Шлейден и шванн - первые каменщики клеточной теории
Российскому физиологу Ивану Павлову принадлежит сравнение науки со стройкой, где знания, как кирпичики, создают фундамент...
Работы Макса Эрнста: графитовый рисунок 1931 года с изображением солнца и деревьев, живописная работа в технике фроттаж 1970 года
Слово «фторраж» происходит от французского глагола frotter, что переводится как «тереть». Авторство техники фроттаж приписывают немецкому сюрреалисту Максу Эрнсту , он создавал большое количество своих работ методом фроттажа. Техника была разработана художником в 1925 году . Эрнста вдохновил древний деревянный пол, который он пожелал сделать частью своего произведения. Он взял лист бумаги и перевел зернистую поверхность пола на бумагу путем трения карандаша. Так и родился фроттаж.
Почти каждый ребенок знаком с техникой фроттаж. Дети любят переводить на лист бумаги отпечатки монет или других ребристых или рельефных поверхностей. Но это не только детская забава. Фроттаж сегодня – это современная техника рисования на бумаге.
Техника фроттажа помогает снимать размеры со старинных объектов
Художник берет карандаш (простой или цветной) или любой другой мягкий материал (уголь, сангину, восковые мелки, пастель и пр.) и закрашивает бумагу. При этом, под бумагой должна находиться какая-то ребристая поверхность. В результате на поверхности бумаге проявляется как бы «слепок» рельефа. Лучше всего получается рисунок, если закрашивать бумагу ребром грифеля, его плоской стороной.
Методом фроттажа можно получить точную копию рельефной поверхности. Например, таким способом художники-реставраторы получают «слепки» старинных ваз, посуды, монет, анализируют таким образом старинные объекты (в профессиональной среде их называют «кроки»). А затем переносят полученные «слепки» на ватман, составляя точные обмеры старинных музейных экспонатов.
Листья деревьев - одни из самых популярных объектов для фроттажа
Одними из самых популярных объектов для фроттажа являются монеты, листья деревьев, старинные элементы декора интерьера (литые решетки, люки и т.д.), даже подошвы ботинок или кроссовок .
Вариантом фроттажа можно назвать технику, при которой рифленая поверхность переносится на бумагу не грифелем карандаша, а продавливанием пальцами с помощью измельченного в пудру грифеля. Либо с помощью краски: руки или губка пачкаются в краске и на бумаге выдавливается рисунок.
Рифленой поверхностью может быть обычная батарея или терка для овощей
Для воспитателей и родителей фроттаж может стать настоящей находкой. Потому что им очень легко увлечь ребенка, а также потому, что сделать ошибку практически невозможно, результат всегда получается качественным. Для детей элементами фроттажа могут стать абсолютно любые ребристые или рельефные поверхности, даже терки для овощей, упаковки с объемными буквами (сроками годности), игрушки.
Аппликация из текстурированной с помощью фроттажа бумаги
Другой прием – сделать различные текстуры и вырезать из них элементы композиции. Это хороший принцип коллективного детского творчества. Каждый ребенок сделает свою текстуру и свой объект, а затем группа сделает общий арт-объект (картину).
Аппликация из листьев деревьев, переведенных на бумагу с помощью фроттажа
Композиция-фроттаж, мастер-класс художника Ольги Поляковой
Мастер – класс по рисованию для детей дошкольников.
Нетрадиционная техника рисования "Фроттаж".
Название работы: "Уточка".
Кириллова Ирина Николаевна.Наверное, многие помнят из своего детства одно нехитрое, но очень интересное своим результатом развлечение. Берём монетку, кладём под тетрадный листок и закрашиваем сверху простым графитным карандашом и о, чудо… ещё одна монетка как настоящая. А это оказывается не просто чудо, а техника изображения – фроттаж.
Слово «Фроттаж» происходит от французского «frotter» -«тереть, натирать». Это техника воспроизведения рисунка фактуры посредством натирания бумаги. Любую рельефную, фактурную форму можно скопировать, покрыв ее листом и заштриховав поверхность.
1. Подготовьте рабочее место для рисования.
2. Берём лист бумаги и раскладываем на нем элементы будущего рисунка. Например уточку или лисичку. Трафареты можно вырезать самим или взять готовые. Трафареты обязательно прикрепить к листу бумаги маленьким кусочком скотча.
