Курсы валют USD/RUB 57.5706 EURO/RUB 67.9333

Главная

Экзистенциальный голод как кризис культуры

Нынешние экзистенциальные проблемы также актуальны, как и в начале ХХ века и во многом детерминируются столкновением цивилизаций, общественных систем, идей, культур, мировоззрений. То, что современный человек испытывает состояние страха, тревоги и отчаяния, все меньше ощущает себя свободным, все больше чувствует заброшенным, – очевидные истины. 
Мартин Хайдеггер в своей работе «Время и бытие» пишет, что люди пытаются избегать мысли о смерти, смерть их как бы не касается, она где-то в далеком будущем, и, возможно, ее удастся как-нибудь избежать. Тем не менее, «никто за тебя умирать не будет, умрешь ты сам, и, умирая, останешься один на один со смертью». По его мнению, и жить за тебя никто не будет, ты должен жить сам, и только твоя жизнь, твое существование будет подлинно человеческим. Но жить можно по-разному: предаваясь удовольствиям, прожигая жизнь, или же достойно, созидая, творя, продуцируя духовно-культурные ценности, готовя интеллектуальную, креативную смену.
Проблема взаимосвязи жизни и смерти не осталась в прошлом, она в нашем современном бытии и всегда останется ядровой в культуре, пока живет человек с его драмами, коллизиями, трагедиями, нацеленностью на счастье, поисками путей преодоления страданий. «Только человек экзистирует», – утверждает М.Хайдеггер. Поясняя это, он пишет, что «человек есть то сущее, чье бытие отмечено открытым стоянием внутри непотаенности бытия, отличительно благодаря бытию, отличено в бытии».
Человеческое экзистирование усиливается, углубляется в условиях кризиса культуры, что хорошо видно на примере двух мировых войн на Западе, повлекших за собой геноцид народов, репрессии, насилие, жестокость, региональные конфликты, терроризм, нетерпимость и пр. Это четко просматривается и сегодня, когда осуществляются бессмысленные террористические акты, осуществляется так называемая мировая контртеррористическая операция не столько против настоящих террористов, сколько против простых жителей мусульманских стран, жизнь которых – вечное преодоление страданий, на которые их обрекли колонизаторы.
Современная западная культура, создавая новый мир, основанный на рациональных ценностях, современном научно-техническом прогрессе, информационных технологиях, породила конфликт между разумом и человеческой экзистенциальной сущностью. Как отмечает К.Ясперс, «исторически сложившиеся культуры отрываются от своих корней и устремляются в мир технически оснащенной экономики, в пустую интеллигентность». Одновременно Э.Фромм пишет о «мощной коллективной форме современного идолопоклонства, проявляющегося в поклонении силе, успеху и власти рынка». Все больше происходит редукция социально и духовно значимых ценностей к материальному потреблению. Между тем, это уводит человека от своей трансцендентной основы гуманизма, нравственной сущности, порождая при этом экзистенциальный голод общества.
Формами проявления такого голода являются страх смерти, страх изменений (инновационное сопротивление), ощущение бессмысленности существования, синдром хронической усталости. Эти экзистенциальные тенденции все нарастают в обществе. Человек позабыл мудрые советы Эпикура о том, что смерть не имеет к нам никакого отношения и нужно быть свободным от страха. Мусульманский пророк Мухаммад высказывал не менее мудрое, парадоксальное утверждение: «Не бойся смерти и живи так, как будто никогда не умрешь. Готовься к смерти в каждый миг времени».
Сегодня фундаментальные основы бытия – смысл жизни, любовь, милосердие, нравственное, духовное совершенствование, поиски социальной справедливости, жизнь по совести – человеком, обществом утрачиваются. Современное индустриальное общество предопределило следующие основные психологические посылки: первое, целью жизни является счастье, получаемое максимальным удовлетворением любого желания личности (радикальный гедонизм); второе, чтобы нормально функционировать, эта система с необходимостью порождает эгоизм, себялюбие и алчность, а последние, якобы, ведут к гармонии и миру.
