Закон о тунеядстве когда. Закон о тунеядстве в рф

Несмотря на то, что статья за тунеядство, столь распространённая в советское время, давно изъята из Уголовного кодекса, проблема незанятости населения всё ещё актуальна. Связано это с тем, что тунеядцы или, точнее сказать, экономически неактивное население, добровольно нежелающие работать, представляют серьёзную проблему для развития страны.

Кроме иждивенцев, находящихся на финансовом обеспечении других лиц, термин тунеядство объединяет также и тех, кто не имеет стабильных источников заработка. Соответственно, часть из них, при неблагоприятном стечении обстоятельств, могут пополнить ряды криминальных элементов. И, конечно же, все тунеядцы, независимо от их финансового положения, не платят налоги и страховые отчисления. А это увеличивает давление на экономически активную часть граждан, которые из своих зарплат, в частности, финансируют госбюджет.

Будет ли введена в 2019 году ответственность за тунеядство, зависит от парламентариев. На данный момент в обществе продолжается дискуссия о целесообразности этого.

Что такое тунеядство

Тунеядство - отказ от работы по собственной инициативе. Чаще всего нежелание работать возникает из-за наличия благоприятных финансовых условий для жизни - достаточного размера сбережений или объёма доходов домохозяйства. Но иногда тунеядство привлекает и тех, кто просто любит бездельничать, не имея необходимых для этого средств.

Борьба с тунеядством в современной России уже не имеет идеологической основы, как это было ещё 30-40 лет назад. Необходимость снижения количества безработных продиктована для государства чисто прагматическими причинами. Однако так было не всегда.

Добровольный отказ от труда во времена СССР противоречил государственной идеологии, согласно которой, все советские граждане должны были являться строителями коммунизма. И это не единственная причина, по которой тунеядство преследовалось.

В СССР безработицы фактически не существовало. Более того, начиная с 1950-х годов, когда экономика страны в значительной мере оправилась от последствий Великой Отечественной войны, в Советском Союзе стали увеличиваться темпы роста промышленного производства. Соответственно, это отобразилось на потребности в рабочей силе.

Учитывая достаточно низкий уровень зарплат рабочих и колхозников, а также не слишком высокую производительность их труда, страна нуждалась в увеличении количества экономически активного населения. Как следствие этого, борьба с тунеядством усилилась, поскольку это явления было не только социально чуждым для общества того времени, но и вредным с экономической точки зрения.

В 1961 году Президиум Верховного Совета СССР принял указ, усиливающий ответственность за тунеядство. В соответствии с ним, гражданам разрешалось не работать не дольше 4 месяцев в течение года. Если за это время человек так и не трудоустроился, по закону его могли привлечь к исправительным работам. За злостное тунеядство можно было лишиться свободы на срок до двух лет.

Закон был суров не для всех. По статье 209 УК РСФСР официально не привлекались домохозяйки (замужние или одинокие женщины, имеющие хотя бы одного несовершеннолетнего ребёнка). Бездетные женщины на послабление рассчитывать не могли и несли ответственность на общих основаниях.

Пиком борьбы с тунеядством можно назвать 1982-1983 гг., когда по инициативе Генерального секретаря ЦК КПСС Юрия Андропова начали проводить своеобразные рейды: милиционеры и дружинники в рабочее время осуществляли проверки кинотеатров, парикмахерских, парков и даже очередей вино-водочных магазинов.

Завершилась борьба с тунеядством в 1991 году по объективным причинам. Экономика СССР уже несколько лет находилась в глубоком кризисе. Вместо тунеядства актуальным стало совершенно иное социальное явление - безработица. С принятием закона «О занятости населения» тех, кто отказывался работать, официально уже никто не преследовал.

Процесс введения законопроекта

В настоящее время страна по ряду объективных причин столкнулась с необходимостью активизации экономически незанятого населения. Казалось бы, мотивы этому ясны: иждивенцы и тунеядцы не платят налоги, но пользуются всей городской инфраструктурой, построенной и работающей на деньги тех, что ежемесячно отчисляет из своей зарплаты значительные суммы.

Однако, в отличие от СССР 50-70-х годов, борьба с тунеядством в настоящее время не подкреплена экономическими показателями. Безработица всё ещё присутствует. Кроме того, принуждать безработного юриста трудиться дворником лишь потому, что так требует закон, противоречит Конституции РФ, согласно которой принудительный труд официально запрещен.

