Роль сми в избирательной кампании. СМИ и выборы: Действия средств массовой информации Влияние сми на избирательный процесс в рф


Ученые, изучавшие роль СМИ в политической жизни, пришли к выводу о том, что ни один кандидат в представи-тельные органы власти не будет иметь серьезных шансов на избрание, если не сможет использовать телевидение и другие СМИ. Роль СМИ в избирательных кампаниях, особенно с распространением телевидения, значительно возросла. Это нашло отражение в структуре расходов участвующих в вы-борах партий и кандидатов: оплата газетной площади и эфирного времени на радио и телевидении для публикации агитационных материалов составляет существенную часть затрат.
Внимание СМИ к возможным участникам выборов нарастает еще до начала избирательной кампании. А политические и общественные деятели, имеющие намерение быть кандидатами, стремятся привлечь к себе внимание СМИ. На этапе предвыборной агитации СМИ по сравнению с другими способами воздействия на избирателей (собраниями, встречами кандидатов с гражданами, митингами и т. д.) обладают особыми возможностями: они способны доставить агитационные материалы в каждый дом. Эти материалы могут быть представлены в форме публичных дебатов, дискуссий, «круглых столов», пресс-конференций, интервью, показа телеочерков, видеофильмов о кандидате или политической партии.
В избирательные кампании через СМИ широко проникают методы коммерческой рекламы. Партии и деятели, претендующие на избрание, подаются как своего рода товар на политическом рынке. С этой целью к агитации подключаются рекламные компании. Привлекаются консультанты, которые изучают «рынок» (состав, социальное положение, ожидания избирателей), намечают меры, необходимые для продвижения «товара», дают советы нанявшим их участникам предвыборной борьбы. Создаются рекламные материалы с использованием образов политических деятелей, политической символики, кинохроники, мультипликации, музыки и т. п. Вся эта деятельность на выборах получила название «политический маркетинг».
Политическая реклама, подобно рекламе товаров, способна влиять на избирателей, подверженных внушению. Внушение - это процесс эмоционально окрашенного воздействия на людей с помощью слов, жестов, музыки и других средств. Он связан со снижением критичности восприятия внушаемого содержания, отсутствием его понимания, соотнесения с прошлым опытом.
Любая телевизионная реклама должна быть краткой, разнообразной, эмоционально насыщенной. Поэтому современная политическая реклама в основном принимает вид
клипов. Вообще клипом называют короткий кино- или ви-деофильм, снятый главным образом по сюжету рекламного ролика (малой формы киноискусства). В политической пси-хологии выделяют четыре вида клипов. Первый нацелен на то, чтобы как можно больше избирателей запомнили фами-лию кандидата. Она часто появляется на экране, звучит в песне, стихотворении, сопровождает кадры хроники, фото-графии и т. д. Другой вид клипа должен представить про-грамму кандидата в виде одной привлекательной для изби-рателя идеи. Следующий вид - негативный материал о сопернике, например отрицательные высказывания людей о нем. Наконец, четвертый вид - «ударный» клип, призыва-ющий голосовать за кандидата («Мы - за него!»).
Политический маркетинг наибольшее развитие получил в США. Он распространился и в других странах.
В ходе предвыборной кампании проводятся опросы общественного мнения. Они выявляют настроения избирателей, волнующие их проблемы, отношение к участникам выборов, предпочтения. Регулярное освещение в СМИ результатов та-ких опросов поднимает интерес к выборам, создает ощуще-ние соревнования, побуждает следить за ходом «избиратель-ного марафона». Однако эти результаты могут влиять на позиции избирателей, поскольку многие из них, не готовые к самостоятельному выбору, склонны голосовать, ориенти-руясь на мнение большинства.
Опыт Новейшего времени свидетельствует, что в некоторых случаях СМИ, имеющие различную идейно-политическую ориентацию, на выборах фактически принимают на себя роль политических партий. Они ведут борьбу за аудиторию, способствуя увеличению числа сторонников той или иной политической позиции, того или иного кандидата. Однако нельзя преувеличивать влияние СМИ. На человека одновременно воздействуют многие институты: семья, школа, церковь, община и другие, а также межличностное общение. Потоки информации взаимодействуют и как бы пересекаются, они преломляются в сложившихся ранее взглядах, устоявшихся традициях, жизненном опыте.
Особое значение имеет компетентность гражданина, его политическая культура, способность различать объективную информацию и политические манипуляции, отбирать полезные для себя сведения и противостоять ухищрениям политического маркетинга. В наше время невозможно ориентироваться в жизни общества, игнорируя СМИ. Знания о возможностях со-временных СМИ, их «плюсах» и «минусах» помогают каждо-му определить собственную политическую позицию. 7ШОсновные понятия: средства массовой информации. f^is Термины: политическое манипулирование, политический маркетинг, общественное мнение.
1. Проверьте себя
1) Что входит в понятие «средства массовой информации»? 2) Чем массовая информация отличается от обмена информацией в межличностном общении? 3) Каковы политические функции СМИ? 4) В чем состоят особенности различных видов массовой политической информации? 5) Какие возможности дают СМИ для воздействия на избирателя? 6) Как действует механизм политического манипулирования, каковы его последствия? 7) При каких условиях избиратель может противостоять политическим манипуляциям с использованием СМИ?
