Отличие католической службы от православной церкви. В чем разница между католиками и православными

Как скоро сказал ты о Духе, чего не должно говорить, в тебе обозначилось уже, что оставлен ты Духом. Как сомкнувший глаза имеет в себе свою тьму, так отлучившийся от Духа, став вне просвещающего, объемлется душевной слепотою.

Святитель Василий Великий

Фото Бориса Чубатюка

Крестник . Сегодня хотелось бы поговорить о том, каковы различия веры в Пресвятую Троицу у нас, православных христиан, и у христиан западных?

Крестный. Основное различие в вере в Троицу католиков, большинства протестантских сообществ, с одной стороны, и Православия – с другой, заключается в том, что упомянутые западные христиане принимают догмат об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына (так называемый "филиокве"). В католическом Символе веры так и стоит: верую в Духа Святаго, Господа Животворящего, иже от Отца и Сына исходящего.

Крестник. Это представляется мне странным и кажется явно противоречащим тому, что мы знаем о Троице из творений святых отцов.

Крестный. Совершенно верно. Во-первых, надо сказать, что "филиокве" означает введение двух Начал бытия в Троице. Так в связи с этим писал святитель Марк Ефесский: "Дух, – говорит Нисский Богослов (святитель Григорий Нисский. – Авт. ), – исходит от Отеческой Ипостаси". Если же Он исходит и от Ипостаси Сына, то что иное это обозначает, как не то, что Он исходит от двух Ипостасей? А то, что Он исходит от двух Ипостасей, что иное как не то, что Он имеет два начала Своего Бытия? Таким образом, до тех пор пока латиняне будут утверждать, что Дух Святый происходит и от Сына, они не избегнут двуначалия" . (Об исхождении Святого Духа именно от ипостаси Отца ясно говорит и следующее высказывание святителя Григория Богослова: "Для нас – один Бог, ибо едино Божество и к Одному относятся Те Лица, Которые происходят от Него" . Этим "Одним", безусловно, является ничто иное, как Первое Лицо Пресвятой Троицы – Бог Отец.)
И это введение двух начал, безусловно, противоречит учению Церкви, поскольку существует множество высказываний святых отцов, живших еще во времена, предшествовавшие разделению Церкви на Православную и Католическую, которые ясно указывают нам на существование единого Начала в Троице (монархию) . (Святитель Марк Ефесский в своих трактатах "Исповедание правой веры" и "Сумма изречений о Святом Духе" (опубл. в кн. А.Погодина специально собрал большое число святоотеческих высказываний, ясно свидетельствующих эту истину. Вот лишь некоторые: "Единый же источник (то есть единственная Вина) преестественнаго Божества – Отец, и этим различается от Сына и Духа" (святой Дионисий Ареопагит); "Единый нерожденный и единый источник Божества – Отец" (святой Афанасий Великий); "Единый Виновник – Отец" (преподобный Иоанн Дамаскин)). Однако это несоответствие святоотеческому преданию далеко не единственное злокачественное следствие из всех таких следствий, вытекающих из "филиокве".

Крестник. Хотелось бы узнать о них подробно.

Крестный. Во-первых, из того, что в Троице имеются два начала, вытекает, что в Троице наличествует несколько Богов, так ясно следует из святоотеческого учения. Святитель Василий Великий писал так: "Не два Бога; потому что не два Отца. Кто вводит два начала, то проповедует двух Богов" (Беседа 24). Святитель Григорий Богослов так писал о Святой Троице: "Божество есть Трех бесконечных бесконечная соестественность, где и каждый, умосозерцаемый Сам по Себе, есть Бог, как Отец и Сын, Сын и Дух Святый, с сохранением в каждом личного свойства, и Три, умопредставляемые вместе, также Бог; первое по причине единосущия, последнее по причине единоначалия" (Слово 40). (Поскольку каждое из трех Лиц – божественного естества, то из вышеприведенного высказывания святителя Григория и из наличия двуначалия (которое вытекает из "филиокве") с логической необходимостью следует наличие в Троице многобожия.)
Таким образом, основываясь на учении этих двух великих святителей, мы можем констатировать, что "филиокве", разрушая единоначалие (монархию), разрушает центральный догмат христианства – единобожие. Из наличия в Троице двух Богов вытекает с необходимостью наличие различия между Ними в их свойствах , а из этого в свою очередь вытекают, во-первых, сложность в Пресвятой Троице и, во-вторых, то, что Кто-то из Божественных Лиц Богом не является. (Поскольку, если существует свойство, по которому два Бога различаются, то у одного из них отсутствует некое качество, которое имеется у другого, значит, первый несовершенен и, значит, Богом не является. Неограниченное же ничем совершенство – неотъемлемое свойство Божества. ("Божество – совершенно и – без недостатка, как относительно благости, так и мудрости, так и силы, безначально, бесконечно, вечно, неописуемо и – просто сказать – совершенно во всех отношениях" .) Из этого снова вытекает сложность в Пресвятой Троице, но в еще более грубом смысле (так как при этом в Троице имеется нечто божественное и иное по естеству – то есть небожественное, тварное). И таким образом, в итоге получается, что Троица Единым Богом, будучи сложной , а не простой быть не может, поскольку простота есть неотъемлемое свойство Бога. Так писал об этом преподобный Иоанн Дамаскин: "Божество – просто и несложно. То же, что состоит из многого и различного, сложно. Итак, если несозданность, и безначальность, и бестелесность, и благость, и творческую силу, и подобное мы назовем существенными различиями в Боге, то состоящее из столь многого не будет просто, но сложно, что (говорить о Божестве) – дело крайнего нечестия" .

