Курсы валют USD/RUB 57.6360 EURO/RUB 62.2699

Главная

Экзистенциальный голод как кризис культуры

Нынешние экзистенциальные проблемы также актуальны, как и в начале ХХ века и во многом детерминируются столкновением цивилизаций, общественных систем, идей, культур, мировоззрений. То, что современный человек испытывает состояние страха, тревоги и отчаяния, все меньше ощущает себя свободным, все больше чувствует заброшенным, – очевидные истины. 
Мартин Хайдеггер в своей работе «Время и бытие» пишет, что люди пытаются избегать мысли о смерти, смерть их как бы не касается, она где-то в далеком будущем, и, возможно, ее удастся как-нибудь избежать. Тем не менее, «никто за тебя умирать не будет, умрешь ты сам, и, умирая, останешься один на один со смертью». По его мнению, и жить за тебя никто не будет, ты должен жить сам, и только твоя жизнь, твое существование будет подлинно человеческим. Но жить можно по-разному: предаваясь удовольствиям, прожигая жизнь, или же достойно, созидая, творя, продуцируя духовно-культурные ценности, готовя интеллектуальную, креативную смену.
Проблема взаимосвязи жизни и смерти не осталась в прошлом, она в нашем современном бытии и всегда останется ядровой в культуре, пока живет человек с его драмами, коллизиями, трагедиями, нацеленностью на счастье, поисками путей преодоления страданий. «Только человек экзистирует», – утверждает М.Хайдеггер. Поясняя это, он пишет, что «человек есть то сущее, чье бытие отмечено открытым стоянием внутри непотаенности бытия, отличительно благодаря бытию, отличено в бытии».
Человеческое экзистирование усиливается, углубляется в условиях кризиса культуры, что хорошо видно на примере двух мировых войн на Западе, повлекших за собой геноцид народов, репрессии, насилие, жестокость, региональные конфликты, терроризм, нетерпимость и пр. Это четко просматривается и сегодня, когда осуществляются бессмысленные террористические акты, осуществляется так называемая мировая контртеррористическая операция не столько против настоящих террористов, сколько против простых жителей мусульманских стран, жизнь которых – вечное преодоление страданий, на которые их обрекли колонизаторы.
Современная западная культура, создавая новый мир, основанный на рациональных ценностях, современном научно-техническом прогрессе, информационных технологиях, породила конфликт между разумом и человеческой экзистенциальной сущностью. Как отмечает К.Ясперс, «исторически сложившиеся культуры отрываются от своих корней и устремляются в мир технически оснащенной экономики, в пустую интеллигентность». Одновременно Э.Фромм пишет о «мощной коллективной форме современного идолопоклонства, проявляющегося в поклонении силе, успеху и власти рынка». Все больше происходит редукция социально и духовно значимых ценностей к материальному потреблению. Между тем, это уводит человека от своей трансцендентной основы гуманизма, нравственной сущности, порождая при этом экзистенциальный голод общества.
Формами проявления такого голода являются страх смерти, страх изменений (инновационное сопротивление), ощущение бессмысленности существования, синдром хронической усталости. Эти экзистенциальные тенденции все нарастают в обществе. Человек позабыл мудрые советы Эпикура о том, что смерть не имеет к нам никакого отношения и нужно быть свободным от страха. Мусульманский пророк Мухаммад высказывал не менее мудрое, парадоксальное утверждение: «Не бойся смерти и живи так, как будто никогда не умрешь. Готовься к смерти в каждый миг времени».
Сегодня фундаментальные основы бытия – смысл жизни, любовь, милосердие, нравственное, духовное совершенствование, поиски социальной справедливости, жизнь по совести – человеком, обществом утрачиваются. Современное индустриальное общество предопределило следующие основные психологические посылки: первое, целью жизни является счастье, получаемое максимальным удовлетворением любого желания личности (радикальный гедонизм); второе, чтобы нормально функционировать, эта система с необходимостью порождает эгоизм, себялюбие и алчность, а последние, якобы, ведут к гармонии и миру.