Дискуссия о необходимости введения закона о борьбе с тунеядством, который бы обязывал лиц, незанятых в реальном секторе экономики, выплачивать налог за фактическое пользование общественной инфраструктурой, начался в 2015 году. Заместитель главы Федеральной службы по труду и занятости Михаил Иванков предложил ввести «налог на тунеядство» со всех трудоспособных совершеннолетних граждан, не работающих и не состоящих на официальном учете в службе занятости.

Несмотря на то, что студенты, инвалиды и другие льготные категории исключались из перечня граждан, обязанных выплачивать «налог на тунеядство», подобное предложение вызвало бурю эмоций в российском обществе. Это нашло отражение не только в СМИ, но и в Госдуме, где несколько рядовых депутатов поддержали разработку подобного законопроекта.

В то же время, руководство крупнейших фракций российского парламента высказалось против принятия такого законопроекта, заявив в комментариях для прессы, что на сегодняшний момент преследование тунеядства нецелесообразно. Таким образом, введение дополнительного налога на нетрудоустроенных граждан пока отложено.

Чем грозит населению введение закона

Что же предусматривал так и не принятый «Закон о тунеядстве» и чем он так опасен для многих граждан? Учитывая, что предложения заместителя главы Роструда так и не дошли до Госдумы в виде отдельного проекта закона, судить о том, какие меры ответственности готовились для тех, кто официально не трудоустроен, можно лишь по высказываниям в прессе. В частности, предложения выдвигались следующие.

  • 20 тысяч рублей - ежегодная ставка «налога на тунеядство» (предложение главы Министерства труда Максима Топилина от 21 октября 2016 г.).
  • Введение обязательного взноса на оплату медицинского страхования (предложение заместителя министра финансов Татьяны Нестеренко от 28 сентября 2016 г.).
  • Штраф до 100 тысяч рублей или лишение свободы на срок до 5 лет для неработающих родителей, имеющих несовершеннолетних детей (предложение члена Совета Федерации Надежды Болтенко от 26 мая 2016 г.).

Учитывая, что ситуация на рынке труда в России остаётся довольно сложной, подобные инициативы чиновников и депутатов, ставшие достоянием СМИ, не нашли поддержки у населения. Более того, стали объектом острой критики, учитывая, что они прямо противоречат ст.41 Конституции РФ, где всем россиянам официально гарантировано право на бесплатную медицинскую помощь, а также статье 37 Конституции, запрещающей принуждать граждан к труду.

Принимая во внимание широкий общественный резонанс, законодатели отказались рассматривать законопроект «О тунеядстве». Однако нет гарантии того, что он не может быть внесен в Госдуму в ближайшие месяцы или годы.

Последние годы активно обсуждается вопрос о принятии закона о безработице в России. Таковой предполагает введение налога на отсутствие работы. Для граждан возникает актуальный вопрос, в чем суть законопроекта, кто попадает под его действие и о каких суммах идет речь. Проект закона о тунеядстве призван перенять опыт Белоруссии и адаптировать его к Российской Федерации.

Описание закона

Краткое содержание Закона о тунеядстве сводится к тому, что граждане будут платить за социальное обеспечение. Д. Медведев указал, что формулировка с использованием слова “тунеядство ” не является верной. Речь идет не о том, чтобы выявить безработных и заставить их платить. Закон о безработице в России направлен на те категории граждан, которые не платят налог, но пользуются социальной поддержкой государства.

Согласно данной формулировке, налог определяется как социальный платеж за возможность пользоваться теми социальными услугами, которые рассчитаны на официально трудоустроенных граждан. Если уплата налога гражданину покажется обременительной, предполагаются следующие альтернативы :

  • приобретение медицинского полиса;
  • покупка патента;
  • регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;
  • официальное трудоустройство.

Назначение закона о тунеядстве рассчитано на устранение социальной несправедливости, когда одни категории граждан выплачивают налоги, а другие пользуются теми же социальными услугами без оплаты. Предполагается тщательный анализ тех категорий граждан России, которые попадут под действие налога на тунеядство. Действие закона не будет распространяться на всех безработных.

Кто платит?

