Дидактическая игра собери бусы из геометрических фигур. Дидактическая игра "Собери бусы" с вариантами (для детей ЗПР и ОВЗ по зрению) в технологической карте

Дидактическое пособие для младшей группы своими руками

Описание материала: игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. Благодаря им у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, речь, воспитывается усидчивость.От того, насколько ловкими и развитыми будут пальчики детей к 5 - 6 годам, зависит в дальнейшем их успешное обучение. Чтобы развивать мелкую моторику пальцев рук, не обязательно покупать дорогие игрушке в магазине, их можно изготовить в домашних условиях из подручных материалов.Материал будет полезен для педагогов и родителей.

Мною было создано дидактическое пособие «Умные бусы» из бросового материала.
Красочность и новизна пособия привлекает внимание детей, стимулирует желание играть с ним. Я попыталась разработать дидактические игры таким образом, чтобы можно было решить несколько и образовательных задач. Таких, как закрепление знания цвета и умение использовать в речи детей обобщающих слов.Пособие многофункционально.
Процесс изготовления пособия:
1. Взять контейнеры от киндер-сюрпризов.


2. Открыть их и срезать лишнюю часть на одной из половинок так, чтоб крышечки были одинаковыми по размеру.


3. Из потолочной плитки вырезать круги размером, равным диаметру крышечки от контейнера.


4. Вставить кружки в крышечки.


5.Сделать дырочки с противоположных сторон.


6.Найти картинки по разным лексическим темам в интернете. Уменьшить их до размера кружков и приклеить на двухсторонний скотч.Подобрать к пособию цветные шнурки.

Дидактическая игра «Собери бусы по теме»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, умение подбирать предметные картинки по лексической теме /«Домашние животные», «Дикие животные», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Мебель», «Игрушки»/, закрепление знаний цвета.
Ход игры: воспитатель предлагает детям собрать бусы и определяет для каждого тему. Дети самостоятельно выполняют задание.


Чтобы проверить, правильно ли бусинки собрались по теме, воспитатель предлагает перевернуть бусы обратной стороной (если бусинки одного цвета, то задание выполнено верно. Если же нет, то бусинка другого цвета будет сигнализировать о допущенной ошибке, которую надо исправить)

Дидактическая игра «Нанизывание бусинок определённого цвета»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, закрепление знаний цвета,
умение подбирать обобщающее слово.
Ход игры: воспитатель просит ребёнка надеть на шнурок, например, бусинки красного цвета.


Затем предлагает перевернуть бусы обратной стороной и рассмотреть картинки. Ребёнок перечисляет названия предметов. Затем воспитатель просит назвать картинки одним словом.

Дидактическая игра «Найди лишнюю бусинку» (по цвету или по лексической теме)

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания,
логического мышления;
закрепление знаний цвета.
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку внимательно рассмотреть бусинки на шнурке и определить, какая бусинка не такая, как все (отличается по цвету). Затем просит исправить ошибку.

Дидактическая игра «Чередование бусинок по цвету»

Цель: умение чередовать бусинки по цвету, выявляя закономерность;
развитие внимания и мелкой моторики пальцев рук.
Ход игры : воспитатель предлагает ребёнку продолжить нанизывать бусинки, чередуя их по цвету. Ребёнок комментирует вслух с помощью воспитателя: «Сначала красная бусинка, потом белая. Затем красная, снова белая. Беру опять красную, а потом белую».

Дидактическая игра «Подбери шнурок по цвету»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания;
закрепление знаний цвета.
Ход игры: (бусинки лежат цветной стороной кверху)
Воспитатель предлагает детям подобрать нужный по цвету шнурок и нанизать на него бусинки.
Затем все вместе проверяют.
-Какого цвета бусы? (красного)
-А шнурок какого цвета? (тоже красного)
-Молодцы. Значит, задание выполнено правильно.

Дидактическая игра «Подбери цифру»

Цель: умение соотносить цифру с количеством бусинок в пределах 5-ти;
развитие мелкой моторики рук.
Ход игры: воспитатель предлагает детям самостоятельно собрать бусы по любой теме. Дети договариваются между собой, какую тему они выбирают. Воспитатель интересуется, по какой теме собраны бусы у каждого ребёнка, проверяют вместе правильность работы.
Затем воспитатель спрашивает, сколько бусин у каждого ребёнка на шнурке, и просит подобрать к количеству бусинок нужную цифру.

