Курсы валют USD/RUB 66.2416 EURO/RUB 75.7075

Кровная месть: истоки и реалии

В системе институтов социально-правового регулирования современных обществ обычай кровной мести превратился в противоправное, антиобщественное действие. Его общественная опасность заключается в способности перерастать из способа урегулирования конфликтной ситуации между отдельными людьми во внутриполитические конфликтные процессы. Противоправность обычая заключается также в повышенной общественной опасности проявлений саморасправы.
Являясь порождением родового строя, призванного сохранять социальное равновесие традиционных общественных отношений, обычай в современных социально-политических условиях ведет к его нарушению. На это настойчиво обращал внимание первый Президент Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадыров, говоривший о примирении внутри чеченского общества как о решающем шаге к социальному согласию.
В уголовном законодательстве современной России предусматривается повышенная ответственность за убийство по мотиву кровной мести. Наиболее успешно работа по преодолению проявлений кровной мести стала проводиться в Чеченской Республике по инициативе Главы региона Рамзана Кадырова, который при поддержке представителей исламского духовенства ведет чеченское общество к национальному согласию, вселяя надежду, что для этого обычая наступила эпоха заката.
Примирительная работа в республике является делом весьма сложным, требующим использования разных приемов и способов. Для выбора наиболее оптимальных из них немаловажное значение имеет теоретическое исследование истоков формирования обычая, характера его функционирования и особенностей традиционного нормативного регулирования.
Многогранная духовная жизнь этноса, многовековой опыт его общественных отношений нашел отражение в традиционном коллективизме чеченцев. Одной из его ярких и вместе с тем трагических страниц является обычай кровной мести.
Склонность народа к коллективизму обычно рассматривают как проявление безликости индивида в обществе. Хотя коллективное мировоззрение составляло сущностную основу менталитета чеченцев, здесь высоко ценилась жизнь каждого человека. Свидетельством тому является обычай кровной мести, как одна из форм традиции талиона – неотвратимости наказания за обиду, оскорбление, убийство, унижение, а также весь комплекс нравственных предписаний, где прослеживается глубокое уважение личности.
Благодаря действию закона кровной мести – закона самозащиты и возмездия – чеченец был поставлен в такие общественные и нравственные условия, когда он не мог безнаказанно оскорбить или убить кого-либо так же, как никто не имел права причинить ему такой же вред. Поэтому трудно переоценить то влияние, которое оказывал этот институт социально-правового регулирования на сохранение в обществе баланса сил, а главное, на защиту идеалов равенства и справедливости, составлявших основу этнической культуры народа.
Если рассматривать обычай с позиции нравственности, то в представлениях современного человека он не может найти оправдание. Однако заложенный в нем мощный социально-правовой потенциал выступал гарантом стабильности общественных отношений в условиях отсутствия судебных органов государственной власти.
Обычай кровной мести в своем эволюционном развитии прошел ряд ступеней. На первом этапе кровная месть членов рода была направлена против всех сородичей убийцы. На втором этапе кровная месть ограничивается ближайшими родственниками убитого и убийцы. На третьем этапе кровная месть заменяется выкупом и символическим мщением вроде приставления меча к груди убийцы и т.п. На четвертом этапе в условиях сформировавшегося государства ближайшие родственники выступают обвинителями на суде. Как мы видим, обычай кровной мести, трансформируясь по мере развития общественных отношений, демонстрирует свою необычайную живучесть.
Обоснование данного явления связано с установлением природы обычая кровной мести. Как и у любого общественного явления, она может исходить из биологической сущности человека, или имеет социальный характер, обусловленность взаимодействием людей в обществе. Если брать за основу биологическую природу кровной мести, то это инстинкт мести, характерный всему живому. Если же мы говорим о социокультурной природе кровной мести, то имеем перед собой обычай, сформировавшийся на определенном этапе жизнедеятельности этноса для удовлетворения потребности в самозащите индивида, рода и этноса в целом.
Обоснование обычая кровной мести с позиций рефлекса мести (как, например, и рефлекса свободы) приводит к выводу о том, что в силу своей инстинктивной природы кровная месть сопутствует человеку на протяжении всей истории его развития, проявляясь с разной степенью агрессивности. Однако общественно-правовая жизнь современных государств свидетельствует, что этот обычай давно уже обрел реликтовый характер.
