Капитан геннадий елисеев. Олимпиада по истории авиации и воздухоплавания

Пихотина Татьяна
Капитан Елисеев - подвиг в мирное время.

21 ноября 2011г. Широкая авиационная общественность России и стран Ближнего зарубежья торжественно отметит 101-ю годовщину прославленного Качинского высшего военного авиационного училища летчиков. В этом году приказом министра обороны РФ это имя возвращено из небытия и присвоено бывшему Краснодарскому высшему военному авиационному училищу летчиков. Славная авиационная традиция продолжается.

Училище было создано 21 ноября 1910г. Как Севастопольская офицерская школа авиации. В 1922г. В Севастопольскую авиашколу влились летная школа авиации №1 из г. Зарайска Московской области и бывшая Гатчинская авиашкола, созданная в 1914г. Под Санкт-Петербургом. Так Качинское училище впитало традиции двух старейших летных школ России.

В Качинском училище было аккумулировано всё то лучшее, чем располагала авиация России с первых лет своего существования.

С волнением вспоминаю и свои годы учебы в училище. Солнечным сентябрьским днем 1974г. Я, как и 250 курсантов, успешно сдавших экзамен, был зачислен на первый курс Качи. Год напряженной учебы, и уже в мае 1975-го на аэродроме близ станицы Тацинской мы приступили к полетам. С благодарностью вспоминаю своих первых летчиков-инструкторов: командира 2 авиаэскадрильи Морозовского полка подполковника Собакина, штурмана 2АЭ капитана Голубева, командира 1-го звена ст. Лейтенанта Сычёва и своего летчика-инструктора лейтенанта Алмаева. Уже тогда из уст в уста мы передавали информацию о подвиге нашего земляка, волгоградца, военного летчика капитана Елисеева, совершившего таран в мирное время.

И только через многие годы одна из центральных газет так описала подвиг нашего земляка. «Ни в одном боевом уставе не найти такого приема ведения воздушного боя - таран. Иной раз приходится слышать, что это акт отчаяния, что в горячке боя у людей теряется инстинкт самосохранения. Возможно, бывало и так. Но капитан Геннадий Елисеев в последние секунды своей жизни еще раз доказал, что таран - это прежде всего высокий акт самопожертвования».

Сразу от береговой черты Каспия линия ирано-азербайджанской границы плавно уходит на север, образуя выступ площадью в тысячи квадратных километров, глубоко вклинившийся на территорию Азербайджана. Для воздушной разведки НАТО этот географический рисунок казался в начале 70-х гг. Настоящей находкой.

К тому времени и западные, и дальневосточные воздушные рубежи Советского Союза были настолько плотно прикрыты, что все попытки иностранных самолетов-шпионов проникнуть на нашу территорию пресекались, что называется, на корню. В 1970г. На военный аэродром в Армении был даже принудительно посажен самолет американских ВВС, на борту которого находились два американских генерала и турецкий полковник. Северный вариант - из Норвегии через Кольский полуостров - тоже был заблокирован мощной системой ПВО. Прочно стоял кавказский рубеж.

И лишь воздушные ворота со стороны Ирана были приоткрыты. Самолеты-разведчики НАТО часто пересекали границу Союза в северной части выступа, «засвечивали» радиолокационные станции, ловили в эфире переговоры дежурных сил авиации и, выяснив степень их готовности, уходили в сторону моря. Нашим перехватчикам, поднимавшимся с аэродромов в Грузии, приходилось огибать злосчастный выступ, теряя драгоценные минуты и секунды.

28 ноября 1973г. Системы ПВО зафиксировали очередное нарушение государственной границы. На командном пункте 15-го корпуса Бакинского округа ПВО, куда поступил тревожный сигнал, в то время находился начальник политотдела корпуса генерал-майор Александр Останин. Вот что он рассказал корреспонденту «Труда».

В 1973 году американцы «посадили» в Иране эскадрилью истребителей F-104. И граница сразу стала беспокойной. Поэтому в тот день ни у кого не было сомнений, что цель реальная. Ее продвижение сопровождал радиотехнический батальон, расположенный в поселке Имишлы. Почему-то врезалась в память фамилия начальника станции - капитан Тёмный.