Разве радикальный гедонизм, алчность позволяют приобрести счастье, достигнуть гармонии человека, общества с природой? Нет, конечно. Это путь разрушения, в том числе саморазложения, самоуничтожения, он не приемлем ни для человека, ни для народов. Он осуждаем христианством и исламом. История культуры знает пример такого самоуничтожения, деконструкции человека, личности. Так, незабвенной памяти Ю.Жданов опубликовал примечательную статью «Комплекс Эрисихтона». Она посвящена анализу человеческой алчности, беспредельного гедонизма, являющегося следствием нарушения нравственного табу, ярким примером психо-физиологический невоздержанности. Мелкий фессалийский царек Эрисихтон, начав вырубку священной рощи, почитаемой народом, был проклят богиней Деметрой за святотатство и поражен недугом, имя которому беспредельное обжорство. Он не мог утолить свой голод. Все, что ему давали, он поглощал, но не мог наесться. Дело дошло до того, что он съедал деревья, землю и рвал зубами части своего тела. Такова страшная погибель обезумевшего от голода человека.
Этот миф имеет глубокий нравственно-экологический смысл. Думается, в нем заложено предостережение человеку, людям: не смейте нарушать табу, относящийся к роще (ибо она для человека священна, дает прохладу, воду, кислород, пропитание, успокаивает нервы, лечит психику и пр.). На бездумную и хищническую деятельность табу накладывает и религия мусульман.
Тем не менее, безжалостно уничтожается множество «священных рощ», вырубаются леса на огромных просторах в поймах реки Амазонка – своеобразных легких Земли-матушки. Нет сомнения в том, что продолжение этого «святотатства» неминуемо отразится на экзистенциальном состоянии людей, как наказание за их ненасытное «обжорство».
Сегодня на смену коренным экзистенциальным проблемам, представляющим собой основу бытия нравственного, духовного, разумного человека, приходят ритуал, маскарад, карнавал, шоу, упрощения, формализующие общение человека с Богом, между людьми. Через эти формы общения удовлетворяются не столько глубинные экзистенциальные потребности, сколько сиюминутные эстетические представления.
Шоу, карнавал организовываются масштабно и транслируются СМИ на весь мир. Обеспечиваются всевозможные меры безопасности организаторов и участников зрелища. В это зрелище вовлекается большое количество людей, которые часто оказываются и лишними. Между тем, шоу всегда таит в себе опасность насилия, деморализации, деэкзистенциализации человека и общества.
Кланы, достигшие гигантских богатств далеко не праведными делами, задумываются о своем бессмертии, продлении жизни, стремясь при этом использовать современный прогресс, нанотехнологии. Кстати, в этом направлении ведутся исследования и часто их спонсорами становятся «сильные мира сего», мечтающие быть «сверхчеловеками». Коренные проблемы экзистенции – жить достойно и достойно уйти из жизни – эти силы хотят
решить по-иному.
Они желают обеспечить себе бессмертие, но сохранив при этом конечность жизни другим, кого считают неудачниками, лишними ртами. Их мечта – прибрести вечность, их ненасытные потребности должны обеспечивать роботы, которых не нужно кормить, одевать, предоставлять жилье. Люди все чаще сознают, что «стали винтиками бюрократической машины, и нашими мыслями, чувствами и вкусами манипулируют правительства, индустрия и находящиеся под их контролем средства массовой информации». Сохранение таких настроений и тенденций в обществе означает кризис первичных форм социальной организованности: семьи, рода, домена. В связи с высказанными соображениями уместен вопрос: какими станут человек, общество в будущем?
Важно признать, что современный экзистенциальный голод возник в связи с обострением глобальных проблем современности (антропогенные и техногенные процессы, опасность возникновения ядерной войны, террористические акции, ресурсная недостаточность, демографический взрыв, энергетический кризис и др.). Это следствие беспечной, чаще всего неразумной деятельности человека, все дальше удаляющегося от своей подлинной сущности, духовно-нравственной основы, единства с природой.
Как никогда обострился вопрос: как продолжить естественное развитие человеческого рода, преодолеть экзистенциальный голод, кризис культурных ориентиров общества, современное информационно-технологическое стремление к замене человека «киборгом». Экзистенциальный голод – прямое следствие не только кризиса культуры, человеческой гордыни, но и глобальных проблем, порожденных человеческой алчностью, авторитаризмом, стремлением возвыситься над людьми и природой.
В сохранении рода человеческого в его историческом становлении и развитии, как нам представляется, велика роль нравственных и гуманистических тенденций, широко прописанных в религиозных системах. Многие экзистенциальные мотивы существования человека, его взаимоотношения с Богом вербализованы, благодаря деятельности пророков, великих моралистов, распространявших ту или иную религию. И было бы далеко не бесполезно, осуществив их синтез, огласить их в общечеловеческом документе – Декларации.
Вахит Акаев, д.ф.н. профессор