Закон о тунеядстве в России рассчитывается на тех граждан, которые не уплачивают налоги с доходов, но продолжают пользоваться социальной инфраструктурой государства. Законопроект о безработице предполагает при этом ряд исключений - те категории населения, на которых его действие не распространяется :

  • официально трудоустроенные граждане, с которых уже взимается налог;
  • пенсионеры вне зависимости от занятости;
  • женщины, которые воспитывают детей до 14 лет;
  • лица, ухаживающие за больными родственниками или инвалидами;
  • граждане, состоящие на учете в Центре занятости;
  • несовершеннолетние, нетрудоспособные, студенты;
  • жители деревень, получающие заработок от продажи сельскохозяйственных продуктов.

Отдельным вопросом становится учет тех граждан, с которых актуально взимание налога на тунеядство. Предполагается, что если человек не пользуется бесплатными социальными услугами, то и платить ему не нужно. Как этот аспект закона о безработице будет реализован в России на практике, эксперты пока затрудняются ответить.

Сумму налога на тунеядство предполагается рассчитывать от 20 тыс. рублей в год . Если она и будет пересматриваться, то в большую сторону. Оплачивать ее придется всем безработным, не входящим в указанные категории граждан.

Налог на тунеядство в России

Свежие новости про закон о тунеядстве в России показывают, что споры вокруг отдельных моментов до сих пор продолжаются. Эксперты выявляют следующие недостатки данного проекта:

  • сократятся официальные заработки - если раньше работника удерживала высокая заработная плата, то с принятием закона о тунеядстве работодатели сократят зарплату;
  • не меняется процедура снятия с учета в Центре занятости - если безработный отказывается от трех предложенных вакансий, то он вновь получает статус безработного тунеядца;
  • введение законоположения о безработице коснется людей творческих профессий и фрилансеров, занятость которых не определяется договорными отношениями - таковым придется оформляться индивидуальными предпринимателями или искать официальную работу в ущерб своей деятельности;
  • отдельные эксперты указывают на несоответствие закона о тунеядстве положению статьи 37 Конституции РФ о том, что труд в России является добровольным и каждый вправе самостоятельно решать вопрос о своей занятости;
  • в Трудовом кодексе РФ также указывается на неприемлемость принудительного труда, таковой противоречит и некоторым международным конвенциям;
  • мнения экспертов сводятся к тому, что закон о тунеядстве не решит проблему с безработицей, но значительно снизит уровень жизни отдельных категорий граждан;
  • выгода от поступлений нового налога будет нивелирована снижением доходов и, соответственно, официальных налоговых отчислений.

Отдельно эксперты высказываются по поводу аналогичного закона о тунеядстве в СССР . Указывается, что в то время государство регламентировало уровень заработка своих граждан, а также обеспечивало рабочие места на законодательном уровне. На текущий момент в России таких возможностей не имеется.

Согласно последнему заявлению министра труда М. Томилина на 2017 год, в ближайшее время закон о тунеядстве не будет приниматься . Проект на неопределенное время отложен.

Законы РФ 2017

Одной из законодательных инициатив прошедшего 2016 года было введение налога на «тунеядство». Несмотря на то, что в Российском законодательстве этот термин декриминализирован, т.е. нигде официально не работающий человек не рассматривается государством в качестве нарушителя закона и не подлежит ни уголовной, ни административной ответственности, проблема существования значительного контингента связана с недополучением в качестве налоговых отчислений в триллионы рублей. Это негативно сказывается на многих сферах развития экономики. Но толчком к введению «налога на тунеядство» послужила нехватка средств на пенсионное и медицинское обеспечение нигде не работающих и не производящих отчисления в социальные фонды.

Много ли «тунеядцев» в стране

Конечно, в полном смысле слова неработающих граждан в России совсем немного. Не более 1%. Все остальные, а их по различным оценкам в стране до 45-48% от трудоспособного населения, устраивают свою жизнь таким образом, что источником получения средств к существованию для них служат такие работы, которые можно выполнять и получать гарантированный доход без регистрации юридических лиц или ИП.

По данным НИУ-ВШЭ их количество составляет от 17 до 18 млн. человек и ежегодно увеличивается на 1,5 – 2 млн. При этом традиционно в российской статистике не учитываются те «самозанятые» граждане, которые извлекают доход от занятия криминальными видами деятельности: торговлей наркотиками, контрафактным алкоголем, азартными играми, эксплуатацией проституции и пр. Если учесть и их, то общее число может достичь 68 млн. человек.

