Петровский А.В. Словарь

— известный отечественный психолог Артур Владимирович Петровский родился 14 мая 1924 г. в Севастополе. Судьба его сложна и интересна. Когда началась Великая Отечественная война, он добровольцем ушел на фронт. После демобилизации Петровский, проработав некоторое время на военном заводе, поступил в ремесленное училище. Следующим этапом его образования была школа рабочей молодежи, где молодой Петровский увлекся филологией и по окончании школы поступил на филологический факультет Московского городского пединститута им В.П. Потемкина, а затем - в аспирантуру. Тема его кандидатской диссертации сочетала в себе аспекты двух наук: филологии и психологии, которой Петровский к тому времени увлекся, и в 1950 г. состоялась защита его первого научного труда Психологические воззрения А.Н. Радищева.

В дальнейшем Петровским ведутся серьезные исследования в области теории психологии, он работает на кафедрах психологии Волгоградского пединститута, Московского городского пединститута, МГПИ им. В.И. Ленина. Итогом его деятельности становится изданная в 1961 г. книга Беседы о психологии. Параллельно Петровский занимается изучением истории психологии; эта тема в течение всей жизни будет интересовать его, поэтому неслучайно его докторская диссертация, защищенная в 1965 г., носила название Пути формирования основ советской психологии. Исследуя историю развития психологической мысли в России, Петровский впервые ставит вопрос о необходимости объективной научной оценки педологии, столь популярной в начале нашего века, а также психотехники, рефлексологии, реактологии и трудов В.М. Бехтерева, В.А. Вагнера, П.П. Блонского и др.

В 1966 г. происходит значительное событие в карьере Петровского: он получает звание профессора и становится заведующим кафедрой психологии МГПИ. В 1967 г. выходит книга Петровского История советской психологии. В 1968 г. он становится членом-корреспондентом АЛН СССР, затем - академиком-секретарем отделения психологии и возрастной физиологии и с 1971 г. - действительным членом АПН СССР. Параллельно он работает в редколлегиях журналов Вопросы психологии и Вестник МГУ. В 1972 г. Петровский уходит из МГПИ и становится руководителем лаборатории психологии личности НИИ общей и педагогической психологии АПН РСФСР. Эта лаборатория будет работать под его руководством с 1972 по 1993 г. Проводя анализ трудов лаборатории, можно выявить два основных научных течения. Первое - это уже известное нам историко-психологическое направление, корни которого уходят в 60-е гг. XX в. Исследования в этой области продолжаются Петровским и его последователями по настоящее время. За этот период были изданы следующие книги А.В. Петровского: Вопросы истории и теории психологии (1984), История психологии (1994, в соавторстве с М.Г. Ярошевским), Вопросы истории и теории психологии (1984), История и теория психологии (1996, в соавторстве с И.Г. Ярошевским), Основы теоретической психологии (1997, в соавторстве с И.Г. Ярошевским). В течение этого времени было защищено свыше 20 кандидатских и докторских диссертаций, посвященных развитию этих идей.

Второе направление связано с проблемами личности и межличностных отношений в группах разного типа и относится к области социальной психологии. Теория деятельностного опосредствования межличностных отношений, разработанная А.В. Петровским, точнее ее стратометрическая концепция легла в основу этого направления. Эта концепция позволяет дифференцировать группы по уровню развития и исследовать структуру внутригрупповых связей. Петровским были изучены связи между членами различных групп и показана неправомерность распространения зависимостей, выявленных в группах одного уровня развития, на другие группы. Сформулированная Петровским трехфазная концепция развития личности выявила закономерность смены этапов адаптации, индивидуализации и интеграции при вхождении в новую группу или при изменении статуса в прежней. На этой основе Петровский предложил возрастную периодизацию, суть которой заключается в том, что для каждой развивающейся индивидуальности путь к социальной зрелости проходит макрофазы детства (преимущественно адаптация личности), отрочества (преимущественно индивидуализация) и юности, ведущей к интеграции личности в обществе.

Концепцию ведущей деятельности Петровский с этих позиций подверг критической переоценке. В общей теории межличностных отношений Петровский, исследуя факторы, определяющие для субъекта значимость другого человека, предложил трехфакторную модель значимого другого. В качестве базиса для этой модели Петровский рассматривает властные полномочия, аттракцию (привлекательность) и референтность (авторитетность). Сложные соотношения и количественные изменения этих факторов образуют отраженную субъектность значимого другого. В начале 1980-х Петровский разрабатывает концепцию персонализации, которая составляет теоретическую основу исследований лаборатории в области проблем развивающейся личности. На базе вышеизложенных концепций были созданы следующие труды: коллективная монография - Психологическая теория коллектива (1979) и книги Петровского Личность, деятельность, коллектив (1982), Популярные беседы о психологии (1981), Психология развивающейся личности (1987) и ряд других. Основные данные, полученные в исследованиях, вошли в содержание учебников и учебных пособий, выходивших под редакцией Петровского: Общая психология (1970), Возрастная и педагогическая психология (1973), Социальная психология коллектива (1978), Социальная психология (1987), Введение в психологию (1995).

В 1976 г. Петровский получает звание вице-президента АПН СССР, а с 1978 по 1985 г. этот удивительно работоспособный человек, не прекращая управление лабораторией, становится также руководителем кафедры педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе на факультете повышения квалификации МГУ. Но все же главным его увлечением была лаборатория психологии личности, он отдавал ей большую часть своего времени и сил. Петровский создает ее, как художник пишет картину, тщательно отбирая сотрудников. В начале 1990-х гг. лаборатория подвергается существенному сокращению и в 1993 г. преобразуется в группу психологии личности, которая в январе 1999 г. снова получает статус лаборатории, но, изменив профиль научных исследований, называется теперь лабораторией теории и истории психологии. Акцент смещается на разработку основ теоретической психологии, и прежде всего категориально-понятийной системы психологического знания: ведь еще в 1996 г. Петровский начал разрабатывать особую область психологии - теоретическую психологию. Предметом этой науки стала рефлексия психологии, обнаруживающая в ее категориальной системе ключевые проблемы основных принципов исследования. С целью разрешения этих проблем Петровский предложил многоуровневую категориальную систему. С помощью такой системы можно полнее охарактеризовать психику человека на протопсихологическом, базисном, метапсихологическом и экстрапсихологическом уровнях, а также показать межуровневые и внутриуровневые связи. Таким образом, Петровскому фактически удалось построить систему психологических теорий, каждая из которых базируется на одной из категорий, входящих в общую категориальную систему.

