Что такое агрегатное состояние вещества в физике. Агрегатные состояния вещества

Вся материя может существовать в одном из четырех видов. Каждый из них — это определенное агрегатное состояние вещества. В природе Земли только одно представлено сразу в трех из них. Это вода. Ее легко увидеть и испаренную, и расплавленную, и отвердевшую. То есть пар, воду и лед. Ученые научились проводить изменение агрегатных состояний вещества. Самую большую сложность для них составляет только плазма. Для этого состояния нужны особенные условия.

Что это такое, от чего зависит и как характеризуется?

Если тело перешло в другое агрегатное состояние вещества, то это не значит, что появилось что-то другое. Вещество остается прежним. Если у жидкости были молекулы воды, то такие же они будут и у пара со льдом. Изменится только их расположение, скорость движения и силы взаимодействия друг с другом.

При изучении темы «Агрегатные состояния (8 класс)» рассматриваются только три из них. Это жидкость, газ и твердое тело. Их проявления зависят от физических условий окружающей среды. Характеристики этих состояний представлены в таблице.

Название агрегатного состояния твердое тело жидкость газ
Его свойства сохраняет форму с объемом имеет постоянный объем, принимает форму сосуда не имеет постоянных объема и формы
Расположение молекул в узлах кристаллической решетки беспорядочное хаотичное
Расстояние между ними сравнимо с размерами молекул приблизительно равно размерам молекул существенно больше их размеров
Как двигаются молекулы колеблются около узла решетки не перемещаются от места равновесия, но иногда совершают большие скачки беспорядочное с редкими столкновениями
Как они взаимодействуют сильно притягиваются сильно притягиваются друг к другу не притягиваются, силы отталкивания проявляются при ударах

Первое состояние: твердое тело

Его принципиальное отличие от других в том, что молекулы имеют строго определенное место. Когда говорят про твердое агрегатное состояние, то чаще всего имеют в виду кристаллы. В них структура решетки симметричная и строго периодичная. Поэтому она сохраняется всегда, как далеко не распространялось бы тело. Колебательного движения молекул вещества недостаточно для того, чтобы разрушить эту решетку.

Но существуют еще и аморфные тела. В них отсутствует строгая структура в расположении атомов. Они могут быть где угодно. Но это место так же стабильно, как и в кристаллическом теле. Отличие аморфных веществ от кристаллических в том, что у них нет определенной температуры плавления (отвердевания) и им свойственна текучесть. Яркие примеры таких веществ: стекло и пластмасса.

Второе состояние: жидкость

Это агрегатное состояние вещества представляет собой нечто среднее между твердым телом и газом. Поэтому сочетает в себе некоторые свойства от первого и второго. Так, расстояние между частицами и их взаимодействие похоже на то, что было в случае с кристаллами. Но вот расположение и движение ближе к газу. Поэтому и форму жидкость не сохраняет, а растекается по сосуду, в который налита.

Третье состояние: газ

Для науки под названием «физика» агрегатное состояние в виде газа стоит не на последнем месте. Ведь она изучает окружающий мир, а воздух в нем очень распространен.

Особенности этого состояния заключаются в том, что силы взаимодействия между молекулами практически отсутствуют. Этим объясняется их свободное движение. Из-за которого газообразное вещество заполняет весь объем, предоставленный ему. Причем в это состояние можно перевести все, нужно только увеличить температуру на нужную величину.

Четвертое состояние: плазма

Это агрегатное состояние вещества представляет собой газ, который полностью или частично ионизирован. Это значит, что в нем число отрицательно и положительно заряженных частиц практически одинаковое. Возникает такая ситуация при нагревании газа. Тогда происходит резкое ускорение процесса термической ионизации. Оно заключается в том, что молекулы делятся на атомы. Последние потом превращаются в ионы.

В рамках Вселенной такое состояние очень распространено. Потому что в нем находятся все звезды и среда между ними. В границах Земной поверхности оно возникает крайне редко. Если не считать ионосферы и солнечного ветра, плазма возможна только во время грозы. Во вспышках молнии создаются такие условия, в которых газы атмосферы переходят в четвертое состояние вещества.

Но это не означает, что плазму не создали в лаборатории. Первое, что удалось воспроизвести — это газовый разряд. Теперь плазма заполняет лампы дневного света и неоновую рекламу.

Как осуществляется переход между состояниями?