Самым «лакомым» с точки зрения законодателей являются фрилансеры, поскольку их способы получения доходов практически невозможно учесть.

Вовсе без платы в современном обществе прибывают немногие, по крайней мере, из трудоспособных граждан.

Именно их коснется закон о налоге на тунеядство в России . В основном, плату получают, но не официально и за неофициальные услуги.

При этом, официально открытых вакансий в стране по столь же официальным данным – 1 200 000. Безработных насчитывают 1 000 000.

По идее, у незанятого населения даже есть выбор, только вот устраивает он, судя по всему, не всех. К тому же, неофициальные источники говорят о 18 000 000 безработных и теневиков.

Мотивация вывести их на чистую воду понятна. Государству в условиях кризиса нужны дополнительные доходы, а это, в основном, налоги. О них, в том числе и в ключе нового законопроекта, говорят многие чиновники.

Новости о законе о тунеядстве

В России одной из последних говорила о законопроекте Ольга Голодец. Она занимает пост вице-премьера.

Она подтвердила факт создания документа, как и намерение взимать сборы с трудоспособных, но официально не зарегистрированных на рабочих местах граждан.

Исключением станут инвалиды, родители детей с ограниченными возможностями и теженщины, чьи ребятишки еще не достигли 14-летнего возраста.

Семьи, где зарабатывают матери, а отцы берут на себя хозяйство и воспитание отпрысков, видимо, не в счет.

Оставшиеся самозанятые и трудоспособные граждане должны уплачивать налог. Это слова уже депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

Ведя любую деятельность, нужно сообщить о ней налоговой и платить ренту с каждой проданной шкатулки, детской кроватки, тортика, зарегистрировавшись в качестве ИП.

Однако, здесь встают несколько вопросов, заставляющих сомневаться в скором принятии закона. Рассмотрим его проблемные стороны.

Примут ли закон о тунеядстве в России – мнение экспертов

Итак, задаваться вопросом, , заставляет разность между предполагаемым налогом за «безделие» и взносом стандартного ипешника.

Кроме отчислений в налоговую в соответствии с доходами, индивидуальные предприниматели ежегодно отдают фиксированный взнос Пенсионному Фонду.

Это взнос превышает 20 000 рублей, которые намерены взыскивать с тунеядцев. Получается «бездельником», хоть и порицаемым, быть выгоднее.

Взнос ипешников в Пенсионный, вряд ли, уменьшат. Значит, почти вдвое увеличат налог на «безделье», или откажутся отчислять средства тунеядца на ту же пенсию, отдавая исключительно на нужды страны?

Если Правительство сочтет эти меры чрезмерными, есть альтернатива. Она, по мнению экспертов, тоже вызовет волну общественного недовольства.

В Министерстве труда предлагают лишить тунеядцев права обслуживания по полисам обязательного медицинского страхования.

Сие в законопроекте, как заявила на правительственном часе в Совете Федерации, уже прописано.

Так что, по мнению экспертов, примут ли закон о тунеядстве в России – вопрос временный.

Предварительные прогнозы говорят о принятии документа через 2-4 года. Раз так, стоит подробнее разобраться в возможных вариантах суммы, которую государство пожелает взыскать с «бездельников».

Размер оплаты налога о тунеядстве

Пока, иных сумм кроме 20 000 не называют. Зато, озвучивают схему оплаты. На имя тунеядца пришлют извещение с суммой платежа.

Его нужно будет вносить за предыдущий год. Если в текущем устроишься официально, в следующем году письмо уже не придет.

Если же оно отправлено, то признается полученным через 10 дней после этого. Так что, апеллировать тем, что не получал извещение, не поможет.

Уплатить налог необходимо в течение 15-ти дней после прибытия письма, в случае принятия закона, естественно.

Есть возможность снизить сумму налога на 10%. Их вычтут из взноса в случае личного признания гражданина в тунеядстве, явки с «повинной» в налоговую.

Явиться можно и с документами, подтверждающими, что претензии необоснованны, точнее, что гражданин не тунеядец.