Поэтому мы может с достаточной степенью убедительности констатировать, что кровная месть – это не дикий животный инстинкт, а право, санкционированное обществом и одобренное моралью в условиях догосударственных общественных отношений. И, поскольку в обществах с такими отношениями право и нравственность были слиты воедино, в них кровная месть являлась не только правом, но и нравственным долгом человека. В ней проявилось желание индивида отвести опасность со стороны членов другого рода и тем самым защитить себя от их посягательств на жизнь и свободу, честь и достоинство. Был заложен в этом обычае и мистический смысл: этого требовала тень убитого, поэтому совершающий кровомщение выполнял долг по отношению к погибшему.
Таким образом, кровная месть – явление не столько психологическое, сколько социально-историческое, обусловленное уровнем развития общественных отношений. Являясь универсальным средством защиты рода, этот обычай складывался при родовом строе, в условиях отсутствия государства, когда родовой союз считался одновременно и кровным, и хозяйственным, и нравственным союзом. В защите каждого члена этого союза должен был участвовать весь род, а каждый представитель рода нес ответственность перед ним за свои поступки.
Возникновение закона возмездия исторически было связано с развитием у людей чувства равенства и справедливости, которое первоначально проявлялось в примитивной формуле: «удар за удар», «око за око», «зуб за зуб», «смерть за смерть». Но именно в этой простоте и конкретности мер наказания была заключена сила этого обычая. Ведь только отомстив обидчику, человек мог рассчитывать на равное положение в обществе. И в целом, в условиях отсутствия судебно-правовой системы, данный обычай являлся фактором, спасавшим общество от анархии, произвола и хаоса, сохранявшим в нем в известной степени общественный порядок, социальную справедливость и равенство.
Социально-правовая природа кровной мести заключена и в самой системе совершения наказания. Прежде всего, она должна была быть адекватна совершенному преступлению. Иначе мщение не могло привести к завершению вражды и взаимное исполнение мести тянулось через десятилетия, а то и дольше. За соблюдением этого принципа в ритуале совершения мести общественная мораль следила очень строго: для каждого конкретного случая, например, оскорбления словом, прелюбодеяния, убийства – преднамеренного или нет, и т.д., были возможны лишь определенные пределы мести, выход за которые был  непозволителен. Обязательно принимались во внимание многие обстоятельства, в том числе ситуация совершения преступления, степень умышленности покушения на жизнь и т.д. Но в любом случае, суть обычая оставалась одной и неизменной – виновный должен быть наказан. Если же убитой оказывалась женщина, то добиться прощения было почти невозможно, что объяснялось нанесением роду двух обид одновременно (убийство и позор).
Чаще всего возмездие осуществлялось не в момент совершения преступления ответным действием, а откладывалось до благоприятного момента, поскольку предполагало подключение к исполнению обычая всего рода, и только тогда обида считалась отомщенной. Уже в силу этого правила следует считать, что обычай кровной мести – это не результат агрессии, а детально продуманная процедура мщения, которая преследовала не столько цель мщения, сколько решала общественные задачи устрашения, воспитания, сдерживания.
Социально-правовой характер обычая кровной мести проявлялся и в том, что понятие вины подменялось понятием родовая ответственность. Последнюю брали на себя все члены рода убийцы, хотя к преступлению и не имели никакого отношения. К тому же для совершения мести потерпевший род не всегда искал самого виновного, а выбирал наиболее уважаемого члена рода. Это происходило в том случае, если убийцей оказывался презренный, никчемный человек. Его убийство не могло быть особенно ущербным для рода, а справедливость требовала равного воздаяния за совершенное преступление.
Как уже было отмечено нами, кровная месть – это и явление историческое. По мере развития общества обычай последовательно подвергался трансформации. И если первоначально объектом мести было убийство, членовредительство и т.п., то позднее к таковому стали относить оскорбление словом, непредумышленные преступления и т.д. Менялись и сами формы обычая. Особенно заметно эти процессы стали происходить в связи с принятием мусульманства. Ислам не очень одобрительно относился к кровомщению, и в связи с этим стали появляться присяги – обвинительные и очистительные.