Для этого нужно создать определенные условия: постоянное давление и конкретную температуру. При этом изменение агрегатных состояний вещества сопровождается выделением или поглощением энергии. Причем этот переход не происходит молниеносно, а требует определенных временных затрат. В течение всего этого времени условия должны быть неизменными. Переход происходит при одновременном существовании вещества в двух ипостасях, которые поддерживают тепловое равновесие.

Первые три состояния вещества могут взаимно переходить одно в другое. Существуют прямые процессы и обратные. Они имеют такие названия:

  • плавление (из твердого в жидкое) и кристаллизация , например, таяние льда и отвердевание воды;
  • парообразование (из жидкого в газообразное) и конденсация , примером является испарение воды и получение ее из пара;
  • сублимация (из твердого в газообразное) и десублимация , к примеру, испарение сухого ароматизатора для первого из них и морозные узоры на стекле ко второму.

Физика плавления и кристаллизации

Если твердое тело нагревать, то при определенной температуре, называемой температурой плавления конкретного вещества, начнется изменение агрегатного состояния, которое называется плавление. Этот процесс идет с поглощением энергии, которая называется количеством теплоты и обозначается буквой Q . Для ее расчета потребуется знать удельную теплоту плавления , которая обозначается λ . И формула принимает такое выражение:

Q = λ * m , где m — масса вещества, которое задействовано в плавлении.

Если происходит обратный процесс, то есть кристаллизация жидкости, то условия повторяются. Отличие только в том, что энергия выделяется, и в формуле появляется знак «минус».

Физика парообразования и конденсации

При продолжении нагревания вещества, оно постепенно приблизится к температуре, при которой начнется его интенсивное испарение. Этот процесс называется парообразованием. Оно опять же характеризуется поглощением энергии. Только для его вычисления требуется знать удельную теплоту парообразования r . А формула будет такой:

Q = r * m .

Обратный процесс или конденсация происходят с выделением того же количества теплоты. Поэтому в формуле опять появляется минус.

Для того чтобы понять, что такое агрегатное состояние вещества, вспомните или представьте себя летом возле речки с мороженным в руках. Замечательная картинка, правда?

Так вот, в этой идиллии кроме получения удовольствия можно еще осуществить физическое наблюдение. Обратите внимание на воду. В реке она жидкая, в составе мороженного в виде льда - твердая, а в небе в виде облаков - газообразная. То есть она находится одновременно в трех различных состояниях. В физике это называется агрегатным состоянием вещества. Различают три агрегатных состояния - твердое, жидкое и газообразное.

Изменение агрегатных состояний вещества

Изменение агрегатных состояний вещества мы можем наблюдать воочию в природе. Вода с поверхности водоемов испаряется, и образуются облака. Так жидкость переходит в газ. Зимой вода в водоемах замерзает, переходя в твердое состояние, а весной вновь тает, переходя в обратно в жидкость. Что происходит с молекулами вещества при переходе его из одного состояния в другое? Меняются ли они? Отличаются ли, например, молекулы льда от молекул пара? Ответ однозначный: нет. Молекулы остаются абсолютно теми же. Меняется их кинетическая энергия , а соответственно и свойства вещества. Энергия молекул пара достаточно велика, чтобы разлетаться в разные стороны, а при охлаждении пар конденсируется в жидкость, и энергии у молекул все еще достаточно для почти свободного перемещения, но уже недостаточно, чтобы оторваться от притяжения других молекул и улететь. При дальнейшем охлаждении вода замерзает, становясь твердым телом, и энергии молекул уже недостаточно даже для свободного перемещения внутри тела. Они колеблются около одного места, удерживаемые силами притяжения других молекул.

Характер движения и состояния молекул в различных агрегатных состояниях вещества можно отразить на следующей таблице:

Агрегатное состояние вещества

Свойства вещества

Расстояние между частицами

Взаимодействие частиц

Характер движения

Порядок расположения

Не сохраняет форму и объем

Гораздо больше размеров самих частиц

Хаотическое (беспорядочное) непрерывное. Свободно летают, иногда сталкиваясь.

Беспорядочное

Жидкость

Не сохраняет форму, сохраняет объем

Сравнимо с размерами самих частиц

Колеблются около положения равновесия, постоянно перескакивая с одного места на другое.

Беспорядочное

Твердое тело

Сохраняет форму и объем

Мало по сравнению с размерами самих частиц

Очень сильное

Непрерывно колеблются около положения равновесия

В определенном порядке

Процессов, в которых происходит изменение агрегатных состояний веществ, всего шесть.

