Курсы валют USD/RUB 56.7608 EURO/RUB 69.6341

Чеченский вояж Галины Сергеевны

Мечты непременно должны сбываться, как и хорошие сны. Я давно мечтала побывать в Грозном. Два месяца, изо дня в день, и каждый вечер, укладываясь спать, я представляла, как буду ходить по самому красивому городу Чечни.

Закрывала глаза и, засыпая, думала только об одном – я должна поехать в Чечню. И моя мечта сбылась. Не буду рассказывать, какие усилия мне пришлось приложить для исполнения этой мечты.

Самое главное, что до осуществления мечты оставалось несколько шагов – на руках было приглашение из Союза писателей ЧР, письмо из Министерства Чеченской республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации, которые грели душу.

И вот куплены билеты, я сообщила детям, что уезжаю в Чечню, уложила сумку, завела будильник и … разумеется, не спала всю ночь. Я давно никуда не выезжала, в последний раз была в Москве в 2013 году на церемонии «Писатель года». Переживала, как перенесу такой длительный перелет, и, как оказалось, зря. Самолет благополучно приземлился, гораздо тяжелее оказался переезд из аэропорта Домодедово в аэропорт Внуково.

Но и это я осилила. Долгое ожидание в аэропорту и, наконец, посадка в самолет, который доставит меня в Грозный. Но в душе было немного тревожно, все-таки чужая земля, хотя и часть России. Перед поездкой, еще у себя дома, встретилась с Саварбеком Терхоевым.

Саварбек – председатель правления местной мусульманской религиозной организации «Ихсан» в нашем городе. Удивительно интеллигентный и тактичный человек. Он меня уверил, что встретят меня в Чечне достойно и не менее достойно проводят обратно.

И вот…самолет чиркнул колесами по взлетной полосе, мягко покачивая крыльями, замедлил бег, … я машинально накинула на голову платок. Здравствуй, Грозный! Здравствуй, моя мечта!

В аэропорту растерялась. Время пять часов утра, номер в гостинице забронирован, но туда нужно еще добраться. Такси? Как-то внутренне сжалась. Потом успокоилась. Красть меня никто не станет. Кому нужна совсем немолодая женщина?

Около меня остановилась чеченка, улыбнулась.

– Вам куда?

И я в ответ подарила ей улыбку.

– В гостиницу.

Женщина махнула рукой.

– Пошли. Подвезем.

И я пошла. Как будто встретила свою старую знакомую, которая меня сейчас отвезет туда, куда я ей скажу. Меня усадили на место рядом с водителем, четыре женщины сели сзади и мы поехали.

Аэропорт находится недалеко от города, через пятнадцать минут мы были у гостиницы «Грозный». С сожалением расстаемся, меня просят непременно погостить в их семье. Я не могу ничего обещать, за меня все решала приглашающая сторона.

Позже я буду знать, что входит в мои планы. А пока, оказавшись в номере, радостно раскидываю руки. Я совершенно счастлива. Я еще не знаю, что меня ожидает в Грозном, но душа поет от радости и не желает жить здесь и сейчас по-иному.

Приглашение посетить Чечню было подписано Эдуардом Арбиевичем Мамакаевым. Это очень уважаемый человек, заместитель председателя Союза писателей Чеченской Республики, директор литературно-мемориального музея Арби Мамакаева. И еще он член Общественной палаты Чеченской Республики.

Немного робею от необходимости звонка, чтобы сообщить, что я прилетела. В ответ приветливый голос советует не торопиться, за мной заедут в гостиницу.

Спускаюсь в холл, завтракаю в ресторане при гостинице. Эдуарда Арбиевича узнаю сразу. Улыбчивый седовласый человек, с удивительно добрыми глазами. Мы едем в Союз писателей Чечни. Красивый особняк, в окружении деревьев, выложенное плиткой крыльцо. Поднимаемся по ступенькам, и я замираю. Господи, спасибо тебе за исполнение моей мечты! Передо мной открываются двери, и я вхожу.

