Выборы консулов принятие законов риме. Презентация на тему "устройство римской республики"

Лекция

РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА
В КЛАССИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ

Постепенно в боях патрициев с плебеями к III в. до н.э. сложилось классическое римское государство. Римляне называли его республика (res publica), то есть общее достояние.

Если бы мы спросили какого-нибудь афинянина эпохи Перикла, чем Афины более всего гордятся, он, вероятно, показал бы нам Акрополь с беломраморными храмами статуями, театр Диониса, где игрались пьесы Эсхила и Аристофана, попытался бы рассказать нам о достижениях греческой науки. Иными словами, Афины более всего гордились своей высокой культурой. Если бы мы обратились с аналогичным же вопросом к римлянину III в. до н.э., он, несомненно, сказал бы, что римляне более всего гордятся своим государственным строем и моральными качествами своих граждан. При этом они считали, что это вещи взаимосвязанные. Самый лучший народ в условиях деспотизма постепенно вырождается, становится раболепным, трусливым, лживым. С другой стороны, самый лучший строй, данным развращенному народу, не принесет ничего, кроме коррупции и бандитизма. Строй воспитывает граждан, граждане поддерживают строй.

Греки познакомились с римской республикой в IV-III вв. до н.э. Они все признавали ее заслуживающей похвал и уважения. Однако с точки зрения греческой науки трудно было определить государственный строй Рима. Как мы помним, греческие ученые выделяли три правильные государственные формы: монархию, законную власть одного; аристократию, законную власть немногих, и демократию, власть всего народа при условии, что народ этот чтит свои законы. Но ни одна из этих форм неприемлема была для Рима. В 168 г. до н.э. в Рим приехал Полибий , впоследствии крупнейший историк. Римский строй его очень заинтересовал. Именно в нем он видел причину всех великих побед Рима. Полибий жил в Риме семнадцать лет, бывал в сенате и народном собрании, дружил со многими римскими политиками. И он пришел к неожиданному выводу. По его словам, республика не является ни монархией, ни аристократией, ни демократией, но равномерным смешением монархического, аристократического и демократического элементов . От монархии в Риме власть консулов, от аристократии – сенат, от демократии – народное собрание. Римляне полностью согласились со взглядами Полибия. Впоследствии их развивал великий римский оратор Цицерон. Теперь остановимся на этих элементах подробнее.

Консулы это высшие должностные лица Рима. Их было двое, и они избирались народом на один год. А через год слагали полномочия и давали народу отчет в своей деятельности. Консулы прежде всего главнокомандующие. Они заведуют всем, что связано с войной. И, если мы вспомним, что Рим воевал всегда, и что в Риме была железная дисциплина, мы поймем, что власть консулов была поистине огромна. В мирное время консул мог собирать сенат и народное собрание. Но, как мы увидим, это могли делать не только консулы. Собирая сенат, консул мог достаточно жестко определить повестку дня. Консулы представляли лицо государства для иностранных держав. Кроме того, консулы могли на одни сутки арестовать римского гражданина. Более чем на сутки римлянина арестовать вообще было нельзя.



Консулы заимствовали даже внешние признаки царского достоинства. По преданию, когда изгнали царей, то все атрибуты власти передали консулам, но дабы Рим опять не стал монархией, решили, что, во-первых, их должно быть двое; во-вторых, они должны властвовать только год. Они носили царское одеяние с пурпурной каймой и сидели в кресле из слоновой кости, как бы на троне. Это кресло называлось курульным . Консулов сопровождала почетная свита из 12 ликторов , которые несли знаки консульского достоинства – фасции , пучки прутьев и секиры. Первоначально, секира означала право жизни и смерти. Потом все изменилось, поэтому в черте города Рима консулы вынимали секиры и склоняли фасции перед народом. Ликторы выполняли приказы консулов. Например, именно ликтор отводил в тюрьму арестованного человека. Таковы полномочия консулов.

Сенат – это высший совет республики. Сенаторов было около трехсот. Состоял сенат из бывших должностных лиц, то есть после того, как они были выбраны, год исполняли свои обязанности, отчитывались перед народом, их зачисляли в сенат. Сенаторов назначали пожизненно. Был только один случай, когда сенатора можно было удалить из сената. Его мы рассмотрим позднее. Таким образом, сенаторы были выбраны народом и проверены на деле. Сенат прежде всего заведовал казной. Это было заимствовано всеми европейскими государствами. Высший совет держит в руках все финансы. Можно вспомнить борьбу короля и парламента в Англии XVII в. Король, например, объявлял войну. Парламент не мог ему этого запретить. Но он мог отказать ему в субсидии. Такую же картину мы видим в Риме. Консул, опираясь на народное собрание, мог начать войну. Но сенат мог не давать ему на эту войну денег (во второй части нашего пособия мы столкнемся с такими случаями).

