Курсы валют USD/RUB 56.6537 EURO/RUB 69.8087

Почему нам не нужен обязательный экзамен по истории?

 

На этой неделе министр образования и науки России Ольга Васильева заявила, что итоговый экзамен по истории должен стать обязательным. «Вот я, как историк, убеждена, что он должен быть обязателен», – сказала министр. Она также добавила, что вопрос требует обсуждения, а решение не будет приниматься «сиюминутно», но при этом справедливо подчеркнула, что не может «человек, пройдя 11-летнее обучение, не знать своей истории».

С последней мыслью сложно поспорить. Любой уважающий себя человек должен знать историю своей страны, должен уважать и понимать ее. Знание основ истории всегда входило, входит и будет входить в своеобразный «джентльменский» набор каждого образованного человека. Нам, россиянам, не знать историю России просто стыдно, а в некоторых случаях – даже позорно. Многие скажут, что не знать, когда Александр I на крови своего отца взошел на престол, не так уж и страшно. Но пробелы в образовании зачастую приводят к повторению трагических ошибок прошлого. Отсюда и появляются люди, которые, например, возвеличивают кровавого преступника Сталина, забывая про т.н. сталинские расстрельные списки. Известно по меньшей мере о 388 списках, которые собственноручно подписал «вождь», отправляя десятки тысяч человек на расстрел или в ГУЛАГ без суда, следствия и какой бы то ни было реальной вины. 

Однажды на занятиях по политологии, которые в Нефтяном университете ведет автор этих строк, я дал студентам третьего курса задание – написать небольшое эссе на тему: «Мой политический кумир». Не знаю, сможете ли вы представить мои разочарование и ужас, когда один из лучших студентов в группе написал про Иосифа Сталина. Своим идеалом в политике его назвал молодой чеченец, дедушек, бабушек и других родственников которого этот «идеал» одной далекой зимой выкинул из родных домов в холодные степи Средней Азии.

Вот тогда я, как никогда ясно, осознал, что учить историю крайне необходимо. Однако же я категорически против того, чтобы ЕГЭ по истории вошел в число обязательных экзаменов для всех выпускников. И прямо сейчас объясню почему. 

Во-первых, обратите внимание на то, как министр образования начинает аргументировать свою позицию – «я, как историк...», – говорит она. И тут мне моментально вспомнились мои вузовские преподаватели. Каждый из них на первой лекции без тени сомнения называл свой предмет самым главным, таким, без которого едва ли возможно физическое существование. 

Приходит на лекцию, например, преподаватель философии и заявляет: «Философия – царица наук, важнейшая дисциплина, которую вы все обязаны знать». На следующей паре преподаватель статистики с не меньшей гордостью утверждает: «Вся современная наука, экономика и управление основаны на статистике. Это самый главный предмет для каждого из вас!» Через семестр в аудиторию вразвалочку заваливается преподаватель маркетинга в малиновом пиджаке (так и было, не шучу!) и, свысока посматривая на неоперившуюся молодежь, замечает: «Маркетинг – ключевой предмет во всем вашем обучении. Учите его, если хотите чего-то добиться». 

Со временем до меня, наконец, дошло, что 99% преподавателей и ученых совершенно искренне считают, что именно их предмет – самый главный для человека и человечества. Ближе к четвертому курсу такие заявления из уст практически каждого педагога стали вызывать ироничную улыбку или плохо скрываемый сарказм. Наверное, поэтому я никогда не говорил своим студентам, что политология – важнейший предмет за все годы их обучения (хотя, чего греха таить, именно так я и считаю). 

К чему этот поток воспоминаний? Да к тому, что если через какое-то время в России будет министр, являющийся профессиональным географом, он будет точно так же заявлять, что нам нужен обязательный ЕГЭ по географии.

Есть и другая, куда более важная причина. Нынешние 11-классники и без того настолько сильно загружены, что еще один дополнительный экзамен станет для них сущей катастрофой. Начнем с того, что с 2022 года ЕГЭ по иностранному языку будет обязательным для всех. Значит, история может стать  уже четвертым обязательным предметом. А если выпускник собирается поступить на медицинский факультет, то ему нужно будет сдавать еще и биологию с химией. И это уже 6 экзаменов! А вдруг он до последнего не сможет выбрать между профессиями врача и экономиста? Тогда ему нужно сдавать еще и обществознание. А если он хочет поступить в престижный московский вуз, то вдобавок ко всему этому сплошному ужасу его ждет еще вступительный внутривузовский экзамен (ДВИ). Вам не кажется, что 8 экзаменов для ребенка – это полный кошмар и абсолютный перебор? Может, стоит пощадить их психику и здоровье? 

