Курсы валют USD/RUB 59.1409 EURO/RUB 69.4314

Главная

Экзистенциальный голод как кризис культуры

Нынешние экзистенциальные проблемы также актуальны, как и в начале ХХ века и во многом детерминируются столкновением цивилизаций, общественных систем, идей, культур, мировоззрений. То, что современный человек испытывает состояние страха, тревоги и отчаяния, все меньше ощущает себя свободным, все больше чувствует заброшенным, – очевидные истины. 
Мартин Хайдеггер в своей работе «Время и бытие» пишет, что люди пытаются избегать мысли о смерти, смерть их как бы не касается, она где-то в далеком будущем, и, возможно, ее удастся как-нибудь избежать. Тем не менее, «никто за тебя умирать не будет, умрешь ты сам, и, умирая, останешься один на один со смертью». По его мнению, и жить за тебя никто не будет, ты должен жить сам, и только твоя жизнь, твое существование будет подлинно человеческим. Но жить можно по-разному: предаваясь удовольствиям, прожигая жизнь, или же достойно, созидая, творя, продуцируя духовно-культурные ценности, готовя интеллектуальную, креативную смену.
Проблема взаимосвязи жизни и смерти не осталась в прошлом, она в нашем современном бытии и всегда останется ядровой в культуре, пока живет человек с его драмами, коллизиями, трагедиями, нацеленностью на счастье, поисками путей преодоления страданий. «Только человек экзистирует», – утверждает М.Хайдеггер. Поясняя это, он пишет, что «человек есть то сущее, чье бытие отмечено открытым стоянием внутри непотаенности бытия, отличительно благодаря бытию, отличено в бытии».
Человеческое экзистирование усиливается, углубляется в условиях кризиса культуры, что хорошо видно на примере двух мировых войн на Западе, повлекших за собой геноцид народов, репрессии, насилие, жестокость, региональные конфликты, терроризм, нетерпимость и пр. Это четко просматривается и сегодня, когда осуществляются бессмысленные террористические акты, осуществляется так называемая мировая контртеррористическая операция не столько против настоящих террористов, сколько против простых жителей мусульманских стран, жизнь которых – вечное преодоление страданий, на которые их обрекли колонизаторы.
Современная западная культура, создавая новый мир, основанный на рациональных ценностях, современном научно-техническом прогрессе, информационных технологиях, породила конфликт между разумом и человеческой экзистенциальной сущностью. Как отмечает К.Ясперс, «исторически сложившиеся культуры отрываются от своих корней и устремляются в мир технически оснащенной экономики, в пустую интеллигентность». Одновременно Э.Фромм пишет о «мощной коллективной форме современного идолопоклонства, проявляющегося в поклонении силе, успеху и власти рынка». Все больше происходит редукция социально и духовно значимых ценностей к материальному потреблению. Между тем, это уводит человека от своей трансцендентной основы гуманизма, нравственной сущности, порождая при этом экзистенциальный голод общества.
Формами проявления такого голода являются страх смерти, страх изменений (инновационное сопротивление), ощущение бессмысленности существования, синдром хронической усталости. Эти экзистенциальные тенденции все нарастают в обществе. Человек позабыл мудрые советы Эпикура о том, что смерть не имеет к нам никакого отношения и нужно быть свободным от страха. Мусульманский пророк Мухаммад высказывал не менее мудрое, парадоксальное утверждение: «Не бойся смерти и живи так, как будто никогда не умрешь. Готовься к смерти в каждый миг времени».
Сегодня фундаментальные основы бытия – смысл жизни, любовь, милосердие, нравственное, духовное совершенствование, поиски социальной справедливости, жизнь по совести – человеком, обществом утрачиваются. Современное индустриальное общество предопределило следующие основные психологические посылки: первое, целью жизни является счастье, получаемое максимальным удовлетворением любого желания личности (радикальный гедонизм); второе, чтобы нормально функционировать, эта система с необходимостью порождает эгоизм, себялюбие и алчность, а последние, якобы, ведут к гармонии и миру.
Разве радикальный гедонизм, алчность позволяют приобрести счастье, достигнуть гармонии человека, общества с природой? Нет, конечно. Это путь разрушения, в том числе саморазложения, самоуничтожения, он не приемлем ни для человека, ни для народов. Он осуждаем христианством и исламом. История культуры знает пример такого самоуничтожения, деконструкции человека, личности. Так, незабвенной памяти Ю.Жданов опубликовал примечательную статью «Комплекс Эрисихтона». Она посвящена анализу человеческой алчности, беспредельного гедонизма, являющегося следствием нарушения нравственного табу, ярким примером психо-физиологический невоздержанности. Мелкий фессалийский царек Эрисихтон, начав вырубку священной рощи, почитаемой народом, был проклят богиней Деметрой за святотатство и поражен недугом, имя которому беспредельное обжорство. Он не мог утолить свой голод. Все, что ему давали, он поглощал, но не мог наесться. Дело дошло до того, что он съедал деревья, землю и рвал зубами части своего тела. Такова страшная погибель обезумевшего от голода человека.
