Курсы валют USD/RUB 56.6537 EURO/RUB 69.8087

Чеченский вояж Галины Сергеевны

Мечты непременно должны сбываться, как и хорошие сны. Я давно мечтала побывать в Грозном. Два месяца, изо дня в день, и каждый вечер, укладываясь спать, я представляла, как буду ходить по самому красивому городу Чечни.

Закрывала глаза и, засыпая, думала только об одном – я должна поехать в Чечню. И моя мечта сбылась. Не буду рассказывать, какие усилия мне пришлось приложить для исполнения этой мечты.

Самое главное, что до осуществления мечты оставалось несколько шагов – на руках было приглашение из Союза писателей ЧР, письмо из Министерства Чеченской республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации, которые грели душу.

И вот куплены билеты, я сообщила детям, что уезжаю в Чечню, уложила сумку, завела будильник и … разумеется, не спала всю ночь. Я давно никуда не выезжала, в последний раз была в Москве в 2013 году на церемонии «Писатель года». Переживала, как перенесу такой длительный перелет, и, как оказалось, зря. Самолет благополучно приземлился, гораздо тяжелее оказался переезд из аэропорта Домодедово в аэропорт Внуково.

Но и это я осилила. Долгое ожидание в аэропорту и, наконец, посадка в самолет, который доставит меня в Грозный. Но в душе было немного тревожно, все-таки чужая земля, хотя и часть России. Перед поездкой, еще у себя дома, встретилась с Саварбеком Терхоевым.

Саварбек – председатель правления местной мусульманской религиозной организации «Ихсан» в нашем городе. Удивительно интеллигентный и тактичный человек. Он меня уверил, что встретят меня в Чечне достойно и не менее достойно проводят обратно.

И вот…самолет чиркнул колесами по взлетной полосе, мягко покачивая крыльями, замедлил бег, … я машинально накинула на голову платок. Здравствуй, Грозный! Здравствуй, моя мечта!

В аэропорту растерялась. Время пять часов утра, номер в гостинице забронирован, но туда нужно еще добраться. Такси? Как-то внутренне сжалась. Потом успокоилась. Красть меня никто не станет. Кому нужна совсем немолодая женщина?

Около меня остановилась чеченка, улыбнулась.

– Вам куда?

И я в ответ подарила ей улыбку.

– В гостиницу.

Женщина махнула рукой.

– Пошли. Подвезем.

И я пошла. Как будто встретила свою старую знакомую, которая меня сейчас отвезет туда, куда я ей скажу. Меня усадили на место рядом с водителем, четыре женщины сели сзади и мы поехали.

Аэропорт находится недалеко от города, через пятнадцать минут мы были у гостиницы «Грозный». С сожалением расстаемся, меня просят непременно погостить в их семье. Я не могу ничего обещать, за меня все решала приглашающая сторона.

Позже я буду знать, что входит в мои планы. А пока, оказавшись в номере, радостно раскидываю руки. Я совершенно счастлива. Я еще не знаю, что меня ожидает в Грозном, но душа поет от радости и не желает жить здесь и сейчас по-иному.

Приглашение посетить Чечню было подписано Эдуардом Арбиевичем Мамакаевым. Это очень уважаемый человек, заместитель председателя Союза писателей Чеченской Республики, директор литературно-мемориального музея Арби Мамакаева. И еще он член Общественной палаты Чеченской Республики.

Немного робею от необходимости звонка, чтобы сообщить, что я прилетела. В ответ приветливый голос советует не торопиться, за мной заедут в гостиницу.

Спускаюсь в холл, завтракаю в ресторане при гостинице. Эдуарда Арбиевича узнаю сразу. Улыбчивый седовласый человек, с удивительно добрыми глазами. Мы едем в Союз писателей Чечни. Красивый особняк, в окружении деревьев, выложенное плиткой крыльцо. Поднимаемся по ступенькам, и я замираю. Господи, спасибо тебе за исполнение моей мечты! Передо мной открываются двери, и я вхожу.

Немного завидую, наше отделение Союза писателей в Кемерово не столь красиво. Да что там красиво! Богаче! Знакомлюсь с обитателями этого роскошного дома. Меня представляют Председателю Союза писателей Чеченской республики.

