Сказки про энергосбережение воды. Сказки на тему энергосбережения

Пропаганда энергосбережения подразумевает под собой решение целого ряда взаимоувязанных задач. Прежде всего, это информационное обеспечение энергопотребителей и руководителей, ответственных за принятие решений о возможностях и выгодах экономии энергии, наличии и стоимости различных типов энергосберегающего оборудования, приборов и услуг по энергосбережению.

Центр Энергосбережения Пермского края ведет работу по пропаганде энергосбережения и разработал ряд агитационных материалов для населения:

№ 1. Размышления об энергосбережении «рядового» пользователя

№ 2. Диалог Молодая пара (муж и жена) и эксперт отвечает на их вопросы

№ 3. История молодого человека 26 лет

№ 4. Притчи о бережном отношении к природным ресурсам

№ 5. Оборона бюджета

№ 6. Сказка про энергосбережение для дошколят

№ 7. Энергосбережение (сценарий)

В качестве примера агитационного текста приводим рассказ "Размышления об энергосбережении «рядового» пользователя"

Энергоэффективность - это понятие мы слышим все чаще. А между тем, что рядовой потребитель знает об энергоэффективности, энергосбережении, рациональном расходовании ресурсов? Да практически ничего! «Уходя - гасите свет». Вот и все знания большинства из нас, обычных людей. Государственные программы по энергоэффективности и развитию энергетики, Форумы, Конференции, выставки для специалистов, профессионалов своего дела - для большинства из нас это просто новостные ленты среди множества других, о большинстве из которых мы даже не задумываемся.

Передовое энергоэффективное оборудование для производств будет создано независимо от знаний и степени заинтересованности «простых» людей. А в то же самое время, вовсе не предприятия в первую очередь определяют качество и количество потребляемых ресурсов, а именно те самые рядовые потребители - мы с вами. Миллионы обычных людей, которым каждый день необходимы вода, свет, тепло... Потребности в ресурсах все возрастают, и долгое время решался вопрос о том, как увеличить количество вырабатываемой энергии. А такой простой и разумный вопрос о реальной экономии энергоресурсов возник в нашей жизни совсем недавно. Человек вообще склонен халатно относиться к тому, что есть. Скорее всего, дело в доступности благ цивилизации. И по настоящему ценить люди начинают то, что добыто своими собственными руками, тяжелым трудом, или то, чего просто не хватает и что становится слишком дорого.

Наши давние предки, вынужденные сами добывать необходимые для жизни ресурсы, очень рачительно подходили к этому вопросу, определяющему выживание. Невозможно не восхититься гениальными в своей простоте решениями! Технологии постройки домов с использованием особых свойств различной древесины и камней, особое устройство печей и внутренних перегородок с утолщением для длительного сохранения тепла, входных дверей и проемов с высокими порогами и низкими притолоками, или напротив - словно утопленных в землю, отворачивание окон от северных или подветренных сторон, и даже использование самых разных природных материалов, таких как шкуры и сено, а также поленница, благодаря разумному их расположению в доме способствовали сохранению особого климата. О способах сохранения воды в различных условиях вообще написаны целые книги!

Мы не можем поменять стены, но кто, если не мы, выбираем покрытие стен, полов и даже потолков изнутри? Не происходят ли у нас потери тепла через входную дверь? А как насчет окон? Достаточно ли хорошо оконные рамы сохраняют тепло в холодное время, или все-таки нуждаются в замене? А в жару, особенно если окна выходят на солнечную сторону, такое незамысловатое решение, как светоотражающие жалюзи дадут передышку кондиционеру.

Шторы, которые хозяйки так тщательно выбирают по дизайну, очень часто плотно закрывают батареи центрального отопления, и потом приходится также тщательно, как и шторы, выбирать обогреватель. А если за батареи поставить специальный отражающий экран, то в доме становится заметно теплее. Кстати, если без обогревателей обойтись все же не получается, обратите внимание на различные технологии отопления и возможность выбора разных режимов, и лучше автоматических. Это же касается и специальных заслонок на батареях центрального отопления.

Приобретая любое электрооборудование, следует обратить внимание на класс энергосбережения. Незначительно переплатив за технику более высокого класса, вы быстрее сэкономите на счетах за электроэнергию. Бытовая техника во всем своем разнообразии плотно укоренилась в нашей жизни, став неотъемлемой ее частью. На нее же приходится и львиная доля потребления электроэнергии. Есть несколько нюансов, о которых многие даже не слышали.

Я всегда находила странным близкое соседство кухонной плиты и холодильника. И как оказалось, не зря. Расход электричества увеличивается при этом на треть. А если у вас стоит электроплита, то даже грамотно подобранная посуда поможет вам сэкономить. И не забывайте, что практически все электроприборы сами вырабатывают некоторое количество тепла.

Телевизор есть в каждом доме, и часто не один. Правильно расположенный в равномерно освещенном пространстве, при помощи регулировки изображения он, как и компьютерные мониторы, позволяет сократить расход электроэнергии. Компьютерная техника располагает возможностью режима энергосбережения, и правильная настройка этих режимов позволяет экономить энергию почти вдвое.

Вообще, нашу жизнь заполонили всевозможные гаджеты, и я иногда путаюсь в невероятном количестве зарядных устройств к ним. И, по правде сказать, часто оставляю зарядные устройства в сети. Как оказалось, при постоянно подключенном зарядном устройстве идет очень значительная потеря энергии совершенно впустую. То же можно сказать и об аудио-, видеотехнике, находящихся длительное время в режиме ожидания

Мы уже говорили о возможности выбора различных режимов в оборудовании, но хочется обратить ваше особое внимание на включатели освещения. Очень разумным представляется использование светорегуляторов, позволяющих плавно изменять интенсивность освещения. Предусмотрите способ автономного включения части ламп от различных выключателей, все включенные лампы нужны далеко не всегда. Вообще, лучше оборудовать дом различным освещением, комбинируя классические светильники с люминесцентными и светодиодными, а также разделяя освещение на общее и местное. Это позволит вам совместить комфорт с экономией. Многие помещения в доме, такие как коридор, подсобные помещения, вообще не нуждаются в ярком освещении.

