Урок окружающего мира 2 домашние опасности. Домашние опасности план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Занятие по ОБЖ в начальных классах на тему « Домашние опасности».

Задачи занятия:

Познакомить детей с опасностями, которые могут подстерегать нас дома.

Изучить правила безопасности, которые нужно соблюдать дома.

Воспитывать чувство ответственности.

Ход занятия.

I. Беседа о бытовых опасностях.

Опасность первая. Острые, колющие и режущие предметы.

Правило 1. Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

Опасность вторая. Стиральная машина.

Правило 1. Нельзя совать руку в стиральную машину во время работы. Руку может затянуть внутрь и искалечить. Ни в коем случае не открывай боковую дверцу. Тебя может ошпарить кипятком.

Опасность третья. Электрические приборы. Они могут ударить током или стать причиной пожара.

Правило 1. Уходя из дома и даже из комнаты, обязательно выключай телевизор, магнитофон, утюг и другие электроприборы.

Правило 2. Никогда не тяни за электрический провод руками.

Правило 3. Ни в коем случае не подходи к оголённым проводам и не дотрагивайся до них.

Опасность четвёртая. Лекарства и бытовая химия.

Правило 1. Ни в коем случае не пробуй никаких лекарств. Во-первых, это не вкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.

Вот, что произошло с Алисой из книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»:

«На столе оказался стеклянный пузырёк. «Раньше его тут не было», - вспомнила Алиса. К горлышку пузырька была привязана бумажка, а на ней большими печатными буквами было выведено: «Пей».

Это, конечно, было очень мило, но рассудительная Алиса не торопилась. «Сначала, - решила она, - посмотрим, не написано ли где-нибудь туту «ЯД». Алиса уже читала в детских книжках, как одни дети заживо сгорают на пожарах, а других пожирают кровожадные звери, и прочие занятные поучительные истории. А случались они потому, что эти дети не слушались старших и никак не желали запомнить, что если попилить палец пилой, то из него пойдёт кровь, что если долго держаться за раскалённый утюг, то можно обжечься, и так далее. Вот почему Алиса никогда не забывала: если отпить из бутылки, на которой написано «ЯД», не исключено, что заболит живот.

На пузырьке не было написано «ЯД», и Алиса решила попробовать, что в нём. Оказалось до того вкусно – вроде вишнёвого сиропа со сливочным кремом, ананасом, хлебом с маслом, ирисками и жареной курицей, - что Алиса тут же выпила до капельки.

Помоги! – закричала она. – Я складываюсь! Как телескоп!

Так оно и было…»

Видите, что произошло с героинями книг.

Правило 2. Ни в коем случае не открывай никаких упаковок с бытовой химией.

Опасность пятая (невидимая и неслышимая). Газ.

Газ может быть опасен. Во-первых, скопившись на кухне, газ может взорваться. Во-вторых, им можно отравиться. Поэтому, почувствовав запах газа, соблюдай следующие правила:

Правило 1. Срочно скажи об этом взрослым.

Правило 2. Надо сразу же открыть окна и проветрить квартиру.

Правило 3. Проверь, закрыты ли краны на плите.

Правило 4. Немедленно позвони по телефону 04.

Правило 5. Ни в коем случае не включай свет и не зажигай спички.

Правило 6. Не бери спички без спроса.

II. Знаки «Домашние опасности».

Для изображения домашних опасностей можно придумать особые знаки наподобие дорожных.

Давайте вспомним, какие меры предосторожности надо соблюдать при работе с электроприборами.

Учитель может вывесить на доске знаки:

Что означают эти знаки? Как вы думаете?

Посмотрите, какие знаки нарисованы. К каким правилам относятся эти знаки?

Дети рассматривают знаки, коллективно обсуждают, к каким правилам они относятся.

III. Беседа по вопросам.

Ответьте на вопросы:

Как можно упасть с окна или балкона?

Когда может сильно ударить током?

О чём нам говорит оголённый провод?

В какую домашнюю технику нельзя засовывать пальцы и почему?

Почему утюг надо брать только за ручку?