Дидактическая игра «Загадки»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук;
умение отгадывать загадки, подбирать обобщающее слово.
Ход игры: (лексическая тема выбирается по желанию, например, игра по теме «Домашние животные»). Воспитатель предлагает ребёнку отгадать загадку, выбрать бусинку с отгадкой и надеть на шнурок.
Загадки:
1. Нос пятачком, хвост крючком.
Кто это?

/свинья/
2. Я копытами стучу
Очень быстро я скачу.
Грива вьётся на ветру,
Удержаться не могу

/лошадь/
3. Голодна-мычит,
Сыта-жуёт.
Малым ребятам
Молока даёт

/корова/
4. Мордочка усатая,
Шубка полосатая.
Часто умывается,
А с водой не знается.

/кошка/
5. Борода да рожка
Бегут по дорожке
/козёл/
Затем воспитатель может предложить ответить на дополнительные вопросы.
-Каким одним словом можно назвать, кто это? (домашние животные)
-Кто из животных первый? (лошадь)
-Кто последний? (коза)

Тип занятия: интеллектуально — развивающее.

Вид занятия: математическое развитие.

Образовательные задачи: продолжать учить различать и называть геометрические фигуры; основные признаки предметов; цвет, форму, величину. Учить устанавливать соответствие между множествами. Закрепить навыки счета до 4-х.

Развивающие задачи: продолжать осваивать умение различать правую и левую руки, составлять из частей целое. Развивать память, воображение, логическое мышление, сообразительность.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к занятию, трудолюбие, аккуратность, развивать доброжелательные отношения.

Методические приёмы:

  • Словесные — беседа, вопросы, объяснение. Наглядные — демонстрация игр, пособий.
  • Игровые — проведение игр «Найди, какой же?», «Собери бусы», «Собери картинку».
  • Практические — действия с дидактическим материалом.

Материалы: сундучок, кукла, бабочки, зайка, ключи, образцы бус, набор геометрических фигур, полянка с цветами, ручеек, разрезанные картинки.

Ход занятия

Дети заходят в группу, здороваются с гостями. Начинает звучать музыка.

Воспитатель: Посмотрите, дети,» какой прекрасный сундучок стоит. Хотите узнать, что в нем находится?

Воспитатель: Давайте его откроем. Посмотрите, какой большой замок, но у нас есть три ключа. Какой они формы? Дети: Треугольник, квадрат, круг.

Дидактическая игра «Найди, какой же?»

Замок сундучка и ключи имеют определенную геометрическую форму. Дети подбирают каждый ключик. Выбор определяется путем приложения фигуры на изображение. Правильно выполненное задание позволяет открыть замок. В сундучке будет кукла.

Воспитатель: Посмотрите, кто оказался в этом сундучке. Это кукла Таня. Она большая или маленькая?

Дети: Маленькая.

Воспитатель: Посмотрите, какое настроение у куклы? Какая она?

Дети: Кукла грустная.

Воспитатель: Давайте узнаем, что с ней случилось. Она собиралась к нам в гости. Надела красивое платье и разноцветные бусы. Но по дороге веревочка разорвалась и бусинки рассыпались. Давайте поможем их собрать.

Дидактическая игра «Собери бусы».

Воспитатель показывает детям часть нитки бус и говорит, что они рассыпались. Их нужно собрать, используя для них круги двух цветов. У каждого ребенка набор геометрических фигур и образец (начало нитки бус, круги чередуются по цвету). Ребенок собирает так как показано в начале нитки, отбирая фигуры по цвету.

Воспитатель: Посмотрите, дети, какая сейчас стала кукла? Почему?

Дети: Веселая. Потому что собрали бусы.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что еще есть в нашем волшебном сундучке (достает бабочки). Посмотрите, дети, какие красивые бабочки. Какие они по цвету?

Дети: Красные, синие.

Воспитатель: Хотите поиграть с ними?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Какое у нас сейчас время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: А что делают бабочки зимой?

Дети: Спят.

Воспитатель: А наши бабочки из волшебного сундучка. В наших руках они сейчас оживут и полетят на полянки, искать красивые цветочки, такого же цвета, как они сами.

Счетная деятельность.

Воспитатель: Как вы думаете? Всем ли бабочкам синего цвета хватит по синему цветочку?