Подумайте, обсудите, сделайте
Подумайте о следующих фактах, имевших место в на
чале XX в. На затерявшемся в океане острове жили две об-
щины колонистов - немцев и англичан, предки которых
давно поселились здесь. Они мирно общались между собой,
сотрудничали, причин для ссоры не было. Сношения с
внешним миром осуществляли корабли, изредка заходив
шие сюда. В августе 1914 г. началась мировая война, но на
острове об этом ничего не знали, поскольку радиосвязи тог
да не было. Жизнь протекала в привычном порядке. Лишь
в 1915 г. пришел корабль, экипаж которого принес весть о
том, что Великобритания и Германия столкнулись в крова
вой битве. Обстановка на острове сразу обострилась, отно
шения между общинами стали враждебными. Какие выво-
ды о значении политической информации можно сделать из
этой истории?
Оцените следующие факты. В середине XX в. для то
го, чтобы переслать 30 страниц текста на расстояние
5 тыс. км, потребовалось бы примерно 10 дней и около
30 долларов. В 1980 г. ту же задачу можно было выполнить
по факсу за один час. Это стоило бы примерно 50 долларов.
В начале XXI в., используя лучшие сети передачи данных,
тот же объем информации можно перебросить за 3 секунды,
затратив 3 цента. Стоимость операции упала в тысячу раз,
а скорость возросла в 300 тысяч раз. Сделайте выводы из
этих фактов.
Американский журналист Ч. Дейна как-то сказал:
«Если собака кусает человека, это не новость; новость - ес
ли человек кусает собаку». Отражает ли это высказывание
сущность СМИ? Какое положение учебного текста перекли
кается с этими словами?
Проследите, как освещается какое-либо значительное
событие, происходящее одновременно с изучением данной
темы, в одной из центральных газет, в одной из информа
ционных программ радио и в одной из информационных
программ телевидения. Сопоставьте это с характеристикой особенностей каждого вида СМИ. Сделайте выводы.
5. Проведите небольшое социологическое исследова
ние - анкетный опрос ваших одноклассников на тему
«Мой главный источник политической информации». Ре
зультаты исследования обсудите в классе.
6. Составьте для молодого человека, проявляющего интерес
к массовой информации, памятку под названием «Как ориен
тироваться в материалах СМИ» (вариант названия: «Лоцман в
море политической информации»). Обсудите ее в классе.
Поработайте с источником
Прочтите фрагмент из работы современного политолога.
Процесс формирования демократического общественного мнения включает два элемента: во-первых, доступ к информации, во-вторых, способность ее анализировать и принимать решение. Очевидно, что Интернет обеспечивает неслыханный прежде доступ к информации и расширяет возможности коммуникации. Возникает идея виртуального общества, которое благодаря Интернету способно преодолеть иерархизм реальной власти. Электронная коммуникация осуществляет полное равенство ее участников и участниц.
Наибольшие перспективы имеет процесс использования Интернет-технологий для дальнейшего расширения возмож-ностей существующей системы представительной демокра-тии и развития процессов так называемой «электронной демократизации». Ее основной смысл заключается в исполь-зовании Интернет-технологий для следующих целей:
расширения доступа избирателей и СМИ к законотвор
ческой деятельности;
снижения издержек по формированию ассоциаций и
объединений избирателей;
повышения эффективности обратных связей между из
бирателями и их представителями в законодательных орга
нах власти. Развитие компьютерной сети изменило во мно
гом характер политических коммуникаций, позволив
устанавливать одновременный контакт между миллионами
людей.
Вершинин С. Политическая коммуникация в информационном
обществе. - СПб., 2001. - С. 87.
Вопросы и задания к источнику. 1) В чем состоит смысл «электронной демократизации»? 2) Каким образом может быть расширен доступ избирателей к законотворческой деятельности? 3) Как Интернет может способствовать снижению издержек по формированию ассоциаций и объединений избирателей? 4) В чем состоит перспектива осуществления через Интернет обратных связей между избирателями и их представителями в законодательных ор-
ганах власти? 5) В чем заключается преимущество Интернет-технологий перед возможностями традиционных СМИ? 6) На основе документа и текста параграфа сделайте вывод о новых возможностях, которые открывает Интернет для развития демократии.
Об этом спорят
Споры, как отмечает автор приведенного выше фрагмента, вызывает вопрос о характере влияния Интернета на демократические институты и процессы. Этот общий вопрос включает в себя ряд более конкретных: что происходит с прежними политическими институтами, когда и как рождаются новые институциональные структуры? Как изменить общественное устройство, чтобы максимально использовать преимущества новых возможностей в информационных взаимодействиях, но при этом сохранить устойчивость общественных институтов? Каковы механизмы трансформации взаимоотношений гражданского общества и государства, де-мократии и публичной сферы, прямой и представительной демократии в информационном обществе? В чем заключается влияние Интернета как средства массовой политической коммуникации на электоральное поведение граждан? Какой тип демократии формируется в информационном обществе?
Выберите вопросы, представляющие для вас наибольший интерес, и предложите обсудить их в классе.


