Курсы валют USD/RUB 56.6537 EURO/RUB 69.8087

Главная

Человек и этнос: проблема идентичности

В первой декаде декабря 2010 года в Москве прошел I Междисциплинарный научный симпозиум «Социальная теория и общество в условиях глобализации», тема которого - «Человек и этнос: проблемы национальной и этнокультурной идентичности» - звучала весьма актуально в условиях реалий страны. Организаторами симпозиума являлись кафедра социальной философии философского факультета Московского государственного университета им. М.Ломоносова, отдел комплексных исследований Института философии РАН, Российский институт культурологии, Междисциплинарное общество социальной теории и редакция журнала «Личность. Культура. Общество». В работе симпозиума приняла участие кандидат философских наук, доцент кафедры философии ЧГУ Марет Бетильмерзаева.
Открытие симпозиума началось с приветственного слова и доклада декана философского факультета МГУ им. М.Ломоносова, доктора философских наук, профессора, член-корреспондента РАН В.Миронова, который отметил, что в современной культуре происходят глобальные тектонические сдвиги, актуализирующие проблему культурной идентичности. Вплоть до начала XX века культура рассматривалась как «застывшая», статичная система, которая вслед за Ю.Лотманом определяется как «локальная культура». В основе локальных культур лежал «аристократический принцип» отбора, основанный на достаточно длительной адаптации ценностей, претендующих на статус общечеловеческих. Ядро такой культуры на протяжении столетий оставалось неизменным, его основное содержание передавалось от поколения к поколению. Человек рождался, жил и умирал в этой культуре. Именно эта необходимая консервативность и элитарность определяли лицо классической культуры. Сравнивая локальные культуры, отделенные друг от друга большим временным расстоянием, мы легко обнаруживаем различия между ними, свидетельствующие о происходивших изменениях. Такого рода изменения в локальных культурах, как правило, выходят за рамки индивидуальной жизни, поэтому для отдельного человека незаметны. Именно адаптивный механизм обеспечивает стабильность локальной культуры, и именно он подвергается мощнейшему воздействию современной цивилизации.
Сущность описываемого механизма заключается в том, что в системе культуры существуют два этажа (верхний и нижний), которые являются частью одной системы (этажами одного здания). Развивая этот образ, можно сказать, что переход с этажа на этаж требует некоторых усилий и выполнения ряда условий, например, затраты времени. Таким образом, культура имеет двойственный характер, на что в свое время обратил внимание М.Бахтин. Он диалектически рассматривает культуру как противоречивое образование, которое находится в относительном единстве, но внутри которого постоянно присутствуют противоречивые тенденции, выражающие собой относительно противоположные сущности. У Бахтина есть верхняя и низовая культура, которая совпадает с частями тела.
Локальная культура также по преимуществу стационарная, завершенная. Вовне замкнутость и самодостаточность локальной культуры проявляется в ее противопоставлении иным культурам. И что интересно, верхняя часть одной локальной культуры может быть достаточно близкой к другой. А вот на уровне низовой культуры индивидуальное бытовое противопоставление культур оказывается большим. Это выражается в соответствующих пословицах и поговорках, стереотипах восприятия представителей другой культуры.
XX век характеризуется началом невиданного ранее проникновения результатов прогресса на все уровни человеческого бытия, от общества до индивида. В результате начинается разрушение локального характера культуры. Происходит становление некоего общего коммуникативного пространства, которое как бы пронизывает все культуры, навязывая им общепринятые стереотипы коммуникации, отметил В.Миронов.
В выступлении заведующего отделом комплексных проблем изучения человека Института философии РАН, доктора философских наук, профессора, члена-корреспондента РАН Б.Юдина прозвучала обеспокоенность современным положением дел в науке, в которой очень важен момент добросовестного отношения ученого к предмету своего исследования.
Работа первой научной сессии «Человек и этничность в современном мире: проблемы и решения» началась с выступления заведующего кафедрой социальной философии философского факультета МГУ им. М.Ломоносова, доктора философских наук, профессора К.Момджяна, который обозначил основной вопрос научного дискурса, а именно: что мы считаем нацией и этносом? В общей теории социальных групп основаниями классификации является степень интеграции группы (номинальное или реальное сходство представителей группы), полнота ее исторического типа (общество, сообщество) или различие исторического генезиса. К какой социальной группе могут быть отнесены понятия этнос, нация, национальность или это нечто другое? – задавался вопросом докладчик.