Вторая прерогатива сената – это дипломатия. Только сенат принимал иноземных послов, и только сенат давал наказы своим послам. Мы помним, что в Афинах послов принимало народное собрание. Не всегда это кончалось для Афин удачей. В комедиях Аристофана представлены ловкие восточные дипломаты, которые водят за нос простодушный афинский народ, суля ему златые горы. В Риме же дипломатия была в руках профессионалов. В Афинах не было и не могло быть дипломатической тайны. В Риме она была. Чаще всего заседания сената были открытыми. Но бывали случаи, когда сенат заседал при закрытых дверях.

Сенатор во время заседания был неприкосновенен. Его нельзя было арестовать. Нельзя было даже прервать его речь – положение, заимствованное английским парламентом.

Полибий говорит, что, если мы посмотрим на полномочия консулов и сената, то увидим, что они огромны. Мы можем спросить себя, что же остается на долю народа и остается ли вообще хоть что-нибудь. И он отвечает, что остается, притом важнейшие вещи.

Первое. Только народ объявляет войну и заключает мир.

Второе. Только народ принимает законы, то есть народное собрание является высшим законодательным органом.

Третье. Народ выбирает всех должностных лиц и слушает их отчет.

Для обсуждения всех вопросов народ собирался на Форуме , площади между двумя холмами Капитолием и Палатином. Поэтому для римлянина «форум» – в переносном смысле общественная жизнь. Отсюда слово форум вошло во все европейские языки. В Афинах народное собрание собиралась приблизительно раз в девять дней. В Риме оно собиралось нерегулярно. Созывать народ могли только некоторые должностные лица. Однако собирался народ очень часто и на народном собрании обсуждались все политические вопросы. Фактически должностное лицо о каждом своем шаге докладывало народу.

Теперь остановимся на полномочиях народа подробнее.

В Афинах закон мог предложить любой гражданин. В Риме – только должностное лицо. Закон впоследствии носил его имя, например, Корнелиев закон, Семпрониев закон и. т. д. Примерно за месяц до голосования текст законопроекта вывешивался на улицах и площадях города. Как мы уже говорили, грамотность была поголовная, поэтому все граждане успевали с ним ознакомиться. Затем магистрат созывал народное собрание, разъяснял отдельные пункты и вообще говорил в пользу закона. Любой человек мог выступить с критикой закона или предложить в нем какие-то изменения. Но хозяином был только автор законопроекта. Он мог ничего не учесть и поставить закон на голосование. Но иногда, чувствуя, что его предложение все равно провалится, он брал его обратно.

Урок 47. Устройство Римской республики

I. Повторение изученного:

1.Покажите территорию Римского государства в VI в. до н. э (с. 203). Опишите ее словами. Велики ли ее размеры?

2.Кто из героев римских легенд мог бы сказать о себе такие слова: «С дав­них пор моих собратьев и сестер преследуют и убивают, изображают хищными и злыми. А за что? Если бы не я, то самый Рим, быть может, не был основан... Ведь статую, да еще в центре города, зря не поставят! Я на века застыла в бронзе и тем горжусь!» (Какую роль, согласно ле­генде, сыграла волчица в основании Рима?)

3.Опишите древнейший Рим. При ответе используйте рис. на с. 205.

4.Рассмотрите рис. 2 на стр. 204 и опишите храм Весты. Что вы знаете об этой богине и ее жрицах - весталках? Кого из героев легенды о возник­новении Рима сделали весталкой?

5.Подумайте, мог ли Ромул - легендарный основатель Рима - что-нибудь слышать об Олимпийских играх? Обоснуйте ответ.

II. Новая темя

Вспомните, что древнейшим Римом правили цари. Седьмой царь был очень жестоким: казнил неугодных римлян, отбирал у них имущество, не считался с мнением сената.

Предположите последствия такого правления? К каким измене­ниям стремились римляне? Интересы каких групп населения были учтены е ходе изменений?

Прочитайте п. 1 §45 и ответьте на эти вопросы, отразите эти изменения на схеме

На доске:

Население Рима в VI-III вв.

недовольство 200 лет

Патриции плебеи

Какова была их роль в управлении Римом?

Народные трибуны (сначала 2, а


затем 10 человек)

Сенат (совет Народное собрание Два консула (сроком на 1 год)

(мужчины-патриции)

старейшин)

война мир царь

В 509 г. до н. э. республика - общее дело, власть, при которой управ­ляют авторитетные представители народа, избираемые на определенный срок.

Вопросы:

- Кто такие плебеи? Чем они были недовольны? За что они бо­ролись?

(Плебеи несли военную службу, но, в отличие от патрициев, не пользова­лись правом на участие в управлении государством, им не разрешали поль­зоваться общинной землей. Борьба плебеев с патрициями продолжалась 200 лет. Плебеи добились права избрания народных трибунов.)

Почему избрание трибунов было важным для плебеев?

Что означает право «вето»?

