Курсы валют USD/RUB 59.1446 EURO/RUB 69.4653

Главная

Экзистенциальный голод как кризис культуры

Нынешние экзистенциальные проблемы также актуальны, как и в начале ХХ века и во многом детерминируются столкновением цивилизаций, общественных систем, идей, культур, мировоззрений. То, что современный человек испытывает состояние страха, тревоги и отчаяния, все меньше ощущает себя свободным, все больше чувствует заброшенным, – очевидные истины. 
Мартин Хайдеггер в своей работе «Время и бытие» пишет, что люди пытаются избегать мысли о смерти, смерть их как бы не касается, она где-то в далеком будущем, и, возможно, ее удастся как-нибудь избежать. Тем не менее, «никто за тебя умирать не будет, умрешь ты сам, и, умирая, останешься один на один со смертью». По его мнению, и жить за тебя никто не будет, ты должен жить сам, и только твоя жизнь, твое существование будет подлинно человеческим. Но жить можно по-разному: предаваясь удовольствиям, прожигая жизнь, или же достойно, созидая, творя, продуцируя духовно-культурные ценности, готовя интеллектуальную, креативную смену.
Проблема взаимосвязи жизни и смерти не осталась в прошлом, она в нашем современном бытии и всегда останется ядровой в культуре, пока живет человек с его драмами, коллизиями, трагедиями, нацеленностью на счастье, поисками путей преодоления страданий. «Только человек экзистирует», – утверждает М.Хайдеггер. Поясняя это, он пишет, что «человек есть то сущее, чье бытие отмечено открытым стоянием внутри непотаенности бытия, отличительно благодаря бытию, отличено в бытии».
Человеческое экзистирование усиливается, углубляется в условиях кризиса культуры, что хорошо видно на примере двух мировых войн на Западе, повлекших за собой геноцид народов, репрессии, насилие, жестокость, региональные конфликты, терроризм, нетерпимость и пр. Это четко просматривается и сегодня, когда осуществляются бессмысленные террористические акты, осуществляется так называемая мировая контртеррористическая операция не столько против настоящих террористов, сколько против простых жителей мусульманских стран, жизнь которых – вечное преодоление страданий, на которые их обрекли колонизаторы.
Современная западная культура, создавая новый мир, основанный на рациональных ценностях, современном научно-техническом прогрессе, информационных технологиях, породила конфликт между разумом и человеческой экзистенциальной сущностью. Как отмечает К.Ясперс, «исторически сложившиеся культуры отрываются от своих корней и устремляются в мир технически оснащенной экономики, в пустую интеллигентность». Одновременно Э.Фромм пишет о «мощной коллективной форме современного идолопоклонства, проявляющегося в поклонении силе, успеху и власти рынка». Все больше происходит редукция социально и духовно значимых ценностей к материальному потреблению. Между тем, это уводит человека от своей трансцендентной основы гуманизма, нравственной сущности, порождая при этом экзистенциальный голод общества.
Формами проявления такого голода являются страх смерти, страх изменений (инновационное сопротивление), ощущение бессмысленности существования, синдром хронической усталости. Эти экзистенциальные тенденции все нарастают в обществе. Человек позабыл мудрые советы Эпикура о том, что смерть не имеет к нам никакого отношения и нужно быть свободным от страха. Мусульманский пророк Мухаммад высказывал не менее мудрое, парадоксальное утверждение: «Не бойся смерти и живи так, как будто никогда не умрешь. Готовься к смерти в каждый миг времени».
Сегодня фундаментальные основы бытия – смысл жизни, любовь, милосердие, нравственное, духовное совершенствование, поиски социальной справедливости, жизнь по совести – человеком, обществом утрачиваются. Современное индустриальное общество предопределило следующие основные психологические посылки: первое, целью жизни является счастье, получаемое максимальным удовлетворением любого желания личности (радикальный гедонизм); второе, чтобы нормально функционировать, эта система с необходимостью порождает эгоизм, себялюбие и алчность, а последние, якобы, ведут к гармонии и миру.