Конечно, современному человеку не понять, как можно освободить кого-то от ответственности только на основании слов, что он не виновен. Но в обществе, где господствовала совесть, регулятором выступали всепроникающая мораль, глубокая вера в предписания ислама и убеждение, что за ложь последует наказание на том свете.
Шамиль, преследуя цель создания теократического государства, предпринял шаги по ограничению установлений адата, в том числе в отношении кровной мести. Были введены строгие наказания преступникам и разработаны условия примирения родственников убитого на основе правовых норм шариата. Однако, учитывая сильную приверженность чеченцев своим адатам, он не решился запретить кровную месть. Но некоторое послабление, которое допускал ислам в отношении кровной мести, привело к убеждению не только в его справедливости, но и в его законности и непогрешимости. Несмотря на тяжелую обязанность, которая ложилась  на совершающего мщение, ведь последний  оказывался перед обязанностью пролить кровь, стать, в сущности, убийцей, тем не менее, никто не мог уйти от исполнения обычая мести. Каждый представитель не отомстившего рода из поколения в поколение становился объектом общественного порицания.
Вместе с тем, в нравственных традициях чеченцев нет призывов к насилию над человеком, каких-либо прямых или косвенных оправданий использования своего превосходства с целью глумления над слабым человеком, немощным стариком, беззащитной женщиной и т.д. Достоинство человека зависело от его благородных поступков, умения быть терпеливым, милосердным, а также способности проявить эти качества и в осуществлении обычая: основу обычая составляла не установка на обязательность возмездия, а на сохранение достоинства каждой из враждующих сторон.
Поэтому неотъемлемую часть обычая все более занимал поиск механизмов урегулирования конфликтных ситуаций, вариантов примирения. По мере имущественной дифференциации общества у чеченцев развивается система примирения, в которой равное воздаяние заменяется соответствующим выкупом. Но, в любом случае, материальная компенсация всегда сопровождалась извинениями, что также входило в процедуру примирения.
Однако за некоторые оскорбительные преступления считалось позором совершать ритуал примирения. Таковыми являлись убийство кровника после прощения, прелюбодеяние, особенно  совершенное с замужней женщиной. К разряду особо тяжких преступлений относили сожжение моста, поскольку это затрагивало интересы всего общества. Такие лица не получали защиту от своего рода, и никто не осмеливался стать их поручителем. Обычно они становились абреками и были вынуждены скрываться в горах, лесах и ущельях. И каждый, кроме членов тех домов, в которые они приходили в качестве гостей, мог убить их. В таких случаях наиболее близкие родственники сами должны были расправиться с ними – убить, изгнать и т.п. Если же род проявлял попустительство к подобным нарушениям морали, то насмешкам подвергался любой представитель данного рода.
Таким образом, кровная месть была основана на стремлении смыть обиду, восстановить свое поруганное имя, отомстить за убийство близких людей. Поскольку индивидуализация личности была еще развита слабо, то сообщество кровных родственников несло ответственность за жизнь, честь и свободу каждого из своих членов. Позже начало набирать силу публичное право, поддерживаемое царской Россией. Затем уже советское судопроизводство осуществляло политику борьбы с пережитками родового строя. В 1929 г. было полностью запрещено использование норм адата и шариата с последующей уголовной ответственностью за их легальное и нелегальное применение. Однако в самосознании народа с трудом ломались стереотипы о возмездии за преступление. Неприятие народом советского судопроизводства в первую очередь было связано с неприятием самой системы наказания, применявшей тюремное заключение. Правосознание этноса продолжало придерживаться традиционной модели понимания преступления и необходимости равноценного за него воздаяния.
Обычай, как явление социокультурное и социально-правовое, составляет сущностный компонент самосознания этноса. Вот потому попытки насильственного изъятия носителя менталитета этноса, каковым являлся обычай, и со стороны царской власти, и затем советского государства, оказывались безрезультатными. Как свидетельствует реальность современной Чеченской Республики, единственной альтернативой социально-правовому институту родового строя может стать налаженная судебно-правовая система, способная обеспечить в обществе стабильность и правовой порядок.
Барят Нанаева,  докт. филос. наук,  завкафедрой  философии ГГНТУ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

