Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных союзами Знаки пре­пи­на­ния в сложносочинённом предложении

Между однородными членами, соединенными одиночными соединительными и разделительными союзами, запятая не ставится (После глагола может быть прямое и/или косвенное дополнение).

Между однородными членами, соединенными противительными союзами, запятая ставится (Я хотел прийти, но заболел).

Запятая ставится между однородными членами, соединенными с помощью повторяющихся союзов: Ни справа, ни слева, ни на воде, ни на берегу никого не было (А.П. Гайдар); С чужими я либо робел, либо важничал (М. Горький); Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (А.П. Чехов); ...В вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (А.С. Пушкин).

В литературе можно встретить примеры, где одно и выполняет функцию усилительной частицы, а второе является одиночным соединительным союзом: Было и лето и осень дождливы (В.А. Жуковский); Кругом было и светло и зелено (И.С. Тургенев).

Запятая не ставится, если два первых однородных члена, соединенные союзом и, образуют тесную группу (смысловую и интонационную), к которой при помощи этого же союза присоединяется третий член: Он хорошо сложен и крепок и (ещё) необычайно красив.

Если за однородными членами, не соединенными союзами, следуют однородные члены, соединенные повторяющимися союзами, то запятая ставится сразу перед первым союзом: А вокруг были дым, и бой, и смерть (Б.Л. Горбатов); Он слеп, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив (А.С. Пушкин).

Между двумя нераспространенными однородными членами-антонимами, соединенными повторяющимися союзами и составляющими фразеологический оборот (и стар и млад, и смех и горе, ни туда ни сюда, ни конца ни края и т. п.), запятая не ставится. Между двумя распространенными однородными членами, соединенными повторяющимися союзами и составляющими фразеологизм, ставится запятая (Ни богу свечка, ни черту кочерга).

Если однородные члены соединены парными градационными союзами, то запятая ставится перед второй частью союза: Она не столько красива, сколько обаятельна. Внутри градационных союзов не то что... а, не то чтобы... а/но перед что и чтобы запятая не ставится (Она не то чтобы красива, но обаятельна). Перед словами хотя и если, составляющих парные градационные союзы хотя... но, если... то, в простом предложении (в отличие от сложного) запятая не ставится (Она хотя не красива, но обаятельна. Она если и не красива, то обаятельна).

Между однородными членами, соединенными одиночными соединительными и разделительными союзами, запятая не ставится.

Часовой дошел до угла и повернул обратно.

Я слушаю, слушаю да и засну.

Я видел только верхушки лозняка да

извилистый край противоположного берега.

Цветы лучше всего срезать утром или под вечер.

Поедем летом на Кавказ либо в Крым.

Теперь поеду на Север либо на Дальний Восток.

Между однородными членами, соединенными противительными союзами, ставится запятая.

Теперь море сияло уже не сплошь, а лишь в нескольких местах.

Было светло, но по-осеннему скучно и серо.

На взгляд-то он хорош, да зелен.

Дни стоят пасмурные, однако тёплые.

Приют наш мал, зато спокоен.

Вопрос спорный, тем не менее важный.

Случай исключительный, если не единственный в своем роде.

Туман расходился, но ещё закрывал верхушки деревьев.

Наделала Синица славы, а моря не зажгла.

Между однородными членами, соединенными с помощью повторяющихся союзов, как правило, ставится запятая.

В этом возгласе было и восхищение, и благодарность, и любовь.

С чужими я либо робел, либо важничал.

Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется.

В вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

Ни жертвы, ни потери, ни страданья народную любовь не охладят.

От бочки по мостовой и стукотня, и гром, и пыль столбом.

Не было ни жилья, ни людей на этом пустынном берегу.

Если за однородным членом (однородными членами, не соединенными союзами), следуют однородные члены, соединенные повторяющимися союзами, то запятая ставится сразу перед первым союзом.

Листья в поле пожелтели, и кружатся, и летят.

Иные хозяева вырастили уже вишни, или сирень, или жасмин.

Лён, и полотна, и пряжу несут.

Только мальвы, да ноготки, да крученый паныч цвели кое-где по дворам.

Весь вечер Ленский был рассеян, то молчалив, то весел вновь.

Между двумя нераспространенными однородными членами-антонимами, соединенными повторяющимися союзами и составляющими фразеологический оборот, запятая не ставится.

От брата ни слуху ни духу.

Приходите ровно в шесть, ни раньше ни позже.

Дети вернулись из леса ни живые ни мертвые от страха.

Ни конца ни края нет этому лесу.

Обижают ни за что ни про что хорошего человека!

На празднике были и стар и млад.

Рядили и так и эдак, но так ничего и не решили.

Какой-то он вялый, скучный, ни то ни сё.

Ни тот ни другой брат совершенно не похож на мать.

Если однородные члены соединены парными градационными союзами, то запятая ставится перед второй частью союза.

Я имею поручение как от судьи, так равно и от всех наших знакомых примирить вас с приятелем вашим.

Работа не столько сложна, сколько трудоёмка.

Зарево распространилось не только над центром города, но и далеко вокруг.

Профессор мне тут же показал все нужные инструменты как для ловли бабочек, так и для раскладывания их.

Трава лежала не только на подоконниках, но и на глиняном полу, на столе, на лавке.

Не столько благодарю за посылку, сколько за память и внимание.

Он не столько умен, сколько хитер и ловок в обращении с начальством.

Насколько он смел с другими, настолько робок с Дашей.

На защиту пришли как друзья, так и недоброжелатели соискателя.

Не так жарко сегодня, как душно.

Задание 15

1.Расставьте знаки препинания . Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А. С. Пушкиным.
3) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную либо кирпичную кладку.

Ответ:____________

2. Расставьте знаки препинания одну запятую.

1) Жизнь удивительна и прекрасна.

