Курсы валют USD/RUB 56.6537 EURO/RUB 69.8087

Главная

Экзистенциальный голод как кризис культуры

Нынешние экзистенциальные проблемы также актуальны, как и в начале ХХ века и во многом детерминируются столкновением цивилизаций, общественных систем, идей, культур, мировоззрений. То, что современный человек испытывает состояние страха, тревоги и отчаяния, все меньше ощущает себя свободным, все больше чувствует заброшенным, – очевидные истины. 
Мартин Хайдеггер в своей работе «Время и бытие» пишет, что люди пытаются избегать мысли о смерти, смерть их как бы не касается, она где-то в далеком будущем, и, возможно, ее удастся как-нибудь избежать. Тем не менее, «никто за тебя умирать не будет, умрешь ты сам, и, умирая, останешься один на один со смертью». По его мнению, и жить за тебя никто не будет, ты должен жить сам, и только твоя жизнь, твое существование будет подлинно человеческим. Но жить можно по-разному: предаваясь удовольствиям, прожигая жизнь, или же достойно, созидая, творя, продуцируя духовно-культурные ценности, готовя интеллектуальную, креативную смену.
Проблема взаимосвязи жизни и смерти не осталась в прошлом, она в нашем современном бытии и всегда останется ядровой в культуре, пока живет человек с его драмами, коллизиями, трагедиями, нацеленностью на счастье, поисками путей преодоления страданий. «Только человек экзистирует», – утверждает М.Хайдеггер. Поясняя это, он пишет, что «человек есть то сущее, чье бытие отмечено открытым стоянием внутри непотаенности бытия, отличительно благодаря бытию, отличено в бытии».
Человеческое экзистирование усиливается, углубляется в условиях кризиса культуры, что хорошо видно на примере двух мировых войн на Западе, повлекших за собой геноцид народов, репрессии, насилие, жестокость, региональные конфликты, терроризм, нетерпимость и пр. Это четко просматривается и сегодня, когда осуществляются бессмысленные террористические акты, осуществляется так называемая мировая контртеррористическая операция не столько против настоящих террористов, сколько против простых жителей мусульманских стран, жизнь которых – вечное преодоление страданий, на которые их обрекли колонизаторы.
Современная западная культура, создавая новый мир, основанный на рациональных ценностях, современном научно-техническом прогрессе, информационных технологиях, породила конфликт между разумом и человеческой экзистенциальной сущностью. Как отмечает К.Ясперс, «исторически сложившиеся культуры отрываются от своих корней и устремляются в мир технически оснащенной экономики, в пустую интеллигентность». Одновременно Э.Фромм пишет о «мощной коллективной форме современного идолопоклонства, проявляющегося в поклонении силе, успеху и власти рынка». Все больше происходит редукция социально и духовно значимых ценностей к материальному потреблению. Между тем, это уводит человека от своей трансцендентной основы гуманизма, нравственной сущности, порождая при этом экзистенциальный голод общества.
Формами проявления такого голода являются страх смерти, страх изменений (инновационное сопротивление), ощущение бессмысленности существования, синдром хронической усталости. Эти экзистенциальные тенденции все нарастают в обществе. Человек позабыл мудрые советы Эпикура о том, что смерть не имеет к нам никакого отношения и нужно быть свободным от страха. Мусульманский пророк Мухаммад высказывал не менее мудрое, парадоксальное утверждение: «Не бойся смерти и живи так, как будто никогда не умрешь. Готовься к смерти в каждый миг времени».
Сегодня фундаментальные основы бытия – смысл жизни, любовь, милосердие, нравственное, духовное совершенствование, поиски социальной справедливости, жизнь по совести – человеком, обществом утрачиваются. Современное индустриальное общество предопределило следующие основные психологические посылки: первое, целью жизни является счастье, получаемое максимальным удовлетворением любого желания личности (радикальный гедонизм); второе, чтобы нормально функционировать, эта система с необходимостью порождает эгоизм, себялюбие и алчность, а последние, якобы, ведут к гармонии и миру.