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

 

 

 

Чеченская республика СЕГОДНЯ

  • Сегодня Рамзан Кадыров посетил строительную площадку центральной мечети, рассчитанной на двадцать тысяч человек в Шали. -Увиденная картина меня очень обрадовала. Работы приближаются к логическому концу. Специалисты занимаются внешней и внутренней отделкой. Они трудятся со строгим соблюдением двух главных требований - высоких темпов и качества. По воле Всевышнего, мы планируем уже в следующем году, ввести объект в эксплуатацию,- сообщил о ходе строительства он. Р.Кадыров выразил уверенность ,что мечеть станет одной из самых величественных и прекрасных в мире и будет не только гордостью Чечни, но и всей России. - Святыня входит в архитектурный ансамбль застройки центральной части Шали, вместе с комплексом высотных зданий «Шали-Сити». Я искренне благодарен дорогому БРАТУ, председателю Комитета Правительства ЧР по туризму Амруди Эдильгириеву, курирующему строительство мечети. Рядом готовы к сдаче в эксплуатацию пять высотных зданий - четыре жилых дома, а также высотное здание для администрации, ТРЦ, отелей, ресторанов и кафе. Шали коренным образом преображается, за что благодарен дорогому БРАТУ, Главе администрации района Турпал-Али Ибрагимову,- сказал Глава.  www.ChechnyaTODAY.com

  • Глава ЧР Рамзан Кадыров провел первую рабочую встречу с новым министром труда, занятости и социального развития ЧР Усманом Башировым. - Усман Цокаевич более пятнадцати лет работает в системе социальной защиты населения. За это время он зарекомендовал себя как исключительно трудолюбивый и исполнительный управленец. Теперь он возглавил одно из самых больших и ответственных министерств республики. Ему предстоит выполнить большой фронт работы, от которой зависит качество и темпы выполнения комплекса социальных обязательств,- отметил он. В ходе встречи Усман Баширов доложил Главе ЧР, что в Минтруде проводятся ряд кадровых и структурных изменений,которые направлены на повышение эффективности ведомства. Министр также рассказал о подготовке к открытию нескольких важнейших соцобъектов – Специализированного центра для детей с особыми потребностями, Оздоровительного детского лагеря «Горный Беной» и Ножай-Юртовского реабилитационного центра для несовершеннолетних. - Я подчеркнул, что от усердия всех работников соцблока зависят качество и темпы выполнения комплекса социальных обязательств и настроение в нашем обществе. Порекомендовал проводить мониторинг деятельности подведомственных учреждений, выявляя проблемные вопросы и точки развития. Я поручил подготовить и представить перечень предложений по улучшению деятельности Минтруда,- сообщил Глава Чечни в своём аккаунте Инстаграм.   www.ChechnyaTODAY.com

  • Глава Чечни сообщил эту информацию с пометкой “срочная и приятная новость”. - Мой представитель в странах Ближнего Востока и Северной Африки Зияд Сабсаби в четверг вечером разыскал в горячих точках Сирии 15 граждан России и на военном самолёте ВКС России вывез их на территорию, подконтрольную сирийским властям. Среди освобождённых уроженка Чечни Роза Юшаева и её четыре сына - Алекс, Кант, Таг, Бадр в возрасте от одного до семи лет. Также доставлены в безопасное место три уроженки Дагестана и семеро их детей. Это Замидат Абакарова и её дети Айна, Хузейфа, Марьям от одного до десяти лет. В группе освобождённых Муслимат Курбарова и её трехмесячная дочь Алия, Наида Шайхахмедова и её дети Аскар и Раксана в возрасте от 1 до 2 лет. Возвращается и Мухаммад Нурмагомедов (10 лет). Выражаю благодарность за поддержку в решении данного вопроса министра обороны РФ Сергея Шойгу и начальника Генштаба ВС РФ Валерия Герасимова,- сообщил Р.Кадыров. Он также выразил блантдарность “дорогому БРАТУ Зияду Сабсаби, который днём и ночью трудится, выполняя поручение по спасению граждан России”. www.ChechnyaTODAY.com