И в заключение еще несколько маленьких секретов, которые для кого-то прозвучат забавно, а кого-то заставят задуматься. Сделайте для себя возможным естественное дневное освещение, улучшите его светлой отделкой стен, потолка, мебели, не заслоняйте излишне шторами. И содержите в чистоте окна и светильники. А еще есть несколько электроприборов, которые расходуют энергию на порядок экономнее, если их тоже содержать в чистоте. Своевременно очищайте фильтры и пылесборники в пылесосе. Размораживайте чаще морозильную камеру. И освобождайте от накипи обогревательные элементы стиральной и посудомоечной машин, а также чайника. Вот такие нехитрые советы позволяют значительно экономить электропотребление, а следовательно и расходы.

Перед тем, как закончить статью, я еще раз обошла свой дом. Моя посуду, я убавила напор крана, выключила телевизор, по которому слушала новости, и включила для этого же радио. Достала из сети зарядное устройство для телефона, который заряжался там вчера. Надо будет еще чайник почистить...

И знаете, о чем я задумалась? О том, что основными ресурсами современной жизни являются Человек и Информация. Так просто и так важно - донести до каждого человека актуальную информацию. Это ли не потенциал, являющийся ключом к рациональному использованию и сбережению любых других ресурсов?

Еще один аспект экономии на освещении (но не за счет освещения) - энергоэффективные лампочки. Предписанные властями люминисцентные или даже светодиодные - последние дороже, но зато еще более экономичны и, как считается, практически вечны. Свет их все еще немного отличается от привычного «желтого», но уже вполне вписывается в санитарные нормы. По крайней мере в небольших комнатах или в технических помещениях (кладовка, туалет, ванная) их уж точно можно попробовать.

А, кстати, нагреватель. Проблема состоит в том, что многие из них сушат воздух до такой степени, что приходится открывать окно для нормализации среды обитания. Попутно ее вымораживая. И приходится снова врубать нагреватель на полную. И опять открывать... Так что стоит или купить нагреватель с емкостями для воды или решить эту проблему еще более незамысловатым способом, хотя бы тазиком с водой неподалеку от радиатора.

У бытовой техники кроме мощности-скорости-яркости есть такой показатель, как энергоэффективность. Показывающая, сколько полезного машина сделает за «съеденный» киловаттчас - постирает, заморозит, вымоет... Для холодильников разница устройствами класса G и самого зеленого класса A+++ - семикратная. Разница в цене гораздо меньше.

Плюс устройства более высокого класса, как правило, снабжены средствами, облегчающими уход за ними. Ну по крайней мере это обещает производитель.

Правильная эксплуатация электроприборов тоже поможет сэкономить. Пыль, накипь, лед на задней стенке снижают эффективность работы - и срок жизни техники.

№ 6. СКАЗКА ПРО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ

Однажды ночью в одной пермской квартире холодильник, утюг и телевизор завели между собой разговор.

Подумать только какие люди глупые - словно диктор проговорил телевизор. Целыми днями говорят: «Берегите электроэнергию! Берегите электроэнергию!» . А что её беречь- то, какая-то маленькая пластмаска с дырками. Другое дело Я! И фильмы, и мультики и всякая всячина, знай, переключай и каналы смотри!»

Толи дело Я, - важно сказал холодильник. - И суп, и котлеты и мороженное! Открывай и наслаждайся! Сплошная вкуснятина!

И я! И я! - запыхтел утюг,- тоже важнее пластмассовой дырки! Вряд ли люди были бы такими красивыми в мятой одежде!

А розетка - это маленький скромный домик, где жили электрические частицы. Не смотря на то, что домик был маленький, их было там огромное количество. Они жили очень дружно и радостно, пели и танцевали, играли в догонялки, и от этого вырабатывался электрический ток, которым они делились и с холодильником, и с телевизором, и с утюгом, предавая его через шнур.

Услышали частицы разговор и очень расстроились: «Почему холодильнику, утюгу и телевизору не нравится наш домик? Почему они считают, что мы бесполезные? Давайте мы их проучим! Не дадим им больше тока, и вообще отключим их от розеток».

Ой, ой, ой что-то я остываю - запищал утюг! - Ой, ой, ой, я наверное заболел у меня совсем температура падает!

Где изображения, где картинки, где дикторы! - возмущался телевизор - И вообще, чем так воняет! Фу!фууууууууууу!

Бедный холодильник! Как же на него было жалко смотреть! Суп, котлеты, мороженное и всякая вкуснятина превратилась просто в какую-то вонючую гадость, да ещё и просочилась наружу!

Что же делать? Что случилось? Как нам быть? - запереживали электрические приборы - Кто же нам поможет?

И так жалобно они просили о помощи, что добрые электрические частицы пожалели их!

Ладно, - сказали они - прощаем, вас! Но впредь не забывайте, что порой маленькая кругленькая пластмаска, которая называется электрическая розетка, способна осветить комнату, нагреть утюг, остудить холодильник, включить телевизор и много ещё чего полезного вокруг.

Ничего себе! - сказали электрические приборы, - такие маленькие, а такие полезные и важные! Жаль, что мы не знали этого раньше, мы не стали бы вас обижать.

А вдруг ваша энергия закончится?- еле слышно спросил утюг, - нам опять тухнуть и остывать?

