Выбор в демократическом обществе. «Выборы в демократическом обществе Необходимость выборов в демократическом обществе

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Сурковская средняя общеобразовательная школа

Тогучинского района Новосибирской области

Тема урока:

Выборы в демократическом обществе (2 ч.).

Тип урока: урок-практикум

Класс: 11

МКОУ Тогучинского района

Сурковской СОШ

Залевская Наталья Ивановна

Адрес: 633423

Новосибирская область

Тогучинский район

с. Сурково

д.т. 33-195

с. Сурково, 2013 г.

Цель урока : Получение учениками знаний о принципах и процедуре современных выборов.

Задачи урока :

Образовательная задача :

    Расширить знания обучающихся о сущности демократических вы-боров;

    Познакомить с принципами избирательного права;

    Сформировать представления об избирательном процессе и избира-тельных системах.

Развивающая задача :

    Продолжить формирование у учащихся умений использовать до-полнительные источники, делать обобщения, выводы, формулировать и аргументировать свою точку зрения;

    Развивать умение оперировать терминами и понятиями по данной теме, раскрывать на примерах важнейшие теоретические понятия и приводить примеры явлений, действий, ситуаций связанных с ре-ализацией избирательного права.

Воспитательная задача :

    Формировать отношение обучающихся к себе, как гражданам России, будущим избирателям;

    Способствовать формированию активной жизненной позиции и пониманию обучающимися необходимости активного участия в выборах;

    Воспитывать толерантность и чувство гражданского долга

Ожидаемые результаты :

В области знаний :

Обучающиеся познакомятся с основами избирательного права в РФ, принципами избирательного права в демократическом обществе.

Учащиеся получат представление об основных этапах избирательного процесса и избирательных системах.

В области умений :

Смогут обобщить высказывания исторических деятелей и сформулировать выводы.

Проанализируют информацию по основным этапам избирательного процесса и обработают ее на основе заданных критериев.

Выскажут свое мнение по поводу значения участия в выборах и последствиях неучастия в избирательной кампании.

Проанализируют конкретные ситуации избирательной кампании 2013 г. и соотнесут их с нормами избирательного права.

В области опыта :

Обучающиеся получат опыт встреч с членами муниципальной избира-тельной комиссии.

Получат опыт применения правовых норм при анализе ситуаций, возникающих во время избирательной кампании.

Приобретут навыки работы с разного рода информацией.

Смогут обобщить статистические данные по результатам опроса части ученического и педагогического коллективов.

В области отношений, ценностей, внутренних установок :

Высказать свое отношение по вопросам значимости выборов как демо-кратического института и важности активной гражданской позиции в реа-лизации избирательного права для успешной модернизации страны.

План урока :

Первый этап - организационный момент.

Второй этап – проверка домашнего задания. На этом этапе идет обсуждение результатов опроса среди учащихся и педагогов «Знакомы ли вам эти люди?», результаты анкетирования среди педагогов. В результате анализа данных учащиеся определяют противоречие в ценностных установках и делают вывод о том, как это может повлиять на развитие государства и общество в целом. Также здесь формируются основные проблемы, которые будут рассматриваться на уроке: «Что мы знаем о выборах? Нужно ли идти на выборы? Почему граждане не хотят воспользоваться своим правом избирать и быть избранным? Что будет, если выборы не состоятся?» и т.п.

Третий этап – актуализация знаний. На этом этапе идет обсуждение ре-зультатов опроса и используется ролик «Что такое выборы?» с целью соз-дания «метафорического контекста» для изучения процедуры выборов, знакомства с избирательным процессом в целом.

Четвертый этап - основной. Он построен на основе деятельностного подхода. Учащиеся, опираясь на представленные схемы и таблицы, аудиозаписи, презентации, определяют основные действия в рамках ролевой позиции избирателя.

Пятый этап – закрепление изученного материала (практический этап). Здесь идет обсуждение высказываний исторических и политических деятелей о выборах, а также идет решение практических задач. Школьники обсуждают ситуации, предлагают решения, не нарушающие избирательное законода-тельство.

Шестой этап - рефлексия. В ходе заключительной части урока учащиеся актуализируют полученные знания, представляя собственную позицию и отношение к выборам и избирательному процессу.

Седьмой этап – получение домашнего задания. Здесь учащимся предлага-ется самостоятельно выбрать домашнее задание различного уровня слож-ности.

Оборудование урока : доска, мультимедийный проектор, ПК, документы, карточки с ситуациями.

Предварительная подготовка : учащиеся проводят опрос и анкетирование, готовят сообщения по теме урока; учитель готовит необходимые печатные материалы, аудио-видеозаписи, приглашает председателя УИК.

Методика проведения урока : используются элементы урока-лекции, эле-менты игры (учащиеся выполняют роль социологов, юристов), приемы ИКТ, осуществляется деятельностный поход, технология уровневой дифференци-ации.

Ход урока.

    Организационный момент.

Учитель (зачитывает эпиграф к уроку): “У каждого народа те правители, каких он заслуживает”. Эти слова произнёс английский писатель, историк Хилер Бэллок. Как эти слова соотносятся с темой нашего урока: «Выборы в демократическом обществе?» (учащиеся высказывают свое мнение)

Учитель : Как вы думаете, какую цель мы сегодня поставим перед собой на этом уроке?

(учащиеся высказывают свое мнение; н-р, выяснить, как проходит процедура выборов в демократическом обществе, чем она отличается от процедуры выборов при других политических режимах и т.д.).

    Проверка домашнего задания.

Учитель : «Мы выбираем. Нас выбирают…» - так пелось в одной хорошей песне. В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д. Еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства. Сегодня мы будем говорить о демократических выборах, об избирательном праве и избирательных системе. Наша задача – выяснить, как должны проходить выборы в современном демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют этапы выборов и мно-гое другое. Ведь демократические выборы требуют повышения полити-ческой культуры всех их участников - избирателей, кандидатов, членов из-биркомов, наблюдателей. Актуальность этой темы доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах снижается. Не все граждане поль-зуются своим правом избирать. Почему? Нужно ли идти на выборы? По-пробуем разобраться в этих вопросах накануне выборов, которые состоятся 10 марта 2013 г. Для начала выслушаем главного социолога и узнаем ре-зультаты опроса, который вы провели.

Ученик (в роли социолога) рассказывает о том, как проходил опрос, каковы его результаты (диаграммы на слайде, Приложение №1).

    Актуализация знаний.

Учитель : Так что же такое выборы? Я предлагаю вашему вниманию небольшой ролик, где на этот вопрос пытаются ответить маленькие дети (демонстрация ролика, Приложение №2).

Учитель : А какой вы вкладываете смысл в понятие «выборы?» (учащиеся высказывают свое мнение).

    Основной этап.

Учитель : За годы существования РФ избирательное право сложилось как часть конституционного права. В узком смысле, избирательное право по-нимается как право избирать (активное право) или быть избранным (пас-сивное право). О сути избирательного права в широком смысле расскажет группа «юристов». Ваша задача – записать основные тезисы рассказа.