Разве радикальный гедонизм, алчность позволяют приобрести счастье, достигнуть гармонии человека, общества с природой? Нет, конечно. Это путь разрушения, в том числе саморазложения, самоуничтожения, он не приемлем ни для человека, ни для народов. Он осуждаем христианством и исламом. История культуры знает пример такого самоуничтожения, деконструкции человека, личности. Так, незабвенной памяти Ю.Жданов опубликовал примечательную статью «Комплекс Эрисихтона». Она посвящена анализу человеческой алчности, беспредельного гедонизма, являющегося следствием нарушения нравственного табу, ярким примером психо-физиологический невоздержанности. Мелкий фессалийский царек Эрисихтон, начав вырубку священной рощи, почитаемой народом, был проклят богиней Деметрой за святотатство и поражен недугом, имя которому беспредельное обжорство. Он не мог утолить свой голод. Все, что ему давали, он поглощал, но не мог наесться. Дело дошло до того, что он съедал деревья, землю и рвал зубами части своего тела. Такова страшная погибель обезумевшего от голода человека.
Этот миф имеет глубокий нравственно-экологический смысл. Думается, в нем заложено предостережение человеку, людям: не смейте нарушать табу, относящийся к роще (ибо она для человека священна, дает прохладу, воду, кислород, пропитание, успокаивает нервы, лечит психику и пр.). На бездумную и хищническую деятельность табу накладывает и религия мусульман.
Тем не менее, безжалостно уничтожается множество «священных рощ», вырубаются леса на огромных просторах в поймах реки Амазонка – своеобразных легких Земли-матушки. Нет сомнения в том, что продолжение этого «святотатства» неминуемо отразится на экзистенциальном состоянии людей, как наказание за их ненасытное «обжорство».
Сегодня на смену коренным экзистенциальным проблемам, представляющим собой основу бытия нравственного, духовного, разумного человека, приходят ритуал, маскарад, карнавал, шоу, упрощения, формализующие общение человека с Богом, между людьми. Через эти формы общения удовлетворяются не столько глубинные экзистенциальные потребности, сколько сиюминутные эстетические представления.
Шоу, карнавал организовываются масштабно и транслируются СМИ на весь мир. Обеспечиваются всевозможные меры безопасности организаторов и участников зрелища. В это зрелище вовлекается большое количество людей, которые часто оказываются и лишними. Между тем, шоу всегда таит в себе опасность насилия, деморализации, деэкзистенциализации человека и общества.
Кланы, достигшие гигантских богатств далеко не праведными делами, задумываются о своем бессмертии, продлении жизни, стремясь при этом использовать современный прогресс, нанотехнологии. Кстати, в этом направлении ведутся исследования и часто их спонсорами становятся «сильные мира сего», мечтающие быть «сверхчеловеками». Коренные проблемы экзистенции – жить достойно и достойно уйти из жизни – эти силы хотят
решить по-иному.
Они желают обеспечить себе бессмертие, но сохранив при этом конечность жизни другим, кого считают неудачниками, лишними ртами. Их мечта – прибрести вечность, их ненасытные потребности должны обеспечивать роботы, которых не нужно кормить, одевать, предоставлять жилье. Люди все чаще сознают, что «стали винтиками бюрократической машины, и нашими мыслями, чувствами и вкусами манипулируют правительства, индустрия и находящиеся под их контролем средства массовой информации». Сохранение таких настроений и тенденций в обществе означает кризис первичных форм социальной организованности: семьи, рода, домена. В связи с высказанными соображениями уместен вопрос: какими станут человек, общество в будущем?
Важно признать, что современный экзистенциальный голод возник в связи с обострением глобальных проблем современности (антропогенные и техногенные процессы, опасность возникновения ядерной войны, террористические акции, ресурсная недостаточность, демографический взрыв, энергетический кризис и др.). Это следствие беспечной, чаще всего неразумной деятельности человека, все дальше удаляющегося от своей подлинной сущности, духовно-нравственной основы, единства с природой.
Как никогда обострился вопрос: как продолжить естественное развитие человеческого рода, преодолеть экзистенциальный голод, кризис культурных ориентиров общества, современное информационно-технологическое стремление к замене человека «киборгом». Экзистенциальный голод – прямое следствие не только кризиса культуры, человеческой гордыни, но и глобальных проблем, порожденных человеческой алчностью, авторитаризмом, стремлением возвыситься над людьми и природой.
В сохранении рода человеческого в его историческом становлении и развитии, как нам представляется, велика роль нравственных и гуманистических тенденций, широко прописанных в религиозных системах. Многие экзистенциальные мотивы существования человека, его взаимоотношения с Богом вербализованы, благодаря деятельности пророков, великих моралистов, распространявших ту или иную религию. И было бы далеко не бесполезно, осуществив их синтез, огласить их в общечеловеческом документе – Декларации.
Вахит Акаев, д.ф.н. профессор

