Пожарные машины разных стран мира. Российские пожарные машины — повод для гордости

Люди использовали исключительно подручные силы, то теперь без специальных машин просто не обойтись. Здесь собраны только 10 самых необычных машин, находящихся на службе у пожарных всего мира. Каждая из них имеет ряд особенностей, что делает ее незаменимой в тех или иных условиях. Но все они в равной степени важны для спасения самой значимой ценности – .

10. Horch 853 Sport Cabriolet

Невероятно, но в 1945 году на службу в одно из пожарных подразделений, тогда еще Чехословакии, поступил весьма необычный автомобиль. Ним оказался ни много ни мало Horch 853 Sport Cabriolet 1941 года. На первый взгляд машина кажется совершенно непригодной для тушения пожара . Но она была переоборудована таким образом, что могла оперативно доставить на место возгорания не только пожарный расчет из шести человек, но и шланги для тушения. И только недавно этот автомобиль стал музейным экспонатом. Надо сказать, что в Чехии было два подобных автомобиля, но второй уже давно превратился в . Еще один пожарный Horch до 1991 года обслуживал гоночную трассу Заксенринг, а теперь бережно хранится , лишь иногда принимая участие в . Судьба этих автомобилей могла сложиться совершенно по-другому. Всему виной стала заводская недоработка. Дело в том, что модель 1935 года хоть и стала настоящей сенсацией в мире автоиндустрии, но владельцы новинки очень быстро в ней разочаровались. Из-за недостаточно жесткой подвески передние колеса очень быстро изнашивались. Многие автомобили были возвращены на доработку, а три так и остались невостребованными. Именно их, после соответствующих изменений конструкции, было решено передать пожарным.

9. «Большой Ветер»

5. Polaris

В некоторых случаях тушение пожара машиной возможно только при условии компактных размеров последней. Polaris можно отнести к одному из таких образцов. На самом деле это скорее шестиколесный мотовездеход, нежели автомобиль. В результате переоборудования он обзавелся баком с водой, насосом и шлангом. Все это сделало обычный мотовездеход действующей пожарной единицей. Эта модель нашла свое применение в студенческом кампусе Ратгерского университета, штат Нью-Джерси. Благодаря своим компактным размерам, Polaris может легко маневрировать между автомобилями, находя себе дорогу даже на самой запруженной дороге или автостоянке. Это позволяет специалистам максимально быстро пребывать на место пожара, и оперативно локализовать очаги возгорания.

4. ГПМ-54

Для многих людей наличие на пожарной машине может стать удивительным открытием. Однако такая техника также бывает весьма полезна в некоторых случаях. Речь идет о тушении пожаров на артиллерийских складах. Боеприпасы по принципу домино взрываются один за другим, а смертоносный фейерверк из осколков делает работу обычных пожарных расчетов невозможной. Но если не пытаться бороться с подобным пожаром, могут пострадать жилые дома, расположенные неподалеку. Вот именно в таких ситуациях в бой с огнем вступает ГПМ-54. Эта машина на гусеничном ходу обшита надежной броней, что делает экипаж неуязвимым. Также она оснащена всеми необходимыми средствами для тушения пожара. Например, ГПМ-54 способна перевозить на своем борту до 9 тыс. литров жидкости для тушения. Чаще всего подобные машины используют и лесных пожаров высокого класса сложности. Ведь благодаря хорошей проходимости и внушительной массе ГПМ-54 способен протаранить горящий объект в виде уже обреченного дерева или полуразрушенного здания. Разметав горящий очаг на составляющие, гораздо легче потушить обломки порошком или пеной.

3. TLF 2000/400

Еще совсем недавно тушение пожаров в туннелях или на узких городских улицах становилось большим испытание для пожарных. Все дело в том, что развернуть габаритную машину в таких условиях порой невозможно. Именно поэтому остро встала проблема по созданию пожарного автомобиля , которому не нужно разворачиваться. Впервые такая техника появилась в Австрии. Эта горная страна буквально пронизана тесными туннелями, проходящими прямо сквозь скалы. Один из сложнейших пожаров в туннеле под горой Монблан, произошедший в 2005 году, окончательно убедил пожарных в необходимости создания необычного автомобиля. От идеи до реализации прошло почти пять лет, и в результате был создан «Дракон». Особенность этого автомобиля заключается в том, что он оборудован сразу двумя кабинами с противоположных сторон. А это значит, что на такой машине совершенно не нужно разворачиваться, ведь она может одинаково успешно двигаться как вперед, так и назад. Кроме того, этот на платформе грузовика MAN способен доставить к месту тушения до 2 тыс. литров воды. С недавних пор и сочинские пожарные используют две машины подобной конструкции. Одна из них предназначена для эвакуации людей, другая используется для пожаротушения . Российские машины собраны на базе IVECO, и у пожарных получили милое прозвище «тяни-толкай» по аналогии с забавным персонажем из сказки К. Чуковского.

2. Bronto Skylift F 112 HLA

Серьезной проблемой может обернуться возгорание на верхних этажах высотных зданий. Порой добраться в такие помещения бывает весьма непросто. Именно это и сподвигло финских инженеров на создание рекордно высокого пожарного подъемника. Высота стрелы этого телескопического устройства составляет 112 метров. Подобными показателями не может похвастаться больше ни одна гидравлическая платформа в мире. Однако главным плюсом Bronto Skylift F 112 HLA является то, что все необходимое для пожаротушения оборудование с его помощью можно поднять на высоту до 90 метров. А уже на этой высоте с платформы с помощью стрелы можно подняться еще на 25 метров. Примечательно, что в рабочее состояние вся конструкция приводится не более чем за 40 секунд. Это уникальное техническое устройство не только для тушения огня, но и для эвакуации пострадавших.