Ученик (в роли юриста): Чтобы была учтена воля всего народа, нужно, что-бы большая часть населения приняла участие в выборах и имела к ним до-ступ независимо от пола, расы, национальности, положения в обществе. Та-ким образом, главные принципы демократических выборов: 1) выборы должны быть всеобщими (участвуют все граждане с 18 лет), равные (неза-висимо от пола, национальной принадлежности). Каждый избиратель имеет одинаковое количество голосов и участвует на равных основаниях. Формула: Один избиратель - один голос. Прямые (каждый избиратель голосует непо-средственно за избираемого кандидата без посредников), с тайным голосова-нием ( такой порядок, при котором отсутствует контроль за волеизъявлением избирателей, чтобы избежать давления различных политических сил). Таким образом, выборы являются представительными, т.е. это выборы, в которых участвует большинство населения. Но человеческое общество, положив много сил в борьбе за эти демократические принципы, столкнулось с проб-лемой неявки на выборы электората (избирателей) - абсентеизмом (от лат. absens (absentis) - «отсутствующий», уклонение избирателей от участия в на .

2) Свобода и добровольность выборов. В РФ закон не требует 100% явки граждан для голосования.

3) По окончании выборов нужно принять решение, какие политические силы в итоге будут у власти. Вполне справедливо правило большинства (к власти придут те, кто набрал наибольшее количество голосов). Тем самым и выражается воля большей части населения. Меньшинство подчиняется большинству. Но так ли уж это справедливо? Допустим, какое-то решение принято 51% голосов? А остальные 49% оказались в меньшинстве, хотя раз-ница всего в 2%! Какой выход из ситуации? Выход один. Установить сле-дующее правило: права меньшинства, несогласного с решением большин-ства должны быть гарантированы, защищены. Они могут быть уверены, что за инакомыслие не будут преследоваться властью, большинством и могут иметь реальный шанс победить на следующих выборах. Меньшинство имеет право быть в оппозиции по отношению к власти.

4) Выборы явление свойственное также для тоталитарных и авторитарных режимов. Но там они носят скорее символичный характер и оказываются прикрытием для произвола и бесправия в обществе. Так называемый «кар-манный парламент». Например, в СССР выборы всегда были всенародным праздником, на который приходили 99,9% избирателей. Но на таких выборах не было самого выбора.

5) Поэтому следующее правило: альтернативность (состязательность, кон-курентность). Возможность выбора из нескольких кандидатов. Все полити-ческие силы имеют возможность вести предвыборную агитацию, выступать перед избирателями по телевидению, в СМИ, радио и т.п. В тех же недемо-кратических странах решение о новых выборах принимается произвольно лидером страны или группой людей. К каким последствиям может привести эта ситуация? Если нет смены руководителей, злоупотребления неизбежны. При демократии осуществляется ситуация передачи власти по итогам выбо-ров. При этом должны быть четкие гарантии, что после проигрыша на вы-борах прежних руководителей и их сторонников не будут преследовать, не будут дискредитировать в средствах массовой информации.

6) Периодичность выборов. Она устанавливается законами.

7) И если в течение выборов не было установлено, что нарушался закон, нужно признать законность этих выборов, т.е. их результаты, даже если они не устраивают какую-то часть общества или бывшую власть не должны пересматриваться. Это седьмой принцип - окончательность выборов.

Учитель: Мне интересен принцип свободы и добровольности выборов. Дан-ный принцип действует во многих демократических странах. А в Италии, например, конституционно закреплено, что голосование на выборах является гражданским долгом избирателя. За его нарушение даже предусматриваются юридические санкции: в Австралии – штраф, в Греции и Турции – лишение свободы. Как вы считаете, совместима ли свобода и добровольность выборов с гражданским долгом и юридическими санкциями? (учащиеся высказывают свое мнение).

Учитель : Мы познакомились с принципами проведения выборов. Сейчас мы познакомимся с такими понятиями, как «избирательный процесс» и «изби-рательная система». Слово «юристам».

Ученик ( в роли юриста): Авторы учебной литературы представляют изби-рательный процесс как процедуру, то есть официально установленный по-рядок действий. По мнению авторов учебника «Обществознание» А.Ф. Ни-китина, И.А. Галицкой и др., в любом обществе существуют силы, стремя-щиеся и умеющие использовать политические, социальные и экономические свободы в своих корыстных целях. Вот почему в условиях демократии по-ложение спасают хорошо разработанное законодательство, четкая его реа-лизация, безусловное следование установленным правилам тех или иных действий, имеющих общественное и государственное значение, то есть про-цедурам. Процедура – это порядок, без которого в любом деле возможны различные нарушения, неувязки; без которого трудно достичь необходимого и достоверного результата. Но процедура тогда обеспечивает те благие ре-зультаты, к которым мы стремимся, когда ее придерживаются неукосни-тельно. Обратившись к юридической литературе, понятие «избирательный процесс» представлено, как совокупность правовых норм, регулирующих такую деятельность, как «избирательно-процессуальное право». С точки зрения Федеральных Законов: «Об основных гарантиях избирательных прав и права участия в референдуме граждан РФ», «О выборах президента РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» можно более де-тально рассмотреть положения входящие в понятие «избирательный про-цесс». Согласно выше перечисленных нормативно-правовых актов, избиратель-ную деятельность (процесс) осуществляют граждане, избирательные ко-миссии, общественные объединения, органы государственной власти, органы местного самоуправления, другие заинтересованные субъекты. Избиратель-ная деятельность имеет определенную последовательность, конкретные действия и осуществляется в соответствии со стадиями избирательного про-цесса. Целью и предполагаемым результатом избирательного процесса является формирование органов публичной власти с результатами, не вызы-вающими недоверия, поскольку они должны быть получены в соответствии с нормативными правовыми актами. В законодательстве отражены положения о порядке выдвижения кандидатов, требования к кандидатам, процедура го-лосования, порядок подсчета голосов, возможность пользоваться услугами СМИ и источниками финансирования. Деятельность слагается из конкретных действий граждан, осуществляющих их как индивидуально, так и в опреде-ленном коллективе. Появление индивидуальных или коллективных форм де-ятельности граждан зависит от ряда факторов, в том числе от выбранной из-бирательной системы. Например, ряд коллективных форм, таких как изби-рательные объединения (блоки), может не использоваться или ограниченно использоваться при проведении выборов по мажоритарной избирательной системе. Каждая конкретная форма деятельности в процессе выборов на-правлена на реализацию совершенно определенных функций. Так, избира-тели осуществляют свое избирательное право, а избирательные комиссии организуют и проводят выборы. Таким образом, можно говорить об индиви-дуальных и коллективных субъектах избирательного процесса, выполня-ющих определенные функции. В зависимости от конкретной цели в опреде-ленный момент субъекты избирательного процесса совершают характерные действия, например, после регистрации в качестве кандидата в целях привле-чения внимания избирателей осуществляют предвыборную агитацию. Ха-рактер действий в конкретный период позволяет выявить этапы (стадии) де-ятельности.

Таким образом, избирательный процесс можно определить как регули-руемую правовыми и иными социальными нормами деятельность, состоя-щую из совокупности объединенных ближайшей целью действий индиви-дуальных и коллективных субъектов, направленную на формирование путем прямых выборов органов публичной власти, результаты, которых не вызы-вают недоверия, поскольку были получены в соответствии с нормативными правовыми актами.

Учитель : Подведем итоги: избирательная система – совокупность юриди-ческих правил, устанавливающих порядок проведения выборов, предостав-ления избирательных прав, определения результатов голосования (учащиеся фиксируют в тетрадях данное определение).

