Православие достоевский преступление и наказание о совести. Как раскрывается проблема совести в романе «Преступление и наказание»? Cочинение «Осознание собственной вины Раскольниковым»

Роман «Преступление и наказание» произвел на меня очень сильное впечатление. Ф.М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души». Одним из интереснейших героев Достоевского является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель.
Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление - на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий. Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений.
Раскольников чувствовал и видел мир, его историю, его победы и поражения. Этому человеку казалось, что он понял людей и добрался до сути жизни. Раскольников решил все взять в свои руки, направить ход событий по пути, предначертанному им самим.
Протест и возмущение Родиона против общественного строя сочетается с его теорией «сильной личности». Презрение к обществу и его нравственным законам приводит героя к убеждению о неизбежности сильной, властной личности, которой «все дозволено». Герой решил пойти на сделку с собственной совестью. Преступление должно доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается».
Мне кажется, ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, а закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им. Раскольникову кажется, что он отвечает за свои поступки лишь перед собой, и суд других ему безразличен.
Вначале Родиона нисколько не трогает совершенное им преступление. Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности. Что тут такого, если он убил? Он убил только одну «вошь, из всех вшей самую наибесполезнейшую». Когда Родион слышит слово «преступление», он кричит в ответ: «Преступление! Какое преступление?.. то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!»
Постепенно Раскольников начинает анализировать причины и давать различные объяснения своему поступку: «хотел Наполеоном сделаться», жаждал помочь матери, был безумен и озлоблен, бунтовал против всех и вся, стремился утвердить свою личность. Героя начинает мучить совесть. По-моему, это естественно. Раскольников нарушил нравственный закон, который существует в душе человека с момента его рождения. Этот закон непреложен. Нарушившего его ждут сильнейшие нравственные муки, разрушение духовное и физическое.
На мой взгляд, в теории Раскольникова есть мысли, которые могут возникнуть только у ненормального человека. Возможно, если бы теория героя осталась на бумаге, она показалась бы только плодом фантазии больного человека. Но Раскольников начал осуществлять ее практически! Он решил, что старуха-процентщица – «гнойник, который необходимо удалить», ведь она не приносит никому пользы. Поэтому Алена Ивановна должна умереть, она – та самая «тварь дрожащая». Но почему, в таком случае, гибнет невинная Лизавета?
Так теория Раскольникова начинает постепенно рушиться. Нельзя делить людей только на «плохих» и «хороших», да и не дело человека – судить других. Кто прав, а кто виноват, может решать только Господь Бог. Нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей. Жизнь – это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти.
Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления - сцена признания Раскольникова Соне. Все доводы рассудка, казавшиеся ему столь верными, отпадают один за другим. Таким образом, роман «Преступление и наказание» помог мне понять: нельзя прийти к благу через убийство, даже если добро во много раз превышает зло. И никогда ни за что не убежишь от своей совести. Это самый страшный и самый справедливый судья на свете.
На мой взгляд, антигуманные мысли и дела не могут служить на благо человечества, никакое зло нельзя оправдать счастьем миллионов других. Счастье нельзя построить на крови, жестокости и насилии.
Раскольников в романе приходит к переосмыслению нравственных ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». Да, действительно, герой убил себя, потому что попытался пойти против своей совести. Примечательно и то, что именно через страшные муки совести Раскольников все-таки приходит к духовному возрождению.

Преступление должно доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается». Мне кажется, ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, а закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им. Раскольникову кажется, что он отвечает за свои поступки лишь перед собой, и суд других ему безразличен.

Как написать сочинение на тему — Ответственность человека за свои поступки?

Такой груз неожиданных последствий несет на себе теория Раскольникова. В своей статье, написанной за полгода до преступления, он говорил о делении человечества на два разряда: обыкновенных, способных быть лишь материалом для истории, и необыкновенных, которые могут во имя великой цели переступать через нравственные законы общества. И не просто переступать, а не терзаться при этом муками совести и не нести никакой ответственности.

Проблемы совести в “преступлении и наказании” Problems of conscience in “Crime and punishment” Текст научной статьи по специальности « Литература. Литературоведение.