1.«Гюрза»

Этот российский автомобиль не имеет аналогов в мире, и представляет собой целый комплекс. На доставке воды и пены к месту возгорания его функции не заканчиваются. Пожарные шутят, что комплекс «Гюрза» способен проходить сквозь стены. На самом деле в машине находится емкость с абразивным материалом. При необходимости абразив смешивается с водой и под высоким давлением вполне может разрезать стену или любое другое препятствие на своем пути. Таким образом можно разрушить часть здания, дабы максимально быстро нейтрализовать очаг возгорания.

«отдам щенков в хорошие руки...»

т. 8-029-333-27-77, 70-73-33

Ежегодно в преддверии профессионально праздника - Дня спасателя - Бобруйск собирает команды пожарных из разных стран. В этом году участниками соревнований стали спасатели из Польши, Украины, Эстонии, Латвии и Литвы. Республику Беларусь на турнире представили дружины из Новополоцка, Речицы, Гродно, конечно, Бобруйска, а также из Университета гражданской защиты МЧС.

С 19 по 21 января команды показывали свое мастерство в различных соревнованиях. По итогам трех дней все призы завоевали белорусы: главный приз - кубок открытого турнира по мини-футболу, волейболу и пожарному спорту - уже в 11‑й раз достался команде «Бобруйск‑1», серебро вручили команде «Бобруйск‑2», а спасатели из Гродно удостоились почетного третьего места.

«Коммерческий курьер» решил побеседовать с гостями нашего города и узнать, как живут и работают пожарные в разных странах.

Эстония

Начальник караула Сергей Ризенкамф:

Мы приезжаем в Бобруйск в седьмой или восьмой раз. Заставляют ли нас ехать? Нет, что вы! Мы очень любим ваш город и этот турнир! Мы, между прочим, единственная команда, которая в этой поездке - сама себе спонсор, то есть едем за собственные деньги, как в отпуск. Разве это не лучший показатель того, как нам у вас нравится?

В Таллинне шесть пожарных частей. Чаще всего эстонские спасатели выезжают на вызовы от автономной пожарной сигнализации: в нашей стране такие установлены практически в каждой квартире и каждом доме. У нас это обязательно! Устанавливают систему граждане за свои деньги. Но каждый год в стране проводится специальная акция, когда пожарные ходят по домам, особенно к неблагополучным семьям, проверяют пожарную безопасность и дарят такой датчик.

Добровольный пожарный Антон Черноглазов:

Работа спасателя в Эстонии - это очень уважаемая и почетная профессия. Платят нам в среднем около 800 евро. По белорусским меркам это достаточно высокая зарплата, для нас - средний уровень. Дело в том, что в Эстонии высокие коммунальные платежи. Я, например, плачу за коммуналку 25–30 процентов от своей зарплаты. Также у нас дорогая недвижимость. Чаще всего квартиры эстонцы покупают в кредит… Какой-какой, вы говорите, у белорусов процент кредита на покупку жилья? Больше двадцати? Ого! Как же вы строитесь?! В Эстонии дается 2–2,5 процента на 30–35 лет. В Таллинне трехкомнатная квартира на вторичном рынке будет стоить 100 тысяч евро. В остальных городах процентов на тридцать дешевле. Арендное жилье тоже дорогое: 250–280 евро за однокомнатную и 500–600 евро за трехкомнатную квартиру, плюс коммунальные. И последние года четыре мы наблюдаем рост цен.

График у наших пожарных хороший - сутки через трое, поэтому многие спасатели подрабатывают в выходные. Я, например, работаю таксистом. У нас любой может пойти «таксовать», для этого не нужно каких-то отдельных разрешений или справок. Цены на такси в Эстонии сравнимы с вашими: посадка - два евро, каждый километр - 40–50 центов. Но вообще цены в Беларуси на все гораздо ниже! Еда, одежда, кафе-рестораны - у вас все дешевле раза в два-три!

Моя жена - фармацевт, она меня попросила купить у вас лекарства. В Эстонии белорусские лекарства очень ценятся и считаются одними из лучших. Если есть выбор между аналогами - берем ваши. К тому же у вас многие лекарства продаются без рецепта. А у нас по рецепту даже аспирин! И некоторых хороших лекарственных средств у нас вообще не найти: например, фастум-геля у нас нет. И цены на лекарства в Беларуси приятные. Хотя все, конечно, относительно. Мы вот закупимся сейчас у вас, а в Эстонию ездят закупаться финны. В Финляндии цены еще выше.

Украина

Начальник пожарной части Роман Бойко:

Мы к вам приезжаем уже в седьмой или восьмой раз! Очень любим ваш город! У нас тут теперь друзья и знакомые, с которыми очень хочется встретиться. Как можно не поехать? Бобруйский турнир - это святое!

Не думаю, что экономическое положение в наших странах очень отличается. Все-таки мы же братья с белорусами. Цены у нас практически такие же, как и у вас. Зарплата? У пожарного - около 150 долларов, это максимум. Я живу в Чернигове, многие из нашего города ездят на работу в Киев, там зарплаты побольше. Это всего час дороги. Но не цены сейчас беспокоят украинцев. Нет мира в стране! В Донбассе и сейчас идут военные действия, друзья едут туда, нескольких я там уже потерял. Не могу об этом говорить… Это очень больная тема.