Чем на кухне можно обжечься? Как можно избежать этого?

Какое вещество на кухне очень опасно?

Что опасного в аптечке?

Ребята нарисовали знаки домашних опасностей. Рассмотрите их и скажите, к каким правилам они относятся?

IV. Решение кроссворда.

По горизонтали:

1.Без ног бежит, без огня горит, без зубов, а кусается. (Электричество)

7. Выпал на пол уголёк, деревянный пол зажёг.

Не зевай и не стой, а залей … (Водой)

8. Шипит и злится, воды боится.

С языком, а не лает, без зубов, а кусает. (Огонь)

9. Посмотри на меня – вся дырявая я.

Но зато я ловко тру тебе морковку. (Тёрка)

11. Что опасного во мне, если супа нет на дне?

Только если суп горяч – от детей меня ты прячь! (Кастрюля)

13. Это тесный-тесный дом, сто сестричек живут в нём.

И любая из сестёр может вспыхнуть, как костёр!

Не шути с сестричками, тоненькими … (Спичками)

15. Гладит всё, чего касается, а дотронешься – кусается. (Утюг)

16. Тук на работу вышел, каждый услышал.

Сам он худ, голова с пуд, как ударит, крепко станет. (Молоток)

По вертикали:

2.Как начнёт говорить – разговаривать,

Надо чай поскорее заваривать,

Да пальцы беречь – не обваривать. (Кипяток)

3.Остренькая проволочка, дырявая головочка.

Остренький зубок – береги-ка свой глазок. (Иголка)

4.Я пузатый и пыхтящий, ротозеев не терпящий.

Если только захочу, кипятком всех окачу. (Самовар)

5.Если хорошо заточен, всё легко он режет очень –

Хлеб, картошку, свёклу, мясо, рыбу, яблоки и масло. (Нож)

6.В брюхе жарко у меня, а в ному моём дыра.

Когда всё во мне кипит, из неё пар валит. (Чайник)

10. Только я, только я, я на кухне главная.

Без меня, как не трудитесь, без обеда насидитесь. (Плита)

12. Он целый день звенел в бору густом, от инея белесом.

А ночью, подойдя к костру, заснул, в бревно уткнувшись носом. (Топор)

14. Бью парнишку по фуражке, чтоб пожил он в деревяшке. (Гвоздь)

V. Проверочная работа.

  1. Допиши правила.

К выключателю, розетке, электрическим приборам нельзя прикасаться…(мокрыми руками).

Если домашняя техника имеет крутящиеся детали, нельзя… (засовывать пальцы).

Утюг можно брать только… (за ручку).

  1. Напиши номер телефона, по которому вызывают пожарных.
  2. Какие жидкости могут вспыхнуть? (Бензин, керосин)
  3. Бутылочку с какой надписью нельзя брать на кухне? (Уксус)

VI. Решение сканворда.

1.Молоток стук-стук – торчит в стене сук,

Постучу опять – будет не видать. (Гвоздь)

2.Маленький мужичок – костяная ручка. (Нож)

3. Две ручки, во всё брюхо зубки. (Пила)

4. Сам деревянный, а голова железная. (Молоток)

5. Жёлтенький жучок, на кончике червячок. (Булавка)

6. Два брата, одно сердце. (Ножницы)

7. Тонка, длинна, одноуха, стройна, всему миру красна. (Иголка)

8. Вот железная плутовка: листы держит очень ловко.

Крепко вместе их сжимает, никогда не растеряет. (Скрепка)

Отгадать и объяснить чем опасны эти предметы.

VII. Итог занятия.

Для каждого ребенка дом является самой крепкой, самой надежной крепостью. Все здесь кажется таким привычным и известным, но каждый предмет в доме может быть не только полезным, но и опасным для здоровья и даже жизни. В теме «Домашние опасности» по окружающему миру узнаем, как правильно себя вести и как обращаться с домашними предметами.

Будь всегда начеку!