Н. В. Абцешко, Е.В. Тимошевич,
студенты Института социально-гуманитарного образования,
Белорусский государственный экономический университет

Аннотация. В данной статье говорится о влияние СМИ на общественное мнение. Рассмотрены основные виды манипуляции и приемы СМИ, которые помогают манипулировать общественным мнением.
Ключевые слова: СМИ, общественное мнение, манипуляция, пропаганда.

Influence of the media on the public opinion

Abstract. This article deals with the influence of media on public opinion. The main types of manipulation and media techniques that help manipulate public opinion.
Keywords: media, public opinion manipulation, propaganda.

Цель исследования – изучение особенностей влияния СМИ на формирование общественного мнения.

Задачи исследования :

  1. Определить проблему влияния СМИ на общественное мнение.
  2. Рассмотреть приемы и механизмы, которые СМИ используют для манипуляции на общественное мнение.

Проблематика роли средств массовой информации на общественное мнение актуально на протяжении многих столетий. В начале XX века, когда окончательно появились и вошли в массовый обиход такие средства передачи информации как: телефон, телеграф, радио, кинематограф, появилось гораздо больше возможностей для массовой манипуляции людьми. Информация стала доступна, для всех слоёв общества. Таким образом, изменилась политическая коммуникация, у которой появились новые средства, а соответственно, и цели.
Актуальность исследования состоит в том, что массовая коммуникация стала отображением всей информационной среды общества, а средства массовой информации – важнейшим общественным, в том числе политическим, инструментом воздействия.

С середины XX века многие зарубежные ученые стали заниматься вопросами изучения влияния средств массовой информации на общественное мнение, тем самым доказав, что средства массовой информации могут являться хорошим манипулятором. Так, например, была выявлена взаимосвязь между темами в СМИ и настроением общественного мнения путем математического анализа социологических данных и контент-анализа газетных статей и телевизионных сюжетов. Именно тогда и было введено понятие «повестка дня», определенное как набор сюжетов и проблем, считающихся наиболее важными на тот или иной отрезок времени. «Установление повестки дня», т.е. внедрение данного набора в сознание аудитории, явилось основной деятельностью средств массовой информации.

В Советском Союзе осуществлялся пристальный взор к общественному мнению, его постоянный учет были одной из характерных черт политики КПСС. Начиная с заветов Ленина, который говорил: «Развитие сознания масс остается, как и всегда, базой и главным содержанием всей нашей работы», советское правительство активно стремилось к тому, чтобы каждый гражданин читал газету, слушал радио и смотрел телевизор. Массовый охват упомянутых средств привел к тому, что эти средства стали, действительно, доступными каждому человеку.

Средства массовой информации влияют на среднего потребителя настолько сильно, что могут сформировать общественное мнение в необходимом им направлении.

Самую большую угрозу для нашего общества представляют СМИ, когда предстают перед нами в роли политического манипулятора. Манипулирование – скрытое правление политическим сознанием и поведением людей с целью заставить действовать вопреки собственным интересам.

Зачастую в основе манипулирования лежит обман и ложь. Манипулирование в политике является способам социального управления. Этот процесс осуществляется незаметно для управляющих, не требует больших материальных затрат, необходимых для подкупа политических противников, не влечет за собой жертв и крови. Несомненно, что основным инструментом политического манипулирования являются СМИ. Они обладают всеми возможностями для воздействия на сознание масс.

Методика всеобщего манипулирования проста. Во многих случаев она базируется на попытке воздействовать на человека по таким каналам, которые меньше всего контролируются осознанно. Результатом действий является внедрение в массовое сознание социально-политических мифов.

Социально-политические мифы – это иллюзорные идеи, которые утверждают определенные ценности и нормы и воспринимаются обычно на веру, без рационального осмысления. Мифы являются основой всей ложной картины мира, которая создается манипуляторами. Таким примером является, СССР, когда базисом коммунистической системы манипулирования были мифы о частной собственности как о главном побудителе зла, о том, что единственно верным социальным учением является марксизм-ленинизм и т.д .

Можно сделать вывод о том, что художественная реальность, создаваемая средствами массовой информации, изменяет реальность мира и является основным политическим манипулятором. СМИ обладают монополией на информацию и поэтому определяют приоритеты событий. Каждый день во всем мире происходит огромное количество событий. Но на наше обозрение выводится только та часть, которую СМИ вводят в сферу внимания. Это главная предпосылка для манипуляции.
Благодаря способности выражать различные мысли с помощью словосочетаний один человек может воздействовать на восприятие окружающей действительности другого человека.

Так же манипуляция СМИ заключается в необходимости интерпретировать и комментировать факты. Все здесь определяет журналист, какими словами опишет события, что подчеркнет, в какой контекст вмонтирует и т.д.

Особенно открыты манипулятивные возможности СМИ проявляются в ходе избирательных кампаний. Наиболее эффективно они управляют результатами социологических опросов. Одну и ту же цифру можно подать по-разному. В одном контексте ее можно представить, как успех, в другом - как поражение.

Метод манипулирования привлекает всех политиков и всех тех, кто любой ценой стремится к успеху. Манипуляторов невозможно поймать и привлечь к ответственности.

Методика процесса манипуляции несет в себе использование большого количества определенных методов для воздействия на разум людей. С помощью информации, происходит манипулирование сознанием. У СМИ достаточно возможностей для манипуляций: они преднамеренно искажают реальную информацию, недоговаривая об одних фактах и выдавая другие и т.д.

Общественное мнения – это форма массового сознания, отражающая интересы, настроения, чувства различных групп людей к фактам и явлениям общественной жизни. Субъект общественного мнения можно выделить как: различные общности, в рамках которых формируется и выражается общенародное мнение . Объектом общественного мнения являются событие, явление, процесс, социальный факт то, по поводу чего складывается общественное мнение. Можно выделить следующие этапы формирования общественного мнения:

  1. получение и оценка информации;
  2. формирование общественного мнения путем обмена индивидуально-групповыми точками зрения
  3. выражение в вербальной форме
  4. выражение в поведенческой форме.

Основные функции общественного мнения – информационная и регулятивная. Наряду с ними реализуются дополнительные функции – контрольная, консультативная, директивная, оценочная.

Основными направлениями исследований по изучению общественного мнения являются:

  • политика (избирательные кампании, отношение к властным структурам, приемлемость политических решений);
  • социальная сфера;
  • бизнес (потребительский рынок, рекламный рынок).

Основными аспектами влияния СМИ на общественное сознание является воздействие на все половозрастные группы населения, изменение сознания, по средствам повторения определенной информации, уменьшение личного пространства человека, в котором он мог бы находиться без воздействия рекламы либо иной информации целевого назначения.

Существуют следующие механизмы и приёмы психологического воздействия, чтобы донести информацию до аудитории. Это внушение, убеждение, психическое заражение, приёмы убеждения, завоевания аудитории, аргументации. Многие приёмы СМИ крайне не этичны и не корректны, так же стоит помнить, что независимых СМИ не существуют, все они имеют владельцев и спонсоров преследующие свои цели и интересы.