Крестник. Значит, католики в Троицу как в Единого Бога не верят?

Крестный. На этот вопрос отвечать надо в каждом конкретном случае, и ответ на него непрост, поскольку, с одной стороны, они признают в Троице Единого Бога, с другой стороны, их учение о Троице (включающее "филиокве") на самом деле оказывается двубожием, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Чтобы человек действительно веровал в одного истинного Бога, необходимо, чтобы его понятия об этом едином Боге были правильными, иначе он верит во что-то иное (в образ своей фантазии), а не в реального Единого Бога. При желании же Богом можно назвать все что угодно (в том числе репчатый лук, как это делали древние египтяне). И такой ошибочной верой в Бога, при которой Богом богохульно называется "нечто", оборачивается на деле вера в "филиокве".
Помимо указанной причины можно указать и еще на одну причину, в силу которой догмат о "филиокве" приводит к разрушению догмата о том, что Троица суть единый Бог. Если Святой Дух исходит от Отца и от Сына, то мы необходимо должны предполагать наличие в Святом Духе двух его "частей", имеющих соответственно происхождение от Отца и от Сына (так, например, об этом писал святитель Фотий: "Ко всему сказанному, если Сын рожден от Отца, а Дух исходит от Отца и Сына, то, как восходящий к двум началам, Он неизбежно был бы составным" ).

Крестник. И это означает, что Святой Дух будет сложным?

Крестный. Здесь могут быть как бы два варианта сложности. Чтобы это понять, надо сначала ответить на такой вопрос: каждая из "частей" является Богом или нет?

Крестник. Допустим, что нет.

Крестный. Тогда среди этих двух частей существует, по крайней мере, одна, которая по своей природе не есть Бог, а что-то иное . И это приводит автоматически к сложности естества Святого Духа и, в силу этого, к отрицанию Его божественности (поскольку сложность природы в Боге исключена – см. выше), то есть к ереси Македония, отрицавшего божественность Святого Духа, а из этого опять вытекает то, что и вся Троица не может быть Единым Богом, поскольку в ней оказывается нечто не божественного естества.

Крестник. А если каждая из "частей" есть Бог, то что тогда?

Крестный. Тогда Святой Дух не будет являться Лицом в точном смысле слова.

Крестник. Почему?

Крестный. Поскольку, согласно святым отцам, лицом обозначается нечто, не подлежащее никакому дальнейшему делению: "Лице же обозначает неделимое, то есть Отца, Сына, Святаго Духа, Петра, Павла" . А поскольку в том случае, если имеет место "филиокве", Святой Дух окажется делимым в некотором отношении, то мы имеем налицо противоречие со святоотеческим учением о Святом Духе как о Лице и о Троице в целом, поскольку тогда в Ней оказывается уже не три совершенно определенных неделимых Лица (Отец, Сын и Святой Дух), а как минимум четыре (Отец, Сын и две части).
Но это еще не все беды. Для того чтобы Троица была Единым Богом, необходимо , чтобы Лиц было не больше трех и не меньше трех, как учит нас святитель Григорий Богослов: "...Божество выступило из единичности по причине богатства, преступило двойственность, потому что Оно выше материи и формы, из которых состоят тела, и определилось тройственностью (первым, что превышает состав двойственности), по причине совершенства, чтобы и не быть скудным и не разлиться в бесконечности. Первое показывало бы нелюбообщительность, последнее – беспорядок; одно было бы совершенно в духе иудейства, другое – язычества и многобожия" . Значит, и при такой трактовке "филиокве" не получается Единого Бога в Троице.