В ту пору действовала инструкция: транспортные самолеты-нарушители по возможности сажать на наши аэродромы, а боевые сбивать без какого-либо предупреждения. Командир корпуса отдает капитану Тёмному приказ уничтожить самолет противника

В это время в воздухе уже находились два истребителя нашего корпуса и еще один, взлетевший, как позже выяснилось, с аэродрома Вазиани в Грузии. Там дислоцировались части 34-й Воздушной армии Закавказского военного округа. За штурвалом миг-21 - борта 240 - капитан Геннадий Елисеев. Пункт наведения тут же просчитал, что ближе всех к цели находится именно Елисеев. Ему капитан Тёмный и передал приказ: «Цель уничтожить!».

Помню, какая гнетущая тишина стояла в помещении. Истребитель Елисеева пошел на сближение. Счет - на секунды.

Пуск первый! - доложил Елисеев. И дальше - молчок. Спустя какое-то время опять доклад: «Пуск второй!». И снова молчок.

Никто на КПП не проронил ни звука. Все понимали, что произошло. Ракета класса «воздух-воздух» взрывается, если проходит ближе 30 метров от цели. Значит - промах.

Сегодняшним сверстникам Геннадия Елисеева вряд ли понять эту его безрассудную решимость. Слишком изменился мир, в котором мы все живем. И как ни крути, доверия в нем стало больше. А тогда по обе стороны «железного занавеса» царила обстановка военного психоза, и сотни дежурных расчетов стратегических сил готовы были одним движением пальцев обрушить цивилизацию в ядерный апокалипсис. Елисеева так учили: пропустишь нарушителя - война станет ближе. Его учили: враг хитер и коварен, он только и ждет момента для удара по социалистической Родине. Рассуждать на сверхзвуковых скоростях о цене собственной жизни было некогда. И Елисеев ударил...

Тёмный еще успел подсказать: бей плоскостью крыла. Елисеев отвечает: «Вас понял!». Это были его последние слова.

Отметки самолетов на экране локатора пропали. Скорее всего, Елисеев ударил самолет противника не крылом, а как торпеда, всем корпусом. Миг-21 взорвался в воздухе. Катапультироваться капитану не удалось. А вот американские летчики уцелели. Они приземлились недалеко от границы, и их задержала тревожная группа с ближайшей заставы.

Я спросил Александра Васильевича, почему летчик не воспользовался 23-мм пушкой, которую к тому времени уже начали устанавливать на мигах этого типа. В некоторых источниках сообщалось, что после первой же очереди пушка у Елисеева отказала, а авиатехник по вооружению и техник эскадрильи впоследствии получили десять и три года тюрьмы соответственно. Останин ответил, что ничего об этом не слышал.

Тайну могла бы приоткрыть пленка с записью переговоров «земли» с бортом 240. Долгое время она хранилась в ленинской комнате радиотехнического батальона. Потом - в музее 15-го корпуса ПВО. Но после его расформирования пленка куда-то исчезла.

Звание Героя Советского Союза капитану Геннадию Елисееву было присвоено по тем временам очень быстро - 10 декабря 1973г., спустя всего двенадцать дней после его гибели.

Елисеев Геннадий Николаевич родился 26 декабря 1937г. В городе Сталинграде (ныне Волгоград) в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1961г. После окончания средней школы в 1955г. Поступил в Батайское военное авиационное училище летчиков, которое окончил в 1959г. Служил в различных местах. Последним местом службы стал гарнизон в районе города Вазиани (Грузия).

Заместитель командира эскадрильи 982-го истребительного авиационного полка (34-я воздушная армия, Закавказский ВО) капитан Елисеев Г.Н. 28 ноября 1973г. Нес свое очередное боевое дежурство на аэродроме Вазиани. Последний день своей жизни волгоградец провел достойно, совершив подвиг во имя Родины. Наш земляк, военный летчик капитан Елисеев был торжественно похоронен в Волгограде на кладбище на Дар-горе (Ворошиловский район). В Волгограде именем капитана Елисеева названа улица, на которой установлена мемориальная доска. На его могиле в 1975г. Появился памятник из полированного гранита с накладным барельефом из кованого алюминия. На памятнике изображен портрет Геннадия Елисеева и надпись: 1937-1973. Елисеев Геннадий Николаевич, Герой Советского Союза. Семья военного летчика капитана Елисеева в настоящее время проживает в городе Минске (Белоруссия).