Это уже все зависит от людей, не зря же им каждый раз из телевизора напоминают: «Берегите электроэнергию! Берегите электроэнергию!» Ведь беречь её дело каждого!

№ 7. Энергосбережение (сценарий)

Привет, Максим!..

Привет, Валерка!..

А это кто с тобой!.. Привет!..

Знакомься, вот - сестрёнка, Лерка+

Таких сестёр не видел свет!..

Ты всё про свет?!..

Да, знаешь, фишка,

Люблю понять и увязать+

Да брось ты, Макс, всё это - слишком!..

Пора бы с темой завязать!..

Я рад бы сам,

Да есть помеха -

Весь день-деньской она в башке!..

А это, знаешь, не до смеха,

Верчусь, как вошь на гребешке!..

Пока не выскажусь - страдаю+

Прикинь, и ночью не уснуть!..

Раз этим даром обладаю -

То должен в суть и заглянуть!..

Ну, ну, давай,

Гляди, покруче!..

Расчётом точным проверяй!..

Я посмотрю+ Её научишь?!..

Ты ему, Лер, не доверяй+ (Валера)

Всё это - сказки,

Вянут уши,

Пойдём гулять, устала ждать!..

Гораздо круче - бить баклуши,

Чем эти байки обсуждать! (Лера)

А это вовсе и не байки,

Реальность, круче, чем айфон!..

Гляди сюда, чего на майке -

Вот, белый здесь и синий фон!..

А это что?!..

А это лампа!..

Такой не видел я, ага!..

А это что?.. Такая рамка?!..

А тут рука или нога?!..

(На майке с одной стороны на бело-синем фоне энергосберегающая лампа, а на другой стороне - пластиковые окна, в руках+)

Ну, ты даёшь!..

Ведь окна это!..

Здесь необычное стекло:

Прохладно с ними, если лето!..

Зимою, знаешь, как тепло?!..

И даже если мимо "Боинг"

Со страшным гулом пролетит,

Ты не услышишь, будь хоть трое,

Но + поумерь свой аппетит!.. (Максим)

А я, признаюсь, заскучала,

Пойду я, Макси, без обид+ (Лера)

Давай-ка, Макс, начни сначала,

Откуда взял такой прикид?!.. (Валера)

Согласен, выглядит всё классно,

Тебе и Лере б подошло +

Мне самому пока не ясно,

Ну, как там всё произошло!..

Я дома был, один остался,

Ну, предки вырвались в театр,

Абонемент им, что ль, достался?..

Они ушли, а я и рад!

Чего хочу, того и буду,

Никто теперь мне не указ!..

Ну, ты крутой!..

Стой, позабуду!..

Когда начнётся твой рассказ?!..

Так вы же не перебивайте!..

Что, интересно?!.. То-то же!..

Рты чересчур не разевайте,

Как утконос на вираже!..

Ну, значит, вот, мои владенья,

Ну, все три комнаты, давай!

Я свет везде, без промедленья,

Гуляешь, Макси, не зевай!..

Везде включил, и в туалете,

И ванной комнате, ништяк!..

Вся темнота теперь в пролете,

Максим гуляет, не пустяк+

Ты темноты боишься, что ли?..

Такой устроил фейерверк!.. (Валера)

Вот для чего светло так в школе -

Чтоб знать, где вниз, и знать, где вверх!.. (Лера)

Причём тут школа?.. Воскресенье!..

И мне пока не двадцать лет+

От темноты одно спасенье -

Везде включай поярче свет!

Потом врубил музонпоярче,

Ну, не "Рамштайн", конечно, "Мюз",

И чтоб совсем уж стало жарче,

Гитару взял и сбацал блюз!..

Так у тебя электро?!.. Ладно!..

Ты раньше мне не говорил!.. (Валера)

А чтобы стало чуть прохладно -

Я окна настежь отворил+

Колонки выставил на окна,

И зажигаю на всю мощь!..

У "Мерседесом" стёкла взмокли,

Но - не могу ничем помочь!

Потом, смотрю, ногой задрыгал,

Вот это, думаю, кураж!..

Такая, знаешь, холодрыга,

Заледенел вдруг фикус наш!..

Ну, да, чуток перестарался -

Не лето, знаешь, а февраль!..

Да, Макс, ты круто оторвался,

Если, конечно, ты не враль!.. (Лера)

Всё это - правда, правда, честно,

Ведь доказательство на мне!..

Продолжу, если интересно -

Висишь, как брюки на ремне!..

Чтоб не замёрзнуть, значит, это,

А то со всех сторон сквозняк -

Микроволновка в кухне, где-то,

Её включил, слегка обмяк...

Потом утюг включаю, "Филипс",

И кофеварку, чайник, да...

Хлоп-п-п, будто звёзды заискрились,

И свет погас!.. Максим, беда!..

Ты пробки сжёг, они в подъезде,

Пошёл бы выкрутил, вкрутил... (Валера)

Да, все электрики в отъезде,

Меня такой мандраж хватил!..

В кромешной тьме, сижу, гадаю,

Когда и кто меня найдёт!..

Совсем не страшно, но... страдаю,

А вдруг сидеть придётся год!

Так ведь родители вернутся!..

Они в театре, Макс, ты чё?!.. (Лера)

Теперь-то проще оглянуться,

Ну, а тогда... Подставь плечо... (к Валере)

Вдруг - снова свет! Фонтаном брызжет,

Вокруг огни, блин, сто огней!..

Ух, ты, не видывал я в жизни

В своей квартире... нет, не в ней!..

Огромный холл, колонны, арки,

Как в "Юбилейном" кинозал,

И классно, да-а, совсем не жарко,

Комфортно, я бы так сказал...

