Курсы валют USD/RUB 61.4090 EURO/RUB 72.0082

Настало время для разработки новой концепции национальной политики

Концепция государственной национальной политики РФ, принятая 15 лет тому назад, устарела. Сказанное предполагает необходимость разработки новой концепции, соответствующей глобальным процессам, а также современным социально-экономическим, политическим и межнациональным реалиям России.
Об основных итогах горбачевско-ельцинских «реформ» на Северном Кавказе Горбачевско-ельцинские «реформы», которым ныне более 20 лет, явились самыми тяжелыми, если не сказать трагическими, для всех народов Северного Кавказа и для каждого российского субъекта. Эти реформы привели к развалу великой державы – СССР, обострили межнациональные  отношения, породили межнациональную вражду, этнический сепаратизм. Они привели к разрыву экономических и межнациональных связей, десятилетиями складывавшихся в годы советской власти, уничтожили, например, мощную нефтедобывающую и нефтеперерабатающую промышленность Грозного.
Государственный переворот, совершенный в ЧИАССР при поддержке Б.Ельцина, привел к оттоку из республики русских, значительного количества квалифицированных кадров чеченской, еврейской, армянской, ингушской и др. национальностей. Ингушско-осетинский конфликт, две войны в Чечне, гибель тысяч людей, полное уничтожение и разграбление экономики ЧИАССР, обнищание народа, экстремизм и терроризм, политика превращения чеченцев во врагов России, беспредельная коррупция и многое другое – это прямые следствия распада СССР и последовавших за этим «реформ».    
Реформы не дали экономического благосостояния учителям, врачам, жителям сел, горской бедноте, профессионально подготовленным людям, не дали им ни здоровья, ни жилья. Эти категории людей не имеют среднего материального достатка, уверенности в завтрашнем дне. Но при этом успешно создан «класс олигархов», продолжающих грабеж национального богатства, переводящих свои капиталы на Запад. Реформы резко ухудшили уровень здоровья людей, привели к ситуации, когда число умирающих в  стране превышает число рождающихся. Сегодня забыли о широко разрекламированных реформах, названных  «нацпроектами». Эти сберегающие народ реформы должны были продолжаться, несмотря ни на какие кризисы. В свое время Ельцин говорил, что положит свою голову на рельсы, если будут отпущены цены. Цены так отпустили, что несколько тысяч рублей, прибереженных стариками на свои похороны, превратились в копейки, а голова Ельцина осталась на плечах и натворила столько бед, что до сих пор невозможно избавиться от их последствий.
Каков цивилизационный выбор России и каков вероятный сценарий ее дальнейшего развития?
Россия в цивилизационном отношении, судя по некоторым заявлениям руководителей государства (Ельцина, Путина, Медведева), определилась: она ориентируется на западную либерально-демократическую модель развития. Однако реальная картина далека от декларированной. Прозападной модели развития четко придерживался нынешний Президент России Д.Медведев, хотя в целом общественное мнение, программы ведущих российских партий, как видно сегодня, имеют антизападную направленность.
«Россия – это Европа», – заявлял В.Путин на различных форумах, проходивших в Европе. В мусульманских странах высказывался тезис, что  «Россия – мусульманская страна». Между тем, такой противоречивый образ России – это ее реальная ситуация, связанная с наличием двух векторов социокультурного развития – западного и восточного. Вспомним и то, что существует теоретическая модель, рассматривающая Россию как Евразию, то есть как страну, вбирающую в себе ценности азиатские (или азийские) и европейские  на основе русской (славянской) этнокультурной почвы. Но и многовековая мусульманская основа России также очевидна.  
В российском обществе все больше стали побеждать настроения государственнические, патерналистские, политики все чаще склоняются к признанию национального возрождения России, необходимости неоимперского ее развития. Все это прямая социально-психологическая реакция на провалы рыночной экономики, либеральных ценностей, на навязывание россиянам гедонистического образа жизни, удовлетворяющего материалистические, плотские потребности. Это реакция и на резкий упадок нравственной культуры российского общества.
Можно предположить несколько сценариев развития России.