Живя в многоэтажном доме, ребенок каждый день должен выходить на лестничную площадку или ездить на лифте. Для того, чтобы этот путь был безопасным, нужно быть внимательным и убедиться в том, что поблизости нет незнакомых людей.

Если незнакомец ведет себя подозрительно или агрессивно, не нужно пугаться. Нужно что есть силы закричать на весь подъезд. Только вместо «Помогите!» лучше громко крикнуть «Пожар!». На этот возглас обязательно отреагируют соседи, и опасности можно избежать.

Рис. 1. Не стоит заходить в лифт с незнакомцем

Если ребенок на какое-то время остался в квартире один, он также не должен терять бдительность. Услышав звонок в дверь, он может подумать, что вернулись родители и приняться ее открывать.

В первую очередь следует поинтересоваться, кто это, и если за дверью стоит незнакомый человек, ни в коем случае нельзя его впускать в квартиру, что бы он ни говорил. Это очень опасно! В этом случае нужно быстрее позвонить родителям или набрать номер 112 и рассказать о случившемся.

Окна и балкон

Из окна очень интересно наблюдать за тем, что происходит во дворе. А на балконе или лоджии так интересно играть, особенно в солнечную погоду.

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

Однако нужно быть очень осторожным, и ни в коем случае не открывать окна и уже тем более не сидеть на подоконнике или свешиваться через перила балкона. Одно неверное движение, и можно упасть с большой высоты. Это может привести к очень печальным последствиям.

Бытовые приборы

В руках родителей бытовые приборы кажутся вполне безобидными, но каждый ребенок должен знать, насколько опасными они могут быть. Так, прикоснувшись к включенному утюгу, можно сильно обжечься. Если же вовремя не выключить его из розетки, то в квартире может возникнуть пожар.

Рис. 2. С утюгом нужно быть очень осторожным

Детям нужно запомнить, что почти все бытовые приборы работают от электричества. Запрещено прикасаться к розетке, проводам, переходникам - можно получить удар током.

В каждом доме есть электрическая или газовая плита, на которой готовят еду. Не стоит включать ее без присмотра родителей. Если плита газовая, может произойти утечка газа, и от зажженной спички произойдет взрыв. Если же плита электрическая, то можно ненароком обжечься о ее горячую поверхность.

В быту не обойтись и без колюще-режущих предметов: ножниц, ножей, иголок. С их помощью можно сделать много полезной работы, но и пользоваться с ними нужно с большой осторожностью. Если ребенок не уверен, что справится, лучше попросить родителей о помощи.

Рис. 3. Острый нож - это не игрушка

Что мы узнали?

На данном уроке, посвященном теме «Домашние опасности» 2 класса, мы узнали, что даже в собственном доме нужно быть аккуратным со многими предметами. Некоторые из них могут серьезно травмировать, стать причиной пожара или взрыва в квартире. Также стоит помнить о собственной безопасности, особенно когда ребенок находится в доме один.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 267.

1. Соедини линиями предметы и опасности, которые они могут принести.

С соседом по парте проведите взаимную проверку работы.

2. А это задание придумал для тебя очень наблюдательный пёс Рыжик.
На каких рисунках предметы поставлены правильно, а на каких нет? Неправильное зачеркни красным карандашом. Объясни своё решение (устно).

3. Выполните задания для групповой работы.

1) Придумайте и нарисуйте условные знаки для домашних опасностей по рассказу «Давайте пройдём по квартире».

2) Сформулируйте и напишите правила к условным знакам (с. 13-14).

Результаты своей работы обсудите в классе. Выберите наиболее удачные знаки и формулировки правил.

4. Дома повтори правила безопасности, изученные на уроке. Попроси кого-нибудь из взрослых проверить тебя. Вместе со взрослыми сформулируйте ещё 2-3 правила. Запиши их и нарисуй к ним условные знаки.

В классе узнай, что предложили другие ребята. Новые для тебя правила возьми на заметку.
Старайся всегда выполнять правила, которые уберегут тебя от домашних опасностей!

1. Соедини линиями предметы и опасности, которые они могут принести.

С соседом по парте проведите взаимную проверку работы.