Участниками симпозиума с большим интересом было воспринято выступление доктора философских наук, профессора С.Рыбакова, который обозначил методологические проблемы исследования этнических и национальных процессов. С.Рыбаков критически отнесся к работе Тишкова «Реквием по этносу», в которой автор предлагает отказаться от терминов этнос и нация, и применяет слово народ, определение которого совпадает с бромлеевским определением этноса. «Сколько существует человечество, столько существует этнос, племя, – отметил докладчик. – Еще Геродот пытался объяснить различие между племенами. В свете понимания содержания термина «этнос» сложилось несколько парадигм, таких, как биологическая, психологическая, культурологическая, антропологическая. Также было высказано мнение, что для современного демократического государства лучше бы вообще не было понятия «этнос». По И. Канту, народ состоит из нации и черни, напомнил С.Рыбаков, и, говоря о понятии «этнос», которое есть некое наследие первобытности, мы можем говорить только относительно крестьянства. В связи с развитием общества сохраняется идеология этноса (этномиф). Также докладчик обратил внимание на тот факт, что в истории человечества тщетно предпринимались попытки избавиться от этноса («теория плавильного котла»).
Если для Рыбакова, как и для многих присутствовавших, определение содержания этноса было проблематично, то К.Разлогов, доктор искусствоведения, профессор, директор Российского института культурологии, предложил, что культурологически проблема определения этноса разрешается просто, этнос – некоторое сообщество людей. И в связи с тем, что человек одновременно является членом различных сообществ (этнических, национальных и т.д.), мы встречаемся с проблемой множественности идентичностей, которая может обусловить кризис идентичности.
П.Гречко, доктор философских наук, определил этничность как помочи, подтяжки, которые, с одной стороны, консервируют личность человека, а с другой стороны, поддерживают его. С точки зрения ученого, этническое и человеческое расходятся, и на определенном этапе этничность тормозит развитие общества (некоторая перекличка с мнением С.Рыбакова), являясь чем-то рудиментарным: мы уже вышли из пещеры, но пещера еще не вышла из нас. Важный акцент ученым также делается на описании понятия «человеческое достоинство», определяемое им, как род заботы о себе, заботы о человеческом человеке. Человеческое достоинство означает быть в человеческой форме, и если нет этой формы, человек – зверь, он может выпасть из человечества, ибо человеком не рождаются, человеком становятся. Рождение является возможностью быть человеком. Гречко высказал мнение о том, что у нас в России нет «нации», нет «россиян», и потому нет основания для разговора о каких-либо национальных интересах. Нация – это политически организованное (и, добавлю от себя, образованное) общество, которое нам предстоит еще построить. И уже постфактум доказательством истинности его мыслей являются трагические события на Манежной площади в Москве. Ученый большую надежду в деле позитивного становления современного общества возлагал на просвещение, а именно на гуманитарные науки, которые формируют и личность, и социум. Если не развивать гуманитарные науки, то не получат должного развития ни естественные, ни технические науки, завершил он свой дискурс. Следующим был представлен доклад заведующего кафедрой этнологии исторического факультета МГУ, доктора исторических наук, профессора А.Никишенкова об образе России в контексте цивилизационной, государственной и этнической идентичностей. Никишенков высказал мнение о том, что попытка дать определение понятиям в современной науке не актуальна, период онтологизации науки прошел. С его точки зрения, понятие «образ России» – это не более чем метафора, ибо расколотость сознания мешает становлению России. Говоря об идентичности, он отметил, что носителем российской государственной идентичности является государственный аппарат, власть. Выступивший следом за ним доктор исторических наук, профессор кафедры философии МФТИ Ю.Семенов высказался прежде всего по поводу того, что в любой науке нужны четкие определения. Этнос и нация – совершенно разные понятия, относящиеся к разным направлениям: этносом занимаются этнологи, нацией – политики. А в конце XX века появилась гибридная дисциплина – этнополитология. С точки зрения Семенова, этнос – совокупность людей, которые говорят на одном языке (чего недостаточно), имеют общую культуру (что не обязательно), то есть, культурно-языковая общность. Нация – совокупность людей, имеющих единое Отечество. Небезынтересно вспомнить, что Ю.Семенов – ученый, историк, философ, исследователь, который впервые еще в 1967 году использовал термин «социально исторический организм» для определения общества.