В конце 1990-х гг. Петровский и его ученики разрабатывают также особую область историко- психологического исследования - политическую историю психологии. Предметом изучения здесь является развитие психологической науки в зависимости от политической конъюнктуры, которая складывалась в тоталитарных государствах. Самостоятельным направлением в работе лаборатории теории и истории психологии стали исследования Л.А. Карпенко, посвященные проблемам анализа понятий многочисленных направлений психологии и междисциплинарным взаимосвязям. Одновременно с исследовательским трудом сотрудники лаборатории работают над словарно-справочными изданиями по психологии, которые выпускаются с 1983 г. За этот период изданы под общей редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского при составительстве Л.А. Карпенко следующие справочные издания: Краткий психологический словарь (1985); Психология. Словарь (1990). Ведется работа над созданием Психологической энциклопедии и серии справочных изданий Лексикон, представляющих собой серию из восьми словарей, составленных по тематическому принципу. На протяжении почти 30 лет исследований, проводящихся сотрудниками лаборатории под руководством А.В. Петровского, состоялись защиты 63 докторских и кандидатских диссертаций. Петровский явился редактором и соавтором ряда учебников по общей, социальной, возрастной, педагогической и теоретической психологии. Совместно с М.Г. Ярошевским этот ученый разработал многоуровневую систему психологической подготовки в вузах, за что в 1997 г. был награжден премией Правительства РФ в области образования. Он был консультантом таких известных фильмов, как Семь шагов за горизонт, Я и другие, Чучело. За время своей научной деятельности он опубликовал свыше 1500 статей, учебников, учебных пособий, монографий, справочных изданий, многие из которых были переведены на иностранные языки, и все это плоды деятельности великого российского ученого Артура Владимировича Петровского.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Термин направленности личности восходит к работам В.Штерна (Richtungsdipositionen) и переводится как «доминирующее правильное отношение». Решение вопроса направленности всегда предполагает указание того, на что направлена личность, поэтому говорят о направленности интересов, вкусов, взглядов, желаний человека, что указывает на избирательность, индивидуальность и неповторимость индивида.

Направленность выступает в качестве ведущей содержательной характеристики личности, ее системообразующим свойством, определяющим весь ее психологический склад.

В разных концепциях направленность раскрывается по-разному: как «динамическая тенденция» (Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (Леонтьев), «доминирующее отношение» (Мясищев), «субъективные отношения личности» (Ломов), «динамическая организация сущностных сил человека» (Прангишвили), «основная жизненная направленность» (Ананьев).

В изучении направленности личности в отечественной психологии сложились различные научные школы и направления :

1) понимание направленности через потребности и мотивы (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Ю.М.Орлов);

2) теория значимости (Н.Ф.Добрынин);

3) теория отношений личности (В.Н.Мясищев, Б.Ф.Ломов);

4) теория установки (Д.Н.Узнадзе).

А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский (словарь)

В психологическом словаре под редакцией А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского дается следующее определение направленности личности: «Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов , ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека» (Психология. Словарь./Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. – М., 1990. – с. 230).

В этом же словаре раскрываются составляющие направленность личности компоненты.

Интересы – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами. Интерес может перерасти в склонность.

Склонности – избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью.

Убеждения – осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждения, отражает определенное понимание природы и общества. Образуя упорядоченную систему взглядов (политических, философских, эстетических, естественнонаучных и др.) совокупность убеждений выступает как мировоззрение личности.

СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 632 с. — ISBN 5-93878-086-1.Эту книгу многие студенты и преподаватели называют главной психологической книгой в стране, потому что хороший словарь — основа как для теоретических исследований, так и для практической работы. Эта книга выдержала проверку временем. Перед вами самое последнее издание знаменитого словаря. В словаре более 1600 статей, более 160 отечественных авторов. Объем словаря по сравнению с предыдущими изданиями (`Психологический словарь`, 1983, 1996) вырос вдвое. Словарь построен принципиально по-новому: каждая статья публикуется в авторской редакции; для большинства терминов указаны английские эквиваленты. Введена новая система перекрестных ссылок, поэтому появилась возможность найти значительно большее количество понятий и терминов, чем количество самих статей. Многие статьи, как принято в традиции фундаментальных словарей, имеют дополнения, написанные либо редакторами, либо привлеченными авторами.
Большой психологический словарь можно назвать фундаментальной книгой, которая представляет огромный интерес не только студентам, специалистам, но и людям, психологическое знания для которых стало незаменимой потребностью для удовлетворения познавательных, профессиональных и личных интересов.Предисловие.
Персоналии.
Список авторов.
Список сокращений и список символических обозначений.
Словарные статьи А -Я
Тематический предметный указатель.
Общенаучные, методологические и философские понятия.
Смежные гуманитарные науки (лингвистика, этнография и др.).
Смежные информационно-кибернетические науки.
Смежные медико-биологические науки.
Методы психологии и других наук (в т. ч. методы статистики).
Отрасли психологии.
Возрастная психология и психология развития.
Зоопсихология, этология и сравнительная психология.
Инженерная психология, психология труда и эргономика.
Медицинская психология, патопсихология (см. также нейропсихология, психотерапия и психокоррекция).
Нейропсихология.
Общая психология.
Психология ощущений и восприятия.
Психология внимания.
Психология памяти.
Психология мышления и воображения.
Психология эмоций, мотивации и воли.
Парапсихология.
Педагогическая психология и психологическая служба образования.
Психогенетика.
Психолингвистика и психосемантика.
Психология искусства, психология творчества.
Психология сознания, поведения и личности, дифференциальная психология.
Психология управления.
Психометрика.
Психомоторика.
Психотерапия и психокоррекция.
Психофизика.
Психофизиология и психофармакология.
Сексология и сексопатология.
Социальная психология (в т. ч. психология общения и межличностных отношений).
Специальная психология.
Этнопсихология.
Юридическая психология.
Направления, концепции, подходы и школы психологии, история психологии.
Деятельностный подход.
Поведенческая психология.
Гештальт-психология.
Когнитивная психология.
Культурно-историческая психология и психология деятельности.
Психоанализ.
Другие.
Персоналии.

  • Просекова В.М. Динамика профессионального самосознания психологов-практиков (Психосемантический аспект) (Документ)
  • Сборник словарей биржевых и экономических терминов (Документ)
  • Бурганова И.Ф. Психологические барьеры в интеллектуальном творчестве (Документ)
  • Филиппова Г.Г. Перинатальная психология и психология родительства (Документ)
  • Словарь терминов по курсу Общая хирургия (Справочник)
  • Горшков Е.А. Становление социальной психологии США (Документ)
  • Алеев Равиль. Юридический этимологический словарь (Документ)
  • Словарь - Криштофович А.Н. (ред.). Геологический словарь. Том 1 (А - Л) (Справочник)
  • n1.doc

    Общая психология .

    Словарь / Под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон . Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 251 с.

    В словаре "Общая психология" освещены теоретико-методологические аспекты психологического познания, включая самые последние исследования на эту тему. Даны характеристики исторических предпосылок развития психологии, направлений, отраслей, концепций; представления о важнейших психических свойствах, процессах и состояниях; психологии языка и речи; наиболее общих методах психологии. Пять разделов словаря соответствуют предметной структуре Общей психологии. В таком качестве он может быть полезен как студентам, так и преподавателям факультетов психологии вузов, а также всем, кто интересуется психологией.

    Абстракция [лат. abstractio - отвлечение] - одна из основных операций мышления, состоящая в том, что субъект, вычленяя какие-либо признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Результатом этого процесса является построение умственного продукта (понятия, модели, теории, классификации и др.), которое также обозначается термином "А.".

    М.Г. Ярошевский

    Авиационная психология - отрасль психологии, изучающая психологические закономерности трудовой деятельности авиационных специалистов. Предмет А. п. - психика человека, управляющего сложными авиационными системами. Объект А. п. - деятельность индивида и коллектива, ее содержание, условия, организация. Субъект А. п. - летный и инженерно-технический состав, авиационные диспетчеры.