Разве радикальный гедонизм, алчность позволяют приобрести счастье, достигнуть гармонии человека, общества с природой? Нет, конечно. Это путь разрушения, в том числе саморазложения, самоуничтожения, он не приемлем ни для человека, ни для народов. Он осуждаем христианством и исламом. История культуры знает пример такого самоуничтожения, деконструкции человека, личности. Так, незабвенной памяти Ю.Жданов опубликовал примечательную статью «Комплекс Эрисихтона». Она посвящена анализу человеческой алчности, беспредельного гедонизма, являющегося следствием нарушения нравственного табу, ярким примером психо-физиологический невоздержанности. Мелкий фессалийский царек Эрисихтон, начав вырубку священной рощи, почитаемой народом, был проклят богиней Деметрой за святотатство и поражен недугом, имя которому беспредельное обжорство. Он не мог утолить свой голод. Все, что ему давали, он поглощал, но не мог наесться. Дело дошло до того, что он съедал деревья, землю и рвал зубами части своего тела. Такова страшная погибель обезумевшего от голода человека.
Этот миф имеет глубокий нравственно-экологический смысл. Думается, в нем заложено предостережение человеку, людям: не смейте нарушать табу, относящийся к роще (ибо она для человека священна, дает прохладу, воду, кислород, пропитание, успокаивает нервы, лечит психику и пр.). На бездумную и хищническую деятельность табу накладывает и религия мусульман.
Тем не менее, безжалостно уничтожается множество «священных рощ», вырубаются леса на огромных просторах в поймах реки Амазонка – своеобразных легких Земли-матушки. Нет сомнения в том, что продолжение этого «святотатства» неминуемо отразится на экзистенциальном состоянии людей, как наказание за их ненасытное «обжорство».
Сегодня на смену коренным экзистенциальным проблемам, представляющим собой основу бытия нравственного, духовного, разумного человека, приходят ритуал, маскарад, карнавал, шоу, упрощения, формализующие общение человека с Богом, между людьми. Через эти формы общения удовлетворяются не столько глубинные экзистенциальные потребности, сколько сиюминутные эстетические представления.
Шоу, карнавал организовываются масштабно и транслируются СМИ на весь мир. Обеспечиваются всевозможные меры безопасности организаторов и участников зрелища. В это зрелище вовлекается большое количество людей, которые часто оказываются и лишними. Между тем, шоу всегда таит в себе опасность насилия, деморализации, деэкзистенциализации человека и общества.
Кланы, достигшие гигантских богатств далеко не праведными делами, задумываются о своем бессмертии, продлении жизни, стремясь при этом использовать современный прогресс, нанотехнологии. Кстати, в этом направлении ведутся исследования и часто их спонсорами становятся «сильные мира сего», мечтающие быть «сверхчеловеками». Коренные проблемы экзистенции – жить достойно и достойно уйти из жизни – эти силы хотят
решить по-иному.
Они желают обеспечить себе бессмертие, но сохранив при этом конечность жизни другим, кого считают неудачниками, лишними ртами. Их мечта – прибрести вечность, их ненасытные потребности должны обеспечивать роботы, которых не нужно кормить, одевать, предоставлять жилье. Люди все чаще сознают, что «стали винтиками бюрократической машины, и нашими мыслями, чувствами и вкусами манипулируют правительства, индустрия и находящиеся под их контролем средства массовой информации». Сохранение таких настроений и тенденций в обществе означает кризис первичных форм социальной организованности: семьи, рода, домена. В связи с высказанными соображениями уместен вопрос: какими станут человек, общество в будущем?
Важно признать, что современный экзистенциальный голод возник в связи с обострением глобальных проблем современности (антропогенные и техногенные процессы, опасность возникновения ядерной войны, террористические акции, ресурсная недостаточность, демографический взрыв, энергетический кризис и др.). Это следствие беспечной, чаще всего неразумной деятельности человека, все дальше удаляющегося от своей подлинной сущности, духовно-нравственной основы, единства с природой.
Как никогда обострился вопрос: как продолжить естественное развитие человеческого рода, преодолеть экзистенциальный голод, кризис культурных ориентиров общества, современное информационно-технологическое стремление к замене человека «киборгом». Экзистенциальный голод – прямое следствие не только кризиса культуры, человеческой гордыни, но и глобальных проблем, порожденных человеческой алчностью, авторитаризмом, стремлением возвыситься над людьми и природой.
В сохранении рода человеческого в его историческом становлении и развитии, как нам представляется, велика роль нравственных и гуманистических тенденций, широко прописанных в религиозных системах. Многие экзистенциальные мотивы существования человека, его взаимоотношения с Богом вербализованы, благодаря деятельности пророков, великих моралистов, распространявших ту или иную религию. И было бы далеко не бесполезно, осуществив их синтез, огласить их в общечеловеческом документе – Декларации.
Вахит Акаев, д.ф.н. профессор