Переход вещества из твердого состояния в жидкое называется плавлением , обратный процесс - кристаллизацией . Когда вещество переходит из жидкости в газ, это называется парообразованием , из газа в жидкость - конденсацией . Переход из твердого состояния сразу в газ, минуя жидкое, называют сублимацией , обратный процесс - десублимацией .

  • 1. Плавление
  • 2. Кристаллизация
  • 3. Парообразование
  • 4. Конденсация
  • 5. Сублимация
  • 6. Десублимация

Примеры всех этих переходов мы с вами не раз наблюдали в жизни. Лед плавится, образуя воду, вода испаряется, образуя пар. В обратную сторону пар, конденсируясь, переходит снова в воду, а вода, замерзая, становится льдом. А если вы думаете, что вы не знаете процессов сублимации и десублимации, то не спешите с выводами. Запах любого твердого тела - это и есть не что иное, как сублимация. Часть молекул вырывается из тела, образуя газ, который мы и можем унюхать. А пример обратного процесса - это узоры на стеклах зимой, когда пар в воздухе, замерзая, оседает на стекле и образует причудливые узоры.

В зависимости от температуры и давления любое вещество способно принимать различные агрегатные состояния. Каждое такое состояние характеризуется определенными качественными свойствами, которые остаются неизменными в рамках температур и давлений, требуемых для данного агрегатного состояния.

К характерным свойствам агрегатных состояний можно отнести, например, способность тела, находящегося в твердом состоянии, сохранять свою форму, или наоборот – способность жидкого тела изменять форму. Однако, иногда границы между различными состояниями вещества довольно размыты, как в случаях с жидкими кристаллами, либо так называемыми «аморфными телами», которые могут быть упругими как твердые тела и текучими как жидкости.

Переход между агрегатными состояниями может происходить с выделением свободной энергии, изменением плотности, энтропии или других физических величин. Переход от одного агрегатного состояния к другому называется фазовым переходом, а явления, сопровождающие такие переходы – критическими явлениями.

Список известных агрегатных состояний

Твердое тело

Твердые тела, атомы или молекулы которых не образуют кристаллическую решетку.

Твердые тела, атомы или молекулы которых образуют кристаллическую решетку.

Мезофаза

Жидкий кристалл – это такое фазовое состояние, во время которого вещество одновременно обладает как свойствами жидкостей, так и свойствами кристаллов.

Жидкость

Состояние вещества при температурах, выше температуры плавления и ниже температуры кипения.

Жидкость, температура которой превышает температуру кипения.

Жидкость, температура которой меньше температуры кристаллизации.

Состояние жидкого вещества при отрицательном давлении, вызываемым силами Ван-дер-Ваальса (силами притяжения между молекулами).

Состояние жидкости при температуре выше критической точки.

Жидкость, на свойства которой влияют квантовые эффекты.

Состояние вещества, имеющего очень слабые связи между молекулами или атомами. Не поддается математическому описанию идеального газа.

Газ, на свойства которого влияют квантовые эффекты.

Агрегатное состояние, представленное набором отдельных заряженных частиц, суммарный заряд которых в любом объеме системы равен нулю.

Состояние вещества, при котором оно представляет собой набор глюонов, кварков и антикварков.

Кратковременное состояние, во время которого глюонные силовые поля натягиваются между ядрами. Предшествует кварк-глюонной плазме.

Квантовый газ

Газ, состоящий из фермионов, на свойства которого влияют квантовые эффекты.

Газ, состоящий из бозонов, на свойства которого влияют квантовые эффекты.

В этом разделе мы рассмотрим агрегатные состояния , в которых пребывает окружающая нас материя и силы взаимодействия между частицами вещества, свойственные каждому из агрегатных состояний.


1. Состояние твёрдого тела ,

2. Жидкое состояние и

3. Газообразное состояние .


Часто выделяют четвёртое агрегатное состояние – плазму .

Иногда, состояние плазмы считают одним из видов газообразного состояния.


Плазма - частично или полностью ионизированный газ , чаще всего существующий при высоких температурах.


Плазма является самым распространённым состоянием вещества во вселенной, поскоьку материя звёд пребывает именно в этом состоянии.


Для каждого агрегатного состояния характерны особенности в характере взаимодействия между частицами вещества, что влияет на его физические и химические свойства.