    В.А. Бодров

    Австрийская (Грацкая) школа - группа исследователей (Х. Эренфельс, С. Витасек, В. Бенусси и др.), работавших в 1880-1910-е гг. в основном в Грацком университете под руководством философа и психолога А. Мейнонга, основавшего первую в Австрии лабораторию экспериментальной психологии (1894) и развивавшего в теоретическом плане идеи своего непосредственного учителя Ф. Брентано. Известна прежде всего постановкой и теоретико-экспериментальной разработкой поставленной Эренфельсом проблемы целостности сознания. Именно Эренфельс ввел в психологическую науку термин "гештальт-качество" для обозначения целостности психического образа (т. е. несводимости его свойств к сумме свойств составляющих его ощущений) и сознания в целом. В А. ш. были исследованы (в том числе экспериментально - на материале оптико-геометрических иллюзий, патологии восприятия) свойства некоторых целостных психических образований. Тем самым А. ш. подготовила почву для перехода психологии от элементаристской стратегии познания, характерной, например, для ассоциативной психологии, к целостному подходу, предложенному и развивавшемуся гештальтпсихологией и лейпцигской школой, хотя представители А. ш. в целом не вышли за пределы элементаристского способа познания. Они считали качество целостности ("гештальт-качество") - например мелодию, форму - еще одним элементом восприятия, присоединяющимся к исходной сумме звуков или зрительных ощущений как еще один новый элемент - "автоматически" (Эренфельс) или в результате особого "продуктивного" духовного акта (Мейнонг). Отсутствием или наличием такого акта объяснялись в А. ш. отсутствие или возникновение оптико-геометрических иллюзий и особенности восприятия музыки, в частности амузия (Витасек, Бенусси). Вместе с тем А. ш. поставила проблему иных единиц анализа сознания, нежели в ассоциативной психологии, проблему целостнообразующих факторов и проблему активности субъекта в построении целостного образа (что впоследствии неправомерно игнорировалось гештальтпсихологией). А. ш. также внесла свой вклад в разработку проблем восприятия пространства, оптико-геометрических иллюзий, кажущегося движения, философских, гносеологических и этических вопросов.

    Е.Е. Соколова

    Автокинетический эффект - один из иллюзорного движения феноменов, наблюдаемый в ситуации длительной фиксации взора на неподвижном объекте маленького размера на однородном, "неструктурированном" фоне. Например, если в темной комнате пристально смотреть на неподвижную светящуюся точку, то через некоторое время (1-3 мин.) это пятно воспринимается хаотически движущимся в разных направлениях. А. э. может иметь парадоксальный характер: ощущение движения возникает одновременно с восприятием этого же объекта неподвижным. Проявление А. э. зависит от освещенности и структурированности стимульного поля, движения глаз, позы тела, инструкции, установки испытуемого, социальных норм и других факторов. Амплитуда движений при А. э. может достигать нескольких десятков градусов, не совпадая при этом ни по амплитуде, ни по направлению с движениями глаза. Поэтому А. э. не может объясняться смещением изображения по сетчатке или собственными движениями глаза. Общепринятого объяснения А. э. в настоящее время не имеет.

    В.И. Панов

    Автоматизм (в психологии) [греч. automatos - самодействующий] - действие, реализуемое без непосредственного участия сознания. Различаются "первичные" А., представляющие собой функционирование врожденных, безусловно-рефлекторных программ, и "вторичные" А., образующиеся прижизненно. При "вторичных" А. устанавливается жесткая однозначная связь между определенными свойствами ситуаций и серией последовательных операций, требовавших прежде сознательной ориентировки.

    А.И. Подольский

    Агапе - античное понятие, обозначающее любовь к ближнему. В греческой философии было введено различение понятий "А.", выражавшего деятельную, одаряющую любовь, ориентированную на благо ближнего, и "эрос", представлявшего страстную любовь, ориентированную на удовлетворение собственных потребностей. С начала распространения христианской культуры понятие "А." получило новый импульс для развития: в раннехристианских общинах для формирования любви к ближнему устраивались специальные вечерние трапезы для всех членов общины (получившие такое же название), целью которых было выражение братских чувств друг другу. Во многих философских системах понятие "А." заняло центральное место, например в философии Плотина ("Эннеады") или Ч.С. Пирса (1839-1914), который видел в нем творящую энергию эволюции природы.

    И.М. Кондаков

    Адаптация - приспособление строений и функций организма к условиям среды. Процессы А. направлены на сохранение гомеостазиса. Понятие А. применяется в качестве теоретического в тех психологических концепциях, которые трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания (например, гештальтпсихология, теория интеллектуального развития Ж. Пиаже). Наряду с сенсорной А. (т. е. с приспособительным изменением органов чувств к действующему раздражителю) в психологии говорят об А. к социальным условиям, об А. к детскому учреждению, школьной А. (или дезадаптации) и пр.

    Б.М. Величковский

    Адаптация сенсорная (от лат. adaptatio - приспособлять и sensus - чувство, ощущение) - приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя; может проявляться также в разнообразных субъективных эффектах (см. Последовательный образ). А. с. может достигаться за счет увеличения или уменьшения абсолютной чувствительности (например, зрительная темновая и световая адаптация).

    Б.М. Величковский

    Ажитация [фр. agitation - сильное волнение, возбужденное состояние] - аффективное состояние человека, возникающее в ответ на угрозу для жизни, аварийную ситуацию и другие психогенные факторы. А. проявляется в форме сильного двигательного возбуждения, сопровождается тревогой, страхом, потерей целенаправленности в действиях, ускоренной малопонятной речью.

    Л.А. Карпенко

    Активность - 1) "причинность причины" (И. Кант); 2) деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире. Активное существо не просто пребывает в движении, оно содержит в себе источник своего собственного движения, и этот источник воспроизводится в ходе самого движения. Речь при этом может идти о восстановлении энергии, структуры, свойств, процессов и функций живого существа, его места в мире, вообще говоря, о воспроизведении любых измерений его жизни, если только они рассматриваются как существенные и неотъемлемые. Имея в виду это особое качество - способность к самодвижению, в ходе которого индивид воспроизводит себя, - говорят, что он выступает как субъект А. В становлении и существовании человеческого индивида как субъекта представлены такие проявления А., как активация, безусловно- и условно-рефлекторные акты, поисковая А., произвольные акты, воля, акты свободного самоопределения и самополагания субъекта. В соотнесении с деятельностью А. субъекта определяется как динамическое условие ее становления, реализации и видоизменения, как свойство ее собственного движения. А. характеризуется здесь следующими свойствами: спонтанностью, т. е. обусловленностью производимых актов спецификой внутренних состояний индивида в момент действования, в отличие от реактивности как их обусловленности предшествующей ситуацией; произвольностью, т. е. обусловленностью того, что совершается актуальной целью субъекта, в отличие от полевого поведения; надситуативностью, т. е. выходом за границы предустановленного, в отличие от приспособительности как ограниченности действий рамками заданного; действенностью, т. е. устойчивостью по отношению к реализуемой цели, в отличие от пассивности как тенденции непротивления обстоятельствам, с которыми надлежит встретиться в будущем. Феномен А. как единства спонтанности, произвольности, надситуативности и действенности не может быть осмыслен в рамках традиционной "причинно-следственной" схемы, а также схемы "целевой причинности". По-видимому, необходимо выделить особый тип причинности, определяемый спецификой актуального состояния индивида в момент действования. Такая причинность может быть названа актуальной. В отличие от детерминации со стороны прошлого (обычные причинно-следственные отношения) или со стороны возможного будущего (целевая детерминация), в данном случае подчеркивается детерминирующее значение "момента". Корректная форма описания такого типа причинности содержится в работах Канта - в его представлениях о "взаимодействии" (или "общении") субстанций.

