой или иными изъянами. Каждый выбирает то, на что может претендовать  с учетом сложившихся на людской молве обстоятельств.

И вот ситуация. Немолодая девушка в силу разных причин засиделась в девках, надежды выйти замуж практически нет, а испытать чувство материнской любви с возрастом только усиливается. Тут настает тот самый момент, когда ее жизнь может сложиться, войти в хоть какое-то семейное русло. Ее выдают замуж за «огражданившегося» чужака, играют вполне сносную свадьбу и они начинают жить: строить семейный очаг, растить детей, которых с каждым годом становится все больше. Жажда иметь своих близких, большую семью, которой так не хватало на протяжении тех самых 12 лет, заставляет отца семейства работать от зари до темна, чтобы прокормить и поставить на ноги свое потомство. 

Время идет, как всегда, своим чередом. Дети растут, они на редкость здоровы и даже красивы. Правда, им тоже нелегко, ярлык из прошлого отца тяжелым грузом тянет их на дно жизни, им часто приходится слышать в свой адрес упреки, обидные слова о полукровности и темном прошлом, что откладывает свой негативный отпечаток на их крепнущую психику. Дети есть дети, хотя говорят они то, что слышат внутри дома и то, что официально говорить нельзя. Но эти дети, хотя и являются детьми пришлого человека, все же племянники братьев матери, в какой-то мере родня, хотя и не кровная, и дяди вынуждены заступаться за детей своей сестры, иначе и их посчитают трусами. Наступает тяжелый момент притирки, для которого нужно время и нужно оно для памяти, которая забудет о статусе отца этих детей. 

Когда наступает период взросления и подходит время жениться, дети принятого гражданина начинают, как и полагается молодому человеку, заглядываться на красивых девушек своего села или соседних селений. Они участвуют во всех вечеринках, остры на слово, отлично танцуют лезгинку, потому что с детства росли в жесткой конкурентной среде и  привыкли к тому, что все дается с трудом, тем более место в тесном обществе. Но девушки отвергают их все по той же причине – темное прошлое их отца, хотя на словах или жестом никогда не покажут своего пренебрежительного отношения. Это обстоятельство приводит юношей в негодование, тяжелая хроническая обида откладывается на генном уровне, но выхода у них нет, кроме как бессильно терпеть это чувство унижения.

В какой-то момент парень из такой семьи умыкнул любимую девушку без ее согласия. В каком это было веке, сказать сложно, но похищение невесты никогда не было обычаем чеченцев, и такой поворот наверняка привел в смятение старейшин села и родственников девушки. Во-первых, это преступление, достойное смерти, потому что честь девушки запятнана (всем понятно, что во время похищения к ней прикасались мужские руки). Во-вторых, деяние совершено членом семьи пришлого человека, у которого практически нет родни, и именно поэтому это грозит ему самосудом и большой кровью. В третьих, парень, совершивший похищение невесты – племянник коренных чеченцев и волей-неволей они вынуждены вступиться за сестру и ее детей, вовлекая в конфликт всю свою родню. Цепная реакция грозит нарушить размеренный ход жизни всех жителей села. И тут молодая, при этом не по годам мудрая девушка, жертвует собой. Она соглашается стать женой своего похитителя, чтобы не подвергать риску своих братьев и других родственников, чтобы не стать причиной конфликта, последствия которого, зная крутой нрав чеченцев, не может предсказать никто, он может продлиться десятилетия, вовлекая в себя даже еще не родившихся мужчин. 

Конечно, не все дети пришлых людей занимались похищением невест, были среди них и те, кто сразу входил в общество и становился его полноправным членом. Мы говорим об истоках традиции похищения невесты.

После прецедента умыкание невест стало частым явлением в чеченском обществе. Вскоре все забыли об истоках возникновения данной традиции и умыкание девушек стало псевдотрадицией, с которой смирились, поговаривая, «так было всегда». К счастью, последние 10 лет традиция похищения невесты у чеченцев «приказала долго жить» и ушла из нашей жизни благодаря Главе республики Рамзану Кадырову, который пресек это явление волевым решением. 

Теперь в Чечне девушек не воруют! 

Иса Закриев

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

 

www.ChechnyaTODAY.com - RSS-новости

  • Глава Чечни  рассказал,что у него часто спрашивают легко ли ему  управлять народом."Даже не знаю, что ответить. Моим Народом, как показала история тысячелетий просто так «управлять», как бездумным сообществом рабов или приспособленцев - невозможно. Силу Духа моего Народа познали многие надменные завоеватели - от алчного Чингисхана до жестокого Тимура, от коварных сатрапов самодержавных царей, до международных террористов новейшей истории... Мой Народ не приемлет громких угроз или красноречивых посылов. Чеченский Народ способен творить чудеса Истории, поднимая из руин цветущие города, Он, жертвуя собой, словно неприступная скала готов защитить весь остальной мир от надвигающейся беды... Но, при этом, помните, мой Народ никогда и ни при каких обстоятельствах не потерпит унижений!!! Так вот мое «управление» - ничто иное, как обязанность, возложенная на меня Народом. Поэтому, это вопрос не ко мне, а к моему Народу. Ибо Он управляет мной, а не я Им",- сказал Рамзан Кадыров отвечая на этот вопрос.