2) Борьба учила хитрости и осторожности зоркости и смелости.

3)Дорога то проваливалась между горных гребней то поднималась на округлые холмы то исчезала в траве.

4) Все блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.

5) Хорошие манеры и правильно выработанное поведение принесут человеку как хорошее настроение так и уважение окружающих.

Ответ:____________

3. Расставьте знаки препинания . Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

1) Он поминутно останавливался и только при блеске молнии делал шаги.

2)Лунный свет поблескивал не только на стёклах окон но и на глади реки.

3)Ночью ветер злится да стучит в окно.

4)Дай мне карандаш или ручку.

5) В колледже он с увлечением занимался как гуманитарными так и естественно-математическими дисциплинами

Ответ:____________

4. Расставьте знаки препинания . Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

1) Агроном осмотрел посевы пшеницы и гороха и что-то записал в блокнот.

2)Юбиляра поздравляли не только сотрудники но и совершенно незнакомые люди.

3)Здесь побывала анаконда или какая-нибудь другая крупная змея.

4)Серебро и злато брильянты и жемчуг изумруды и яхонты дарил боярин своей ладушке.

5) Много желал да ничего не поймал.

Ответ:____________

5. Расставьте знаки препинания . Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

1) Я сижу один над обрывом и глажу добрейшую собаку с невероятно забавными в своей ложной свирепости желтыми мужичьими глазами.

2)Серый коршун с растопыренными шевелящимися кончиками крыльев пролетел над гребнем горы.

3)Вся мебель в комнате состояла из стола кровати да табурета.

4)В праздник кто-нибудь в доме варил варенье или пек торт или готовил еще что-нибудь вкусное и обязательно угощал соседей.

5) Интонация всегда лежит на грани словесного и несловесного сказанного и несказанного.

Ответ:____________

6. Расставьте знаки препинания . Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

1) Посетители библиотеки либо где-нибудь учатся либо мечтают учиться.

2) Туча на севере росла и захватывала запад и восток.

3)Человеку свойственно не только преклоняться перед великим но и стремиться превзойти его.

4)Всюду вверху и внизу пели жаворонки.

5) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.

Ответ:____________

7. Расставьте знаки препинания . Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

1) У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.

2)Незаметно и быстро зажглась и начала разгораться в небе оранжевая полоска зари.

3)Топот матросских ног да лёгкий шум верёвок нарушал тишину работ.

4)Тракторы проваливались в наледь или увязали в торосах.

Ответ:____________

8. Расставьте знаки препинания . Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

1) Писательский талант равно проявит себя как в книгах для взрослых так и в детской литературе.

2)Крылов и Даль и Гончаров были чиновниками и не утратили из-за этого своих дарований.

3)Фокусник обманывает зрителей однако никогда не выдает иллюзию за «чистую монету».

4) Мне хотелось застать медведя где-нибудь на полянке или за рыбной ловлей на берегу реки.

5) Иван был почти всегда сонливый да ленивый.

Ответ:____________

9. Расставьте знаки препинания . Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

1) Основой для хатки бобра служит старый пень или кочка или кустарник у кромки воды.

2)Василий Петрович неохотно и почти неучтиво слушал пожилую посетительницу и даже выказал нетерпение.

3)Особые восковые краски применяли как в Южной Америке так и в Древнем Египте.

4)Супруги вместе читали или играли в четыре руки на фортепьяно.

5) Приют наш мал зато спокоен.

Ответ:____________

10. Расставьте знаки препинания . Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

1) Ни ранения ни боль ни смерть не пугали этого мужественного человека.

2)Доктриной называют как научную теорию так и связную концепцию во внешней или внутренней политике.

4) Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ.

5) Споры шляпочных грибов очень мелкие и лёгкие и переносятся потоком воздуха.

Ответ:____________

11. Расставьте знаки препинания . Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

1) В кладовке пахло морем смолой слышался плеск волн и шуршанье прибрежной гальки.

2)Мой попутчик свободно говорил на французском и немецком и английском и испанском.

3)Молодежь не знает границ ни в обожании ни в презрении.

4)Гости стекались со всех концов в дрожках верхом и в колясках и располагались удобно в многочисленных комнатах замка и его флигелей.

5) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.

Ответ:____________

12. Расставьте знаки препинания . Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

1) Я взял кусок хлеба и ломтик ветчины и вновь поднялся на палубу.

2)Он или забавлял нас рассказами или играл с нами или пел.

3)Туманы в Лондоне бывают если не каждый день то через день непременно.

4)Осенью листья падали и день и ночь.

5)Лицо радиста то хмурилось то улыбалось.

Ответ:____________

13. Расставьте знаки препинания . Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

1) Е.Брошкевич в книге «Образ любви» показывает нам величие Шопена и его человеческое обаяние и широту его интересов.

2)Покойный дядя был страстный любитель псовой охоты и ездил с борзыми то травить зайцев то лисиц и волков.

3)Мы решили съездить на экскурсию в Псков или в Новгород в Павловск или в Петергоф.

4).Гром уже грохотал и впереди и справа и слева

5) От него не было ни слуху ни духу.

Ответ:____________

14. Расставьте знаки препинания . Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

1) В песне русский человек исповедуется в своей судьбе и грустит и радуется.

2)На новой выставке планируют показать работы Левитана или Поленова.

3)Резко выделялись на фоне тёмной зелени деревьев и кустарников красноватые башенки и беседки.

4)Несколько ответов на вопросы показали как его эрудицию так глубокий ум.

5) Метель то подталкивала нас в спину то налетала сбоку и разворачивала поперек улицы.

Ответ:____________

15. Расставьте знаки препинания . Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

1) Брызги водных струй приветливо освежали лицо то взлетали вверх разноцветным снопом то нежной радугой повисали в воздухе.