Вторая научная сессия «Этнос в мире множественной идентичности человека» была не менее содержательной и плодотворной. Доктор философских наук, профессор Ю.Резник в докладе «Гражданственность и этничность» отметил, что эти понятия – две стороны одной медали. Этничность была определена им как закрытая система, а гражданственность – открытая система. Был поставлен вопрос о том, что есть этнос – это изначально человеческая сущность или культурное явление? 
 В своем дискурсе автор этих строк отметила, что в современном социокультурном пространстве бытийствуют различные толкования феномена «этнос», позволяющие полагать, что структура понятия может быть представлена как двухуровневая. Первый уровень: этнос – племя, род, где правы представители биологической, психологической концепций. Второй уровень: этнос – народ, и в этом смысле этнос, этничность – социокультурные феномены, представляющие в своем становлении определенную сублимацию своего пространственно-временного культурного бытия. Причинами, толкающими этнос к этой сублимации, являются наращивание ее демографического, экономического, образовательного, в целом культурного потенциала. Количественные изменения дают новое качественное образование, актуализирующее этническое самосознание. Феномен этничности не представляется, не переживается как проблема миллионами, миллиардами людей, живущих на грани обыденного проживания или выживания, в коих этничность, этническое самосознание наличествует, но в пассивном состоянии. Тому основанием является не низкая или высокая культура, а потенциальность понимания, границы которого очерчиваются потребностями тандема «человек-человек», «человек-общество». В основании любой идентифицируемости, в том числе и этнической, лежит феномен «понимание». Понимание, с одной стороны, будучи мыслительной операцией, обеспечивает обнаружение смысла в зависимости от моей когнитивной потенции. С другой стороны, понимание, будучи наделенным онтологическим статусом, есть способ бытия, онтологическое условие существования человека (Cogito ergo sum). Наше понимание всегда оказывается зависимым от определенной ситуации, от контекста, что стимулирует ситуативный характер идентичности и ее множественность. Мое понимание, актуализируя мое бытие, сопрягается с другим пониманием.
Естественной реакцией человеческой психики является поиск некой стабильности, которая смогла бы стать основанием для формирования внутреннего чувства устойчивости и постоянства. Идентификация неизбежно есть «очерчивание границ», создание образа «Другого». Основанием очерчиваемых границ понимания «Я-с-Другим» являются категории сходства/различия. Сходство основано на аналогии и симпатии. Аналогия и симпатия – категории, используемые М.Фуко для характеристики мира вещей, могут обеспечить понимание природы идентичности. Аналогия – удивительное столкновение сходств в пространстве, а симпатия приводит в движение вещи в мире, вызывая взаимное сближение самых отдаленных из них. Симпатия скомпенсирована парной ей фигурой – антипатия, которая сохраняет вещи в изоляции друг от друга и препятствует их уподоблению. Аналогия, симпатия/антипатия, являясь механизмами идентификации, стимулируют сходство и различие, интеграцию и дифференциацию в становлении человеческого бытия.
Человек, приняв первоначальную родовую идентификацию, автоматически представляет определенную культуру, усвоение которой стимулирует его восприятие самое себя. Культурная идентичность предполагает идентификацию с определенной культурной группой, которая располагает общей системой символов и значений, норм и правил поведения. Культурный мир – это единый космос, в котором слиты человек и окружающая его природа. Данный факт влияет на социальную психологию этноса, формирует национальный характер и детерминирует направленность его практической деятельности. Культурная коммуникация в этом случае находится на пересечении амбивалентных устремлений общества: сохранить историческое своеобразие, этический и эстетический потенциал или влиться во всепланетарное единство человечества. Личность ориентируется в мире посредством той системы оценок внешнего мира, того мировоззрения, которые сформировались в процессе воспитания. Эта мировоззренческая призма восприятия мира в сознании человека закрепляется в виде системы концептов. От концептуальной системы личности зависят не просто ее взгляды на мир – зависит ее судьба. Как известно, «одному и тому же имени (слову) в психике разных людей могут соответствовать разные ментальные образования. Тем самым не только разные языки «концептуализируют» (т.