Кто же стал управлять вместо царя Римским государством? Какое правление называют республикой?

Задание: В чьих интересах осуществлялось управление в респуб­лике? Давайте сравним управление в Афинах и в Риме.

На доске:

Народные трибуны

Патриции и плебеи (на 1 год)

(пожизненно)

1.Принятие законов.

2.Оплата должностей.

3.Роль сената.

1) Народное собрание состояло из патрициев и плебеев (знатных и
незнатных, бедных и богатых). Народное собрание выбирало должностных
лиц, заключало мир, объявляло войну:

- Кто имел право обсуждать вопросы в народном собрании в Афинах? А в Риме? Прочитайте п. 2 §46.

- Какой порядок справедливее? Почему?

Обсуждение законов было, необходимо, прежде всего, малообра­зованным, плохо разбиравшимся в государственных делах людям, т. е. большинству бедных граждан.

2) Должностным лицом в Риме мог стать как богатый, так и бедный, но должности не оплачивались, как в Афинах.

- Кто ввел в Афинах оплату должностей?

- Какой отсюда следует вывод? Кто мог стать консулом?
Консулу приходилось содержать не только семью, но и личную охрану, писцов, курьеров. Деньги нужны были и для организации выборов. Римский гражданин сам предлагал, чтобы его избрали на должность. Но одержать победу на выборах было непросто. За несколько месяцев до вы­боров богачи, желавшие занять должность консула, выступали перед избирателями. «Сограждане, - говорил один из них, обращаясь к бедноте. - Все вы знаете мой дом, и обеденный час вам прекрасно известен. Всех вас приглашаю в гости: приходите, и вы получите вдоволь хлеба, овощей, рыбы, вина, - оливок...» Другой богач, его соперник, торопился использовать тот же прием: «И ко мне приходите, и не только в час обеда: может быть, вы заняты каким-либо делом. Приходите в любое время, не пожалеете, у меня такой раб-повар, что вкусным запахом от его котлов питается сам бог Юпитер!.. А у тебя, дружище, я вижу рваную одежду. Приходи, ты получишь еще и новый плащ в придачу!»

- Как вы думаете, содержалась ли в этих призывах забота о бед­няках? Каковы истинные цели богачей, предоставляющих народу в ходе
выборов те или иные подарки?

Римские рабовладельцы кормили сотни бедных граждан, которые голосовали за них. На подкуп избирателей нужны были громадные деньги, которые имели только богатые патриции и плебеи.


Консульские выборы проходили на берегу Тибра, на равнине, на­зывавшейся Марсовым полей. В день выборов здесь еще до рассвета толпился народ. Знатные римляне, добивавшиеся должности консула, на­девали белоснежный плащ - кандиду (отсюда «кандидат» - человек, стре­мящийся занять какую-нибудь должность).

Это должно было обозначать, что должность будущего консула так же чиста, как отбеленная ткань его плаща.

Задание: Консулы были главными должностными лицами. Они управляли Римом, созывали народное собрание, по очереди председательствовали в нем, предлагали новые законы, производили набор в войска. Оба консула обладали равной властью. Каждый из них мог отменить распоряжение другого. Поэтому консулы советовались при обсуждении госу­дарственных дел (отсюда глагол «консультироваться»); прежде чем что-либо предпринять, они вынуждены были договориться между собой, найти согласованное решение.

Во время войны обычно один консул оставался в Риме, а другой отправлялся в поход. Если опасность была велика, оба консула находились при войске. Однако на войне необходима единоличная власть, поэтому кон­сулы командовали войском поочередно, ежедневно менялись.

- В чем сильные и слабые стороны такого порядка управления го­ сударствам? (На войне такая смена командующего вредна и опасна.)

- В чем сходство между государств ом в Афинах и в Риме? (Высшая власть в обоих государствах принадлежала народному собранию, правители избирались на определенный срок. Оба государства являлись республиками, причем рабовладельческими)

3) Сенат был первоначально советом старейшин. В III в. до н. э. родовых старейшин в Риме уже не было, установился рабовладельческий строй. Членами сената - сенаторами - без всяких выборов и пожизненно становились бывшие консулы. Сенаторов было около 300. (Кроме консу­лов, в сенат попадали и другие должностные лица - преторы, эдилы, кве­сторы, народные трибуны.)

Обычно на заседании сената председателем был консул. Он редко выступал против мнения сенаторов, даже если был не согласен с ними, т. к. через год ему предстояло войти в сенат.

Таким образом, получалось, что сенат имел большое влияние на консулов и остальных должностных лиц.

- В чем различие между Афинской и Римской республиками?

- Где свободные бедняки играли большую роль в управлении?

Афины - демократическая республика. Здесь власть в полной ме­ре принадлежала народу. Ареопаг утратил свое значение. А Рима - аристо­кратическая республика, Власть в Риме принадлежала знати. Сенат играл определяющую роль в разработке законов, ни перед кем не отчитывался и не нес ответственности за ошибочные действия.