2)Зима ударила морозцем по полям и лесам и закружила позёмкой по дорогам.

3)На выставке была представлена не только живопись но и графика.

4)Гости не видели ни разорванной тетради ни дрожи рук и ни слёз маленького Шопена.

5) Хлопуша и Белобородов не сказали ни слова и мрачно смотрели друг на друга.

Ответ:____________

16. Расставьте знаки препинания . Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

1)Для школьника мучительна не столько самая минута возмездия сколько ожидание его.

2)Небо то все закрывалось облаками то вдруг расчищалось на мгновение.

3)На спокойной поверхности воды отражались мигающие на небе звезды.

4)Повсюду в клубе на улицах в домах происходили шумные разговоры.

5) Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее любого детективного романа.

Ответ:____________

17. Расставьте знаки препинания . Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

1)Куприн не только не обольщался славой но даже тяготился ею.

2)Степь придвинулась вплотную к порту и к морю и занесла белой пылью Рыбацкую слободку.

3)Бушует полая вода шумит и глухо и протяжно.

4)Он останавливался и подолгу рассматривал шапки снега на пнях и на заборах и на еловых ветвях.

5) Тучи на горизонте то сходились и расходились то выстраивались в причудливые замки.

Ответ:____________

18. Расставьте знаки препинания . Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

1)Она была молода и умна и считала нужным брать от жизни всё лучшее.

2)В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и серьёзного.

3)Наташа выпила молока и тотчас уснула на широкой и длинной лавке.

4)Обрывки нитей терпеливо сортировали и связывали их кусочек с кусочком и наматывали разноцветную нить на длинные шпули.

5) Утром Николай собирался получить на почте деньги купить кое-какие книги да зайти к приятелю.

Ответ:____________

19. Расставьте знаки препинания . Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

1)Телега увязла в густой грязи и не двигалась ни взад ни вперёд.

2)На снегу были видны как заячьи так и лисьи следы.

3)Ехать надо было на собаках или на оленях.

4)Луг пахнет сеном и травой и убаюкивает трескотнёй кузнечиков.

5) Человеку свойственно не только преклоняться перед великим но и стремиться превзойти его.

Ответ:____________

20. Расставьте знаки препинания . Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

1)Столь сильное увлечение Шопена музыкой не вязалось ни с его возрастом ни со свойственной детям любовью к весёлым играм ни с его окружением.

2)Гущин набирается смелости и задаёт вопрос тихим и робким голосом.

3)Работы по посадке садовых культур проводят как весной так и осенью.

4)Туристы пробирались среди сугробов мягкого и рыхлого снега и вязли в густой грязи.

5) Музыка была для Шопена как формой сердечного излияния так и оружием в его борьбе

Ответ:____________

21. Расставьте знаки препинания . Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

1)Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом то полыхают на черных тучах.

2)От сквозняков сами по себе отворялись двери и окна и захлопывались с невероятным грохотом.

3)Слоны и носороги и обезьяны участвовали в этом веселом представлении.

4)Все было непривлекательно и небо и озеро и пасмурные дали и низкий остров.

5) Раздался странный стук не то в паркетном полу не то за стенной обшивкой.

Ответ:____________

22. Расставьте знаки препинания . Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

1)Вдруг за ним стрелы жужжанье и крик и ржанье.

2)И днём и ночью всё шли и шли поезда на запад.

3)Он пришёл к нам из очарованной дали и увёл нас в соловьиные сады своей гениальной и грустной поэзии.

4)После «Поединка» слава Куприна приобрела не только всероссийский но и мировой характер.

5)Ни тени зависти, ни умысла худого еще не знает это существо.

Ответ:____________

23. Расставьте знаки препинания . Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

1)В деревне все сельские ребятишки ни свет ни заря отправлялись рыбачить на Волгу.

2)Головин был у себя в хозяйстве и пастух и поставщик и сыровар.

3)В игре Шопена уже в детстве чувствовалась как ловкость пальцев так и понимание смысла и содержания даже самой пустой ариетты.

4)Между тем кучер с лакеем и горничной принесли корзинки и приготовили обед.

5) Тужит Пахом да не знает о ком.

Ответ:____________

24. Расставьте знаки препинания . Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

1)Все дни хозяева виллы сидели дома или проводили время на частном пляже.

2)Снежную лавину не могли остановить ни специальные взрывные работы ни дополнительные укрепления.

3)Колёса повозки то жалобно скрипели то словно стонали то судорожно вздрагивали и подпрыгивали.

4)Река извивалась светлой и чистой змейкой и скрывалась где-то за пригорком.

5) Разнообразных как по содержанию так и по художественной форме 156 сказок опубликовал Андерсен за тридцать семь лет.

Ответ:____________

25. Расставьте знаки препинания . Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

1)Одевался так Григорий летом и зимой в жару и в морозы.

2)Квартиры Ф.Шопена как на шоссе д Антен так и на улице Тронше напоминали его французским друзьям изящные бонбоньерки.

3)Мы увидели заросли земляники и лесной малины и решили наполнить наши корзинки.

4)Людская молва то казнит то милует то коронует.

5) Ни наука ни новейшие машины ни наилучшая погода никогда не помогут вырастить хороший урожай работающему без души человеку

Ответ:____________

26. Расставьте знаки препинания . Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

1)Неуютно было и в саду и в лесу и в доме.

2)Художник должен быть и историк и поэт и философ и наблюдатель.

3)Надо быть одинаково честным как в большом так и в малом.

4)Все вокруг хаты подсолнухи акации и сухая трава было покрыто этой шершавой пылью

5) Жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною но и приятною.

Ответ:____________

27. Расставьте знаки препинания . Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

1)Природу он любил не только как созерцатель но и как лесничий.

2)Вся жизнь этого беспокойного и блестящего писателя была беспощадной схваткой с глупостью и подлостью.