Канта Ибрагимов – высокий красивый мужчина. Про таких говорят – породу видно сразу. Я про себя отмечаю это. Или я не женщина? Вслух своего восторга, разумеется, не высказываю. Это неприлично.

Скромно опускаю глаза, моя голова покрыта платком, на мне длинная юбка, как и положено. Эдуард Арбиевич постоянно рядом со мной. Мы едем в музей Ахмата Кадырова, первого Президента Чечни. А по пути мне показывают город. Мы проезжаем по чистым улицам, по проспекту Путина, мимо огромного сада цветов, мимо мечети потрясающей красоты, которая носит гордое название «Сердце Чечни».

Музей Ахмата Кадырова и Аллея славы повергают в трепет. Для всего чеченского народа это – священное место. Огромный зал, всюду портреты великих людей, и разумеется, отца и сына Кадыровых.

Мебель из кабинета Ахмата-Хаджи Кадырова, его портрет на стене, …кажется, что хозяин просто вышел на минуту и скоро вернется. И меня все время не покидало ощущение этого ожидания.

Потом общение со школьниками. Со стороны это обыкновенные школьники, как и миллионы российских детей. Радостно улыбающиеся, они уже знают, что я из далекой и снежной Сибири.

Поясняю, чтобы быть точнее, что я из Кузбасса. И добавляю – Тулеев. Знаете? Дети кивают. Они знают. Мы долго фотографируемся. Сначала сидя на скамейке, потом выискиваем место, чтобы не светило солнце в глаза.

Обещаю, что непременно моя статья будет в нашей газете, и я постараюсь, чтобы фото с ними было на первой полосе. Дети радуются, теперь все хотят сфотографироваться так, чтобы я стояла рядом.

Но школьников много, а я одна. Наконец, встаем, как должно. Фото готово. На всякий случай проверяем. Все отлично. Меня приглашают в гости к ним, в школу. Извиняюсь. Простите, милые, но у меня в этот раз не так много времени. Обещаю, что в другой раз непременно побываю. Про себя отмечаю, что еще не уехала, а уже собираюсь сюда снова. Ах, мечты! Но они должны сбываться, разве не так? И мечтать о будущем приезде я начинаю уже сейчас, хотя все еще нахожусь в Грозном.

На другой день очень важное мероприятие. Меня пригласили на заседание Общественной палаты Чеченской республики. Делегаты со всего Северного Кавказа. Все говорят на русском языке.

Тема серьезная – единение народов Кавказа. Простым языком, как нам обустроить нашу жизнь. Точнее, жизнь на Кавказе. Мне дают слово. Я не могу ничего посоветовать этим замечательным людям. Я просто поблагодарила всех присутствующих за теплый прием. Мне улыбаются, и откуда-то изнутри поднимается теплая волна. Хочется крикнуть – «Я люблю вас, люди!» Но я не делаю этого. Здесь не кричат.

А потом мы едем в дальнее село Надтеречное. Там находится музей в память чеченского писателя Арби Мамакаева. Дорога все время вверх, я это чувствую, давит на уши. Примечаю, что даже в горах каждый кусок земли, годный для земледелия, обработан, посеяны озимые. Люди сами кормят себя. Не ждут, что кто-то за них вспашет, посеет, а потом соберет урожай.

Мемориальный музей Арби Мамакаева занимает девять комнат. Экспонатов огромное количество. Отдельно комнаты боевой славы чеченского народа. Чеченцы тоже воевали в Великую Отечественную войну.

Эдуард Арбиевич говорит, что мемориальный музей от любого другого тем и отличается, что он должен создавать впечатление, что здесь еще живут хозяева, только они куда-то вышли и вот-вот вернутся.

Привожу дословно слова сына великого Арби. «Здесь, как в любом обитаемом доме проходит смена времен года, и день сменяет ночь. Одним словом, здесь все живет, дышит и говорит. Только надо уметь это слышать...»

И я не только видела, но и слышала. И даже спала в ту ночь на кровати, на которой когда-то много лет назад спал Арби Мамакаев. К слову сказать, что сон мой был глубоким и спокойным.