Реклама в СМИ, в немалой степени, формирует мировоззрение современного человека, обращаясь при этом к эмоциональной сфере, а не к сознанию зрителя. Именно реклама навязывает деструктивные стереотипы поведения, не свойственные традиционной культуре. Основная роль при этом принадлежит телевидению и интернету.

Общественное мнение, часто подвергается негативному воздействию со стороны средств массовой информации. Однако то же самое общественное мнение может взять на себя функции контроля и защитить общество от потоков негатива . В РФ в 2000 г. была создана общественная организация «Родительский комитет», которая проводит анализ кино-, теле, аудио-видео, печатной и рекламной продукции, способной причинить вред нравственному, психическому, духовному и психическому развитию детей и подростков по следующим категориям:

  • демонстрация и пропаганда насилия;
  • демонстрация и пропаганда жестокости;
  • эротический и порнографический характер информации;
  • пропаганда асоциального и антисоциального поведения;
  • пропаганда потенциально опасных видов деятельности;
  • демонстрация и пропаганда оккультно-мистических практик и ритуалов;
  • пропаганда деструктивных религиозных идей и учений, использования деструктивных психотехник;
  • демонстрация и пропаганда разрушения семейных ценностей.

За последние несколько столетий роль СМИ колоссально возросла, контент стал общедоступен, узнать новости можно через смартфон, в любой точке мира. Влияние СМИ может быть как положительным, так и отрицательным, СМИ должны функционировать независимо от государства, и освещать ситуацию с разных сторон, это является базисом функционирования гражданского общества. Различные СМИ по-разному освещают события, заголовки и содержание могут колоссально отличаться. Новости по Сирии и события на Востоке Украины, в зависимости от направленности отличаются. Когда мы читаем заголовок на российских источниках можно прочитать и услышать, что неудачную бомбардировку в Сирии с жертвами осуществила коалиции во главе с США, западные СМИ, во всём обвиняют Россию и правительственные войска, к примеру, до сих пор не ясно какая из сторон ответственна за бомбежку гуманитарного конвоя ООН, и таких примеров только по Ближнему Востоку и Украине огромное количество.

Так же СМИ при освещении события: демонстраций, массовых беспорядков, шествий и т.д. колоссально расходятся в количестве участников, для введения публику в заблуждения могут использоваться грязные приёмы: демонстрация материалов с других мероприятий, определённые ракурсы и т.д.

Что бы отвлечь внимание от значимых проблем, СМИ насыщает информационное пространство малозначительными сообщениями. Прием актуален для того, чтобы не дать гражданам возможности получать реальную информацию конкретного события. Примером является «маленькая победоносная война». Государство затевает маленькую победоносную войну для отвлечение от внутренних проблем и которая будет максимально озвучено в СМИ.

СМИ всегда крайне эмоционально освещают определенные события и дают ему оценку. В этом и отличие ученного от журналиста. Это было ещё отмечено в работах М. Вебера.

Также СМИ навязывают гражданам как надо жить, во что одеваться и т.д. Можно сделать вывод, что СМИ накладывают отпечаток на ценностную ориентацию общества.

СМИ знают, какие новости необходимы человеку, зачастую лучше, чем он сам. Масс-медиа обладают не малым влиянием и в немалой степени управляют общественным сознанием.

В итоге можно сказать, что СМИ действительно 4 власть, которая играет немаловажную роль в жизни человечества. Что бы получить более-менее достоверную информацию, надо рассмотреть её с разных сторон, и в интерпретации различных источников, всё подвергать сомнению и избегать журналистских приёмов, которых существует немало. Монополия государства на СМИ может привести к ситуации, которую мы сейчас наблюдаем в КНДР. СМИ откладывают весомый отпечаток на наш образ жизни, идеологию и ценностно-культурные установки.

В информационную эру, информация общедоступна и массово. Без труда можно найти новость, которая нас интересует, несколькими нажатиями клавиш смартфона. Но так конечно было не всегда, ещё несколько столетий назад новости были доступны, только элитарным слоям, а не заточены на широкие массы, информация могла идти к получателю месяцы.
В работе были даны определения понятию общественного мнения и расписаны этапы его формирования. Описаны приёмы и механизмы воздействия на общественное мнение и приёмы манипуляции.

Литература

  • Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2003. 456 с.
  • Липпман, У. Общественное мнение / пер. с англ. Т. В. Барчунова; под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. – 384 с.
  • Плющ, А.Н. Об информационном влиянии политических субъектов на электорат // Социологические исследования. – 2010. – № 1. – С. 77-86.
краткое содержание других презентаций

«Порядок проведения выборов» - Принципы избирательного права РФ. Система работы учителя по подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию. Система работы по подготовке к ЕГЭ. Кандидат в депутаты Государственной Думы. Избирательная система. День голосования. Какой строки нет в избирательных бюллетенях. Верны ли следующие суждения. Официальный документ в РФ. Требования, являющиеся обязательными для избирательной системы. Принципы подготовки учащихся к ЕГЭ.

«Тест «Основы военной службы»» - Ракетные войска стратегического назначения. Ракетные войска. Сухопутные войска Российской Федерации. Граждане Российской Федерации. Эмблемы видов и родов войск РФ. Точно в цель. Исполнение военнослужащим своего воинского долга. Гангутское сражение. Годен к военной службе. Русская эскадра. Тесты. Сухопутные войска. Военно-Морской Флот Российской Федерации. Воздушно-десантные войска. Полтавское сражение.