Мне кажется, самое главное, на чем надо сосредоточиться в такое время, - это семья. У меня двое сыновей: Никите семнадцать, а Даниилу всего два. У младшего спрашивать пока рано, а старший в спасатели не хочет. Моя жена Галина - пожарный инспектор. Думаю, в семье хватит и двоих пожарных. Летом мы любим выезжать с семьей на Днепр или Десну - это такая красота! А еще Карпаты, Одесса! Зачем куда-то еще ехать? У нас все есть!

Польша

Пожарный Матэуш Врублевский:

В Варшаве 17 пожарных частей. Чтобы стать спасателем, я четыре года учился в Главной школе пожарной службы в Варшаве. Это одна из нескольких таких школ в мире. Средняя зарплата у пожарных около 900 долларов. Я - пожарный-сержант, получаю пока 700 долларов. Но почти у всех польских спасателей есть вторая работа. Почему? Да как же! Посмотрите на вот это фото! Красивый загородный дом, правда? Чтобы купить такой дом в пригороде Варшавы, нужно не меньше 300 тысяч евро.

В Беларуси, конечно, все дешевле, и не только жилье: продукты, одежда, алкоголь… Кстати, про налоги. Мы узнали, что у вас есть разные налоги - на одно, на другое… У нас не так. В Польше мы платим 23 процента от зарплаты - это один налог сразу на все.

Зимой отдыхать наши граждане любят в польских горах. Там за две тысячи злотых (это 950 белорусских рублей. - Прим. автора ) можно провести прекрасный отпуск на пять-шесть дней. Сейчас цены, может, повыше немного: все-таки сезон. Баня, лыжи, вкусная еда, проживание - все включено. Там пейзажи изумительные! А летом поляки любят ездить отдыхать на «польское море» (имеется в виду Балтийское. - Прим. автора ) . Ну и за границу, конечно: Греция, Италия, Испания… Я вот три месяца назад вернулся из свадебного путешествия по Доминикане. Кстати, про молодые семьи. Декретный отпуск у поляков длится всего один год. Иногда женщина выходит на работу еще раньше, если хочет поскорее снова начать зарабатывать. Декретные у нас хорошие: 80 процентов от средней зарплаты. Чаще всего в польских семьях по двое детей. Белорусский декретный отпуск в целых три года для нас - это просто удивительно!

Третье место в общекомандном зачете соревнований по пожарно-спасательному спорту заняла команда из Гродненского областного управления МЧС, на втором месте - спасатели из украинского города Прилуки, а первое место завоевала команда из Университета гражданской защиты МЧС Республики Беларусь (Минск).

Третье место в соревнованиях по волейболу досталось команде из Латвии, второе заняли спасатели из «Бобруйск‑2», а победила дружина «Бобруйск‑1».

В подъеме по штурмовой лестнице в окно четвертого этажа учебной башни третий результат показал участник команды из Гродно Андрей Прохор (14,7 секунды), второе место также завоевал спасатель из Гродно Андрей Дериков (14,49 секунды), но лучший результат - у Руслана Андреева из команды «Бобруйск‑2» (14,19 секунды).

Подготовила Анастасия ТРУШНИКОВА

Фото Виктора ШЕЙКИНА


Вначале XXI века обеспечение качества выпус­каемой продукции стало одной из наиболее ак­туальных проблем в мире. Особенно важна она для современной России.

Экономическая и политическая ситуация в стра­не не могла не коснуться отрасли пожарного маши­ностроения (понятие “отрасли” здесь чисто услов­ное). Но дело не только в кризисе 90-х годов. Пробле­мы возникли значительно раньше.

Еще в 80-е годы технологии и оборудование заводов-изготовителей отечественных пожарных ав­томобилей (ПА) оказались морально и физически устаревшими. Практически невостребованным был опыт ведущих зарубежных фирм-изготовителей пожарных автомобилей, таких как Ивеко, Магирус, Метц, Циглер (Германия), Розенбауер (Австрия), Сидес, Камива (Франция), Сильвани (Италия), Бронто Лифт (Фин­ляндия) и др. К началу 90-х годов продукция заводов-изготовителей пожарных автомобилей имела ограниченную номенклатуру, низ­кие, по сравнению с зарубежными аналогами, техни­ческий уровень и качество изготовления. В результа­те наши автомобили оказались неконкурентоспособными на внешнем рынке (в основном это были страны Ближ­него Востока), а внутренней конкуренции не было вообще (вся продукция распределялась по нарядам Союзглавмаша, а не по заявкам гарнизонов).

В то же время в 90-е годы произошел своеобраз­ный прорыв в качественном уровне и технологии изготовления зарубежных ПА нового поколения, которые в настоящее время отличаются совершен­ством специальных шасси, на базе которых они со­зданы, высоким уровнем производственного ис­полнения, дизайна и безопасности. Хотя, надо при­знать, существенных изменений в технологии по­жаротушения не произошло.

Какова должна быть государственная политика в области повышения качества выпускаемых пожарных автомобилей, особенно с учетом перехода ГПС в систему МЧС? Каковы возможные пути сотрудничества россий­ских производителей с ведущими зарубежными фирмами в создании отечественных ПА нового по­коления? Следует ли стремиться к достижению вы­сшего мирового уровня качества при существую­щей экономической ситуации в России и заданном уровне ресурсного обеспечения пожарной охраны?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо знать не только состояние, в котором находится отечествен­ное пожарное машиностроение, но достигнутый ми­ровой уровень создания и производства ПА.

В его преддверии активизировались поиски концептуальной модели ПА, которая была бы адек­ватной новому веку и отражала изменения в усло­виях и тактике пожаротушения.