Томпсон Д. О. Проблемы совести в “преступлении и наказании” // Проблемы исторической поэтики. 1998. №5.

Томпсон Д. О. «Проблемы совести в “преступлении и наказании”» Проблемы исторической поэтики (1998).

Томпсон Д. О. (1998). Проблемы совести в “преступлении и наказании”.

Преступление и наказание проблема совести сочинение


«Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил», — коротко и ясно говорит он Соне.

От нищеты и отчаяния пришел Раскольников к мысли о «праве сильного» и тут же дополняет ее мыслью об искоренении несправедливости из жизни с помощью своей силы, доказанной на «наполеоновской» пробе. Так убийство старухи-ростовщицы стало «пробой», к которой Раскольников тщательно готовился, просчитав все до мельчайших подробностей, но не беря во внимание личность человека, его «натуру». Совершив преступление, он переживает мучительный душевный кризис.

О чём заставляет задуматься роман — Преступление и наказание

Но совесть начинает мучить, ведь, нарушив нравственный закон, человек обрекает себя полное разрушение. С помощью убийства «твари дрожащей» Раскольников удаляет «гнойник», не приносящий пользы, но при этом страдает невинный человек. Однако в конце произведения, в сцене признания Соне, главный герой понимает, что доводы рассудка тут ни к чему. Читая этот роман, понимаешь, что нельзя прийти к добру посредством смерти и насилия.

Муки совести Григория Мелехова

Благодаря силе своего духа казаку удается вернуться на правильный путь, но его ожидает расплата за совершенные проступки. Он теряет жену, нерожденного ребенка, отца и мать, а затем и возлюбленную Аксинью. Григорий осознает, что в попытках найти справедливость он забыл о родной земле и собственной семье. Герой хочет начать все сначала, поэтому в конце романа возвращается в свой дом, к подросшему

(14)Наконец указали (!) похоронить его в Сестрорецке, где он иногда жил на даче. (15)Гражданскую панихиду проводили в Доме писателя.

(16)Вести её поручили Александру Прокофьеву, первому секретарю Союза писателей. (17)Обязали вести кратко, не допуская никакой политики, строго придерживаясь регламента, не позволять никаких выпадов, нагнали много милиции и работников Большого дома. (18)Все желающие в Дом попасть не могли, люди заполонили лестницу, ведущую к залу.

Проблема личной ответственности человека за свои поступки (по роману Ф

Соня Мармеладова с ее идеалом Христа пытается убедить Раскольникова в не­обходимости предстать перед судом, покаяться. Но, даже идя на каторгу, Родион не разуверился в собственной идее. Долгое время он переживал лишь из-за того, что он - не сверхчеловек, потому что его мучает совесть. Улик, по сути, не было, и Родион мог бы избежать наказания. Но окончательным толчком к признанию стало самоубийство Свидригайлова. Свидригайлов - преступник по сути, на его счету несколько загубленных жиз­ней.

3. К сожалению, современное общество больше стремится к материальному, чем к духовному. Неужели все повторяется? Вспоминаю строки В.В. Маяковского, который сетовал на то, что «из Петрограда исчезли красивые люди», что многих не волнует чужая беда, они думают «нажраться лучше как», спрятаны, подобно дамочке из стихотворения «Нате!» в «раковину вещей».

4. Проблему нравственности поднимает в своей поэме «Ров» А.Вознесенский.

Анализ романа Ф

Он взялся не за свое дело. «Переступая», он насилует себя. А когда он совершает искренние и добрые поступки, которые радуют мать, сестру и Соню, он поступает свободно и раскованно. Раздвоенность, противоречивость Раскольникова вызвана тем, что в душе его происходит борьба мотивов за преступ­ление и против него. Эта борьба, раздвоенность чувствуется в нем постоянно - и в сознании, и в подсознании, во сне и наяву.

