Курсы валют USD/RUB 61.5945 EURO/RUB 72.1826

Чеченцы в Великой Отечественной войне

 В исторической литературе тема вклада чеченского народа в победу над фашизмом нашла определенное отражение. В разные годы в печати выходили труды, в которых освещались отдельные аспекты участия жителей Чечено-Ингушской АССР в Великой Отечественной войне. Однако смело можно утверждать, что эта тема до сих пор является одним из «белых пятен» в общей истории военного периода нашей страны. 

 

Во-первых, нет еще изданных обобщающих комплексных трудов по теме достойного вклада чеченского народа в победу над нацистской Германией. Во-вторых, тема участия чеченцев в Великой Отечественной войне долгое время была под запретом для исследователей-историков СССР. Кроме того, сами чеченские ученые в течение как минимум 13 лет (из-за необоснованной и преступной депортации всего чеченского народа в 1944 году в Казахстан и Киргизию) не имели возможности не только публиковаться по данной теме, но и вообще хоть как-то ис¬следовать ее. В период с начала депортации и вплоть до XX съезда КПСС партийное руководство Советского Союза посредством своих пропагандистско-идеологических, а порой и репрессивных рычагов работало на создание искусственного образа чеченцев как бандитов, предателей-коллаборационистов и т.п.

Наконец, и в наши дни находятся публицисты, историки и даже отдельные политики, которые абсолютно бес¬почвенно, методами передергивания фактов, искажения источников, фальсификацией, а зачастую и элементарными домыслами пытаются, вопреки исторической правде, реанимировать старые сталинско-бериевские ярлыки «пособников оккупантов», «изменников Родины», «бандитских элементов» и пр., которые в свое время официальная пропаганда навешивала на весь чеченский народ, впрочем, как и на карачаевцев, балкарцев, ингушей, калмыков, крымских татар, немцев, греков, турок-месхетинцев. Фальсификаторами даже был придуман миф о «белом скакуне», которого чеченцы якобы собирались преподнести в дар Гитлеру, а некоторые авторы заявляли о «массовом предательстве чеченцев в годы Великой Отечественной войны».

   Авторы подобных утверждений, помимо того, что вступают в явное противоречие с доказанными научными фактами, ставят под сомнение содержание и правовые оценки таких основополагающих законодательных актов, как Декларация Верховного Совета СССР «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечению их прав» от 14 ноября 1989 года; Постановление съезда народных депутатов РСФСР «О жертвах политических репрессий в РСФСР» от 11 декабря 1990 г.; Постановление Кабинета Министров СССР «Об отмене постановлений бывшего Государственного Комитета обороны СССР и решений Правительства СССР в отношении советских народов, подвергшихся репрессиям и насильственному переселению»; Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 года и других федеральных и республиканских законодательных актов. В этих актах однозначно и безоговорочно определены и в правовом отношении оформлены два основных вопроса: 1) обвинения чеченцев, как и других репрессированных народов, в предательстве – это «политика клеветы», «клеветнические нападки» на целые народы; 2) депортация народов, в том числе чеченцев, – это «тяжелейшие преступления» против «основ международного права», против «собственного государства», это «произвол и беззаконие», это «трагедия всей России».

   Еще в 1964 году одним из первых в современной литературе взялся оправдывать сталинско-бериевскую точку зрения на выселение народов Андрей Губин в повести «Созвездие Ярлыги», опубликованной в №8 журнала «Октябрь». Противоречащие науке и, в значительной степени, здравому смыслу обвинения целого народа в «предательстве» подхватили и развили дальше другие авторы: С. Муриков в журнале «Звезда», 1988 г.; Н.Горбачев в журнале «Москва» (№№ 6–8 за 1989 год); Владимир Логинов в альманахе «Шпион» (№№ 1–2 за 1993 год); И.Пыхалов в журнале «Отечество» (№7 за 2002 г.), а также Г.Погребнов, Э.Эркенов и другие. Эти утверждения противоречат исторической правде. Народы Северного Кавказа, в том числе и чеченский, как и народы всей страны, искренне откликнувшиеся на обращение Сталина от 3 июля 1941 года, призвавшего их на Отечественную войну, с первого дня считали эту войну против немецких агрессоров войной освободительной, борьбой за собственное дальнейшее существование. Факты измены, предательства, сотрудничества с немецким военным командованием и оккупационной администрацией встречались и на Се¬верном Кавказе, равно, как они имели место во всех без исключения оккупированных районах страны. Однако следует признать, что в некоторых районах СССР, оккупированных противником, удельный вес населения, сотрудничавшего с фашистами, был выше, чем в национальных автономиях Северного Кавказа и тем более в Чечено-Ингушетии, которая не была оккупирована фашистскими захватчиками.

   Более 40 тысяч выходцев из Чечено-Ингушской АССР принимали участие в ВОВ. Шесть чеченцев за подвиги, совершенные в Великой Отечественной войне, были награждены высшей наградой СССР – «Золотой Звездой Героя Советского Союза», а в 90-е годы высокое звание Героя Советского Союза получили еще 5 чеченцев. Архивные документы МО СССР свидетельствуют о том, что 52 чеченца были в 1943 году представлены к званиям Героев Советского Союза, но преобладающая их часть свои награды не получила из-за пятой графы в паспорте, а до иных так и не дошли эти сведения. Героями Советского Союза стали 32 осетина (христиане и мусульмане), 7 кабардинцев, 6 адыгейцев, 5 абхазцев, 8 калмыков (буддисты по вероисповеданию).

В Брестской крепости сражались до 400 воинов, призванных из Чечено-Ингушетии, а преобладающую их часть составляли чеченцы и ингуши. Среди них был Магомед Узуев, которому посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. О крепости, которая с первых же часов войны приняла на себя бой и в течение двух месяцев сопротивлялась смертельному натиску фашистов, Сталин ни словом не обмолвился.

  Представители народов Северного Кавказа, многие из которых были верующими, сражаясь против общего врага, проявляли чудеса храбрости. Вот некоторые факты: дважды Герой Советского Союза летчик Амет-Хан Султан – лакец по национальности, Герой Советского Союза, пулеметчик Ханпаша Нурадилов, уничтоживший 920 фашистов и погибший в битве за Сталинград, командир 28 гвардейского командирского полка 6 гвардейской кавалерийской дивизии 2-го Белорусского фронта Мавлид Висаитов, который первым, действуя в авангарде дивизии, громя немцев, вышел 27 апреля 1945 году на реку Эльбу и встретился с американскими войсками – чеченцы, Героем Советского Союза является осетин Хаджи-Умар Мамсуров (он же полковник «Ксанти», участник Гражданской войны в Испании в 1936–1938 гг.) и др.

Мансур Тамаев 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

 

 

 

 

<< < Май 2018 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31