    В.А. Петровский

    Актуализация [лат. actio - действие, деятельность] - процесс и результат произвольных (преднамеренных) или непроизвольных (непреднамеренных) психических действий, заключающихся в извлечении из памяти усвоенной информации или опыта и подготовки их к немедленному использованию. Например, для узнавания, припоминания, воспоминания или непосредственного воспроизведения какой-либо информации необходимо извлечь (актуализировать) из долговременной или кратковременной памяти соответствующие мысли, образы, чувства, желания, движения, которые уже были в опыте субъекта. При этом А. может быть легкой или трудной, полной или неполной, обобщенной или избирательной в зависимости от уровня сохранности в памяти извлекаемой информации. По современным представлениям, процесс А. обеспечивается за счет возбуждения ранее образовавшихся систем временных связей в нервной системе.

    Л.А. Карпенко

    Аллюзия [лат. alludere - подшучивать, намекать] - выражение, при помощи которого говорящий намекает на известное историческое событие, литературное произведение, образ и т. п., т. е. "отсылка к культурной традиции" (Р. Барт). А. может заключаться в прямом упоминании ("настоящий Вильгельм Телль", "требуется новый Моисей" и т. п.), в намеке посредством сходно звучащего слова ("Гениалиссимус" у В. Войновича) и быть скрытой. Скрытые А. часто являются перифрастическими ("подобно библейскому силачу, поднял на себе Газские ворота" (А.П. Чехов) - имеется в виду Самсон) или устроены как загадка (например: "Другой поэт роскошным слогом / Живописал нам первый снег" (А.С. Пушкин) - речь идет о П.А. Вяземском). По цели создания различаются А. нейтральные и пародийные (иронические); по сфере распространения - общеизвестные и контекстные. Последние понятны лишь в определенную эпоху, в определенном кругу и т. п., как например, "кудреватые Митрейки, мудреватые Кудрейки" - намек В.В. Маяковского на поэтов-современников К.Н. Митрейкина и А.А. Кудрейко. Прием А. широко использовался для маскировки смысла в условиях подцензурной печати ("эзопов язык"). Возможен случай, когда воспринимающий видит А. там, где по замыслу автора ее нет: например, поговорка "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день" может быть воспринята как намек на крепостное право.

    С.А. Шаповал

    Амбивалентность чувств [греч. amphi - вокруг, около, с обеих сторон, двойственное + лат. valentia - сила] - внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к человеку, предмету, явлению и характеризующееся одновременным принятием и отвержением (например, переживание ревности, в котором может сочетаться чувство любви и ненависти). Термин А. ч. был предложен швейцарским психологом и психиатром Э. Блейлером для обозначения свойственных шизофреникам противоречивых отношений и реакций, которые быстро сменяют друг друга. Этот термин вскоре получил более широкое употребление в психологии и психиатрии. Амбивалентными стали называть сложные противоречивые чувства, появляющиеся у человека в связи с многообразием его потребностей и в связи с многогранностью самих явлений окружающей действительности, которые одновременно привлекают к себе и вместе с тем отпугивают, вызывают одновременно и отрицательные, и положительные чувства. А. ч. достаточно рано появляется у детей по отношению к окружающим предметам и людям. В частности, А. ч. проявляется в феномене амбивалентного поведения, которое наблюдается у многих детей раннего возраста.

    Е.О. Смирнова

    Анализ [греч. analysis - разложение, расчленение] - процесс расчленения целого на части. А. включен во все акты практического и познавательного взаимодействия организма со средой. У человека на основе практической деятельности развилась способность осуществлять А. на уровне оперирования понятиями. А. как необходимый этап познания неразрывно связан с синтезом и является одной из основных операций, из которых слагается реальный процесс мышления.

    О.К. Тихомиров

    Анализ через синтез - термин позднего С.Л. Рубинштейна, характеризующий исследованный им и его учениками исходный всеобщий "механизм" (или основную форму) мышления. А. ч. с. означает, что в процессе мышления познаваемый объект включается во все новые связи и потому выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта т. о. как бы вычерпывается все новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства. Например, один и тот же отрезок прямой, включаемый в различные геометрические фигуры, выступает в соответственно разных качествах: как биссектриса, медиана, диагональ параллелограмма и т. д. А. ч. с. обеспечивает непрерывность мышления и вообще психического как процесса, поскольку по ходу последнего познающий субъект непрерывно взаимодействует именно с объектом, а не с самими по себе знаками, словами, понятиями, значениями, смыслами и т. д. (все они в разной степени выражают содержание этого объекта). Тем самым А. ч. с. обеспечивает не только преемственность мышления как процесса ("тот же" объект включается во все новые связи), но и психические новообразования (он же выступает в новых качествах). Один и тот же познаваемый объект - неразрывное единство уже известных (для данного субъекта) и еще неизвестных, новых свойств и их отношений, т. е. старое и новое принадлежат соответственно не двум разным объектам, а одному объекту. А. ч. с. и все мышление в целом как процесс формируются человеком преимущественно неосознанно, бессознательно внутри и по ходу мышления как деятельности, осуществляемой субъектом преимущественно осознанно (под контролем всегда осознаваемых целей и т. д.). А. ч. с. - это механизм мышления как процесса не только индивидуального, но и группового субъекта. Когда в ходе группового решения задачи объект, включаясь в разные системы связей, выступает в соответственно новых качествах, то эти системы объективных существенных отношений вначале вычленяются соответственно разными индивидами. Тогда между последними может возникнуть дискуссия. Следовательно, различные системы отношений и выступающие в них качества объекта как бы персонифицируются разными индивидами и потому соотносятся (синтезируются) друг с другом в субъектах и через субъектов. В состав этих отношений входит и изменяющееся в процессе мышления отношение человека к познаваемому объекту, потому что, открывая новые качества объекта, субъект вместе с тем все более адекватно определяет их значение для своей деятельности и общения. По ходу мышления как процесса формируется мотивация для его дальнейшего протекания. При таком подходе к проблеме значение и смысл выступают прежде всего как в разной степени раскрываемые и переживаемые субъектом различные качества одного и того же объекта. Тем самым А. ч. с. - это мыслительный, а не собственно речевой механизм человеческого мышления, всегда неразрывно связанного с языком и речью. Такова альтернативная позиция по отношению к той, согласно которой не только общение, но и мышление есть функция речи, а потому последняя и является механизмом мыслительной деятельности. Нет оснований так сильно абсолютизировать речь, хотя она, не отторжимая от мышления, бесспорно, есть важнейшее средство общения. Мышление и его механизм "А. ч. с." - это функция не речи, а субъекта, осуществляющего деятельность (в т.ч. познавательную), общение, поведение, созерцание и т. д.

    А.В. Брушлинский

    Аналитическая психология - система взглядов швейцарского психолога К.Г. Юнга, давшего ей это имя с целью отграничить ее от родственного направления - психоанализа З. Фрейда. Придавая, как и Фрейд, решающее значение в регуляции поведения бессознательному, Юнг выделил наряду с его индивидуальной (личной) формой коллективную, которая никогда не может стать содержанием сознания. Коллективное бессознательное образует автономный психический фонд, в котором запечатлен передающийся по наследству (через структуру мозга) опыт предшествующих поколений. Входящие в этот фонд первичные образования - архетипы (общечеловеческие первообразы) лежат в основе символики творчества, различных ритуалов, сновидений и комплексов. В качестве метода анализа скрытых мотивов Юнг предложил тест на ассоциацию слов: неадекватная реакция (или задержка реакции) на слово-раздражитель указывает на наличие комплекса. Целью психического развития человека А. п. считает индивидуацию - особую интеграцию содержаний коллективного бессознательного, благодаря которой личность реализует себя как уникальное неделимое целое. Хотя А. п. отвергла ряд постулатов фрейдизма (в частности, под либидо понималась не сексуальная, а любая бессознательная психическая энергия), однако методологическим ориентациям этого направления присущи те же особенности, что и другим ответвлениям психоанализа, поскольку отрицается социально-историческая сущность побудительных сил человеческого поведения и преобладающая роль сознания в его регуляции. Предложенная Юнгом типология характеров, согласно которой имеются две главные категории людей - экстраверты (направленные на внешний мир) и интроверты (направленные на внутренний мир), получила независимо от А. п. развитие в конкретных психологических исследованиях личности.