Учитель : У вас на партах лежат схемы. Задача – проанализировать и выде-лить этапы избирательного процесса (учащиеся работают со схемами, При-ложение №4).

Учитель : Что же у вас получилось?

Ученик : Избирательный процесс состоит из нескольких этапов:

Установление даты выборов

Составление списков избирателей (ознакомление не позднее, чем за 20 дней до выборов)

Образование и утверждение избирательных округов и участков

Формирование избирательных комиссий

Выдвижение, регистрация кандидатов

Предвыборная агитация

Учитель: Для организации и проведения выборов разного уровня создаются избирательные комиссии. Какие? Об этом мы узнаем из интервью Ю.Ф. Пе-тухова, председателя Областной избирательной комиссии. Ваша задача – прослушать отрывок из интервью и составить структуру избирательных ко-миссий (Приложение №5).

Ученик : Структура избирательных комиссий :

- Централь ная Избирательная комиссия РФ (действует постоянно)

- Избирательные комиссии субъектов РФ

- Окружные избирательные комиссии

- Территориальные избирательные комиссии

-

Учитель : Дополню: Центральная избирательная комиссия действует на постоянной основе, срок полномочий- 4 года, состоит из 15 человек: пять назначаются Государственной Думой, пять – Советом Федерации, пять – Президентом РФ. Вопрос: кто является Председателем Центризбиркома РФ?

(Учащиеся отвечают, что В.Е. Чуров).

Учитель: Каковы функции избирательных комиссий? Послушаем еще один отрывок из интервью Ю.Ф. Петухова (Приложение №6). Ваша задача – выделить функции Центризбиркома и участковых избирательных комиссий (учащиеся слушают интервью и делают записи в тетрадях).

Учитель : Итак, что же получилось в итоге?

Ученик: Функции Центральной избирательной комиссии:

- Руководство деятельностью избирательных комиссий

- Контроль за соблюдением избирательных прав

- Издание нормативных актов

Оказание правовой , методической, организационно-технической помощи избирательным комиссиям

- Регистрация уполномоченных представителей политических партий

- Регистрация кандидатов и выдача удостоверений

Участковые избирательные комиссии:

- Работают со списками избирателей

- Производят подсчет голосов и устанавливают итоги выборов

- Обеспечивают подготовку помещений для голосования

- Организуют голосование

Учитель : Подробнее остановимся на типах избирательных систем. Существует несколько избирательных систем (Приложение №7):

    Мажоритарная избирательная система . Ее особенности:

Территория страны разбивается на территориальные единицы избиратель - ные округа. От каждого округа как правило избирается только один депутат (одномандатные округа), н о иногда и более (многомандатные округа). Ок - руга равны по численности . Избиратели голосуют за личность (предста - витель партии, движения или независимый кандидат) . Избранным считается кандидат , получивший большинство голосов по этому округу . Выделяют две разновидности мажоритарной системы: 1) абсолютное большинство (50 % + 1 голос ); 2) относительное большинство (п обеждает тот, кто набрал голосов больше , чем каждый из его соперников ). При мажоритарной системе воз - можно голосование в один или два тура, во втором туре участвуют два кан- дидата, набравших большинство голосов.

Достоинства: Прочные связи между депутатом и избирателями .

Недостатки: Голоса избирателей, отданные за непобедившего кандидата пропадают, а победитель иногда имеет поддержку явного меньшинства .

Например: А-25% , Б – 38% , В – 35%, голоса за кандидатов А и В – пропали.

    Пропорциональная избирательная система . Ее особенности: п ри использовании пропорциональной системы учитывается количество подан - ных голосов, и в соответствии с ними распределяются депутатские мандаты при выборах в парламент. Территория страны - единый избирательный округ .

В ыдвигают кандидатов политические партии и союзы (блоки). Избиратели голосуют не за личности в той или иной партии , а за партию в целом . Пар - тии получают места в представительном органе четко пропорционально поданным за них голосам .

Достоинства: Более справедливое соотношение мест в парламенте .

Недостатки: Если много партий – раздробленность , поэтому во многих стра -нах устанавливается барьер (в России не менее 5 % голосов). Голоса партий, набравших менее 5 % -делятся пропорционально между парти ями , набрав - шими большинство.

3) Смешанная избирательная система.

До 2007 года выборы в Государственную думу проходили по 225 одноман - датным округам (мажоритарная система), и 225 депутатов выбирали по еди - ному общенациональному округу (пропорциональная). Сей час - только пропорциональная система (по партийным спискам).

Учитель: Вспомните прошедшие выборы в Государственную Думу. Какие партии преодолели барьер?

Ответ учеников : 1. «Единая Россия»

2. «Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ)»

3. «ЛДПР»

4. «Справедливая Россия»

V . Закрепление изученного материала.

Учитель : Как вы сегодня смогли убедиться, выборы – это процесс длитель - ный, сложный, требующий больших моральных и финансовых затрат. Так п очему же государство идёт на это? (примерные ответы учащихся: с целью сохранения свободы выбора, свобо ды слова и т. п. ).

Учитель : А сейчас вернемся к нашим схемам. У вас на партах лежит кар-точка с заданием. Опираясь на схемы, вам нужно составить таблицу «Осо-бенности проведения выборов в Российской Федерации». Время работы – 15-20 минут.

Этапы выборов

Ответственные

Сроки

(учащиеся работают со схемами, составляют общую таблицу).

Учитель : Проверяем, что у вас получилось.

Ученики показывают свою работу и анализируют ее.

Примерный ответ :

Этапы выборов

Ответственные

Сроки

Назначение дня выборов

Президент РФ, Совет Федерации или другие уполномоченные на это органы или должностные лица.

Не позднее , чем за 65 дней до дня истечения срока, на который из -браны соот - ветствующие органы или часть депутатов.

Образование избирательных округов

Представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления.

Не позднее , чем за 60 дней до го - лосования.

Выдвижение и регистрация кандидатов

Политические партии.

Общественные движения.

Самовыдвиженцы.

Предвыборная агитация

СМИ, массовые мероприятия (митинги, демонстрации, дебаты и т. д.), выпуск печатные, аудиовизуальных и других агитационных материалов, иные формы (не запрещённые законом)

Со дня регистрации до ноля часов за сутки до дня голосования.

Участковые избирательные комиссии

8.00 – 20.00

Учитель : Как же происходит процедура выборов? Подчеркну, что установ-лены четкие сроки проведения выборов. В нашей стране они назначаются указом Президента РФ и проводятся, как правило, в воскресенье. Точно рас-писаны сроки проведения различных этапов избирательной компании: время создания и действия избирательных комиссий, время работы избирательных участков в день выборов, время, отпущенное на подсчет голосов, объявление итогов голосования и результатов выборов. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Один из таких участков находится в здании нашего Дома культуры. Избирательные участки образуются таким образом, чтобы на них было не более 3000 изби-рателей. Для того чтобы попасть в список избирателей на конкретном изби-рательном участке, нужно проживать на его территории. 10 марта у нас сос-тоятся выборы Главы Сурковского сельсовета. Двое из вас впервые смогут принять в них голосование: это Лена и Ксения. Знаете ли вы, что нужно делать в день выборов, как себя вести, какие у вас права, как избирателей? (учащиеся отвечают на вопросы).

Учитель : Чтобы вам помочь в этом нелегком деле – впервые участвовать в выборах – я пригласила к нам на урок председателя участковой избиратель-ной комиссии Елисееву Т.И. Она подробно познакомит вас с тем, как рабо-тает участковая комиссия, и что вам нужно делать, как первоголосующим избирателям.