«Начало правления Путина» - Президентские выборы. Реформы 1990-х годов. Единство в понимании основных целей. Борьба с организованной преступностью. Отодвинуть олигархов от рычагов. Фракция «Единство». Президент. Результаты досрочных президентских выборов. Общественное мнение. Какую должность занимал В.В. Путин до избрания. 1990-е гг. 28 февраля 2000 г. Приоритетные задачи государства. Долгожданный порядок. Национальный суверенитет.

«Тест по политике» - Стойкое недоверие к власти. Программы своей деятельности. Свободные выборы. Функционирование нескольких политических партий. Положение граждан в условиях тоталитаризма. Политика. Политические партии. Значительное количество голосов. Слово, пропущенное в схеме. Обращение ко всем гражданам страны. Избирательная система Франции. Наличие главы государства. Решите задачу. Парламент. Признание. Видовые признаки понятия.

««Политика» обществознание» - Политическая партия. Партийные системы. Тоталитаризм. Характеристика конфедераций. Политический режим. Демократия. Характеристика консерватизма. Избирательное право. Политические идеологии. Характеристика неоконсерватизма. Монархия. Политическая культура. Политическая система. Виды политики. Государственная власть. Функции и монополии государства. Правовое государство. Авторитаризм. Форма правления.

««ЕГЭ по обществознанию» 11 класс» - Темы эссе. Автор вывел формулу. Результаты выполнения заданий С1-С3. Гражданин Ш. самовольно срубил в лесу ель. Обоснование. Прочитайте текст и выполните задания С4-С7. Один факт насчет отсталости стран. Ученик перечислил все нужные элементы. Работа состоит из трех частей. Типичные ошибки при написании эссе. Критерии оценивания задания С8. Общие критерии оценивания ответа. Результаты выполнения задания С8 (эссе).

Ученые, изучавшие роль СМИ в политической жизни, пришли к выводу о том, что ни один кандидат в представи­тельные органы власти не будет иметь серьезных шансов на избрание, если не сможет использовать телевидение и дру­гие СМИ. Роль СМИ в избирательных кампаниях, особенно с распространением телевидения, значительно возросла. Это нашло отражение в структуре расходов участвующих в вы­борах партий и кандидатов: оплата газетной площади и эфирного времени на радио и телевидении для публикации агитационных материалов составляет существенную часть затрат.

Внимание СМИ к возможным участникам выборов нара­стает еще до начала избирательной кампании. А политичес­кие и общественные деятели, имеющие намерение быть кан­дидатами, стремятся привлечь к себе внимание СМИ. На этапе предвыборной агитации СМИ по сравнению с другими способами воздействия на избирателей (собраниями, встреча­ми кандидатов с гражданами, митингами и т. д.) обладают особыми возможностями: они способны доставить агитацион­ные материалы в каждый дом. Эти материалы могут быть представлены в форме публичных дебатов, дискуссий, «круг­лых столов», пресс-конференций, интервью, показа телеочер­ков, видеофильмов о кандидате или политической партии.

В избирательные кампании через СМИ широко проника­ют методы коммерческой рекламы. Партии и деятели, пре­тендующие на избрание, подаются как своего рода товар на политическом рынке. С этой целью к агитации подключа­ются рекламные компании. Привлекаются консультанты, которые изучают «рынок» (состав, социальное положение, ожидания избирателей), намечают меры, необходимые для продвижения «товара», дают советы нанявшим их участни­кам предвыборной борьбы. Создаются рекламные материалы с использованием образов политических деятелей, политиче­ской символики, кинохроники, мультипликации, музыки и т. п. Вся эта деятельность на выборах получила название «политический маркетинг».

Политическая реклама, подобно рекламе товаров, способ­на влиять на избирателей, подверженных внушению. Вну­шение - это процесс эмоционально окрашенного воздейст­вия на людей с помощью слов, жестов, музыки и других средств. Он связан со снижением критичности восприятия внушаемого содержания, отсутствием его понимания, соот­несения с прошлым опытом.


клипов. Вообще клипом называют короткий кино- или ви­деофильм, снятый главным образом по сюжету рекламного ролика (малой формы киноискусства). В политической пси­хологии выделяют четыре вида клипов. Первый нацелен на то, чтобы как можно больше избирателей запомнили фами­лию кандидата. Она часто появляется на экране, звучит в песне, стихотворении, сопровождает кадры хроники, фото­графии и т. д. Другой вид клипа должен представить про­грамму кандидата в виде одной привлекательной для изби­рателя идеи. Следующий вид - негативный материал о сопернике, например отрицательные высказывания людей о нем. Наконец, четвертый вид - «ударный» клип, призыва­ющий голосовать за кандидата («Мы - за него!»).

Политический маркетинг наибольшее развитие получил в США. Он распространился и в других странах.

В ходе предвыборной кампании проводятся опросы обще­ственного мнения. Они выявляют настроения избирателей, волнующие их проблемы, отношение к участникам выборов, предпочтения. Регулярное освещение в СМИ результатов та­ких опросов поднимает интерес к выборам, создает ощуще­ние соревнования, побуждает следить за ходом «избиратель­ного марафона». Однако эти результаты могут влиять на позиции избирателей, поскольку многие из них, не готовые к самостоятельному выбору, склонны голосовать, ориенти­руясь на мнение большинства.

Опыт Новейшего времени свидетельствует, что в некото­рых случаях СМИ, имеющие различную идейно-политичес­кую ориентацию, на выборах фактически принимают на се­бя роль политических партий. Они ведут борьбу за аудиторию, способствуя увеличению числа сторонников той или иной политической позиции, того или иного кандида­та. Однако нельзя преувеличивать влияние СМИ. На чело­века одновременно воздействуют многие институты: семья, школа, церковь, община и другие, а также межличностное общение. Потоки информации взаимодействуют и как бы пересекаются, они преломляются в сложившихся ранее взглядах, устоявшихся традициях, жизненном опыте.