Дети отвечают.

Воспитатель: Как же это можно проверить.

Дети: Нужно узнать количество бабочек и цветков.

Воспитатель: Давайте посчитаем. Сколько цветов на полянке?

Дети: Один, два, три, четыре. Четыре синих цветка.

Воспитатель: Давайте посчитаем, сколько бабочек? (Спросить одного ребенка).

Дети: Один, два, три, четыре. Четыре синих бабочки!

Воспитатель: Что можно сказать про количество бабочек и количество цветков. Что бабочек столько, сколько и цветов. Одинаковое количество, поровну. А теперь давайте рассмотрим вторую поляну. Сколько красных цветов красных на ней?

Дети: Три цветка.

Воспитатель: А сколько бабочек?

Дети: Четыре красных бабочки.

Воспитатель: Чего у нас больше? Цветов или бабочек?

Дети: Больше бабочек. Одной не хватило цветка.

Воспитатель: На сколько цветов меньше чем бабочек?

Дети: На один цветок.

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы каждой бабочке хватило по цветку.

Дети: Надо еще один цветок.

Воспитатель достает из сундучка еще один цветок.

Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.

Воспитатель: Вы слышите, ребята, кто-то кричит «Ау-ау»? Давайте пойдем посмотрим.

Дети и воспитатель собираются пойти посмотреть, кто зовет на помощь, но на пути им встречается речка.

Воспитатель: Ребята, что это?

Дети: Речка.

Воспитатель: Как вы думаете, какая эта речка по ширине?

Дети: Широкая.

Воспитатель: Как же нам перейти через речку?

Дети: По мостику.

Дидактическая игра «Подбери мостик».

Воспитатель: Ребята, давайте сейчас подберем мостик, чтобы его длина была не меньше чем ширина речки. Покажите длину мостика. Покажите ширину речки. Приложите и подберите нужный мостик.

Воспитатель: Дети, посмотрите, это что?

Дети: Ручеек.

Воспитатель: Какой он по ширине, если его сравнить с речкой?

Дети: Узкий.

Воспитатель: Мы можем его перейти?

Воспитатель и дети находят зайку.

Воспитатель: Дети, кто это?

Дети: Зайка.

Воспитатель: Давайте с ним познакомимся и спросим, почему он кричал «АУ-ау!».

Дети: Зайчик, как тебя зовут?

Зайчик: Степашка. Я заблудился и очень хочу есть.

Воспитатель: Ребята, поможем зайчику?

Пазлы «Разрезные картинки».

Дети составляют картинки из четырех частей.

Гимнастика для глаз.

Воспитатель: Посмотри, Степашка, какую мы тебе морковку собрали.

Воспитатель угощает зайчика морковкой (муляж).

Зайчик: Спасибо вам ребята.

Воспитатель: Давайте, ребятки, попрощаемся с зайчиком. Мы помогли зайчику.

Дети: До свидания, Степашка.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось помогать нашим друзьям? Что вам больше всего понравилось? В какие игры вы играли?

Воспитатель благодарит детей.

Дидактическое пособие « Умные бусы» предназначено для работы с детьми от 4 до 7 лет на занятиях по формированию элементарных математических представлений, обучению грамоте, познавательной деятельности, развитию мелкой моторики рук.

Пособие было апробировано на детях 4 – 7 лет в качестве наглядного пособия на занятиях в течение 2014-2015 учебного года.

Пояснительная записка к дидактическому пособию « Умные бусы»

Пособие многофункционально. Игра состоит из «бусинок» сделанных из плотного картона с дырочками, шнурков разного цвета и длины. На «бусинках» наклеены: цифры, буквы, геометрические фигуры, математические знаки, картинки из серии «Обобщающие понятия».

Все материалы, используемые для изготовления данного пособия безопасны.

Дидактическое пособие « умные бусы» адресовано воспитателям дошкольных учреждений для работы с детьми 4 – 7 лет.

Пособие разработано с учетом освоения математических представлений, коммуникативных, познавательной и свободной деятельности детей.

« Умные бусы» - это пособие, разработанное с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения и воспитания.

Актуальность данного пособия в том, что оно имеет развивающие, обучающие и воспитывающие значение. Его можно использовать практически в любых видах учебных занятий, игровой деятельности детей (индивидуальных, подгрупповых занятиях, самостоятельных играх детей).