Елисеева Т.И . рассказывает о работе участковой избирательной комиссии.

Примерный рассказ : в день голосования, в установленный законом час председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присут-ствующим наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются (учитель показывает переносной ящик для выборов и как он опечатывается).

Избиратели делают свой выбор, и результаты выбора заносят в бланк голосования, заполнение бланка происходит в специально отведенной ка-бинке (учитель показывает образец бюллетеня и как правильно его запол-нять). Заполненные бланки опускаются в урну для голосования. Члены участ-ковой избирательной комиссии дожидаются определенного законом часа, чтобы приступить к подсчету голосов. Председатель участковой избира-тельной комиссии объявляет голосование оконченным. В присутствии на-блюдателей и других аккредитованных лиц составляется протокол по итогам голосования, который подписывается всеми членами участковой избира-тельной комиссии. До дня голосования избиратель может познакомиться с тем, какие именно его данные внесены в список избирателей.

Учитель : Вы можете задать вопросы председателю комиссии, а мы попро-буем с Татьяной Ивановной ответить на них.

Ученики задают вопросы на интересующие их темы.

Учитель : Участие в выборах добровольно. Закон не требует стопроцентной явки граждан для голосования. Мировая практика показывает: чем активнее и сознательнее участвует в выборах население, тем скорее и лучше решает сложные проблемы страна, тем устойчивее ее экономическое, социальное, политическое развитие.

В заключение нашего занятия предлагаю вам решить ряд заданий, кото-рые дадут вам возможность проверить свои знания в области избирательного права.

    Какие из перечисленных ниже должностей являются выборными:

А) министр, Б) командующий армией, В) депутат городской думы, Г) мэр города, Д) завуч школы, Е) Президент РФ.

Ответ : В, Г, Е

    Решите задачу. 11 декабря 1905 года в России вышел указ о выборах в первую Государственную Думу. В выборах не могли участвовать женщины, лица моложе 25 лет, учащиеся, военнослужащие, «бродячие инородцы» (неоседлые народы). Какой принцип выборов был нарушен?

Ответ : при выборах в первую Государственную Думу нарушен принцип все-общего избирательного права, по которому право голосовать предоставля-ется независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии, убеж-дений.

    Суд города Н. рассмотрел жалобу гражданина С. на решение участко-вой избирательной комиссии, отказавшейся в день выборов депутатов Госу-дарственной Думы РФ выдать ему избирательные бюллетени на том осно-вании, что он не имеет регистрации по указанному в списке избирателей ад-ресу. Гражданин С. заявил, что ранее проживал по этому адресу, однако ко дню выборов переехал на новую квартиру, выписавшись из прежней. Какие принципы избирательного права были нарушены?

Ответ : нарушение принципов избирательного права отсутствует в данной ситуации. Наоборот, разрешив голосовать по месту старой прописки, изби-рательная комиссия нарушила бы принцип равного избирательного права. Каждый избиратель наделяется всего лишь одним голосом.

    Прочитайте цитаты и определите, какие идеи заложены в данных высказываниях.

Цитаты:

Избирательный бюллетень сильнее пули. А. Линкольн

Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов.

Отто фон Бисмарк

Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют.

Джордж Джин Нейтан

При тирании у нас нет выбора, зато при демократии мы можем выбирать сразу из нескольких зол. Сергей Федин

Ничто так не объединяет умных и дураков, как право избирать и быть избранными, и ничто так не разъединяет, как результаты голосования.

Михаил Мамчич.

«Неучастие в политике не освободит вас от ее результатов» . О. фон Бисмарк .

«Цель любых выборов... прежде всего в том, чтобы обрести правителей - людей, обладающих наивысшей мудростью для того, чтобы выделять цели, общие для всего общества, наивысшей добродетелью для того, чтобы при-держиваться их в своей деятельности». Дж. Мэдисон

(Примерный ответ учащихся: в практически всех цитатах речь идет о выборах и их результатах, причем к праву избирать не всегда относятся ответственно. Последствия отказа от выбора может привести к изменению политического режима. Выборы - это ответственный выбор представителей власти и т.д. и т.п.).

VI . Рефлексия.

Учитель : Подведем итоги нашего двухчасового урока. Каковы ваши впе-чатления от всего увиденного, услышанного? Остались ли у вас вопросы, мо-жет, что-то вам не совсем понятно? (учащиеся высказывают свое мнение).

Я предлагаю вам оценить себя и свою работу на уроке. На карточке помес-тите флажки там, где вы считаете нужным, и выставьте себе оценку. Затем выставьте оценку друг другу, а я выставлю свою оценку. Прокомментируйте выставленные баллы (полученный результат суммируется, делится на три и средний балл выставляется в журнал).

Ученики по очереди комментируют выставленные оценки, как себе, так и другим учащимся. Учитель также комментирует выставленные оценки.

Интересно Личная активность Продуктивность

активность

VII . Домашнее задание.

Учитель : Я предлагаю вам выбрать самостоятельно два задания из числа предложенных. Первое задание обязательное для всех: написать эссе по од-ной из предложенных выше цитат. Эссе проверяется по критериям, предъяв-ляемыми к нему ЕГЭ. При выполнении всех условий выставляется оценка «5». Второе задание выбираете из нескольких предложенных.

На оценку «5»: 1) написать рассказ или стихотворение о выборах, вашем отношении к выборам. Условие: объем рассказа – 1 лист формата А4, объем стихотворения – не менее 4 четверостиший или 16 строк; 2) подготовить вопросы и ответы для викторины по теме «Выборы в РФ» (условие: не менее 20 вопросов с 4 вариантами ответов); 3) составить сканворд или кроссворд по теме «Избирательное право и избирательный процесс в РФ» с ответами. Условие: не менее 20 слов.

На оценку «4»: 1) написать рассказ или стихотворение о выборах, вашем отношении к выборам. Условие: объем рассказа – 1 лист формата А4, объем стихотворения – не менее 3 четверостиший или 12 строк; 2) подготовить вопросы и ответы для викторины по теме «Выборы в РФ» (условие: не менее 15 вопросов с 4 вариантами ответов); 3) составить сканворд или кроссворд по теме «Избирательное право и избирательный процесс в РФ» с ответами. Условие: не менее 15 слов.

На оценку «3»: 1) написать рассказ или стихотворение о выборах, вашем отношении к выборам. Условие: объем рассказа – 0,5 листа формата А4, объем стихотворения – не менее 2 четверостиший или 8 строк; 2) подгото-вить вопросы и ответы для викторины по теме «Выборы в РФ» (условие: не менее 10 вопросов с 4 вариантами ответов); 3) составить сканворд или кросс-ворд по теме «Избирательное право и избирательный процесс в РФ» с отве-тами. Условие: не менее 10 слов.

При оценивании творческих работ оценивается оригинальность исполне-ния, оформление работы, работы должны быть авторскими и не заимствованными из сети Интернет.

А закончить урок я хочу стихами. Их автор – ученица 11 класса Горбань Екатерина.

Я голосую за мир на земле!

Я голосую за лучик в окне.

Мой голос услышать не сможете вы,

Но он очень важен для нашей страны.

Избрав кандидата на пост президента,

Я крестик поставлю и жду перемен.