Умение происходит от французского слова trotter, которое переводится как «натирать». Это мастерство создания картины путем воспроизведения фактуры того или иного предмета при помощи растирания бумаги. Применять в этом искусстве можно разные вещи, которые имеют выразительную фактуру. Любой отчетливый фигурный образец можно повторить, накрыв его листом и заштриховав снаружи поверхность.
Большим плюсом фроттажа считается объемность, а творения в этой технике изумляют фантазию. Невзирая на то что, перед тем как применять это умение, поверхность любого предмета тщательно рассматривают, но определить, как точно будет смотреться рисунок, перенесенный на бумагу, нелегко. Процедура возникновения орнамента в этой ситуации подобна проявлению фотопленки - увлекательное зрелище!
Зародилось это мастерство благодаря художнику-сюрреалисту Максу Эрнсту, который в 1925 году подобным стилем перенес на бумагу потрясшие его очертания деревянных напольных дощечек. Он не принялся их перерисовывать, а просто, положив бумажный лист на пол, растер его углем. Новоявленная техника фроттаж с радостью была одобрена некоторыми сюрреалистами, которые добивались последних результатов большей частью методом натирания бумаги ломтиком свинца. На бумажном листе при этом проявлялись с индивидуально выбранных и подложенных под него предметов контуры изумительных рисунков, мифических животных и птиц. Иногда такое искусство называют техникой воскового резиста.
Фроттаж - что это за искусство? Для занятий таким мастерством потребуются четкие фактуры, а именно: рельефные картинки, деревянные поверхности, жесткие ткани, линейные или кружевные составляющие, крепкие, с необычным изображением листья.
Растирание фроттаж делается с осторожностью: следует держать бумажный лист, не смещая силуэта под ним. Тона, которыми заштриховывается плоскость для получения художественного результата, дополняются и покрывают друг друга.
Выбрав некоторые соответствующие предметы, можно провести эксперименты с ними. Лучше применять карандаши различной мягкости. Одни "ландшафты" изображаются карандашами 2B или B, иные - более мягким. Однако это отнюдь не значит, что чем нежнее - тем лучше. Совсем мягкий карандаш, скорее, закрывает, чем показывает рельеф. Можно попытаться штриховать в разном направлении - эффекты могут значительно отличаться. Очень часто в мастерстве используют много поверхностей одного экземпляра.
Фроттируя листочки и другие растительные основы, можно получить настоящий и отчетливый образ моделей растений. Для цветочного наклеивания это умение увлекательно тем, что в нем легко создать действующий фон. Для этого необходимо положить под бумагу выбранную фактуру обоев, ткани, ажура, керамической плитки или полотна и натереть ее мелками или карандашом. Следует брать во внимание фигуры, которые есть в окружении, и в объектах для фроттажа недочетов не будет.
Орнамент, произведенный при помощи мелковолокнистой дощечки, будет пригоден для зарисовки не только деревянной плоскости, но и человеческой кожи на портрете или далеких холмов на картине. Применяя в качестве фигурной поверхности листья, можно изображать деревья, перья птицы или же стены домов. И тут встает вопрос: фроттаж - что это за техника такая? Это искусство прежде всего для творческих людей, которые обладают еще
Перед работой в стиле фроттаж нужно в первую очередь включить фантазию. Для этого следует внимательно оглядеться вокруг, чтобы найти подходящую вещь для получения требуемого орнамента. Сараи, кладовки, кухни или гаражи - места, где можно посмотреть. Перед выбором какого-нибудь экземпляра необходимо перевести его фактуру на бумажный лист и оценить рисунок.
Что потребуется для техники:
Теперь можно приступать к работе.
Фроттаж - что это еще может значить? Это также проявление собственной фантазии, приобретение опыта и, возможно, дальнейшая перспектива в работе.
рисуем в технике «фроттаж»Для работы нам понадобится несколько листов бумаги, восковые мелки, клей-карандаш и ластик. Обратите внимание: в продаже бывают мелки, обернутые бумагой, чтобы во время рисования не пачкались руки. Но нам придется снять обертку, так будет удобнее работать. Во время подготовки материалов для работы, обсудите с ребенком, какого цвета бывают листья, какие из мелков вам понадобятся.
Из дополнительных материалов можно приготовить рамку для будущей картинки, ножницы и карандаш.