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

 

 

 

Чеченская республика СЕГОДНЯ

  • Президент России Владимир Путин высоко оценил работу Главы ЧР Р. Кадырова по возвращению домой российских граждан из зон конфликта Ближнего Востока. Рамзан Кадыров комментируя высокую оценку В.Путина  отметил, что проблема беженцев Сирии является серьезной, и решать ее необходимо всему мировому сообществу. - Сирийские беженцы сегодня наводнили Европу, Турцию, другие регионы Ближнего Востока. И помощь эта должна быть адресной и конкретной. Владимир Владимирович на пресс-конференции в Москве отметил мою работу в Сирии по беженцам. «Есть человек, который работает в Сирии с беженцами, его фамилия Кадыров», - сказал он, отвечая на вопрос о проблеме сирийских беженцев. Он также положительно оценил работу в Сирии полицейских из Северного Кавказа, в том числе из Чечни. Владимир Владимирович высоко оценил и наши усилия по возвращению домой российских женщин и детей из горячих точек Сирии и Ирака. Глава государства назвал эту работу важной и правильной. «Дети, когда их вывозили в зоны конфликтов, не принимали решение о том, чтобы туда уехать. И мы не можем и не имеем права их там бросить. Так что Рамзан все правильно делает. Пусть продолжает. Мы будем ему помогать", - сказал Владимир Владимирович,- написал Р.Кадыров в Instagram. Он подчеркнул,что такая оценка ко многому обязывает. - Без непосредственного участия главы государства мы не смогли бы решать проблемы такого уровня. Мы готовы и впредь с честью выполнить любое поручение Президента России в любом конце земного шара. Это наш долг – служить нашей Великой Родине,- сказал глава региона.www.ChechnyaTODAY.com

  • В ходе оперативно-профилактических мероприятий сотрудниками отдела МВД России по Шатойскому району в магазине, расположенном в н.п. Шатой, выявлен факт незаконной реализации спирта и спиртосодержащей продукции, без специального разрешения. Из магазина полицейскими изъяты 4 бутылки водки и 8 бутылок спирта, емкостью 0,5 л. В отношении владельца магазина, 1962г.р., проводится проверка.www.ChechnyaTODAY.com

  • Депутат Парламента ЧР, член фракции «Единая Россия» Рызван Дадаев встретился с учащимися Алпатовской СОШ в рамках реализации Концепции духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения Чеченской Республики. Парламентарий рассказал о пагубности влияния наркомании, идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде. Здесь также выступили: Руководитель Местного исполнительного комитета Наурского отделения Партии, заместитель Секретаря Наурского отделения «Единой России»- Абаз Муртазов; глава администрации Алпатовского сельского поселения, член Партии «Единая Россия» Хасан Икаев; заместитель кадия Наурского района Хусейн Джамалдинов, директор Алпатовской СОШ, член Партии - Антонина Ибрагимова.www.ChechnyaTODAY.comВсе права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Чеченская Республика Сегодня" обязательна.

  • Вопросы профилактики правонарушений в молодежной среде обсудили сегодня в стенах Дворца молодежи в рамках научно-практической конференции, организованной Министерством Чеченской Республики по делам молодежи. В мероприятии приняли участие представители органов исполнительной власти, правоохранительных органов, научной и творческой интеллигенции, молодежных и иных общественных организаций, студенты республиканских ВУЗов, заместители директоров общеобразовательных учреждений по воспитательной работе. Участники конференции выступили с докладами по обсуждаемой теме, после чего перешли к обсуждению возможных вариантов повышения эффективности работы, направленной на профилактику правонарушений в молодежной среде.По итогам конференции участники приняли решение о проведении комплексной работы, которая должна исключить факты вовлечения молодежи в противоправную деятельность.www.ChechnyaTODAY.com

  • Об этом сегодня сообщил Председатель Парламента ЧР, Президент футбольного клуба "Ахмат» Магомед Даудов.  - Сегодня мы подписали долгосрочный контракт с Михаилом Галактионовым. Он утверждён в должности главного тренера. Контракт рассчитан на 3,5 года. Михаил Михайлович приходил в клуб помощником главного тренера. Приняв команду в экстренной ситуации после отставки Олега Кононова в качестве исполняющего обязанности, он прекрасно справился. Тренировочный процесс носил интенсивный характер, команда демонстрировала атакующий, комбинационный футбол. Что очень важно, футболисты с душой приняли требования и тренировочный процесс Михаила Михайловича. В четырех играх из пяти под руководством Галактионова команда добивалась результата. Михаил Михайлович молодой специалист, уже добивавшийся успехов с юношескими сборными страны, - отметил М. Даудов.   Даудов выразил уверенность, что Галактионова ждет большое будущее в тренерской карьере. -  Желаю Михаилу Михайловичу удачи и плодотворной работы на зимних подготовительных сборах при подготовке команды к весенней части чемпионата, - подчеркнул он. www.ChechnyaTODAY.com

<< < Май 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 24 25 26
27 28 29 30 31