Как и в случае с любыми налогами, возможны ошибки. Вы продали машину, новый владелец оформил ее на себя, а письма продолжают слать первому собственнику.

Возможно, классикой жанра станут налоговые извещения тем, кто уже официально работает, а может, и работал, да государство об этом не знало.

Будет ли принят закон о тунеядстве в России в 2017 году

«Закон о тунеядстве в России в 2017 – принят или нет?» - этот вопрос интересовал многих россиян.

К сожалению, многим гражданам приходится работать неофициально по ряду причин, а кто-то (например, домохозяйки) не работают вовсе, а потому введение дополнительного налога вряд ли покажется хорошей идеей.

Суть закона

но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать,

как решить именно Вашу проблему - звоните по телефонам:

или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!

Все консультации у юристов бесплатны.

С одной стороны, это позволяло задействовать всех граждан на работе, не позволяя им бездельничать, с другой – приводило к невозможности заниматься собственным хозяйством (например, выращивать и продавать овощи и фрукты с собственного участка) или творчеством (многие деятели искусства официально «работали» дворниками).

Сегодня мотивы для принятия подобного закона более меркантильны: работающие неофициально лица не платят налогов, что негативно сказывается на казне РФ. При этом ничто не мешает им пользоваться социальными привилегиями, особенно бесплатной медицинской помощью. Иными словами, этот налог – оплата социальных гарантий, которыми тунеядцы могут пользоваться, но за которые не платят.

Нужен ли этот закон обществу

Судить об этом довольно сложно, поскольку мнение граждан разделилось.

Согласно опросу, пожилые люди не видят ничего плохого во введении налога: это позволит «припугнуть» людей, отказывающихся приносить пользу обществу.

Наравне со всеми они обладают правами на бесплатную медицину, но при этом не платят налоги, то есть пользуются благами за чужой счет.

Молодые люди, напротив, высказались решительно против. Многие профессии не требуют работать исключительно на одном месте: программисты могут сотрудничать со многими фирмами или выполнять разовые заказы, авторы – жить за счет своего труда, не имея официального трудоустройства.

Введение налога потребует от таких граждан отказаться от прибыльной работы в пользу любого официального места.

Также пострадают безработные жены, ведущие домашнее хозяйство, служители церкви, люди, живущие за счет сдачи в аренду недвижимости или процентов по вкладам, и многие другие.

Помимо этого, проект принуждает человека искать любую работу, что нарушает его права, и приведет к банальному отсутствию рабочих мест, поскольку многие низкоквалифицированные специальности заняты мигрантами.

Кто может не платить

Поскольку закон не принят, список тех, кто не попадает в список плательщиков, только предварительный.

  1. Несовершеннолетние граждане, студенты очного отделения, пенсионеры и инвалиды.
  2. Люди, стоящие на бирже труда, но не имеющие возможности устроиться на работу по специальности.
  3. Люди, которые должны ухаживать за малолетними детьми или больными родственниками;
  1. Граждане, получающие доход от ведения сельского хозяйства, или живущие на процент от ренты недвижимости, банковских вкладов и т.д.

Которым предусмотрены меры по содействию занятости населения. Документ направлен в первую очередь на активизацию работы органов власти по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию трудовой занятости и самозанятости населения. Об этом сообщает пресс-служба президента.

В этих целях Декретом на Правительство возлагаются задачи по установлению прогнозных показателей в области содействия занятости населения и перечня территорий с напряженной ситуацией на рынке труда, осуществлению мониторинга, оценки качества и доступности услуг в области содействия занятости населения.

В свою очередь местные органы власти будут обеспечивать индивидуальную работу с гражданами на местах при проведении работы по их трудоустройству и ресоциализации лиц, ведущих асоциальный образ жизни. Кроме того, областные, Минский городской Советы депутатов смогут дополнительно направлять средства местных бюджетовна реализацию мероприятий в области содействия занятости населения на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда.

В новый Декрет не вошли нормы о взимании с трудоспособных неработающих граждан сбора на финансирование государственных расходов. При этом лица, ранее признававшиеся плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты.

Декретом предусмотрен концептуально иной подход, направленный на стимулирование трудоспособных неработающих граждан к легальной занятости. Предусмотрено, что с 1 января 2019 года такие лица будут производить оплату субсидируемых государством услуг по их полной стоимости. Конкретный перечень таких услуг поручено определить Правительству.