Этот миф имеет глубокий нравственно-экологический смысл. Думается, в нем заложено предостережение человеку, людям: не смейте нарушать табу, относящийся к роще (ибо она для человека священна, дает прохладу, воду, кислород, пропитание, успокаивает нервы, лечит психику и пр.). На бездумную и хищническую деятельность табу накладывает и религия мусульман.
Тем не менее, безжалостно уничтожается множество «священных рощ», вырубаются леса на огромных просторах в поймах реки Амазонка – своеобразных легких Земли-матушки. Нет сомнения в том, что продолжение этого «святотатства» неминуемо отразится на экзистенциальном состоянии людей, как наказание за их ненасытное «обжорство».
Сегодня на смену коренным экзистенциальным проблемам, представляющим собой основу бытия нравственного, духовного, разумного человека, приходят ритуал, маскарад, карнавал, шоу, упрощения, формализующие общение человека с Богом, между людьми. Через эти формы общения удовлетворяются не столько глубинные экзистенциальные потребности, сколько сиюминутные эстетические представления.
Шоу, карнавал организовываются масштабно и транслируются СМИ на весь мир. Обеспечиваются всевозможные меры безопасности организаторов и участников зрелища. В это зрелище вовлекается большое количество людей, которые часто оказываются и лишними. Между тем, шоу всегда таит в себе опасность насилия, деморализации, деэкзистенциализации человека и общества.
Кланы, достигшие гигантских богатств далеко не праведными делами, задумываются о своем бессмертии, продлении жизни, стремясь при этом использовать современный прогресс, нанотехнологии. Кстати, в этом направлении ведутся исследования и часто их спонсорами становятся «сильные мира сего», мечтающие быть «сверхчеловеками». Коренные проблемы экзистенции – жить достойно и достойно уйти из жизни – эти силы хотят
решить по-иному.
Они желают обеспечить себе бессмертие, но сохранив при этом конечность жизни другим, кого считают неудачниками, лишними ртами. Их мечта – прибрести вечность, их ненасытные потребности должны обеспечивать роботы, которых не нужно кормить, одевать, предоставлять жилье. Люди все чаще сознают, что «стали винтиками бюрократической машины, и нашими мыслями, чувствами и вкусами манипулируют правительства, индустрия и находящиеся под их контролем средства массовой информации». Сохранение таких настроений и тенденций в обществе означает кризис первичных форм социальной организованности: семьи, рода, домена. В связи с высказанными соображениями уместен вопрос: какими станут человек, общество в будущем?
Важно признать, что современный экзистенциальный голод возник в связи с обострением глобальных проблем современности (антропогенные и техногенные процессы, опасность возникновения ядерной войны, террористические акции, ресурсная недостаточность, демографический взрыв, энергетический кризис и др.). Это следствие беспечной, чаще всего неразумной деятельности человека, все дальше удаляющегося от своей подлинной сущности, духовно-нравственной основы, единства с природой.
Как никогда обострился вопрос: как продолжить естественное развитие человеческого рода, преодолеть экзистенциальный голод, кризис культурных ориентиров общества, современное информационно-технологическое стремление к замене человека «киборгом». Экзистенциальный голод – прямое следствие не только кризиса культуры, человеческой гордыни, но и глобальных проблем, порожденных человеческой алчностью, авторитаризмом, стремлением возвыситься над людьми и природой.
В сохранении рода человеческого в его историческом становлении и развитии, как нам представляется, велика роль нравственных и гуманистических тенденций, широко прописанных в религиозных системах. Многие экзистенциальные мотивы существования человека, его взаимоотношения с Богом вербализованы, благодаря деятельности пророков, великих моралистов, распространявших ту или иную религию. И было бы далеко не бесполезно, осуществив их синтез, огласить их в общечеловеческом документе – Декларации.
Вахит Акаев, д.ф.н. профессор

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

 

 

 