Дидактическое пособие « Умные бусы»

Цель : закрепление учебного материала, развитие мелкой моторики, развитие грамматического строя речи, звуковой культуры речи, формирование математических представлений, обогащение активного словаря.

Задачи для младшей группы (от 4 - 5 лет):

1.Обучающие:

Учить порядковому и обратному счету в пределах пяти;

Учить отвечать на вопрос;

Учить объединять группу предметов и выделять из них один общий признак;


Закрепление знаний о геометрических фигурах.

2.Развивающие:

Развивать мелкую моторику рук;

Развивать сенсорные навыки

Развивать память, внимание, логическое мышление.

3.Воспитывающие:

Воспитывать умение слушать взрослых;

Воспитывать интерес к совместной деятельности;

Задачи для старшей группы (от 5 до 7 лет):

1.Обучающие

Учить составлять простые слова из букв;


Учить делить слова на слоги;

Учить порядковому и обратному счету в пределах 10;


Учить сравнивать два числа;

Отрабатывать навыки сложения и вычитания в пределах 10;


Пользоваться математическими знаками;

Объединять группу предметов;

Отвечать на вопрос «Сколько?», «Который?».

2.Развивающие:

Развивать мелкую моторику руки;

Развитие фонематического восприятия;

Развивать внимание память, логическое мышление.

3.Воспитывающие

Воспитывать активность и самостоятельность ребят на занятии

Умение общаться

Культуру поведения

Эффект: развивающий, обучающий, эмоциональный.


Уважаемые педагоги и родители — участники выставки!

2 июня 2015 г. в информационно-выставочном комплексе Тюменской областной Думы состоялась торжественная церемония награждения победителей региональной методической выставки «Современная образовательная среда детского сада и семьи».

Проект «Здоровое питание, залог здоровья!» Здоровье - это необходимый компонент счастливой жизни. Значение здоровья в жизни человека трудно переоценить. Мало кто из нас хоть раз в жизни не болел, и испытание немощью, конечно, никогда не было простым. Ведь любая болезнь...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик» Кирсановский район, Тамбовская область. УТВЕРЖДАЮ заведующий МБДОУ детский сад «Колокольчик» _________ О. В. Харькова «Использование нетрадиционных техник рисования»

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА ОСЕНИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «В ГОСТЯХ У ПОДСОЛНУШКА» Роли исполняют: Подсолнух, Гриб, Ведущая, Осень (взрослые). Ежик, заяц, волк (дети). Дети с осенними листочками в руках забегают в музыкальный зал. ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «Листья желтые» Ребенок -...

Конспект занятия На тему: «Насекомые луга - бабочка» (старшая группа) Автор работы: Грачева Анна Вячеславовна Должность: воспитатель Место работы: МБДОУ Новоталицкий д/с №1 Ивановская область, Ивановский район, д.Беляницы. Пояснительная записка к занятию: Образовательная область: Познавательное развитие Тема занятия: Насекомые луга...

(образовательная область «Познавательное развитие»)

Для детей ЗПР и ОВЗ по зрению.

Выполнила Газизова

Татьяна Борисовна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №2»

Цель игры

Задачи:

дидактические,

развивающие

Правила:

организационные, дисциплинарные

Результат

Атрибуты

Игровые

действия

Вариант-1

(3 - 4 года)

Собрать бусы определенного одного цвета, формы и величины.

1. Учить собирать бусы по определенному цвету, форме и величине.

2.Развивать тонкие движения кончиков пальцев, активную речь.

Одна из выбранных карточек.

Место игры – стол, ковер.

Ведущий - взрослый.

1.Ребенок умеет собирать бусы определенного одного цвета, формы и величины.

2.Ребеок умеет собирать бусы определенной формы, величины (по зрению).

Карточки с изображением больших, по - меньше и маленьких кругов, квадратов, овалов, треугольников, прямоугольников; геометрические фигуры к ним.

Вариант-2

(3 – 4 года)

(чередование по величине)

Собрать бусы определенного одного цвета, но чередуя по величине.

1.Учить собирать бусы определенного цвета, чередуя по величине.

2. Развивать активную речь, совершенствовать тонкие движения пальцев.

Количество игроков – 1 ребенок.

Одна из выбранных карточек.

Место игры – стол, ковер.

Ведущий - взрослый.