Инициатива, как обычно в таких случаях, исхо­дила от органов пожарной охраны различного уров­ня и нашла свое выражение в предложениях по со­вершенствованию типов, параметров и конструк­ции ПА. Эти предложения были вынесены на об­суждение пожарно-технической общественности (в виде публикаций и дискуссий на страницах на­циональных и международных профессиональных изданий).

Можно выделить три обстоятельства, которые явились предпосылками для разработки моделей ПА “концепткар - 2000”:

  • усложнение условий движения к месту вызова и тушения пожаров;
  • расширение сфер деятельности оперативных подразделений пожарной охраны;
  • сокращение финансовых ресурсов, направлен­ных на создание, приобретение и содержание парка ПА в разных странах.

Все обсуждавшиеся концепции (многие из кото­рых уже реализованы в первые годы нового века) можно свести к нижеследующему перечню.

  • Концепция “пожарная команда - 2000”, разработанная специалистами Великобритании. Согласно концепции, в “пожарной части - 2000” на пожар должно выезжать отделение в составе 3 ПА:
    • автомобиль быстрого реагирования (АБР) с бо­евым расчетом 4 человека;
    • автоцистерна (АЦ) с выдвижной лестницей, на­сосом и аварийно-спасательным оборудованием;
    • АЦ с насосом 75 л/с и цистерной 2500 л.
  • Базисная концепция (концепция универ­сальных моделей). Разработана специалистами во­енизированной и добровольной пожарной охраны Германии. Имеет много общих черт с предыдущей концепцией.
  • Адресная концепция (концепция дифферен­циальных моделей), предполагающая адресную ориентацию ПА к определенному виду и классу по­жара.
  • Концепция “1 + 7”, разработанная руководи­телями Технического комитета по предупрежде­нию и тушению пожаров (CTIF). Предполагает из­менение численности боевого расчета на АЦ - от формулы (1 + 5) к формуле (1 + 7) с целью сниже­ния потребности в дополнительном личном составе при тушении пожаров.
  • Концепция “быстрого реагирования”, яв­ляющаяся фрагментом ранее рассмотренных кон­цепций (1 - 4). Предусматривает придание свойств “быстрого реагирования” ПА среднего класса за счет повышения динамики движения и оперативно­сти развертывания.
  • Концепция “суперкомпоновки”, являющая­ся следствием проблем, связанных с постоянно уве­личивающейся интенсивностью дорожного движе­ния и плотностью застройки в городах (супернизкие, суперузкие, суперплотные ПА).
  • Модульная концепция, получающая даль­нейшее развитие и совершенствование (блочно-мо­дульный принцип, принцип прицепных модулей, съемных надстроек, модульная система И0С-2000, предусматривающая внутреннюю трансформацию объема кузова под размещение оборудования раз­личной конфигурации).
  • Концепция безопасного ПА, предусматри­вающая два направления обеспечения безопасно­сти ПА: безопасность личного состава (1) и безо­пасность окружающей среды (2).
  • Концепция повышения огнетушащей эф­фективности ПА. Постоянные поиски направлены на решение главной цели - тушение пожара в крат­чайшие сроки с минимальными потерями. Приемле­мость каждого концептуального решения оценивает­ся с позиций технико-экономической эффективно­сти. В качестве примера можно сослаться на получа­ющую все большее распространение технологию импульсного пожаротушения.
  • “Алюминиевая” концепция, относящаяся к области технологии и позволяющая существенно снизить массу и повысить долговечность пожарной надстройки.

На международной выставке “Интершутц- 2000”, состоявшейся летом 2000 года в г. Аугсбурге (Германия), ряд фирм представил свои концептуаль­ные модели перспективных ПА, в которых нашли от­ражение фрагменты изложенных выше концепций.

Фирма Ziegler экспонировала концептуальную модель-2000 (Ziegler-Concept Fire Truck) пожарной автоцистерны среднего класса (полная масса около 14 т) на шасси Mercedes-Benz 1325 AF Atego (4 х 4), с удельной мощностью двигателя 17,5 л.с./т. Боевой расчет автоцистерны - (1 + 8), что соответствует концепции CTIF (концепция 4 из представленного выше перечня) (рис. 1).

РИС. 1. Концептуальный пожарный автомобиль (concept fi­re truck-2000) фирмы Ziegler, Германия

Среди других отличительных признаков АЦ можно назвать:

  • применение объединенной кабины водителя и боевого расчета, изготовленной из стеклоплас­тика;
  • цистерну из стеклопластика вместимостью 1600 л;
  • применение двух видов пенообразователя: мно­гоцелевого (100 л) и для тушения пожаров клас­са А (50 л);
  • применение насоса, отвечающего как требова­ниям DIN (1600 л/мин при 8 бар), так и требова­ниям евронорм EN (2000 л/мин при 10 бар), с максимальной подачей 3400 л/мин при 8 бар;
  • размещение ПТВ в отсеках кузова по функцио­нальному назначению: тушение - защита - спа­сение - техпомощь;
  • наличие генератора пены для подачи воздушной пены при концентрации пенообразователя ме­нее 1 %;
  • выдвигаемый водопенный ствол;
  • применение катушки с электрокабелем длиной 50 м для подключения к сети 220 В;
  • применение световой мачты с пневматическим приводом и двумя прожекторами 2 х 1000 Вт;
  • размещение по верхнему обводу кузова неоно­вых ламп для освещения пространства вокруг автомобиля;
  • применение проблесковых маяков, встроенных в конструкцию надстройки (4 шт.), кроме основ­ной СГУ, выполненной в виде балки и располо­женной над кабиной водителя.