Когда все подсчеты закончатся где-то,

И будет по – честному все, без подмен.

Чтоб старые бабушки жили в достатке,

А не с копейками шли в магазин.

Когда – то все силы отдали стране без остатка

На благо, теперь страна пусть поможет им.

Чтоб детям жилось легко и спокойно,

В любой институт поступить по желанью смогли,

Родители наши всем были б довольны,

А мы бы гордиться страною могли.

Давайте же дружно России поможем,

Ведь все в этом мире зависит от нас,

Кого изберем, на кого все возложим,

Чтоб жизнь наша лучше была, чем сейчас.

Приложение 1.

Опрос «Знакомы ли вам эти люди?»

Лицо №1.

Лицо №2.

Лицо №3.

Результаты опроса учащихся.

Были опрошены учащиеся:

8 класс – 12 человек

9 класс – 7 человек

11 класс – 8 человек

Лицо №1 и №2 не назвал никто. Лицо №3 узнали 11 из 27 человек, что составило менее 50%.

Результаты опроса среди педагогов

Были опрошены 10 из 18 педагогов (из них 2 человека – члены избирательных комиссий).

Анкета для педагогов

Вопросы: 1. Ходите ли вы на выборы?

2. Какие выборы состоятся 10 марта 2013 г.?

3. Хотели бы вы поучаствовать в выборах в качестве: а) кандидата; б) наблюдателя; в) члена комиссии?

Результаты анкетирования:

1. «Да» - 10 человек (100%)

«Нет» - 0 человек

2. «Выборы Главы Сурковского сельсовета» - 10 человек (100%)

3. «В качестве кандидата»: «да» - 2 человека (20%)

- «нет» - 8 человек (80%)

«В качестве наблюдателя»: «да» - 8 человек (80%)

- «нет» - 2 человека (20%), т.к. являются членами избирательной комиссии.

«В качестве члена избирательной комиссии»: «да» - 7 человек (70%)

«нет» - 3 человека (30%)

Приложение №2

Приложение №3.

Схема №1. Принципы проведения выборов в Российской Федерации.

Приложение №4

(См. на электронном носителе)

Приложение №5

(См. на электронном носителе)

Приложение №6

(См. на электронном носителе)

Приложение №7

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

г. Мичуринска Тамбовской области

Открытый урок по теме:

Провела Крылова Л.В.,

учитель истории и обществознания

Мичуринск – 2015 – 2016уч. год

Тема урока: «Выборы в демократическом обществе»

Цели урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о выборах в

демократическом обществе.

Задачи:

Продолжить знакомство учащихся с механизмом проведения избирательной кампании;

Развивать умения работать с источником, делать выводы, разрабатывать собственные политические технологии избирателя;

Продолжить формирование активной гражданской позиции и ответственности за свой выбор, за судьбу страны и демократии в целом (Сл.3)

Тип урока : комбинированный

Оборудование: учебник, переносная урна для выборов, лозунг для избирательного участка, избирательные бюллетени.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Объяснение нового материала

IV. Закрепление нового материала

V. Итог урока

Мы продолжаем изучение темы: «Выборы в демократическом обществе»

(Сл.1)

Эпиграфом к нашему уроку я хотела бы взять слова американского критика Д. Натана

Плохие государственные деятели избираются гражданами, не участвующими в голосовании” (Сл. 2)

Тема нашего урока – «Выборы в демократическом обществе» очень важна и актуальна для нашей страны.

Как вы думаете, почему?

Многие граждане нашей страны считают, что раз они не являются членами какой – либо партии, не занимают государственных постов, то они не включены в политическую жизнь.

Тем, что превращает человека из безучастного созерцателя в активного участника политического процесса, является право на участие в управлении государством, право избирать и быть избранным в органы государственной власти. Через выборы народ (в лице избирателей) вручает своим представителям право на осуществление власти (Сл. 4)

И нам с вами не всё равно, кому мы вручаем эту власть

Поэтому на сегодняшнем уроке мы

Продолжим знакомство с различными аспектами выборов в демократическом обществе,

Работая с источником, вы попытаетесь составить собственные политтехнологи избирателя, которые позволят вам сделать правильный и осознанный выбор.

Об этом и многом другом пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

Но вначале давайте вспомним, что мы уже знаем о выборах в демократическом обществе.

Проверка знаний

    На доске письменно: «Избирательная система и её компоненты»

Международная политическая практика выработала различные типы избира –тельных систем.

    На доске письменно: «Типы избирательных систем»

Пока выполняются письменные задания, мы работаем устно

- Что отличает демократические выборы от недемократических ?

Отличия демократических выборов(Сл.5):

Неопределённость,

Необратимость,

Повторяемость

Выборы считаются демократические, если они проходят в соответствии с принципами демократического избирательного права

-Назовите основные принципы демократического избирательного права

Основные принципы демократического избирательного права

Всеобщность,

Прямые выборы,

Равенство,

Альтернативность,

Гласность,

Свобода выборов,

Периодичность выборов.

- Как вы думаете, выборы в нашей стране являются демократическими ?

Наше избирательное право реализуется в избирательном процессе .

Многие учёные отождествляют понятия «избирательный процесс» и «избирательная кампания»

-Что такое избирательная кампания?

-Назовите и кратко охарактеризуйте этапы избирательной кампании.

-Американский критик Д. Натан, слова которого я взяла в качестве эпиграфа, говорил:

Плохие государственные деятели избираются гражданами, не участвующими в голосовании”

Абсентеизм – одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, уклонение от участия в выборах.

7. Причины абсентеизма.

1. Отсутствие интереса к политической жизни.

2. Отсутствие доверия к политикам.

3. Убеждённость, что выборы не изменят ситуацию.

4. Низкая политическая культура.

Последствия абсентеизма

1.Экономический ущерб при организации повторных выборов.

2.Фальсификация избирательных бюллетеней.

3.К власти придут политические деятели, отнюдь не выражающие преобладающего настроения в обществе.

4.К власти придут люди недостойные, не умеющие управлять страной.

5.Возможность захвата власти, скатывание к авторитарно-тоталитарным режимам.

- Что делать, чтобы поднять активность избирателей на выборах?

- Как решается эта проблема в других странах?

Избирателей, не пришедших в день выборов на избирательный участок, привлекать к ответственности, в том числе и к уголовной (Греция, Турция). За уклонение с них взыскивать штраф (Австрия) или поднять возрастной ценз (Швейцария - 20 лет, в Великобритании и Ирландии – 21 год, в Дании – 23 года).

Проверка задания на доске.

Мы продолжаем изучение нашей темы: «Выборы в демократическом обществе».

План изучения нового материала

1. Политические технологии избирателя

3. На избирательном участке

Быть избирателем не так просто - это сложная и ответственная задача, и к роли избирателя нужно готовиться.

Для достижения желаемых результатов тому или иному претенденту на выборный пост нередко создают имидж «своего парня». К сожалению, созданный имидж и сущность кандидата (или партии) не всегда совпадают, что в значительной мере осложняет задачу избирателей, в том числе при голосовании. Кандидат обещает много, рассчитывая, что поверят. Такие приёмы воздействия на избирателя называются популизмом.

- Что такое популизм?