Каждое вещество может пребывать в разных агрегатных состояниях. При достаточно низких температурах все вещества находятся в твёрдом состоянии . Но по мере нагрева они становятся жидкостями , затем газами . При дальнейшем нагревании они ионизируются (атомы теряют часть своих электронов) и переходят в состояние плазмы .

Газ

Газообразное состояние (от нидерл. gas, восходит к др.-греч. Χάος ) характеризующееся очень слабыми связями между составляющими его частицами.


Образующие газ молекулы или атомы хаотически движутся и при этом преобладающую часть времени находятся на больших (в сравнении с их размерами) растояниях друг от друга. Вследствие этого силы взаимодействия между частицами газа пренебрежимо малы .

Основной особенностью газа является то, что он заполняет все доступное пространство, не образуя поверхности. Газы всегда смешиваются. Газ - изотропное вещество , то есть его свойства не зависят от направления.


При отсутствии сил тяготения давление во всех точках газа одинаково. В поле сил тяготения плотность и давление не одинаковы в каждой точке, уменьшаясь с высотой. Соответственно, в поле сил тяжести смесь газов становится неоднородной. Тяжелые газы имеют тенденцию оседать ниже, а более легкие - подниматься вверх.


Газ имеет высокую сжимаемость - при увеличении давления возрастает его плотность. При повышении температуры расширяются.


При сжатии газ может перейти в жидкость , но конденсация происходит не при любой температуре, а при температуре, ниже критической температуры. Критическая температура является характеристикой конкретного газа и зависит от сил взаимодействия между его молекулами. Так, например, газ гелий можно ожижить только при температуре, ниже от 4,2 К .


Существуют газы, которые при охлаждении переходят в твердое тело, минуя жидкую фазу. Превращения жидкости в газ называется испарением, а непосредственное превращение твердого тела в газ - сублимацией .

Твёрдое тело

Состояние твёрдого тела в сравнении с другими агрегатными состояниями характеризуется стабильностью формы .


Различают кристаллические и аморфные твёрдые тела .

Кристаллическое состояние вещества

Стабильность формы твёрдых тел связана с тем, что большинство, находящихся в твёрдом состоянии имеет кристалическое строение .


В этом случае расстояния между частицами вещества малы, а силы взаимодействия между ними велики, что и определяет стабильность формы .


В кристаллическом строении многих твёрдых тел легко убедиться, расколов кусок вещества и рассмотрев полученный излом. Обычно на изломе (например, у сахара, серы, металлов и пр.) хорошо заметны расположенные под разными углами мелкие грани кристаллов, поблескивающие вследствии различного отражения ими света.


В тех случаях, когда кристаллы очень малы, кристаллическое строение вещества можно установить при помощи микроскопа.


Формы кристаллов


Каждое вещество образует кристаллы совершенно определённой формы.


Разнообразие кристаллических форм может быть сведено к семи группам:


1. Триклинная (параллелепипед),

2. Моноклинная (призма с параллелограммом в основании),

3. Ромбическая (прямоугольный параллелепипед),

4. Тетрагональная (прямоугольный параллелепипед с квадратом в основании),

5. Тригональная ,

6. Гексагональная (призма с основанием правильного центрированного
шестиугольника),

7. Кубическая (куб).


Многие вещества, в частности железо, медь, алмаз, хлорид натрия кристализуются в кубической системе . Простейшими формами этой системы являются куб, октаэдр, тетраэдр .


Магний, цинк, лёд, кварц кристализуются в гексагональной системе . Основные формы этой системы – шестигранные призмы и бипирамида .


Природные кристаллы, а также кристаллы, получаемые искусственным путём, редко в точности соответствуют теоретическим формам. Обычно при затвердевании расплавленного вещества кристаллы срастаются вместе и потому форма каждого из них оказывается не вполне правильной.


Однако как бы неравномерно не происходило развитие кристалла, как бы ни была искажена его форма, углы, под которыми сходятся грани кристалла у одного и того же вещества остаются постоянными.


Анизотропия


Особенности кристаллических тел не ограничиваются только формой кристаллов. Хотя вещество в кристалле совершенно однородно, многие из его физических свойств – прочность, теплопроводность, отношение к свету и др. – не всегда одинаковы по различным направлениям внутри кристалла. Эта важная особенность кристаллических веществ называется анизотропией .


Внутреннее строение кристаллов. Кристаллические решётки.