Дети умеют собирать бусы по определенному цвету, чередуя по величине.

Карточки с изображением геометрических фигур определенного цвета, чередующихся по величине; геометрические фигуры к ним.

1.Взять одну выбранную карточку, обвести пальчиком по форме каждой фигуре на ней, произнося вслух цвет (кроме ОВЗ по зрению), форму и величину.

2.Отобрать необходимые фигуры и наложить на карточку с фигурами.

3.Затем «собирая бусы» на пустой широкой карточке, повторить задание.

Не ошибаться, добиваться результата.

Вариант-3

(3 - 4 года)

(чередование по цвету)

Собрать бусы, определенной формы, чередуя по цвету.

1. Учить собирать бусы определенной формы, чередуя по цвету.

2.Развивать навыки сравнения и умения правильно называть цвета.

Количество игроков – 1 ребенок.

Одна из выбранных карточек.

Место игры – стол, ковер.

Ведущий - взрослый.

Ребенок умеет собирать бусы, определенной формы, чередуя по цвету, сравнивать и называть цвета.

Карточки с изображением геометрических фигур определенной формы, чередующихся по цвету; геометрические фигуры к ним.

1.Взять одну выбранную карточку, обвести пальчиком по форме каждой фигуре на ней, произнося вслух цвет, форму.

2.Отобрать необходимые фигуры и наложить на карточку с фигурами.

3.Затем «собирая бусы» на пустой широкой карточке, повторить задание.

Вариант-4

(4 - 5 лет)

(чередование по форме и цвету)

Не для детей с ОВЗ по зрению.

Собрать бусы, чередуя одновременно по форме и цвету.

1. Учить собирать бусы, чередуя по форме и цвету одновременно.

2.Развивать навыки сравнения и умения правильно называть форму и цвет.

Количество игроков – 1 ребенок.

Одна из выбранных карточек.

Место игры – стол, ковер.

Ведущий - взрослый

Ребенок умеет собирать бусы, чередуя фигуры по форме и цвету, сравнивать и называть их.

Карточки с изображением геометрических фигур чередующихся по форме и цвету; геометрические фигуры к ним.

1.Взять одну выбранную карточку, обвести пальчиком по форме каждой фигуре на ней, произнося вслух цвет и форму. 2.Отобрать необходимые фигуры и наложить на карточку с фигурами.

3.Затем «собирая бусы» на пустой широкой карточке, повторить задание.

Не ошибаться, собирая бусы, подчиняться правилам.

Вариант-5

(4 - 5 лет)

(последовательность форме)

Собрать бусы, в определенной последовательности.

1. Учить собирать бусы, в определенной последовательности и определенного цвета (не для детей ОВЗ по зрению).

2.Развивать навыки сравнения и умения правильно называть форму и цвет(не для детей ОВЗ по зрению).

Количество игроков – 1 ребенок.

Одна из выбранных карточек.

Место игры – стол, ковер.

Ведущий - взрослый

Ребенок умеет собирать бусы, в определенной последовательности.

Карточки с изображением геометрических фигур, расположенных в определенной последовательности; геометрические фигуры к ним.

1.Взять одну выбранную карточку, обвести пальчиком по форме каждой фигуре на ней, произнося вслух цвет (не для ОВЗ по зрению) и форму.

2.Отобрать необходимые фигуры и наложить на карточку с фигурами.

3.Затем «собирая бусы» на пустой широкой карточке, повторить задание.

Не ошибаться, собирая бусы, подчиняться правилам.

Вариант-5

(4 - 7 лет)

(повтори)

Собрать бусы по показу педагога.

1. Учить собирать бусы, в определенной последовательности, действуя по образцу.

2.Развивать навыки сравнения и умения правильно называть форму, величину и цвет (не для детей ОВЗ по зрению).

Количество игроков – 1 ребенок.

Одна из выбранных карточек.

Место игры – стол, ковер.

Ведущий - взрослый

Ребенок умеет собирать бусы, в определенной последовательности, по показу педагога.

Две пустые карточки, наборы различных геометрических фигур.

1.Педагог выкладывает геометрические фигуры на одной из пустых карточек, ребенок рассматривает, обследует.

2.Отобрать необходимые фигуры.

3.Затем «собирая бусы» на пустой широкой карточке, повторить задание.

Не ошибаться, собирая бусы, подчиняться правилам.

Случайные статьи

Вверх