Курсы валют USD/RUB 62.4352 EURO/RUB 73.2427

Как современные технологии влияют на школьную успеваемость

Интернет, компьютеры, телефоны и другие новейшие технологии прочно вошли в систему образования. Однако споры о том, насколько они эффективны и необходимы, продолжаются уже не первый год и даже не первое десятилетие. 

 С одной стороны, отказываться от них полностью в наше время – это уже утопия. Представить себе подобное просто невозможно. Современные дети родились в эпоху цифровых технологий, они окружают их повсюду, а их отсутствие вызывает в них в лучшем случае тоску и скуку, а в худшем – настоящую депрессию. 

Детям безумно интересно все, что связано с интернетом. И это замечательный способ заинтересовать их, увлечь учебой и повысить успеваемость. Одна из крупнейших российских образовательных платформ «Учи.ру» провела в 2016 году опрос среди более 2000 педагогов из 75 регионов России. Почти 60% учителей заявили, что использование онлайн-занятий положительно влияет на качество знаний учеников, еще 40% выбрали вариант «скорее положительно». И только 0,19% педагогов  сочли, что подобные занятия скорее отрицательно сказываются на успеваемости детей.

Интересное и довольно простое по своему содержанию (что облегчает возможность его повторения и перепроверки) исследование было произведено в 2017 году специалистами из Московского государственного строительного университета. Ученые провели два занятия в двух параллельных группах. В первой новая тема объяснялась с помощью презентации, в которой были использованы изображения, видеоклипы и звуковые эффекты. А в другой группе (того же курса, специальности и с примерно аналогичным уровнем успеваемости) – классическая лекция в виде монолога преподавателя и последующего обсуждения темы. 

Сразу после окончания занятий в обеих группах провели тестирование с целью оценить, насколько хорошо студенты освоили материал. В первой группе результаты оказались значительно выше, что еще раз подтверждает очевидную мысль – мультимедийное занятие запоминается и усваивается гораздо лучше. На самом деле это понятно и с точки зрения логики. На обычной лекции задействована по сути только слуховая память. А при использовании презентации – еще и зрительная. По оценкам ученых, мы усваиваем около 90% всей информации о мире посредством зрения. 

А как же влияют игры и соцсети на успеваемость детей? Оказывается, что их эффект совершенно разный. Австралийские исследователи в прошлом году изучили успеваемость 12 тысяч учеников в возрасте 15 лет, оценивая их знания в математике, естествознании, компьютерной грамотности аж по 1000-балльной шкале. 

Они получили довольно неожиданные для многих из нас результаты. Подростки, которые ежедневно играли в онлайн-игры, имели результаты по естествознанию на 17 баллов лучше среднего, а по математике – на 15 баллов.

А вот у любителей посидеть в соцсетях знания по математике были на 20 баллов меньше среднего.

Интересно, что в последнее время появляется все больше исследований, говорящих о пользе компьютерных игр для памяти, логического мышления. Одна из самых популярных у детей игра Minecraft, например, годами используется в школах, помогая изучать геометрию и развивать умение работать в команде. 

Впрочем, ко всем этим заявлениям нужно относиться с долей здорового скептицизма. Во-первых, небольшая связь между компьютерными играми и успеваемостью есть, но прямую зависимость ученые так и не нашли. Во-вторых, все хорошо в меру. И если любовь к играм перерастает в игроманию, то ничем хорошим это не закончится. 

Использование телефонов на занятиях дает отрицательный эффект. Смартфоны снижают успеваемость студентов, мешая им сфокусироваться на одном объекте. К сожалению, большая часть учеников использует телефоны на занятиях не в учебных целях, а для того, чтобы следить за обновлениями в соцсетях, переписываться и т.п. 

Главный минус телефонов в том, что из-за них учащиеся теряют концентрацию и не могут сосредоточиться на теме урока. Это и неудивительно! Если каждые три-пять минут отвлекаться на уведомления, читать и отправлять сообщения, то уследить за содержанием занятий практически невозможно. Так что запрет на пользование мобильными телефонами, установленный в чеченских школах, вполне разумное и эффективное требование. 

Алихан ДИНАЕВ

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

 

 

 

 

<< < Ноябрь 2017 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30