Вокруг дома, в котором находится музей, большой сад с разными фруктовыми деревьями. Их в свое время посадили именитые гости музея. И есть слива, которую весной 2004 года должен был посадить Ахмат-Хаджи Кадыров.

Но 9 мая того же года на стадионе в Грозном случилась трагедия. Для всего чеченского народа в тот день опрокинулась земля. Даже время тогда остановилось, чтобы прислушаться к народной скорби.

Через два дня, одиннадцатого мая, во дворе музея собралось много народа. Каждый из присутствующих, рассказывает Эдуард Арбиевич, подходил к саженцу, вкопанному прямо напротив входа в музей.

Люди гладили деревце, произносили над ним молитву, как делают это над головой осиротевшего ребенка. Присутствующие, во главе с кадием района, единодушно решили, что нужно оставить саженец на его первоначальном месте.

Это было символично. Деревце в свое время даст плоды – это одно из самых почитаемых в исламе видов подаяния – сaгla. Это вечный источник добра и милости, который человек может оставить после себя.

И этот саженец стал не простым деревцем, а завещанием покойного, что является священным для каждого мусульманина. Сейчас спустя годы саженец превратился в большое дерево и гордо носит на своем стволе табличку с именем Ахмата-Хаджи Кадырова.

Уезжать отсюда не хотелось. Но, как говорится, нас ждут великие дела. Хотя нет. Не так. Не великие дела. Ко мне в этот день должна была приехать моя дорогая, несравненная подруга – Тавус из Махачкалы.

Да, Махачкала – это Дагестан. Но это совсем рядом. Каких-то пара часов и долгожданная встреча состоится. И она состоялась. Радости нашей не было предела. Время пролетело быстро. А мне нужно было непременно появиться на юбилее композитора, гармониста Рамзана Паскаева.

Мы поехали вместе с Тавус. Правда, на само торжество не остались. Просто посидели в зале, сделали совместное фото. Подруге нужно уезжать и я вызвалась ее проводить. Потом пожалела. Нет, вовсе не о том, что поехала подругу проводить. Эдуард Арбиевич сказал, что был потрясающий концерт. Вздыхаю. Жаль, что не получилось. Как говорит русская поговорка – два горошка на ложке не всегда укладываются.

И я снова пожалела, что сразу купила обратные билеты. Я не смогла остаться на день матери, принять участие во встрече с детьми-инвалидами, которая должна была состояться в музее Ахмата Кадырова.

И она, конечно, состоялась, но… без меня. Хотя в Обществе инвалидов я побывала, где познакомилась с его руководителем, замечательной Рабу Андиевной. Красивая женщина, с красивыми глазами. Мы пили чай и беседовали.

А потом нашему отделению «Общества инвалидов» сделали подарок, выполненный руками девятилетней девочки-инвалида. Потрясающее панно, прекрасная работа, по которой не скажешь, что это сделал ребенок. И я снова пожалела, что у меня так мало времени.

Наступил день отъезда. Сердце ныло – не хотелось уезжать. Перед этим отправила домой большую посылку – Союз писателей Чечни подарил нашей чеченской диаспоре много детских книг. Дома я должна передать их чеченским детям. Часть книг и священный Коран для строящейся мечети в нашем городе я повезла с собой. И везла домой благодарственное письмо от министра Чеченской республики по делам молодежи, которое адресовано мне. Еще писатели Чечни преподнесли мне свои книги. И самая дорогая книга, в полном смысле этого слова, роскошное подарочное издание – «Возрождение духовно-нравственных ценностей чеченского общества».

Я читаю книги чеченских авторов, изданные на русском языке, вновь и вновь перечитываю стихотворения чеченского поэта Умара Яричева, все больше узнавая о далекой стороне, которая стала мне удивительно близкой.

И вспоминаю, как кто-то из школьников во время встречи в музее Ахмата Кадырова спросил меня, что я буду писать в своей статье. А я ответила, что скоро уеду из Грозного, но сердце мое останется в Чечне.