Судьбы курсантов КВВАУЛ выпуска 1978г. Сложились по-разному. Некоторые мои однокашники переучились на новый самолет, штурмовик Су-25 и участвовали в боевых действиях в Афганистане в начале 1980-х гг. Моя 4-я летная группа, 1-го звена, 2АЭ имела также свою судьбу. В 1975г. Списали с летной работы курсанта Александра Антонова. Сергей Есенин, прослужив более 10 лет в ВВС, перевелся в МИД советником посольства по авиации. Роман Урба прослужил в ВВС до развала СССР и из Иркутской области вернулся в Вильнюс, в независимую Литву. Из всех наших выпускников 1978г., летавших в 2АЭ, до сих пор летает на штурмовике Су-25 в ВВС Белоруссии только полковник Дубовик. Я изредка прихожу к наземной экспозиции панорамы «Сталинградская битва», чтобы лишний раз взглянуть в лицо своей молодости: на площадке замерли в едином строю самолеты Л-29 и миг-21. Они давно уже не летают. Но я в это не верю…

По планам Министерства обороны РФ для летных училищ ВВС, авиабаз и центров переучивания летного состава до 2020г. Планируется закупить 130 учебных самолетов 4-го поколения Як-130. До 2015г. Все учебные самолеты Л-39, находящиеся в летных училищах ВВС РФ и центрах переподготовки летчиков, должны быть списаны. В 2010г. В Липецкий центр переучивания летного состава поступили первые 6 серийных учебных самолетов Як-130. А в этом году первые 4 серийных самолета Як-130 перелетели с авиазавода на авиабазу Качинского авиационного училища летчиков близ Борисоглебска.

По-доброму завидую летчикам и курсантам КВВАУЛ, севшим в этом году в кабину нового самолета Як-130. Эта летающая парта откроет современным курсантам перспективу к освоению истребителя 5-го поколения, который и поступит к окончанию их учебы в боевые соединения ВВС России. В добрый путь, коллеги!

28 ноября 1973 года пилот истребителя МиГ-21СМ Г.Н.Елисеев ценой собственной жизни уничтожил самолет, нарушивший воздушную границу СССР. Это был первый в таран с применением реактивного самолета. Имя героя навечно занесено в списки воинской части, где он совершил подвиг, а эскадрилья получила название «Елисеевской».


Подвиг капитана Елисеева

Геннадий Николаевич Елисеев родился в 1937 году в Сталинграде. В 1959 году окончил Батайское военное авиационное училище. Проходил службу в различных строевых авиационных частях. Последнее место – гарнизон в районе грузинского города Вазиани, где Елисеев в звании капитана служил заместителем командира эскадрильи 982-го истребительного авиационного полка 34-й воздушной армии Закавказского военного округа.

28 ноября 1973 года капитан Елисеев нес дежурство на аэродроме. В 12 час 20 мин было получено сообщение о том, что в районе Муганской долины (Азербайджан) на территорию Советского Союза вторгся самолет-разведчик RF-4C «Фантом» ВВС Ирана. Получив приказ с командного пункта, Елисеев взлетел на истребителе МиГ-21СМ для перехвата самолёта-нарушителя.

Советский истребитель настиг «Фантом», когда тот был уже недалеко от границы. Получив команду на уничтожение цели, он выпустил две пары ракет «воздух-воздух» Р-3. RF-4C отстрелил тепловые ловушки, и ракеты прошли мимо. Применять пушку было рискованно, поскольку нарушитель был уже совсем рядом с границей, и стрельба не гарантировала поражение иранского самолета американского производства. Кстати, это была спарка, и в кабине вместе с иранским пилотом майором Шокуния находился американский полковник Джон Сондерс. Самолет выполнял разведывательное задание.

С земли поступила команда: «Пресечь полет противника любой ценой!». Елисеев ответил: «Понял, выполняю». Это были его последние слова.

Сблизившись с «Фантомом», МиГ нанес удар крылом по его хвостовому оперению. «Иранец» потерял управление, его экипаж успел катапультироваться и был задержан пограничниками.

МиГ же управление не потерял и начал плавно снижаться. Пилот на связь не выходил. И вскоре самолет врезался в гору. Согласно наиболее правдоподобной версии, во время тарана Елисеев ударился головой о стекло и потерял сознание. Именно это и привело к его гибели. Произошло это в 13 час 15 мин.
Капитану Геннадию Николаевичу Елисееву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.


На снимке: RF-4C/ Фото: wikimedia

От вымыслов до объективных предположений

События, предшествовавшие этому подвигу, были досконально исследованы комиссией. В результате в приказе Главкома ВВС было указано на недостаточную подготовку офицеров наведения, плохо знавших вооружение самолетов истребительной авиации ВВС.