Проза 1906-1921

Но теология известного рода возводит в принцип этот последний частный случай и искусственно подводит под эту последнюю категорию все остальные возможные отношения. Наказание она представляет себе всегда - как следствие преступления, а не чего-либо иного, а на преступление смотрит как на причину, в которой неизменно заключается зародыш наказания. В подобном учении преступление всегда логически связано с наказанием через посредство Бога, Эта точка зрения особенно противна и отталкивает всего сильнее тогда, когда ее берут под свою защиту поэт или художник.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников в романе «Преступление и наказание»

Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони – идея смирения.
  • В романе Достоевского раскрыто обычное для человека неприятие преступления, убийства живого существа. Писатель специально выводит в роли жертвы существо мелкое и ничтожное, но словно для облегчения морального прозрения героя добавляет в сюжет случайную жертву — сестру Алены Ивановны. Кто знает, мучился бы Родион так же если бы второй жертвы не было? Но не только убийство раскрывает проблемы взаимоотношений человека со своей совестью. Вся жизнь Родиона — это сплошные муки совести, за преступление которое он совершил, за преступления которые совершают другие, за свое бессилие перед жестокостью и пороками мира. Вспомните мечты Раскольникова об идеальном обществе, Египетском оазисе доброты. Это тоже совесть, ее проявления.

Как раскрывается проблема совести в романе «преступление и наказание»?

  • Проблема совести: аргументы
  • Проблема совести: аргументы.


    примеры из художественной литературы

  • Внимание

    Проблема совести. сочинение егэ

  • Вы точно человек?
  • Преступление и наказание проблема совести аргумент
  • Преступление и наказание проблема совести аргументы
  • Проблема совести в романе ф.м.


    достоевского «преступление и наказание»

    Еще один пример Ученик может использовать в сочинении «Проблема совести» аргументы из литературы, которая не входит в школьную программу.

    Эти книги он мог прочесть самостоятельно. К примеру, роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» также освещает данную проблему.
    У писателя вопрос совести достигает огромных, всечеловеческих масштабов.

    Важно

    Понтий Пилат, один из главных действующих лиц произведения, не стал жертвовать своей карьерой, чтобы спасти невиновного Иешуа.

    Проблема совести в романе ф.м. достоевского «преступление и наказание»

    Постепенно к нему приходит понимание, что невозможно сделать мир справедливее, используя злые методы.

    Инфо

    Ведь жестокость порождает только новую жестокость. Соня Мармеладова помогает ему прийти к мысли о том, что человек должен меняться к лучшему изнутри.


    Только так можно повлиять и на мир вокруг, и на других людей.


    Этот роман является доказательством того, что совесть нельзя заставить замолчать.
    Она всегда знает, что правильно, а что нет. Все доводы разума бессильны против совести. И каждый человек в глубине души понимает, что совершать зло – это ложный путь.

    Но муки совести Родиона доказывают, что он был не настолько плохим человеком, каким хотел себя показать.

    И в будущем он наверняка смог измениться к лучшему.
    Под конец главный герой пришл к мысли, что убил не только старуху, но и самого себя, так как пошл против самого себя, против своей совести, и приходит наконец к духовному возрождению.

    • Изначально главный герой вообще не думает о совести — он создает план.

      Спустя некоторое время, просыпается совесть героя в виде его хвори.

      Позже и в виде снов. Убийство он совершал по плану, но чувствуя смятение, заболел еще сильнее и даже бредил.Когда он немного обдумал вс, то стало лучше. Но он во всм видел подозрение окружающих в свою сторону — этим Раскольников довел себя до опустошительной депрессии. От этого всего и в Бога поверил. Но потом парень осознал, что мук этих не избежать до того момента, пока не признаешь их — он признался. Тяжело Родиону было в тюрьме, но там он уже смог открыть сердце для любви и даже планировал, как в 32 года начнт иную жизнь.

    Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Проблема совести в романе Ф.М.

    Достоевского «Преступление и наказание» Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

    • Краткое содержание
    • Полное содержание
    • Характеристика героев
    • Критические статьи

    Заказать сочинение Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа.

    Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
    Мы предлагаем вашему вниманию композиционный план для выпускного сочинения по русскому языку.Успокоение пришло к нему лишь тогда, когда сам Иешуа его простил и сказал, что казни и не было. М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» Проблема совести рассматривалась автором и в этом бессмертном произведении. Главный герой эпопеи Григорий Мелехов руководил казачьей армией, когда шла Гражданская война. Лишился этой должности, потому что запрещал казакам заниматься грабежом и насилием. Если он и брал чужое, то только чтоб поесть и накормить лошадей. Заключение Проблема совести рассматривалась многими авторами на протяжении всего существования русской литературы. Если для вас данные аргументы показались неубедительными, то вы можете самостоятельно разобрать художественные произведения, где писатели затрагивали проблему совести:

    • М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Пропала совесть».