  • Глава Чечни сообщил эту информацию с пометкой “срочная и приятная новость”. - Мой представитель в странах Ближнего Востока и Северной Африки Зияд Сабсаби в четверг вечером разыскал в горячих точках Сирии 15 граждан России и на военном самолёте ВКС России вывез их на территорию, подконтрольную сирийским властям. Среди освобождённых уроженка Чечни Роза Юшаева и её четыре сына - Алекс, Кант, Таг, Бадр в возрасте от одного до семи лет. Также доставлены в безопасное место три уроженки Дагестана и семеро их детей. Это Замидат Абакарова и её дети Айна, Хузейфа, Марьям от одного до десяти лет. В группе освобождённых Муслимат Курбарова и её трехмесячная дочь Алия, Наида Шайхахмедова и её дети Аскар и Раксана в возрасте от 1 до 2 лет. Возвращается и Мухаммад Нурмагомедов (10 лет). Выражаю благодарность за поддержку в решении данного вопроса министра обороны РФ Сергея Шойгу и начальника Генштаба ВС РФ Валерия Герасимова,- сообщил Р.Кадыров. Он также выразил блантдарность “дорогому БРАТУ Зияду Сабсаби, который днём и ночью трудится, выполняя поручение по спасению граждан России”. www.ChechnyaTODAY.comГлава ЧР Рамзан Кадыров провёл совещание с руководством, директорами департаментов и начальниками управлений Администрации Главы и Правительства ЧР. – Я подчеркнул необходимость разработки нового механизма работы, который повысит качество и оперативность выполнения административных функций. Для этого все полномочия у нового Руководителя Администрации Абдулкахир Израйилова имеются. Он с первых дней работает в команде Первого Президента ЧР, Героя России Ахмат-Хаджи Кадырова, занимал различные ответственные должности, зарекомендовал себя как грамотный и ответственный специалист. Наша главная задача - обеспечение и создание благоприятных условий для жизни населения республики. Для этого необходимо работать, как единый, хорошо отлаженный механизм,- сказал Р.Кадыров. Глава региона поставил перед новым руководителем задачу разработать и реализовать меры, которые выведут работу Администрации Главы и Правительства ЧР на более высокий уровень и взял выполнение этой задачи под свой контроль.  www.ChechnyaTODAY.com

  • Председатель Парламента ЧР Магомед Даудов в своем аккаунте Инстаграм поделился впечатлениями от поездки в Узбекистан. - Завершился визит чеченской делегации под руководством Главы Чеченской Республики, Героя России РАМЗАНА АХМАТОВИЧА КАДЫРОВА в Узбекистан. Для меня, как для члена Команды КАДЫРОВА, было очень важно посетить места, где в своё время учился Первый Президент Чеченской Республики, Герой России АХМАТ-ХАДЖИ КАДЫРОВ (ДАЛА гIазот къобалдойла цуьнан), встретиться с людьми, с которыми наш национальный лидер постигал религию. Я безмерно благодарен своему дорогому БРАТУ РАМЗАНУ АХМАТОВИЧУ, воплотившему эту мечту в реальность! ДЕЛА реза хуьлда хьуна, лараме ВАША,- написал он. Даудов рассказал,  что в братском Узбекистане свято чтут память АХМАТ-ХАДЖИ, хорошо знают про его героический подвиг по спасению своего народа от полного уничтожения и сохранению целостности своего Отечества. - От добрых слов, сказанных в адрес АХМАТ-ХАДЖИ официальными лицами, представителями духовенства и простыми гражданами Узбекистана, переполняло чувством гордости за своего лидера. Мы посетили Исламский институт имени имама Аль-Бухари, почтили память первого учителя АХМАТ-ХАДЖИ, ректора института, выдающегося учёного-богослова Шейха Мухаммада Юсуфа, посетив его могилу, совершили молитву в мечети комплекса Хазрати-имам. Рабочая поездка, в ходе которой мы также ознакомились с деятельностью крупнейших предприятий, провели встречи с официальными лицами страны, получилась весьма продуктивной. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев радушно встретил нас . Мы обсудили целый ряд вопросов, имеющих важное значение для укрепления связей между Узбекистаном и Чеченской Республикой в сфере экономики, социальной и инвестиционной политики, культуры и спорта,- рассказал Магомед Даудов. www.ChechnyaTODAY.com

<< < Май 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 24 25 26
27 28 29 30 31