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

 

Чеченская республика СЕГОДНЯ

  • Начиная с 90-х годов ЧР выпала фактически из правового поля. Речь даже не идёт о правовом поле России, элементарно - из норм общепринятых в юридической практике. Носящиеся идеей независимости придумывали всевозможные законы, оправдывающие правовой хаос. И чем красивее выглядели их законы, тем дальше они были от чаяний народа и реальности. За красивым фасадом высказываний о строительстве независимого государства стояли узкополитические интересы кланов, пришедших к власти незаконным путём, и их материальные интересы. Политический раздрай, напрямую влиявший на состояние де-юре республики всё глубже отражался крайне негативно на жизни людей. В ситуация, где каждый гражданин был предоставлен сам себе, а власть лишь занималась собой и представляла из себя сборище дерущихся кланов, говорить о каких бы то ни было перспективах мирной жизни и сосуществования политических групп не приходилось. Это путь, что был пройден Чеченской Республикой в 90-е годы. Наша республика тогда, если можно так выразиться, прошла жесточайший экзамен на политическую зрелость, что опосредованно отразилось в повышении гражданского самосознания. Нация нашла в себе силы поверить новой власти, и в ней нашлись те, кто взял на себя всю полноту политической и исторической ответственности. Именно отсутствие таковых и превращение политики в настоящий базар привела прежнюю республику в плачевное состояние. Как бесхозное добро, прежде, в годы лихолетья, она гробилась под ударами политиканствующих и криминальных разборок. Насаждаемый хаос, вот от чего, в первую очередь, избавилась наша многострадальная республика, поверив новой власти. Этот шаг было очень трудно сделать, так как годы беззакония выработали у граждан вполне объяснимый скепсис, недоверие, особенно, к тем, кто шёл к власти. От лозунга «…если волк – дери!» к «Да восторжествует справедливость!» наша республика прошла, хоть и небольшой исторический отрезок, но крайне насыщенный на различного рода события. Чеченская Республика прошла трагический путь, и чтобы больше не было возврата к прошлому, тогда, 23 марта, была поставлена окончательная точка. Была принята Конституция, своеобразный паспорт, удостоверяющий личность, коллективное лицо в образе всей республики. Люди четырнадцать лет назад верно полагали, что идут на шаг, который призван определить дальнейшую судьбу всего народа. Никто не принуждал, делался осознанный выбор в пользу мира и отречения от хаоса и бандитизма. Война не приносит новых сыновей и дочерей, она забирает их…Несмотря на объективно негативные причины, российская власть пошла на большой риск: предоставить право голоса народу. Опасный как с точки зрения политической целесообразности, так и будущих перспектив Федерации. Ведь чеченцы могли сказать НЕТ... Да, она могла, не создавая почву для возможных негативных последствий, одним решением юридически решить вопрос легитимизации ЧР в рамках РФ. И вообще не начинать эту работу с референдума по чеченской конституции. Но власть решила спросить у народа. Тут как говорится, «пан, или пропал»! Сложно переоценить эффект от позитивных результатов референдума - 2003, как