Курсы валют USD/RUB 56.9838 EURO/RUB 62.0440

Главная

Экзистенциальный голод как кризис культуры

Нынешние экзистенциальные проблемы также актуальны, как и в начале ХХ века и во многом детерминируются столкновением цивилизаций, общественных систем, идей, культур, мировоззрений. То, что современный человек испытывает состояние страха, тревоги и отчаяния, все меньше ощущает себя свободным, все больше чувствует заброшенным, – очевидные истины. 
Мартин Хайдеггер в своей работе «Время и бытие» пишет, что люди пытаются избегать мысли о смерти, смерть их как бы не касается, она где-то в далеком будущем, и, возможно, ее удастся как-нибудь избежать. Тем не менее, «никто за тебя умирать не будет, умрешь ты сам, и, умирая, останешься один на один со смертью». По его мнению, и жить за тебя никто не будет, ты должен жить сам, и только твоя жизнь, твое существование будет подлинно человеческим. Но жить можно по-разному: предаваясь удовольствиям, прожигая жизнь, или же достойно, созидая, творя, продуцируя духовно-культурные ценности, готовя интеллектуальную, креативную смену.
Проблема взаимосвязи жизни и смерти не осталась в прошлом, она в нашем современном бытии и всегда останется ядровой в культуре, пока живет человек с его драмами, коллизиями, трагедиями, нацеленностью на счастье, поисками путей преодоления страданий. «Только человек экзистирует», – утверждает М.Хайдеггер. Поясняя это, он пишет, что «человек есть то сущее, чье бытие отмечено открытым стоянием внутри непотаенности бытия, отличительно благодаря бытию, отличено в бытии».
Человеческое экзистирование усиливается, углубляется в условиях кризиса культуры, что хорошо видно на примере двух мировых войн на Западе, повлекших за собой геноцид народов, репрессии, насилие, жестокость, региональные конфликты, терроризм, нетерпимость и пр. Это четко просматривается и сегодня, когда осуществляются бессмысленные террористические акты, осуществляется так называемая мировая контртеррористическая операция не столько против настоящих террористов, сколько против простых жителей мусульманских стран, жизнь которых – вечное преодоление страданий, на которые их обрекли колонизаторы.
Современная западная культура, создавая новый мир, основанный на рациональных ценностях, современном научно-техническом прогрессе, информационных технологиях, породила конфликт между разумом и человеческой экзистенциальной сущностью. Как отмечает К.Ясперс, «исторически сложившиеся культуры отрываются от своих корней и устремляются в мир технически оснащенной экономики, в пустую интеллигентность». Одновременно Э.Фромм пишет о «мощной коллективной форме современного идолопоклонства, проявляющегося в поклонении силе, успеху и власти рынка». Все больше происходит редукция социально и духовно значимых ценностей к материальному потреблению. Между тем, это уводит человека от своей трансцендентной основы гуманизма, нравственной сущности, порождая при этом экзистенциальный голод общества.
Формами проявления такого голода являются страх смерти, страх изменений (инновационное сопротивление), ощущение бессмысленности существования, синдром хронической усталости. Эти экзистенциальные тенденции все нарастают в обществе. Человек позабыл мудрые советы Эпикура о том, что смерть не имеет к нам никакого отношения и нужно быть свободным от страха. Мусульманский пророк Мухаммад высказывал не менее мудрое, парадоксальное утверждение: «Не бойся смерти и живи так, как будто никогда не умрешь. Готовься к смерти в каждый миг времени».
Сегодня фундаментальные основы бытия – смысл жизни, любовь, милосердие, нравственное, духовное совершенствование, поиски социальной справедливости, жизнь по совести – человеком, обществом утрачиваются. Современное индустриальное общество предопределило следующие основные психологические посылки: первое, целью жизни является счастье, получаемое максимальным удовлетворением любого желания личности (радикальный гедонизм); второе, чтобы нормально функционировать, эта система с необходимостью порождает эгоизм, себялюбие и алчность, а последние, якобы, ведут к гармонии и миру.