Домашнее задание:

I ). Внимательно изучите §45 п. 1 и §46 п. 1-2.

2) . Ответьте на вопросы № 1 к §45, № 1-2 к §46.

3) . Выпишите новые понятия и даты и выучите их.

4) . Подготовьте рассказ на тему «Республика в Риме».

5) Выполните задания 59-63 в рабочей тетради.

Класс: 5

Цели:

  • Образовательная :
  • подвести учащихся к пониманию устройства республики Рим, найти различия устройства Рима и Афин, помочь осмыслить, что Афинская республика демократическая, а Римская – аристократическая, объяснить значения новых понятий – равноправие, Форум, Марсово поле.
  • Воспитательная :
  • воспитывать уважительное отношение к народам Афинской и Римской республик, чувство ответственности за свои учебные обязанности
  • Развивающая : развивать речь, мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.

Оборудование урока: карта «Древний Рим», мультимедиопроектор, таблицы на доске, рабочая тетрадь, компьютер, учебник «История Древнего мира» 5 класс А.А. Вигасин, Г.И. Годер, дидактический материал, диск издательства «Просвещение».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

– Урок истории. На столе учебник, тетрадь. В течение урока буду наблюдать, кто самый активный, организованный, любознательный.
– Сегодня на уроке мы продолжим изучение Древнего Рима, а значит перед нами несколько проблем:

1. Узнать, каково устройство республики Рим, как осуществлялось управление Римской республикой.
2. Сравнить с управлением в Афинской республике.
3. Понять, почему Афинская республика – демократическая, а Римская – аристократическая.

(Презентация . Открывается слайд с планом урока)

План урока

1. Выборы консулов.
2. Сенат и его роль в Риме.
3. Римские законы.

– Откройте тетрадь, запишите число, тему урока «Устройство Римской республики»
– На прошлом уроке вы узнали о возникновении Римской республики и завоеваниях Римом Италии. Вспомните и скажите, когда был основан Рим?(753 г.до н. э.)
– Где был основан Рим? (На семи холмах, на Аппенинском полуострове)
– Как называли древнейших жителей Рима? (Патриции)
– А какая группа населения еще проживала в Риме? (Плебеи)
– Обратите внимание на одежду патрициев и плебеев (откройте стр. 212 учебника и расскажите об особом виде одежды, показ на диске)
– Какое управление было в древнем Риме?

– Какие изменения произошли после изгнания последнего 7-го царя? (Решили больше не приглашать, а правление передать народу)
– Как называется форма устройства, когда глава государства избирается народом? (Республика)
– А какая форма еще вам известна? (Монархия)
– Назовите государства, которые вы изучали, были республикой? (Афины)
– Когда в Риме установилась республика? (509 г. до н.э.)
– Как изменилось управление? (Стали на собрании выбирать 2 консулов сроком на 1 год)
– Кто такие консулы? (Правители из патрициев)
– Чем были не довольны плебеи и за что они боролись?
– Кто такие народные трибуны?
– Расскажите о них (показ на диске)

3. Переход к новой теме

– После 200 летней борьбы плебеи стали полноправными гражданами (работа с понятием – равноправие ). На должности консулов и других должностных лиц избирали из патрициев и плебеев. Большое значение для плебеев, среди которых было много бедняков, имело запрещение рабства в 326г. до н.э.

4. Объяснение нового материала

– Сегодня на уроке мы рассмотрим управление Римской республикой и попытаемся сравнить с управлением в Афинской республике.

В III веке до н.э. Римская республика имела 3 органа власти:

Народное собрание – консулов – Сенат

– Запишите в тетради 3 органа власти.
По прежнему в Римской республике – высший орган власти – Народное собрание – состояло из мужчин – патрициев и плебеев, богатых и бедных, знатных и незнатных.
– Вспомните, какие вопросы решало собрание? (Выбирало должностные лица – консулов, народных трибунов,
принимало законы,
объявляло войну и заключало мир,
заслушивали отчет консулов,
могли привлечь к ответственности за неправильные действия)

– Послушайте, как выбирали консулов и какие они решали вопросы (стр. 41-42 учебника), работа с понятием – Марсово поле . Для выборов народных трибун и принятия законов граждане собирались на Форуме – главной площади города (запись понятия). Выступать с предложением могли с консулами народные трибуны. Остальные должны без обсуждения голосовать.

КОНСУЛЫ
Управляли государством
Предлагали новые законы
Набирали войско
Командовали армией

– Консулы избирались сроком на 1 год. За исполнение должностей денег не платили. Богатые одевали кандиду – белоснежный плащ, символ того, что совесть консула чиста, как их плащ.
– Запишите должностные обязанности консулов в тетради.
– Обратите внимание: законы предлагали только консулы или другие должностные лица, а остальные без обсуждения голосовали за или против. Из бывших консулов избирали цензоров, которые вели переписку, следили за нравом, оценивали имущество. Особо важную роль играл Сенат. После борьбы плебеев Сенат пополнялся из бывших консулов и трибунов без всяких выборов. Сенат состоял из 300 человек, все они пожизненно являлись членами Сената.