1) Ничего кардинального в течение 5 лет не произойдет. Она будет развиваться эволюционным путем на основе того, что было сделано в советский период (во всяком случае, до сих пор так именно и продолжается). Особого улучшения условий жизни людей не произойдет, не поправят они и свое здоровье. Это сценарий стагнации государства и общества. 2) Новый мировой кризис может привести Россию к распаду, сработает «югославский сценарий», различные ее части попадут под контроль «сильных мира сего». 3) Россия поднимется с колен, в этом случае она станет лидером цивилизационного развития. Возможны и другие сценарии, сочетающие предложенные варианты или основанные на совершенно иных.
Причины современной конфликтогенности на Северном Кавказе. Очень часто в высказываниях политических деятелей, аналитических записках, составляемых чиновниками различных ведомств, публикациях, телепередачах Северный Кавказ характеризуется как криминогенный регион, чуть ли не как варварский ареал, представляющий угрозу для остальной, но цивилизованной части России. На этой основе продолжают раздаваться голоса различных экспертов, агрессивной и митингующей молодежи, предлагающие  уйти России с чуждой ей территории. Подобные суждения не отличаются ни патриотизмом, ни основательным анализом ситуации. Несколько соображений по поводу современной конфликтогенности региона. Прежде всего, мы до сих пожинаем плоды распада единой и мощной страны, что породило экономические, политические конфликты по поводу наличия или отсутствия средств производства, собственности, допуска или недопуска к различного рода ресурсам, природным богатствам. Это, как часто бывает в эпоху перемен, кризиса, ломки старого и зарождения нового, обостряет межнациональные отношения, радикализирует религиозные отношения и ценности.
Такая ситуация выгодна силам, осуществляющим грабеж природных богатств, десятилетиями созданной «общенациональной собственности», накопившим несметные богатства, которые не смогла бы вообразить себе гениальная сказочница Шахерезада. Перед богатствами отечественных олигархов персидские шахи – простолюдины.
С нашей точки зрения, реанимация старых обид, отложенных конфликтов, обострение межнациональной напряженности, антикавказские, античеченские настроения, лозунги, которые  в Москве пишут на заборах, плакатах,  скандируют скинхеды, демонстранты – все это выгодно силам, отвлекающим от себя внимание миллионов бедных россиян. Современная конфликтогенность в стране, в том числе и на Северном Кавказе, – это специфическое проявление социального расслоения общества, образования «класса олигархов, богатых людей» за счет присвоения огромных богатств при поддержке государства.
 По экспертным данным, за последние 10 лет социальное расслоение в российском обществе имеет явную тенденцию к возрастанию. Разрыв в доходах 10% самых богатых и массы бедных людей увеличился на 21%. Это ситуация, подчеркивающая очевидное классовое расслоение общества, ориентированного на капитализм, причем худшего его варианта, порождающего высокий уровень социальной несправедливости.
Социально-экономическая, этнополитическая, духовно-культурная ситуация в стране такова, что положения Концепции государственной национальной политики РФ, утвержденной в 1996 году, не коррелируются с объективной реальностью, которая значительно ушла вперед по сравнению с 90-ми годами ХХ столетия. В этом вопросе мы имеем тот случай, когда теория отстала от практики и должна быть приведена в соответствие с ней. И даже должна ее опережать.    
У российских граждан нет уверенности в том, что их дети могут сделать карьеру, поднимутся на ступеньку выше по социальной лестнице. В стране нет возможностей через «социальные лифты» и более развитую финансовую систему получить доступ к капиталу. Эта ситуация будет продолжаться довольно долго, а потому вполне возможны социальные взрывы, потрясения. Чтобы предупредить такой сценарий, государство должно создавать благоприятные условия для преодоления социального неравенства в обществе и массовой бедности людей.
России нужна новая политика, нацеленная на преодоление бедности, социального неравенства, минимизирующая социальное расслоение, сокращающая огромную дистанцию между богатыми и бедными, улучшающая качество жизни. Без сомнения, социальное неравенство, обнищание людей, неустроенность жизни – основные факторы, детерминирующие преступные действия и криминальные явления.  