Популизм – стиль в политике, позволяющий добиться поддержки изби-

рателей благодаря податливости масс на простые объяснения сложных вопросов, на примитивные, но внешне привлекательные лозунги (Сл. 9)

Чтобы не попасться на популистские лозунги, необходим грамотный и осознанный выбор претендентов на власть. Такой выбор помогут вам сделать политические технологии избирателя.

Политические технологии – совокупность приемов, методов, способов, процедур, используемых политическими субъектами для достижения политических целей, для решения политических задач.

Задание: работая с текстом учебника и учитывая повседневный опыт выборов в стране, разработайте свои собственные политические техно-

    Разработать политические технологии избирателя на выборах в Государственную Думу (с.261)

2. Разработать политические технологии избирателя на выборах Президента (с.262).

Через 5 минут каждая группа представит свою работу

Вопрос второй группе:

- Какими качествами должен обладать кандидат в президенты РФ?

(решительность, ответственность, сильная воля, честность, достаточно жёсткий в проведении своей линии, хороший оратор и т.д.)

- Вы теперь представляете, что нужно, чтобы сделать осознанный выбор.

Но, наверное, у вас ещё остались вопросы, которые касаются непосредственно процедуры голосования.

Сейчас вы сможете задать их нашему гостю – Кобзевой Галине Васильевне, которая более 10 лет является Председателем участковой комиссии и любезно согласилась ответить на ваши вопросы.

Вопросы, которые были заданы учениками.

    Какие документы нужно иметь с собой каждому избирателю?

    Если я во время выборов испорчу бюллетень, что мне в таком случае делать?

    Выборы проводятся в воскресенье. Мне нужно срочно уехать. Как мне быть в таком случае?

    У меня старенькая бабушка. Она хотела бы проголосовать, но у неё больные ноги. Что нам нужно сделать7

    Брат – студент, обучается в г. Москве на очном отделении, имеет временную прописку в общежитии вуза, а постоянное место его проживания г. Мичуринск. На каком из участков он будет голосовать? (голосует по месту нахождения общежития)

    Мой знакомый пришёл на выборы в Думу, а его нет в списках. Что делать,

если и моей фамилии вдруг не окажется в списках?

8. Сколько наблюдателей может быть на избирательном участке?

Если вопросов больше нет – поблагодарим гостью за ценные ответы и переходим к последней части нашего урока – «На избирательном участке»

Вы сейчас окажитесь на одном из избирательных участков в роли незримых наблюдателей. Внимательно посмотрите, как проходит процесс голосования и нет ли нарушений закона о выборах? Все нарушения вы фиксируйте в тетрадях.

В конце мы посмотрим, насколько внимательными вы были (Сл.12)

Сценка

    Избиратель пришёл с другом, который советует ему, за кого голосовать.

    Избиратель просит у члена комиссии ручку, так как он свою оставил дома.

    Лозунг на избирательном участке, призывающий голосовать за кандидата.

    Избиратель делает отметку в бюллетене, не заходя в кабинку.

    Избиратель испортил бюллетень.

Итоги (Сл.13)

1.Быть избирателем не так просто – сложная и ответственная задача, и к роли избирателя нужно готовиться.

2. Не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров.

3. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть.

Я надеюсь, что знания, полученные на сегодняшнем уроке, помогут вам сделать этот выбор и стать активными участниками политического процесса

Домашнее задание : параграф 24, записи, эссе на тему:

Плохие государственные деятели избираются гражданами, не участвующими в голосовании” (Д. Натан) Сл.1

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Отличительные черты выборов в демократическом обществе

ПЛАН 1.Формы политического участия. 2.Значение выборов в. демократическом обществе. 3.Основы избирательного права. 4. Абсентеизм, его причины и опасность. (выполнить самостоятельно в виде сообщения).

Политическое участие – действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию гос. решений, выбор представителей в органы власти Основные формы Обращения и письма граждан к власти, встречи с политическими деятелями Ст. 33 КРФ Участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений Ст. 30 КРФ Участие граждан в выборах Ст. 32 КРФ Прямые действия граждан (митинги, пикетирование, демонстрации) Ст. 31 КРФ

Собрание – это совместное присутствие группы граждан в определенном месте для обсуждения или решения определенной проблемы. Митинг – массовое собрание граждан, форма публичного выражения требований по конкретному вопросу. – массовое прохождение граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем, преимущественно общественно-политического характера. Демонстрация – публичное шествие людей с плакатами, транспарантами. Шествие Пикетирование – публичное выражение коллективного или индивидуального мнения, осуществляемое без шествия и звукоусиления, путем размещения граждан у пикетируемого объекта с использованием плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

2.Значение выборов в демократическом обществе.

Выборы – способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления путем голосования. Одна из форм непосредственной демократии. Выборы: Представляют основную форму участия граждан в управлении государством; Дают возможность выразить гражданам свою волю, а гос. власть – быть созданной и действовать в соответствии с этой волей; Это эффективный способ политического просвещения народа; Это «барометр» общественного мнения

3.Основы избирательного права.

П Р Е З И Д Е Н Т О Р Г А Н Ы В Л А С Т И Федеральные (Гос. Думу) Субъектов федерации Местные а)Кого мы выбираем?

Документы, составляющие основу избирательного права и избирательного процесса Конституция Российской Федерации Федеральный Конституционный закон «О референдуме РФ» Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Федеральный закон «О выборах Президента РФ» Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ»

Избирательное право Избирательное право Избирательные права Нормы правовых актов, граждан регулирующих выборы Избирательные права граждан – это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Активное право право избирать, т.е. право участвовать в выборах в органы гос. власти, местного самоуправления Пассивное право Право быть избранным

Всеобщее избирательное право. Этот принцип означает, что в выборах имеют право принимать участие все без исключения дееспособные граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, в том числе и граждане, которые в день выборов находятся за пределами. Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Равное избирательное право. Этот принцип означает, что все граждане, несмотря на занимаемые должности, национальность, отношение к религии и т.д., равны и каждый гражданин имеет только один голос. Прямое избирательное право. Этот принцип означает, что каждый гражданин должен принять участие в выборах лично (непосредственно) . Он имеет право голосовать только за себя. Голосовать за других лиц, даже если это очень близкие родственники, действующее законодательство запрещает.

Тайное голосование. Этот принцип означает, что никто не имеет права контролировать то, как проголосует каждый из нас. В кабине для голосования не может находиться никто, кроме самого голосующего. Участие в выборах добровольно. Никто не имеет право принуждать гражданина участвовать или не участвовать в выборах против его воли. + Добровольность и периодичность выборов.

Цензы (ограничения) – специальные юридические правила, ограничивающие допущение лица к пользованию какими-либо политическими (избирательными) правами: Оседлости, т.е. голосовать могут только те, кто прожил в государстве определенное время. Возрастной, избирать имеют право лица, достигшие возраста 18 лет В Российской Федерации: избирать имеют право лица, достигшие 18-летнего возраста; с 18-ти лет право быть избранным в муниципальные органы; с 21 года – в представительные органы субъектов Федерации, депутатом Государственной Думы; С 30 лет – главой администрации субъекта РФ; с 35 – Президентом страны.

Правовой статус избирателя - это совокупность прав и обязанностей, связанных с участием граждан в выборах. Права избирателя: 1) право быть включенным в список для голосования по месту его проживания; 2) право беспрепятственного доступа к избирательному списку; 3) право участвовать в формировании избирательных комиссий; 4) право участвовать на выборах в качестве наблюдателей; 5) право выдвижения кандидатов; 6) право вести агитацию за участие в выборах; 7) право принимать участие в формировании избирательных фондов; 8) право требовать обеспечения возможности участия в голосовании вне помещения избирательного участка; 9) право обращаться с жалобами на действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц, членов избирательной комиссии, нарушающие его права.