Немного завидую, наше отделение Союза писателей в Кемерово не столь красиво. Да что там красиво! Богаче! Знакомлюсь с обитателями этого роскошного дома. Меня представляют Председателю Союза писателей Чеченской республики.

Канта Ибрагимов – высокий красивый мужчина. Про таких говорят – породу видно сразу. Я про себя отмечаю это. Или я не женщина? Вслух своего восторга, разумеется, не высказываю. Это неприлично.

Скромно опускаю глаза, моя голова покрыта платком, на мне длинная юбка, как и положено. Эдуард Арбиевич постоянно рядом со мной. Мы едем в музей Ахмата Кадырова, первого Президента Чечни. А по пути мне показывают город. Мы проезжаем по чистым улицам, по проспекту Путина, мимо огромного сада цветов, мимо мечети потрясающей красоты, которая носит гордое название «Сердце Чечни».

Музей Ахмата Кадырова и Аллея славы повергают в трепет. Для всего чеченского народа это – священное место. Огромный зал, всюду портреты великих людей, и разумеется, отца и сына Кадыровых.

Мебель из кабинета Ахмата-Хаджи Кадырова, его портрет на стене, …кажется, что хозяин просто вышел на минуту и скоро вернется. И меня все время не покидало ощущение этого ожидания.

Потом общение со школьниками. Со стороны это обыкновенные школьники, как и миллионы российских детей. Радостно улыбающиеся, они уже знают, что я из далекой и снежной Сибири.

Поясняю, чтобы быть точнее, что я из Кузбасса. И добавляю – Тулеев. Знаете? Дети кивают. Они знают. Мы долго фотографируемся. Сначала сидя на скамейке, потом выискиваем место, чтобы не светило солнце в глаза.

Обещаю, что непременно моя статья будет в нашей газете, и я постараюсь, чтобы фото с ними было на первой полосе. Дети радуются, теперь все хотят сфотографироваться так, чтобы я стояла рядом.

Но школьников много, а я одна. Наконец, встаем, как должно. Фото готово. На всякий случай проверяем. Все отлично. Меня приглашают в гости к ним, в школу. Извиняюсь. Простите, милые, но у меня в этот раз не так много времени. Обещаю, что в другой раз непременно побываю. Про себя отмечаю, что еще не уехала, а уже собираюсь сюда снова. Ах, мечты! Но они должны сбываться, разве не так? И мечтать о будущем приезде я начинаю уже сейчас, хотя все еще нахожусь в Грозном.

На другой день очень важное мероприятие. Меня пригласили на заседание Общественной палаты Чеченской республики. Делегаты со всего Северного Кавказа. Все говорят на русском языке.

Тема серьезная – единение народов Кавказа. Простым языком, как нам обустроить нашу жизнь. Точнее, жизнь на Кавказе. Мне дают слово. Я не могу ничего посоветовать этим замечательным людям. Я просто поблагодарила всех присутствующих за теплый прием. Мне улыбаются, и откуда-то изнутри поднимается теплая волна. Хочется крикнуть – «Я люблю вас, люди!» Но я не делаю этого. Здесь не кричат.

А потом мы едем в дальнее село Надтеречное. Там находится музей в память чеченского писателя Арби Мамакаева. Дорога все время вверх, я это чувствую, давит на уши. Примечаю, что даже в горах каждый кусок земли, годный для земледелия, обработан, посеяны озимые. Люди сами кормят себя. Не ждут, что кто-то за них вспашет, посеет, а потом соберет урожай.

Мемориальный музей Арби Мамакаева занимает девять комнат. Экспонатов огромное количество. Отдельно комнаты боевой славы чеченского народа. Чеченцы тоже воевали в Великую Отечественную войну.

Эдуард Арбиевич говорит, что мемориальный музей от любого другого тем и отличается, что он должен создавать впечатление, что здесь еще живут хозяева, только они куда-то вышли и вот-вот вернутся.

Привожу дословно слова сына великого Арби. «Здесь, как в любом обитаемом доме проходит смена времен года, и день сменяет ночь. Одним словом, здесь все живет, дышит и говорит. Только надо уметь это слышать...»