Ключевая роль в организации работы по выполнению норм Декрета отведена местным органам власти. Для этого предусматривается создание местными исполнительными и распорядительными органами постоянно действующих комиссий, основными задачами которых являются содействие гражданам в трудоустройстве.

В состав комиссий будут включаться депутаты всех уровней, специалисты местных органов власти, а также представители общественных объединений. Возглавлять комиссии, создаваемые на районном уровне, будут, как правило, председатели Советов депутатов.

Декрет предоставляет комиссиям широкие полномочия, в том числе по принятию решений об освобождении на определенное время трудоспособных граждан, не занятых в экономике, от обязанности оплачивать услуги по полной стоимости при наличии у них трудной жизненной ситуации.

Для реализации Декрета Правительством будет принят ряд постановлений, которыми будут в том числе определены порядок отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, перечень услуг, оказываемых данным гражданам по полной стоимости, порядок расчета платы за эти услуги и другие вопросы.

Кроме того, предусматривается принятие Правительством мер, направленных на активизацию профилактической работы с трудоспособными неработающими гражданами, ведущими асоциальный образ жизни; деятельности налоговых органов по выявлению и налогообложению сокрытых доходов физических лиц.

Декрет вступает в силу после его официального опубликования.

Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.

Вадим Долинин

В Белоруссии отменили сбор с граждан «налога на тунеядство». Президент республики Александр Лукашенко подписал декрет № 1 «О содействии занятости населения». Согласно новому документу, государственная политика будет направлена на стимулирование неработающих граждан к легальной занятости. Однако эксперты сомневаются, что властям страны удастся выполнить задачу по всеобщему трудоустройству - этому могут помешать объективные экономические обстоятельства. RT изучал новые методы борьбы с тунеядством в Белоруссии.

  • Reuters
  • Vasily Fedosenko

25 января президент Белоруссии Александр Лукашенко №1 «О содействии занятости населения». Этот документ стал «наследником» декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества», который в народе прозвали «декрет о тунеядцах».

Новый документ не предполагает взимания с трудоспособных неработающих граждан сбора на финансирование государственных расходов (прозванного в обществе «налог на тунеядцев»). При этом те, кто ранее был признан плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты. Новая концепция, прописанная в декрете №1, предусматривает всеобщее трудоустройство.

«Документ направлен в первую очередь на активизацию работы органов власти по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию трудовой занятости и самозанятости населения», — указывает пресс-служба президента Белоруссии.

  • Александр Лукашенко
  • Maxim GUCHEK

Комиссии местного значения

Вся нагрузка по выполнению норм декрета перекладывается с налоговых органов на местные органы власти. Для этого исполкомы будут создавать постоянно действующие комиссии, в состав которых будут включаться депутаты всех уровней, представители местных органов власти и общественных объединений. Возглавлять эти комиссии будут председатели советов депутатов.

У таких комиссий будет две ключевые задачи. Первая — содействие гражданам в трудоустройстве, вторая — составление списков граждан, которые могут, но не хотят работать. С 1 января 2019 года такие лица будут оплачивать субсидируемые государством услуги по полной стоимости. Конкретный перечень услуг поручено определить правительству. Однако уже сейчас известно, что неработающие граждане лишатся субсидий по оплате коммунальных услуг, будут на 100% оплачивать медицину и образование.

Комиссии местных исполкомов будут также решать, действительно ли гражданин не хочет работать (ведёт асоциальный образ жизни) или он оказался в тяжёлой жизненной ситуации, а потому может не оплачивать социальные услуги по полной стоимости. Также местные органы власти должны будут индивидуально работать с гражданами по вопросу их трудоустройства.

При этом правительство страны должно принять ряд постановлений, которыми будут в том числе определены порядок отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, перечень социальных услуг, оказываемых данным гражданам по полной стоимости, порядок расчёта платы за эти услуги. Также именно правительство должно придумать, чем занять безработных граждан в регионах, — Совмину уже предписано установить прогнозные показатели в области содействия занятости населения.

В декрете также выделены «проблемные территории» — депрессивные регионы Белоруссии, в которых нет действующих производств, а значит, и рабочих мест за пределами бюджетных организаций.