Мужчина, с виду так, солидный,

| скачать бесплатно Материалы по пропаганде энергосбережения среди населения (страница 4 из 5) , Центр Энергосбережения Пермского края,

Программное содержание: продолжать формирование понимания единства человека и природы, ответственности за сохранение её ресурсов;

дать образное и упрощенное и упрощенное объяснение такого понятия как энергосбережение: экономное пользование водой, электроэнергией, сохранение тепла; продолжать формировать у детей потребность в экономии воды, тепла, электроэнергии; продолжать знакомить детей с электричеством, правилами безопасного обращения с электроприборами; обогатить словарный словарь детей следующими лексическими единицами: энергосбережение, электростанция, экономия, природные ресурсы, энергосберегалочка.

Оборудование:

Дидактические игрушки Берегоша и Транжира; демонстрационный материал «Электроприборы», колокольчик, материал для эксперимента, энергосберегалочки, конверт.

Предварительная работа:

Чтение художественных произведений: «Сказка о трех братьях», «Советы Берегоши», «Домашняя экономия», загадывание загадок, рассматривание иллюстраций и беседа по книге «Техника в вашем доме», создание выставки детских творческих работ «Учимся беречь энергию»; дидактические игры «Свет, вода, звук», «Основы безопасности», «Моя квартира».

Дети сидят на стульях полукругом. Звенит колокольчик.

Воспитатель (В.). Кто там звонит? Сейчас посмотрим.

Берегоша.

Мое имя Берегоша

Бережливый гномик я.

И ко всем моим советам

Вы прислушайтесь, друзья!

Я пришел сегодня к вам

С таким предложением:

Давайте вместе обучаться

Энергосбережению!

Берегоша. Кто там?

Транжира. Это я, Транжира. Бродил по улицам, хотел немного согреться, а то в квартире у меня холодно, совсем замерз.

Берегоша. Заходи, чайку попьем, авось и согреешься.

Транжира. Спасибо, Берегоша.

(Появляется Транжира.)

Берегоша. Привет, Транжира..

Транжира. Здравствуй, Берегоша.

В . А в доме тепло, хорошо, уютно. Поставил Берегоша самовар, чай разливает, за каждой капелькой следит.

Транжира. Что ты так воду бережешь?

Берегоша. В моем хозяйстве каждая капля дорога.

Транжира. А мне-то воды не жалко. У нас в доме водопровод. И горячей и холодной воды сколько хочешь.

Берегоша. Но воду беречь надо всегда и всюду, не важно колодец или водопровод. Недаром в одной песенке поется: «А без воды и не туды и не сюды». Разве ты газет не читаешь, телевизор не смотришь? Не знаешь, что воду беречь надо?

Транжира. Вот новости! Смотрю «Ералаш», смешные истории читаю.

Берегоша. Надо бы и другие передачи посмотреть, газеты почитать. Транжира. А как у тебя тепло, уходить не хочется!

Берегоша. У хорошего хозяина в любой мороз в доме тепло. Только надо как следует дом подготовить, тогда холод не страшен. А ты как свой дом утеплил?

Транжира. Да никак! Думал, придет зима, подключат отопление, тепло будет. А получилось наоборот: пришла зима, отопление подключили, батареи как огонь, а в квартире холодно.

Берегоша. Понятно, В твоем доме топить, что на дворе у костра греется. Дров много пропадет, а тепла не будет. Пойдем к тебе твою беду прогонять.

Транжира. И у меня тепло будет?

Берегоша. Будет, будет! (Уходят.)

В. Ребята, как вы думаете, что им необходимо сделать, что бы было тепло в доме? (Утеплить окна, закрывать плотно двери, форточки, батарею не зашторивать.)

А как мы с вами бережем воду? (Закрываем краны, чистим зубы — в чашку воду наливаем, а кран закрываем.)

Смотрите, Берегоша конверт оставил, наверное это письмо для нас.

Советы от Берегоши.

Сейчас мы его откроем. Как интересно, письмо-то в картинках. Давайте попробуем их прочитать.

Проводиться дидактическая игра «Береги тепло и воду»

Какие важные советы даёт нам Берегоша?

(Выставляются 2 совета в картинках: Береги воду. Не выпускай тепло.)

Ребята, вы наверное хотели побывать в гостях у Берегоши? А как вы думаете, какой у него дом? (Чистый, уютный, красивый, аккуратный, теплый.)

А что значит, уютный дом? (Когда есть мебель, чисто, тепло, аккуратно.)

В уютном доме хорошо, когда собирается вся семья.

Проводиться игра «Доскажи словечко».

Мама может стирать белье в … (стиральной машине).

Папа может пылесосить ковер… (пылесосом).

Дочь может гладить белье… (утюгом).

Бабушка достает продукты из… (холодильника).

Может готовить на… (плите).

Когда все дела сделаны, можно отдохнуть.

Посмотреть… (телевизор),

Послушать… (радио, магнитофон).

Как можно назвать одним словом ваши ответы? (Электроприборы.)

Что служит питанием для электроприборов? (Электричество, электроток, электроэнергия.)

А откуда поступает электричество в дом? (С электростанции.)

Где в каждом доме живет электричество? (в розетках.)

Как электрический ток попадает к нам в квартиры? (По проводам.)

Физкультминутка «Провода».

Я буду розеткой, а вы проводом.

(Дети берутся за руки, выстраиваются в линию, садятся на корточки. На одном конце провода розетка (воспитатель), на другом электроприбор (ребенок). Воспитатель берет за руку крайнего ребенка (пошло электричество по проводу) Дети поочередно встают, создавая волновое движение, когда последний ребенок встает, включается электроприбор. Дети угадывают, какой электроприбор включился. Воспитатель отпускает руку, дети садятся, электроприбор отключается.