Разве радикальный гедонизм, алчность позволяют приобрести счастье, достигнуть гармонии человека, общества с природой? Нет, конечно. Это путь разрушения, в том числе саморазложения, самоуничтожения, он не приемлем ни для человека, ни для народов. Он осуждаем христианством и исламом. История культуры знает пример такого самоуничтожения, деконструкции человека, личности. Так, незабвенной памяти Ю.Жданов опубликовал примечательную статью «Комплекс Эрисихтона». Она посвящена анализу человеческой алчности, беспредельного гедонизма, являющегося следствием нарушения нравственного табу, ярким примером психо-физиологический невоздержанности. Мелкий фессалийский царек Эрисихтон, начав вырубку священной рощи, почитаемой народом, был проклят богиней Деметрой за святотатство и поражен недугом, имя которому беспредельное обжорство. Он не мог утолить свой голод. Все, что ему давали, он поглощал, но не мог наесться. Дело дошло до того, что он съедал деревья, землю и рвал зубами части своего тела. Такова страшная погибель обезумевшего от голода человека.
Этот миф имеет глубокий нравственно-экологический смысл. Думается, в нем заложено предостережение человеку, людям: не смейте нарушать табу, относящийся к роще (ибо она для человека священна, дает прохладу, воду, кислород, пропитание, успокаивает нервы, лечит психику и пр.). На бездумную и хищническую деятельность табу накладывает и религия мусульман.
Тем не менее, безжалостно уничтожается множество «священных рощ», вырубаются леса на огромных просторах в поймах реки Амазонка – своеобразных легких Земли-матушки. Нет сомнения в том, что продолжение этого «святотатства» неминуемо отразится на экзистенциальном состоянии людей, как наказание за их ненасытное «обжорство».
Сегодня на смену коренным экзистенциальным проблемам, представляющим собой основу бытия нравственного, духовного, разумного человека, приходят ритуал, маскарад, карнавал, шоу, упрощения, формализующие общение человека с Богом, между людьми. Через эти формы общения удовлетворяются не столько глубинные экзистенциальные потребности, сколько сиюминутные эстетические представления.
Шоу, карнавал организовываются масштабно и транслируются СМИ на весь мир. Обеспечиваются всевозможные меры безопасности организаторов и участников зрелища. В это зрелище вовлекается большое количество людей, которые часто оказываются и лишними. Между тем, шоу всегда таит в себе опасность насилия, деморализации, деэкзистенциализации человека и общества.
Кланы, достигшие гигантских богатств далеко не праведными делами, задумываются о своем бессмертии, продлении жизни, стремясь при этом использовать современный прогресс, нанотехнологии. Кстати, в этом направлении ведутся исследования и часто их спонсорами становятся «сильные мира сего», мечтающие быть «сверхчеловеками». Коренные проблемы экзистенции – жить достойно и достойно уйти из жизни – эти силы хотят
решить по-иному.
Они желают обеспечить себе бессмертие, но сохранив при этом конечность жизни другим, кого считают неудачниками, лишними ртами. Их мечта – прибрести вечность, их ненасытные потребности должны обеспечивать роботы, которых не нужно кормить, одевать, предоставлять жилье. Люди все чаще сознают, что «стали винтиками бюрократической машины, и нашими мыслями, чувствами и вкусами манипулируют правительства, индустрия и находящиеся под их контролем средства массовой информации». Сохранение таких настроений и тенденций в обществе означает кризис первичных форм социальной организованности: семьи, рода, домена. В связи с высказанными соображениями уместен вопрос: какими станут человек, общество в будущем?
Важно признать, что современный экзистенциальный голод возник в связи с обострением глобальных проблем современности (антропогенные и техногенные процессы, опасность возникновения ядерной войны, террористические акции, ресурсная недостаточность, демографический взрыв, энергетический кризис и др.). Это следствие беспечной, чаще всего неразумной деятельности человека, все дальше удаляющегося от своей подлинной сущности, духовно-нравственной основы, единства с природой.
Как никогда обострился вопрос: как продолжить естественное развитие человеческого рода, преодолеть экзистенциальный голод, кризис культурных ориентиров общества, современное информационно-технологическое стремление к замене человека «киборгом». Экзистенциальный голод – прямое следствие не только кризиса культуры, человеческой гордыни, но и глобальных проблем, порожденных человеческой алчностью, авторитаризмом, стремлением возвыситься над людьми и природой.
В сохранении рода человеческого в его историческом становлении и развитии, как нам представляется, велика роль нравственных и гуманистических тенденций, широко прописанных в религиозных системах. Многие экзистенциальные мотивы существования человека, его взаимоотношения с Богом вербализованы, благодаря деятельности пророков, великих моралистов, распространявших ту или иную религию. И было бы далеко не бесполезно, осуществив их синтез, огласить их в общечеловеческом документе – Декларации.
Вахит Акаев, д.ф.н. профессор