Внешняя форма кристалла отражает его внутреннее строение и обусловлена правильным расположением частиц, составляющих кристалл, - молекул, атомов или ионов.


Это расположение можно представить в виде кристаллической решётки – пространственного каркаса, образованного пересекающимися прямыми линиями. В точках пересечения линий – узлах решётки – лежат центры частиц.


В зависимости от природы частиц, находящихся в узлах кристаллической решётки, и от того, какие силы взаимодействия между ними преобладают в данном кристалле, различают следующие виды кристаллических решёток :


1. молекулярные ,

2. атомные ,

3. ионные и

4. металлические .


Молекулярные и атомные решётки присущи веществам с ковалентной связью, ионные – ионным соединениям, металические – металам и их сплавам.


  • Атомные кристаллические решётки

  • В узлах атомных решёток находятся атомы . Они связаны друг с другом ковалентной связью .


    Веществ, обладающих атомными решётками, сравнительно мало. К ним принадлежат алмаз, кремний и некоторые неорганические соединения.


    Эти вещества характеризуются высокой твёрдостью, они тугоплавки и нерастворимы практически ни в каких растворителях. Такие их свойства объясняются прочностью ковалентной связи .


  • Молекулярные кристаллические решётки

  • В узлах молекулярных решёток находятся молекулы . Они связаны друг с другом межмолекулярными силами .


    Веществ с молекулярной решёткой очень много. К ним принадлежат неметаллы , за исключением углерода и кремния, все органические соединения с неионной связью и многие неорганические соединения .


    Силы межмолекулярного взаимодействия значительно слабее сил ковалентной связи, поэтому молекулярные кристаллы имеют небольшую твёрдость, легкоплавки и летучи.


  • Ионные кристаллические решётки

  • В узлах ионных решёток располагаются, чередуясь положительно и отрицательно заряженные ионы . Они связаны друг с другом силами электростатического притяжения .


    К соединениям с ионной связью, образующим ионные решётки, относится большинство солей и небольшое число оксидов .


    По прочности ионные решётки уступают атомным, но превышают молекулярные.


    Ионные соединения имеют сравнительно высокие температуры плавления. Летучесть их в большинстве случаев не велика.


  • Металлические кристаллические решётки

  • В узлах металлических решёток находятся атомы металла, между которыми свободно движутся общие для этих атомов электроны .


    Наличием свободных электронов в кристаллических решётках металлов можно объяснить их многие свойства: пластичность, ковкость, металлический блеск, высокую электро- и теплопроводность


    Существуют вещества, в кристаллах которых значительную роль играют два рода взаимодействия между частицами. Так, в графите атомы углерода связаны друг с другом в одних направлениях ковалентной связью , а в других – металлической . Поэтому решётку графита можно рассматривать и как атомную , и как металлическую .


    Во многих неорганических соединениях, например, в BeO, ZnS, CuCl , связь между частицами, находящимися в узлах решётки, является частично ионной , а частично ковалентной . Поэтому решётки подобных соединений можно рассматривать как промежуточные между ионными и атомными .

    Аморфное состояние вещества

    Свойства аморфных веществ


    Среди твёрдых тел встречаются такие, в изломе которых нельзя обнаружить никаких признаков кристаллов. Например, если расколоть кусок обыкновенного стекла, то его излом окажется гладким и, в отличие от изломов кристаллов, ограничен не плоскими, а овальными поверхностями.


    Подобная же картина наблюдается при раскалывании кусков смолы, клея и некоторых других веществ. Такое состояние вещества называется аморфным .


    Различие между кристаллическими и аморфными телами особенно резко проявляется в их отношении к нагреванию.


    В то время как кристаллы каждого вещества плавятся при строго определённой температуре и при той же температуре происходит переход из жидкого состояния в твёрдое, аморфные тела не имеют постоянной температуры плавления . При нагревании аморфное тело постепенно размягчается, начинает растекаться и, наконец, становится совсем жидким. При охлаждении оно также постепенно затвердевает .


    В связи с отсутствием определённой температуры плавления аморфные тела обладают другой способностью: многие из них подобно жидкостям текучи , т.е. при длительном действии сравнительно небольших сил они постепенно изменяют свою форму. Например, кусок смолы, положенный на плоскую поверхность, в теплом помещении на несколько недель растекается, принимая форму диска.


    Строение аморфных веществ


    Различие между кристаллическим и аморфным состоянием вещества состоит в следующем.