Давайте поможем электрическому току дойти от электростанции к розетке в доме.

Проводится игра «Лабиринт» Проблемная ситуация.

Ребята, а что будет, если включить в доме все электроприборы? (Сгорит все; будет болеть голова от шума; будем много платить; не успеет выработаться электроэнергия; загрязняется окружающая среда.)

А что делать, если отключиться электричество. Как жить без электроприборов?

(Свечу зажечь; письмо написать; сохраняются природные ресурсы.)

Давайте поиграем в «загадалки-объяснялки».

(Ребята загадывают загадку по картинке, другие отгадывают и рассказывают, как правильно обращаться с электроприборами, чтобы сэкономить электричество. За правильный ответ получают искорку.)

Игра «Скажи со словом «электрический», (по картинкам.)

При правильном обращении с электроприборами, мы сможем экономить каждую искорку электричества. Ученые тоже думают о сбережении электроэнергии. Они выяснили, что небольшое количество электроэнергии можно запасти в батарейке. Если провода подсоединить к батарее, электричество пойдет по проводам и сможет гореть лампочка.

Опыт с батарейкой.

Почему загорелась лампочка? (В батарейке есть запас электроэнергии.)

Какие приборы работают на батарейках? (Часы, плеер, фонарик, фотоаппарат.)

Ребята, а давайте напишем Берегоше ответ-письмо в картинках. Берегоша будет рад, когда узнает, что у него появилось столько друзей.

(Дети выполняют работу по приложению. Нужно зачеркнуть приборы, которые необходимо выключить, чтобы сберечь, сэкономить электроэнергию. Заклеиваем конверт, опускаем в ящик.

(Звенит колокольчик.)

Кто это? (Появляются игрушки из театра Берегоша и Транжира.)

Берегоша. Здравствуйте, ребята!

Транжира. Ребята, столько всего интересного и полезного я узнал, как мне помог Берегоша!

Берегоша. Транжира, мы очень рады, .что вы вернулись. Мы прочли твое письмо. Наши ребята тоже многое узнали и многому научились, правда, ребята? Мы тебе письмо отправили.

Берегоша. Я очень рад, что у меня появилось столько много друзей Берегошей. Я обязательно прочту ваши письма. А я вам подарочки принес. Энергосберегалочки.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Эколого-биологический центр
«Смоленский зоопарк»
города Смоленска
Методический сборник
сказок и рассказов про Петю
к теме «Энергосбережение ресурсов и экология»
Составитель:
педагог дополнительного образования
Тишкина Ирина Николаевна
2016 г
СОДЕРЖАНИЕ
Дидактические материалы для 1-2 класса по экологии
Введение ………………………………………………….3
Раздел I
Сказки:
Спор трех красавиц…………………………………….4
Кот - экономист ……………………………………….5
Раздел 2
Рассказы про Петю:
Подарок бабушке……………………………………….6
Африканские проблемы……………………………….7
Сложная задача…………………………………….. ….8
Как Галинку учили экономить электроэнергию…8
Транспорт для города………………………… …… …9 Петина любовь……………………………………..……10
Введение
«Экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса – уникального средства сохранения и развития человечества и продолжение человеческой цивилизации…»
Г.Ягодин, Л. Третьякова.
Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс образования, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. В результате чтения и обсуждения сказок и рассказов из сборника дети приобретают первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по энергосбережению и охране природы. .Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о других.
Произведения из данного сборника были прочитаны на занятиях экологического кружка в 1 и 5 классах. После обсуждения ребятам было предложено нарисовать иллюстрации к рассказам. Эти рисунки и использованы в сборнике.
Сборник был представлен родителям на родительском собрании и вызвал положительный отклик как полезное дело и напомнил об экономии ресурсов самим родителям.
Сборник можно использовать во внеклассной работе, при проведении классных часов и как занимательный материал на уроках окружающего мира, для развития речи первоклассников.
Раздел I В сказках поднимаются вопросы энерго и ресурсосбережения. .Главный герой - первоклассник Петя. Сказки носят познавательный, исследовательский характер.
Раздел II Содержание рассказов воспитывает гражданина, умеющего рационально использовать энергию и природные ресурсы, заставляет его задуматься, сравнить свое поведение и мысли с поступками героев.
Хотите воспитать из своего ребенка разумного хозяина, рассказывайте ему полезные сказки.
Спор трех красавиц
Жил –был первоклассник Петя. Он был фантазер и выдумщик. .А еще его интересовало все на свете. Петя всегда хотел узнать как все устроено Однажды, после его седьмого дня рождения на столе остались свечи из торта. На них упал лунный свет из окна и…мальчик услышал разговор…
- Какая я красивая! Что бы человек без меня делал?! – гордо заявила свеча.
-И чем же ты так гордишься? Моя красота в 10 раз ярче! Вступила в разговор обычная лампочка из настольной лампы.
-Как чем! Если бы не я …человек до сих пор, как в древности, сидел бы вечерами в темноте, а на работу отправлялся только тогда, когда рассветет! А Новый год и день рождения! -Без меня –никак!
-Ну ты и придумала.-вспыхнула лампочка -Ты- прошлый век! Я- главней! Без меня уже давно невозможно обойтись! От меня нет копоти, как от тебя и пожар не грозит! Я - победитель! И не спорь!
Петя не выдержал и возмутился. -Эх, -ты -простая лампочка! Ты не знаешь, что уже существуют новые, энергосберегающие лампы. Они экономичней тебя в 8 раз! - Да! да, это про меня! Звонким голосом пропела энергосберегающая лампа в люстре. - Я-лучшая. Заявила она. Даже спорить не интересно. Это очень видно, то есть –о-ч-е-в-и-д-н-о! Свеча от обиды погасла, простая лампочка расстроено замигала. - Уважаемая свеча, пожалуйста, не обижайтесь! Поспешил успокоить свечу Петя. - Я очень люблю смотреть на ваше пламя. А если вдруг отключают свет – то вы- наша спасительница. Новые лампы,конечно, красивые, современные. Они – результат прогресса. Но… Потом мальчик задумался - А не вредно ли это для природы?