 

 

www.ChechnyaTODAY.com - RSS-новости

  • Руководство УФСИН России по Чеченской Республике совместно с председателем Общественной наблюдательной комиссии Чеченской Республики Русланом Ахмаевым провел проверку информации корреспондента «Кавказского узла» о том, что в отношении обвиняемого Оюба Титиева в следственном изоляторе № 1 УФСИН России по Чеченской Республике допускаются нарушения прав, предусмотренных статьей 20 (право на переписку) Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». "В ходе проверки установлено, что по данным канцелярии учреждения вся переписка обвиняемого Титиева О.С. осуществляется только через администрацию следственного изолятора и подвергается цензуре. При этом корреспонденция, поступившая на иностранном языке переводится и в течение 3-х дней вручается под роспись обвиняемому. Случаев задержки и не выдачи корреспонденции не выявлено. Подозреваемые, обвиняемые и осужденные в соответствии с требованиями Федерального законодательства пользуются правом ежедневной прогулки продолжительностью не менее 1 часа, прогулки осуществляются в прогулочных двориках оснащенных необходимым инвентарем. Все камеры следственного изолятора оборудованы радиоточками, по которым транслируется республиканское и государственное вещание. При этом в каждой камере имеется возможность автономного регулирования звука. Дополнительно камера, где содержится обвиняемый Титиев О.С., оборудована телевизором, с возможностью просмотра телепередач в соответствии с распорядком дня следственного изолятора",- сообщили в УФСИН по ЧР. Кроме этого, в целях проверки вышеупомянутой информации руководство территориального органа и следственного изолятора провели личный прием, в ходе которого Титиев полностью опроверг опубликованную «Кавказским узлом» информацию о нарушениях его прав в следственном изоляторе. #россия #рф #chechenrepublic #chechnya #чечня #Кадыров #ЧР #russia #СМИ #СМИЧР #RKadyrov #чечнясегодня #новости #news #politics #chechnyatoday #грозный

  • "Мы ответ от компании Google получили, они считают, что законодательство РФ они соблюдают - так написано в письме. Поскольку мы следим за их выдачей поисковой и поскольку сайты из единого реестра запрещенной информации в этой выдаче присутствуют, для нас это неопровержимое доказательство того, что соответствующая фильтрация не осуществляется. В связи с чем сегодня дело завершилось, и компания была оштрафована на 500 тысяч рублей", - сказал Жаров журналистам во вторник.  Он добавил, что Роскомнадзор продолжит напоминать Google о необходимости соблюдать законодательство РФ, а в случае нового отказа продолжит возбуждать административные дела в отношении компании. Жаров отметил, что при решении о штрафе ведомство будет исходить "из вилки между 500 и 700 тысячами рублей". 25 октября в пресс-службе Роскомнадзора сообщили, что регулятор зафиксировал неисполнение компанией Google направленного ей требования о подключении к федеральной государственной информационной системе (ФГИС), содержащей перечень запрещенных сайтов (Единый реестр запрещенной информации). За неисполнение этих требований для юридических лиц предусмотрена административная ответственность - штраф в размере от 500 до 700 тыс. рублей, отметили в ведомстве. 26 ноября Роскомнадзор возбудил административное дело в отношении Google за отказ подключиться к реестру запрещенных в РФ сайтов для фильтрации поисковой выдачи, отмечалось, что рассмотрение протокола о правонарушении по существу состоится в декабре. Замглавы Роскомнадзора Вадим Субботин говорил, что подключение Google к реестру запрещенных в РФ сайтов не является непреложным требованием, так как главной целью является именно фильтрация поисковой выдачи. По его словам, регулятор может снять претензии к Google, если компания найдет для этого другие технические возможности. Как пояснил "Интерфаксу" пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский, регулятор в соответствии с законодательством может самостоятельно рассмотреть дело и принять по нему решение, "не нагружая суд". По его словам, при возбуждении административного производства присутствовал представляющий Google юрист, и объяснения компании отражены в протоколе. Закон, обязывающий поисковики подключиться к ФГИС, вступил в силу 26 сентября. Как сообщили ранее "Интерфаксу" в Роскомадзоре, тогда же регулятор направил требования о подключении к ФГИС Google, LLC, "Яндексу", "Спутнику" и Mail.ru. К концу октября все операторы этих поисковых систем, кроме Google, подключились к ФГИС. #россия #рф #chechenrepublic #chechnya #чечня #Кадыров #ЧР #russia #СМИ #СМИЧР #RKadyrov #чечнясегодня #новости #news #politics #chechnyatoday #грозный

  • Россельхозбанк предлагает физическим лицам новый инструмент для сбережений – «Накопительный счет».  Продукт совмещает преимущества текущего счета и срочного вклада, позволяя свободно распоряжаться денежными средствами и получать дополнительный доход в размере 5% годовых в рублях РФ, 1% годовых ‒ в долларах США. Проценты начисляются на ежедневный остаток денежных средств, находящихся на счете, и выплачиваются ежемесячно в последний рабочий день. Минимальный остаток не установлен, приходные и расходные операции по счету осуществляются без ограничений по сроку и сумме. Открыть накопительный счет можно как в отделении Банка, так и дистанционно в Интернет-банке или Мобильном банке. Подробнее с условиями накопительного счета можно ознакомиться на сайте Банка. #россия #рф #chechenrepublic #chechnya #чечня #Кадыров #ЧР #russia #СМИ #СМИЧР #RKadyrov #чечнясегодня #новости #news #politics #chechnyatoday #грозный