е. преломляют) действительность по-разному, но и за одним и тем же словом данного языка в сознании разных людей могут стоять разные концепты». 
В рамках нашего дискурса, думаю, читателям будет небезынтересно проследить предполагаемые автором истоки культурной идентичности чеченского этноса. Рассмотрим само понятие «культура», которое, по мысли автора, способствует усмотрению в своей сущности возможный критерий первичной культурной идентичности. В чеченском языке концепт культура означается словом «оьздангалла». Некоторые авторы связывают происхождение данного слова с различными заимствованиями из других языков. Ни в коем разе не оспаривая ничье мнение по данному вопросу, хочу предложить на суд читателя свое предположение. «Оьздангалла/культура» происходит от слова «оьзда/вежливый, воспитанный, учтивый, обходительный». Нужно отметить, что содержательно концепт «оьзда» в чеченском языке имеет более глубокое значение и характеризует нравственность носителя. Экспликационная глубина анализируемого концепта прослеживается при дальнейшем этимологическом анализе. 
По мысли автора, в основе понятия «оьзда» лежат слова «оьзза» – «взвешенно» и «оь» – «тройка, три альчика» (Альчик – «костяшка, суставчик из ноги молодого рогатого скота»). Данный контур концепта вскрывает глубину потаенной детерминированности в культуре народа оснований культуры вообще: «оь» – это не один альчик, не два альчика, а именно три. Цепочка «оь» – «оьзза/взвешенно – оьзда – оьздангалла» демонстрирует, что основанием культуры являются связи, рождающие общество. Один человек сам по себе волен (свободен), двое – также имеют основания свободы в отношениях. Но уже трое – это новый уровень созидания, требующий новых отношений. Второе значение слово «оь» – куча, и организует кучу, возводя ее в новое значение взвешенность (оьзза). Взвешенность складывающихся отношений становится основанием трансформации кучи в культурное сообщество. Взвешенность предполагает обдуманность поступков и, в свою очередь, вес, в одном из своих значений, есть мера авторитета и образцовости. Также концепт «оь/слияние» в социокультурном пространстве языка приобретает еще один важный смысл, определяя действие, близкое к идеалу поведения и культуры, определяя человека, готового к пониманию, к нахождению общего языка (не столько разговорного, сколько поведенческого).
Первое приближение к экспликации содержания культурной идентичности в чеченском социокультурном пространстве демонстрирует нам, что одним из критериев идентификации, узнаваемости субъектом себя и себе подобного (идентифицируемого) носит бихевиоральный (поведенческий) характер. Основанием симпатии /антипатии служит проявление сходства /различия в поведении идентифицируемого. И далее, если проследить возможный ряд концептов, проявляющих «симпатию» и «антипатию» к содержанию концепта «культура», мы получим «портрет» человека, который идентифицируется в понимании чеченца как идентифицируемый с ним. 
Таким образом, важным критерием для совместного бытия в обществе является, в первую очередь, культурная идентификация, которая, с одной стороны, предстоит всем прочим формам идентичностей, с другой стороны, включает в себя все. Понимание культурных «симпатий/антипатий», умелое применение этих знаний способствует конструированию и манипулированию толерантного или ксенофобиального настроений в обществе (в семье ли, в группе ли, в моно- или полиэтнической ли среде). Понимание, являясь качественно позитивным актом бытия человека, в иной пространственно-временной ограниченности может не актуализироваться осознаваемо или не осознаваемо во всей полноте, что может явиться основанием кризиса идентифицируемости.
Симпозиум прошел, его участники разъехались, так и не придя к единому мнению по поводу природы этноса, этничности. Но проблемы, поставленные этой встречей, зарядили нас жаждой дальнейшей рефлексии.
М.Бетильмерзаева, 
доцент кафедры 
философии ЧГУ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