2. А это задание придумал для тебя очень наблюдательный пёс Рыжик.
На каких рисунках предметы поставлены правильно, а на каких нет? Неправильное зачеркни красным карандашом. Объясни своё решение (устно).

3. Выполните задания для групповой работы.

1) Придумайте и нарисуйте условные знаки для домашних опасностей по рассказу «Давайте пройдём по квартире».

2) Сформулируйте и напишите правила к условным знакам (с. 13-14).

Результаты своей работы обсудите в классе. Выберите наиболее удачные знаки и формулировки правил.

4. Дома повтори правила безопасности, изученные на уроке. Попроси кого-нибудь из взрослых проверить тебя. Вместе со взрослыми сформулируйте ещё 2-3 правила. Запиши их и нарисуй к ним условные знаки.

В классе узнай, что предложили другие ребята. Новые для тебя правила возьми на заметку.
Старайся всегда выполнять правила, которые уберегут тебя от домашних опасностей!

Какие домашние предметы окружают ребенка - вещи, которые приносят комфорт в дом, но, в то же время, могут быть очень опасными. Какие правила надо выполнять, если случилась беда? Как уберечь свою жизнь и здоровье? На какие номера телефонов нужно звонить, если произошло какое-либо происшествие? Все эти вопросы и будут рассмотрены на данном уроке.

Тема: Здоровье и безопасность

Урок: Домашние опасности

Ребенок привык к своему дому, ему там все кажется известным и обычным, но каждый предмет в доме может иметь хорошие и плохие, полезные и опасные стороны.

Если дом, в котором живет ребенок, многоэтажный, ему, заходя в подъезд, нужно подняться на лифте и выйти на лестничную площадку. Для того чтобы этот путь был безопасным, когда ребенок заходит в подъезд или лифт, он должен посмотреть, чтобы рядом не было незнакомых людей. Если что-то произошло, лучший выход из положения - крик «Пожар», потому что на этот возглас откликнутся люди. Подходя к двери квартиры, ребенок должен понимать, что в ней есть и хорошие свойства: она крепкая, в ней есть замки, и плохие: ею можно прищемить пальцы. Ребенок должен запомнить правило, что нельзя вставлять пальцы в дверной проем.

Находясь в квартире и услышав сигнал звонка, ребенок может подумать, что пришел кто-то из знакомых, но за дверью может быть и незнакомец. Второе правило, которое должен запомнить ребенок: никогда не открывать незнакомому человеку, что бы он ни говорил. Если человек настаивает на том, что он знакомый родителей или водопроводчик, ребенок может позвонить родителям, но если не может дозвониться, набрать номер 112.

Этот номер набирают при чрезвычайных ситуациях.

Рис. 1. Номер службы спасения ()

Номер действует в России и в Европе, даже если заблокирована клавиатура, нет денег на счете и отсутствует сим-карта. Для соединения с определенной службой диспетчер предложит связать с пожарной охраной, нажав клавишу «1».

Для соединения с полицией - «2».

Со службой скорой помощи - «3».

Газовой службой - «4».

В случае назойливого незнакомца, ребенку нужно вызвать полицию, нажав клавишу с цифрой «2». Если незнакомцы звонят по телефону, ребенок никогда не должен говорить, что взрослых нет дома, он должен ответить, что они просто не могут подойти к телефону, так как очень заняты.

Войдя в комнату, ребенок может увидеть окно.

Открыв окно, можно проветрить комнату, через него в квартиру заходит солнечный свет, но если окно разобьется, об осколки можно пораниться, опасно также сидеть на подоконнике. Ребенок никогда не должен этого делать.

Если есть балкон или лоджия, в теплое время там можно играть, почитать книгу, но играть на лоджии надо осторожно, ни в коем случае не свешиваться с нее.

В комнате, где стоит утюг, ребенку тоже надо быть осторожным. Утюгом гладят вещи, но им можно обжечься, а еще из-за него может возникнуть пожар.