В сопроводительных проспектных материалах на эту АЦ фирма предлагает обсудить другие пред­ложения специалистов, направленные на совер­шенствование предложенной концепции.

Независимо от фирмы Ziegler подобную же кон­цептуальную модель ПА создали фирмы Merce­des-Benz (шасси), Magirus (пожарная надстройка) совместно со специалистами пожарной охраны Ганновера (Германия) (рис. 2).

РИС. 2. Концептуальный пожарный автомобиль, созданный фирмами Mercedes-Benz и IVECO Magirus совместно с по­жарной охраной Ганновера (Германия) для всемирной вы­ставки ЭКСПО - 2000

Машина с полной массой 16 т создана на базе шасси Mercedes Econic 1828 с двигателем мощно­стью 280 л.с. (удельная мощность 17,5 л.с./т), снаб­жена автоматической трансмиссией Allison, регу­лируемой пневмоподвеской, АБС и другими эле­ментами. Управляемая задняя ось облегчает манев­рирование на месте пожара и в транспортном пото­ке при скорости до 30 км/ч: при большей скорости управление задней осью блокируется в целях безо­пасности.

Оригинальная компоновка с передней кабиной напоминает автобусную (с большой площадью остекления). Кабина боевого расчета выполнена отдельно от кабины водителя и интегрирована в по­жарную надстройку, что уже вызвало неодобрение пожарных.

Машина вывозит 2000 л воды и 200 л пенообра­зователя, снабжена насосом производительностью 1600 л/мин при 8 бар, имеет полный комплект ава­рийно-спасательного оборудования.

Весьма оригинально выполнен ряд конструк­тивных элементов, что является предметом отдель­ного анализа.

Изготовлено 6 образцов подобного ПА для за­щиты Всемирной выставки ЭКСПО-2000 в Ганно­вере и последующей опытной эксплуатации. По ре­зультатам опытной эксплуатации будет принято решение о целесообразности дальнейшего произ­водства этого концептуального автомобиля.

Пример реализации в производстве представ­ленной выше “алюминиевой” концепции (п. 10) по­казан на рис. 3.

Это пожарный автомобиль фирмы Розенбауэр, отличающийся современной компоновкой и целым рядом прогрессивных технических решений. Ди­зайн этого автомобиля вобрал в себя все основные представления о пожарном автомобиле начала но­вого столетия.

Рассматривая концепции создания ПА нового поколения, необходимо отметить следующее об­стоятельство.

Даже простое рассмотрение проспектных мате­риалов показывает, что между ПА, выпускаемыми фирмами Европы и США, существуют заметные, принципиальные отличия. По сути имеются два противоположных концептуальных подхода к со­зданию отдельных моделей и формированию парка ПА, характеризующих отличия в тактике примене­ния технических средств при тушении пожаров.

РИС. 3. Концептуальный пожарный автомобиль, созданный по АТ- технологии фирмой Rosenbauer, Австрия

Рассмотрим каждый из подходов более подробно.

Американский подход

Американские производители ПА отказались от концепции сверхсложных систем, которая стано­вится все более востребованной в Европе, хотя от­нюдь не по соображениям технической неосущест­вимости.

Как фирмы, работающие в этой области, так и служба пожарной охраны США сделали выбор в пользу трех главных критериев, которые являются определяющими при создании ПА:

  1. эффективность при тушении пожара любой сложности;
  2. скорость и эффективность при спасании людей;
  3. надежность, безопасность и простота конст­рукции ПА.

Эффективность при тушении пожара, по мне­нию американских специалистов, можно обеспе­чить применением ПА, которые в Европе класси­фицируются как “тяжелые”.

Как правило, это длиннобазные, крупногаба­ритные ПА с компоновкой, совершенно не тради­ционной для европейских автомобилей: передней кабиной (а не кабиной над двигателем), малыми уг­лами свеса, средним расположением насоса, разме­щением личного состава спиной по ходу движения автомобиля. Пример компоновки подобных ПА представлен на рис. 4.

Полная масса таких ПА составляет около 18т (двухосные) или 26 т (трехосные автомобили), удельная мощность - не ниже 20 л.с./т.

Специалисты считают, что при той планировке городов, которая сформировалась в США (широкие просторные проспекты, удобные подъезды к до­мам), преобладающее применение мощных тяже­лых ПА является оправданным, поскольку не огра­ничивается оперативность их движения.

Эффективность тушения обеспечивается приме­нением мощных насосов: подача наиболее распро­страненного в США насоса составляет 1500 галло­нов/мин (5678 л/мин), что в 2,5 раза выше подачи аналогичного европейского насоса (2400 л/мин).

РИС. 4. Традиционная компоновка американского пожар­ного автомобиля для города

Необходимая степень диспергирования воды обеспе­чивается введением в комплектацию весьма совер­шенных ручных и лафетных стволов с регулируе­мым распылом.

Такое сочетание мощных насосов и совершен­ных стволов должно обеспечивать универсаль­ность тушения пожаров любого класса.

Скорость и эффективность при спасании людей обеспечиваются применением универсальных ав­толестниц, оборудованных насосом с подачей 1500 галлонов/мин (5678 л/мин) и цистерной вместимо­стью 300 - 500 галлонов (1135 - 1900 л) воды. По сути такие ПА можно классифицировать как по­жарно-спасательные.