 

 

 

Чеченская республика СЕГОДНЯ

  • В Центре профессиональной подготовки МВД по ЧР прошли соревнования в лично-командном первенстве общества «Динамо» по стрельбе из боевого табельного оружия, посвященные Дню защитника Отечества. В соревнованиях приняли участие сотрудники органов безопасности и правопорядка Чеченской Республики: УФСВНГ, МВД по ЧР, УФСБ РФ по ЧР, Пограничного управления ФСБ РФ по ЧР, УФСИН РФ по ЧР, Грозненского ЛО МВД РФ на транспорте, Прокуратуры ЧР, СУ СК РФ по ЧР, кадетского корпуса и СОБРа «Терек». Каждое из ведомств было представлено командой, состоящей из трех человек. Все команды показали хорошие результаты, продемонстрировав высокий уровень техники владения боевым оружием. Однако в результате подведения итогов была определена лишь одна единственная команда-победитель. Первое место занял коллектив УФСБ РФ по ЧР, второе – кадетский корпус ЧР, бронзовую медаль завоевали сотрудники Пограничного управления ФСБ РФ по ЧР. В личном первенстве среди мужчин первое и третье место заняли сотрудники УФСБ РФ по ЧР, второе - представитель кадетского корпуса. В первенстве среди женщин также победила представитель УФСБ РФ по ЧР, второе и третье места заняли представители Пограничного управления УФСБ РФ по ЧР и МВД по ЧР соответственно. Победители и призеры в личном и командном первенстве были награждены кубками, медалями и дипломами.www.ChechnyaTODAY.com

  •  Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров занял второе место в рейтинге цитируемости губернаторов-блогеров России за январь 2018 года. Исследование подготовлено информационно-аналитической системой «Медиалогия». Первое место в ТОП-10 рейтинга у мэра Москвы Сергея Собянина, на третьем месте - Глава Крыма Сергей Аксенов. В пятерке лидеров также губернаторы Свердловской и Московской областей Евгений Куйвашев и Андрей Воробьев соответственно.  Наиболее цитируемой в СМИ стала запись Главы ЧР на своем канале в Telegram, в которой он прокомментировал призыв президента США Дональда Трампа к властям Ирана разблокировать доступ протестующим к соцсетям Instagram и Telegram. В медиарейтинг вошли главы регионов РФ, которые ведут собственные блоги. Основой для построения рейтинга стал индекс цитируемости (ИЦ) «Медиалогии». Рейтинг построен на основе базы СМИ системы «Медиалогия», включающей более 43300 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ. Период исследования: январь 2018 года.  www.ChechnyaTODAY.com

  • Временно исполняющий обязанности главы Республики Дагестан Владимир Васильев провел встречу с представителями политических партий республики. Присутствующие говорили о предстоящих выборах и болевых точках региона.  В начале встречи по предложению врио руководителя республики участники «круглого стола» почтили память погибших в результате вооруженного нападения на людей на территории храма в Кизляре. Руководитель Дагестана отметил, что выборы в республике, вызывали нарекания: фиксировались нарушения и злоупотребления. Вместе с тем, авторитет выборов вырос, считает Васильев. Этому пример большое количество претендентов на депутатские мандаты различных уровней. Владимир Васильев прошёлся и по другим проблемам Дагестана: экологии, хаотичной и уплотнительной застройки, состояния моря. Говоря о политической системе, которая сложилась в Дагестане, Васильев отметил, что в настоящий момент в регионе действуют более шестидесяти региональных отделений политических партий с численным составом порядка 180 тысяч человек. При этом, заметил государственный деятель, прослеживается тенденция роста конкуренции с каждой избирательной кампанией. «Проходившие до настоящего времени в республике избирательные кампании были разные. Имели место и нарушения. Об этом неоднократно высказывались представители политических партий, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Но при этом постоянно всеми отмечается рост разных мнений и конкуренции. Если в 2012 году в ходе выборов республиканского парламента на один мандат претендовало двенадцать кандидатов, то в 2016 – уже 22. Это, мне кажется, хороший показатель», - отметил врио главы региона. Так же глава республики сообщил собравшимся  об изменении структуры правительства. В связи с тем, что в Дагестане  очень низкий сбор налогов, будет введена новая должность – 1го  заместителя Председателя Правительства именно по налоговым сборам. Владимир Васильев также подчеркнул, что «вырисованная по всей стране либерализация партийного законодательства» в некоторой степени прослеживается и в Дагестане. Правда, несмотря на большое количество партий, пока зачастую люди не видят особой конкуренции программ, созидательных идей. Между тем, сейчас в республике ведется большая работа по выводу экономики из «тени», по улучшению качества жизни. Чтобы работа была более эффективна, заметил Владимир Васильев, необходимо объединиться, несмотря на разные политические взгляды. «Работы хватит на всех», - уверен врио руководителя РД. Кроме того, Васильев призвал собравшихся поучаствовать и в работе по обновлению кадров регионального правительства. Так, например, сегодня свободна должность уполномоченного по правам человека в Дагестане, кандидатуру которого было предложено подыскать в кругах политических партий. Реализация механизма взаимодействия власти и общества играет особую роль в развитии региона, отметил важность деятельности омбудсмена чиновник. В своих выступлениях представители «Единой России», «Справедливой России», КПРФ и непарламентских партий обозначили свои предложения по развитию республики. В заключение Владимир Васильев призвал партии объединиться, чтобы провести выборы Президента Российской Федерации в регионе на высоком уровне.www.ChechnyaTODAY.com