Крестник. Итак, налицо два аргумента, в силу которых католики и другие западные христиане, признающие "филиокве", в Троицу как в Единого Бога не верят?

Крестный. Очевидно, что так, но есть еще и третий аргумент. Святой Дионисий Ареопагит и святитель Афанасий Великий утверждают, что все Божественное в Троице происходит от Лица Бога Отца (см. приведенные выше цитаты). Из этого вытекает то, что все происходящее, но не обладающее этим свойством, Богом не является.

Крестник. Значит, налицо еще один аргумент, в силу которого "филиокве" попросту есть не что иное, как духоборчество, ересь Македония?

Крестный. Именно так. "И мы вот, вместе с божественным Дионисием, говорим, что Отец – единый Источник преестественного Божества; а они (подписавшие Флорентийскую унию. – Авт. ) вместе с латинянами говорят, что и Сын – источник Святаго Духа, очевидно, что этим исключая Духа из Божества" – так писал в связи с этим святитель Марк Эфесский . И, как мы уже выяснили, из этого вытекает, что и Троица оказывается не Богом, а чем-то иным.
Наконец, есть и еще один аргумент, и, может быть, он самый простой из перечисленных. Если Дух Святый исходит от Отца и от Сына, то очевидно, что исхождение от Отца оказывается в некотором отношении неполноценным, недостаточным. "Почему же Дух исходит и от Сына? Ведь если исхождение от Отца совершенно (а оно совершенно, ибо Бог совершенный от Бога совершенного ), что это за "исхождение от Сына" и для чего оно? Ведь оно было бы излишним и бесполезным" – так писал в связи с этим святитель Фотий .

Крестник. Очевидно, так.

Крестный. Значит, если Святой Дух исходит от Отца и от Сына, тогда Отец не есть Бог в точном смысле слова (поскольку обладает некоторым несовершенством – в плане изведения Святого Духа), и в силу этого несовершенства есть нечто иное , по своему естеству отличное от Божества, и, следовательно, Троица не есть истинный Бог (по тем же соображениям, что и в первом аргументе).
Что бы ни говорили нам западные христиане, но истинная вера в Бога всегда предполагает веру в Его совершенно определенные свойства: "Веровать в Бога означает иметь живую уверенность о Его бытии, свойствах и действиях, и всем сердцем принимать откровенное слово Его о спасении рода человеческого" . Простота Его природы и совершенство – суть Его неотъемлемые свойства. Может быть, веру в Троицу, включающую веру в "филиокве" (веру католиков и многих протестантов), и нельзя назвать полным атеизмом, но верой в Бога, Единого в Троице, никак назвать нельзя, поскольку принятие "филиокве" и подлинная вера в Единого Бога в Троице логически несовместимы. Хочется, завершая нашу беседу, привести замечательные слова святителя Ипполита, папы Римского: "...Иначе не можем признавать единаго Бога, как истинно веруя во Отца и Сына и Святого Духа" ("Православно-догматическое богословие". Архиепископ Макарий. М., 1868. Т. 1. § 28 ). Искажения учения о Святом Духе, как учит нас святитель Василий, неизбежно приводят к потере благодати, и это составляет достаточное условие для появления бесчисленных и разнообразных "отклонений от нормы" в духовной жизни большинства западных христиан. (Предложенный материал более подробно изложен в статье: Н. Колчуринский "Беседы о Пресвятой Троице". www.um-islam.nm.ru.)

Литература

1. Святитель Марк Эфесский. Силлогические главы против латинян (Погодин А. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. М., 1994).
2. Цит. по трактату святителя Марка Эфесского "Силлогические главы против латинян".
3. Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 1. Гл. 5.
4. Там же. Кн. 1. Гл. 9.
5. Святитель Фотий. Окружное послание // Альфа и омега. 1999. № 3.
6. Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 48.
7. Святитель Григорий Богослов. Слово 22.
8. Окружное послание. (Цит. по кн. А.Погодина).
9. Пространный христианский катехизис ("О первом члене").