И дети дружно захлопали. Им понравились мои слова. Я уехала, …сердце мое, конечно, со мной. Но я считаю дни до весенних месяцев. Я снова собираюсь в Чечню. И поеду не с пустыми руками. Я непременно напишу книгу. О чем? Секрет я до конца не открою…

Галина ВЯЗОВЦЕВА

Защитный код
Обновить

Чеченская республика СЕГОДНЯ

• В Центре профессиональной подготовки МВД по ЧР прошли соревнования в лично-командном первенстве общества «Динамо» по стрельбе из боевого табельного оружия, посвященные Дню защитника Отечества. В соревнованиях приняли участие сотрудники органов безопасности и правопорядка Чеченской Республики: УФСВНГ, МВД по ЧР, УФСБ РФ по ЧР, Пограничного управления ФСБ РФ по ЧР, УФСИН РФ по ЧР, Грозненского ЛО МВД РФ на транспорте, Прокуратуры ЧР, СУ СК РФ по ЧР, кадетского корпуса и СОБРа «Терек». Каждое из ведомств было представлено командой, состоящей из трех человек. Все команды показали хорошие результаты, продемонстрировав высокий уровень техники владения боевым оружием. Однако в результате подведения итогов была определена лишь одна единственная команда-победитель. Первое место занял коллектив УФСБ РФ по ЧР, второе – кадетский корпус ЧР, бронзовую медаль завоевали сотрудники Пограничного управления ФСБ РФ по ЧР. В личном первенстве среди мужчин первое и третье место заняли сотрудники УФСБ РФ по ЧР, второе - представитель кадетского корпуса. В первенстве среди женщин также победила представитель УФСБ РФ по ЧР, второе и третье места заняли представители Пограничного управления УФСБ РФ по ЧР и МВД по ЧР соответственно. Победители и призеры в личном и командном первенстве были награждены кубками, медалями и дипломами.www.ChechnyaTODAY.com

•  Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров занял второе место в рейтинге цитируемости губернаторов-блогеров России за январь 2018 года. Исследование подготовлено информационно-аналитической системой «Медиалогия». Первое место в ТОП-10 рейтинга у мэра Москвы Сергея Собянина, на третьем месте - Глава Крыма Сергей Аксенов. В пятерке лидеров также губернаторы Свердловской и Московской областей Евгений Куйвашев и Андрей Воробьев соответственно.  Наиболее цитируемой в СМИ стала запись Главы ЧР на своем канале в Telegram, в которой он прокомментировал призыв президента США Дональда Трампа к властям Ирана разблокировать доступ протестующим к соцсетям Instagram и Telegram. В медиарейтинг вошли главы регионов РФ, которые ведут собственные блоги. Основой для построения рейтинга стал индекс цитируемости (ИЦ) «Медиалогии». Рейтинг построен на основе базы СМИ системы «Медиалогия», включающей более 43300 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ. Период исследования: январь 2018 года.  www.ChechnyaTODAY.com

• Временно исполняющий обязанности главы Республики Дагестан Владимир Васильев провел встречу с представителями политических партий республики. Присутствующие говорили о предстоящих выборах и болевых точках региона.  В начале встречи по предложению врио руководителя республики участники «круглого стола» почтили память погибших в результате вооруженного нападения на людей на территории храма в Кизляре. Руководитель Дагестана отметил, что выборы в республике, вызывали нарекания: фиксировались нарушения и злоупотребления. Вместе с тем, авторитет выборов вырос, считает Васильев. Этому пример большое количество претендентов на депутатские мандаты различных уровней. Владимир Васильев прошёлся и по другим проблемам Дагестана: экологии, хаотичной и уплотнительной застройки, состояния моря. Говоря о политической системе, которая сложилась в Дагестане, Васильев отметил, что в настоящий момент в регионе действуют более шестидесяти региональных отделений политических партий с численным составом порядка 180 тысяч человек. При этом, заметил государственный деятель, прослеживается тенденция роста конкуренции с каждой избирательной кампанией. «Проходившие до настоящего времени в республике избирательные кампании были разные. Имели место и нарушения. Об этом неоднократно высказывались представители политических партий, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Но при этом постоянно всеми отмечается рост разных мнений и конкуренции. Если в 2012 году в ходе выборов республиканского парламента на один мандат претендовало двенадцать кандидатов, то в 2016 – уже 22. Это, мне кажется, хороший показатель», - отметил врио главы региона. Так же глава республики сообщил собравшимся  об изменении структуры правительства. В связи с тем, что в Дагестане  очень низкий сбор налогов, будет введена новая должность – 1го  заместителя Председателя Правительства именно по налоговым сборам. Владимир Васильев также подчеркнул, что «вырисованная по всей стране либерализация партийного законодательства» в некоторой степени прослеживается и в Дагестане. Правда, несмотря на большое количество партий, пока зачастую люди не видят особой конкуренции программ, созидательных идей. Между тем, сейчас в республике ведется большая работа по выводу экономики из «тени», по улучшению качества жизни. Чтобы работа была более эффективна, заметил Владимир Васильев, необходимо объединиться, несмотря на разные политические взгляды. «Работы хватит на всех», - уверен врио руководителя РД. Кроме того, Васильев призвал собравшихся поучаствовать и в работе по обновлению кадров регионального правительства. Так, например, сегодня свободна должность уполномоченного по правам человека в Дагестане, кандидатуру которого было предложено подыскать в кругах политических партий. Реализация механизма взаимодействия власти и общества играет особую роль в развитии региона, отметил важность деятельности омбудсмена чиновник. В своих выступлениях представители «Единой России», «Справедливой России», КПРФ и непарламентских партий обозначили свои предложения по развитию республики. В заключение Владимир Васильев призвал партии объединиться, чтобы провести выборы Президента Российской Федерации в регионе на высоком уровне.www.ChechnyaTODAY.com