Чеченская республика СЕГОДНЯ

  • В столице Чеченской Республики состоялся Съезд евреев СКФО. Организаторами съезда выступила еврейская община ЧР при поддержке Министерства ЧР по национальной политике, внешним связям, печати и информации. В съезде приняли участие активные общественные и религиозные деятели еврейского этноса СКФО, министр по нацполитике ЧР Джамбулат Умаров, а также руководители общественных организаций республики. Представитель еврейской общины Чечни Моисей Юнаев отметил, что данный съезд является исторически значимым событием, так как евреи Кавказа не собирались со времен распада СССР. - Два с половиной года представители еврейской общины Чеченской Республики посещали еврейские общины Кавказа. В ходе этих визитов мы заметили некую разобщенность среди евреев, поэтому нами было принято решение объединить всех представителей нашего этноса. Сегодня мы подпишем резолюцию, которая положит начало укреплению этнического единства среди евреев. Наше решение было обсуждено со старейшинами и полностью ими поддержано, - отметил он в своем выступлении. Джамбулат Умаров пожелал участникам съезда плодотворной работы, отметив насколько важно возродить былую дружбу между чеченцами и евреями в республике. - Наша история знает немало еврейских имен, которые являются гордостью не только еврейского этноса, но и чеченского народа, - сказал Д.Умаров. – Ваш народ занимал особое место в нашей истории. Надеюсь, сегодня вы положите начало новой истории горских евреев. В ходе съезда были обсуждены острые социальные вопросы, которые касаются еврейских общин СКФО. В частности, было отмечено, что среди молодежи необходимо вести активную информационную работу о еврействе в Чеченской Республике. - Недавний инцидент, который произошел, когда мы поддержали позицию Главы Чечни Рамзана Кадырова, показал, что многие не знают о существовании и жизни евреев на Кавказе, - заявил М.Юнаев. – Нам необходимо вести активную информационную пропаганду, направленную на информирование жителей республики о жизни евреев в Чечне. На данный момент мы работаем над рядом интересных проектов, которые планируем реализовать в ближайшее время. Моисей Юнаев сообщил, что евреи намерены создать мобильную группу, которая будет оказывать погребальные услуги в любой точке Кавказа. Кроме того, для тех, кто не в состоянии оплатить похоронные и свадебные мероприятия будет создан Фонд, который будет материально поддерживать малоимущих представителей еврейских общин. - Мы далеки от политики и не собираемся в ней участвовать. Для нас важно заняться решением социальных проблем нашего этноса. Поэтому мы будем активно поддерживать еврейские общины СКФО, тем самым укрепляя межнациональное единство нашей страны, - добавил он. Один из лидеров горского еврейства на Кавказе Александр Нафталиев отметил, что съезд повлияет на создание нового и незыблемого единства горских евреев. - Кавказ был и есть нашей родиной, - заявил он. – Мы всегда дружно жили с народами, проживающими с нами по соседству. Нас объединяет общая история, вместе пережитые события и страдания. Всевышний дал нам возможность возродить благородную традицию тесной дружбы народов Кавказа. В завершении участники съезда подписали резолюцию, направленную на объединение всех еврейских общин на территории СКФО, решения проблем и задач проведения ритуальных мероприятий, а также оказания социальной защиты евреев СКФО и проведения общих проектов.www.ChechnyaTODAY.comВсе права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Чеченская Республика Сегодня" обязательна.

  • Служба производственного контроля и охраны труда отчиталась о ходе составления Плана-графика проверки технического состояния оборудования энергоузлов, находящегося на балансе потребителей. Сейчас ведется работа по перезаключению договоров на электроснабжение с коммерческими и юридическими лицами. Делается это в целях упорядочения документации, обеспечения на объектах необходимых технических условий. Также участники встречи обсудили ход работ по оформлению однолинейных схем электроснабжения с привязкой к потребителю. Это емкая процедура, поскольку в республике насчитывается до 314 000 абонентов. И это только из числа физических и коммерческих потребителей. Схема является техническим документом, где указаны: точки подключения объекта; основные нагрузки и их показатели; информация о питающем кабеле и номинальном токе вводного устройства в точке подключения и защитно-коммутационных устройств; основных потребителей электричества на объекте. Фактически, без однолинейной схемы электроснабжения проводить электромонтажные работы невозможно. Поскольку в документе есть главное – информация. После завершения всех чертежных и расчетных работ, каждая схема проходит контрольную проверку в ПАО «МСРК Северного Кавказа». www.ChechnyaTODAY.com