Основные стадии избирательного процесса 1. Подготовительная (устанавливается дата выборов, с оставление списков избирателей) (выборы депутатов ГД назначаются Президентом РФ на воскресный день, в списки избирателей включаются все граждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления, не позднее, чем за 20 дней до дня выборов.)

2. Выдвижение кандидатов и регистрация кандидатов. Право выдвижения кандидатов имеют: Избирательные объединения и непосредственно избирательные блоки избиратели Виды объединений: партия, фронт, союз и т. д. Чаще всего в выборах участвуют партии. Избирательный блок представляет собой добровольное объединение двух или более общественных объединений. Он обладает правами избирательного объединения.

3. Предвыборная агитация. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата и прекращается накануне дня, предшествующего дню выборов (т.е за сутки до выборов)

4. Голосование и подведение итогов выборов (подсчет голосов, объявление результатов выборов, их публикация) В день голосования избирательные участки ждут избирателей с 8 до 20 часов (по местному времени). Каждый избиратель получает бюллетень для голосования. Голосование заключается в том, что каждый избиратель ставит какой-нибудь знак (крестик, галочку и т.д.) в квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он отдает свой голос. Заполненный бюллетень для голосования избиратель опускает в опечатанный ящик.

Какие избирательные системы существуют? В чем их преимущества и недостатки?

Мажоритарная система Виды: абсолютного большинства (50% +1 голос) или относительного большинства (больше, чем у соперника). Преимущества: При мажоритарной системе относительного большинства партия, получившая большинство мест в парламенте, может сформировать устойчивое правительство. При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, поддержанный действительным большинством голосов. Недостатки: Мажоритарная избирательная система благоприятствует крупным партиям и отсекает мелкие.

Пропорциональная система. Преимущества: гарантирует представительство даже относительно мелких партий. Недостатки: может применяться только в многомандатных округах

Пропорционально- мажоритарная система. Одна часть депутатов избирается по мажоритарной системе, другая часть депутатов избирается на основе пропорциональной системы, по партийным спискам.


Выборы в демократическом обществе

1. Выборы и их функции.

2. Принципы организации и проведения выборов.

3. Институт отзыва выборного лица.

В демократическом обществе основным элементом взаимоотношений

гражданского общества и государства как основного института политиче-

ской власти являются выборы и референдумы.

Референдум (от лат. «референдум» - то, что должно быть сообщено) –

обходимо выявить мнение всего населения.

Референдум может быть:

 конституционным – когда с его помощью утверждается Основной

закон государства или вносятся поправки в Конституцию;

 законодательный – когда итоги референдума служат основой для

принятия или отклонения закона, имеющего государственное значение;

 консультативным – когда необходимо выявить волю населения при

решении важных государственных вопросов.

Референдумы также бывают обязательными – необходимость их про-

ведения предусмотрена законом, и факультативными – их проведение за-

висит от воли правительства или населения.

Выборы – это совокупность правил и приемов, обеспечивающих уча-

общества в формировании государственных и муниципальных пред-

ставительных органов власти, способ формирования определенного типа

политической власти.

Если референдум призван выявить волю населения, избирателей, то

выборы – непосредственное волеизъявление народа как источника поли-

тической власти в демократическом обществе. 43

В статье 3 Конституции Российской Федерации записано: «Носителем

суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации

является ее многонациональный народ». Народ осуществляет свою власть

через систему органов государственной и муниципальной власти, он же и

формирует эти органы путем выборов.

Выборы можно типологизировать по следующим основаниям.

1. По масштабу выборы бывают:

 общегосударственные, национальные;

 региональные;

 муниципальные.

 президентские;

 парламентские;

 правительственные;

 выборы судей и присяжных заседателей;

 выборы главы региона, субъекта в федеративном государстве;

 выборы законодательного органа субъекта федерации;

 выборы главы муниципального образования;

 выборы законодательного органа муниципального образования;

 выборы некоторых местных должностных лиц (шерифа, старосты,

для России – органов территориального общественного самоуправления).

3. На основе принципов избирательного права:

 всеобщие – ограниченные (цензовые);

 равные – неравные;

 прямые – косвенные (многостепенные);

4. По виду выборы бывают:

 очередные – проводятся по истечении законодательно установ-

ленного срока полномочий выборных органов, должностных лиц;

 досрочные – проводятся в случаях досрочного прекращения пол-

номочий органов власти, должностных лиц (в связи с роспуском парламен-

та, отставкой депутата или должностного лица, отрешением от должности,

отзыва депутата, утратой гражданства избранным лицом);

 дополнительные – проводятся при наличии вакантного депутатско-

го мандата, освободившегося по каким-то причинам;

 частичные – проводятся в порядке ротации части депутатов орга-

нов власти. В России такой вид выборов не предусмотрены, а в США со-

став Сената обновляются на 1/3 каждые два года;

 повторные – проводятся в случаях, если очередные, досрочные,

дополнительные выборы признаны несостоявшимися или их результаты –

недействительными; 44

выборов, если ни один из кандидатов, включенных в избирательный бюл-

летень не набрал необходимого для избрания (50% голосов +1 голос) чис-

В демократическом обществе место и роль выборов как политического

института определяется их функциями.

1. Проявление воли народа, единственного источника политической

2. Представительство общественных интересов.

3. Обеспечение рекрутирования политической элиты.

4. Легитимация власти.

5. Форма контроля за деятельностью органов власти.

6. Политическая социализация.

7. Способствуют изменению и развитию общества.

8. Дают возможность изменить политический режим.

Выборы проводятся на основе избирательного права, которое быва-

ют активным и пассивным.

Активное избирательное право – это право выбирать.

Пассивное избирательное право – это право быть избранным.

Для выполнения своего политического и социального назначения вы-

боры должны опираться на принципы избирательного права.

1. Всеобщность.

Сущность этого принципа в том, что все граждане, независимо от по-

ла, расовой, религиозной, национальной, классовой и профессиональной

принадлежности, языка, уровня доходов, образования и политических убе-

ждений имеют право избирать и быть избранными в органы власти.

Действие этого принципа ограничивается рядом цензов.

Возрастной ценз ограничивает участие в выборах определенным

возрастом. В большинстве развитых стран возрастной ценз для избирате-

лей установлен в 18 лет. Для кандидатов возраст устанавливается не-

сколько выше. В России депутатом Государственной Думы можно стать,

достигнув возраста в 21 год, а Президентом РФ – 35. Для депутатов верх-

ней палаты США и Японии установлен возраст в 30 лет, во Франции – 35, в

Бельгии и Испании 40 лет.

Моральный ценз, как правило, лишает прав выбирать и быть избран-

ным лиц, отбывающих наказание по приговору суда в местах лишения сво-

Ценз недееспособности ограничивает избирательные права психи-

чески больным, чья недееспособность подтверждена судебным решением.

Ценз оседлости предполагает право допуска к участию в выборах

лиц, имеющих определенный срок проживания в данной местности. Так45

президентом РФ может быть избран гражданин РФ, постоянно проживаю-

щий в России не менее 10 лет.