По свидетельству одного из очевидцев тех драматических событий, не вошедшему в официальные документы, в эту историю вмешался роковой случай.

Иранский «Фантом» был замечен на радаре оперативным дежурным командного пункта Джангры заблаговременно – в момент его взлета с аэродрома в Тебризе. Когда возникла угроза нарушения границы, с аэродрома в Марнеули был поднят в воздух дежурный истребитель и взят на управление. Но внезапно обесточилась аппаратура пункта наведения, из-за чего истребитель, потерявший управление, был вынужден вернуться на аэродром.

С большим запозданием с аэродрома Вазиани был поднят МиГ Елисеева. Долетев до района, он стал запрашивать управление от пункта наведения Джангры. Но тот был обесточен.

Елисеева услышали на соседнем ПН и повели на цель. Но наводчик решил, что имеет дело не с МиГ-21СМ, а с Су-15, у которого отсутствует пушечное вооружение. Это в определенной степени и стало причиной «неполного использования боевых возможностей истребителя». То есть были использованы не все возможности самолета, которые у МиГ-21СМ выше, чем у Су-15, в связи с другим выводом на точку атаки.

Также существуют свидетельства того, что история была еще более сложной, нежели это описывается в официальных источниках. После первого ракетного залпа пилоты «Фантома», поняв, что дело может закончиться для них не советской тюрьмой, а кладбищем, катапультировались. Второй залп также не поразил самолет-нарушитель. И Елисеев таранил уже пустой истребитель.

Существуют свидетельства иного рода, которые характерны для 90-х годов, когда было принято покрывать предыдущий 70-летний период нашей историей густым слоем черной краски. Якобы, со слов какого-то полковника, Елисеев таранил учебный иранский самолет снизу, поэтому его пилоты и не видели МиГа, и не поняли, что же произошло с их легким воздушным суденышком. И среди обломков якобы никакой шпионской аппаратуры найдено не было. Поэтому перед двумя честными парнями пришлось извиниться...

Судьба шпиона

Кстати, на сайте в британском домене, посвященном «Фантомам» в ВВС Ирана, удалось отыскать следы сбитых иранского майора и американского полковника. Любопытно, что авторы сайта по поводу исследуемого нами инцидента заявляют, что существуют слухи о том, что полет был разведывательным, но они не находят подтверждения. Словно речь идет о легкой прогулке на самолете, но он в действительности был разведывательным (RF-4C).

Майор Шокуния был моложе Елисеева. Он начал летать на авиабазе в Табризе на легком многоцелевом истребителе F-5, массово поставлявшемся США в основном в страны Азии с середины 60-х годов. И летал опять-таки на шпионской модификации – RF-5A. В 1972 году, когда США усилили разведывательную деятельность с территории Ирана, пересел на двухместный RF-4С.

И иранского майора, и американского полковника освободили через 16 дней. Видимо, в этом деле были использованы мощные дипломатические рычаги.
Шокуния продолжил службу. Елисеева он пережил на несколько лет. 27 января 1982 года иранский пилот погиб в бою во время войны с Ираком. Кстати, и на сей раз его сбил тоже МиГ-21. От судьбы не уйдешь.

"...Кто-то скупо и четко отсчитал нам часы

Нашей жизни короткой, как бетон полосы.

И на ней - кто разбился, кто - взлетел навсегда..."

(В. Высоцкий "Песня о погибшем друге")

Геннадий Николаевич Елисе́ев (26 декабря 1937, Сталинград - 28 ноября 1973, Грузинская ССР) - лётчик (в 1959-том году окончил Батайское военное авиационное училище лётчиков), заместитель командира эскадрильи 982-го истребительного авиационного полка 283-й истребительной авиационной дивизии 34-й воздушной армии Закавказского военного округа, капитан, Герой Советского Союза.

Подвиг

28 ноября 1973 года капитан Елисеев на истребителе МиГ-21СМ вылетел с аэродрома Вазиани на перехват самолёта-нарушителя, вторгшегося в советское воздушное пространство в районе Муганской долины (Азербайджан).


Миг-21

Непрошенным гостем оказался иранский F-4 «Фантом» II (в некоторых источниках ошибочно упоминается T-33 или даже ЕС-130Е), осуществлявший разведывательное задание в рамках американско-иранской программы Project Dark Gene.