    М.Г. Ярошевский

    Аналогия [греч. analogos - соответственный, соразмерный] - сходство между объектами в некотором отношении. Использование А. в познании является основой для выдвижения догадок, гипотез. Рассуждения по А. нередко приводили к научным открытиям. В основе рассуждений по А. лежат образование и актуализация ассоциаций. Возможен и целенаправленный поиск А. Задания на установление А. входят в содержание психодиагностических обследований. Затруднения в нахождении сходства между объектами по абстрактному признаку могут служить показателем недостаточного развития мышления или его нарушения.

    О.К. Тихомиров

    Анкета [фр. enquкte - список вопросов] - методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации, оформляемое в виде набора вопросов, логически связанных с центральной задачей исследования. Анкетные опросы проводятся в целях выяснения биографических данных, мнений, оценок, ценностных ориентаций, установок, диспозиций и т. п.

    В.И. Слободчиков

    Антиципация [лат. anticipatio - предвосхищение] - способность системы в той или иной форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий. В психологии различают два смысловых аспекта понятия "А.": 1) способность человека представить себе возможный результат действия до его осуществления (В. Вундт), а также возможность его мышления представить способ решения проблемы до того, как она реально будет решена; 2) способность организма человека или животного подготовиться к реакции на какое-либо событие до его наступления. Это ожидание (или "опережающее отражение") обычно выражается в определенной позе или движении и обеспечивается механизмом акцептора результатов действия (П.К. Анохин). А. особенно значима в творческой, научно-исследовательской деятельности.

    Л.А. Карпенко

    Апперцепция [лат. ad - к, perceptio - восприятие] - зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Термин А. предложен немецким философом Г. Лейбницем, трактовавшим ее как отчетливое (осознанное) восприятие душой определенного содержания. По В. Вундту, А. - универсальный объяснительный принцип, "внутренняя духовная сила", обусловливающая ход психических процессов. В противовес этим представлениям об А. как о внутренней спонтанной активности сознания, современная научная психология трактует А. как результат жизненного опыта индивида, обеспечивающего выдвижение гипотез об особенностях воспринимаемого объекта, его осмысленное восприятие. Различают устойчивую А. - зависимость восприятия от сложившихся особенностей личности (мировоззрения, убеждений, образованности и т. п.) и временную А., в которой сказываются ситуативно возникающие психические состояния (эмоции, экспектации, установки и т. п.).

    А.В. Петровский

    Аристотеля опыт (иллюзия Аристотеля) - иллюзия осязания, суть которой заключается в том, что, если между двумя скрещенными пальцами руки (указательным и средним или другими) поместить маленький круглый предмет (например, горошину), то возникает ощущение прикосновения не одного, а двух объектов. Иллюзия усиливается от легкого скольжения скрещенных пальцев по объекту. Известны упоминания об этом феномене в XVII - XIX вв. Со временем А. о. был описан и для других участков тела: губ, языка, ушей. А. о. объяснялся непривычностью, искусственностью, неестественностью положения пальцев. В современных исследованиях, рассматривающих модифицированный вариант А. о., осуществляется поиск точки перехода от нормального положения пальцев к скрещенному, т. е. границы, где адекватные тактильные ощущения сменяются иллюзорными. В настоящее время нет убедительных объяснений А. о. Не выяснено также, на каком уровне нервной системы (периферическом или центральном) возникает эта иллюзия.

    Н.Л. Морина, Т.С. Погорельцева

    Артефакт [лат. artefactum - искусственно сделанное] - факт, не характерный для естественного течения данного процесса и вызванный искусственно. В экспериментальной психологии под А. подразумеваются данные, порождаемые самой методикой или условиями изучения процесса и на деле ему не свойственные. В криминальной психологии А. называют искусственно вызываемые (например, с целью симуляции) процессы и состояния.

    А.А. Брудный

    Архетип [греч. archetypos - первообраз, дословно "древнейший образец"] - способ организации психики посредством форм, переходящих из поколения в поколение. А. - центральное понятие аналитической психологии.Согласно К. Юнгу, А. представляет собой структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. Они наследуются подобно тому, как наследуется строение тела. А. задает общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несет на себе архетипический отпечаток.

    А.А. Брудный

    Ассоциативная психология (ассоцианизм) - общее название для целого ряда концепций и школ, которые считали ассоциацию главным (или даже единственным) механизмом функционирования сознания и психики, стремясь к строго детерминистскому способу объяснения психических феноменов. В развитии А. п. можно выделить следующие этапы. 1. Предпосылки возникновения А. п.: выделение ассоциации как объяснительного принципа для ограниченного круга психических явлений и процессов поведения (IV в. до н. п. - начало XVIII в.). Механизмом ассоциации объясняли процессы припоминания Платон и Аристотель. Впоследствии принцип ассоциации использовался для объяснения процессов овладения своими страстями (Р. Декарт), приобретения опыта (Т. Гоббс), некоторых особенностей "движения мысли" (Б. Спиноза), образования предрассудков и "ложных идей" (Дж. Локк), восприятия пространства (Дж. Беркли). У Д. Юма ассоциация становится объяснительным принципом всей познавательной сферы психики. В этот период возникает и сам термин "ассоциация" (Локк). 2. "Классический ассоцианизм" (середина XVIII - начало XIX в.). В этот период возникают законченные системы А. п., в которых ассоциация становится объяснительным принципом всей психики вообще (Д. Гартли, Т. Браун, Джеймс Милль). Назвав свою ассоциативную концепцию "ментальной механикой", Милль тем самым подчеркнул наиболее характерную черту ассоциативных теорий этого времени: стремление вывести все законы душевной жизни из механических по своей сути связей (ассоциаций) далее неделимых элементов (ощущений или представлений). 3. Середина XIX - начало ХХ в. Начало кризиса А. п. в теории и разработка отдельных идей А. п. в экспериментальных и практических исследованиях. В теории закрепляется положение о невозможности свести "законы духа" к механическим законам и выдвигается требование "обратного" введения в концепцию А. п. активности субъекта, Я ("ментальная химия" Джона Стюарта Милля, "творческие ассоциации" А. Бэна); предпринимаются попытки рассмотреть ассоциации в биологическом (эволюционном) аспекте (Г. Спенсер). В экспериментальных исследованиях и практике идеи А. п. использутся для объяснения законов памяти (Г. Эббингауз), в диагностике патологических изменений психики (Э. Крепелин, З. Блейлер), в исследованиях мотивации (З. Фрейд), в практике судебной экспертизы (ассоциативный эксперимент) и др. 4. 1920-е гг. Окончательное исчезновение А. п. как направления и ассимиляция его идей в различных отраслях психологической теории и практики. Общепризнанной становится мысль о том, что "ассоциация - это вообще не столько "механизм", сколько явление, конечно, фундаментальное, которое само требует объяснения и раскрытия его механизмов" (С.Л. Рубинштейн). Критический анализ различных идей А. п. содержался практически во всех основных психологических направлениях XX в.

