Прощать – удел настоящего человека - Официальный сайт газеты "Столица ПЛЮС" - Чеченская Республика, город Грозный
Курсы валют USD/RUB 66.8932 EURO/RUB 76.0576

Прощать – удел настоящего человека

Вряд ли чеченцы сегодня смогут объяснить, когда в их обществе возникла кровная месть, и что способствовало укоренению у них данного института взаимоотношений.

 

Факт, что она возникла давно и служила идеальным инструментом в сдерживании преступности, способствовала организации гармоничного и жизнеспособного общества, хотя и стесненного природно-климатическими условиями и соседством с многочисленными племенами и цивилизациями, которые постоянно претендовали на территории, являющиеся воротами в Закавказье и на Ближний Восток.

Если кто-то считает, что кровная месть зарождается у народов, отличающихся кровожадностью, вечным желанием и стремлением кого-то убить и получить от этого удовольствие, то он глубоко ошибается. Кровная месть – неписаный закон, заставляющий преступника или «безбашенного» человека сто раз подумать, прежде чем нанести физический или моральный урон другому человеку. Неотвратимость наказания, восстановление сбалансированной справедливости (главный принцип кровной мести) отрицает срок давности, что тоже влияет на эффективность и оправданность системы.

Стоит подчеркнуть, что семьи, в чей дом пришла беда и необходимость отмщения, большей частью желали бы простить кровную месть, и к этому их призывает множество факторов: просьбы уважаемых авторитетных людей, религиозная составляющая общественного устройства, где прощение является богоугодным делом, и прочее. 

Как мы понимаем, человек и рад был бы простить своего кровника, но все дело в классификации преступления. Преднамеренное убийство (тем более с отягчающими обстоятельствами) вряд ли будет прощено.  В случае непреднамеренного убийства (или убийство по неосторожности) гораздо легче и быстрее удается достигнуть понимания. Но есть еще один вид конфликта, его можно назвать конфликт чести, где стечение обстоятельств сильнее личности.  К примеру, вы бросили неосторожное слово, оно было понято неправильно и повлекло за собой рукоприкладство. Получается, что ответ был неадекватным. Но акт уже совершен, честь задета, отступать некуда, хотя все и понимают, что в основе конфликта было недоразумение, но слова уже сказаны, поступки совершены. Подобные дела решаются очень долго и тяжело, и только послушание младших слову старшего помогает избежать большой крови.

Если говорить о самой процедуре кровной мести, то она, естественно, претерпела за последние сто лет изменения. Скажем, до депортации чеченцев в Среднюю Азию в 1944 году в качестве ответчика мог выступать любой представитель рода старше 15 лет и младше 70. Все отвечали за поступок своего кровного родственника, соответственно, все и следили за поведением друг друга, как говорится, «держа в стойле» каждого члена своего рода. Но после депортации эта система была разрушена, родственники не могли влиять на своих младших в силу того, что были разделены, жили в разных населенных пунктах, не имели возможности не только воспитывать подрастающее поколение в духе истинных обычаев и традиций, но и элементарно общаться. Вот тогда и было вынесено решение, что ответ по кровной мести будет держать именно тот, кто совершил преступление. После соответствующих процедур невиновные в крови освобождались  от мести и могли свободно перемещаться, но соблюдая особый этикет, призывающий не «мозолить» глаза кровникам и избегать прямых встреч с ними.

Сам кровник переставал бриться, стричься, отрекался от всех земных радостей и только тем и занимался, что прятался от своих мстителей. Его искали всеми доступными методами, в советские времена путем подкупа могли убить  даже и в тюрьме.

Однако само отмщение тоже имело свои правила, согласно которым нельзя лишать жизни спящего кровника, больного, лежащего в постели, во время совершения молитвы, в присутствии детей или в людном месте, нельзя стрелять (бить ножом) в спину, запрещается приводить приговор в исполнение в месяц рамадан. Тем более запрещалось надругательство над трупом и мародерство. Непозволительно пытаться свершить месть, если кровник находится в чужом доме, дабы не вовлечь хозяина дома и его родственников в свой конфликт, тем более, что хозяин дома обязан защитить гостя даже ценой своей жизни.

После свершившейся кровной мести о ней объявляется родственникам убитого, и с этого момента родственники уже не отягощены обязательствами перед кровниками – могут дальше жить полнокровной жизнью, конечно, горечь утраты будет присутствовать в их жизни. При этом свершившие месть теперь уже будут вести себя так, чтобы сторона убитого им человека не чувствовала себя ущемленной. Что это значит? Совершившие месть не должны торжествовать по поводу своей «победы», воспринимать сие действо как праздник – наоборот, для них лишение человека жизни тоже трагедия. Ни в коем случае сторона погибшего не должна почувствовать себя униженными и оскорбленными – они всего лишь люди, смирившиеся с правилами кровной мести, которая является законом для всех вне зависимости от материального положения. Градация по социальной иерархии в чеченском обществе отсутствовала всегда.

Обычно сторона, по вине которой погиб человек, покидала населенный пункт сразу после убийства в случае, если кровники проживали в одном селе.

Теперь мы понимаем, почему пострадавшей стороне хотелось простить кровника, если произошло непреднамеренное убийство и присутствовало полное раскаяние, появлялась возможность родственникам погибшего выйти из ситуации, сохранив лицо, с тем, чтобы никто не мог обвинить их и их потомков в трусости. Ведь после прощения они и сами были избавлены от необходимости жить в постоянном поиске и преследовании в то время, как их семьи страдают, приходя в экономический упадок. 

Обряд прощения совершается с привлечением множества людей с обеих сторон. На церемонию приходят уважаемые люди, пользующиеся авторитетом ученые-алимы. Те, кто просит прощения для виновного, ассоциируют себя причастными к преступлению и просят прощения, чем больше людей молят об освобождении от кровной мести, тем легче ее простить. 

Для проведения церемонии прощения люди собираются на центральной площади родового села убитого, здесь присутствуют практически все мужчины села. Оставив коней (машины) на окраине, сторонники виновного пешком приходят к потерпевшим, останавливаются на почтительном расстоянии и признают себя виновными, молят о снисхождении и прощении, говорят, что в знак уважения привезли с собой некую сумму денег, быка. После этого им позволяется подойти, сам виновник тоже среди них в длинном плаще, с надвинутым на лицо капюшоном. Старейшина, представитель стороны убитого, откидывает капюшон, что и является знаком прощения. Это очень волнительный момент, ведь прощающий дарит не только жизнь прощаемому, но и спокойствие, свободу, снимает, пожалуй, самый тяжкий груз с его плеч. Многие при этом плачут, особенно женщины.…

Деньги и быка принимают в очень редких случаях. Это может произойти, если у убитого остались малолетние дети, а в семье тяжелое материальное положение. В таком случае материальная поддержка может оказываться этой семье до достижения детьми совершеннолетнего возраста – 15 лет. 

В настоящее время в нашей республике работают «Примирительные комиссии», в которой состоят представители Духовного управления мусульман, общественных организаций. Благодаря им сотни семей обрели спокойствие, решили проблему кровной мести и зажили полноценной жизнью. 

Иса Закриев

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

 

 

 

 

 

 

<< < Июль 2018 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 27 28 29
30 31