  • В Грозном состоялась официальная церемония закрытия этапа Эстафеты огня Зимней универсиады-2019. Огонь Студенческих игр доставили в столицу из Ставрополя, а отсюда он был отправлен в Санкт-Петербург. Эстафета огня стартовала в 10.00 около главного корпуса Чеченского государственного университета. Факелоносцы Зимней универсиады-2019 пробежали мимо известных достопримечательностей города: площади Борьбы, церкви Михаила Архангела, памятника Ханпаше Нурадилову, Цветочного парка, Аллеи памяти, мечети «Сердце Чечни» имени Ахмата Кадырова. Финишировал с факелом в руках чемпион мира по универсальному бою Абдулкерим Эдилов на площади перед мечетью. Он же зажёг городскую чашу огня. В официальной церемонии закрытия этапа участвовал Заместитель Председателя Правительства ЧР Абдула Магомадов, Министр ЧР по национальной политике, внешним связям, печати и информации Джамбулат Умаров, Министр Чеченской Республики по физической культуре и спорту Муса Ханариков, Министр внутренних дел ЧР Руслан Алханов, Министр культуры ЧР Хож-Бауди Дааев и другие представители республиканских ведомств и министерств. В числе гостей среди участников данного мероприятия были Президент Российского студенческого спортивного союза Сергей Сейранов, И.о. министра спорта Красноярского края Сергей Алексеев и заместитель генерального директора Исполнительной дирекции Универсиады-2019 Стелла Алексеева.

  • Зажженый 20 сентября в итальянском городе Турин, огонь первой в истории России Зимней Универсиады добрался и до столицы Чеченской Республики.На чеченском этапе эстафеты огонь понесут по традиции заслуженные спортсмены, политические деятели и звезды эстрады.В церемонии старта эстафеты приняли участие Заместитель руководителя Администрации Главы и Правительства ЧР Идрис Байсултанов, а так же Министр физической культуры и спорта Муса Ханариков.Почетное право зажечь огонь и стать первым факелоносцем досталось нашему прославленному тяжелоатлету, Чемпиону России, Европы и Мира Апти Аухадову. Грозный стал уже 9-ым городом, принявшим у себя огонь XXIX Зимней Универсиады-2019. Ну а закончится эстафета огня 1 марта 2019 года в городе Красноярске, где и пройдут Зимние Студенческие Игры.

  • Глава Минобороны отчитался об успехах российской операции в Сирии, длящейся с 2015 года. Он указал, что российские войска получили бесценный опыт и добились почти полного освобождения территории страныМинистр обороны Сергей Шойгу заявил, что во время операции России в Сирии, которая длится уже три года, были уничтожены более 87,5 тыс. боевиков. Об этом он рассказал, выступая на форуме на Пятом совещании министров обороны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и партнеров по диалогу в Сингапуре, говорится в сообщении Минобороны, поступившем в распоряжение РБК.По его словам, за это время было освобождено 1,4 тыс. населенных пунктов и более 95% территории Сирии. Кроме того, были отбиты у боевиков ключевые населенные пункты в Сирийской Арабской Республике и разблокированы коммуникации. ВКС России уничтожили около 122 тыс. объектов террористов. Всего российские военные самолеты совершили более 40 тыс. боевых вылетов, 21 тыс. из которых приходились на ночное время. Шойгу рассказал, что российские саперы разминировали 6,5 тыс. га территории Сирии и 19 тыс. зданий и сооружений.Министр обороны заключил, что при поддержке российской авиации террористы запрещенной в России организации «Исламское государство» были полностью разгромлены. Шойгу отметил, что на данный момент под контролем сирийских войск находится территория, на которой живут более 90% населения страны. «В Сирии, — отметил министр, — мы получили богатый боевой опыт, которым готовы поделиться», — сказал глава Министерства обороны.

  • В Доме Радио состоялась встреча министра Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации Д. Умарова с общественной делегацией из Псковской области. В состав делегации вошли руководитель культурного центра "Барт" Псковской области С. Дукаев, представители администрации области, молодежных и студенческих организаций. Мероприятие состоялось в рамках проекта "Содружество молодежи России”, реализуемого РОО "Всемирный Конгресс чеченского народа" при финансовой поддержке Фонда президентских грантов. Во встрече также приняли участие руководитель проекта "Содружество молодежи России" М. Алхазуров, член общественной палаты ЧР И. Базаев и член Совета ЧРО "Ассамблея народов России" М. Бугаев. В своем выступлении Д. Умаров отметил значимость проводимой работы в рамках проекта и прибывания гостей в республике в деле налаживания связей между регионами. Далее состоялось вручение благодарственных писем Всемирного Конгресса чеченского народа и волонтерского проекта межнационального согласия "Маяки дружбы" министру ЧР по национальной политике, внешним связям, печати и информации Д. Умарову. Делегация из Пскова за время пребывания посетит горные районы ЧР, встретится с общественными организациями, творческими коллективами, совершит экскурсию по г. Грозный.

<< < Июль 2018 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31