© Николай КОЛЧУРИНСКИЙ

Спонсор публикации статьи: сайт независимого финансового консультанта «В ДОЛГ». Если Вы ищете, где взять кредит наличными под залог , то посетите сайт финансового консультанта по адресу http://VDOLG.info. Воспользовавшись предложением сайта, Вы сможете произвести бесплатную рассылку объявлений в банки на получение кредита, или поместить объявление о желании получения денег в долг, от частных инвесторов. Так же, к Вашим услугам последние новости из мира финансов и полезные статьи, которые помогут быть в курсе последних событий и чувствовать себя увереннее в вопросах займа и кредитования.

Отличие католической от православной церкви в первую очередь лежит в признании непогрешимости и главенства Папы. Ученики и последователи Иисуса Христа после Его Воскрешения и Вознесения стали называть себя христианами. Так возникло христианство, которое постепенно распространилось на запад и восток.

История раскола христианской церкви

В результате реформаторских взглядов на протяжении 2000 лет возникают разные течения христианства:

  • православие;
  • католицизм;
  • протестантизм , возникший, как ответвление католической веры.

Каждое вероисповедание впоследствии распадается на новые конфессии.

В православии возникает греческий, российский, грузинский, сербский, украинский и другие патриархаты, в которых есть свои ответвления. Католики разделяются на римско- и греко-католиков. Трудно перечислить все конфессии в протестантизме.

Все эти религии объединяет один корень - Христос и вера в Святую Троицу.

Читайте о других вероисповеданиях:

Святая Троица

Римская церковь основана апостолом Петром, который провел в Риме последние дни. Уже тогда возглавлял церковь Папа, в переводе означавший «Отче наш». В то время взять на себя главенство в христианстве были готовы немногие священники из-за страха гонений.

Восточный обряд христианства возглавляли четыре старейших Церкви:

  • Константинопольская, чей патриарх возглавлял восточную ветвь;
  • Александрийская;
  • Иерусалимская, первым патриархом которой был земной брат Иисуса Иаков;
  • Антиохская.

Благодаря просветительской миссии восточного священства к ним в IV-V веках присоединились христиане Сербии, Болгарии, Румынии. Впоследствии эти страны объявили себя автокефальными , независимыми от православного движения.

Чисто на человеческом уровне в новообразованных церквях начали возникать свои видения развития, возникали соперничества, которые усилились после того, как Константин Великий назвал Константинополь столицей империи в четвертом веке.

После падения власти Рима все верховенство перешло к Константинопольскому патриарху, что вызвало недовольство западного обряда, возглавляемого Папой Римским.

Западные христиане обосновывали свое право на верховенство тем, что именно в Риме жил и был казнен апостол Петр, которому Спаситель вручил ключи от рая.

Святой Пётр

Филиокве

Отличия католической церкви от православной также касаются филиокве, учения об исхождении Духа Святого, что и стало первопричиной раскола христианской единой Церкви.

Христианские богословы более тысячи лет назад не пришли к общему выводу об исхождении Духа Святого. Вопрос состоит в том, кто посылает Дух - Бог Отец или Бог Сын.

Апостол Иоанн передает (Иоан.15:26), что Иисус пошлет Утешителя в виде Духа истины, исходящего от Бога Отца. В послании Галатам апостол Павел напрямую подтверждает исхождение Духа от Иисуса, который дуновением посылает в сердца христиан Духа Святого.

По никейской формуле, верование в Святого Духа звучит, как обращение к одной из ипостасей Святой Троицы.

Отцы второго Вселенского Собора расширили это обращение «Верую в Отца, Сына и Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего», подчеркнув при этом роль Сына, что не было принято Константинопольскими священниками.

Именование Фотия Вселенским патриархом воспринялось римским обрядом как умаление их значимости. Восточные поклонники указывали на безобразие западных священников, которые брили бороды и соблюдали посты в субботу, сами в это время начали окружать себя особой роскошью.

Все эти разногласия по капле собирались, чтобы выразиться в огромном взрыве схимны.

Патриархат во главе с Никитой Стифатом открыто называет латинян еретиками. Окончательной каплей, приведшей к разрыву, стало унижение делегации легатов на переговорах 1054 года в Константинополе.

Интересно! Не нашедшие общего понятия в вопросах правления священники разделились на православную и католическую Церкви. Первоначально христианские церкви назывались ортодоксальными. После раздела восточное христианское течение оставило за собой название ортодоксии или православия, а западное направление стало называться католицизмом или всеобщей Церковью.