    Blog

    Вначале Родиона нисколько не трогает совершенное им преступление.

    Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности. Что тут такого, если он убил? Он убил только одну «вошь, из всех вшей самую наибесполезнейшую».

    Когда Родион слышит слово «преступление», он кричит в ответ: «Преступление! Какое преступление?..

    то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!» Постепенно Раскольников начинает анализировать причины и давать различные объяснения своему поступку: «хотел Наполеоном сделаться», жаждал помочь матери, был безумен и озлоблен, бунтовал против всех и вся, стремился утвердить свою личность.

    Героя начинает мучить совесть. По-моему, это естественно.

    Вы точно человек?

    Но, даже идя на каторгу, Родион не разуверился в собственной идее.Долгое время он переживал лишь из-за того, что он - не сверхчеловек, потому что его мучает совесть.

    Улик, по сути, не было, и Родион мог бы избежать наказания. Но окончательным толчком к признанию стало самоубийство Свидригайлова. Свидригайлов - преступник по сути, на его счету несколько загубленных жиз­ней.

    Он считает, что ему все дозволено, что он выше других, и в этом его позиция совпадает с теорией Раскольникова.

    Свидригайлов способен пойти на ложь, шан­таж, даже на убийство не ради великой цели, а просто от скуки, от пустоты жизни.

    Осознание тупика и безнадежности такой жизни приводит Свидригайлова к само­убийству.

    Это - не только расплата за многие грехи, но и моральный крах.

    One more step

    Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!» Постепенно Раскольников начинает анализировать причины и давать различные объяснения своему поступку: «хотел Наполеоном сделаться», жаждал помочь матери, был безумен и озлоблен, бунтовал против всех и вся, стремился утвердить свою личность.

    Героя начинает мучить совесть. По-моему, это естественно. Раскольников нарушил нравственный закон, который существует в душе человека с момента его рождения. Этот закон непреложен. Нарушившего его ждут сильнейшие нравственные муки, разрушение духовное и физическое. На мой взгляд, в теории Раскольникова есть мысли, которые могут возникнуть только у ненормального человека.

    Возможно, если бы теория героя осталась на бумаге, она показалась бы только плодом фантазии больного человека.

    Преступление и наказание проблема совести

    Именно совесть пробуждает разум Раскольникова, который был усыплен теорией «низших и высших людей».

    Одиозные мысли главного персонажа не позволяли ему трезво оценивать ситуацию, поэтому осознание произошедшего вдвойне ударило по душевному состоянию Родиона.

    Он не мог держать всей правды в себе, но при этом боялся сознаться в содеянном.

    Терзающая сердце совесть сводила с ума героя, ему казалось, что все кругом знают о преступлении, и скрывать это не имеет смысла.

    Лишь Соня Мармеладова, которая, несмотря на порочную профессию, обладала совершенной чистой душой, своим советом помогла Раскольникову сознаться и очиститься перед Богом.

    Но и сам Раскольников не всегда проходил мимо чужого горя. История с пьяной девочкой, гуляющей мимо Невы, доказывает, что душа персонажа еще жива и его совесть требует справедливости.

    Проблема совести преступление и наказание свидригайлов

    Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru! / Сочинения / Достоевский Ф.М.

    Преступление и наказание / Проблема совести в романе Ф.М.

    Достоевского «Преступление и наказание» Скачать сочинение Тип: Проблемно-тематический анализ произведения Роман «Преступление и наказание» произвел на меня очень сильное впечатление.

    Ф.М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог.

    Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души». Одним из интереснейших героев Достоевского является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель. Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление — на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий.

    Как раскрывается проблема совести преступление и наказание

    Кто прав, а кто виноват, может решать только Господь Бог.

    Нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей.

    Жизнь - это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти.

    Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления - сцена признания Раскольникова Соне.

    Все доводы рассудка, казавшиеся ему столь верными, отпадают один за другим.