На протяжении года правительство должно определиться с мерами экономического развития таких регионов, прежде всего за счёт поддержки местного малого и среднего бизнеса. В свою очередь, областные советы депутатов смогут дополнительно направлять средства местных бюджетов на мероприятия по содействию занятости населения на территориях с напряжённой ситуацией на рынке труда.

Как это было

Декрет «О предупреждении социального иждивенчества» Александр Лукашенко подписал в апреле 2015 года. Документ предусматривал, что граждане, не работающие более 183 календарных дней в году, должны заплатить в бюджет 20 базовых величин. На тот момент это была сумма в 360 белорусских рублей ($180).

Поначалу документ в обществе всерьёз не восприняли — до декабря 2016-го, когда налоговые инспекции разослали около 470 тыс. извещений о необходимости заплатить «налог на тунеядство».

Получилось, что декрет №3 фактически ввёл налог на безработных. Это , прокатившихся по стране в феврале — марте 2017 года. Предписанную сумму заплатили лишь 54 тыс. человек из 470 тыс.

9 марта 2017 года действие декрета было приостановлено, а на правительственном совещании Лукашенко заявил, что в течение года с неработающих не будут взимать сбор. Налоговым службам поручили вернуть деньги тем, кто уже заплатил «налог на тунеядство». Одновременно президент всех безработных.

Тогда же началась кардинальная переработка документа, результатом которой стало появление декрета №1.

Вопросы остались

«Само главное, что остаётся непонятным, — как требование к неработающим оплачивать, например, медицину стыкуется с Конституцией, по которой государственная медицина бесплатна для всех граждан, без каких-либо различий? Или образование — ребёнка неработающих родителей, получается, не возьмут в бесплатную школу?» — отметила в беседе с RT белорусский политик, лидер Международного центра гражданских инициатив «Наш Дом» Ольга Карач.

Она уточнила, что статья 41 белорусской Конституции прямо запрещает использование принудительного труда, и эта норма содержится во многих международных соглашениях, которые подписала республика.

«А тут, получается, мы видим принуждение к труду. Пока нет никакой ясности, как правительство решит эти противоречия», — подчеркнула Карач.

Другой важный вопрос, по мнению экспертов, — насколько реально всех трудоустроить. Несмотря на принимавшиеся правительством меры, данные государственного статистического ведомства («Белстат») показывают: в январе — сентябре 2017 года в экономике Белоруссии было занято 4 351 800 человек. Это почти на 65 тыс. (на 1,4%) меньше, чем в тот же период прошлого года.

  • Рабочие в цехе на территории завода в Белоруссии
  • РИА Новости
  • Евгений Биятов

«Занятость населения — это в первую очередь сфера ответственности конкретного региона. И кто, как не местные органы власти, видит ситуацию, владеет всей информацией для того, чтобы решать имеющиеся вопросы? Так что занятость людей становится одним из важнейших критериев оценки работы власти на местах», — заявила в интервью информагентству БелТА министр труда и социальной защиты Белоруссии Ирина Костевич.

По её словам, местные органы власти отвечают за реализацию конкретных мер по обеспечению занятости населения, «в том числе создание рабочих мест, содействие в трудоустройстве, переобучение, предоставление временной работы».

Госдума решила, что неработающие люди обязаны выплачивать все взносы. Идется о взносах в разные фонды социального характера. Если граждане будут нарушать данный закон, тогда им предъявят штрафные санкции. Власти утверждают, что данная инициатива имеет одно направление – решение проблемы с теневым сектором, предъявляя налог на тунеядство. Имеются в виду люди, которые являются самозанятыми. На сегодняшний день это имеет вид, как будто правительство хочет снять с себя обязательства социального характера.

Совсем недавно сообщили, что пособие по безработице будет повышено. Но вот правительству уже захотелось вернуть эти деньги обратно.

Расширение бюджетных фондов

Сергей Вострецов, который является одним из депутатов, внес свое предложение. Он считает, что неработающие граждане, которые являются трудоспособными, обязаны осуществлять взносы. Это касается страхования в медицинском, социальном плане, Пенсионного фонда. В случае отказа платить к человеку будут предъявлены штрафные санкции.

Благодаря подобной инициативе можно пополнить бюджетный фонд на 734 млрд. руб. И это сумма за один год. Давайте разберемся, правильно ли будет предъявлять налог на тунеядство гражданам?