И я не только видела, но и слышала. И даже спала в ту ночь на кровати, на которой когда-то много лет назад спал Арби Мамакаев. К слову сказать, что сон мой был глубоким и спокойным.

Вокруг дома, в котором находится музей, большой сад с разными фруктовыми деревьями. Их в свое время посадили именитые гости музея. И есть слива, которую весной 2004 года должен был посадить Ахмат-Хаджи Кадыров.

Но 9 мая того же года на стадионе в Грозном случилась трагедия. Для всего чеченского народа в тот день опрокинулась земля. Даже время тогда остановилось, чтобы прислушаться к народной скорби.

Через два дня, одиннадцатого мая, во дворе музея собралось много народа. Каждый из присутствующих, рассказывает Эдуард Арбиевич, подходил к саженцу, вкопанному прямо напротив входа в музей.

Люди гладили деревце, произносили над ним молитву, как делают это над головой осиротевшего ребенка. Присутствующие, во главе с кадием района, единодушно решили, что нужно оставить саженец на его первоначальном месте.

Это было символично. Деревце в свое время даст плоды – это одно из самых почитаемых в исламе видов подаяния – сaгla. Это вечный источник добра и милости, который человек может оставить после себя.

И этот саженец стал не простым деревцем, а завещанием покойного, что является священным для каждого мусульманина. Сейчас спустя годы саженец превратился в большое дерево и гордо носит на своем стволе табличку с именем Ахмата-Хаджи Кадырова.

Уезжать отсюда не хотелось. Но, как говорится, нас ждут великие дела. Хотя нет. Не так. Не великие дела. Ко мне в этот день должна была приехать моя дорогая, несравненная подруга – Тавус из Махачкалы.

Да, Махачкала – это Дагестан. Но это совсем рядом. Каких-то пара часов и долгожданная встреча состоится. И она состоялась. Радости нашей не было предела. Время пролетело быстро. А мне нужно было непременно появиться на юбилее композитора, гармониста Рамзана Паскаева.

Мы поехали вместе с Тавус. Правда, на само торжество не остались. Просто посидели в зале, сделали совместное фото. Подруге нужно уезжать и я вызвалась ее проводить. Потом пожалела. Нет, вовсе не о том, что поехала подругу проводить. Эдуард Арбиевич сказал, что был потрясающий концерт. Вздыхаю. Жаль, что не получилось. Как говорит русская поговорка – два горошка на ложке не всегда укладываются.

И я снова пожалела, что сразу купила обратные билеты. Я не смогла остаться на день матери, принять участие во встрече с детьми-инвалидами, которая должна была состояться в музее Ахмата Кадырова.

И она, конечно, состоялась, но… без меня. Хотя в Обществе инвалидов я побывала, где познакомилась с его руководителем, замечательной Рабу Андиевной. Красивая женщина, с красивыми глазами. Мы пили чай и беседовали.

А потом нашему отделению «Общества инвалидов» сделали подарок, выполненный руками девятилетней девочки-инвалида. Потрясающее панно, прекрасная работа, по которой не скажешь, что это сделал ребенок. И я снова пожалела, что у меня так мало времени.

Наступил день отъезда. Сердце ныло – не хотелось уезжать. Перед этим отправила домой большую посылку – Союз писателей Чечни подарил нашей чеченской диаспоре много детских книг. Дома я должна передать их чеченским детям. Часть книг и священный Коран для строящейся мечети в нашем городе я повезла с собой. И везла домой благодарственное письмо от министра Чеченской республики по делам молодежи, которое адресовано мне. Еще писатели Чечни преподнесли мне свои книги. И самая дорогая книга, в полном смысле этого слова, роскошное подарочное издание – «Возрождение духовно-нравственных ценностей чеченского общества».

Я читаю книги чеченских авторов, изданные на русском языке, вновь и вновь перечитываю стихотворения чеченского поэта Умара Яричева, все больше узнавая о далекой стороне, которая стала мне удивительно близкой.

И вспоминаю, как кто-то из школьников во время встречи в музее Ахмата Кадырова спросил меня, что я буду писать в своей статье. А я ответила, что скоро уеду из Грозного, но сердце мое останется в Чечне.