    Упорядоченное расположение частиц в кристалле , отражаемое элементарной ячейкой, сохраняется на больших участках кристаллов, а в случае хорошо образованных кристаллов – во всём их объёме .


    В аморфных телах упорядоченность в расположении частиц наблюдается только на очень малых участках . Кроме того, в ряде аморфных тел даже эта местная упорядоченность носит лишь приблизительный характер.

    Это различие можно коротко сформулировать следующим образом:

    • структура кристаллов характеризуется дальним порядком ,
    • структура аморфных тел – ближним .

    Примеры аморфных веществ.


    К стабильно-аморфным веществам принадлежат стекла (искусственные и вулканические), естественные и искусственные смолы, клеи, парафин, воск и др.


    Переход из аморфного состояния в кристаллическое.


    Некоторые вещества могут находиться как в кристаллическом, так и в аморфном состоянии. Диоксид кремния SiO 2 встречается в природе в виде хорошо образованных кристаллов кварца , а также в аморфном состоянии (минерал кремень ).


    При этом кристаллическое состояние всегда более устойчиво . Поэтому самопроизвольный переход из кристаллического вещества в аморфное невозможен, а обратное превращение – самопроизвольный переход из аморфного состояния в кристаллическое – возможно и иногда наблюдается.


    Примером такого превращения служит расстеклование – самопроизволная кристаллизация стекла при повышенных температурах, сопровождающаяся его разрушением.


    Аморфное состояние многих веществ получается при высокой скорости затвердевания (остывания) жидкого расплава.


    У металлов и сплавов аморфное состояние формируется, как правило, если расплав охлаждается за время порядка долей-десятков миллисекунд. Для стёкол достаточно намного меньшей скорости охлаждения.


    Кварц (SiO 2 ) также имеет низкую скорость кристаллизации. Поэтому отлитые из него изделия получаются аморфными. Однако природный кварц, имевший сотни и тысячи лет для кристаллизации при остывании земной коры или глубинных слоёв вулканов, имеет крупнокристаллическое строение, в отличие от вулканического стекла, застывшего на поверхности и поэтому аморфного.

    Жидкости

    Жидкость – промежуточное состояние между твёрдым телом и газом.


    Жидкое состояние является промежуточным между газообразным и кристаллическим. По одним свойствам жидкости близки к газам , по другим – к твёрдым телам .


    С газами жидкости сближает, прежде всего, их изотропность и текучесть . Последняя обуславливает способность жидкости легко изменять свою форму.


    Однако высокая плотность и малая сжимаемость жидкостей приближает их к твёрдым телам .


    Способность жидкостей легко изменять свою форму говорит об отсутствии в них жёстких сил межмолекулярного взаимодействия.


    В то же время низкая сжимаемость жидкостей, обусловливающая способность сохранять постоянный при данной температуре объём, указывает на присутствие хотя и не жёстких, но всё же значительных сил взаимодействия между частицами.


    Соотношение потенциальной и кинетической энергии.


    Для каждого агрегатного состояния характерно своё соотношение между потенциальной и кинетической энергиями частиц вещества.


    У твёрдых тел средняя потенциальная энергия частиц больше их средней кинетической энергии. Поэтому в твёрдых телах частицы занимают определённые положения друг относительно друга и лишь колеблются относительно этих положений.


    Для газов соотношение энергий обратное , вследствии чего молекулы газов всегда находятся в состоянии хаотического движения и силы сцепления между молекулами практически отсутствуют, так что газ всегда занимает весь предоставленный ему объём.


    В случае жидкостей кинетическая и потенциальная энергия частиц приблизительно одинаковы , т.е. частицы связаны друг с другом, но не жёстко. Поэтому жидкости текучи, но имеют постоянный при данной температуре объём.


    Стуктуры жидкостей и аморфных тел схожи.


    В результате применения к жидкостям методов структурного анализа установлено, что по структуре жидкости подобны аморфным телам . В большинстве жидкостей наблюдается ближний порядок – число ближайших соседей у каждой молекулы и их взаимное расположение приблизительно одинаковы во всём объёме жидкости.


    Степень упорядоченности частиц у различных жидкостей различна. Кроме того, она изменяется при изменении температуры.


    При низких температурах, незначительно превышающих температуру плавления данного вещества, степень упорядоченности расположения частиц данной жидкости велика.