СЕНАТ
обладал огромной властью
ведал казной
разрабатывал новые законы
судил римлян

– Запишите обязанности Сената
Сенат ни перед кем не отчитывался и не нёс ответственности за свои ошибки. В случае, если стране грозила опасность, назначался диктатор на полгода (единоличный правитель). Заседание Сената обычно вел консул. При обсуждении, даже если был не согласен с мнениями Сената, консулу приходилось соглашаться (показ схемы управления)
Диктатор командовал войском. У римлян войско было сильным, хорошо обученное и специально для воинов – легионеров по особому плану строили лагерь, даже если останавливались на одну ночь, разбивали лагерь (показ на диске строительства лагеря).
– Римлян считали самым законопослушным народом. Именно у них появились первые письменные законы. Законы Сената называли «Двенадцати таблиц» . У римлян мы заимствовали основные положения законов. Например, что закон не имеет обратную силу. Современные законы опираются на римское право.

– На уроке вы узнали об управлении Римской республикой, а теперь попробуем сравнить управление в Афинах и Риме, найдем различия по нескольким направлениям и сходство.
Пользуясь учебником, записями в тетради учащиеся пытаются найти ответы по схеме на доске, учитель обобщает и записывает на доске, дети в тетради.

Различия в управлении:

по принятию законов
по оплате должностей
по деятельности Сената

Общее в управлении:

по форме устройства
принадлежности высшей власти

Республиканское устройство

в принятии законов

оплата должностей

Итог: оба государства являлись республиками, но Афины называют демократической
– Что такое демократия? (Власть принадлежит народу)
– Рим – аристократической республикой т. к. власть реально принадлежала нескольким десяткам богатым патрициям и плебеям.

5. Закрепление: (решение тестовых заданий)

6. Выставление оценок с комментированием учителя

7. Домашнее задание

Слайд 2

Сегодня на уроке:

  • Познакомимся с устройством Римской республики;
  • Выясним, как осуществлялось управление римским государством;
  • Выясним, какие нововведения в армии способствовали захвату огромных территорий;
  • Слайд 3

    План:

    • Выборы консулов и принятие законов.
    • Сенат и его роль в Риме.
    • Римское войско.
  • Слайд 4

    Выборы консулов.

    Причины борьбы патрициев и плебеев:

    1. ) уравнивание в правах патрициев и плебеев
    2. ) снять долговую кабалу (326 г. до н.э.)
    3. ) получить доступ к общегосударственным землям
  • Слайд 5

    Ежегодно в предрассветный час одного летнего дня на Марсовом поле(широкая равнина за городской стеной) собирались на Собрание граждане Рима. На высоком берегу Тибра взвивался красный флаг, который свидетельствовал о том, что Риму ничего не угрожает. Когда распахивались ворота, из них в окружении 12 ликторов появлялся консул. Раздавались звуки трубы, и жрец возвещал о том, что боги приняли жертву. И народное собрание приступало к выбору консулов на следующий год.

    Слайд 6

    Функции консулов.

    1. проводили наборы в войско
    2. созывали Народное собрание
    3. предлагали новые законы
    4. могли отменить распоряжения друг друга, поэтому им приходилось договариваться о принятии решения
    5. во время войны один консул находился в Риме, а другой при войске (но если опасность была велика, то оба консула присутствовали на войне)
  • Слайд 7

    Сенат и его роль в Риме.

  • Слайд 8

    Римское войско.

    1. вооружение, позволявшее одному и тому же бойцу вести как дальний, так и рукопашный бой.
    2. построение войска подвижными отрядами, дававшее возможность успешно сражаться на пересечённой местности.
    3. умение строить походные лагеря – крепости
    4. суровая военная дисциплина
  • Слайд 9

    • Поступая на службу в армию, новобранец давал клятву верности.
    • Прежде это было обещание исполнять приказы своих командиров, затем - клятва верности императору.
  • Слайд 10

    Военная подготовка была очень тяжелой. Каждый день все воины легиона тренировались в плавании, беге, прыжках, метании дротика и фехтовании. Трижды в месяц войско совершало маршброски на 30 км. Воины шли в быстром темпе:со скоростью 6,5 и даже 8 км в час.

    Легионеры учились строить и разбирать военный лагерь

    Слайд 11

    Голову тяжеловооружённого легионера защищали шлем, грудь и спину – панцирь, живот – широкий кожаный пояс с металлическими бляхами.

    Слайд 12

    Он разбивался по чётко установленному единожды плану- в форме четырёхугольника. Посланные вперёд командиры выбирали ровную местность. Флажками замечалось расположение стоянки: проводились две пересекающие главные улицы лагеря. В конце улиц были ворота.