    М.Г. Ярошевский

    Ассоциативный эксперимент - термин, утвердившийся в психологии для обозначения особого проективного метода исследования мотивации личности. Предложен в начале ХХ в. К.Г. Юнгом и практически одновременно с ним М. Вертгеймером и Д. Кляйном. Испытуемый должен отвечать на определенный набор слов-стимулов как можно быстрее любым пришедшим ему в голову словом. Регистрируются тип возникающих ассоциаций, частота однотипных ассоциаций, латентные периоды (время между словом-стимулом и ответом испытуемого), поведенческие и физиологические реакции и др. По характеру этих данных можно судить о скрытых влечениях и "аффективных комплексах" испытуемого, его установках и т. п. В 1920-е гг. А.Р. Лурия предложил для диагностики "скрытых следов аффекта" т.н. сопряженную моторную методику, которая представляла собой модифицированный вариант.

    Е.Е. Соколова

    Ассоциация [лат. associatio - соединение] - возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т. п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого. Явление А. было описано еще Платоном и Аристотелем, однако сам термин "А." предложил Дж. Локк в XVII в. В ассоциативной психологии были выделены типы А., различающиеся путями их образования: одни авторы (Д. Юм, Дж.Ст. Милль) выделяли А. по сходству (голубое-синее), по контрасту (черное-белое), по смежности в пространстве и во времени (случайный испуг ребенка в темной комнате вызывает затем страх темноты), причинно-следственные (Юм): яркая вспышка света - болевое ощущение; другие (Д. Гартли, Дж. Милль) сводили все А. к ассоциациям по смежности в пространстве и времени, поскольку отрицали активность субъекта в процессе образования А. Кроме данных первичных законов образования А. были выделены "вторичные" законы (Т. Браун), т. е. факторы, способствующие возникновению конкретной А. из множества возможных в данный момент: сила впечатлений, объединяющихся в А., их новизна, способности или/и патологические особенности индивида и т. п. Впоследствии А. Бэн выделяет т.н. творческие А., образование которых объясняется "спонтанной активностью ума", а не сочетанием полученных в опыте представлений, что противоречит исходным принципам ассоциативной психологии. Можно выделить также две противоположные точки зрения на "механизмы" А.: одни авторы считали А. только "тенью" мозговых процессов, сочетающихся по определенным физиологическим законам (Т. Гоббс, Гартли, Милль, Бэн), другие приписывали возникновение А. исключительно законам сознания самого по себе (Дж. Милль). Некоторые ассоцианисты (Т. Браун) занимали промежуточную позицию. Впоследствии физиологические механизмы А. исследовались в школе И.П. Павлова, который объяснял А. по смежности во времени и пространстве образованием условных рефлексов, А. по сходству - их генерализацией. Павлов использовал также понятие "подкрепление" для объяснения избирательного образования А. Различались также точки зрения психологов на роль А. в психической жизни: одни считали А. единственным типом психических связей, другие выделяли наряду с А. еще другие типы связей ("разумные" у Локка, апперцептивные у В. Вундта и др.). Понятие А. до сих пор широко используется в психологической литературе, хотя ему больше не придается столь широкий объяснительный смысл.

    Е.Е. Соколова

    Аффект [лат. affectus - душевное волнение, страсть] - сильная, взрывного характера, относительно кратковременная эмоциональная реакция, сопровождаемая резко выраженными изменениями как в физиологическом состоянии организма, так и в поведении индивида, и развивающаяся в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций. Обладая свойствами доминанты, А. тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает тот или иной стереотипный способ "аварийного" разрешения ситуации (оцепенение, бегство, агрессию), сложившийся в процессе биологической эволюции и поэтому оправдывающий себя лишь в типичных биологических условиях. Другая важная регулирующая функция А. состоит в образовании специфического опыта - аффективных комплексов (следов), эмоционально запечатляющих отдельные элементы породившей А. ситуации и в будущем предупреждающих о возможном ее повторении. У человека А. могут возникать при фрустрации как его биологических потребностей (например, при угрозе жизни), так и социальных ценностей (при оскорблении, столкновении с несправедливостью). Иногда А. возникает вследствие многократного повторения травмирующих событий, создающего у человека впечатление безысходности в отношении не конкретной ситуации, а всей жизни; в таких случаях происходит т.н. аккумуляция А., вследствие которой он может возникать и приводить к неуправляемому поведению при одном из многих столкновений с несправедливостью, т. е. в ситуации, не отличающейся исключительностью. Для состояния А. характерно сужение сознания, при котором внимание субъекта целиком поглощается породившими А. обстоятельствами и навязанными ими действиями. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды своего поведения и развития событий, к заметному притуплению чувствительности к боли, а в случае исключительно сильного А. - завершиться потерей сознания и полной амнезией. Поскольку А. предельно ограничивает возможность произвольной регуляции поведения, рекомендации по его преодолению, применяемые в педагогической и психотерапевтической практике, подчеркивают важность избегания порождающих А. ситуаций, представления нежелательных последствий, выполнения отвлекающих действий и т. п. Устойчивость к вовлечению в состояние А. зависит как от природной конституции человека, так и от уровня развития личности, ее моральной мотивации. Диагностика А. является типичной задачей в практике судебно-психологической экспертизы; при ее решении помимо физиологического состояния организма и расстройств сознания в качестве показателей служат также характер действий человека в состоянии А. (импульсивность, стереотипность, отсутствие приготовлений) и степень их расхождения с обычным его поведением.

    Экологическая психология

    В качестве самостоятельной научной дисциплины экологическая психология, как уже отмечалось, сформировалась на стыке экологии человека и психологии.

    Экологическая психология - область психологии, изучающая взаимоотношения человека и окружающей среды (пространственно-географической, социальной, культурной), органично включенной в жизнедеятельность человека и служащей важным фактором регуляции его поведения и социального взаимодействия.

    Предметом экологической психологии можно определить:
    1) мотивация экологического поведения, причин поступков лиц, как ответственных за нанесение ущерба окружающей среде, так и стремящихся любыми (в том числе неадекватными) способами воспрепятствовать этому процессу;
    2) закономерности психологических последствий экологических проблем (нарушения психического здоровья, рост преступности, демографические сдвиги и др.);
    3) психологические средства пропаганды, ориентированной на формирование представлений, адекватных истинной экологической обстановке;
    4) психические свойства индивида, личности и индивидуальности во взаимозависимости со средовыми свойствами различного уровня: физическим, химическим, биотическим, психологическим, социальным, культурно-историческим, духовным.

    Основные задачи экологической психологии , решая которые, исследователи:
    - анализируют экологическое сознание, присущее различным эпохам, и рассматривают свойственную им специфику;
    - разрабатывают типологию индивидуального и общественного экологического сознания;
    - рассматривают механизмы формирования экологических представлений, исследуют их роль в регуляции деятельности, связанной с отдельными природными объектами и природой в целом;
    - создают специальный диагностический арсенал, позволяющий определить уровень сформированности и качественное своеобразие системы экологических представлений, субъективного отношения к природе и используемых стратегий и технологий взаимодействия с ней;
    - разрабатывают методы психокоррекционной и психотерапевтической работы, ориентированные на осуществление взаимодействия человека с миром природы, влияния этого взаимодействия на развитие личности и др.