    Таким образом, роман «Преступление и наказание» помог мне понять: нельзя прийти к благу через убийство, даже если добро во много раз превышает зло.

    И никогда ни за что не убежишь от своей совести. Это самый страшный и самый справедливый судья на свете. На мой взгляд, антигуманные мысли и дела не могут служить на благо человечества, никакое зло нельзя оправдать счастьем миллионов других.

Кандидат философских наук

Все лекции цикла можно посмотреть .

Роман Достоевского «Преступление и наказание» значительно более известен, поэтому, наверное, не стоит пересказывать его содержание.

Чем интересен этот роман в связи с рассуждениями о совести? Достоевский, еще находясь в ссылке и встречаясь с разного рода преступниками – этот опыт описан им в «Записках из Мертвого дома» – увидел, что преступники бывают очень разными: бывают те, кто совестью мучаются, а бывают те, кто вообще не задумываются о мучениях совести, те, кто позволили себе преступление «по совести» и совершенно спокойны. Эту идею он пытается развить и проанализировать в романе «Преступление и наказание».

Вся соль идеи Раскольникова в том, что человек может представить своей совести такие разумные, рациональные основания, что она позволит ему любой поступок. Большинство людей живет эмоционально, не осмысляя свои поступки очень глубоко. За какие-то поступки, которые они совершают, совесть их мучает, и они стараются их больше не совершать, за другие совесть их как-то ободряет, и они считают их положительными. Но Раскольников говорит: что если взять некоторую идею и положить ее в основание собственного поступка, то есть создать некую собственную нравственность. Так он и говорит: у людей, которые право имеют, есть своя нравственность, на то они и право имеющие, и, естественно, исходя из этой правды, совесть будет ориентироваться на другие критерии и тогда будет молчать, будет спокойна.

Мы видим, что люди, окружающие Раскольникова, удивляются, во-первых, тому, что он пытается позволить себе убийство по совести, а во-вторых, тому, что он действительно внутренне не ощущает этих совестных мучений. Например, Раскольников говорит: «О, тут мы при случае и нравственное чувство наше придавим; свободу, спокойствие, даже совесть, все, все на толкучий рынок снесем […] свою собственную казуистику выдумаем […]и себя самих успокоим, убедим себя, что так надо, действительно надо для доброй цели». По большому счету здесь он вскрывает сам механизм действия совести. Действительно, в определенной ситуации человек может так составить события, выдумать такую логику, внутри которой будут оправданы почти любые поступки. Мы видим, например, что убийство мы можем оправдать убийством на войне, жестокость можем оправдать некоторыми воспитательными мерами. По крайней мере, человек на это способен.

И вот мы видим, что Раскольников буквально отвергает совестные мучения и говорит, что это некоторая ошибка: «Ну чем мой поступок кажется им так безобразен? […] Тем, что он –злодеяние? Что значит слово “злодеяние”? Совесть моя спокойна». То есть первоначально состояние, в которое приходит Раскольников, – это состояние немой совести, когда он настолько убедил ее в своей правоте, что она молчит и не спорит, никак не пытается его укорить.

Глубина романа состоит не только во вскрытии некоторых совестных процессов, но и в том, что Евангелие может оказать на совесть героя исцеляющее влияние. Раскольников, даже находясь уже на каторге, считал, что он просто смалодушничал, что есть все-таки великие люди, которые могут себе позволить те или иные поступки сверх обычных людских поступков. Мы видим, как Соня, которая читаем ему Евангелие о воскресении Лазаря, этим рассказом как бы пробуждает его совесть. Более того, Раскольников, по всей вероятности, переживает некоторые изменения, но интересно, что они остаются за рамками самого романа. Мы видим, что его совесть пробуждается и он встает на путь покаяния, но этот путь покаяния, путь благодатный, который начинается с прочтения Евангелия, остается за границами романа и называется Достоевским другой историей: « А вот теперь начинается другая история». Мы уже не являемся ее свидетелями, и, может быть, это какой-то особый авторский умысел: показать, что дальнейшее возрождение совести с помощью Божьей – это некоторая тайна встречи человека с Богом.

Случайные статьи

Вверх