Почему пророк мухаммад не ел мед. Хадисы о пище и правильном питании

Пророк Мухаммад ﷺ является примером для нас во всём, в том числе и в питании. Следуя пророческому наследию, мы обретаем множество благ и в этой жизни, и в мире вечном. Дабы не упустить этот шанс, предлагаем вниманию читателей 10 продуктов, которые употреблял в пищу сам Посланник Божий ﷺ.

1. Арбуз.

Арбуз является очень ценной ягодой. Посланник Божий ﷺ ел его вместе с финиками, как свидетельствует об этом хадис, рассказанный Айшей (да будет доволен ею Аллах):

كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم يَأْكُلُ الْبِطِّيخَ بِالرُّطَبِ فَيَقُولُ: "نَكْسِرُ حَرَّ هَذَا بِبَرْدِ هَذَا ، وَبَرْدَ هَذَا بِحَرِّ هَذَا "

«Пророк ел арбуз с финиками и говорил: "Устраняем жар первого холодом второго, и холод этого – жаром того"» (имамы Абу Дауд, ат-Тирмизи и др.).

Виноград считается природной кладовой витаминов и минеральных веществ. Это один из ценнейших фруктов. Содержание глюкозы в винограде достигает 20-25%, её быстрая усвояемость весьма полезна тем, кто испытывает тяжёлые физические и умственные перегрузки.

Об этом фрукте много упоминаний и в Коране, и в хадисах.

فَأَنشَأْنَا لَكُم بِهِ جَنَّاتٍ مِّن نَّخِيلٍ وَأَعْنَابٍ لَّكُمْ فِيهَا فَوَاكِهُ كَثِيرَةٌ وَمِنْهَا تَأْكُلُونَ.

«Мы вырастили вам с помощью этой воды пальмовые, виноградные и другие сады, в которых для вас много плодов и фруктов, чтобы вы питались ими» (смысл 19 аята суры «аль-Муъминун», тафсир «Аль-Мунтахаб»).

Ценность граната широко известна. Об этом фрукте говорится и в Священном Коране:

فِيهِمَا فَاكِهَةٌ وَنَخْلٌ وَرُمَّانٌ.

«В них также различные виды фруктовых плодов, пальмы и гранаты» (смысл 68 аята суры «ар-Рахман»).

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах), употребляя гранат, говорил: «Поистине, дошло до меня, что нет на этой земле граната, чтобы он не был оплодотворён семенем из числа семян Рая. И быть может, эти семена из них» (ат-Табарани).

Сподвижник Али (да будет доволен им Аллах) говорил: «Ешьте гранат вместе с плёнкой, разделяющей семена, ибо, поистине, он благотворно влияет на желудок» (имам Ахмад).

4. Инжир (смоковница).

Это уникальный фрукт, содержащий, в сравнении со всеми другими фруктами, очень много клетчатки. Целая глава Священной Книги названа этим фруктом – сура «ат-Тин» (Смоковница). В первом же аяте этой суры Господь описывает полезные качества инжира:

وَالتِّينِ وَالزَّيْتُونِ.

«Клянусь смоковницей и маслиной, плоды которых благословенны и из которых люди извлекают много пользы» (смысл 1 аята суры «ат-Тин», тафсир «Аль-Мунтахаб»).

5. Мёд.

О полезных свойствах мёда известно давно. Мёд исцеляет от многих болезней кровеносной системы, пищеварения, укрепляет иммунитет, лечит астму, язвы и так далее. О мёде есть упоминание и в Священном Коране и в благородных хадисах.

В частности, в Коране говорится о пчёлах, которых Аллах наделил функцией вырабатывать мёд (смысл): «…Выходит из внутренностей пчёл питьё разного цвета, в котором - лечение для людей…» (сура «ан-Нахль», аят 69).

В хадисе, рассказанном Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах), говорится, что Пророк ﷺ отмечал: «Вам даны два средства исцеления – мёд и Коран» (Ибн Маджа).

