Курсы валют USD/RUB 66.4725 EURO/RUB 77.7529

Вузы переходят на обучение по новым программам

В 2010 году вышел нормативный федеральный документ о переходе вузов на новые общеобразовательные программы обучения (ОПО). В связи этим прежние программы в этом году использовались только по профилям биснес-информатика и юриспруденция. В 2011 году впервые в вузах ЧР проводится набор на большинство специальностей не на пятилетнее классическое образование (специалитет), а на бакалавриат, который является первым уровнем высшего образования.  
По словам проректора по учебной и воспитательной работе Грозненского государственного нефтяного технического университета, к.т.н. Ибрагима Гайрбекова, в бакалавриате направления подготовки делятся на профили. В этом году абитуриентов набирают по 42 профилям (это общероссийская практика). Бакалавриат является первым уровнем обучения, которое длится 4 года. Затем лучшие студенты могут продолжить его в течение 2 лет в магистратуре.
– Нами еще не получены соответствующие лицензии по магистратуре, – говорит Гайрбеков. – Существует комплекс требований для ее открытия по тому или иному направлению подготовки. 
По его словам, проведена большая профориентационная работа с целью популяризации технических специальностей, входящих в укрупненную группу направлений подготовки. Особо востребованными у абитуриентов в этом году среди технических специальностей являются «промышленное и гражданское строительство», «городское строительство и хозяйство», «сети связи и системы коммутаций», «архитектура», «информационные технологии в образовании», «информационные системы и технологии». На эти специальности сейчас огромные конкурсы. Как не раз отмечал Президент РФ Д.Медведев, технические вузы должны готовить специалистов только по техническим специальностям. Безусловно, подобная установка главы государства влияет на политику вуза в этой сфере и настроения поступающих. Отметим, что среди абитуриентов популярны также такие специальности, как «безопасность жизнедеятельности»; «эксплуатация и обслуживание объектов добычи газа, газоконденсата подземных хранилищ»; «эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти»; «оборудование нефте – и газопереработки»; «машинное оборудование для нефтяных и газовых промыслов». Университет проводит также набор на специальности, где абитуриенты получат пятилетнее инженерное образование по отдельным направлениям подготовки. Это прикладная геология, технология геологической разведки, наземные транспортные технологические средства и строительство уникальных зданий и сооружений. Последняя специальность включает в себя строительство автомагистралей и специальных сооружений, а также высотных и большепролетных зданий и сооружений и т.д. 
– Каждый абитуриент имеет право подать документы на три профиля или направления подготовки, – сообщил проректор. – Мы не проводим вступительные экзамены, а делаем это только для отдельных категорий абитуриентов, имеющих среднее профессиональное образование. Они имеют право либо сдавать ЕГЭ, либо вступительные экзамены в вуз.  
Как сказал Гайрбеков, право сдавать вступительные экзамены имеют абитуриенты с ограниченными возможностями здоровья, а также выпускники 2008 и более ранних годов, получившие в школе среднее образование. Абитуриенты, получившие среднее полное образование либо среднее специальное, с 2009 
года обязательно должны сдавать ЕГЭ.
– Судить об уровне их подготовки в этом году мы можем только по отметкам, представленным нам в свидетельствах о сдаче ЕГЭ, – добавил собеседник. – Сейчас мы ранжированные ряды не составляли. Это делается во время зачисления абитуриентов. 30 июля зачисляют льготников-целевиков. Далее будет две волны зачисления тех, кто поступает на общих основаниях, – 5 и 10 августа. Если в прошлом году зачисление проходило в три этапа, то в этом году этот механизм упрощен до двух этапов. Кроме того, в 2011 году абитуриенты, относящиеся к категории малоимущих граждан, дети-сироты или оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды 1-й и 2-й групп, имеющие одного родителя, инвалиды 1-й группы со среднедушевым доходом семьи ниже прожиточного минимума, которые раньше могли подать документы сразу в несколько вузов или на несколько специальностей, должны выбрать одну специальность при зачислении.  
– Ибрагим Геланиевич, каков, по-Вашему, уровень подготовки абитуриентов?
– Вопрос об уровне подготовки в школах на сегодня для нас самый важный. За 4 года при слабом базовом среднем образовании подготовить бакалавра очень сложно. Проблема качества подготовки в школах требует решения. Такую работу начинают всегда с разработки детальной программы, обязательно учитывающей льготы для будущих учителей. К сожалению, у нас очень низкий рейтинг педагогических кадров, и, увы, далеко не лучшие выпускники школ поступают в педагогические вузы.
– Ваш вуз занимается трудоустройством выпускников?
– В структуре нашего университета функционирует центр трудоустройства выпускников, который проводит такие мероприятия, как «День выпускника – ярмарка вакансий». На них приглашаются все потенциальные работодатели: руководители учреждений, производств, министерств и ведомств. Каждый заведующий кафедрой является известным специалистом в своей области и сотрудничает с соответствующими производственными организациями. До завершения обучения определенное количество выпускников приглашается в различные организации для работы в системе связи, коммутаций, промышленном и гражданском строительстве, земельном кадастре, экологии и природопользовании. Выпускники этих специальностей особо востребованы. Далее идет прикладная информатика в экономике, информационные технологии в образовании, государственное и муниципальное управление, налоги и налогообложение. Кафедры возглавляют руководители данных служб в республике. Так, заведующий кафедрой по специальности «Налоги и налогообложение» Ислам Вазарханов является руководителем Налоговой службы ЧР, а завкафедрой «Государственное и муниципальное управление» Мохъмад-Эми Ахмадов – руководитель Пенсионного фонда республики и т.д. Они же помогают в трудоустройстве выпускников, способности которых прекрасно знают. Конечно, трудоустроить всех по специальности практически невозможно. Иногда спрашивают, зачем выпускать такое количество специалистов, если они не будут обеспечены работой? Считаю, если государство выделяет средства для получения высшего образования как можно большему количеству своих граждан, оно от этого только выигрывает. Выпускник может организовать собственный бизнес по своей специальности. Для нашей республики повышение уровня образованности является задачей не только социальной, но и политической. Обучение в учебных заведениях, и прежде всего в вузах – это один из действенных инструментов решения проблемы незанятости населения.
Зинаида Федорова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

 

<< < Июль 2011 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 27 28 29 30 31