Отличия православия от католицизма

  1. В признании непогрешимости и главенства Папы и в отношении к филиокве.
  2. Православные каноны отрицают чистилище , где, согрешившая не очень тяжким грехом душа, очищается и отправляется в рай. В православии нет больших и малых грехов, грех есть грех, и очистить его можно только Таинстве исповедания при жизни грешника.
  3. Католики придумали индульгенции, дающие «пропуск» в Небеса за добрые дела, но Библия пишет, что спасение - это благодать от Бога, и без истинной веры одними добрыми делами место в раю не заработаешь. (Еф. 8:2-9)

Православие и католицизм: сходства и различия

Отличия в обрядах


Отличаются два вероисповедания и календарем расчета богослужений. Католики живут по григорианскому календарю, православные - юлианскому. Согласно григорианскому летоисчислению иудейская и православная Пасхи могут совпасть, что находится под запретом. По юлианскому календарю ведут богослужения русская, грузинская, украинская, Сербская и Иерусалимская православные Церкви.

Различия имеются и при написании икон. В православном служении - это двумерное изображение, католицизм практикует натуралистические размеры.

Восточные христиане имеют возможность развестись и венчаться второй раз, в западном обряде разводы запрещены.

Византийский обряд Великий пост начинает в понедельник, а латинский - со среды.

Православные христиане накладывают на себя крестное знамение справа налево, сложив пальцы определенным способом, а католики делают это наоборот, не акцентируя внимания на кисти.

Интересна трактовка этого действия. Обе религии согласны, что на левом плече сидит бес, на правом - ангел.

Важно! Католики направление крещения объясняют тем, что при наложении креста происходит очищение от греха к спасению. По православию при крещении христианин провозглашает победу Бога над дьяволом.

Как относятся друг к другу некогда бывшие в единстве христиане? Православие не имеет с католиками богослужебного общения, совместных молитв.

Православные церкви не верховенствуют над светскими властями, католицизм утверждает верховенство Бога и подчинение властей Папе Римскому.

По латинскому обряду любой грех оскорбляет Бога, православие утверждает, что Бога оскорбить нельзя. Он не смертный, грехом человек наносит вред только себе.

Повседневная жизнь: обряды и служения


Высказывания святых о разделении и единстве

Различий между христианами обоих обрядов много, но главное, что их объединяет - Святая кровь Иисуса Христа, вера в Единого Бога и Святую Троицу.

Святой Лука Крымский довольно резко осудил негативное отношение к католикам, отделяя при этом Ватикан, Папу и кардиналов от простых людей, имеющих истинную, спасительную веру.

Святой Филарет Московский сравнивал разделение между христианами с перегородками, подчеркивая при этом, что до неба им не дотянуться. По словам Филарета нельзя называть христиан еретиками , если они верят в Иисуса, как в Спасителя. Святой постоянно молился о соединении всех. Он признавал православие истинным учением, но указывал, что Бог принимает и другие христианские течения с долготерпением.

Святой Марк Эфесский называет католиков еретиками, так как они отклонились от истинной веры, и призывал таковых не мировать.

Осуждает латинский обряд и Преподобный Амвросий Оптинский за нарушение постановлений апостолов.

Праведный Иоанн Кронштадтский утверждает, что католики вместе с реформаторами, протестантами и лютеранами отпали от Христа, основываясь на словах Евангелия. (Матв. 12:30)

Как измерить величину веры того или иного обряда, истинность принятия Бога Отца и хождения под силой Духа Святого в любви к Богу Сыну, Иисусу Христу? Все это покажет в будущем Бог.

Видео о том, в чём отличие православия от католичества? Андрей Кураев

Таблица «Сравнение католической и православной церкви» поможет лучше разобраться с принципиальными различиями при изучении истории средних веков в 6 классе, а также может использоваться в качестве повторения в старших классах.

Просмотр содержимого документа
«Таблица «Сравнение католической и православной церкви»»

Таблица. Католическая и православная церковь

Католическая церковь

Православная церковь

Название

Римско-католическая

Греко-православная

Восточно-кафолическая

Римский папа (понтифик)

Константинопольский Патриарх

Константинополь

Отношение к Богоматери

Изображения в храмах

Скульптуры и фрески

Музыка в храме

Использование органа

Язык богослужения

Таблица. Католическая и православная церковь.

Сколько ошибок допущено? Какие ошибки допущены?