3)Он был от страха ни жив ни мёртв.

4)Поднялось солнце и залило волнами света и тепла и водную гладь и потопленный лес и людей.

5) Зоя придерживала двумя пальчиками край широкой шляпы и посматривала то вбок то назад.

Ответ:____________

28. Расставьте знаки препинания . Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

1)Первым русским учёным был не дворянин а крестьянин села Денисовка Михаил Васильевич Ломоносов.

2)Перед глазами ходил океан и колыхался и гремел и сверкал и уходил куда-то в бесконечность.

3)Родовитая польская знать передавала своим единственным сыновьям как права и привилегии так и доходы от всех имений.

4)Во время исполнения матерью музыкальных произведений маленький Шопен либо тихонько смеялся либо важно морщил лоб либо впадал в грусть и вежливо просил сыграть ещё более красивую мелодию

5) Инсаров прочёл Берсеневу свой перевод двух или трёх болгарских песен и пожелал узнать его мнение.

Ответ:____________

29. Расставьте знаки препинания . Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

1)В VIII веке большая часть Европы входила в состав империи Карла Великого однако после его смерти империя распалась.

2)Отпечаток изысканности носили на себе картины и вазы и мелочи.

3)На защиту Родины встали и стар и млад.

4)Вся мебель в комнате состояла из кровати да стола.

5) Умён да пригож да на дело негож.

Ответ:____________

30. Расставьте знаки препинания . Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

1)Все уселись вокруг разостланной скатерти и принялись за паштет и прочие яства.

2)Ты камень подкати или влезь на дерево или встань на скамью.

3) В цикл естественных наук входят и биология и химия и физика.

4)Район со своими увалами и ухабами с лесами и полянами обладал десятками микроклиматов.

Ответ:____________

Ответы

Отметьте предложение, в котором нужно поставить только одну
запятую.(знаки препинания в предложениях отсутствуют.)

1)Я взял кусок хлеба и ломтик ветчины и вновь поднялся на
палубу.

2)Он или забавлял нас рассказами или играл с нами или пел.

3)Туманы в Лондоне бывают если не каждый день то через день
непременно.

4)Осенью листья падали и день и ночь.

1)Над Таганрогом темнеет ночь дует ”сгонный” ветер и на широких молах
шелестят степные травы.

2)Степь придвинулась вплотную к порту и к морю и занесла
белой пылью Рыбацкую слободку.

3)Бушует полая вода шумит и глухо и протяжно.

4)Он останавливался и подолгу рассматривал шапки снега на
пнях и на заборах и на еловых ветвях.

1)Вся жизнь этого беспокойного и блестящего писателя была
беспощадной схваткой с глупостью и подлостью.

2)Грин начал писать и создал в своих книгах мир весёлых и
смелых людей.

3)Он пришел к нам из очарованной дали увёл нас в соловьиные
сады своей гениальной и грустной поэзии.

4)После “Поединка” слава Куприна приобрела не только
всероссийский но и мировой характер.

1)Природу он любил не только как созерцатель но и как
лесничий.

2)Там сверкали бенгальским огнём стены занесённых снегом
дворцов и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге.

3)Он был от страха ни жив ни мертв.

4)Поднялось солнце и залило волнами света и тепла и водную
гладь и потопленный лес и людей.

1)В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и
видны были стволы матч. 2)А вокруг был дым и бой и смерть.

3)Заблестели на листьях берёз капли не то росы не то
вчерашнего дождя.

4)К тому времени я стал
всё чаще и чаще бывать у него в доме и познакомился со всей его семьёй.

1)Воды всюду прекрасны и на юге и в тишине наших северных
лесов.

2)Рыжеватые болотца перемежаются то ржаным жнивьём то
чернотой полос то яркими пятнами озимых.

3)Я видел только верхушки лозняка да извилистый край
противоположного берега. 4)Были и лето и осень дождливы.

1)Я за ним и в огонь и в воду.

2)Метель становилась сильнее и сильнее и снег шёл сухой и
мелкий.

3)Ждём не дождёмся солнечных денёчков.

4)Слышны смех и говор и плесканье купающихся.

1)Снегири вылетели из лесной чащи и появилась в садах и
огородах.

2)Под берёзами была видна беседка с плоским зелёным куполом
и деревянными голубыми колоннами.

3)Юг это исполинский
конденсатор растений родина тепла и человеческой культуры.

4)Он подложил в
костер сухой травы и хворосту и раздул пламя.

Тест 9

1)Летние дни на юге
короче северных и южное растение там изнемогает от света и чахнет

От него.

2)В устном и
письменном слове тысячелетиями накапливаются и живут мысли и опыт

Народа.

3)Осенью откроется выставка молодых
ростовских художников.

4)Тонкий слой
прозрачной краски мог передать на полотне влажный блеск глаз и

Внезапно вспыхнувший
румянец и ажурные кружева.

Тест 10

1)Во времена детства
Чехова весь Таганрог был засыпан тучным зерном и деньгами и

Был заселён греками и
итальянцами.

2)Долгими вечерами
прислушивался я к сказкам и к
бесчисленным рассказам ямщиков и

Почтарей.

3)Тужит Пахом да не знает о ком.

4)Нельзя одним словом воспитать или
перевоспитать чело

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом.

2) Стало нестерпимо душно и пришлось открыть все окна.

4) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое и практическое и общенаучное значение.

5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную либо кирпичную кладку.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом. Два ряда однородных.

2) Стало нестерпимо душно, и пришлось открыть все окна.

3) Из окна были видны стволы вишен да кусочек аллеи.

4) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое, и практическое, и общенаучное значение.

5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную, либо кирпичную кладку.