И дети дружно захлопали. Им понравились мои слова. Я уехала, …сердце мое, конечно, со мной. Но я считаю дни до весенних месяцев. Я снова собираюсь в Чечню. И поеду не с пустыми руками. Я непременно напишу книгу. О чем? Секрет я до конца не открою…

Галина ВЯЗОВЦЕВА

Защитный код
Обновить

Чеченская республика СЕГОДНЯ

• Президент Международного олимпийского комитета Томас Бах официально объявил Олимпийские игры 2018 года в Пхёнчхане закрытыми. Было разыграно 102 комплекта наград в 15 дисциплинах. В общей сложности участие в соревнованиях приняли 2925 спортсменов из 92 стран. Зимняя Олимпиада проходила с 9 по 25 февраля. Российские спортсмены выступали под нейтральным флагом в статусе "олимпийских атлетов из России" и завоевали две золотые, шесть серебряных и девять бронзовых медалей. В неофициальном общекомандном медальном зачёте победила сборная Норвегии, завоевавшая 39 наград — 14 золотых, 14 серебряных и 11 бронзовых. Сборная России стала 13-й.  Следующая зимняя Олимпиада состоится в 2022 году в Пекине.  www.ChechnyaTODAY.com

• РОФ имени Героя России Ахмат-Хаджи Кадырова проводит широкомасштабную благотворительную акцию в Сирии, напомнил Глава ЧР Рамзан Кадыров. Он отметил, что помощь поступает даже в самые отдаленные районы страны. Офисы Фонда расположены в Дамаске, Алеппо и Латакии. Только на этой неделе продукты питания, одеяла, одежду, обувь и медикаменты получили 5000 семей. Кроме того, по словам Руководителя Чечни, ежедневно более двух тысяч килограммов свежего хлеба раздается населению. РОФ также помогает Домам престарелых и инвалидам. Помимо медикаментов, для них закуплены инвалидные коляски. «Я от всей души благодарю Президента РОФ, мою дорогую маму Аймани Несиевну за безграничную помощь, которую она оказывает всем нуждающимся. Также выражаю благодарность представителю Главы ЧР в странах Ближнего Востока и Северной Африки дорогому брату Зияду Сабсаби, который координирует работу Фонда в САР», - написал Рамзан Кадыров на своей странице в Mylistory.www.ChechnyaTODAY.comВсе права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Чеченская Республика Сегодня" обязательна.В с. Новые Атаги прошло открытое первенство Шалинского района по дзюдо среди юношей 2001-2003г.р. В соревновании приняло участие 216 человек из 12 команд Чеченской Республики, также на районный турнир приехали три команды из Дагестана. По словам организаторов, турнир приурочили ко Дню защитника Отечества. Юноши оспаривали звание лучшего в одинадцати весовых категориях. Победители и призёры были награждены кубками, медалями и почётными грамотами. www.ChechnyaTODAY.com