Другой аспект криминогенности на Северном Кавказе – это проявления религиозного радикализма, экстремизма и сепаратизма, возникшие после распада СССР в силу слабости государства, обострения этнополитических процессов, отсутствия корректной государственной национальной политики. Более того, внешние силы, преследующие свои экономические и геополитические цели на Кавказе, заинтересованы в нестабильном юге России. Нестабильный, конфликтный Кавказ им необходим, чтобы ослабить позиции России. В этом случае они будут более успешно реализовывать свои интересы и цели в регионе.  
Эти силы сегодня хорошо анализируют социально-политическую  ситуацию во всех регионах России, особенно в национально-территориальных образованиях, где активно действуют различные НКО, финансируемые иностранными фондами. Они выявляют конфликтные точки, описывают причины их возникновения, характер, рычаги воздействия. А тем временем в стране отсутствует механизм оперативного и эффективного преодоления различного рода социальных, этнополитических конфликтов.
О совершенствовании федеративных отношений в России. Об административно-территориальных изменениях на Юге России. Долгое время историк Сергей Маркедонов, работавший в одном из военных институтов в Москве, писал статьи по кавказской проблематике. Он последовательно писал статьи о чеченизации Чечни, чеченизации Кавказа, чеченизации России. Эти публикации, имеющие броские названия, не отличались глубиной. Однажды я предсказал, что очередная его статья будет называться чеченизация Европы. Это я написал в своей статье «Маркедонизация всей Чечни», опубликованной в местной газете. Мой прогноз не оправдался и такую статью он не написал.
Теперь господин С. Маркедонов является специалистом Центра стратегических и международных исследований CSIS (где многие годы работал З. Бжезинский). 7 декабря в Школе международных отношений при Университете Джорджа Вашингтона (The Elliott School of International Affairs) прошла  дискуссия, посвященная двадцатилетию независимости постсоветских республик. На ней С. Маркедонов заявил, что «до сих пор мы во многом остаемся заложниками тех моделей, которые были созданы в советское время. Последние 20 лет показали несколько важных тенденций. Первая – то, что простая смена вывески «первый секретарь – президент» или смена коммунистической идеологии на националистическую, не означает ни демократизации, ни процветания, ни успешного разрешения конфликтов. Мы крайне мало видим примеров успешного демократического развития. Таким образом, говорить о том, что распад СССР полностью закончен, мы не можем. Да, этого государства нет, и оно не будет возрождено, но пока мы будем наследниками советских подходов, к этой теме мы еще будем возвращаться неоднократно».  
Итак, как наследники советского государства,  мы не способны создать демократическое, процветающее общество. В схоластических рассуждениях С.Маркедонова нет ответа на вопрос, как построить благополучное общества как в России, так и в других странах СНГ.  
Мы также не считаем, что совершенствование федеративных отношений можно достигнуть путем укрупнения российских регионов, объединения различных субъектов, устранения «асимметрии» федеративного устройства, изменения административно-территориальных границ субъектов России.
Прежде всего, подобные трансформации предполагают пересмотр соответствующих конституционных положений, регулирующих федеративные отношения. Для одних регионов объединение субъектов происходит и будет происходить безболезненно, но для других это чревато серьезным политическим напряжением и даже националистическими взрывами. Ведь многие народы Северного Кавказа в течение 80 лет живут в своих национально-государственных образованиях, ставших составной частью единого государства. Между тем нельзя не признать, что в этой системе они имеют значительные экономические, политические и культурные достижения. Сказанное относится к Дагестану, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Татарстану, Башкортостану, Чувашии и другим республикам.
Теоретически можно смоделировать объединение Северного Кавказа, раскрыть его положительные стороны, выявить экономические и политические преимущества по сравнению с раздельным существованием субъектов, некоторые из которых живут на дотации Федерального центра. Но все это покажется малосущественным, если возникнет конфликтная ситуация между народами и их элитами, которые будут объединяться, стремясь отстаивать экономический и политический статус-кво.
В пользу объединения «реформаторы» выдвигают следующие положения:
1. Существуют хронически дотационные субъекты, укрупнение которых приведет к изменению в лучшую сторону экономической ситуации в них.