Разве радикальный гедонизм, алчность позволяют приобрести счастье, достигнуть гармонии человека, общества с природой? Нет, конечно. Это путь разрушения, в том числе саморазложения, самоуничтожения, он не приемлем ни для человека, ни для народов. Он осуждаем христианством и исламом. История культуры знает пример такого самоуничтожения, деконструкции человека, личности. Так, незабвенной памяти Ю.Жданов опубликовал примечательную статью «Комплекс Эрисихтона». Она посвящена анализу человеческой алчности, беспредельного гедонизма, являющегося следствием нарушения нравственного табу, ярким примером психо-физиологический невоздержанности. Мелкий фессалийский царек Эрисихтон, начав вырубку священной рощи, почитаемой народом, был проклят богиней Деметрой за святотатство и поражен недугом, имя которому беспредельное обжорство. Он не мог утолить свой голод. Все, что ему давали, он поглощал, но не мог наесться. Дело дошло до того, что он съедал деревья, землю и рвал зубами части своего тела. Такова страшная погибель обезумевшего от голода человека.
Этот миф имеет глубокий нравственно-экологический смысл. Думается, в нем заложено предостережение человеку, людям: не смейте нарушать табу, относящийся к роще (ибо она для человека священна, дает прохладу, воду, кислород, пропитание, успокаивает нервы, лечит психику и пр.). На бездумную и хищническую деятельность табу накладывает и религия мусульман.
Тем не менее, безжалостно уничтожается множество «священных рощ», вырубаются леса на огромных просторах в поймах реки Амазонка – своеобразных легких Земли-матушки. Нет сомнения в том, что продолжение этого «святотатства» неминуемо отразится на экзистенциальном состоянии людей, как наказание за их ненасытное «обжорство».
Сегодня на смену коренным экзистенциальным проблемам, представляющим собой основу бытия нравственного, духовного, разумного человека, приходят ритуал, маскарад, карнавал, шоу, упрощения, формализующие общение человека с Богом, между людьми. Через эти формы общения удовлетворяются не столько глубинные экзистенциальные потребности, сколько сиюминутные эстетические представления.
Шоу, карнавал организовываются масштабно и транслируются СМИ на весь мир. Обеспечиваются всевозможные меры безопасности организаторов и участников зрелища. В это зрелище вовлекается большое количество людей, которые часто оказываются и лишними. Между тем, шоу всегда таит в себе опасность насилия, деморализации, деэкзистенциализации человека и общества.
Кланы, достигшие гигантских богатств далеко не праведными делами, задумываются о своем бессмертии, продлении жизни, стремясь при этом использовать современный прогресс, нанотехнологии. Кстати, в этом направлении ведутся исследования и часто их спонсорами становятся «сильные мира сего», мечтающие быть «сверхчеловеками». Коренные проблемы экзистенции – жить достойно и достойно уйти из жизни – эти силы хотят
решить по-иному.
Они желают обеспечить себе бессмертие, но сохранив при этом конечность жизни другим, кого считают неудачниками, лишними ртами. Их мечта – прибрести вечность, их ненасытные потребности должны обеспечивать роботы, которых не нужно кормить, одевать, предоставлять жилье. Люди все чаще сознают, что «стали винтиками бюрократической машины, и нашими мыслями, чувствами и вкусами манипулируют правительства, индустрия и находящиеся под их контролем средства массовой информации». Сохранение таких настроений и тенденций в обществе означает кризис первичных форм социальной организованности: семьи, рода, домена. В связи с высказанными соображениями уместен вопрос: какими станут человек, общество в будущем?
Важно признать, что современный экзистенциальный голод возник в связи с обострением глобальных проблем современности (антропогенные и техногенные процессы, опасность возникновения ядерной войны, террористические акции, ресурсная недостаточность, демографический взрыв, энергетический кризис и др.). Это следствие беспечной, чаще всего неразумной деятельности человека, все дальше удаляющегося от своей подлинной сущности, духовно-нравственной основы, единства с природой.
Как никогда обострился вопрос: как продолжить естественное развитие человеческого рода, преодолеть экзистенциальный голод, кризис культурных ориентиров общества, современное информационно-технологическое стремление к замене человека «киборгом». Экзистенциальный голод – прямое следствие не только кризиса культуры, человеческой гордыни, но и глобальных проблем, порожденных человеческой алчностью, авторитаризмом, стремлением возвыситься над людьми и природой.
В сохранении рода человеческого в его историческом становлении и развитии, как нам представляется, велика роль нравственных и гуманистических тенденций, широко прописанных в религиозных системах. Многие экзистенциальные мотивы существования человека, его взаимоотношения с Богом вербализованы, благодаря деятельности пророков, великих моралистов, распространявших ту или иную религию. И было бы далеко не бесполезно, осуществив их синтез, огласить их в общечеловеческом документе – Декларации.
Вахит Акаев, д.ф.н. профессор