Ребенок во втором классе знает, что утюг работает от электричества, благодаря ему в доме есть свет, может работать компьютер, телевизор, но электричество очень опасно. К проводу, выключателю, розетке никогда нельзя притрагиваться мокрыми руками, потому что вода и электричество вместе очень опасны. Еще опаснее оголенные провода, ребенка может ударить током.

На кухне в квартире есть плита. С ее помощью готовят кушать, но, в то же время, это опасный прибор, особенно, если плита газовая. Может произойти утечка газа. Газ, скопившись, может взорваться даже от случайно зажженной спички или включения электроприборов.

Если в квартире ощущается запах газа, каждый человек должен выполнять следующие действия:

1. Открыть окно, чтобы проветрить помещение.

2. Проверить, закрыт ли кран на плите.

3. Ни в коем случае не зажигать спички, газовую плиту, не включать электроприборы.

4. Немедленно позвонить по номеру 04.

Если плита электрическая, ребенок должен быть осторожен, чтобы не обжечься о верхнюю часть включенной плиты. На плите могут стоять горячие кухонные приспособления, чтобы их снять, нужно пользоваться полотенцем или специальной рукавичкой.

Рис. 10. Прихваты для горячего ()

Если неприятность произошла, надо подставить обожженное место под струю холодной воды или приложить лед. Холодом также лечат синяки и ушибы. На кухне может быть еще много электрических приборов: кофемолка, соковыжималка и т. д. Они помогают готовить еду, но, в то же время, опасны, поскольку у них есть острые вращающиеся детали, надо беречь пальцы.

На столе может стоять бутылка с уксусом.

С его помощью готовят еду, но уксус - это кислота, поэтому он может быть очень опасным. Когда родители консервируют огурцы, то уксуса добавляется немного. Взрослые должны быть очень осторожными и не позволять ребенку трогать эту бутылку.

Ребенок может знать, где лежит аптечка с лекарствами.

Взять оттуда ребенок может только лейкопластырь, бинт, вату, йод и зеленку, потому что другими лекарствами ребенок может отравиться.

В аптечке есть термометр, когда ребенок заболеет, им можно измерить температуру.

Термометр тоже может быть опасным. Внутри у него находится ртуть, если термометр нечаянно разбить, ртуть может вытечь. Ртуть является очень ядовитым металлом. Для дезинфекции помещения от этого ядовитого вещества создана специальная служба.

Если разбился термометр, нужно выполнять следующие действия:

1. Открыть форточку, чтобы проветрить помещение.

2. Уйти из комнаты, где разбился термометр.

3. Звонить 112 и сообщить о случившемся.

Если ртуть быстро не убрать, она начнет испаряться, человек, дыша такими испарениями, может отравиться.

В ванной комнате и в туалете родители могут часто использовать бытовую химию. Эти вещества помогают отстирывать, оттирать, удалять пятна. Опасны они тем, что могут разъедать кожу (на них изображена этикетка с перчаткой), на всех препаратах написано: "не допускать попадания в глаза". Их ребенку трогать нельзя.

В каждом доме есть иглы, ножи, ножницы. С их помощью люди режут, шьют, но они опасны тем, что они острые, и надо быть осторожными при работе с ними.

На данном уроке были освещены большинство опасных предметов, которые могут встречаться в доме, ребенку нужно быть очень внимательным и осторожным, пользуясь ими.

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб.и раб. тетр. для 2 кл. нач. шк.- М.: Просвещение, 2006.
  2. Бурский О.В.,Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир.- Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир.- ВЕНТАНА-ГРАФ.
  1. Slideshare.net ().
  2. Baby.ru ().
  1. Прочитайте с.18 - 22 учебника Плешакова А.А. "Мир вокруг нас". Дайте ответы на вопросы 1 - 4.
  2. Какие предметы, не названные на уроке, могут нести опасность в доме? Что надо делать, чтобы избежать этой опасности?
  3. Нарисуй некоторые из предметов в твоем доме, с которыми нужно быть осторожным.
  4. *Составь небольшой кроссворд из слов опасных предметов, которые тебя окружают.
Случайные статьи

Вверх