  • "Я выражаю искреннюю благодарность Президенту России Владимиру Путину, благодаря которому работа по возвращению российских граждан из горячих точек идет непрерывно", - написал Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров на совей странице в Mylistory. "Без его непосредственной поддержки мы бы не смогли успешно заниматься решением таких важных задач. Также хочу поблагодарить всех, кто принимает участие в спасательной операции, и в частности, дорогого брата Зияда Сабсаби", - добавил Р. Кадыров. Он также отметил, что, работа по возвращению на Родину детей и женщин из Сирии и Ирака успешно продолжается. Как мы ранее сообщали, очередной, находившийся в приюте Ирака ребенок, присоединился к родным и близким. В среду в Грозный привезли дагестанского мальчика Зейда Абдулаева. По поручению Главы Чечни его спасением занимался представитель Главы ЧР в странах Ближнего Востока и Северной Африки Зияд Сабсаби. Ранее дедушка мальчика Ахмед Абдулаев обратился к Главе ЧР Рамзану Кадырову с просьбой помочь в возвращении на родину внука, который находится в одном из иракских приютов.  "Благодаря слаженной и плодотворной деятельности рабочей группы, возглавляемой Зиядом Мухамедовичем, мы смогли подготовить все необходимые документы для возвращения ребенка домой. Теперь его жизни ничего не угрожает", - написал Рамзан Кадыров. www.ChechnyaTODAY.comВсе права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Чеченская Республика Сегодня" обязательна.

  • В Министерстве образования и науки Чеченской Республики состоялась встреча министра Исмаила Байханова с представителем одной из крупных и известных онлайн-языковых школ в стране "SkyEng" и представителями образовательного центра "Открытие". В ходе встречи достигнута договоренность о сотрудничестве нескольких общеобразовательных организаций со "SkyEng", в рамках которого в образовательном процессе при обучении учащихся английскому языку будет апробирована платформа "SkyEng" и изучены ее возможности. Среди них, по заявлению разработчиков, есть, например, возможность выполнения домашних заданий непосредственно через систему и их автоматическая проверка. Skyeng — крупнейшая в России онлайн-школа английского языка, основанная в 2012 году. Занятия с преподавателями проводятся на собственной интерактивной платформе в круглосуточном режиме и дополняются мобильными приложениями, расширениями для браузера и обучающими рассылками. Занятия в школе проходят в виртуальном классе на собственной учебной платформе Vimbox. Платформа создана компанией для стандартизации обучения английскому языку. Через неё ведётся общение между учениками и преподавателями, выдача и контроль заданий. Система позволяет методистам отслеживать выполнение учителями согласованной программы занятий, долю времени общения преподавателя и ученика и другие показатели, на основе которых оценивается и улучшается качество обучения.www.ChechnyaTODAY.comВсе права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Чеченская Республика Сегодня" обязательна.

<< < Май 2011 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31