  • Служба производственного контроля и охраны труда отчиталась о ходе составления Плана-графика проверки технического состояния оборудования энергоузлов, находящегося на балансе потребителей. Сейчас ведется работа по перезаключению договоров на электроснабжение с коммерческими и юридическими лицами. Делается это в целях упорядочения документации, обеспечения на объектах необходимых технических условий. Также участники встречи обсудили ход работ по оформлению однолинейных схем электроснабжения с привязкой к потребителю. Это емкая процедура, поскольку в республике насчитывается до 314 000 абонентов. И это только из числа физических и коммерческих потребителей. Схема является техническим документом, где указаны: точки подключения объекта; основные нагрузки и их показатели; информация о питающем кабеле и номинальном токе вводного устройства в точке подключения и защитно-коммутационных устройств; основных потребителей электричества на объекте. Фактически, без однолинейной схемы электроснабжения проводить электромонтажные работы невозможно. Поскольку в документе есть главное – информация. После завершения всех чертежных и расчетных работ, каждая схема проходит контрольную проверку в ПАО «МСРК Северного Кавказа». www.ChechnyaTODAY.comКоллектив детского ансамбля песни и танца «Башлам» провел вечер, посвященный 66-й годовщине со дня рождения Первого Президента ЧР, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова. Открывая мероприятие, перед артистами выступил заместитель директора ансамбля Саид Хажиханов, который рассказал о жизненном пути чеченского национального лидера и Героя России. «Быть лидером удается не каждому. Для этого необходимо иметь силу духа и благородный характер. Такими качествами обладал наш Первый Президент, Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров. Его отличительными чертами характера были честность, милосердие и талант. Вся деятельность его работы была направлена на благо народа и Чеченской Республики.  Жизнь его была тесно связана с религией. В такое сложное для республики время Ахмат- Хаджи возглавил Чеченскую Республику и очистил ее от террористов, которые пытались развалить Российскую Федерацию. Благодаря этому великому человеку люди получили право выбора, свободу и спокойствие»,- отметил он. Артисты ансамбля выступили с большой концертной программой. Завершился вечер исполнением участниками хора ансамбля песни «Ахмату - Хаджи Кадырову».  www.ChechnyaTODAY.com

  •                                                                              Уважаемые паломники! Вы собираетесь совершить паломничество к храму Каабы в Мекке и мечети Пророка в Медине, в целях недопущения ввоза в Российскую Федерацию экстремистских материалов Пограничное управление ФСБ России по Чеченской Республике обращает Ваше внимание на бдительность при приобретении или получении в дар религиозной литературы (материалов). Прежде чем приобрести или получить в дар религиозную литературу (материалы) обратитесь за советом к старшему группы или представителю Духовного управления мусульман находящегося в составе группы паломников из Чечни. Соблюдая бдительность и осторожность, вы оберегаете себя от совершения правонарушения, а также от объяснения обстоятельств наличия у вас материалов экстремистского содержания при возвращении в Российскую Федерацию. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистские материалы – это предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы. Пресс-служба Пограничного управления ФСБ России по Чеченской Республике www.ChechnyaTODAY.com

  • В преддверии Дня знаний и нового учебного года специалистами Управления Роспотребнадзора по Чеченской Республике с 15 по 18.08.2017 г. проведены выездные мероприятия по консультированию потребителей о качестве и безопасности детских товаров, в том числе школьной формы, канцелярских товаров, школьных принадлежностей и действующих нормативных гигиенических требований к этой категории товаров. Мероприятия проходили в районе проведения школьной ярмарки Республиканского торгового центра «Беркат», а также среди покупателей магазинов по реализации детских товаров г. Грозный. Всем обратившимся даны подробные консультации и разъяснения в соответствии с требованиями действующего законодательства. Специалисты Управления Роспотребнадзора по ЧР ответили на вопросы, касающиеся качества и безопасности детских товаров, их правильного выбора и способов защиты нарушенных прав потребителей. В ходе проведенной акции, посетителям школьной ярмарки были предложены листовки и буклеты, содержащие информацию о порядке выбора школьных принадлежностей, обязательных требований к качеству и безопасности детских товаров. Выездные мероприятия по консультированию потребителей о качестве и безопасности детских товаров, специалистами Управления Роспотребнадзора по ЧР запланированы до 05.09.2017 г.www.ChechnyaTODAY.com

<< < Май 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 24 25 26
27 28 29 30 31