F-4 «Фантом» II

Воздушный бой происходил над территорией Грузинской ССР. Получив приказ на уничтожение нарушителя, Елисеев выпустил по нему две ракеты Р-3, после чего таранил, нанеся удар крылом по хвостовому оперению. Это был третий в истории советской авиации воздушный таран нарушителя границы на реактивном самолёте.

Экипаж «Фантома» (иранский майор Шокухния, впоследствии погибший в ирано-иракской войне, и американский полковник Джон Сондерс) катапультировался, был задержан пограничниками и освобождён через 16 дней. МиГ Елисеева после тарана врезался в гору, в результате чего пилот погиб.

Так и осталась невыясненной причина, по которой Елисеев не использовал установленную на его самолёте авиапушку. Предположительно, произошёл отказ пушечного вооружения.

Место захоронения и награда

Похоронен был Елисеев в Волгограде, на кладбище на Дар-горе (Ворошиловский район).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1973 года «за проявленные мужество и героизм» капитану Елисееву Геннадию Николаевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза с вручением родственникам героя ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В Волгограде именем Елисеева названа улица, на которой установлена мемориальная доска.


На могиле в 1975 году был поставлен памятник из полированного гранита с накладным барельефом из кованого алюминия. На памятнике изображён портрет Елисеева и нанесена надпись: 1937-1973. Елисеев Геннадий Николаевич, Герой Советского Союза.


В городе Берёза (Беларусь) установлена мемориальная доска в честь Героя Советского Союза летчика Г. Н. Елисеева. Доска установлена на стене дома № 39 в Северном городке, где он проживал в течение трёх лет (1961-1964 гг.) во время службы в 927-м истребительном авиационном полку.


Тбилиси, пгт. Вазиани. Средняя школа имени Героя Советского Союза капитана Елисеева Г. Н.

(1973-11-28 ) (35 лет) Место смерти Принадлежность Род войск Годы службы Звание

: неверное или отсутствующее изображение

Часть Командовал

заместитель командира эскадрильи

Награды и премии

Генна́дий Никола́евич Елисе́ев (26 декабря , Сталинград - 28 ноября , Грузинская ССР) - лётчик, заместитель командира эскадрильи 982-го истребительного авиационного полка 283-й истребительной авиационной дивизии 34-й воздушной армии Закавказского военного округа , капитан . Герой Советского Союза .

Воздушный бой происходил над территорией Грузинской ССР . Получив приказ на уничтожение нарушителя, Елисеев выпустил по нему две ракеты Р-3 , после чего таранил, нанеся удар крылом по хвостовому оперению. Это был третий в истории советской авиации воздушный таран нарушителя границы на реактивном самолёте.

Место захоронения и награда

Политическая деятельность

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № ???? (14 декабря 1973 года) - посмертно;
  • медали.

Память

  • В Волгограде именем Елисеева названа улица, на которой установлена мемориальная доска .
  • На могиле в 1975 году был поставлен памятник из полированного гранита с накладным барельефом из кованого алюминия . На памятнике изображён портрет Елисеева и надпись:

1937-1973. Елисеев Геннадий Николаевич, Герой Советского Союза

  • Навечно зачислен в списки воинской части.
  • В Берёзе (Беларусь) установлена мемориальная доска в честь Героя Советского Союза летчика Г. Н. Елисеева. Доска установлена на стене дома № 39 в Северном городке, где он проживал в течение трёх лет (1961-1964 гг.) во время службы в 927-м истребительном авиационном полку.
  • В Тбилиси, пгт Вазиани именем Г. Н. Елисеева была названа средняя школа № 1.

Напишите отзыв о статье "Елисеев, Геннадий Николаевич"

Примечания

Ссылки

. Сайт «Герои Страны ».

  • на сайте «Воздушный таран».