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

 

 

Чеченская республика СЕГОДНЯ

  • Национальный колорит и рев моторов, музыка и скрежет металла - сегодня в старинном городке Шири-корта Шалинского района члены регионального отделения "Ночные волки" Грозный торжественно открыли мотосезон - 2017. На главное событие весны съехались мотоциклисты разных отделений и клубов со всей России. До начала участники открытия мотосезона собрались в Грозном, после чего колонна выехала в Шири-корт, где гостей и участников ждала официальная часть и яркая развлекательная программа. О начале открытия мотосезона - 2017 объявил президент "Ночные волки" Грозный Альви Мутаев (Мула). - Для меня очень приятно, что открытие мотосезона прошло в Шалинском районе, так как я тоже являюсь членом Регионального отделения мотоклуба "Ночные волки"! Поздравляю с официальным открытием мотосезона 2017 года, – отметил, обращаясь к присутствующим, Помощник Главы ЧР, Глава администрации Шалинского муниципального района Турпал-Али Ибрагимов. После завершения официальной части началась развлекательная программа - звезды Чеченской эстрады и районный детский ансамбль танца "Аьрзу" подготовили зажигательные танцы и песни для всех присутствующих. Завершилось мероприятие праздничным обедом, на котором гости смогли попробовать чеченскую национальную кухню. www.ChechnyaTODAY.com

  • В матче двадцать шес­того тура чемпионата России по футболу грозненский «Терек» одержал победу над екатеринбургским «Ура­лом». Встреча прох­одила на стадионе «Ахмат-Арена». Победа грозненской команды была блестящ­ей. Хозяева поля раз­громили гостей со сч­етом 5:2. Это был захватывающий футбольный поединок, в котор­ом чеченская команда была на голову сильнее команды из сто­лицы Урала. В начале игры “Урал” активно атаковал ворота “Терека” и на 21-й минуте Роман Па­влюченко вывел екате­ринбургскую команду вперёд. Но, но вскоре Аблайе Мбенге прин­ял мяч на грудь, раз­вернулся с ним и вко­лотил его в ворота гос­тей, а в середине вт­орого тайма оформил дубль. Ещё по одному голу в составе гроз­ненской команды на свой счёт записали За­ур Садаев, Игорь Леб­еденко и Милад Мохам­мади. Второй мяч в ворота хозяев поля забил Эдгар Манучарян. На данный момент «Тере­к» имеет 39 очков и занимает пятое место в турнирной таблице, «Урал», соответственно, с 29-ю очками занимает 11 место. www.ChechnyaTODAY.com