Особое значение имеет компетентность гражданина, его по­литическая культура, способность различать объективную ин­формацию и политические манипуляции, отбирать полезные для себя сведения и противостоять ухищрениям политическо­го маркетинга. В наше время невозможно ориентироваться в жизни общества, игнорируя СМИ. Знания о возможностях со­временных СМИ, их «плюсах» и «минусах» помогают каждо­му определить собственную политическую позицию. 7ШОсновные понятия: средства массовой информации. f^is Термины: политическое манипулирование, политический маркетинг, общественное мнение.


Проверьте себя

1) Что входит в понятие «средства массовой информа­ции»? 2) Чем массовая информация отличается от обмена информацией в межличностном общении? 3) Каковы поли­тические функции СМИ? 4) В чем состоят особенности раз­личных видов массовой политической информации? 5) Какие возможности дают СМИ для воздействия на изби­рателя? 6) Как действует механизм политического манипу­лирования, каковы его последствия? 7) При каких усло­виях избиратель может противостоять политическим мани­пуляциям с использованием СМИ?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Подумайте о следующих фактах, имевших место в на­
чале XX в. На затерявшемся в океане острове жили две об­
щины колонистов - немцев и англичан, предки которых
давно поселились здесь. Они мирно общались между собой,
сотрудничали, причин для ссоры не было. Сношения с
внешним миром осуществляли корабли, изредка заходив­
шие сюда. В августе 1914 г. началась мировая война, но на
острове об этом ничего не знали, поскольку радиосвязи тог­
да не было. Жизнь протекала в привычном порядке. Лишь
в 1915 г. пришел корабль, экипаж которого принес весть о
том, что Великобритания и Германия столкнулись в крова­
вой битве. Обстановка на острове сразу обострилась, отно­
шения между общинами стали враждебными. Какие выво­
ды о значении политической информации можно сделать из
этой истории?

2. Оцените следующие факты. В середине XX в. для то­
го, чтобы переслать 30 страниц текста на расстояние
5 тыс. км, потребовалось бы примерно 10 дней и около
30 долларов. В 1980 г. ту же задачу можно было выполнить
по факсу за один час. Это стоило бы примерно 50 долларов.
В начале XXI в., используя лучшие сети передачи данных,
тот же объем информации можно перебросить за 3 секунды,
затратив 3 цента. Стоимость операции упала в тысячу раз,
а скорость возросла в 300 тысяч раз. Сделайте выводы из
этих фактов.

3. Американский журналист Ч. Дейна как-то сказал:
«Если собака кусает человека, это не новость; новость - ес­
ли человек кусает собаку». Отражает ли это высказывание
сущность СМИ? Какое положение учебного текста перекли­
кается с этими словами?

4. Проследите, как освещается какое-либо значительное
событие, происходящее одновременно с изучением данной
темы, в одной из центральных газет, в одной из информа­
ционных программ радио и в одной из информационных


программ телевидения. Сопоставьте это с характеристикой особенностей каждого вида СМИ. Сделайте выводы.

5. Проведите небольшое социологическое исследова­
ние - анкетный опрос ваших одноклассников на тему
«Мой главный источник политической информации». Ре­
зультаты исследования обсудите в классе.

6. Составьте для молодого человека, проявляющего интерес
к массовой информации, памятку под названием «Как ориен­
тироваться в материалах СМИ» (вариант названия: «Лоцман в
море политической информации»). Обсудите ее в классе.

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент из работы современного политолога.

Процесс формирования демократического общественного мнения включает два элемента: во-первых, доступ к инфор­мации, во-вторых, способность ее анализировать и прини­мать решение. Очевидно, что Интернет обеспечивает неслы­ханный прежде доступ к информации и расширяет возможности коммуникации. Возникает идея виртуального общества, которое благодаря Интернету способно преодолеть иерархизм реальной власти. Электронная коммуникация осуществляет полное равенство ее участников и участниц.

Наибольшие перспективы имеет процесс использования Интернет-технологий для дальнейшего расширения возмож­ностей существующей системы представительной демокра­тии и развития процессов так называемой «электронной демократизации». Ее основной смысл заключается в исполь­зовании Интернет-технологий для следующих целей:

Расширения доступа избирателей и СМИ к законотвор­
ческой деятельности;

Снижения издержек по формированию ассоциаций и
объединений избирателей;

Повышения эффективности обратных связей между из­
бирателями и их представителями в законодательных орга­
нах власти. Развитие компьютерной сети изменило во мно­
гом характер политических коммуникаций, позволив
устанавливать одновременный контакт между миллионами
людей.

Вершинин С. Политическая коммуникация в информационном

обществе. - СПб., 2001. - С. 87.

Вопросы и задания к источнику. 1) В чем состоит смысл «электронной демократизации»? 2) Каким образом может быть рас­ширен доступ избирателей к законотворческой деятельности? 3) Как Интернет может способствовать снижению издержек по фор­мированию ассоциаций и объединений избирателей? 4) В чем со­стоит перспектива осуществления через Интернет обратных связей между избирателями и их представителями в законодательных ор-


ганах власти? 5) В чем заключается преимущество Интернет-тех­нологий перед возможностями традиционных СМИ? 6) На основе документа и текста параграфа сделайте вывод о новых возможнос­тях, которые открывает Интернет для развития демократии.