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

 

 

 

Чеченская республика СЕГОДНЯ

  • На площадке Общественной палате Чеченской Республики прошел круглый стол на тему: «Социально-правовая и психологическая реабилитация возвращенных из Сирии и Ирака женщин и детей».Организаторами мероприятия стали Уполномоченный по правам ребенка в ЧР, Общественная палата ЧР, АНО «Женщины за развитие». С основными докладами выступили Уполномоченный по правам ребенка в ЧР Хамзат Хирахматов, председатель Общественной палаты ЧР Исмаил Денильханов, заместитель начальника отдела по обеспечению деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Елена Новосельцева. В своем выступлении Хамзат Хирахматов рассказал о тяжелых психологических последствиях войны. - Как нам известно, основная часть возвращенных из Сирии и Ирака в Чечню - это дети и женщины, всего их - 27 детей и 10 женщин. Детям младшего возраста требуется медицинское сопровождение, а тем, кто постарше необходима психологическая реабилитация. Это все последствия войны. То, что они пережили, не осталось без следа. Нужно своевременно принять необходимые меры по восстановлению психологического фона. Со всех районов, где проживают эти женщины и дети, нами сделаны запросы о предоставлении информации по их медицинскому, социальному и психологическому сопровождению. С ними поддерживают связь, проводят необходимые консультации. У этих людей глубокая психологическая травма, - сказал Уполномоченный по правам ребенка ЧР.www.ChechnyaTODAY.com

  • В Грозном состоялось совещание по вопросам газоснабжения, газификации Чеченской Республики, сокращения задолженности за газ и развития регионального рынка газомоторного топлива. Оно прошло под председательством специального представителя Президента РФ по взаимодействию с Форумом стран-экспортеров газа, председателем Совета директоров ПАО «Газпром» Виктора Зубкова и Главы ЧР Рамзана Кадырова. В своем вступительном слове Р. Кадыров поблагодарил Виктора Зубкова за поддержку и внимание, которые он лично и ПАО «Газпром» оказывают региону. «Благодаря деятельному участию Виктора Александровича мы смогли решить вопрос разминирования сельхозугодий и ряд других проблем. Мы очень благодарны вам за то, что вы ранее делали для республики. Сегодня вы приехали в самое нужное время. Я думаю, сегодняшнее совещание послужит тому, что мы найдем точки соприкосновения и поставим на новый уровень взаимоотношения между Чеченской Республикой и компанией «Газпром». В свою очередь руководство республики всегда будет оказывать всевозможное содействие компании в реализации намеченных мероприятий», - сказал Глава ЧР. Он также выразил признательность Председателю Правления ПАО «Газпром» Алексею Миллеру за оказываемую компанией поддержку в сфере строительства объектов газификации и за участие в социально-экономическом развитии ЧР. В. Зубков в свою очередь отметил ряд значимых достижений руководства региона в лице Р. Кадырова. В частности, он подчеркнул, что в республике активными темпами развиваются экономика, социальная сфера и другие общественно значимые направления. «Республике здорово повезло, что здесь есть такие ответственные государственные люди. В целом наши отношения развиваются успешно. Мы надежно обеспечиваем природным газом потребителей республики. Протяженность газопроводов и магистралей, проходящих на территории Чеченской Республики, превышает 550 километров. Уровень газификации один из самых высоких - почти 98%, тогда как по России - 68%. В регионе серьезными темпами идет развитие экономики, социальной сферы. Это видно по широким и чистым проспектам, уникальным объектам архитектуры, по современным высотным зданиям. Конечно, мы оказывали и будем оказывать необходимую помощь в восстановлении республиканского газового хозяйства», - сказал он. Также в ходе заседания выступил Председатель Правительства ЧР Абубакар Эдельгериев. Он отметил, что проблема газовой задолженности требует решения в двустороннем порядке. В. Зубков в свою очередь предложил создать совместную рабочую группу, которая займется этим вопросом. В ходе совещания было подписано соглашение между Правительством ЧР и ООО «Газпром газомоторное топливо» о расширении использования природного газа в качестве моторного топлива. Документ подписали Председатель Правительства ЧР Абубакар Эдельгериев и генеральный директор ООО «Газпром газомоторное топливо» Михаил Лихачев.   www.ChechnyaTODAY.com