Половой ценз, как правило, не допускает участие в выборах женщи-

Имущественный ценз лишает избирательных прав лиц, не имеющих

частной собственности или определенного уровня доходов. Так, в Сенат

Канады может входить только лицо, владеющее недвижимой собственно-

стью, а в Великобритании для получения права быть избранным требуется

внести избирательный залог в виде довольно крупной суммы.

Образовательный ценз, как правило, ограничивает избирательные

права тех, кто не знает государственного языка страны.

2. Равенство.

Это принцип равенства во всем. Каждый избиратель имеет только

надлежности тому или иному человеку. Все избирательные округа пример-

но равны по количеству избирателей.

Равенство кандидатов в праве на агитацию, сбор одинакового коли-

чества подписей для выдвижения, размер избирательного фонда.

3. Тайна выборов.

Сущность этого принципа заключается в том, что решение конкретно-

го избирателя не должно быть известно никому.

Действенность этого принципа обеспечивается закрытой процедурой

стью избирательных бюллетеней, опечатыванием урн для голосования, от-

ветственностью организаторов выборов за нарушение тайны голосования

Сущность этого принципа – в непосредственном голосовании избира-

телей за конкретного кандидата.

Правда, в некоторых странах выборы являются косвенными или мно-

гостепенными. Президента США выбирает коллегия выборщиков, в Израи-

ле, Греции, Ливане – парламент, смешанная коллегия выборщиков из де-

путатов парламента и депутатов парламентов субъекта федераций или

областей – в Индии, Италии, Германии.

Помимо этих базовых демократических принципов избирательного

права, выборы основываются на следующих принципах их организации и

проведения.

1. Свобода выборов.

Этот принцип предполагает наличие у избирателей права на свободу

мнения, слова и отсутствие давления при осуществлении своего конститу-46

ционного права на выборы. Законодательство РФ определяет, что участие

гражданина России в выборах является свободным и добровольным и ни-

кто не вправе оказывать на него воздействие с целью принудить к участию

или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному воле-

изъявлению.

2. Наличие выбора, альтернативы.

Этот принцип предполагает конкурентный отбор из различных пред-

ложенных кандидатур, политических партий.

3. Обязательность и периодичность выборов.

Обязательность выборов является основным условием легитимации

власти, а значит, показателем степени демократизации общества. При де-

мократическом режиме формирование властных органов посредством вы-

боров является обязательным условием.

Деятельность выборных органов политической власти должна быть

регламентирована по времени, а значит, выборы должны проводится пе-

риодически и регулярно, в установленные законом сроки. Временные ин-

тервалы, по истечении которых проводятся выборы, определяются сроком

полномочий выборных институтов власти.

Срок полномочий парламентов обычно составляет 4-5 лет. На такой

же срок, как правило, избираются и президенты. Правда, в некоторых стра-

нах этот срок больше: Австрии, Финляндии, Египте, Мексике, Венесуэле – 6

лет, Франции, Италии, Турции, Казахстане, Таджикистане – 7 лет, а в Турк-

мении и Малави – пожизненно.

Важным является вопрос об ограничение числа переизбраний. В от-

ношении депутатов парламента эта норма практически не применяется из-

за коллегиальности высшего органа законодательной власти. В отношении

президентов действует запрет на избрание одного и того же лица более

двух раз.

В Конституции Российской Федерации в ст.81 записано: «одно и то же

лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации

более двух сроков подряд». В США в 30-40-е годы ХХ в. сложилась уни-

кальная ситуация, когда Р.Д. Рузвельт избирался президентом страны че-

тыре раза подряд, после чего была принята поправка к Конституции США

об ограничении президентских полномочий двумя сроками.

4. Открытость и гласность выборов.

Этот принцип предполагает обеспечение доступа избирателей к ин-

формации о кандидатах, политических партиях, избирательных органах,

избирательном процессе и т.п. Информирование избирателей должно ба-

зироваться на принципах достоверности и беспристрастности, т.е. равного

подхода ко всем участникам избирательного процесса. 47

5. Принцип справедливости выборов – как бы вытекает из ранее на-

званного и предполагает меры по защите процесса выборов от необъек-

тивности и фальсификаций:

 организация выборов независимыми органами и наличие дейст-

венного механизма контроля над их деятельностью;

 обеспечение равных условий предвыборной борьбы для кандида-

тов и партий;

 проведение выборов в установленные законом и необходимые для

организации агитационной работы сроки;

 обеспечение справедливого финансирования избирательного про-

 соблюдение объективности при определении результатов выборов;

 быстрое и эффективное рассмотрение случаев нарушений прав

граждан, избирательного законодательства и жалоб на проведение выбо-

Таким образом, в демократическом обществе регулярно проводятся

свободные и альтернативные выборы при честном состязании политиче-

ских сил.

Важной демократической процедурой при формовании органов поли-

тической власти является отзыв избирателями выборного лица.

Отзыв выборного лица избирателями – это досрочное прекращение

полномочий депутата или выборного должностного лица по инициативе из-

бирателей путем их прямого волеизъявлении в соответствующем избира-

тельном округе.

Конституция РФ возможность отзыва депутата Федерального Собра-

ния не предусматривает. В отношении депутатов выборных органов мест-

ного самоуправления выборных должностных лиц местного самоуправле-

ния такая возможность предусмотрена Федеральным законом №131-Ф3

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации».

проводится по инициативе граждан, на основании процедуры, установлен-

ной уставом муниципального образования.

Основаниями для отзыва депутата могут служить только его конкрет-

ные противоправные решения или действия (бездействия) в случае их под-

тверждения в судебном порядке. Процедура отзыва депутата должна

обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснение по поводу

обстоятельств выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

Депутат считается отозванным, если за отзыв проголосовало не ме-

нее половины избирателей, зарегистрированных в избирательном округе. 48

Эти положения Федерального закона нашли свое воплощение и реа-

лизацию в Уставе муниципального образования «город Ульяновск», приня-

ва депутата не могут являться:

 его политические убеждения и законная политическая деятель-

 факты, для которых предусмотрены особый порядок их установле-

ния и которые являются в соответствии с законодательством самостоя-

тельными основаниями прекращения его полномочий.

Основными этапами процедуры отзыва депутата являются следую-

1 этап – инициирование отзыва депутата.

Этот этап включает процедуры:

 организация и проведение собрания граждан;

 образование инициативной группы по отзыву депутата;

 регистрация инициативной группы в городской избирательной ко-

2 этап – сбор и внесение подписей в поддержку отзыва депутата.

Таков порядок и условия отзыва депутата муниципального выборного

органа и эти условия делают эту процедуру практически невозможной по

следующим основаниям:

1. Доказать, подтвердить в судебном порядке противоправные реше-

ния или действия депутата нереально.

половины от числа избирателей, зарегистрированных в избирательном ок-

На выборах депутатов Ульяновской Городской Думы в 2004 году бы-

ло образовано 35 избирательных округов примерно по 15 тыс. избирателей

в каждом. Порог явки установлен не был – выборы состоялись бы при лю-

бом количестве избирателей, участвующих в голосовании. В количествен-

рательному органу Заволжского района – 1820, что составило примерно

12% от числа избирателей, зарегистрированных в избирательном округе.

рированных в избирательном округе, – набрала Л.М. Кутинова, но их хва-

тило для избрания депутатом Городской Думы.

Случайные статьи

Вверх