• "Я выражаю искреннюю благодарность Президенту России Владимиру Путину, благодаря которому работа по возвращению российских граждан из горячих точек идет непрерывно", - написал Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров на совей странице в Mylistory. "Без его непосредственной поддержки мы бы не смогли успешно заниматься решением таких важных задач. Также хочу поблагодарить всех, кто принимает участие в спасательной операции, и в частности, дорогого брата Зияда Сабсаби", - добавил Р. Кадыров. Он также отметил, что, работа по возвращению на Родину детей и женщин из Сирии и Ирака успешно продолжается. Как мы ранее сообщали, очередной, находившийся в приюте Ирака ребенок, присоединился к родным и близким. В среду в Грозный привезли дагестанского мальчика Зейда Абдулаева. По поручению Главы Чечни его спасением занимался представитель Главы ЧР в странах Ближнего Востока и Северной Африки Зияд Сабсаби. Ранее дедушка мальчика Ахмед Абдулаев обратился к Главе ЧР Рамзану Кадырову с просьбой помочь в возвращении на родину внука, который находится в одном из иракских приютов.  "Благодаря слаженной и плодотворной деятельности рабочей группы, возглавляемой Зиядом Мухамедовичем, мы смогли подготовить все необходимые документы для возвращения ребенка домой. Теперь его жизни ничего не угрожает", - написал Рамзан Кадыров. www.ChechnyaTODAY.comВсе права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Чеченская Республика Сегодня" обязательна.

• В Министерстве образования и науки Чеченской Республики состоялась встреча министра Исмаила Байханова с представителем одной из крупных и известных онлайн-языковых школ в стране "SkyEng" и представителями образовательного центра "Открытие". В ходе встречи достигнута договоренность о сотрудничестве нескольких общеобразовательных организаций со "SkyEng", в рамках которого в образовательном процессе при обучении учащихся английскому языку будет апробирована платформа "SkyEng" и изучены ее возможности. Среди них, по заявлению разработчиков, есть, например, возможность выполнения домашних заданий непосредственно через систему и их автоматическая проверка. Skyeng — крупнейшая в России онлайн-школа английского языка, основанная в 2012 году. Занятия с преподавателями проводятся на собственной интерактивной платформе в круглосуточном режиме и дополняются мобильными приложениями, расширениями для браузера и обучающими рассылками. Занятия в школе проходят в виртуальном классе на собственной учебной платформе Vimbox. Платформа создана компанией для стандартизации обучения английскому языку. Через неё ведётся общение между учениками и преподавателями, выдача и контроль заданий. Система позволяет методистам отслеживать выполнение учителями согласованной программы занятий, долю времени общения преподавателя и ученика и другие показатели, на основе которых оценивается и улучшается качество обучения.www.ChechnyaTODAY.comВсе права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Чеченская Республика Сегодня" обязательна.