2. Этим актом можно окончательно снять спорные территориальные претензии, продолжающие оставаться источником межэтнических конфликтов.
3. Объединение – шаг, приближающий к унитарному государству, формированию единой российской нации.
Приведет ли объединение, например, Северного Кавказа к ощутимым позитивным экономическим, межнациональным последствиям? Глубоко сомнительно, что благие желания – улучшение экономической жизни людей, превращение всех в единую российскую нацию – приведут к декларируемым  целям. Очередной пересмотр границ, объединение разноязычных, разноконфессиональных народов Северного Кавказа без создания условий  их свободного развития, преодоления негативных образов, подлинной правовой защиты их этнокультурных интересов не улучшит межнациональную ситуацию в данном регионе. Этому не способствует и массовое строительство мечетей и церквей.
На Северном Кавказе можно было бы создать ряд новых современных городов (технополисов) для проживания, работы, бизнеса, карьеры талантливой молодежи, приглашенной со всех концов страны. Словом, нужно менять в лучшую сторону жизнь российских граждан, молодежи, дать им уверенность в завтрашнем дне. Нужна современная теория и практика совершенствования и развития федеративных и межнациональных отношений, экономически, политически и культурно укрепляющих единство народов и страну. Люди разных национальностей, религий, цвета кожи и пр. в России должны жить, трудиться, развиваться совместно. Любой законопослушный гражданин России  в любой ее точке должен быть защищен законом. России навсегда нужно преодолеть психологию агрессивности, ксенофобии, кавказофобии, исламофибии. Сегодня жириновские, полторанины и пр. Северный Кавказ, чеченцев превратили в «существ-страшилищ, многоголовых гидр» из русских сказок. Ныне все чаще и резче раздаются голоса отделить от России Северный Кавказ. «Кому все это выгодно?» - задали бы вопрос древние римляне. То, что это не выгодно ни русским, ни чеченцам, ни дагестанцам, ни кабардинцам и т.д. – очевидно.
Российские ультраправые на своих сборищах скандируют и несут лозунги типа «Хватит кормить Кавказ!» Но я не знаю ни одного периода из российской истории, чтобы Москва и москвичи кормили, например, народы Северного Кавказа. Здесь скинхеды, нацисты и пр. что-то перепутали. Однако подобные провокационные заявления приобретают массовый характер и не получают на государственном уровне ни осуждения, ни отпора. В связи с этим невольно возникает вопрос: кто все-таки в Российском государстве целенаправленно санкционирует  кавказофобию?
Давно настало время тщательного изучения современных проблем совершенствования межнациональных и федеративных отношений, выработки новой концепции федеративного, национального устройства России, учитывающих современный экономический базис, социальное расслоение общества, приводящие к социальному недовольству миллионов людей. Но таких интеллектуальных усилий власть не прилагает, а специалисты, ученые чаще всего отмалчиваются.
В ходе недавних выборов в Госдуму затронутые проблемы резко вербализовались в выступлениях представителей различных партий. С демонической силой это делал Владимир Жириновский. Сегодня он позиционирует себя в качестве «отца русской нации». Он неоднократно заявлял о необходимости образования русской республики в России, в провокационных целях эксплуатировал лозунг «Русские вперед!».
Нет сомнения в том, что у русского народа сегодня накопилось немало проблем, он чувствует себя униженным, обделенным, исчезающим. А разве мало проблем накопилось у татар, дагестанцев, карачаевцев, чеченцев и многих российских этносов? Необходимость их тщательного изучения на государственном уровне очевидна, нужно найти и адекватные решения, не позволяя спекулировать ими в провокационных целях. Реализация в России «национальной политики» В.Жириновского чревата тяжелыми последствиями для всех ее народов.
Поскольку впереди выборы Президента России, то эти проблемы вновь прозвучат, межнациональные отношения получат новый уровень обострения. Нам представляется, что было бы разумно обсудить в СМИ страны вопрос: какой должна быть государственная национальная политика России в последующее десятилетие?  
Вахит Акаев, доктор философских наук Магомед Дадуев, кандидат политических наук

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

 

 

 

 

<< < Декабрь 2011 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 31