Такие ПА весьма популярны в США. Например, в программе производства фирмы Darley значится 6 моделей подобных автомобилей, с высотой подъ­ема от 60 до 109 футов (от 18 до 33 м).

Установленный на вершине лестницы лафет­ный ствол рассчитан на максимальную подачу, ко­торую обеспечивает насос (5678 л/мин), тогда как у соответствующих европейских АЛ этот показатель не превышает 2000 л/мин.

Для столь большой подачи предназначена стаци­онарная выдвижная магистраль диаметром 100 мм. Естественно, колена автолестницы рассчитаны на эту повышенную нагрузку.

Безусловно, подобная концепция АЛ обеспечи­вает оперативность спасательных операций, однако монтаж их возможен опять-таки на шасси тяжелого класса; соответственно, маневренность таких АЛ на месте пожара оказывается ограниченной.

Необходимость учета критерия надежности, безопасности и простоты конструкции ПА специа­листы США обосновывают следующим образом.

Пожарный автомобиль - сложная техническая система. Чем больше компонентов в системе, тем выше вероятность отказов и срывов, поэтому усложнение конструкции приводит к снижению на­дежности.

Кроме того, пожар - не лучшая рабочая среда для тонкой электронной аппаратуры, которой в по­следнее время все чаще оснащаются европейские ПА. По самой своей природе и функциональному назначению такое оборудование требует более вы­сокой квалификации со стороны персонала как при оперативном использовании, так и при техниче­ском обслуживании. При наличии подобной техни­ки специальная подготовка персонала и специаль­ная техническая служба для обслуживания стано­вятся необходимостью, что является большой проблемой для США.

Объясняется это тем обстоятельством, что мно­гие американские пожарные части укомплектованы добровольцами - преданными своему делу, отлич­но подготовленными, но лишь в качестве пожар­ных, а не специалистов по управлению и обслужи­ванию сложных технических систем.

Эта давняя традиция и создала потребность в простом, надежном и прочном пожарном оборудо­вании, которым оснащаются ПА. Упор на простоту и надежность оборудования специалисты США считают чрезвычайно важным фактором, учитывая также те трудные и опасные условия, в которых приходится работать пожарным: непогода, высокие температуры, ядовитый дым, обледенение и пр.

Однако при всей важности приведенных крите­риев определяющей при разработке и реализации концепции создания ПА в США является проблема рентабельности.

Это значит, что при сравнительном экономиче­ском анализе двух “конкурирующих” концепций в США учитывают стоимость дополнительных устройств и расходы на оплату их операторов, срав­нивая их с теми выгодами, которые реально прине­сет внедрение конкретной модели ПА.

Следует отметить, что основная тенденция в США состоит в том, чтобы по мере целесообразно­сти встраивать в конструкцию пожарных автолест­ниц, авпоследнее время и автоподъемников, борто­вые насосные системы, водяные и пенные емкости, силовые электроагрегаты и другие элементы. При этом экономическая оценка такой “тактической единицы” производится по особой статье, ибо эта установка выполняет иные функции и служит иным целям, чем классические европейские пожарные машины.

Европейский подход

Основной критерий, на котором базируется евро­пейская концепция создания ПА (рис. 5), заключает­ся в следующем: при любых обстоятельствах пожар­ные подразделения, получающие вызов на пожар, должны обеспечивать спасание людей, затем - ор­ганизовать тушение. А меньшие по размеру и весу ПА, обладающие более высокой мобильностью и ма­невренностью, в условиях высокой интенсивности уличного движения и плотной застройки европей­ских городов в состоянии более оперативно доста­вить к месту пожара силы и средства для выполнения возложенных на пожарную охрану задач.

Именно потому в парке ПА европейских стран доминируют ПА легкого и среднего классов, а тя­желые ПА (основная тактическая единица в США) используются в основном для защиты пожароопас­ных объектов, а также в качестве специальных ПА, для которых оперативность не является преоблада­ющим фактором.

Европейские производители ПА не считают це­лесообразной установку на городских ПА сверх­мощных насосных систем, ограничиваясь приме­нением на ПА среднего класса насосов с подачей 2400 л/мин или комбинированных насосов. Хотя модельные ряды насосных агрегатов, выпускаемых европейскими фирмами, значительно шире: конк­ретный тип насоса устанавливается в зависимости от функционального назначения ПА (городские, объектовые, аэродромные и т.д.).

РИС. 5. Компоновка европейского пожарного автомобиля нового поколения (автоцистерна фирмы Rosenbauer на шас­си MAN)

В Европе разработана концепция многофункци­ональных ПА (по типу американских), однако она находится в стадии обсуждения и не поддерживает­ся однозначно пожарной охраной разных стран. Тем не менее в программах производства некото­рых фирм такие модели начинают появляться (АЦ с лестницей, аварийно-спасательные ПА с насосной установкой и т.п.).

С принятием европейских норм EN 1846 “По­жарные автомобили” структура типоразмерных ря­дов ПА установлена нормативно, поэтому дальней­шее развитие их концепции идет в направлении совершенствования технического уровня ПА - как оперативных транспортных средств, так и техниче­ских средств тушения. Подробнее эти проблемы рассмотреть в объеме журнальной статьи достаточ­но сложно.

Однако два обстоятельства концептуального ха­рактера можно отметить в данном обзоре: это по­стоянно растущий уровень дизайна современных европейских ПА и повышение степени автоматиза­ции управления агрегатами и системами ПА, что в корне отличает их от американских ПА.