    Устройство Римской республики

    (Технология – педагогическая мастерская )

    Цель: познакомиться с устройством Римской республики:

    Задачи:

    образовательная:

    1 выявить положение плебеев после двухсотлетней борьбы с патрициями;

    2 рассмотреть порядок выборов консулов и круг вопросов, которые ими решались, роль народных трибунов;

    3 дать оценку деятельности сената и его роли в Риме;

    4 охарактеризовать боевую подготовку римского войска;

    5 найти преимущества римского войска в сравнении с греческим и македонским;

    развивающая:

    1 на основе иллюстраций в учебнике и отдельных изображений сформировать образное мышление;

    2 на основе исторических источников сформировать навыки самостоятельной работы;

    3 на основе схематических рисунков и сравнительного анализа развить навыки логического мышления;

    воспитательная:

    1 формирование патриотизма и чувства долга перед Отечеством;

    2 формирование уважения к заслугам и порядку народов древних цивилизаций;

    3 развитие творческой активности, качеств смелости и образованности.

    Оборудование :

    • Учебник (пар. 45, 46)
    • Карта «Древний Рим», атласы
    • Компьютерная презентация

    Индивидуальные карточки

    Основные понятия: республика, консулы, народные трибуны, право вето, сенаторы, Марсово поле, Форум, туника, тога, кандидата, легион, гастаты, принцепсы, триарии.

    Тип урока: комбинированный

    Тема: «Устройство Римской республики»

    План

    1. Выборы консулов и принятие законов.

    2. Сенат и его роль в Риме.

    3. Римское войско.

    Ход урока:

    1) Организационный момент (эмоциональный настрой учащихся)

    А вы знаете, что…

    • Один никому не известный грек по имени Герострат пошёл на преступление в 356 г. до н.э. – поджёг красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Как вы думаете, зачем он это сделал? А как ещё можно прославиться?
    • Так вот, цель нашего урока, и последующих – рассмотреть, как прославились римляне в истории. Для этого нам понадобится систематизировать знания.

    2) Проверка д/з:

    а) Исторический зрительный диктант

    Отметить те понятия, с которыми можно провести историческую параллель с Древней Грецией (в скобках указать греческие термины) – взаимопроверка, оценки

    б) Индивидуальная карточка:

    АЛГОРИТМ

    Подготовь развёрнутый ответ на вопрос: «Как жили жители древнего Рима?»

    Для этого вспомни:

    1) В честь кого город получил такое название?

    2) Какие занятия существовали у древних римлян?

    3) Какая схема управления у них была?

    Ход урока:

    Из обстоятельного ответа вы узнали, что римляне изгнали последнего царя. Естественно, встал вопрос – что делать дальше? Как управлять страной?

    Задача сегодняшнего урока – выяснить, какая форма правления сложилась в Риме в четвёртом веке до нашей эры и каково её устройство. (Запись темы урока в тетрадь)

    Борьба патрициев и плебеев.

    Борьба патрициев и плебеев продолжалась свыше 200 лет. Основными камнями преткновения были:

    Равноправие в политической жизни государства

    Долговая кабала

    Пользование общинной землёй

    1. В результате:

    А) плебеи добились отмены долгового рабства и уравнение в правах с патрициями. 326 г. до н.э. – отмена долгового рабства.

    А кто мне напомнит что такое долговое рабство?

    Б) они стали полноправными римскими гражданами.

    Теперь вместе с патрициями плебеи принимали законы, участвовали в работе народного собрания, выбирали консулов.

    Консульские выборы проходили на берегу Тибра, на равнине.

    Марсово поле – низменность за городской чертой Рима где проходили празднества посвященные богу Марсу.

    В день выборов здесь еще до рассвета толпился народ. На высоком берегу Тибра взвивался Красный флаг – знак, что Риму ничто не грозит.

    Являлся консул и 12 лекторов:

    – труба звучала;

    – жертвоприношение (жрецы).

    Каждый гражданин получал табличку и писал имя того кому отдал голос. Проходя через узкий мостик голосующий опускал табличку в особую корзину. После подсчета – звук трубы и 2 консула выбирали

    Как стало называться Римское государство с 509 г. до н.э.? (республика).

    Что представляло собой управление в Риме в III в. до н.э. ?

    Чтобы ответить на возникшие вопросы, мы с вами проведём следующую работу:

    • Разобьемся на группы
    • Получим задание
    • Будем искать правильный вариант ответа
    • Будем работать с текстом учебника (пар. 44, 45, 46) и карточками

    Группы получают задание.

    1 группа. Определить, какая форма правления сложилась в Риме в 3 веке до н.э. Составить схему, назвать органы правления Рима;

    2 группа. Консулы. Порядок избрания. Полномочия.

    3 группа. Сенат. Порядок формирования и функции.

    4 группа. Народное собрание

    5 группа. Народные трибуны.