Кот-экономист.
Жил – был кот и звали его Тишка. Жил он в хорошей, большой семье, где его все любили. Но больше всех любил кота мальчик Петя. И вот однажды приснился Пете сон. Сидят они с котом на кухне. А бабушка блины решила испечь. - Как же я устаю! - вдруг заявил кот. -Это от чего? Удивился Петя. Ты же ничего не делаешь. - Вот и делаю. Я считаю! –Что считаешь? -Считаю, сколько раз бабушка холодильник откроет. Вот, смотри. И, действительно. Сначала она достала яйца, потом – молоко. Третий раз бабушка открыла холодильник, чтобы масло достать, блины смазывать. Потом- достала творог. И тут решила суп сварить. Мясо из морозилки достала. Затем открыла дверцу, чтобы овощи достать. Уже шесть раз получилось. Тишка решил, что этого мало и стал к бабушке в глаза заглядывать и мяукать. -Ах ты мой сладенький,- Кушать хочешь? И опять из холодильника молоко достала и корм коту.
-Вот видишь, с горечью заметил кот. Восемь раз за 5 минут! А за день Сколько выходит! Какая же техника такое обращение выдержит!. А сколько энергии зря тратится! Неужели нельзя все за один раз достать! А ведь она еще и миксер включит и телевизор, чтобы новости слышать.!
-Пойдем к тебе в комнату, посмотрим, что там зря работает.
–Ой. А там, правда, и телевизор, и принтер, и компьютер работал. И все лампочки почему-то горели. Телефон на зарядке уже давно зарядился.
rightbottom00 -Караул! Мы же скоро по миру пойдем!- сокрушался кот. Я вам говорю, говорю, а вы не понимаете! А еще людьми называетесь! Стыдно! И тут Петя проснулся. Рядом Тишка лежит и хитро так на мальчика посматривает.
А может, это и не сон был вовсе?
Подарок бабушке
Наступал Новый год! Все готовили угощения, украшали елки и квартиры, готовили подарки близким. И Петя задумался. Что подарить маме, бабушке, папе и своей младшей сестренке? А еще у него был лучший друг-Пашка. Его никак нельзя забыть!
Конечно подарок должен быть необычным, интересным и полезным. И что же это может быть…? Тут Петя зашел на кухню за конфеткой. Он точно знал, что сладкое помогает мозгу. И увидел на плите кипящий чайник. Он кипел еже давно, потому, что вся кухня была в пару.
- Это бабушка опять забыла, что поставила чайник на плиту, расстроился мальчик. - Вот беда! - Ой, нет! Наоборот! Здорово, что я зашел на кухню за конфеткой!
- Я теперь знаю, что надо подарить бабушке!
А вы догадались? ….(чайник со свистком)

Африканские проблемы
-Да, Плохо быть маленьким! Переживал Петя.-Чтобы купить полезную вещь, нужны деньги, но я ведь еще не зарабатываю сам, значит надо просить у взрослых. А какой же это подарок, если нужно на ее покупку просить у самой же бабушки!
И он отправился к своему другу Пашке за советом.
- Пашка, привет!
-Приветик, ответил Пашка не отрываясь от телевизора. - Смотри, смотри Петька, что показывают!. В Африке, оказывается с водой совсем беда! Воды-нет! Хотя и понятно. Африка!
-Паш, а что там у тебя в ванной? Спросил Петя, услышав звук капающей воды.
-Это вода из крана капает. Отцу все некогда починить. Все время на работе. Уже неделю капает. Я привык и не замечаю.
И тут по телевизору диктор сказал, что неисправный кран может накапать до 200 литров воды в сутки. Мы с Пашкой замолчали. Петя был фантазером, а вот Пашка очень любил математику. И тут же, наверно, начал подсчитывать сколько теряет воды наш дом, в котором 300 квартир, наш город, наша страна,весь мир.
- Ой, проговорил мой друг охрипшим голосом.
-Это же…Наверно и Африке бы хватило?.
А вы как думаете?

Сложная задача
Однажды в школе нам задали составить задачу, чтобы в ней было два однозначных и два двузначных числа. Да еще сказали, что задача должна быть полезной. Петя долго ломал голову над задачей, а потом отправился к маме за помощью.
-Это очень просто –сказала мама. .Я в домоуправлении видела плакат. Там написано, что 1 кВ/ч энергии нужен, чтобы сшить 2 пары обуви, произвести 14кг сыра и испечь 38 кг хлеба. А сохранить его можно если просто чаще протирать лампочки и плафоны. Хорошо протертая лампочка светит на 15% ярче грязной!
- Ой, спохватился Петя, а когда у нас генеральная уборка?
Как мы Галинку учили экономить электроэнергию
У Пети есть маленькая сестренка. Ей 4 года. Она еще малообразованная, не то, что брат. Он-первоклассник...Однажды в пятницу Галинка в садик не пошла и мама, убегая на работу, попросила ребят разогреть всем обед. Мы с Пашкой узнали в школе, что надо экономить электроэнергию и решили научить сестренку экономии. Пришли из школы и специально включили все приборы в сеть. Первым делом, конечно, телевизор и компьютер. Свет во всех комнатах, в коридоре. на кухне. .А там, конечно, холодильник всегда работает. Настала очередь включать микроволновку…
Пришлось нам уроки при свечах делать и обед холодным есть. Хорошо, что пожар не устроили! Почему?