  • Весной 2018 года пройдет международное исследование оценки качества образования PISA. В исследовании примут участие более 70 стран, в том числе и Российская Федерация.  Специалистами Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования совместно с международными экспертами сформирована выборка образовательных организаций России для участия в международном исследовании PISA. В данную выборку включено пять образовательных организаций Чеченской Республики. Участие этих организаций согласовано с региональным координатором.  Основной целью данного исследования является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопрос исследования – «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». То есть, исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.  Технология проведения исследования – компьютерное тестирование. Оно будет проводиться с использованием специальной программы, что позволит автономно провести тестирование и анкетирование каждого учащегося, участвующего в исследовании.Справочно  PISA - это международное сравнительное исследование качества общего образования (Programme for International Student Assessment). Целью исследования является оценка способности учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.www.ChechnyaTODAY.com

  • Подобного рода мера будет впервые происходить в правоохранительных органах. Об этом сообщил ТАСС начальник отдела Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка МВД Юрий Исаев на форуме "Технологии безопасности". - В свете предстоящего чемпионата мира по футболу, который состоится в этом году в нашей стране, принято решение о создании на базе одного из учебных заведений МВД центра международного полицейского сотрудничества, в состав которого войдут полицейские офицеры всех государств, чьи национальные сборные выступят на чемпионате, - сказал он.Исаев пояснил, что МВД позаимствовало зарубежный опыт. Аналогичные подразделения создавались в 2008 году в Австрии во время поведения чемпионата Европы, в 2014 году на чемпионате Украины по футболу, в Южной Корее в 2015 году и в 2016 году во Франции.www.ChechnyaTODAY.com

  • Владельцы огнестрельного оружия запустили новый флешмоб по уничтожению собственных винтовок и автоматов. Об этом сообщает "Лента.ру" с ссылкой на The Daily Dot. Поводом для этого послужила стрельба во флоридской школе, где бывший ученик расстрелял несколько десятков человек. Флешмоб запустил мужчина по имени Скотт Паппалардо. В опубликованном на Facebook шестиминутном ролике он распилил «болгаркой» полуавтоматическую винтовку AR-15: такое же оружие было у Николаса Круза, подозреваемого в убийстве 17 школьников. Паппалардо отметил, что купил винтовку 30 лет назал ради забавы, при этом он не ездил охотиться и никого не убивал. «Я собираюсь убедиться, что это оружие никогда не сможет отнять жизнь. Ствол этой пушки никогда не будет направлен на кого-то. Разве право владеть этим оружием важнее, чем чья-то жизнь?» — поинтересовался он, прежде чем уничтожить винтовку. За несколько дней ролик с хэштегом #OneLess (на одну меньше) посмотрели более 20 миллионов раз. Другие владельцы оружия поддержали флешмоб Паппалардо и выложили похожие ролики с уничтожением оружия. 14 февраля подросток открыл огонь в американской школе Марджори Стоунман Дуглас. В результате погибли 17 человек и не менее 14 получили ранения. Подозреваемого, бывшего ученика Николаса Круза, задержали в тот же день. www.ChechnyaTODAY.com

<< < Май 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 24 25 26
27 28 29 30 31