  • В Национальной библиотеке им.А.А.Айдамирова завтра состоится Региональная детско-юношеская научно-практическая конференция #ДетиБудущееНации, которое проводится в рамках проекта «Растем вместе». Организаторами мероприятия является молодежное общественно-патриотическое движение «АХМАТ».  К участию в работе конференции приглашаются: дошкольники и школьники Чеченской Республики. - Уникальность мероприятия состоит в том, что все дети и подростки, выступившие с докладами, получат Дипломы Лауреатов, а все дети и подростки, просто посетившие это мероприятие – Сертификаты Участников, в целях их дальнейшей мотивации, - отмечают организаторы мероприятия. Партнеры конференции: ЧГТРК «Грозный», ИА «Чеченская Республика Сегодня», студия по робототехнике «Робоцентр», школа искусств «Арт-студия», центр развития детей «Ucmas» в Грозном, центр раннего развития «Мир ребенка», ресторан японской кухни «БанZай», кондитерская «Shantil», кондитерская «Полезные конфеты», ТД «Ясин», АПХ «Лидер-А», книжные интернет-магазины «Mylovebook95» и «Happybook95», книжная лавка «Jeanne books», РА «Diamant», графический дизайнер «Cometa_desigh», студии праздников «BabySmile95» и «BabyRoom», халяль органическая косметика «Rais». www.ChechnyaTODAY.com Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Чеченская Республика Сегодня" обязательна.

  • В высокогорном селе Беной Ножай-Юртовского района появится новый детский оздоровительный комплекс. Об этом на своей официальной странице в Instagram сообщил Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров.«Здесь будут одновременно отдыхать более 200 детей. Очень важно, что более двухсот человек смогут трудоустроиться. Накануне проверил ход строительства. Убедился, что объект обеспечен всем необходимым стройматериалом. Также начата прокладка подъездной дороги к лагерю. В ходе инспекции я проверил и ее качество. Поручил вице-премьеру - министру автомобильных дорог ЧР Абубакару Тумхаджиеву начать строительство дополнительной дороги к лагерю из села Гендарган. Это позволит значительно улучшить подъездные коммуникации к новому объекту», - написал он.Глава республики также добавил, что вокруг оздоровительного лагеря расположатся футбольное поле, баскетбольная и волейбольная площадки, теннисный корт. www.ChechnyaTODAY.com

  • Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров проинспектировал строительство новой дороги, которая соединит Ножай-Юртовский и Веденский районы. По его словам, новая магистраль имеет для региона большое значение.«Сегодня на стыке Ножай-Юртовского и Веденского районов я ознакомился с ходом строительства новой дороги и моста, которые имеют для экономики и развития туризма в Чечне колоссальное значение! Мост возводится через реку Ясси между селами Беной и Беной-Ведено на дороге, которую мы впервые прокладываем в сторону Дарго Веденского района. Далее она позволит закольцевать трассу до озера Кезеной-Ам и соединиться с дорогой, ведущей в Грозный через Ведено. Маршрут из Ножай-Юртовского района до туркомплекса Кезеной-Ам сокращается почти на 130 км. Жители Ботлихского района Дагестана получают возможность доехать до Хасав-Юрта, сократив путь почти в два раза. Также появляется возможность доехать из Грозного до Беноя через Ведено. Это тоже короткий путь», - написал Р. Кадыров на своей странице в Instagram.Глава республики также отметил, что запуск моста и дороги позволит ускорить развитие села Дарго, которое до сих пор оставалось тупиковым населенным пунктом. По его словам, финансирует строительство объектов Региональный общественный фонд имени Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова.«По моему поручению персонально отвечает за реализацию проекта помощник Главы ЧР, дорогой брат Ахмад Хататаев. Новый мост через реку Ясси имеет длину около 70 метров. Ширина - 13 метров. Строителям пришлось восстанавливать не только дорожное покрытие, пострадавшее от оползней, но и укреплять его специальными подпорными сооружениями. Принятые меры позволяют строить дорогу с соблюдением норм качества и безопасности. За это благодарен заместителю Председателя Правительства - министру автомобильных дорог ЧР Абубакару Тумхаджиеву, помощнику Главы ЧР Ахмаду Хататаеву и всем, кто трудится на этих важнейших объектах! Совсем скоро впервые в истории мы откроем движение на этой важнейшей дороге Чеченской Республики», - написал Р. Кадыров. www.ChechnyaTODAY.com

<< < Май 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 24 25 26
27 28 29 30 31