  • В Чеченской Республике проходит надзорно-профилактическая операция «Новый год», направленная на предупреждение пожаров и чрезвычайных ситуаций в период праздников. Об этом сообщил начальник Главного управления МЧС России по ЧР Руслан Яхьяев. На всех объектах, задействованных в проведении новогодних и рождественских мероприятий, проводятся профилактические обследования на предмет соблюдения необходимых мер пожарной безопасности. При этом объекты с массовым пребыванием людей при наличии нарушений, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, не будут допущены к проведению мероприятий. Надзорные органы чрезвычайного ведомства совместно с представителями МВД будут проводить проверки торговых точек на предмет реализации нелицензионной пиротехнической продукции. Нарушителей привлекут к административной ответственности. По словам Руслана Яхьяева, в целях предупреждения пожаров и чрезвычайных происшествий на объектах празднования Нового года Правительством ЧР принято соответствующее распоряжение. – Все праздничные новогодние мероприятия в учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты и детских дошкольных учреждениях должны проводиться в светлое время суток и завершаться до 17:00. При этом применение любых пиротехнических изделий в закрытых помещениях строго запрещено. Места проведения салютов и фейерверков должны согласовываться с надзорными органами, — подчеркнул Руслан Яхьяев. Он добавил, что все культурно-массовые мероприятия будут проводиться в присутствии сотрудников МЧС, а в местах установки городских и районных новогодних елок будет организовано круглосуточное дежурство пожарных расчетов. #россия #рф #chechenrepublic #chechnya #чечня #Кадыров #ЧР #russia #СМИ #СМИЧР #RKadyrov #чечнясегодня #новости #news #politics #chechnyatoday #грозный

  • Президент ФК "Ахмат" Магомед Даудов на своей странице в социальной сети Mylistory поделился комментариями о матче 17 тура против "Арсенала" и подвел итоги первой части чемпионата,а также поздравил футболистов с победой.   - Завершилась первая часть чемпионата России по футболу среди клубов Премьер-Лиги. В последний игровой день наш «Ахмат» выиграл у тульского «Арсенала» со счетом 2-0. Голы забили Раванелли и Аблайе Мбенг. С этой победой я поздравляю самого главного болельщика, моего дорогого брата, Главу ЧР, Героя России, Рамзана Ахматовича Кадырова, тренерский штаб, футболистов, всех фанатов. Так сложилось, что побеждая соперников в выездных матчах, наша команда в нескольких турах не могла победить в родных стенах. Футболисты переживали по этому поводу и горели желанием порадовать болельщиков победой на «Ахмат-Арене» в заключительной игре года. Это им удалось, - сказал  М.Даудов. Он отметил, что грозненцы  сыграли дисциплинированно, строго соблюдая тренерскую установку, что дало результат.-  Тульский «Арсенал» в этом сезоне демонстрирует симпатичный, атакующий футбол. Желаю команде сохранить свой стиль и удачи в дальнейшем. Особо рад за воспитанника Академии Футбола «Рамзан» Лечи Садулаева. Выйдя на поле в конце матча, наш юный футболист принял участие в голевой атаке. Лучшего дебюта не придумаешь. Если брать первую часть сезона в целом, то, конечно, мы могли рассчитывать на большее количество очков и места повыше в таблице. Но на это тоже были свои обстоятельства, такие, как череда травм ведущих игроков. Команда у нас добротная, способная побеждать любого соперника. Войдут в историю клуба очередная победа над «Спартаком» в Москве, победа над «Краснодаром» на его поле.  Уверен, во второй части сезона команда станет сильнее и подарит нам много ярких игр. Впереди зимние сборы, перед которыми коллектив уйдет в отпуск. Желаю футболистам хорошего отдыха и с новыми силами подойти к началу подготовительного периода. АХМАТ-СИЛА! - написал Магомед Даудов. #россия #рф #chechenrepublic #chechnya #чечня #Кадыров #ЧР #russia #СМИ #СМИЧР #RKadyrov #чечнясегодня #новости #news #politics #chechnyatoday #грозный

<< < Октябрь 2011 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31