Последние модели ПА, предлагаемые потреби­телю европейскими фирмами, оснащены весьма сложными системами электронных датчиков, инди­каторов, органов управления, а также сложными механизмами, встроенными элементами бортовой диагностики, обеспечивающими полностью авто­матическую работу агрегатов и постоянный конт­роль за их состоянием.

Эти технические решения стали нормой для со­временных европейских ПА, и фирмы вынуждены организовывать курсы по обучению операторов, ко­торым предстоит работать на таких машинах и об­служивать их. Именно эти обстоятельства амери­канские специалисты считают неприемлемыми для пожарной охраны США по причинам, приведен­ным выше.

Вместе с тем намечается некоторое сближение американской и европейской концепций ПА. И та, и другая концепции предусматривают применение пожарных автомобилей первой помощи (американ­ская версия “First-Out” Attack, или ПА первой ата­ки). Американская фирма Darley в проспектах 2000 года называет такой автомобиль “моделью ты­сячелетия” (Millenium Models). В Европе создание автомобиля первой помощи предусмотрено норма­ми EN 1846.

В Европе начинают производиться многофунк­циональные автомобили (о чем было сказано выше), что является главной тенденцией в США.

В то же время пожарная охрана США приобре­тает (или организует производство в дочерних фир­мах европейских компаний) такие сугубо европей­ские ПА, как коленчатые подъемники фирмы Бронто, автоматические автолестницы Магирус, ПА корпорации Розенбауэр, которые не вписыва­ются в американскую концепцию.

Новый концептуальный автомобиль Conzept- bus-2000, созданный в Германии пожарной охра­ной Ганновера совместно с фирмами Мерседес и Магирус (рис. 2), с полным основанием можно от­нести к продукту двух, на первый взгляд противо­положных, концепций.

В заключение следует остановиться еще на од­ном аспекте рассматриваемой проблемы.

В нашей стране господствующая идеология в создании ПА базируется на использовании для этих целей коммерческих шасси грузовых автомобилей. При прогнозируемой на начало века интенсивности дорожного движения ПА на таких шасси будут ста­тичными, ничем не отличаясь от других участников транспортного потока.

Между тем в мире еще в конце прошлого века наметилась тенденция к применению специальных шасси для ПА.

Анализ технических характеристик специаль­ных шасси, которые поставляются автомобильны­ми корпорациями фирмам-изготовителям ПА, по­зволяет сделать вывод: в мире завершен переход на выпуск шасси нового поколения, которые по мно­гим параметрам превосходят заменяемые модели. Этому есть свое объяснение: мировые автомобиль­ные гиганты делят сферы влияния, и производство моделей “из прошлого” оказывается только на руку конкурентам.

Новинки грузового автомобилестроения фирмы и компании демонстрируют на международных ав­тосалонах коммерческих и специальных транспор­тных средств, которые проходят под девизом: “Мы ведем процветающее дело!”

К сожалению, отечественные производители пока не нашли своей ниши в этом “процветающем деле”: технический уровень наших грузовиков как базы для создания ПА кардинально уступает техни­ческому уровню соответствующей продукции зару­бежных (ведущих и не ведущих) фирм. Перспекти­вы на то, что отечественные шасси, прежде всего среднего и тяжелого классов, в ближайшее время достигнут (в стандартном исполнении) уровня за­рубежных весьма проблематичны. Хотя надежды на создание специальных шасси для ПА имеются.

С учетом проведенного в настоящей статье ана­лиза, новая идеология производства отечественных ПА должна базироваться на исполнении следую­щих решений:

а) применение для создания ПА специальных шасси, параметры которых адекватны их функцио­нальному назначению, а именно: удельная мощность не менее 20 л.с./т; максималь­ная скорость не ниже 100 км/ч; повышенная эффек­тивность торможения за счет применения апробиро­ванных решений: АБС, стабилизаторов устойчиво­сти, системы экстренного растормаживания и т.п.;

б) реализация принципа “суперплотной” ком­поновки, успешно апробированного в ходе работ над АЦ вагонного типа, еще в прошлом веке создан­ной ВНИИПО, ВНИИТЭ и французской фирмой “Сидес”, и позволяющего снизить высоту центра тяжести ПА, его габаритную ширину, улучшить об­зорность с места водителя, маневренность и другие параметры. Реализация этих, а также ряда других частных решений позволит снизить динамические габариты ПА и обеспечить условия его оперативного и бе­зопасного движения к месту вызова;

в) проведение работ по повышению огнетуша­щей эффективности ПА и существенному измене­нию традиционного подхода к комплектации ПА, с включением оборудования для проведения аварий­но-спасательных работ. Тем самым могут быть созданы предпосылки для модернизации и структурной реконструкции действующего парка пожарных автомобилей в стране.

  • Пожарный поезд. Состав пожарного поезда. Виды, характеристики пожарных поездов.
  • Классификация пожарных автомобилей. Основные, специальные и вспомогательные автомобили
  • Тепловизоры. Способы применения и использования для нужд МЧС России

Федеративная Республика Германии, население которой составляет 82,5 млн. чел., состоит из 16 земель (земля – наиболее крупная административно-территориальная единица) и 14 тыс. общин (община – наиболее мелкая административно-территориальная единица).

Согласно конституции Германии задачи переданы в ведение земель. Руководство противопожарной службой земель осуществляют земельные министерства внутренних дел.

В соответствии с законодательством о пожарной безопасности земель за организацию и поддержание боеготовности пожарной охраны непосредственно отвечает администрация конкретной общины (или города).

Форма организации, численность персонала и техническая оснащенность определяется конкретными возможностями каждой общины.