Католическая церковь

Православная церковь

Название

Римско-католическая

Греко-православная

Восточно-кафолическая

Римский папа (понтифик)

Константинопольский Патриарх

Константинополь

Считает, что Дух Святой исходит только от Отца через Сына.

Считает, что Дух Святой исходит и от Отца, и от Сына (филиокве; лат. filioque - "и от Сына"). Католики восточного обряда имеют иное мнение по этому вопросу.

Отношение к Богоматери

Воплощение Красоты, Премудрости, Истины, Юности, счастливого материнства

Царица Небесная, покровительница и утешительница

Изображения в храмах

Скульптуры и фрески

Музыка в храме

Использование органа

Приняты семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение.

Во время обрядов можно сидеть на скамейках

Евхаристия совершается на квасном хлебе (хлеб, приготовленный на дрожжах); причащение для духовенства и мирян Телом Христовым и Его Кровью (хлебом и вином)

Приняты семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение (соборование).

Евхаристия совершается на опресноках (пресный хлеб, приготовленный без дрожжей); причащение для духовенства - Телом и Кровью Христовыми (хлебом и вином), для мирян - только Телом Христовым (хлебом).

Во время обрядов нельзя сидеть

Язык богослужения

В большинстве стран богослужение на латыни

В большинстве стран богослужение на национальных языках; в России, как правило, на церковно-славянском.

Для верующего христианина весьма актуально точно представлять основные положения собственной веры. Проявившееся в период церковного раскола в середине 11 века отличие православия от католицизма с годами и веками развивалось и создало практически разные ветви христианства.

Если говорить кратко, чем отличается православие, то оно является более каноническим учением. Не зря церковь также называется Восточной ортодоксией. Тут стараются с высокой точностью придерживаться изначальных традиций.

Рассмотрим основные вехи истории:

  • до 11 века христианство развивается как единое учение (конечно, утверждение в существенной степени условно, так ка за целое тысячелетия появлялись и различные ереси и новые школы, которые отходили от канона), которое активно прогрессирует, распространяется в мире, проводятся так называемые Вселенские соборы, призванные решить некоторые догматические особенности учения;
  • Великая схизма, то есть Церковный раскол 11 века, который отделяет Западную римско-католическую церковь от Восточной православной, по сути, поссорились патриарх Константинополя (восточная церковь) и римский понтифик Лев Девятый, в итоге они предали друг друга взаимной анафеме, то есть отлучению от церкви;
  • раздельный путь двух церквей: на Западе в католицизме процветает институт понтификов и вносятся различные дополнения в вероучение, на Востоке чтится изначальная традиция. Русь становится фактически преемницей Византии, хотя хранительницей именно православной традиции в большей степени оставалась греческая церковь;
  • 1965 год – формальное снятие взаимных анафем после встречи в Иерусалиме и подписание соответствующей декларации.

На протяжении всего практически тысячелетнего периода католицизм претерпел огромное количество перемен. В свою очередь в православии и незначительные нововведения, которые касались только обрядовой стороны, не всегда принимались.

Основные отличия традиций

Изначально католическая церковь являлась формально более близкой к основе учения, так как апостол Петр был первым понтификом именно в этой церкви.

По сути, традиция передачи католического рукоположения апостолов идет от самого Петра.

Хотя хиротония (то есть рукоположение в священнический сан) существует и в православии, и каждый священник, который становится причастным Святым Дарам в православии, тоже становится носителем изначальной традиции, идущей от самого Христа и апостолов.

Обратите внимание! Для того чтобы указать каждое отличие православия от католицизма потребуется существенное количество времени, в этом материале излагаются самые основные детали и предоставляется возможность выработать концептуальное понимание различия традиций.

После раскола католики и православные постепенно становились носителями весьма различных взглядов. Постараемся рассмотреть наиболее существенные отличия, которые касаются и догматики, и обрядовой стороны, и других аспектов.


Пожалуй, основное отличие православия от католицизма содержится в тексте молитвы «Символ веры», которую следует регулярно произносить верующему.

Такая молитва представляет собой как бы сверхсжатый конспект всего учения, описывает основные постулаты. В Восточной ортодоксии Святой Дух исходит от Бога-Отца, каждый католик в свою очередь читает о нисхождении Святого Духа и от Отца, и от Сына.

До раскола различные решения касательно догматики принимались соборно, то есть представителями всех региональных церквей на общем соборе. Такая традиция до сих пор осталась в православии, но существенным является не это, а догма о непогрешимости понтифика римской церкви.