    С ростом температуры она падает и по мере нагревания свойства жидкости всё больше и больше приближаются к свойствам газа . При достижении критической температуры различие между жидкостью и газом исчезает.


    Вследствии сходства во внутренней структуре жидкостей и аморфных тел последние часто рассматриваются как жидкости с очень высокой вязкостью, а к твёрдым телам относят только вещества в кристаллическом состоянии.


    Уподобляя аморфные тела жидкостям, следует, однако, помнить, что в аморфных телах в отличие от обычных жидкостей частицы имеют незначительную подвижность – такую же как в кристаллах.

    Разделы: Физика

    Цели урока:

    • Учащимся необходимо научиться применять знания о взаимодействии молекул к объяснению и анализу явлений окружающего мира. Называть три агрегатных состояния вещества, уметь приводить примеры из учебника, объяснять поведение жидких, твердых и газообразных тел с позиций молекулярного строения. Знать основные положения МКТ.
    • Учащимся необходимо систематизировать имеющиеся знания о силах взаимодействия молекул и расширить их.
    • Ученик должен учиться применять знания о взаимодействии молекул к объяснению агрегатных состояний вещества. Ученики должны усвоить характерные особенности межмолекулярного взаимодействия в веществах находящихся в различных агрегатных состояниях.

    Задачи урока:

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

    • Назвать физическую величину, определяющую агрегатное состояние вещества. Проиллюстрировать это.
    • Сформировать у учащихся понятие об агрегатных состояниях вещества, сравнить физические свойства тел в различных агрегатных состояниях, познакомить учащихся с кристаллическими и аморфными телами, показать зависимость линейных размеров тел от температуры;
    • Показать, что взаимодействие является неотъемлемым свойством материальных объектов. Продолжить работу по выделению основного содержания материала при работе с научно-популярной литературой по нескольким источникам.
    • Расширить и уточнить знания о взаимодействии молекул при объяснении перехода веществ из одного агрегатного состояния в другое. Сформировать умения применять основные положения теории строения вещества к обоснованию свойств данного агрегатного состояния вещества. Формировать навыки самоконтроля.

    ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

    • Подчеркнуть значение моделирования строения вещества в познаваемости явлений окружающего мира, противодействующие стороны в явлении взаимодействия молекул и подвести к пониманию закона единства и борьбы противоположностей. Показать, что моделирование и описание выступают как методы изучения фактов при обобщении явлений на разных уровнях.
    • Показать значение опытных фактов и эксперимента в создании модели строения вещества. Развить интеллект и речь учащихся, навыки аналитической работы, навыки применения знаний на практике.

    РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ:

    • Проверить уровень самостоятельности мышления школьника по применению учащимися знаний в различных ситуациях. Продолжить работу по формированию умений обобщать опытные данные на основе имеющихся знаний о строении вещества.
    • Работать над формированием умений, анализировать свойства и явления на основе знаний, выделять главную причину, влияющую на результат, выделять признаки сходства в описании явлений при их обобщении.
    • Сформировать элементы творческого поиска на основе приемов обобщения. Высказать свое суждение о роли теоретических знаний в познании человеком природы.
    • Воспитать интерес к изучению предмета и чтению литературы

    Тип урока: комбинированный урок.

    Оборудование урока: классная доска, заранее подготовленная к уроку; карточки-задания для самостоятельной работы.

    Физика – это наука понимать природу.
    Э.Роджерс

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Проверка домашнего задания.

    Примерный перечень вопросов:

    1. Что вам известно о строении вещества?
    2. Какие явления доказывают, что молекулы вещества движутся?
    3. Приведите примеры подтверждающие, что между молекулами существуют силы взаимодействия.
    4. Что доказывает явление смачивания?
    5. Положите в воду кусочек мела. Что наблюдается? Объясните.

    Почему трудно оторвать друг от друга две смоченные пластины полированного стекла?

    3. Самостоятельная работа по карточкам.

    Вариант 1.

    1. Вещество – это...

    а) воздух; б) то, из чего состоят тела; в) вода.

    а) состоит из молекул; б) это наименьшая частица; в) состоит из воздуха.

    3. Чего больше – тел или веществ?

    а) тел; б) веществ; в) одинаково.

    4. Из каких атомов состоит молекула воды:

    а) 1 атом оксигена и 1 атом гидрогена; б) 2 атомов оксигена и 1 атома гидрогена; в) 1 атома оксигена и 2 атомов гидрогена.