Задачи противопожарной службы Германии включают в себя: тушение и предупреждение пожаров, оказание технической помощи, противорадиационную защиту и охрану окружающей среды, контроль за безопасностью при катастрофах, спасение людей и животных, оказание неотложной медицинской помощи и транспортировка больных.

Структура и объем работы пожарной охраны Германии (среднегодовая статистика)

Причины выездов Число боевых выездов Доля, %
Пожары 179272 6,5
Техническая помощь 575372 21,1
Медицинская помощь 1721780 62,8
Ложные вызовы 158917 5,8
Другие (в основном работы по спасанию людей и животных) 104728 3,8
ВСЕГО 2740069 100,0

Таким образом, составляет в Германии только 6-7 % общего объема оперативной работы пожарной охраны, в то время как случаи оказания разнообразной технической помощи ежегодно составляют 18-22 %, медицинской помощи 60-65% всего объема оперативной работы.

Время прибытия первых подразделений к месту вызова составляет в среднем: в городах 5-6 мин., в сельской местности 8-10 мин.

Ущерб от пожаров в Германии в последние годы составлял 3,7 млрд. евро (0,2 % валового национального продукта страны).

На пожарах в 2003 и в 2004 годах погибло 475 и 446 человек соответственно, т.е. 1 погибший на 200000 чел. населения.

В Германии существует три вида пожарной охраны:

  • профессиональная, численность которой составляет 40 тыс. чел.;
  • добровольная – 1,3 млн. чел.;
  • объектовая (фабрично-заводская), которая создается и финансируется крупными предприятиями. Объектовая пожарная охрана также делится на профессиональную и добровольную.

Профессиональная организуется в городах с населением свыше 100 тыс. чел. В городах с население от 50 до 100 тыс. чел. создаются небольшие профессиональные команды усиленные добровольными пожарными командами. В населенных пунктах с численностью населения менее 50 тыс. чел. существуют только добровольные пожарные команды.

Профессиональные пожарные дежурят в частях, как правило, по 24 часа. 70% личного состава несут службу в условиях 56-ти часовой недели. Существуют также варианты 16-, 12- и 8-часового дежурства. В настоящее время рассматриваются варианты по сокращению недельного рабочего времени до 44 часов. У добровольцев обычно используется скользящий график дежурств и круглосуточных смен не бывает.

Для профессионалов и добровольцев нет различий в квалификационных требованиях. Все они проходят одну подготовку в пожарных школах. В каждой земле имеется своя пожарная школа. Продолжительность подготовки пожарного составляет 2 года, включая практику в различных городах страны.

Основные положения противопожарной безопасности в Германии

  1. Задачи пожарной службы отражены в государственном законодательстве.
  2. Установлением минимальных стандартов обеспечения пожарной безопасности в строительстве занимаются министерства внутренних дел земель.
  3. Во внедрении нормативов принимают участие следующие инстанции: правительство земель, страховые компании, Немецкий институт стандартов.

Выполнение требований по пожарной безопасности в Германии

За выполнение требований, касающихся противопожарной профилактики и защиты ответственны: местные органы управления; строительные организации (строительный надзор).

Особые требования по противопожарной безопасности касаются: высотных зданий; объектов химической промышленности; аэродромов.

Меры, принимаемые ответственными инстанциями против владельцев имущества, не отвечающего требованиям противопожарной безопасности следующие: уведомление; штраф; закрытие предприятия; судебное расследование.

Проверку существующих нормативных требований для строительных материалов или установление нормативных требований для материалов, на которые не распространяется действие положений законодательства осуществляет Немецкий институт стандартов.

История пожарного дела в Германии

Первыми законодателями в области пожарной безопасности были немцы. В начале XVII века в Германии появились первые пожарные команды – брандкоманды.

Жители морских побережий, речных пойм, открытых и низинных местностей подвергаются, в силу естественных особенностей среды обитания, наибольшему риску потери имущества, на создание которого потрачены многие годы жизни и большие средства.

Для предотвращения последствий катастроф в средневековой Германии создавались так называемые “Ветряные гильдии”. Члены гильдий вносили регулярные добровольные взносы в общую казну, которая выделяла пострадавшему от разгула стихии необходимые денежные средства на восстановление индивидуального имущества и построек.

Аналогично “Ветряным гильдиям” образовались и “Пожарные гильдии”, компенсировавшие из общественных накоплений частный ущерб, понесенный от огня членами союза.Важно отметить, что забота о возмещении возможного ущерба была не только стихийной инициативой потенциальных пострадавших.

Правители государств, городов и общин активно включились в дело, сулящее как приемлемую компенсацию ущерба от разного рода риска, так и немалые прибыли, возведя страхование в ранг законодательной инициативы.

Подчас для сбора взносов в страховые кассы к гражданам применялись средства официального принуждения. Так, в 1676 году указом бургомистра Гамбурга была основана “Пожарная касса”, предписывающая владельцам зданий и различных построек обязательное страхование на случай пожара.В 1819 году в Германии образовалось первое коммерческое Страховое общество, предлагавшее страхование от пожаров – “Alte Leipziger”.

Основали его в Лейпциге саксонские предприниматели. Пожарная охрана в Германии сейчас организована по принципу добровольного участия. Профессиональных пожарных, получающих заработную плату, в Германии всего 2% от общего числа занятых на пожарной службе. Закон Германии предусматривает создание государственных служб по борьбе с огнем только в городах с населением более 100 тысяч жителей.В небольших городках пожарные бригады комплектуются добровольцами. Везде рядом с профессионалами работают и волонтеры.

Случайные статьи

Вверх