    Работа с текстом учебника. Работа в группе (10-12 мин.)

    • Обсуждение работы групп.

    1.группа

    Республика – форма правлении, при которой государством управляют избранные (консулы)

    2 группа . Консулы

    Вопрос: Дайте ребята оценку такому порядку в управлении государством: в чем его сильные и слабые стороны?

    Ответ: в мирное время это разумно. Одна голова хорошо, а две лучше. Но на войне такая смена опасна, так как один консул считает, что от сражения надо отказаться и ждет когда придет его очередь.

    3 группа. Сенат и его роль в Риме.

    Сенат первоначально был советом старейшин, в 3 в. До н.э. родовых старейшин в Риме уже не было, установился рабовладельческий строй. Членами сената без выборов становились бывшие консулы. Сенат имел большое влияние на консулов и остальных должностных лиц, обладал огромной властью (ведал казной, вёл переговоры с другими государствами, разрабатывал новые законы). В Афинах подобного органа власти не было.

    Консулы пожизненно

    Трибуны члены сената

    Ведал:

    1 казна;

    2 план войны;

    3 переговоры с другими государствами;

    4 судьями были сенаторы.

    В Афинах не было подобного органа.

    4 группа . Народные трибуны

    В 5 в. до н.э. плебеи добились права избирать своих защитников – народных трибунов, которые избирались ежегодно (сначала 2-х, затем 4-х). Народный трибун приходил на заседание сената и скромно стоял у входа или садился на скамеечку. Он внимательно слушал выступавших и не вмешивался. Но если сенат хотел принять постановление невыгодное плебеям, трибун тотчас говорил: «запрещаю» (по-латински «вето»). Так возникло выражение «Вето» т.е. право запретить, отменить какое-нибудь решение.

    Следующей победой плебеев стала запись римских законов в середине 5 в до н.э. они были записаны на 12 медных таблицах и выставлены для всеобщего обозрения на форуме. Законы 12 таблиц установили четкие нормы, права и обязанности для всех групп римского общества. Опираясь на авторитет закона, плебеи добились избирательного права на все должности в Римском государстве, но так как за государственные должности не платили, то избирались, как правило, богатые люди.

    В 326 г. до н.э. народный трибун Петелий добился принятие закона отменявшего долговое рабство для плебеев и членов их семей. В начале 3 в. до н.э. плебеи добились равноправия с патрициями и как следствие сложилась гражданская община

    5 группа . Народное собрание

    Народное собрание состояло из граждан – патрициев и плебеев. Ему принадлежала высшая государственная власть. Оно выбирало консулов народных трибунов, объявляло войну и заключало мир.

    Римское государство было республикой. Народное собрание в Риме состояло из граждан: патрициев и плебеев, знатных и незнатных, бедных и богатых. Народное собрание было высшим органом власти: выбирало должностных лиц, консулов, народных трибунов, объявляло войну, заключало мир, принимало законы. Но только консулы, народные трибуны и другие должностные лица имели права предлагать новый закон. Причем народное собрание без обсуждения голосовали за или против. Римляне для принятия законов собирались на форуме.

    Вопросы для обсуждения: Сравним Римское и Афинское государства.

    В чем сходство между государством в Афинах и в Риме?

    (Высшая власть принадлежала народному собранию; выбирались на определенный срок правители).

    2. В чем различия устройства в Афинах и в Риме?

    Различия в государственном строе Афин и Рима:

    1. Принятие законов.

    2. Оплата должностей.

    3. Снятие с должности.

    4. Роль сената.

    (Записи в тетрадях).

    Таким образом, Афины – демократическая республика, Рим – аристократическая, т.е. власть принадлежала знати.

    Итак, 1. Что добились плебеи в результате борьбы с патрициями? (отмена долгового рабства, стали полноправными гражданами).

    2. Когда было отменено рабство? (в 326 г. до н.э.).

    3. Кто в Риме имел право предлагать закон? (консулы, народные трибуны и должностные лица).

    4. Кто мог стать консулом? (только богатый, т.к. не было оплаты).

    5. Где проходили выборов консулов? (Марсово поле).

    6. Что такое кандида? (белый плащ).

    7. Что такое форум? (главная площадь города).

    4) Закрепление изученного

    Игра «Да - Нет» (Верные и неверные утверждения):

    Я утверждаю, что:

    • Республика – в переводе с латинского обозначает «Общественное дело» (да)
    • Плебеи могли стать консулами (да)
    • «Вето» по-латински «разрешаю» (нет)
    • В Риме, как и в Греции, платили деньги за исполнение должностей (нет)
    • Выбирали 2 консулов (да)
    • Выборы проходили на Марсовом поле (да)
    • Один консул был главнее другого (нет)

    Убеждаюсь, что знания ваши обширны и прочны, но чтобы окончательно в этом убедиться, предлагаю закончить фразу.