для власти, так и для народа. Судьбоносное решение народа всецело совпало с надеждами властей на то, чтобы их поддержали и поверили. И оно отразило одно важное явление – легитимизация государственного строительства республики. Она, как и де-юре, так и де-факто стала полноценным государственно-территориальным образованием в составе единой страны. Конечно, начало всему этому процессу положили два важнейших момента в новейшей истории Чечни. Это: 1. Решение Путина назначить А-Х. Кадырова главой Администрации ЧР. Указ был подписан 12 июня 2000 года. Известно, что ранее А-Х. Кадыров выступал за прямое президентское правление до выборов республиканского президента. Опираясь на это, федеральная власть вообще могла не идти по сложному пути (идея референдума), но она приняла эту идею, выдвинутую А-Х. Кадыровым. Этим судьбоносным предложением А-Х. Кадыров, фактически, принялся за строительство республики. И начать он решил с того, чтобы спросить у народа. Это – подлинно мужественное и, вместе с тем, ответственейшее решение.2. Прошедший в Гудермесе 11 декабря 2002 года по инициативе главы чеченской Администрации А-Х. Кадырова Съезд чеченского народа. На нём прозвучал призыв к разработке республиканской конституции и формированию органов власти.Глава ЦИК ЧР Абдул-Керим Арсаханов тогда по итогам референдума заявил следующее: «За принятие Конституции проголосовали почти 96% избирателей из числа принявших участие в голосовании. Это - первый Основной Закон, принятый на референдуме за всю историю Чечни. Теперь необходимо принять исчерпывающие меры для того, чтобы не обмануть чаяния и надежды сотен тысяч жителей Чечни, которые в едином порыве приняли участие в референдуме и проголосовали за предложенный проект Конституции». По его же словам, тогда проголосовало 90% избирателей (510 тысяч человек). Конечно, такая огромная явка свидетельствовала о том, что республика сказала решительное "ДА" мирному процессу. Обладая здравым рассудком, а не склонностью к насилию, выражая миролюбие, а не зло, наши граждане откликнулись на призыв российских властей и сделали окончательный выбор. До референдума президент России Путин обратился к нашим гражданам: «Конституция, принятая народом - это основа политического урегулирования в Чечне. Ее принятие даст возможность избрать подлинно демократическую, опирающуюся на доверие людей власть». А был ли такой выбор у народа раньше, думается, ответ очевидный. Конечно, такого выбора не было. Ведь нация не может сознательно выбирать путь краха и самоуничтожения. Именно такое и было в году лихолетья. Если, конечно, она не заражена человеконенавистнической теорией по типу фашизма. Его не было в республике, был правовой хаос, опиравшийся на весьма популярный в 90-е годы, так называемый, «парад суверенитетов». Методика ельцинской власти, апробированная в борьбе против союзного государства, в первую очередь, на нашей республике. Мы должны это помнить, чтобы не повторять подобных ошибок. Ведь на кону судьба республики, жизнь каждого гражданина. Представляется, что всё-таки нация выработала иммунитет к разрушительным теориям, доказательством чего можно считать прошедший 23 марта 2003 года Всенародный референдум. www.ChechnyaTODAY.com