Об этом спорят

Споры, как отмечает автор приведенного выше фрагмен­та, вызывает вопрос о характере влияния Интернета на де­мократические институты и процессы. Этот общий вопрос включает в себя ряд более конкретных: что происходит с прежними политическими институтами, когда и как рожда­ются новые институциональные структуры? Как изменить общественное устройство, чтобы максимально использовать преимущества новых возможностей в информационных вза­имодействиях, но при этом сохранить устойчивость общест­венных институтов? Каковы механизмы трансформации взаимоотношений гражданского общества и государства, де­мократии и публичной сферы, прямой и представительной демократии в информационном обществе? В чем заключает­ся влияние Интернета как средства массовой политической коммуникации на электоральное поведение граждан? Какой тип демократии формируется в информационном обществе?

Выберите вопросы, представляющие для вас наибольший интерес, и предложите обсудить их в классе.

Ученые, изучавшие роль СМИ в политической жизни, пришли к выводу о том, что ни один кандидат в представи­тельные органы власти не будет иметь серьезных шансов на избрание, если не сможет использовать телевидение и дру­гие СМИ. Роль СМИ в избирательных кампаниях, особенно с распространением телевидения, значительно возросла. Это нашло отражение в структуре расходов участвующих в вы­борах партий и кандидатов: оплата газетной площади и эфирного времени на радио и телевидении для публикации агитационных материалов составляет существенную часть затрат.
Внимание СМИ к возможным участникам выборов нара­стает еще до начала избирательной кампании. А политичес­кие и общественные деятели, имеющие намерение быть кан­дидатами, стремятся привлечь к себе внимание СМИ. На этапе предвыборной агитации СМИ по сравнению с другими способами воздействия на избирателей (собраниями, встреча­ми кандидатов с гражданами, митингами и т. д.) обладают особыми возможностями: они способны доставить агитацион­ные материалы в каждый дом. Эти материалы могут быть представлены в форме публичных дебатов, дискуссий, «круг­лых столов», пресс-конференций, интервью, показа телеочер­ков, видеофильмов о кандидате или политической партии.
В избирательные кампании через СМИ широко проника­ют методы коммерческой рекламы. Партии и деятели, пре­тендующие на избрание, подаются как своего рода товар на политическом рынке. С этой целью к агитации подключа­ются рекламные компании. Привлекаются консультанты, которые изучают «рынок» (состав, социальное положение, ожидания избирателей), намечают меры, необходимые для продвижения «товара», дают советы нанявшим их участни­кам предвыборной борьбы. Создаются рекламные материалы с использованием образов политических деятелей, политиче­ской символики, кинохроники, мультипликации, музыки и т. п. Вся эта деятельность на выборах получила название «политический маркетинг».
Политическая реклама, подобно рекламе товаров, способ­на влиять на избирателей, подверженных внушению. Вну­шение - это процесс эмоционально окрашенного воздейст­вия на людей с помощью слов, жестов, музыки и других средств. Он связан со снижением критичности восприятия внушаемого содержания, отсутствием его понимания, соот­несения с прошлым опытом.
Любая телевизионная реклама должна быть краткой, разнообразной, эмоционально насыщенной. Поэтому совре­менная политическая реклама в основном принимает вид
клипов. Вообще клипом называют короткий кино- или ви­деофильм, снятый главным образом по сюжету рекламного ролика (малой формы киноискусства). В политической пси­хологии выделяют четыре вида клипов. Первый нацелен на то, чтобы как можно больше избирателей запомнили фами­лию кандидата. Она часто появляется на экране, звучит в песне, стихотворении, сопровождает кадры хроники, фото­графии и т. д. Другой вид клипа должен представить про­грамму кандидата в виде одной привлекательной для изби­рателя идеи. Следующий вид — негативный материал о сопернике, например отрицательные высказывания людей о нем. Наконец, четвертый вид — «ударный» клип, призыва­ющий голосовать за кандидата («Мы — за него!»).
Политический маркетинг наибольшее развитие получил в США. Он распространился и в других странах.
В ходе предвыборной кампании проводятся опросы обще­ственного мнения. Они выявляют настроения избирателей, волнующие их проблемы, отношение к участникам выборов, предпочтения. Регулярное освещение в СМИ результатов та­ких опросов поднимает интерес к выборам, создает ощуще­ние соревнования, побуждает следить за ходом «избиратель­ного марафона». Однако эти результаты могут влиять на позиции избирателей, поскольку многие из них, не готовые к самостоятельному выбору, склонны голосовать, ориенти­руясь на мнение большинства.
Опыт Новейшего времени свидетельствует, что в некото­рых случаях СМИ, имеющие различную идейно-политичес­кую ориентацию, на выборах фактически принимают на се­бя роль политических партий. Они ведут борьбу за аудиторию, способствуя увеличению числа сторонников той или иной политической позиции, того или иного кандида­та. Однако нельзя преувеличивать влияние СМИ. На чело­века одновременно воздействуют многие институты: семья, школа, церковь, община и другие, а также межличностное общение. Потоки информации взаимодействуют и как бы пересекаются, они преломляются в сложившихся ранее взглядах, устоявшихся традициях, жизненном опыте.
Особое значение имеет компетентность гражданина, его по­литическая культура, способность различать объективную ин­формацию и политические манипуляции, отбирать полезные для себя сведения и противостоять ухищрениям политическо­го маркетинга. В наше время невозможно ориентироваться в жизни общества, игнорируя СМИ. Знания о возможностях со­временных СМИ, их «плюсах» и «минусах» помогают каждо­му определить собственную политическую позицию.