Молоко было самым любимым напитком Посланника Божьего ﷺ (Мунтаха ас-Суль, т. 2, с. 166). Этот напиток обладает бесценным количеством полезных свойств, что подтверждается следующим изречением Пророка ﷺ: «Если кто-либо из вас принимает пищу, то пусть он скажет: "О мой Аллах, да вложи в это благословение и дай лучшее". А если же он принимает молоко, то пусть скажет: "О Аллах, сделай его для нас благодатным, преувеличь его, и нет ничего, кроме молока, заменяющего и пищу, и питьё"» (Абу Давуд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа).

В другом хадисе говорится:

أَلْبَانُ الْبَقَرِ شِفَاءٌ وَسَمْنُهَا دَوَاءٌ وَلُحُومُهَا دَاءٌ.

«Вы держите коров, их молоко – лекарство, масло – исцеление, мясо – болезнь» (ат-Табарани). Отметим, что вред говядины уменьшается, если при варке добавить чеснок, имбирь и перец.

Олива, в арабском языке известная как зейтун, является лекарством более чем от семидесяти болезней. Так, оливковое масло уменьшает вредное воздействие на организм свободных радикалов, играет важную роль в предупреждении раковых заболеваний. Масло оливы также играет важную роль в предупреждении сердечно-сосудистых заболеваний, предотвращает загустение крови и ускоряет её передвижение по сосудам, выступает помощником при понижении высокого давления, предупреждает ожирение.

Пророк ﷺ сказал:

كلوا الزيت وادهنوا به فإنه من شجرة مباركة.

«Ешьте оливковое масло и смазывайте им своё тело, ибо, поистине, оно взято от благословенного дерева» (имамы Ахмад, ат-Тирмизи, аль-Хаким)

В хадисе, рассказанном Айшей (да будет доволен ей Аллах), приводятся следующие слова Пророка ﷺ: «Уксус! Лучшая приправа!» (имам Муслим, 1051).

Финики – удивительный плод, которому во многих странах приписывают свойства укреплять человеческое здоровье и продлевать жизнь. О значимости фиников может свидетельствовать тот факт, что слово «финики» встречается в Священном Коране более 20 раз. У этого сладкого плода масса целебных и полезных свойств.

Согласно хадисам, финики являются не только противоядием, но и эффективно защищают от воздействия черной магии.

مَنْ تَصَبَّحَ كُلَّ يَوْمٍ سَبْعَ تَمَرَاتٍ عَجْوَةً لَمْ يَضُرُّهُ فِى ذَلِكَ الْيَوْمِ سُمٌّ وَلاَ سِحْرٌ.

«Тому, кто каждым утром будет съедать по семь фиников (сорта) ‘аджва, в этот день не повредят ни яд, ни колдовство» , – говорится в изречении Пророка ﷺ (имамы аль-Бухари, Муслим, Ахмад).

Другой хадис гласит: «Давайте финики роженице. Если не можете дать ей свежих фиников, то дайте сушёных, потому что нет более полезного дерева для женщины, чем финиковая пальма» («Умдат аль-Кари», 21:68).

Ячмень называют пищей пророков. Ячменная каша (тальбина) весьма полезна для физического и душевного здоровья. Посланник Божий ﷺ говорил: «Вы постоянствуйте на употреблении тальбина. Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, она смоет ваши внутренности (батин), как вода смывает грязь с ваших рук» (Ибн Маджа).

Супруга Пророка ﷺ Айша (да будет доволен ею Аллах) говорила: «Ешьте, ибо я слышала, как Посланник Аллаха говорил: "Тальбина успокаивает сердце больного и уносит с собой часть печали"» (имамы аль-Бухари и Муслим).

Также Пророк ﷺ всегда давал отведать ячменного супа людям, страдающим от лихорадки.

Пророк (сав) любил блюда из тыквы.

По сообщению Анаса (ра), однажды некий портной пригласил Посланника Аллаха (сгв) в гости. Анас (ра) же пошел к портному вместе с Пророком (сгв).

Портной предложил гостям ячменный хлеб и суп, приготовленный из тыквы и вяленого мяса. Рассказывает Анас (ра): “Я увидел, как Посланник Аллаха (сгв) собирает кусочки тыквы с края тарелки. С того дня я тоже полюбил тыкву”.