    Синтез экологии и психологии происходит в следующих предметных областях:
    1. Экологии человека, изучающей закономерности взаимодействия людей с окружающей средой, проблемы развития качества народонаселения, сохранения и развития здоровья, совершенствования психофизических возможностей человека.
    2. Психологии труда. Труд как обменный эко-социальный и психо-экологический феномен, экологическая безопасность труда.
    3. Педагогической психологии. Проблемы экологического образования, проблемы формирования экологического сознания личности.
    4. Психология экстремальных ситуаций и безопасности. Проблемы экологической безопасности и ее обеспечения.
    5. Географическая психология. Влияние ландшафта на психику, психическое здоровье человека как преобразовательная сила природы и т.д.
    6. Социальная экология. Феномен экологического сознания, аксиологические аспекты экологического знания).
    7. Экологическая культура. Взаимовлияние культурного и цивилизационного процессов и состояние окружающей среды.

    Анализ психологической полипарадигмальности позволяет определить следующие основные направления эколого-психологических исследований:
    1.Экологическое восприятие (экологический реализм Дж. Гибсона).
    2.Эко-бихевиоральный подход Р. Баркера.
    3.Экстремальная психология.
    4.Инвайроментальная психология.
    5.Психология виртуальной реальности.
    6.Экологическая психология индивидуальности.
    7. Психология экологического сознания.

    Экологическое восприятие (экологический реализм Дж. Гибсона). Джеймс Гибсон известен, прежде всего, своими исследованиями и теориями восприятия. Он стал лидером нового направления в психологии, рассматривающего восприятие как процесс, не предполагающий умозаключений, промежуточных переменных или ассоциаций. Дж. Гибсон, полагает, что наше восприятие есть непосредственная реакция на информацию, предоставляемую миром нашей перцептивной системе. Например, стимуляция содержит как информацию, прямо указывающую расстояние до объекта, так и информацию о его размере, и потому наблюдателю нет никакой нужды пользоваться информацией об удаленности от него объекта при восприятии размера последнего.

    Эко-бихевиоральный подход Р. Баркера. Рассматриваются проблемы действий индивидуума в неразрывной связи с контекстом, в котором они совершаются, включая межличностный, социальный и физический аспекты этого контекста. Первое исследование в области экобихевиорального подхода, ставшее классическим, принадлежит Р. Баркеру и Г. Райту.

    Для Баркера и его последователей базовой единицей анализа является поведенческий сеттинг (behavior setting), под которым понимается ограниченная социальная и физическая система, имеющая регулярно выполняемую функцию, или программу. Каждый поведенческий сеттинг предполагает типичных участников, имеет свой диапазон нормативных действий и включает разнообразные (созданные человеком) материальные объекты, направляющие поток поведения.

    Экстремальная психология - отрасль психологического знания, изучающая общие психологические закономерности жизНи и деятельности человека в изменчивых (непривычных) условиях существования. Экологическая психология возникла в конце XX века, синтезировав конкретные исследования в области авиационной, космической, морской и полярной психологии. В экстремальных условиях, характеризующихся измененной афферентацией, измененной информационной структурой, социально-психологическими ограничениями и наличием фактора риска, на человека воздействует шесть основных психогенных факторов:
    -монотония;
    -измененные пространственная и временная структуры;
    -ограничение личностно-значимой информации;
    -одиночество;
    - групповая изоляция (информационная истощаемость партнеров по общению, постоянная публичность ит.д.);
    - угроза для жизни.

    Исследования в области экстремальной психологии имеют своей задачей совершенствование психологического отбора и психологической подготовки для работы в необычных условиях существования, а также разработку мер защиты от травмирующего воздействия психогенных факторов.

    Инвайроментальная психология . Специализированная область психологического знания, изучающая отношения между поведением и условиями среды, в которой оно имеет место. Под поведением здесь понимаются как доступные наблюдению действия, так и недоступные ему акты, включая мысли, эмоции и т.п., а под средой - физическое окружение организма. Хотя специалисты в области инвайроментальной психологии учитывают в своих исследованиях и некоторые аспекты социального окружения (например, семью или референтные группы), все же их внимание в первую очередь направлено на изучение влияния физической среды. Так, значительная часть исследований, относимых к области инвайроментальной психологии, посвящены изучению влияния шума, загрязнения воздуха, экстремальных температур и разных способов организации пространства архитекторами.

    Психология виртуальной реальности. Направление, изучающее взаимосвязи психологических феноменов и область деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредованно электронными носителями информации.

    Виртуальная психология опирается на общепсихологические методологические принципы, использует общепсихологическую методологию и теорию. Она строится на вполне определенном философском базисе (виртуальная философия), имеет специфические теорётические модели (идеальные объекты), адекватную типу теоретических моделей схему эксперимента и собственную сферу практики (аретея). Базовой философской идеей является идея полионтичности, что предполагает рассмотрение психики как совокупности онтологически разнородных, не сводимых друг к другу, реальностей. Виртуальная психология опирается на виртуальное состояние человека в период эмоционального подъема - на пике вдохновения, творческого подъема. Предметом виртуальной психологии является система «человек - виртуальная реальность» (СЧВР).

    Экологическая психология индивидуальности изучает закономерности психических процессов человека во взаимодействии со средой в контексте целостности индивидуальности. Важное прикладное значение экологической психологии индивидуальности - выделение пагубных для психического и соматического здоровья человека взаимодействий генотипических и средовых факторов (фиксируемых, например, при воздействии радиации, химических веществ, глобальных изменений климата и др.), которые нарушают целостность индивидуальности. Проблема целостной индивидуальности - уникальности сочетания организмических, индивидных и общеличностных свойств и качеств в развивающейся деятельности - не может быть решена в рамках дихотомии генотипического-средового, биологического-социального, психического-физиологического. Системная природа феноменов индивидуальности предполагает системный подход к их анализу.

    Психология экологического сознания . В отечественной психологии в последнее десятилетие активно формируется еще одно направление экопсихологических исследований, которое практически не представлено за рубежом. Речь идет о психологии экологического сознания, занимающейся изучением индивидуального и группового экологического сознания, разработкой методов его диагностики, коррекции и тренинга.

    В.И. Панов отмечает, что в психологии экологического сознания в качестве альтернативы антропоцентрическому сознанию, продуцирующему внешнеположенное и потребительское отношение к природе, подчеркивается необходимость экоцентрического сознания. Последнее означает, что человек выступает и осознает себя в качестве «процессуальной единицы» самоосуществления природы.

    Таким образом, можно резюмировать, что в самом общем виде экологическая психология направлена на изучение закономерностей развития и поведения человека в системе его взаимодействия с окружающей средой. Ее исходной предпосылкой является представление о том, что психологические проблемы изучения сознания и индивидуальности человека, его психического развития, обучения, поведения, здоровья и т.п. следует рассматривать в контексте системы «индивид-среда» или, более широко, «человек-природа». При этом «среда» понимается как среда пространственная, семейная, образовательная, информационная, экстремальная, этническая, культурная и т.п.

    Понятие «природа» рассматривается и как природа вокруг человека, и как природа в человеке (природа бытия и психического как его формы), проявляющаяся в отношении индивида к природной среде, другим людям и самому себе.

    В.И. Панов отмечает, что актуальность экопсихологических исследований и экопсихологического подхода как самостоятельного направления в психологии в настоящее время очевидна. Ближайшее десятилетие покажет, в какой мере экопсихология оправдала возлагаемые на нее надежды, как в теоретическом, так и в практическом плане.