При этом даже сейчас, когда обязательных экзаменов всего два, старшеклассники и так загружены до предела. Я активно готовлю 11-классников к ЕГЭ по обществознанию. Пару месяцев назад я предупредил их, что на следующем занятии меня не будет, и предложил им назначить какое-нибудь дополнительное время, чтобы компенсировать пропущенные уроки. 

– Давайте в субботу в 14.30! – говорю я им. 

– Нет, я не могу, – отвечает одна девушка. – У меня в это время дополнительные по русскому. 

– А у меня по математике, – уверяет вторая. 

– И я тоже не смогу, – заявляет третий. 

Я предложил им еще четыре варианта, но ни один их не устроил. И вовсе не потому, что мои ученики лентяи, не желающие учиться (впрочем, такие тоже есть). А просто потому, что их расписание забито под завязку. Буквально каждый день они с 8.00-8.30 и до 13.00-14.00 находятся в школе на уроках. После они едва успевают наспех перекусить, а затем до 18 и даже 19 часов вечера готовятся с репетиторами. Ну хоть после этого они могут отдохнуть? Разве что часок-другой, поскольку надо же еще делать домашние задания.

Мои занятия обычно заканчиваются в полседьмого вечера. И в одной из моих групп один очень умный и любознательный юноша регулярно отпрашивается в 18.00, потому что ему надо ехать к репетитору по русскому языку, с которым он, видимо, занимается еще полтора-два часа. Провожая его взглядом, я невольно задаюсь мыслью: «Бедный парень...» Сколько длится учебный день этих детей? Нередко они занимаются по 10-12 часов в день на протяжении всей недели, включая воскресенье. А учебная неделя может составлять и 60, и 70, и даже 80 часов – вдвое больше, чем стандартная рабочая неделя любого работающего. 

Именно поэтому я горячо поддерживаю Ольгу Васильеву в ее стремлении повысить уровень знаний по истории среди подрастающего поколения. Но вводить еще один, уже четвертый обязательный ЕГЭ по этому предмету – излишняя мера. Давайте пожалеем наших детей!

 

Алихан Динаев

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

 

 

 

Чеченская республика СЕГОДНЯ

  • На площадке Общественной палате Чеченской Республики прошел круглый стол на тему: «Социально-правовая и психологическая реабилитация возвращенных из Сирии и Ирака женщин и детей».Организаторами мероприятия стали Уполномоченный по правам ребенка в ЧР, Общественная палата ЧР, АНО «Женщины за развитие». С основными докладами выступили Уполномоченный по правам ребенка в ЧР Хамзат Хирахматов, председатель Общественной палаты ЧР Исмаил Денильханов, заместитель начальника отдела по обеспечению деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Елена Новосельцева. В своем выступлении Хамзат Хирахматов рассказал о тяжелых психологических последствиях войны. - Как нам известно, основная часть возвращенных из Сирии и Ирака в Чечню - это дети и женщины, всего их - 27 детей и 10 женщин. Детям младшего возраста требуется медицинское сопровождение, а тем, кто постарше необходима психологическая реабилитация. Это все последствия войны. То, что они пережили, не осталось без следа. Нужно своевременно принять необходимые меры по восстановлению психологического фона. Со всех районов, где проживают эти женщины и дети, нами сделаны запросы о предоставлении информации по их медицинскому, социальному и психологическому сопровождению. С ними поддерживают связь, проводят необходимые консультации. У этих людей глубокая психологическая травма, - сказал Уполномоченный по правам ребенка ЧР.www.ChechnyaTODAY.com