В другом риваяте со слов Анаса (ра) сообщается: “Увидев это, я не стал есть кусочки тыквы, чтобы они достались ему (сгв)”.

Еще один риваят гласит: “Начиная с того дня при любой возможности для меня готовили блюда из тыквы” (передают Муслим, Тирмизи и Абу Дауд).

Сообщается, что Пророк (сгв) предпочитал лук и ему не нравился запах чеснока. Так, Айша (ра) рассказала, что в самом последнем блюде, которое ел Пророк (сгв) был лук (Абу Дауд).

Джабир ибн Самура (ра) рассказывал, что однажды Пророк (сгв) был гостем Абу Аййуба (ра). После этого Абу Аййуб (ра) отправлял в дом Пророка (сгв) излишки еды из своего дома. В один из дней Пророк (сгв) отказатся от присланной Абу Аййубом (ра) пищи. Тот пришел к Пророку (сгв), чтобы выснить причину его отказа. Посланник Аллаха (сгв) сказал: “В ней был чеснок”. Абу Аййуб (ра) спросил: “О, Посланник Аллаха! Он (чеснок) харам?” Пророк (сгв) отвтеил: “Нет, но я не люблю его запах”.

Пророк (сгв) не употреблял молоко с медом.

Анас (ра) сообщил, что однажды Пророку (сгв) принесли то ли горшок, то ли деревянное блюдо, в котором было молоко с медом. Со слов Анаса (ра) по этому поводу Пророк (сгв) сказал следующее: “В посуде находится два угощения. Я его не буду есть, но и запрещать не буду тоже” (Табарани).

Прохладная пресная вода была самым любимым напитком Пророка (сгв).

Посланник Аллаха (сгв) имел обыкновение заставлять своих попутчиков брать много воды, когда он куда-либо отправлялся. Однажды, во время одного из походов, Пророк (сгв) распорядился устроить привал и попросил для себя воды. Умыы руки и лицо, он утолил жажду и сказал, обращаясь к находящимся вокруг него сподвижникам (ра): “Омойте частью ее свои лица и шеи”.
Всякий раз, после того, как Пророк (сгв) пил воду, он произносил следующую молитву: “Хвала Аллаху, Который сотворил воду пресной, а не горькой и соленой”.

Известно также, что однажды испив воды во время похода, Пророк (сгв) сказал о ней следующие слова: “Лучший напиток на том и на этом свете”.

Сахаба Абу Умама аль-Бахили (ра), поведал, что Посланник Аллаха (сгв), сказал: «Ничто не осквернит воду до тех пор, пока не изменятся ее запах, вкус или цвет» (Ибн Маджа).

В другом риваяте слова Пророка (сгв) передаются следующим образом: «Вода остается чистой, пока попавшие внее нечистоты не изменят ее запаха, вкуса или цвета».

Айдар Хайрутдинов

1. Арбуз.

كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم يَأْكُلُ الْبِطِّيخَ بِالرُّطَبِ فَيَقُولُ: "نَكْسِرُ حَرَّ هَذَا بِبَرْدِ هَذَا ، وَبَرْدَ هَذَا بِحَرِّ هَذَا "

فَأَنشَأْنَا لَكُم بِهِ جَنَّاتٍ مِّن نَّخِيلٍ وَأَعْنَابٍ لَّكُمْ فِيهَا فَوَاكِهُ كَثِيرَةٌ وَمِنْهَا تَأْكُلُونَ.

«Мы вырастили вам с помощью этой воды пальмовые, виноградные и другие сады, в которых для вас много плодов и фруктов, чтобы вы питались ими» (смысл 19 аята суры «аль-Муъминун», тафсир «Аль-Мунтахаб»).

فِيهِمَا فَاكِهَةٌ وَنَخْلٌ وَرُمَّانٌ.

«В них также различные виды фруктовых плодов, пальмы и гранаты» (смысл 68 аята суры «ар-Рахман»).