    5. Вещества называются простыми, если они состоят из:

    а) двух атомов; б) одного химического элемента; в) двух и более атомов.

    6. Как называется мир молекул и атомов?

    а) Микромир; б) Мегамир; в) Макромир.

    Вариант 2.

    1. Примером физического тела может быть:

    а) сталь; б) температура; в) планета.

    2. Все вещества состоят из...

    а) воды; б) воздуха; в) молекул и атомов.

    3. Молекулы:

    а) состоят из атомов; б) наименьшая частица; в) состоят из воздуха.

    4. Сколько веществ может входить в состав тела?

    а) одного; б) двух; в) множества.

    5. При увеличении температуры скорость движения молекул:

    а) увеличивается; б) уменьшается; в) не изменяется.

    6. Вирус, атом, молекула относятся к:

    а) микромиру; б) виртуальному миру; в) макромиру.

    4. Актуализация опорных знаний.

    Вопрос : какие агрегатные состояния вещества вы знаете из курса природоведения?

    Рассмотрим три агрегатных состояния вещества: твердое, жидкое и газ. Мы привыкли, что железо твердое, ртуть жидкая, а кислород газообразный. Но есть хорошо известное нам вещество, которое при обычных условиях можно наблюдать сразу в трех состояниях. Что это за вещество? Это вода. И ее состояния имеют свои специфические названия: лед, вода и водяной пар.

    Как вы считаете. Какая из известных вам физических величин больше всего влияет на агрегатное состояние вещества? Это температура. Вследствие нагревания вещество может переходить из твердого состояния в жидкое, а потом в газообразное. При охлаждении процессы идут в обратном направлении.

    5. Изучение нового материала.

    Оглашение темы урока.

    Сравним основные свойства тел в различных агрегатных состояниях и заполним сравнительную таблицу. Заполнения таблицы сопровождается демонстрациями (сжатие железного бруска, переливание воды в сосуды разной формы, сжатие надутого шара).

    Агрегатное состояние Свойства
    форма объем Сжатие
    Твердое Сохраняет Сохраняет Практически невозможно
    Жидкое Не сохраняет Сохраняет Практически невозможно
    газообразное Не сохраняет Занимает весь объем Легко сжимается

    Газ легко сжимается и расширяется. А заметного сжатия твердых тел и жидкостей не наблюдается. Но это совсем не означает, что их нельзя сжать. Просто это требует значительных усилий.

    Так почему же существует такое отличие в свойствах твердых тел, жидкостей и газов? Лед, вода и водяной пар состоят из одних и тех же молекул воды, но они по разному расположены и по разному двигаются.

    Заполнение сравнительной таблицы.

    Физкульминутка.

    Для того, чтобы учащиеся лучше запомнили в каких агрегатных состояниях находятся вещества и на каком расстоянии располагаются молекулы делаем упражнение:

    Газообразное – руки вверх и в стороны;

    Жидкое – руки вверх;

    Твердое – руки вверх кулачки касаются друг друга.

    Перечень: дерево, морская вода, кислород, яблоко, сок, азот, железо, молоко. чай, золото.

    Объяснение свойств веществ в различных агрегатных состояниях на основе их строения

    Есть тела, которые по признакам относятся к твердым телам, а по расположению молекул больше напоминают жидкости. Такие тела называют аморфными.

    Твердые тела бывают кристаллические и аморфные (демонстрация решеток).

    Твердые тела при нагревании расширяются (демонстрация с шариком и кольцом).

    6. Закрепление изученного материала.

    Ответьте на вопросы:

    1. Наименьшая частица вещества?

    2. Алмаз представляет собой...?

    3. Состояние вещества, которое легко сохраняет объем, но не сохраняет форму?

    4. Состояние вещества, у которого тяжело изменить форму?

    5. Что необходимо сделать, чтобы расплавить олово?

    6. Что необходимо сделать, чтобы пар стал водой?

    7. Самое распространенное вещество на Земле?

    8. Газообразное состояние воды?

    9. При замерзании вода превращается в...?

    10. Сколько есть состояний вещества?

    7. Итоги урока и оценивание.

    8. Домашнее задание: проработать соответствующие параграфы учебника, ответить на вопросы, составить список веществ, относящихся к твердому, жидкому и газообразному состоянию, нарисовать модели строения этих веществ, подготовиться к лабораторной работе.

    Случайные статьи

    Вверх