Одна запятая необходима:

в 5-м предложении: его однородные члены соединены повторяющимся союзом либо

во 2-м предложении: оно сложносочиненное, содержит две предикативные части, которые не имеют общего второстепенного члена предложения или вводного слова и не имеют общей придаточной части. Перед союзом И нужна запятая.

Правильный ответ указан под номером 2 и 5.

Ответ: 25|52

Актуальность: 2016-2017

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Знаки препинания в ССП и предложении с однородными членами

Правило: Задание 16. Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами, Задание 16. Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами

Цель

Условные обозначения:

ОЧ - однородные члены.

Например:

рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .

Обратите внимание :

Общая схема : О , О , О .

Пример : жёлтые, зелёные, красные яблоки.

Общая схема : О и/да/либо/или О .

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.

Пример 2 : .

Пример 3

Пример 4

Общая схема : О , О и О .

Пример : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

И

И

Общая схема : О , и О , и О .

Общая схема : и О , и О , иО .

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Пример 2 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны яблоки.

Более сложные примеры :

Пример 3 :

Пример 4 :

Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом

Обратите внимание :

Рассмотрим примеры.

Пример 1 : дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали

Пример 2: пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ.

Схема: О , а/но/да О

Пример 1:

Пример 2:

Пример 3: Мал золотник, да дорог .

Схема: О , илиО , или О

Пример 1:

Чем и другие.

Примеры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .

Грин был не только но был еще и очень тон­ким психологом .

Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .

Туманы в Лон­до­не бы­ва­ют если не каждый день , то через день непременно.

Он был не столько расстроен , сколько

Пример1: .

Пример 2:

Пример 3:

А снег шёл и шёл.

Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные определения

Пример:

без­лич­ной частью , со ска­зу­е­мым в . Например:

[О Сказ и О Сказ].

Листья багряные, золотые

общего второстепенного члена .

Пример 1 : .

через год

только на­ча­ло предложения

Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ?

Теперь более слож­ный пример 1 : На окра­и­не города за­пя­тая поставлена

Пример 2 запятая ставится .


ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ И В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ С ОД­НО­РОД­НЫ­МИ ЧЛЕНАМИ

В этом за­да­нии про­ве­ря­ют­ся зна­ния двух пунктограмм:

1. Запятые в про­стом пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми членами.

2. Запятые в сложносочинённом предложении, части ко­то­ро­го со­еди­ня­ют со­чи­ни­тель­ные союзы, в частности, союз И.

Цель : найти ДВА предложения, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ПО ОДНОЙ за­пя­той в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно ука­зывать но­ме­ра тех предложений, где была ПО­СТАВ­ЛЕ­НА пропущенная запятая, так как бы­ва­ют такие случаи, что в пред­ло­же­нии уже есть запятая, например, при де­е­при­част­ном обороте. Её мы не считаем.

Не сле­ду­ет искать за­пя­тые при раз­лич­ных оборотах, ввод­ных словах и в СПП: по спе­ци­фи­ка­ции в дан­ном задании про­ве­ря­ют­ся лишь три ука­зан­ные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены

Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.

Условные обозначения:

ОЧ - однородные члены.

ССП - сложносочинённое предложение.

Алгоритм выполнения задания должен быть таким:

1. Определяем количество основ.

2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.

3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).

Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.

15.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕНАХ

Однородные члены пред­ло­же­ния - это такие члены, ко­то­рые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния (как главные, так второстепенные) всегда соединёны со­чи­ни­тель­ной связью, с союзом или без него.

Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Ак­са­ков с под­лин­но по­э­ти­че­ским во­оду­шев­ле­ни­ем опи­сы­ва­ет и летние , и зим­ние кар­ти­ны рус­ской природы.

В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.

В одном пред­ло­же­нии может быть не­сколь­ко рядов од­но­род­ных членов. Так, в предложении Вскоре уда­рил тяжёлый ли­вень и по­крыл шумом дож­де­вых по­то­ков и по­ры­вы ветра, и стоны сос­но­во­го бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .

Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.

Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.

15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.

Общая схема : О , О , О .

Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.

Пример : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные, красные яблоки.

15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ

Общая схема : О и/да/либо/или О .

Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.

Пример 2 : Везде её встречали весело и дружелюбно .

Пример 3 : Только ты да я останемся жить в этом доме.

Пример 4 : Я приготовлю рис с овощами либо плов .

15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.

Общая схема : О , О и О .

Правило: Если по­след­ний однородный член при­со­еди­ня­ет­ся со­ю­зом и, то за­пя­тая перед ним не ставится.

Пример : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

15.1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды

Правило: При раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях со­юз­но­го (пункт 15.1.2) и бес­со­юз­но­го (пункт 15.1.1) со­че­та­ния од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния со­блю­да­ет­ся правило: если од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды, то за­пя­тая ста­вит­ся между всеми од­но­род­ны­ми членами

Общая схема : О , и О , и О .

Общая схема : и О , и О , иО .

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Пример 2 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Более сложные примеры :

Пример 3 : От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи - от всего по­бе­жа­ли да­ле­ко длин­ные тени.

Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 4 : Было груст­но и в ве­сен­нем воздухе , и на тем­нев­шем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом . Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.

Именно эта схема часто вос­при­ни­ма­ет­ся за оши­боч­ную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.

Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.

Рассмотрим примеры.

Пример 1 : По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лись дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали . Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.

Пример 2: Ве­че­ром Вадим ушёл в свою ком­на­ту и сел пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.

15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)

Схема: О , а/но/да О

Правило: При на­ли­чии союза А, НО, ДА(=но) за­пя­тые ставятся.

Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .

Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.

Пример 3: Мал золотник, да дорог .

15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ

Схема: О , илиО , или О

Правило: при двукратном по­вто­ре­нии дру­гих со­ю­зов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ста­вит­ся всегда:

Пример 1: А ста­рик расхаживал по ком­на­те и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.

Обратите внимание, что в предложении имеются также од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.