Отрывок, характеризующий Елисеев, Геннадий Николаевич

– Сигнал! – проговорил он.
Казак поднял руку, раздался выстрел. И в то же мгновение послышался топот впереди поскакавших лошадей, крики с разных сторон и еще выстрелы.
В то же мгновение, как раздались первые звуки топота и крика, Петя, ударив свою лошадь и выпустив поводья, не слушая Денисова, кричавшего на него, поскакал вперед. Пете показалось, что вдруг совершенно, как середь дня, ярко рассвело в ту минуту, как послышался выстрел. Он подскакал к мосту. Впереди по дороге скакали казаки. На мосту он столкнулся с отставшим казаком и поскакал дальше. Впереди какие то люди, – должно быть, это были французы, – бежали с правой стороны дороги на левую. Один упал в грязь под ногами Петиной лошади.
У одной избы столпились казаки, что то делая. Из середины толпы послышался страшный крик. Петя подскакал к этой толпе, и первое, что он увидал, было бледное, с трясущейся нижней челюстью лицо француза, державшегося за древко направленной на него пики.
– Ура!.. Ребята… наши… – прокричал Петя и, дав поводья разгорячившейся лошади, поскакал вперед по улице.
Впереди слышны были выстрелы. Казаки, гусары и русские оборванные пленные, бежавшие с обеих сторон дороги, все громко и нескладно кричали что то. Молодцеватый, без шапки, с красным нахмуренным лицом, француз в синей шинели отбивался штыком от гусаров. Когда Петя подскакал, француз уже упал. Опять опоздал, мелькнуло в голове Пети, и он поскакал туда, откуда слышались частые выстрелы. Выстрелы раздавались на дворе того барского дома, на котором он был вчера ночью с Долоховым. Французы засели там за плетнем в густом, заросшем кустами саду и стреляли по казакам, столпившимся у ворот. Подъезжая к воротам, Петя в пороховом дыму увидал Долохова с бледным, зеленоватым лицом, кричавшего что то людям. «В объезд! Пехоту подождать!» – кричал он, в то время как Петя подъехал к нему.
– Подождать?.. Ураааа!.. – закричал Петя и, не медля ни одной минуты, поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы и где гуще был пороховой дым. Послышался залп, провизжали пустые и во что то шлепнувшие пули. Казаки и Долохов вскакали вслед за Петей в ворота дома. Французы в колеблющемся густом дыме одни бросали оружие и выбегали из кустов навстречу казакам, другие бежали под гору к пруду. Петя скакал на своей лошади вдоль по барскому двору и, вместо того чтобы держать поводья, странно и быстро махал обеими руками и все дальше и дальше сбивался с седла на одну сторону. Лошадь, набежав на тлевший в утреннем свето костер, уперлась, и Петя тяжело упал на мокрую землю. Казаки видели, как быстро задергались его руки и ноги, несмотря на то, что голова его не шевелилась. Пуля пробила ему голову.
Переговоривши с старшим французским офицером, который вышел к нему из за дома с платком на шпаге и объявил, что они сдаются, Долохов слез с лошади и подошел к неподвижно, с раскинутыми руками, лежавшему Пете.
– Готов, – сказал он, нахмурившись, и пошел в ворота навстречу ехавшему к нему Денисову.
– Убит?! – вскрикнул Денисов, увидав еще издалека то знакомое ему, несомненно безжизненное положение, в котором лежало тело Пети.
– Готов, – повторил Долохов, как будто выговаривание этого слова доставляло ему удовольствие, и быстро пошел к пленным, которых окружили спешившиеся казаки. – Брать не будем! – крикнул он Денисову.
Денисов не отвечал; он подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью, уже побледневшее лицо Пети.
«Я привык что нибудь сладкое. Отличный изюм, берите весь», – вспомнилось ему. И казаки с удивлением оглянулись на звуки, похожие на собачий лай, с которыми Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него.
В числе отбитых Денисовым и Долоховым русских пленных был Пьер Безухов.

О той партии пленных, в которой был Пьер, во время всего своего движения от Москвы, не было от французского начальства никакого нового распоряжения. Партия эта 22 го октября находилась уже не с теми войсками и обозами, с которыми она вышла из Москвы. Половина обоза с сухарями, который шел за ними первые переходы, была отбита казаками, другая половина уехала вперед; пеших кавалеристов, которые шли впереди, не было ни одного больше; они все исчезли. Артиллерия, которая первые переходы виднелась впереди, заменилась теперь огромным обозом маршала Жюно, конвоируемого вестфальцами. Сзади пленных ехал обоз кавалерийских вещей.
От Вязьмы французские войска, прежде шедшие тремя колоннами, шли теперь одной кучей. Те признаки беспорядка, которые заметил Пьер на первом привале из Москвы, теперь дошли до последней степени.

К началу 70-х годов ХХ столетия и западные, и дальневосточные воздушные рубежи Советского Союза были настолько плотно прикрыты, что все попытки иностранных самолетов-шпионов проникнуть на нашу территорию пресекались, что называется, на корню. В 1970 году на военный аэродром в Армении был даже принудительно посажен самолет американских ВВС, на борту которого находились два американских генерала и турецкий полковник. Северный вариант - из Норвегии через Кольский полуостров - тоже был заблокирован мощной системой ПВО.