“Российкая газета” сообщает, что этот закон не относится к лицам, которые находятся на иждивении, получают пенсии по возрасту, пенсию социального характера, пособия по безработице.

Есть также такие депутаты, которым не по вкусу эта инициатива. Они считают, что в такой способ правительство просто хочет снять с себя обязательства социального характера.

Михаил Щапов, являющийся членом комитета по налогам и бюджету, говорит “Газете.Ru” следующее: “Данный вопрос имеет право на рассмотрение, но для этого следует соблюдать два условия. Первое – должны быть приняты все возможные меры, чтобы предоставить работу гражданам, которые пока не работают. На сегодняшний день не делаются никакие попытки, чтобы создать нормальные рабочие места. К примеру, в мае были приняты указы и их цели пока не достигнуты. Второе – перед тем, как идти на поиски денег у бедных граждан, стоит поискать у богатых слоев общества. Минимум, что можно сделать, - это ввести прогрессивную ставку и забрать регрессивную. В таком случае люди убедятся, что государство действует справедливо”.

Ищем деньги у богатых

Согласно Вострецову в России насчитывается 18 млн. граждан, которые являются трудоспособными, но не оформляются на работу официально. Большинство из них обладает собственным бизнесом.

Минструд сообщает, что проблема, связанная с теневым сектором, довольно острая и требует решения. Ведомство утверждает, что Пенсионный фонд страны не получает страховые взносы за 15 млн. граждан, которые являются трудоспособными.

Госдума недавно одобрила закон, который говорит о налоге на профессиональный доход. Если самозанятые граждане работают с физическими лицами, то они должны уплатить 4% налогов. Если работа ведется с организациями, тогда процент будет выше – 6%. Эти деньги, которые были собраны из налогоплательщиков, пойдут в бюджетные фонды регионов. Кроме того, 1,5% уйдет на медицинское страхование. А вот что касается Пенсионного фонда, то туда денежные средства с этих налогов идти не будут. Данный эксперимент должен продолжаться 10 лет, но коснется он лишь Москвы и еще 3 регионов.

Когда закон рассматривали, был главный аргумент для его принятия. Это важность легализации самозанятых, не выплачивающих взносы и налоги. В результате неуплаты отсутствует формирование официального стажа и пенсии. Об этом говорил Ярослав Нилов. Он говорит, что подобные граждане не будут получать страховую пенсию, когда уже выйдут на пенсию.

В данной ситуации рискуют люди, которые работают по договорам. Это могут быть дворники, уборщики, водители. Нилов объясняет: “Работодатель способствует формированию пенсии таких граждан, поскольку выплачивает взносы за них. Когда начнет действовать новый закон, работодатель имеет право предложить сотрудникам изменить собственный статус. То есть, статус будет другим, а работа останется прежней. При этом может увеличиться зарплата, но формирование пенсии будет отсутствовать. С подобными методами рынок труда будет дисбалансирован”.

Пособие по безработицы на 1 января 2019 года

Дмитрий Медведев, занимающий место премьер-министра России, подписал постановление. Там был указан максимальный и минимальный размер пособий по безработице.

Уже с начала следующего года безработным гражданам предлагают минимальное пособие в размере 1500 руб. А максимальный размер пособия по безработице увеличиться до 8000 руб.

Также будет отдельно пособие для тех людей, которые находятся в предпенсионном возрасте. Такого раньше не было. Подобная категория будет получать пособие в 1500 руб. Это минимальный размер. А вот максимальный – 11280 руб. Это пособие равняется прожиточному минимуму населения, которое является трудоспособным. Имеют в виду граждан, которым до пенсии еще осталось 5 лет.

Пресс-служба Минтруда рассказывает: “Количество граждан, которые являются безработными, может увеличиться. Но существенного роста, скорее всего, не будет наблюдаться. Федеральный бюджет имеет достаточно денег, чтобы выплачивать пособия по безработице”.

Александр Калинин, являющийся лидером “Опору России”, дал свои комментарии: “Работодатели выплачивают страховые взносы. Именно из фонда социального страхования и осуществляются подобные выплаты. Это причина, почему бизнесмены хотят, чтобы пособия по безработице было увеличено”.

Случайные статьи

Вверх