После сказуемого «расхаживал» за­пя­той нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)

15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.

Правило: При двой­ных со­ю­зах запятая ста­вит­ся перед вто­рой его частью. Это союзы как... так и; не только... но и; не столько... сколько; насколько... настолько; хотя и... но; если не... то; не то что... но; не то чтобы... а; не толь­ко не, а, скорее... чем и другие.

Примеры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .

Грин был не только ве­ли­ко­леп­ным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тон­ким психологом .

Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .

Туманы в Лон­до­не бы­ва­ют если не каждый день , то через день непременно.

Он был не столько расстроен , сколько удивлен сло­жив­шей­ся ситуацией.

Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при вы­пол­не­нии за­да­ния 7 (тип «ошибка на од­но­род­ные члены») мы уже встре­ча­лись с этими союзами.

15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно

Общая схема: Схема: О и О , О и О

Правило: При по­пар­ном объ­еди­не­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния за­пя­тая ста­вит­ся между па­ра­ми (союз И дей­ству­ет локально, толь­ко внут­ри групп):

Пример1: Аллеи, за­са­жен­ные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к де­ре­вян­ной эстраде .

Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .

Пример 3: Книги по гео­гра­фии и ту­рист­ские справочники , друзья и слу­чай­ные знакомые твер­ди­ли нам, что Ро­по­та­мо – один из самых кра­си­вых и диких угол­ков Болгарии.

15.1.9.Не яв­ля­ют­ся однородными, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся запятыми:

Ряд повторов, име­ю­щих усилительный от­те­нок - это не од­но­род­ные члены.

А снег шёл и шёл.

Простые осложнённые ска­зу­е­мые также не яв­ля­ют­ся однородными

Сказал так сказал, пойду проверю.

Фразеологизмы с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся союзами не яв­ля­ют­ся однородными чле­на­ми

Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь

Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные определения , ко­то­рые стоят перед по­яс­ня­е­мым словом и ха­рак­те­ри­зу­ют один пред­мет с раз­ных сторон, между ними нель­зя вставить союз и.

Из глу­би­ны цветка не­ожи­дан­но поднялся сон­ный золотистый шмель.

15.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Сложносочиненными на­зы­ва­ют­ся сложные предложения, в ко­то­рых простые пред­ло­же­ния равноправны по смыс­лу и свя­за­ны сочинительными союзами. Части слож­но­со­чи­нен­но­го предложения не за­ви­сят друг от друга и со­став­ля­ют одно смыс­ло­вое целое.

Пример: Три раза зи­мо­вал он в Мир­ном, и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья.

В за­ви­си­мо­сти от вида со­чи­ни­тель­но­го союза, ко­то­рый связывает части предложения, все слож­но­со­чи­нен­ные предложения (ССП) де­лят­ся на три ос­нов­ных разряда:

1) ССП с со­еди­ни­тель­ны­ми союзами (и; да в зна­че­нии и; ни..., ни; тоже; также; не толь­ко..., но и; как..., так и);

2) ССП с раз­де­ли­тель­ны­ми союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли);

3) ССП с про­ти­ви­тель­ны­ми союзами (а, но, да в зна­че­нии но, однако, зато, но зато, только, же).

15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.

Запятая между ча­стя­ми сложного пред­ло­же­ния ста­вит­ся по ос­нов­но­му правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением осо­бых условиях , ко­то­рые ограничивают дей­ствие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, яв­ля­ет­ся ли пред­ло­же­ние сложным, не­об­хо­ди­мо найти его грам­ма­ти­че­ские основы. Что нужно учи­ты­вать при этом:

а) Далеко не все­гда каждое про­стое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, ча­стот­ны предложения с одной без­лич­ной частью , со ска­зу­е­мым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .

Схема: [предстоит ], и [он знал ].

В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.

Схема: [позвонили ], и [никто не сдвинулся ].

б) Подлежащее может быть вы­ра­же­но местоимениями, как личными, так и дру­гих разрядов: Я вдруг услышал до боли зна­ко­мый голос, и это вернуло меня к жизни.

Схема: [Я услы­шал ], и [это вер­ну­ло ]. Не те­ряй­те местоимения в роли подлежащего, если оно дуб­ли­ру­ет подлежащее из пер­вой части! Это два предложения, у каж­до­го своя основа, например: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми гостями, и он не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо.

Схема: [Художник был знаком], и [он уди­вил­ся ]. Срав­ним с ана­ло­гич­ной конструкцией в про­стом предложении: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми го­стя­ми и не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо. [О Сказ и О Сказ].

в) Поскольку слож­ное предложение со­сто­ит из двух простых, то впол­не вероятно, что каж­дое из них может иметь од­но­род­ные члены в своём составе. За­пя­тые ставятся и по пра­ви­лу однородных членов, и по пра­ви­лу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воз­ду­хе и подбрасывал . Схема пред­ло­же­ния: [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].

15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении

В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .

Самое слож­ное для уча­щих­ся -это понять, есть ли общий вто­ро­сте­пен­ный член предложения , ко­то­рый даст право не ста­вить запятую между частями, или его нет. Общий- значит, от­но­ся­щий­ся одновременно и к пер­вой части, и ко второй. Если общий член есть -запятая между ча­стя­ми ССП не ставится . Если он есть, то во вто­рой части не может быть ана­ло­гич­но­го второстепенного члена , он толь­ко один, стоит в самом на­ча­ле предложения. Рас­смот­рим простые случаи:

Пример 1 : Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу .

Оба про­стых предложения в рав­ной мере могут пре­тен­до­вать на об­сто­я­тель­ство времени «через год». Что случилось через год ? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.

Пе­ре­ста­нов­ка общего члена в конец пред­ло­же­ния меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смог­ла выйти на ра­бо­ту через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. По­это­му для нас так важно во-первых, место об­ще­го члена, только на­ча­ло предложения , а во вторых, общий смысл предложения.

Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ? Ветер утих. Начало подмораживать.

Теперь более слож­ный пример 1 : На окра­и­не города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была впол­не весенняя картина . В пред­ло­же­нии два обстоятельства, у каж­до­го простого- своё. Имен­но поэтому за­пя­тая поставлена . Общего второстепенного члена нет. Таким образом, на­ли­чие второго вто­ро­сте­пен­но­го члена та­ко­го же типа (места, времени, цели) во вто­ром предложении даёт право по­ста­вить запятую.

Пример 2 : К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится .

Необходимо отметить, что бы­ва­ют и дру­гие случаи, при ко­то­рых запятая не ста­вит­ся между ча­стя­ми сложносочинённого предложения. К ним от­но­сит­ся наличие об­ще­го вводного слова, общей при­да­точ­ной части, а также двух пред­ло­же­ний неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти слу­чаи не вклю­ча­лись в за­да­ния ЕГЭ, и в по­со­би­ях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.

Однородные члены предложения (главные и второстепенные), не соединенные союзами, разделяются запятыми.

Например: В кабинете стояли коричневые бархатные кресла , книжный шкап (Наб.); После обеда он сидел на балконе, держал на коленях книгу (Бун.); Холодом , пустотой , нежилым духом встречает дом (Сол.); Щербатова рассказывала о своем детстве , о Днепре , о том , как у них в усадьбе оживали весной высохшие , старые ивы (Пауст.).

Нельзя считать однородными сказуемыми сочетания глаголов типа возьму и схожу, пойду посмотрю . В первом случае это обозначение одного действия: Возьму и схожу в лес за грибами (первый глагол лексически неполноценен); во втором случае глагол посмотрю обозначает цель действия: Пойду посмотрю новый фильм .

Запятая при однородных членах не ставится:

1. Если однородные члены соединяются неповторяющимися одиночными соединительными и разделительными союзами и , или , либо , да ( ).

Например: Теплоход стал поперек реки и дал течению развернуть его вниз по ходу (Расп.); Поддержит он Уздечкина или не поддержит ? (Пан.). Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь либо пустяками ? (А.П. Ч.) А тренировка душевных сил возможна да необходима в любых условиях.

2. Если однородные члены соединяются при помощи союза ДА И :

Например: Возьму да и уйду .

3. Если последний член ряда однородных членов присоединяется союзами и, да, или, то запятая перед ним не ставится.

Например: На километры тянутся густые, высокие заросли ромашки , цикория , клевера , дикого укропа , гвоздики , мать-и-мачехи , одуванчиков , генцианы , подорожников , колокольчиков , лютиков и десятков других цветущих трав (Пауст.).

4. Не ставится запятая во фразеологических оборотах с повторяющимися союзами и... и, ни... ни (они соединяют слова с противопоставляемыми значениями): и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, и там и сям, и то и се, и туда и сюда, ни два ни полтора, ни дать ни взять, ни сват ни брат, ни взад ни вперед, ни дна ни покрышки, ни то ни се, ни стать ни сесть, ни жив ни мертв, ни да ни нет, ни слуху ни духу, ни себе ни людям, ни рыба ни мясо, ни так ни сяк, ни пава ни ворона, ни шатко ни валко, ни тот ни этот и др. То же при парных сочетаниях слов, когда третьего не дано: и муж и жена, и земля и небо.

Запятая при однородных членах ставится

1. При наличии между однородными членами противительного союза а, но, да (в значении «но »), однако, хотя, зато, впрочем ) и присоединительного союза а также, а то и .

Например: Секретарь перестал записывать и исподтишка бросил удивленный взгляд, но не на арестованного, а на прокуратора (Булг.); Ребенок был резов, но мил (П.); Ученик способный, хотя ленивый ; Он посещал библиотеку по пятницам, впрочем не всегда ; Мокеевна уже вынесла из дома плетеную корзину, однако остановилась - решила присмотреть яблоки (Щерб.); Квартирка маленькая, зато уютная (газ.); Она знает немецкий, а также французский язык.

2. При попарном соединении однородных членов предложения запятая ставится между парами (союз и действует только внутри групп).

Например: Аллеи, засаженные сиренями и липами, вязами и тополями , вели к деревянной эстраде (Фед.); Песни были разные: про радость и горе, день прошедший и день грядущий (Гейч.); Книги по географии и туристские справочники, друзья и случайные знакомые твердили нам, что Ропотамо - один из самых красивых и диких уголков Болгарии (Сол.).

В предложениях с однородными членами возможно употребление одних и тех же союзов на разном основании (между разными членами предложения или их группами). В таком случае при расстановке знаков препинания учитываются разные позиции союзов.

Например: ...Везде ее встречали весело и дружелюбно и уверяли ее, что она хорошая, милая, редкая (Ч.) - в этом предложении союзы и не повторяющиеся, а одиночные, соединяющие пары двух однородных членов предложения (весело и дружелюбно; встречали и уверяли ).

В примере: Никто больше не нарушал тишину протоков и рек, не обрывал блесной холодные речные лилии и не восторгался вслух тем, чем лучше всего восторгаться без слов (Пауст.) - первое и соединяет зависимые от слова тишину словоформы протоков и рек, второе и замыкает ряд сказуемых (не нарушал, не обрывал и не восторгался).

Однородные члены предложения, объединенные попарно, могут входить в другие, более крупные группы, в свою очередь имеющие союзы. Запятые в таких группах ставятся с учетом всего сложного единства в целом, например, учитываются противопоставительные отношения между группами однородных членов предложения.

Например: Отец Христофор, держа широкополый цилиндр, кому-то кланялся и улыбался не мягко и умилительно , как всегда, а почтительно и натянуто (Ч.).