  • В Грозном состоялось совещание по вопросам газоснабжения, газификации Чеченской Республики, сокращения задолженности за газ и развития регионального рынка газомоторного топлива. Оно прошло под председательством специального представителя Президента РФ по взаимодействию с Форумом стран-экспортеров газа, председателем Совета директоров ПАО «Газпром» Виктора Зубкова и Главы ЧР Рамзана Кадырова. В своем вступительном слове Р. Кадыров поблагодарил Виктора Зубкова за поддержку и внимание, которые он лично и ПАО «Газпром» оказывают региону. «Благодаря деятельному участию Виктора Александровича мы смогли решить вопрос разминирования сельхозугодий и ряд других проблем. Мы очень благодарны вам за то, что вы ранее делали для республики. Сегодня вы приехали в самое нужное время. Я думаю, сегодняшнее совещание послужит тому, что мы найдем точки соприкосновения и поставим на новый уровень взаимоотношения между Чеченской Республикой и компанией «Газпром». В свою очередь руководство республики всегда будет оказывать всевозможное содействие компании в реализации намеченных мероприятий», - сказал Глава ЧР. Он также выразил признательность Председателю Правления ПАО «Газпром» Алексею Миллеру за оказываемую компанией поддержку в сфере строительства объектов газификации и за участие в социально-экономическом развитии ЧР. В. Зубков в свою очередь отметил ряд значимых достижений руководства региона в лице Р. Кадырова. В частности, он подчеркнул, что в республике активными темпами развиваются экономика, социальная сфера и другие общественно значимые направления. «Республике здорово повезло, что здесь есть такие ответственные государственные люди. В целом наши отношения развиваются успешно. Мы надежно обеспечиваем природным газом потребителей республики. Протяженность газопроводов и магистралей, проходящих на территории Чеченской Республики, превышает 550 километров. Уровень газификации один из самых высоких - почти 98%, тогда как по России - 68%. В регионе серьезными темпами идет развитие экономики, социальной сферы. Это видно по широким и чистым проспектам, уникальным объектам архитектуры, по современным высотным зданиям. Конечно, мы оказывали и будем оказывать необходимую помощь в восстановлении республиканского газового хозяйства», - сказал он. Также в ходе заседания выступил Председатель Правительства ЧР Абубакар Эдельгериев. Он отметил, что проблема газовой задолженности требует решения в двустороннем порядке. В. Зубков в свою очередь предложил создать совместную рабочую группу, которая займется этим вопросом. В ходе совещания было подписано соглашение между Правительством ЧР и ООО «Газпром газомоторное топливо» о расширении использования природного газа в качестве моторного топлива. Документ подписали Председатель Правительства ЧР Абубакар Эдельгериев и генеральный директор ООО «Газпром газомоторное топливо» Михаил Лихачев.   www.ChechnyaTODAY.com

  • Весной 2018 года пройдет международное исследование оценки качества образования PISA. В исследовании примут участие более 70 стран, в том числе и Российская Федерация.  Специалистами Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования совместно с международными экспертами сформирована выборка образовательных организаций России для участия в международном исследовании PISA. В данную выборку включено пять образовательных организаций Чеченской Республики. Участие этих организаций согласовано с региональным координатором.  Основной целью данного исследования является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопрос исследования – «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». То есть, исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.  Технология проведения исследования – компьютерное тестирование. Оно будет проводиться с использованием специальной программы, что позволит автономно провести тестирование и анкетирование каждого учащегося, участвующего в исследовании.Справочно  PISA - это международное сравнительное исследование качества общего образования (Programme for International Student Assessment). Целью исследования является оценка способности учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.www.ChechnyaTODAY.com

  • Подобного рода мера будет впервые происходить в правоохранительных органах. Об этом сообщил ТАСС начальник отдела Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка МВД Юрий Исаев на форуме "Технологии безопасности". - В свете предстоящего чемпионата мира по футболу, который состоится в этом году в нашей стране, принято решение о создании на базе одного из учебных заведений МВД центра международного полицейского сотрудничества, в состав которого войдут полицейские офицеры всех государств, чьи национальные сборные выступят на чемпионате, - сказал он.Исаев пояснил, что МВД позаимствовало зарубежный опыт. Аналогичные подразделения создавались в 2008 году в Австрии во время поведения чемпионата Европы, в 2014 году на чемпионате Украины по футболу, в Южной Корее в 2015 году и в 2016 году во Франции.www.ChechnyaTODAY.com

  • Владельцы огнестрельного оружия запустили новый флешмоб по уничтожению собственных винтовок и автоматов. Об этом сообщает "Лента.ру" с ссылкой на The Daily Dot. Поводом для этого послужила стрельба во флоридской школе, где бывший ученик расстрелял несколько десятков человек. Флешмоб запустил мужчина по имени Скотт Паппалардо. В опубликованном на Facebook шестиминутном ролике он распилил «болгаркой» полуавтоматическую винтовку AR-15: такое же оружие было у Николаса Круза, подозреваемого в убийстве 17 школьников. Паппалардо отметил, что купил винтовку 30 лет назал ради забавы, при этом он не ездил охотиться и никого не убивал. «Я собираюсь убедиться, что это оружие никогда не сможет отнять жизнь. Ствол этой пушки никогда не будет направлен на кого-то. Разве право владеть этим оружием важнее, чем чья-то жизнь?» — поинтересовался он, прежде чем уничтожить винтовку. За несколько дней ролик с хэштегом #OneLess (на одну меньше) посмотрели более 20 миллионов раз. Другие владельцы оружия поддержали флешмоб Паппалардо и выложили похожие ролики с уничтожением оружия. 14 февраля подросток открыл огонь в американской школе Марджори Стоунман Дуглас. В результате погибли 17 человек и не менее 14 получили ранения. Подозреваемого, бывшего ученика Николаса Круза, задержали в тот же день. www.ChechnyaTODAY.com

<< < Февраль 2017 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 26
27 28