Этот факт является одним из наиболее существенных, в чем отличие православия от католической традиции, так как фигура патриарха не обладает такими полномочиями и имеет совершенно иную функцию. Понтифик в свою очередь является викарием (то есть как бы официальным представителем со всеми полномочиями) Христа на земле. Конечно, в писаниях ничего об этом не сказано, и эта догма принята самой церковью значительно позже распятия Христа.

Даже первый понтифик Петр, которого сам Иисус назначил «камнем, на котором воздвигнет церковь», не одарялся такими полномочиями, он был апостолом, но не более.

Тем не менее, современный понтифик в какой-то степени не имеет отличия от самого Христа (до Его прихода в конце времен) и может самостоятельно вносить любые дополнения в вероучение. Отсюда появляются различия в догматике, которые существенным образом уводят от изначального христианства.

Характерным примером является непорочность зачатия Девы Марии, о котором подробнее скажем далее. Этого не указано в писаниях (даже указано прямо противоположное), но католики относительно недавно (в 19 веке) приняли догму о непорочном зачатии Богородицы, принял текущий на тот период понтифик, то есть данное решение являлось непогрешимым и догматически верным, согласным с волей самого Христа.

Совершенно обоснованно именно православная и католическая церковь заслуживают большего внимания и детального рассмотрения, так как только эти христианские традиции обладают обрядом хиротонии, который идет фактически непосредственно от Христа через апостолов, которых Он в день Пятидесятницы снабдил Дарами Святого Духа. Апостолы в свою очередь передавали далее Святые Дары через рукоположение священников. Другие течения, такие как, например, протестанты или лютеране, не имеют обряда передачи Святых Даров, то есть священники в этих течениях вне прямой передачи учения и таинств.

Традиции иконописи

Только православие отличается от других христианских традиций почитанием икон. На самом деле в этом есть не только культурологический аспект, но и религиозный.

Католики имеют иконы, но не имеют точных традиций создания изображений, которые передают события духовного мира и позволяют возвыситься в мир духовный. Чтобы понять, в чем разница между восприятием в двух направлениях христианства, достаточно посмотреть на образы в храмах:

  • в православии и нигде более (если рассматривается христианство) иконописный образ всегда создается при помощи особой техники построения перспективы, помимо этого используется глубокая и многогранная религиозная символика, присутствующие на иконе никогда не выражают земных эмоций;
  • если посмотреть в католическом храме, сразу видно, что это по большей части картины, написанные простыми художниками, они передают красоту, могут быть символичными, но акцентируют внимание на земном, насыщены человеческими эмоциями;
  • характерным является отличие в изображении креста со Спасителем, ведь православие отличается от остальных традиций изображением Христа без натуралистичных подробностей, отсутствует акцент на теле, Он являет собой пример одержания верха духа над телом, а католики чаще всего в распятии акцентируются на страданиях Христа, тщательно изображают детали ран, которые Он имел, рассматривают подвиг именно в страданиях.

Обратите внимание! Существуют отдельные ответвления католического мистицизма, которые представляют собой углубленную концентрацию на страданиях Христа. Верующий стремится полностью отождествить себя со Спасителем и ощутить полностью его страдания. Кстати, в связи с этим существуют и феномены стигматов.

Если говорить кратко, то ортодоксальная церковь смещает акцент на духовную сторону дела, даже искусство тут используется в рамках специальной техники, которая меняет восприятие человека так, чтобы он мог лучше войти в молитвенное настроение и восприятие мира горнего.

Католики в свою очередь не используют искусство подобным образом, они могут делать акценты на красоте (Мадонна с младенцем) или страдании (Распятие), но эти феномены передаются сугубо как атрибуты земного порядка. Как гласит мудрое изречение, чтобы понять религию, нужно посмотреть на изображения в храмах.

Непорочное зачатие Богородицы


В современной западной церкви действует своеобразный культ Девы Марии, который сформирован сугубо исторически и также во многом благодаря принятию ранее отмеченной догмы о непорочном Ее зачатии.

Если мы вспомним писание, то там явно говориться об Иоакиме и Анне, которые зачали вполне порочно, нормальным человеческим способом. Конечно, в этом тоже было чудо, так как они были людьми пожилыми и прежде каждому явился архангел Гавриил, но зачатие было человеческим.