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах), употребляя гранат, говорил: «Поистине, дошло до меня, что нет на этой земле граната , чтобы он не был оплодотворён семенем из числа семян Рая . И быть может, эти семена из них» (ат-Табарани).

وَالتِّينِ وَالزَّيْتُونِ.

«Клянусь смоковницей и маслиной, плоды которых благословенны и из которых люди извлекают много пользы» (смысл 1 аята суры «ат-Тин», тафсир «Аль-Мунтахаб»).

5. Мёд.

كلوا الزيت وادهنوا به فإنه من شجرة مباركة.

«Ешьте оливковое масло и смазывайте им своё тело, ибо, поистине, оно взято от благословенного дерева» (имамы Ахмад, ат-Тирмизи, аль-Хаким)

Самое любимое блюдо пророка Мухаммада(мир ему) и традиционная еда племени Курайш – блюдо Тирит.

Как передают источники, в период раннего ислама среди арабов племени курайш было распространена сладость очень любимая посланником Аллаха (мир ему). Фалудхаж (название сладости) готовился из крахмала и мёда.

Источники сообщают, что любимое блюдо посланника Аллаха (мир ему) – это тирит. В те времена готовились и другие блюда: например, блюдо из мяса козы и овцы, приготовляется на воде из сыворотки молока; блюдо «Мадира» - мясное блюдо, приготовленное на сыворотке молока.

Во время празднования одной из битв, бербер угостил пророка (мир ему) сладостями под названием «Хайс», приготовленными из фиников и молока.

Безусловно, в Саудовском полуострове жаркие погодные условия не давали возможность развитию высокой кулинарной культуры. Однако в Дамаске и в Багдаде под влиянием соседних культур традиционная кулинария была довольно богатой. В VII веке в Мекке уменьшилась скромность в еде и достигла вершины арабская кухня. Со временем во всех арабских странах, даже под управлением Омеядов на пиренейском полуострове, распространилась арабская кулинарная культура.

Распространённое блюдо арабов племени Курайш – Тирит, как уже упоминалось выше, было любимым блюдом посланника Аллаха (мир ему). Приводим вашему вниманию способ приготовления данного блюда, максимально близкое рецепту седьмого столетия:

Ингредиенты:

Три стакана нута;

1.5 кг. нарезанной кубиками баранины;

8 стаканов воды;

6 чашек мелко нарезанного лука;

Две чайной ложки молотого кориандра;

Полчашки мелко нарезанного свежего кориандра;

Две чайные ложки тмина;

Две чайные ложки чёрного перца;

Одна столовая ложка соли;

Полчайной ложки шафрана пропитанных в двух столовых ложках воды;

Полстакана мёда;

Лаваш в размере достаточном для двух стаканов нарезанной питы (вид хлеба);

6 штук порезанных на четыре части лавашей.

Способ приготовления:

Нут поместить в большой контейнер, туда же налить холодную воду в размере, полностью покрывающем нут, настоять так одну ночь. На следующий день нут процедить и отложить. Баранину, нарезанную мелкими кубиками поместить в большую кастрюлю и наполнить её холодной водой. После кипения воды нужно собрать пену. После этого в кастрюлю помещаются нут, лук, молотый и нарезанный свежий кориандр; тмин, чёрный перец. После вскипания уменьшить огонь. После этого разбить яйца в тирите и ждать час-полтора, пока нут и мясо баранины не станут мягкими. Добавьте соли и шафрана. Затем из воды тирита извлечь полстакана воды и перемешать с мёдом и залить обратно в кастрюлю. Добавьте нарезанную питу и перемешайте. Кипятите три минуты на сильном огне. На сервисный поднос положить порезанный на 4 кусочка питы лаваш. Питы могут быть поданы и в дополнении к тириту. Желающие могут вниз своей тарелки положить несколько кусочков питы и на нее поместить тирит. Вначале употребляется тирит, а затем смягченные питы.