    Экопсихология Экопсихология связывает психологию и экологию в новую научную парадигму. Политическое и практическое применение ее заключается в том, чтобы показать людям путь лечения отчуждения и способы строительства здорового общества и устойчивой культуры. Теодор Розак считается изобретателем этого определения в своей книге 1992 года «Глас земли» (The Voice of the Earth). Это был призыв о разработке сферы, где психология исследовала бы почему люди продолжают вести себя как сумасшедшие, что вредит окружающей среде. Природные движения должны найти новые пути мотивации человека к действию, пути более позитивные, чем протест. В антологии «Экопсихология» (1995), которую он выдал вместе с Мэри Гомес и Алленом Каннером, Розак расширил эту идею. Данная книга, в которой не только каждый из издателей написал по главе, но также поучаствовали все желающие, стал великолепным примером издания по экопсихологии. Как упоминал Розак, существует множество других имен, описывающих эту сферу: психоэкология, экотерапия, психология окружающей среды, мировая терапия, зеленая терапия, землецентрированная терапия, возрождение земли, природооснованая терапия, шаманистские советы, лесная терапия. Базовая идея экопсихологии заключается в том, что пока ум человека формируется современным социальными миром, он может вдохновляться более широким миром дикой природы, так как это та арена, на которой он реально действует. Умственное здоровье или болезнь не могут пониматься просто в узком контексте только внутренних психических феноменов или социальных отношений. Сюда должны также включаться отношения людей с другими видами и экосистемами. У этих отношений – давняя эволюционная история, определяющая природную близость структуры их головного мозга, и имеющая огромное значение в настоящее время, невзирая на темпы урбанизации. Люди зависят от здоровой природы, не только по части физического существования, но и ментального здоровья также. Разрушение экосистем означает, что что-то в человеке также умирает. Важная часть экопсихологической практики это заниматься психотерапией за пределами офисных зданий и на открытом воздухе. Простая прогулка в лесу, или даже в городском парке, освежает, так как люди тысячи лет привычно делают это. Влияние природы благотворно, даже если это будет просто созерцание пейзажей на картине – и его можно измерить. Оно также подтверждается психологическими исследованиями. Шаги, пройденные по пути принятия и взаимодействия с природой, могут заострить чувства и дать новые навыки. К примеру, умение ориентироваться в дикой среде улучшается, если природу принимать и внимательно к ней относиться, а не бояться. Моряки, которые принимают море, получают чувство направления ветра, которое дает им преимущество в скорости на воде. В то время, как эти навыки для выживания могут казаться ненужными в современном обществе, они имеют более высокую ценность, так как укрепляют уверенность и общее внимание. Экопсихология открывает способы создания связей с природой. Она утверждает, что это стоит делать, так как открытая природа, о которой и не забывают и которую не судят, дает ощущение гармонии, баланса, бесконечности времени и стабильности. Экопсихология по большей части отвергает редукционистские взгляды на природу, которые поддерживают необходимость в строительстве блочного жилья, как генетическую, а также описывают природу, как эгоистическую силу, с которой надо бороться, чтобы выжить. Экопсихология считает, что с точки зрения дикой природы, духовности, эмоциональных связей и экономии исследование окружающей среды нельзя считать полным. К примеру, экономия это лучший способ это лучший способ объяснения древа эволюции, из которого следует, что адаптации выбирались по уровню экономичности. И только мозг человека сегодня представляет собой сложную структуру, которая не подпадает под принцип экономичности, и совмещает в себе великое разнообразие концепций. Экопсихология признает, что растущее распространение боли и разочарования, которое испытывают люди, происходит из-за разрушения природы. Это должно огорчать человека, что механизм разрушения находится в руках его виды, что заставляет усомниться в его мудрости и предположить вырождение вида. Это разрушение не может являться концом – человек должен осознать и восстановить свои связи с природой. Экопсихология признает также, что без влияния природы люди склонны впадать во многочисленные заблуждения. К примеру, они становятся эгоцентричными, отчужденными и бесчувственными. Дикость в природе не контролируется людьми, поэтому идеи их возникли раньше них самих. Если исключить природу из жизни человека, то озарения, которые случались с его заблудившимся умом, будут происходить все реже и реже.

    ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. ecological psychology) .

    1. Название подхода к исследованию восприятия и поведения, который развивал амер. психолог Джеймс Гибсон (1904-1980). Син. экологическая оптика.

    2. Практически любое психологическое исследование можно представить как изучение влияния на поведение и психику тех или иных факторов среды (от космических, климатических, метеорологических, пространственно-географических до беспредельно разнообразных социокультурных). С этой т. зр. вся психология может считаться экологической. Тем не менее в последние десятилетия наблюдается стремление к институционализации Э. п. как самостоятельной отрасли. Предлагаемые перечни проблем этой отрасли поражают г. о. своей необъятностью и всеядностью. Син. психология среды. Как одно из направлений Э. п., но только с более конкретными границами и задачами, можно рассматривать поведенческую географию.

    3. Один из учеников К. Левина амер. психолог Роджер Баркер, начиная с 1947 г. проводил исследования по Э. п. Главное внимание в них уделялось тщательной регистрации (фиксации) повседневного поведения людей (включая и детей). Итоги большого цикла исследований подведены в книге: Barker R. G., Wright H. F. Ecological Psychology (1968). Теоретическая программа и методология этих исследований в значительной мере совпадает с теми, которые развиваются в рамках междисциплинарной этологии человека. Как и в классической зоологической этологии, в них подчеркивается, что поведение невозможно объяснить вне связей с окружающей средой; поэтому последняя так же выступает равноправным объектом психологического анализа; основным методом исследования считается наблюдение и беспристрастное описание событий; предмет исследований - взаимоотношения человека и среды, взятых в их естественном виде, т. е. без к.-л. вмешательства со стороны исследователя. В тесном родстве с этими направлениями находится и проксемика (пространственная психология). (Б. М.)

    Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

    Экологическая психология (психология среды) - междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимоотношения человека и окружающей среды (пространственно-географической, социальной, культурной), органично включенной в жизнедеятельность человека и служащей важным фактором регуляции его поведения и социального взаимодействия. Находится на стыке психологии и социальной экологии как особой дисциплины, изучающей широкий круг социально-гуманитарных проблем взаимоотношения человека и окружающей среды. Складываясь на базе отдельных исследований психологии человека, испытывающего воздействие окружающей его среды - архитектурной, производственной (см. Эргономика), рекреационной (жилище) и др., - Э. п. накопила ценный фактический материал. Исследования в области Э. п. приобретают в настоящее время особую актуальность в связи с поиском эффективных путей выхода из экологического кризиса, что выдвигает на первый план такие проблемы:

    1. исследование экологического сознания путем выявления особенностей восприятия человеком окружающей его среды и выделение значимых для субъекта факторов ее неблагоприятного развития;

    2. выявление мотивации экологического поведения, раскрывающее причины поступков лиц как ответственных за нанесение ущерба окружающей среде, так и стремящихся любыми (в том числе неадекватными) способами воспрепятствовать этому процессу;

    3. анализ закономерностей психологических последствий экологического кризиса (нарушения психического здоровья, рост преступности, демографические сдвиги и др.);

    4. разработка психологических средств пропаганды (см. Психология пропаганды), ориентированной на формирование представлений, адекватных истинной экологической обстановке. Внедрение новых научно-технических проектов и разработок, так или иначе воздействующих на окружающую среду, должно подвергаться тщательной эколого-психологической экспертизе.


    Похожая информация.


    Случайные статьи

    Вверх