Учитывается и разный уровень соединительных отношений.

Например: В них [лавочках] найдешь и коленкор для саванов и деготь, и леденцы и буру для истребления тараканов (М. Г.) - здесь, с одной стороны, объединяются словоформы коленкор и деготь, леденцы и буру , а с другой - эти группы, уже на правах единых членов, соединяются повторяющимся союзом и .

Сравните вариант без попарного объединения (при раздельном оформлении однородных членов): ...Найдешь и коленкор для саванов, и деготь, и леденцы, и буру для истребления тараканов .

3. Однородные члены предложения, соединенные повторяющимися союзами , если их больше двух (и... и... и, да.., да... да, ни... ни... ни, или... или... или, ли... ли... ли, ли... или... или, либо... либо... либо, то... то... то, не то... не то... не то, то ли... то ли... то ли ), разделяются запятыми.

Например: Было грустно и в весеннем воздухе, и на темневшем небе, и в вагоне (Ч.); Не было ни бурных слов, ни пылких признаний, ни клятв (Пауст.); Видеть ее можно было ежедневно то с бидоном, то с сумкой, а то и с сумкой и бидоном вместе - или в нефтелавке, или на рынке, или перед воротами дома, или на лестнице (Булг.).

При отсутствии союза и перед первым из перечисляющихся членов предложения соблюдается правило: если однородных членов предложения больше двух и союз и повторяется хотя бы дважды, запятая ставится между всеми однородными членами (в том числе и перед первым и ).

Например: Принесли букет чертополоха и на стол поставили, и вот передо мной пожар, и суматоха, и огней багровых хоровод (Забол.); И сегодня рифма поэта - ласка, и лозунг, и штык, а кнут (М.).

Не следует путать повторяющийся союз и и союзы и, поставленные на разном основании: Было тихо и темно, и сладко пахло травами (первое и стоит между однородными частями главного члена предложения, а второе и присоединяет часть сложного предложения).

При двукратном повторении других союзов, кроме и , запятая ставится всегда .

Например: Колоть беспрестанно мне глаза цыганской жизнью или глупо, или безжалостно (А. Остр.); Дамочка не то босая, не то в каких-то прозрачных... туфлях (Булг.); Рано ли , поздно ли , но приду.

Союзы ли, или не всегда являются повторяющимися.

Так, в предложении И не понять, смеется ли Матвей Карев над своими словами или над тем, как заглядывают ему в рот студенты (Фед.) союз ли вводит изъяснительную придаточную часть, а союз или соединяет однородные члены.

Сравните союзы ли, или в качестве повторяющихся: Идет ли дождь, или светит солнце - ему всё равно; Видит ли он это, или не видит (Г.).

4. При однородных членах предложения, кроме одиночных или повторяющихся союзов, могут употребляться двойные (сопоставительные) союзы , которые членятся на две части, располагающиеся каждая при каждом члене предложения: как... так и, не только... но и, не столько... сколько, насколько... настолько, хотя и... но, если не... то, не то что... но, не то чтобы... а, не только не., а, скорее... чем и др. Запятая всегда ставится перед второй частью таких союзов.

Например: Я имею поручение как от судьи, так равно и от всех наших знакомых (Г.); Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тонким психологом (Пауст.); Говорят, что летом Созополь наводняют курортники, то есть не то чтобы курортники, а отдыхающие, приехавшие провести отпуск у Черного моря (Сол.); Мама не то что сердилась, но все-таки была недовольна (Кав.); Туманы в Лондоне бывают если не каждый день, то через день непременно (Гонч.); Он был не столько расстроен, сколько удивлен сложившейся ситуацией.

Между однородными членами предложения (или их группами) может ставиться точка с запятой:

1. Если в их состав включаются вводные слова: Оказывается, существуют тонкости. Надо, чтобы костер был, во-первых , бездымен; во-вторых , не очень жарок; а в-третьих , в полном безветрии (Сол.).

2. Если однородные члены распространены (имеют зависимые слова или относящиеся к ним придаточные части предложений): Его уважали за его отличные, аристократические манеры , за слухи о его победах; за то , что он прекрасно одевался и всегда останавливался в лучшем номере лучшей гостиницы; за то , что он вообще хорошо обедал, а однажды даже пообедал с Веллингтоном у Людовика-Филиппа; за то , что он всюду возил с собой настоящий серебряный несессер и походную ванну; за то , что от него пахло какими-то необыкновенными, удивительно «благородными» духами; за то , что он мастерски играл в вист и всегда проигрывал... (Т.)

Между однородными членами предложения ставится тире:

1. При пропуске противительного союза: Знание людьми законов не желательно - обязательно (газ.); Трагический голос, уже не летящий, не звонкий - глубокий, грудной, «мхатовский» (газ.).

2. При наличии союза для обозначения резкого и неожиданного перехода от одного действия или состояния к другому: Тогда Алексей стиснул зубы, зажмурился, из всех сил рванул унт обеими руками - и тут же потерял сознание (Б. П.); ...Хотел всегда жить в городе - и вот кончаю жизнь в деревне (Ч.).

Однородные члены предложения и различные их сочетания при расчленении предложения (парцелляции) разделяются точками .

Например: А потом были длинные жаркие месяцы, ветер с невысоких гор под Ставрополем, пахнущий бессмертниками, серебряный венец Кавказских гор, схватки у лесных завалов с чеченцами, визг пуль. Пятигорск , чужие люди, с которыми надо было держать себя как с друзьями. И снова мимолетный Петербург и Кавказ , желтые вершины Дагестана и тот же любимый и спасительный Пятигорск. Короткий покой , широкие замыслы и стихи, легкие и взлетающие к небу, как облака над вершинами гор. И дуэль (Пауст.).

Случайные статьи

Вверх