И, конечно же, нам понадобятся объекты для рисования. Соберите на прогулке несколько листьев деревьев или кустарников, можно использовать и листья цветов. Хорошо, если у листьев будут крупные жилки. Если от момента сбора листьев до, собственно, рисования должно пройти какое-то время, положите листья в полиэтиленовый пакет, чтобы они не завяли. Кстати, когда будете собирать листья, обратите внимание ребенка на название растений. (Ну а то, что местом для сбора растительного материала не станет ближайшая городская клумба, думаю, и так понятно?) Мы у себя на даче нашли вот что: шиповник, девичий виноград, смородину, липу, скумпию и буквицу.
Выбираем несколько листьев, которые будем рисовать в первую очередь. Возможно, для первых опытов стоит выбрать листья простой формы. Теперь приклеиваем листья на бумагу. Скорее всего, дети приклеят листья лицевой стороной вверх, жилками вниз. Это хорошо, как раз то, что нужно.
Теперь перевернем лист бумаги, мы будем работать на его обратной стороне. Но перед тем, как начать рисовать, подложим под наш рабочий лист несколько других листов бумаги, иначе мы получим не только снимки листьев, но и отпечаток рабочей поверхности. Все готово? Тогда приступим! Мы взяли желтый мелок, положили его на лист бумаги плоско, а затем стали двигать в этом положении, прижимая к бумаге. У нас получились светлые отпечатки листьев.
Повторим это упражнение с мелками другого цвета, чтобы изображения листьев проступили четче, и рисунок стал более интересным. Но чтобы все получилось удачно, следите за постановкой рук ребенка: на этом занятии мы работаем всей поверхностью мелка, поэтому не нужно брать его в руку так, как делаем это обычно для письма.
Если рисунок готов, отклейте с его обратной стороны листья растений. Можно поместить готовую работу в рамку. Отмечаем карандашом контур будущей картинки, затем вырезаем.
Кстати, работы в этой технике могут пригодиться не только для создания картин. Таким способом можно получить интересную дизайнерскую бумагу, которая потом будет нужна и для создания открыток, и для украшения альбомов, и для фонов аппликации из природного материала.
Надеюсь, вашим детям понравится рисовать в этой технике. Попробуйте поэкспериментировать, что будет, например, если рисовать не на белой, а на цветной бумаге? Или будет ли рисунок другим, если использовать пастель вместо воскового мелка? Уверена, эти маленькие самостоятельные открытия принесут вашему малышу радость.
Мы с дочкой освоили новую технику "Фроттаж" Полезла в яндекс, что бы немного теории посмотреть и очень удивилась
Оказывается у этого слова несколько понятий очень удивилась, а потом посмеялась
Здесь напишу только одно))))
Материал из Википедии
Фроттаж (восходит к фр. глаголу frotter - тереть) может означать:
Фроттаж (искусство) - художественная техника, использующая натирающие движения карандаша.
А попроще: Помните, как в детстве, на монету накладывали лист бумаги и сверху заштриховывали карандашом, получалась нарисованная копия "денежки", вот собственно и есть техника Фроттаж.
Я вырезала различные шаблоны из картона, наклеила их на другой картон, ручкой прорисовала некоторые детали и показала дочке как получается рисунок. А затем объяснила ей подробно, пару раз водила ее рукой.
Что именно мы делаем: накладываем лист, лучше обычный для принтера, а не альбомный на изготовленный трафарет. Берем восковой или маслянный карандаш плашмя и начинаем заштриховывать лист. Одно из преимуществ техники - ребенок учится держать карандаш по новому - плашмя, что не очень легко для маленьких ручек))))
Вот готовые трафареты
Закрепила скрепками листы
Сказала ребенку что под листом спрятался рисунок и надо его найти. Ребенок с радостью угадывал силуэты)))))
Вот результат
Это уже рисунки формата А4
Это немного позанимались заодно, вспомнили названия геометрических фигур
Затем мы руками "прощупывали" шаблон и каждый элемент рисовали разноцветными карандашами. Получилось рчень красиво на мой взгляд
Данные трафареты оставались от нашего опыта .
По началу дочка не совсем понимала, что я хочу от нее и мы вместе прорисовали несколько листов, затем она "вкусила" и "вошла в раж", требуя от меня скреплять скрепками листы одних и тех же трафаретов)))))) Мне тоже самой очень понравилось))))
Творите с детьми в удовольствие)))))