• В Грозном прошел турнир «Всемирного Бойцовского Чемпионата Ахмат» - WFCA 45. На арене спортивного комплекса “Колизей” сошлись бойцы смешанных единоборств из Бразилии, Хорватии, Грузии, Казахстана, Таджикистана, Азербайджана и России. Зрителям турнира было представлено 12 непредсказуемых, зрелищных, жестких, но бескомпромиссных поединков.В качестве почётных гостей на спортивном мероприятии присутствовали Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, а также депутат Государственной Думы РФ Адам Делимханов, Председатель Парламента ЧР Магомед Даудов, депутат Госдумы РФ, трехкратный олимпийский чемпион Бувайсар Сайтиев, известный профессиональный боксер Дмитрий - Русская Кувалда-Кудряшов, бойцы UFC Абдул-Керим Эдилов ,Магомед Бибулатов и другие лица. В главном бою за пояс чемпиона WFCA встретились российский боец, представляющий бойцовский клуб” Ахмат” Максим-Максимус-Гришин(26-7) и бразилец Леонардо Гимараеш(12-5).По итогам пяти раундов новым чемпионом организации в полутяжелом весе, единогласным решением судей стал Максим Гришин Чемпион WFCA в среднем весе, боец клуба “Ахмат”, россиянин Абубакар Вагаев (17-2), не оставил никаких шансов на победу для другого бразильца Родриго Кавальейро(20-7) и победил единогласным решением судей.Очень упорным и тяжелым получился бой, в котором встретились два россиянина ,действующий чемпион WFCA Хусейн Халиев (БК “Ахмат”) и Тагир Тагиров (Астрахань).Решением судей победу праздновал Халиев. Остальные результаты турнира WFCA45:9) 84 кг Шамиль Абдулаев 10-0 (Дагестан, Россия) победил Алексея Ефремова 18-8-1 (Россия, БК "Ахмат") решением судей 8) 70.3 кг Тофик Мусаев 11-3 (Азербайджан) победил Зураба Бетергараева 13-3-2 (Россия, БК "Ахмат") - травма ноги 7) 77.1 кг Ренне Пессоа 16-4 (Бразилия) победил Хасайна Даудова 5-2 (Россия, БК "Ахмат") удушающим приемом во 2 раунде 6) 56.7 кг Азам Гафоров 9-0 (Таджикистан, БК "Ахмат") победил Мурада Зейнулабидова (Дагестан, Россия) 17-3 решением судей 5) 56.7 Имран Букуев 7-0 (Россия, БК "Ахмат") победил Алексея Шапошникова 5-1 (Екатеринбург, Россия) удушающим приемом в 3 раунде 4) 70.3 кг Султан Абдуразаков 3-1-1 (Дагестан, Россия) победил Рашида Дагаева 6-3 (Казахстан, БК "Ахмат") решением судей 3) 70.3 Шамхан Данаев 5-2 (Россия, БК "Ахмат") победил Шоту Акулашвили 8-5 (Грузия) решением судей 2) 93+ кг Алихан Вахаев 6-2 (Россия, БК "Ахмат") победил Иво Кука 12-9 (Хорватия) нокаутом в 1 раунде 1) 61.2 кг Анзор Абдулхожаев 6-1 (Россия, БК "Ахмат") победил Кылычбека Садырдинова 4-3 (Кыргызстан) техническим нокаутом во 2 раунде www.ChechnyaTODAY.com Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Чеченская Республика Сегодня" обязательна.

• Партпроект «Единая страна – доступная среда» рассмотрит комплексный подход к повышению доступной среды в регионе В рамках проекта планируется решить комплекс задач, включая мониторинг оснащения социальных объектов для удобства людей с ОВЗ. Первое в 2018 году заседание общественного совета партийного проекта ЕР «Единая страна – доступная среда» прошло в Грозном, под председательством Регионального координатора, Руководителя Регионального исполкома Чеченского реготделения Партии – Адлана Динаева. По его словам, «Единая страна – доступная среда» - проект, имеющий особую актуальность в Чеченской Республике. «В результате военных кампаний прошлого десятилетия в нашем регионе большое количество людей с ограничениями здоровья. Государственные меры поддержки на высоком уровне. Силы партпроекта направлены на содействие государственным мерам по улучшению условий жизни таких людей. Поэтому для нас важно и ответственно выявлять дополнительные возможности и способы улучшения доступной среды», - отметил А.Динаев. В качестве первоочередных мер координатор предложил проводить обследование объектов социальной инфраструктуры региона. «Важно скоординировать комплексный подход к созданию доступной среды в регионе – в вопросах трудоустройства и образования инвалидов. По результатам мониторинга, процент трудоустроенных инвалидов в ЧР составляет 22, 8%. Необходимо рассмотреть меры взаимодействия с организациями, чтобы этот показатель вышел на позитивный уровень», - подчеркнул Динаев. Все озвученные предложения лягут в план реализации партпроекта на 2018 год. На заседании также обсудили вопросы обеспечения равного доступа инвалидов к осуществлению своих прав на участие в выборах. В обсуждениях принимали участие: председатель Общественного совета проекта, Председатель республиканской организации Всероссийского общества инвалидов в Чеченской Республике Рабу Аздаева и члены Общественного совета проекта.www.ChechnyaTODAY.com