Поэтому для православного Богородица не являет собой представителя божественной природы изначально. Хотя она вознеслась впоследствии в теле и была взята Христом на Небо. Католики считают Ее теперь чем-то наподобие персонификации Господа. Ведь если зачатие было непорочным, то есть от Духа Святого, то Дева Мария подобно Христу сочетала в себе и божественную и человеческую природу.

Полезно знать!

Учение о Троице

Центральным догматом Католической церкви является догмат о Троице. Согласно учению Церкви, единый Бог существует в трех неслиянных и нераздельных лицах – Отца, Сына и Духа Святого. Большое значение для понимания Троицы Западной церковью имели идеи Тертуллиана, а относительную завершенность учение о Троице принимает у Августина, который дал «психологическую» интерпретацию Троицы как вечного божественного самопознания и любви. Учение о Троице имеет для Церкви важнейшее практическое значение. «Единосущность» и «ипостасность» лиц Троицы обосновывает единство и равную значимость трех источников Откровения – Ветхого Завета, Нового Завета и Священного Предания и тем самым авторитет Церкви как хранительницы Откровения, вне которой невозможно обрести спасение. В этом причина непримиримой борьбы Церкви с антитринитарными учениями.

Из книги Курс патрологии автора Сидоров Алексей Иванович

Из книги Догматическое Богословие автора Давыденков Олег

3.1.2. Учение Оригена о Троице Чтобы понять дальнейшую историю развития троического богословия, необходимо иметь общее представление об учении о Троице Оригена, поскольку подавляющее большинство доникейских отцов по своим тринитарным взглядам были оригенистами.Учение

Из книги Введение в святоотеческое богословие автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Учение о Троице и о Христе Огромная заслуга Тертуллиана состоит в том, что он впервые в истории христианской мысли употребил выражения, которые впоследствии прочно вошли в православное троичное богословие. Так, он говорил, что Сын обладает той же сущностью, что и Отец; и

Из книги Католицизм автора Рашкова Раиса Тимофеевна

Учение о св. Троице В своем учении о св. Троице Ориген прежде всего исходит из идеи Бога как единства или монады? термины, заимствованные из неоплатонического словаря. Помимо этого он пользуется термином Троица и, описывая отношения между Лицами Троицы, впервые

Из книги Великие учителя церкви автора Скурат Константин Ефимович

Учение о Троице Основная заслуга св. Афанасия состоит в его борьбе с арианством. В то время как в восточной Церкви не осталось ни одного православного епископа, он? один против всех? мужественно отстаивал православную никейскую веру, провозгласившую единосущие Отца и

Из книги Святые отцы и учители Церкви автора Карсавин Лев Платонович

Учение о Святой Троице Свою книгу «О Троице» Августин написал в конце жизни. В ней суммируется все его понятие о Боге. Эта книга стала впоследствии основой классического западного, «психологического» понимания Святой Троицы. Так пребывает Троица: разум, любовь, знание;

Из книги Православная философия и богословие автора Кураев Андрей Вячеславович

Учение о Троице Центральным догматом Католической церкви является догмат о Троице. Согласно учению Церкви, единый Бог существует в трех неслиянных и нераздельных лицах – Отца, Сына и Духа Святого. Большое значение для понимания Троицы Западной церковью имели идеи

Из книги Лекции по патрологии I-IV века автора

Учение о Боге, Святой Троице Учение блаженного Диадоха о Боге неразрывно соединено с его учением о Святой Троице.Бог непостижимо отличен от всей твари и неизмеримо превосходит ее. Он не ограничивается ни местом, "ни стенами не задерживается". Он "есть везде и во всем, и вне

Из книги Иисус, прерванное Слово [Как на самом деле зарождалось христианство] автора Эрман Барт Д.

Учение о Святой Троице В борьбе с арианством святитель Амвросий решительно становится проповедником догматического вероопределения I Вселенского Собора. Поэтому в его тринитарной схеме центральное место занимает учение о Втором Лице, о Его Божестве. Подчеркивая

Из книги Учение Оригена о Святой Троице автора Болотов Василий Васильевич

Из книги Догматическая система святого Григория Нисского автора Несмелов Виктор Иванович

РАЗДЕЛ IV. УЧЕНИЕ О ТРОИЦЕ (ТРИАДОЛОГИЯ) Тема 8. Христос в евангелии ПРОГРАММАСмысл евангельского расказа о Христе. Разница текста сакрального и эпического. Событийная структура Евангелия. Феномен Христа. Историчность Иисуса. Смысловой центр проповеди

Случайные статьи

Вверх