Транспорт для города
Отправился как то Петя с отцом на ярмарку. Раньше на ярмарках коней продавали, продукты, наряды. А тут на ярмарке автомобили выставлены. Чудеса! Сейчас почти у всех в семье автомобиль есть. -Это же здорово,скажете вы! Папа машины рассматривает, а продавцы консультанты свои машины нахваливают. Прямо как коней в старину. Петя быстро устал и заскучал. –Ты чего такой кислый, спрашивает отец. Мы же машину пришли выбирать. Сейчас время прогресса. Все надо делать быстро, везде успевать. Без машины – никак! Не на велосипеде же мне на работу ездить!
-Не знаю, заявил Петя. Я – против машин! От них только вред природе и проблемы вечные с ремонтом, с парковкой. На работу нужно на общественном транспорте добираться. Быстрее выйдет! А велосипед! От него пользы больше, чем от автомобиля. Теперь даже у больших магазинов появились велопарковки. Велосипед –это экономия, мобильность, здоровье и природе не вредит. Прав ли Петя? А как считаешь ты?

Петина любовь
Петя записался в экологический кружок. Он вроде и не собирался, но Аня.. Это его соседка по парте. Смешная такая. Думает, что все знает. Вот Петя и решил ее проверить. Взял в библиотеке книгу по экологии и стал читать про энергосбережение. Узнал много нового и так увлекся этой проблемой, что даже решил в будущем стать энергетиком. Раньше он забывал свет выключать, компьютер и принтер. И чайник кипятил весь, если даже чая одну чашку надо было подогреть. Он очень расстроился, когда узнал, что половина потребляемой энергии у нас расходуется впустую.
А недавно Петя решил закаляться. Причем же здесь энергосбережение? Просто он узнал, что комфортная температура для человека зимой в помещении 20 градусов тепла, а летом-26 градусов. Стал умываться холодной водой. Вот и экономия энергоресурсов, а, значит и помощь природе.
Однажды Аня пригласила ребят из кружка к себе на день рождения. После чаепития Петя вызвался мыть посуду и всех удивил, рассказав, что мыть посуду можно в наполненной водой раковине, предварительно закрыв слив. Ополаскивать в емкости с чистой водой. Это экономит воду в 3-5 раз!
Молодец Петя! Стал настоящим экологом. Только вот кто же его любовь теперь? Аня или экология?

Обложка- Журавлева Елизавета – 6 лет, Шишкарев Евгений-7 лет, Демченко Александра – 11 лет,
Бабешкина Милена-11 лет, Щепетев Даниил- 7 лет, Самойлов Сергей -11 лет, Мартынов Владислав -11 лет

Театрализация по энергосбережению
«Бережливый Я – бережливая семьЯ»
(по мотивам сказки С.Маршака «Сказка о глупом мышонке») Участники: воспитанники старшей группы государственного учреждения образования «Ясли-сад №6 г.Новогрудка»