  • У главной мечети ЧР "Сердце Чечни" будет дан старт автопробегу, приуроченному ко Дню конституции ЧР. Организатором мероприятия выступила Администрация Главы и Правительства ЧР. Несмотря на дождливую погоду на площади им. А-Х. Кадырова с раннего утра людно. Здесь собрались представители министерств, ведомств, общественных и молодежных организаций, члены отделения "Ночные волки" Грозный, спортивных клубов, а также жители и гости чеченской столицы. В автопробеге примут участие 350 машин. Колонна начнет шествие во главе с министром ЧР по делам молодежи Исой Ибрагимовым. Собравшиеся приветствуют друг друга, а участники подготавливают транспорт к предстоящему автопробегу. Напомним, 23 марта - День Конституции ЧР. Вика Ханwww.ChechnyaTODAY.comВсе права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Чеченская Республика Сегодня" обязательна.

  • Уважаемый Рамзан Ахматович! Дорогие жители Чеченской Республики! От имени депутатов Парламента Чеченской Республики и от себя лично искренне поздравляю Вас с Днём Конституции Чеченской Республики! Этот праздник является одним из самых важных в новейшей истории чеченского народа, поскольку Конституция – самый главный правовой документ, определяющий смысл и содержание всех законов, по которым живет общество. 14 лет назад народ Чеченской Республики поддержал инициативу первого Президента ЧР, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова и единодушно проголосовал за предложенный им проект Конституции. Этот важный политический шаг привёл нас к миру и процветанию в составе многонациональной Российской Федерации. Необходимо отметить, что это был первый случай в истории, когда всенародный референдум определил будущее нашей республики. Первому Президенту ЧР, Герою России Ахмат-Хаджи Кадырову удалось заложить прочный фундамент для строительства мирной жизни, на котором Глава Чеченской Республики, Герой России Рамзан Ахматович Кадыров при поддержке федерального центра возродил разрушенные города и сёла, восстановил конституционные права граждан! Именно возвращение Чеченской Республики в правовое пространство Российской Федерации, а также огромные усилия Команды Кадырова по утверждению мирной жизни сыграли решающую роль в социально-экономическом развитии региона. Уважаемый Рамзан Ахматович! Дорогие друзья! От всей души поздравляю вас с Днём Конституции Чеченской Республики! Желаю вам крепкого здоровья, счастья и благополучия! С уважением, Председатель Парламента ЧР Магомед Даудовwww.ChechnyaTODAY.comВсе права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Чеченская Республика Сегодня" обязательна.

  •     Дорогие соотечественники! Поздравляю вас с Днем Конституции Чеченской Республики! 23 марта – особый день для народа Чеченской Республики. Четырнадцать лет назад состоялось судьбоносное событие – референдум и принятие Основного закона, открывшее новую страницу в истории многострадального чеченского народа. За чертой остались беды, страдания, войны, разруха, преследовавшие нас на протяжении многих веков. Измученная кровопролитными войнами и разгулом терроризма чеченская земля нуждалась в лидере, который положил бы конец царившим хаосу и беззаконию. Этим лидером стал первый Президент Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадыров, благодаря которому был нанесен сокрушительный удар по международному терроризму и религиозному экстремизму. Предложенный им вариант возрождения и развития республики нашел живой отклик в сердцах людей. Ахмат-Хаджи понимал, что без возврата в правовое поле России и обеспечения главенства закона невозможно было положить конец кровопролитию. Он инициировал референдум, на котором предлагалось принять Конституцию ЧР. Несмотря на звучавшие заявления о преждевременности такого шага, Ахмат-Хаджи свято верил в свой народ, его мудрость и благоразумие. И не ошибся. Подавляющее большинство граждан на всенародном референдуме выбрало жизнь в составе великой державы - России, проголосовав за принятие Основного закона ЧР. Этот факт дал старт прорыву, который сделала находящаяся в глубоком политическом и социально-экономическом кризисе республика. По прошествии стольких лет мы еще раз убеждаемся в том, что это было единственно правильное решение, которое способствовало устранению внутренних разногласий и объединению разрозненного общества, достижению мира, развитию экономики республики и росту уровня жизни ее граждан. Руководствуясь базовыми принципами Конституции РФ и ЧР, мы превратили наш край в один из самых безопасных и процветающих уголков страны. И впредь мы будем делать все от нас зависящее, чтобы сохранить мир на чеченской земле на многие века. Дорогие соотечественники! Я желаю вам крепкого здоровья, семейного благополучия и мирного неба над головой. С праздником! Глава Чеченской Республики Р. А. Кадыров Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Чеченская Республика Сегодня" обязательна.

  •   Коллекция Айшат Кадыровой вошла в пятёрку самых ярких брендов, участвовавших на Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Напомним, коллекция была представлена в рамках Недели моды в Москве 17 марта. Об этом сообщили на своей официальной странице в Инстаграм представители ДМ "Firdaws". Они процитировали слова редактора российского журнала Vogue Ольги Михайловской: "..продолжилось все элегантной, изящной одеждой в благородных оттенках изумрудно-зеленого, морского синего, дымчато-серого и нежнейших оттенках пудры. Большая часть коллекции была основана на традиционных формах национального костюма, стройный готический силуэт которого смотрится на удивление современно. Однако были и совсем нейтрально-европейские платья, закрытые и длинные, из тонкого кружева или мягкого шелка с вышивкой тон в тон." Мы же, в свою очередь, уверены, что этот яркий старт - начало большого дизайнерского будущего Айшат Рамзановны. Желаем ей больших свершений и неисчерпаемых сил для творчества! www.ChechnyaTODAY.com

<< < Май 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 24 25 26
27 28 29 30 31