И лишь юго-западные воздушные ворота со стороны Ирана не были достаточно прикрыты.

В те времена Иранским царством правил наследственный шахиншах Мохаммед Реза Пехлеви, и внутренняя, и внешняя политика которого были целиком подчинены американским интересам. Американские монополии беззастенчиво выкачивали иранские нефтяные запасы, а американская разведка рассматривала Иран как удобный плацдарм для подрывной и шпионской деятельности против СССР.

Сразу от береговой черты Каспия линия ирано-советской границы плавно уходила на север, образуя выступ площадью в тысячи квадратных километров, глубоко вклинивавшийся на территорию Советского Азербайджана. Для воздушной разведки НАТО этот географический рисунок казался в начале 70-х годов настоящей находкой. Нашим перехватчикам, поднимавшимся с аэродромов в Грузии, приходилось огибать злосчастный выступ, теряя драгоценные минуты и секунды.

28 ноября 1973 года системы ПВО зафиксировали очередное нарушение государственной границы. Цель сопровождал радиотехнический батальон, расположенный в поселке Имишлы. В воздухе же дежурили два самолёта МиГ-21. За штурвалом одного из них был 35-летний капитан, заместитель командира эскадрильи 982-го истребительного авиационного полка 34-й воздушной армии Закавказского военного округа Геннадий Николаевич Елисеев.

Елисеев первым из наших лётчиков заметил нарушителя. Им оказался американский Фантом RF-4C с иранскими опознавательными знаками. Экипаж самолёта, как впоследствии выяснилось, составляли американский полковник Джон Сондерс и иранский саргорд Мохаммад Шокуния.

В ту пору действовала инструкция: транспортные самолеты-нарушители по возможности сажать на наши аэродромы, а боевые сбивать без какого-либо предупреждения.

Заметив цель, Елисеев пошёл на сближение. Выйдя на дистанцию прицельной стрельбы, лётчик выпустил по нарушителю две ракеты Р-3С, но Фантом выпустил тепловые ловушки, и ракеты, захватив их, пролетели в 30 метрах от самолёта и самоликвидировались.

О том, что произошло в дальнейшем, воспоминания современников разнятся. По одной версии идти на таран Елисееву приказал с земли начальник политотдела корпуса генерал-майор Останин, находившийся в тот момент на командном пункте 15-го корпуса Бакинского округа ПВО. По другой же Елисеев сначала попытался сбить Фантом при помощи авиационной пушки, но та после первого выстрела заклинила, и лётчик пошёл на таран по собственной инициативе. Была даже версия о том, то пушку на аэродроме и вовсе не зарядили, и техник, обслуживавший вооружение, после этого инцидента был осуждён и посажен.

Воздушные тараны широко применялись в Великой Отечественной, но тогда наши лётчики рубили немецкие самолёты винтами. Реактивный же таран был до этого всего один - 18 мая 1951 года в Корее Серафим Субботин, выпустив тормозные щитки, подставил свой МиГ-15 под удар Сейбра. В тот раз американец погиб, а Субботин успешно катапультировался.

Ещё один успешный таран был совершён позднее. Совершил его гвардии капитан Валентин Куляпин 18 июля 1981 года на Су-15. Он нанёс удар фюзеляжем по правому стабилизатору транспортника Canadair CL-44. CL-44 вошёл в штопор и упал в двух километрах от границы. Экипаж нарушителя погиб, полковник запаса Валентин Александрович Куляпин жив до сих пор.


Но тогда, 28 ноября 1973, Елисеев ударил Фантом противника не крылом, а всем корпусом. МиГ-21 взорвался в воздухе. Катапультироваться Елисееву не удалось, а оба вражеских пилота, как это ни обидно, остались в живых. Они катапультировались и были задержаны пограничниками. 16 дней спустя их вернули в Иран.

В тот день, когда сбитых пилотов переправляли через границу, Генндию Елисееву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В его родном городе Волгограде именем Елисеева названа улица, на которой установлена мемориальная доска, а в грузинском селе Вазиани, возле которого рухнули обломки МиГа, Елисееву был установлен памятник, у которого грузинских школьников принимали в пионеры.

Случайные статьи

Вверх