Как яблоко на блюде,
У нас земля одна.
Не торопитесь, люди,
Всё вычерпать до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников.
Разграбить все богатства
У будущих веков.
1 ребёнок Свет, тепло, вода и газ
Просто так не льются.
И природой нам они
Даром не даются.
2 ребёнок Среди множества проблем
В нашем поколении
Предстоит решить вопрос
Ресурсосбережения.
3 ребёнок Каждый ребенок, даже с пеленок,
Новую сказку любит смотреть.
Как очень глупый, малый мышонок
Учился ресурсы беречь.
Инсценировка сказки по мотивам сказки С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке» [автор переложенного текста Л.П.Синица]. Музыкальное сопровождение
Автор Пела ночью Мышка в норке:
Мышка Спи, Мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Автор Отвечает ей Мышонок:
Мышонок Не нужон мне хлеба корок,
А огарок от свечи
Светит пусть тебе в ночи!
Дом пойду искать, чтоб в нем
Свет горел всю ночь и днем.
Жить не буду больше в норке…
Брось на улицу ты корки!
Дом найду себе я с газом,
Все проблемы решу разом.
Чтоб в нем был водопровод,
Дом такой мне нужен. Вот!
Автор Шел Мышонок за калитку,
По дороге встретил Утку.
Мышонок Слушай, Утка, где живешь?
В дом к себе меня возьмешь?
Где находится твой дом?
Хорошо тебе ли в нем?
Есть вода ли, газ и свет,
Электричество? Иль нет?
Я хочу, чтоб все кругом
Было ночью так, как днем.
Утка Есть вода, и свет, и газ,
Но использую все в меру.
Вот тебе про дом мой сказ.
Мышонок Утка, я тебе не верю!
Как же так?
Как ты живешь,
Что все это бережешь?
Утка Хорошо живу. Пока!
Поищу-ка червяка…
Но не веришь ты мне кабы,
Ну, тогда спроси у Жабы.
Уж она-то знает верно,
Что излишек – это скверно.
Жаба Хоть живу я у пруда,
И кругом меня вода,
Цену ей всегда я знаю.
Мышонок Ну, не знаю… Ну, не знаю…
Где стоит, а где течет…
Жаба Жизнь она нам всем дает!
Мышонок Но вода твоя не свежа.
Жаба Эх, ты! Глупенький невежа!
Важно, чтоб она была!
И болотною стояла,
И как реченька текла.
Дом тебе мой не подходит.
Автор И Мышонок прочь уходит.
Дом не нужен ему скромный,
Нужен дом ему огромный.
Может даже не огромный,
Может даже очень скромный.
Но, чтоб в нем вода ручьями
Днем лилась, лилась ночами.
Свет горел не по нужде,
А везде, везде, везде…
Мышонок Уж большой-то путь прошел…
Дома так и не нашел,
О котором так мечтал.
О-хо-хо, я так устал.
Автор Притомился наш Мышонок
(Как-никак, а все ж, ребенок)
Заморил беднягу сон.
Что же видит во сне он?
Вот Лошадка важно ходит,
Что-то там, в траве, находит.
Мышонок У нее-то дома нет
От нее какой ответ?
Вот Наседка, а вон Щука…
Нет, не поиск дома – мука.
Щука вовсе темнота,
Да и Курица не та,
Чтоб построить себе дом.
Где б огни горели ярко,
Да и в стужу было жарко.
Автор Тут во сне увидел крошка
Тихо землю топчет Кошка.
Говорит так, чуть дыша:
Мышонок До чего ж ты хороша!
Автор Не испуганный спросонок
Отвечает ей Мышонок,
Помня цель своей дороги,
От которой сбил уж ноги.
Мышонок Дом имеешь или нет?
Сразу дай мне свой ответ!
Али топчешь так дорожки?
Кошка Где ты видывал, чтоб Кошки
Так себе толкли дорожки?
Видишь тот огромный дом?
Я жила когда -то в нем.
В доме все есть:
Бар, джакузи, умывальник,
Свет и газ.
Мышонок Ой! Как ярко - режет глаз.
Вот бы мне такой домище.
Автор Рассмеялась тут Котище.
Кошка В доме этом я жила,
Свет – без меры, воду лила...
Газ не меряно я жгла…
Вот свой дом и прожила.
Тут ко мне и подкатился
Длинный, узенький Хорёк,
Острозубый, остроглазый,
Был он вором и пролазой.
И бывало каждый день
Крал цыплят из деревень.
Мы с Хорьком плитою с газом
Дом обогревали,
Перед холодами окон не утепляли,
Свет везде включали…
А что светит солнце,
Мы не замечали.
Телевизор, видик он смотрел весь день,
Выключать компьютер Хорьку было лень.
На кухне чайник закипал, был готов уж чай,
А Хорек спокойно спал, потому что он считал:
Экономить – плохо!
Автор Кошка и Хорек не замечали,
Как они добро свое
Быстро потеряли.
Деньги и запасы стали исчезать…
Надо их пополнить, только негде взять.
Игрушки и конфеты,
Телефоны и планшеты,
Раскраски и подарки
Не за что купить.
Кошка Тут вина моя огромна…
Я была не экономна.
Автор Тут проснулся наш Мышонок
Мышонок Мама! Мама! Все ко мне!
Я два раза был во сне
И такое видел там,
Что ни снилось даже вам!
Утка Гляньте, свет везде горит,
Контролер не спит, не спит…
Очень строгий контролер
Со стены глядит в упор.
Контролер тот – это счетчик,
Мышка Так что знай ты, мой сыночек,
Экономить все же нужно,
Чтобы жить всем вместе дружно.
Мышонок Мама, воду закрывай,
Течь излишкам не давай.
Каждой малой каплей нужно дорожить,
Чтоб в краю богатом
Нам счастливо жить.
Кошка Газ горит во все конфорки.
Холодно? Закройте фортки!
Береги тепло ты в доме,
Где тепло, ведь там – уют.
Все окошки мы заклеим –
Сквозняки быстрей уйдут.
Все Что бы дом свой уберечь,
Нужно нам всегда беречь
Тепло, воду, газ и свет…
Для хорьков дороги нет!
1 ребёнок Мораль нашей сказки такова:
Будь экономным ты всегда.
Чтобы был эффект побольше,
Каждый это делать должен.
2 ребёнок В саду, дома, на работе,
Ферме, фабрике, заводе
Надо дружно приналечь –
И ресурсы все сберечь!
Чем больше мы их сбережем,
Тем лучше все мы заживем.
3 ребёнок Только там народ богат,
Где ресурсы хранят,
Где во всем царит расчет
И всему известен счет.
Чтоб в достатке жить нам дружно,
Экономными быть нужно.
Взрослые и дети!
За планету мы в ответе!
Слова за кадром. Музыкальное сопровождение.
Мы экономить будем свет,
А с ним – тепло и воду.
Не царь природы человек,
Не бог – дитя природы.
Только там народ богат
Где энергию хранят
Где во всем царит расчет
И всему известен счет.

литература
1. Азбука бережливости для дошкольников/авт.-сост.И.П.Рословцева.- 4-е изд.-Мозырь: Содействие,2011.-60с.
2. Экономическое воспитание старших дошкольников/ В.И.Жук,И.И.Шарай,И.А.Ситникова.- Мозырь: Содействие, 2011. -88с.
3. « Я в стране своей живу – свет и воду берегу!»:Система работы в области энерго- и ресурсосбережения в дошкольом учреждении /(сост.: Е.В.Глущенко,М.Ю.Денисова, Л.В.Рывкина) .- Мозырь:Белый Ветер,2012.-84с.
4. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Л.Д.Глазырина,Н.В.Зайцева,В.М.Теленченко.-Мн.:Бестпринт,2001.-92с.
5. Пралеска: группа «Малыши». Хрестоматия: пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошк.образования/ сост., авт. Вступ. Ст.: А.И. Саченко, Л.А.Саченко. – Минск: Нац. Ин-т образования, 2011. – 144с. /С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке» - с.63-65.
6. Музыкальное сопровождение
Ансамбль электромузыкальных инструментов под управлением Мещерина «Лягушки»
Вадим Тур, мюзикл «Сказка О Глупом Мышонке» (заключительная полька, Кошка, Жаба, Лесная колыбельная, Мама-мышка)
В.Ударцев «Мяука»
Татьяна Андрейченко «Пони»
Случайные статьи

Вверх