    5) Рефлексия

    У каждого в печатном виде карточка с фразой: «Теперь я знаю, что в Древнем Риме….». Необходимо завершить предложения.

    6) Домашнее задание

    • Задача для любознательных
    • Пар. 44(2), 45(3), р/т № 56, 57(1-7), 58
    • По желанию: составить рассказ от имени земледельца, плебея или консула (сенатора) о том, как прошло голосование на выборах или как принимали закон

    Предварительный просмотр:

    Карточка №1. 1 группа.

    Составить схему устройства Рима в III веке до н.э.Назвать должности и дать им определение.

    3 группа Сенат и его роль в Риме. Сенат первоначально был советом старейшин, в 3 в. До н.э. родовых старейшин в Риме уже не было, установился рабовладельческий строй. Членами сената без выборов становились бывшие консулы. Сенат имел большое влияние на консулов и остальных должностных лиц, обладал огромной властью (ведал казной, вёл переговоры с другими государствами, разрабатывал новые законы). В Афинах подобного органа власти не было.

    В него попадали без выборов бывшие

    Консулы пожизненно

    Трибуны члены сената

    Другие должностные лица 300 человек

    Ведал:1 казна;2 план войны;3 переговоры с другими государствами;

    4 судьями были сенаторы.

    НИ перед кем не отчитывался и не нес ответственности за ошибки. Заседание сената вел консул – всегда соглашался с сенатом.

    В Афинах не было подобного органа

    2 группа. Кто такие консулы и каков круг их обязанностей

    Должностным лицом в Риме мог стать по закону любой гражданин, как бедный, так и богатый. Но в Риме деньги за службу государству не платили, следовательно, должности могли занимать только богатые люди: консул должен был содержать охрану, писцов, курьеров и так далее. Деньги нужны были и для организации выборов. Консулы были главными должностными лицами, они управляли Римом, созывали народное собрание, предлагали новые законы, производили набор в армию. Оба консула обладали равной властью, каждый мог из них отменить распоряжение другого. Поэтому консулы советовались при обсуждении государственных дел

    Консулом мог стать по закону как богатый, так и бедный. Но в Риме не платили за службу государству (а в Афинах?), поэтому лишь богачи занимали должности. Так, консулу приходилось содержать не только семью, но и охрану, писцов. Для выборов Римский гражданин сам предлагал, чтобы его избрали на должность. Богатые стремились привлечь избирателей.

    Очень часто до выборов рабовладелец говорил бедноте (стр. 272). Римские рабовладельцы кормили сотни бедных граждан, которые голосовали за них.

    Став консулами рабовладельцы одевали белоснежный плащ – КАНДИДУ (кандидат – человек стремящийся занять какую-нибудь должность).– совесть чиста.

    Во время войны – 1 консул возглавлял часть войска, отправившегося в поход, 2 консул оставался в Риме. Или оба на войне. Но на войне нужна единоличная власть, поэтому ежедневно менялись. Консул + 12 лекторов.

    В течение всего своего срока консула не могли сместить с должности.

    4 группа. Народные трибуны.В 5 в. до н.э. плебеи добились права избирать своих защитников – народных трибунов, которые избирались ежегодно (сначала 2-х, затем 4-х). Народный трибун приходил на заседание сената и скромно стоял у входа или садился на скамеечку. Он внимательно слушал выступавших и не вмешивался. Но если сенат хотел принять постановление невыгодное плебеям, трибун тотчас говорил: «запрещаю» (по-латински «вето»). Так возникло выражение «Вето» т.е. право запретить, отменить какое-нибудь решение.

    Следующей победой плебеев стала запись римских законов в середине 5 в до н.э. они были записаны на 12 медных таблицах и выставлены для всеобщего обозрения на форуме. Законы 12 таблиц установили четкие нормы, права и обязанности для всех групп римского общества. Опираясь на авторитет закона, плебеи добились избирательного права на все должности в Римском государстве, но так как за государственные должности не платили, то избирались, как правило, богатые люди.В 326 г.до н.э. народный трибун Петелеий добился принятие закона отменявшего долговое рабство для плебеев и членов их семей. В начале 3 в. до н.э. плебеи добились равноправия с патрициями и как следствие сложилась гражданская община

    5 группа. Народное собрание состояло из граждан – патрициев и плебеев. Ему принадлежала высшая государственная власть. Оно выбирало консулов народных трибунов, объявляло войну и заключало мир. Римское государство было республикой. Народное собрание в Риме состояло из граждан: патрициев и плебеев, знатных и незнатных, бедных и богатых. Народное собрание было высшим органом власти: выбирало должностных лиц, консулов, народных трибунов, объявляло войну, заключало мир, принимало законы. Но только консулы, народные трибуны и другие должностные лица имели права предлагать новый закон. Причем народное собрание без обсуждения голосовали за или против. Римляне для принятия законов собирались на форуме.


    Случайные статьи

    Вверх