Информация, передаваемая по каналам СМИ, характери­зуется большим разнообразием. Ее содержание отражает все аспекты политики: экономической и социальной, военной и научно-технической, национальной и молодежной, а также другие стороны политической жизни.
Сообщения СМИ могут представлять информацию мест­ную (региона, города), общегосударственную (федерального уровня), международную. Людей, проживающих в районах, удаленных от центра, нередко больше интересуют местные новости, чем сведения о политической жизни в столице.
Политическая информация охватывает не только теку­щие события, но и прошлое. Так, на федеральных каналах российского телевидения расширилось место исторической документалистики, затрону вшей многие факты политичес­кой истории и образы политических деятелей нашей стра­ны и зарубежья. Освещая прошлое и настоящее, СМИ дают также информацию о прогнозах развития актуальных про­цессов в будущем, привлекая для этого политиков и ученых-политологов.
Исследователи массовой информации выявили общие принципы, которыми руководствуются СМИ при выборе тем своих публикаций и передач. Во-первых, это приоритет­ность, первенствующее значение, привлекательность темы для граждан. Темы, волнующие людей (терроризм, катаст­рофы и т. п.), — в числе наиболее освещаемых в СМИ. Во-вторых, сенсационные сведения, факты, выходящие за рам­ки повседневности: экстремальные происшествия, часто негативного характера. В-третьих, сообщения о каких-либо новых, ранее неизвестных явлениях, организациях, решени­ях, заявлениях и т. п. В-четвертых, данные об успехах по­литиков и партий на выборах, о высоких или очень низких позициях в рейтингах, отражающих степень их популярно­сти. В-пятых, информация, исходящая от лиц, имеющих высокий общественный статус: глав государств и прави-
тельств, лиц, занимающих высшие посты в военной, церков­ной или иных структурах.
Наиболее распространенные СМИ — радио, телевидение, пресса. Между ними существует своеобразное разделение труда. При сообщении о политическом событии радио в ос­новном позволяет узнать, что случилось. Телевидение пока­зывает, как случилось. А на вопрос, почему случилось, наи­более полный ответ дает пресса.
Возможность «приходить в каждый дом», наличие на те­левидении видеоряда («картинки»), который создает «эф­фект присутствия», а также сочетание зрительных и слухо­вых образов, легкость восприятия информации делают электронные СМИ наиболее эффективным средством воздей­ствия на политическое сознание и поведение людей. Вместе с тем в политической информации на телевидении наиболее заметно проявляются слабые стороны СМИ. Мир представля­ется в непрерывно обновляющемся потоке информационных сообщений, как правило, не связанных друг с другом смыс­ловой связью. Возникает как бы калейдоскоп, в котором представлены разрозненные фрагменты действительности. В большинстве случаев причинно-следственные и иные связи между ними не просматриваются. Человек, воспринимаю­щий эту дробную информацию, не в состоянии воссоздать в сознании упорядоченную, целостную картину событий.
Значительное место в программах телевидения занимает изображение официальных встреч, дипломатических ритуа­лов, а также необычные действия известных персон. Вся эта внешняя сторона событий хорошо снимается телекамерой, но не помогает понять сущности и значения происходящего в политике.
Стремление создать противовес «скучным» жанрам, по­высить интерес к телепередачам проявилось в сближении массовой политической информации с развлекательными жанрами. Эта тенденция воплотилась, в частности, в ток-шоу, в ходе которых обсуждаются политические проблемы. Возникающие на этих передачах дискуссии, столкновение различных взглядов, оценки экспертов — все это привлекло к подобным телепрограммам внимание большой аудитории. Однако ограниченность времени таких передач во многих случаях не дает возможности для достаточной аргументации высказываемых точек зрения, для глубокого раскрытия сущности обсуждаемой проблемы.

При огромных возможностях радио и телевидения печат­ные средства массовой информации не утратили своего зна­чения. Именно в материалах газет и журналов наиболее полно и последовательно раскрываются актуальные пробле­мы политики. Обращение к таким статьям и другим публи­кациям позволяет продвинуться от поверхностного представ ления о событиях к их более глубокому пониманию. Газета уступает радио и телевидению в эмоциональности, но имеет возможность дать более глубокий анализ происходящего. Как образно говорят специалисты: если радио работает для «ленивых и торопливых», телевидение— «для всех», то га­зета исключительно «для умных» или желающих быть та­ковыми.

Практический опыт свидетельствует о том, что СМИ мо­гут способствовать развитию демократии, сознательному участию граждан в политической жизни, но могут быть ис­пользованы и для политического манипулирования. Так на­зывают процесс воздействия на общественное мнение и по­литическое поведение, скрытое управление политическим сознанием и поступками людей для того, чтобы направить их в нужную властным или определенным общественным силам сторону. Цель манипулирования — внедрить нужные установки, стереотипы, цели, чтобы в результате подвигнуть массы, вопреки их собственным интересам, на согласие с не­популярными мерами, возбудить чем-то их недовольство и т. п. Политическое влияние СМИ осуществляется путем воздействия и на разум, и на чувства человека. Наряду с правдивой информацией в пропаганде нередко подается по­луправда, а также в зависимости от характера политичес­кой организации, ведущей пропаганду, используются и фальсификации — подтасовка фактов, дезинформация. Чтобы охватить аудиторию в 50 млн человек, радио по­требовалось 38 лет, персональному компьютеру — 16, телевидению — 13, а Интернету — 4 года. Исследователи социальных последствий развития новых информационных технологий, в частности Интернета, при­ходят к выводу, что информационная революция ведет к расширению диапазона доступных гражданам мнений и ос­лаблению информационной зависимости от традиционных СМИ и их манипулятивной роли. Однако большая часть лю­дей в наше время не готова к самостоятельному анализу по­литики, поэтому в результате применения современных средств информационного воздействия на сознание они не­редко воспринимают на веру обещания и призывы тех по­литиков, которые хотят использовать их активность лишь в собственных интересах.
Попытки тех или иных политических сил, применяя но­вые средства, манипулировать поведением людей остались бы тщетными, если бы каждый гражданин научился крити­чески оценивать информацию, отличать объективную ин­формацию от искаженной, выработал у себя, опираясь на научные знания, устойчивые взгляды на общество, полити­ку и роль СМИ.


Случайные статьи

Вверх