70 — Книга о еде

Хадисы №№ 5373-5466

5375 — Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды,) изнемогая (от сильного голода), я встретил ‘Умара бин аль-Хаттаба и попросил его объяснить мне, как следует читать один из айатов Книги Аллаха. Он вошёл к себе домой и прочитал мне (этот айат), после чего я (вышел) и, отойдя (недалеко от его дома), упал лицом (на землю) от слабости и голода. И вдруг я увидел, что у моей головы стоит посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который обратился (ко мне): “О Абу Хирр!” Я отозвался: “Вот я перед тобой, о посланник Аллаха, и готов служить тебе!” Тогда он взял меня за руку и поднял на ноги, поняв (по моему виду), что со мной происходит, а потом он привёл меня к себе домой и велел принести мне большую чашу молока, из которой я отпил (часть). После этого (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Пей ещё, о Абу Хирр!” — и я выпил ещё. Потом он сказал: “Ещё!” — и я выпил ещё, и я пил, пока живот мой не наполнился и сам не стал напоминать собой чашу. А потом я встретил ‘Умара, рассказал ему о том, что со мной было и сказал ему: “Аллах поручил это дело тому, кто был более достоин этого, чем ты, о ‘Умар! Клянусь Аллахом, хоть я и попросил тебя объяснить мне тот айат, но знал я его лучше тебя!” (Выслушав меня,) ‘Умар воскликнул: “Клянусь Аллахом, если бы я пригласил тебя к себе (и накормил, сейчас) это было бы для меня дороже обладания красными верблюдами!”»

Абу Хурайра попросил ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, об этом только для того, чтобы он по его виду понял, что ему необходимо поесть, и накормил его чем-нибудь.

Абу Хурайра (“отец кошечки”) — прозвище ‘Абд ар-Рахмана бин Сахра, передавшего этот хадис. Его прозвали так за то, что он часто носил с собой в рукаве одежды кошку, и чаще всего называли именно так, но в данном случае пророк, да благословит его Аллах и приветствует, называет его Абу Хирр (“отец кота”).

5376). Сообщается, что ‘Умар бин Абу Салама, да будет доволен им Аллах, сказал:

— В детстве я находился на попечении посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Обычно я протягивал руку к (разным концам общего) блюда, но (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: «О мальчик, скажи: “С именем Аллаха”, ешь правой рукой и бери то, что находится рядом с тобой!” — и с тех пор я ем только так».

Джабир, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что омовение совершалось до еды.

5459). Передают со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что после того как скатерть с едой убирали, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно говорил: «Хвала Аллаху, (хвала) многая, благая и благословенная, (хвала, которой никогда) не будет достаточно, (хвала, которую) не следует прерывать, (хвала, без которой нам) не обойтись! (Он) — Господь наш! /Аль-хамду ли-Лляхи хамдан кaсиран, тайибан, мубаракaн фи-хи, гайра макфийин, ва ля мувадда‘ин, ва ля мустагнан ‘ан-ху! Рабба-на!/»

В другой версии этого хадиса, также передаваемой со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, сообщается, что после завершения трапезы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно говорил: «Хвала Аллаху, Который удовлетворил наши нужды и утолил нашу жажду! Невозможно ни отплатить (за Твои милости), ни отрицать их! /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи кaфа-на ва арва-на гайра макфийин ва ля макфурин!/»

5466). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я лучше всех (остальных) людей знаю о завесе , и об этом меня спрашивал Убайй бин Ка‘б. (В своё время) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, женился на Зайнаб бинт Джахш в Медине, а когда наступил день, он пригласил людей на угощение. (Через некоторое время) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вместе с некоторыми из них остался сидеть, а часть людей ушла. Потом встал и вышел посланник Аллаха, а я пошёл вместе с ним. Он дошёл до дверей комнаты ‘Аиши и, подумав, что люди ушли, вернулся, и я вернулся вместе с ним, однако они всё ещё сидели на своих местах. Тогда он снова вернулся и я вернулся вместе с ним; дойдя же до дверей ‘Аиши, он вернулся обратно и я вернулся вместе с ним, и оказалось, что они уже ушли. А затем (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) опустил передо мной занавеску, после чего и был ниспослан (айат о) завесе».

Случайные статьи

Вверх