Кому предоставляются сведения о состоянии здоровья пациента. Право на информацию о состоянии здоровья и факторах, влияющих на здоровье

Доступ пациентов к сведениям о состоянии своего здоровья является немаловажным фактором их доверия к врачам и здравоохранению в целом. Каждому гражданину РФ гарантировано право на получение такой информации, а также на выбор лиц, которым она может быть передана (п. 5 ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ " "; далее – закон об охране здоровья). Однако на практике это право не всегда реализуется в полной мере, доказательством чему служат три основные проблемы в этой области:

  • непредоставление информации либо предоставление ее в ограниченном объеме;
  • невозможность получения информации бесплатно;
  • неосведомленность граждан о праве на получение сведений о состоянии своего здоровья.

Согласно законодательству порядок ознакомления пациента с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, должен быть установлен уполномоченным органом исполнительной власти (). Пока данный документ не принят. Проект соответствующего приказа Минздрава России "Об утверждении Порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента" (далее – проект приказа) был разработан министерством в декабре прошлого года. Он предполагает, что ознакомление с этими документами осуществляется на основании письменного запроса пациента или его законного представителя – по предварительной записи в специально отведенном и оборудованном системой видеонаблюдения помещении (в здании соответствующей медицинской организации). Возможность ознакомления со сведениями о состоянии здоровья должна быть предоставлена гражданину в течение трех рабочих дней с момента регистрации его письменного запроса. При этом по желанию пациента или его законного представителя ознакомление с данной информацией может проводиться в присутствии медицинского работника, участвующего в обследовании или лечения пациента, – для ее разъяснения.

Общественники, которые, разумеется, обеспокоены проблемой доступа граждан к информации о здоровье, подготовили ряд поправок к проекту приказа. Обсуждению этих предложений был посвящен круглый стол: "Проблемы доступа пациентов к информации о состоянии своего здоровья", состоявшийся 31 августа текущего года в Общественной палате РФ по инициативе Межрегиональной общественной благотворительной правозащитной организации "Комитет за гражданские права".

По закону сведения о результатах медицинского обследования, установленном диагнозе и прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи и связанном с ними риске, результатах оказания медицинской помощи предоставляется пациенту в доступной форме лечащим врачом или другими медработниками, непосредственно участвующими в его обследовании и лечении (). По мнению общественников, доступная форма информации подразумевает, в том числе, что врачи должны пояснять пациентам, какой диагноз им поставлен (понятными словами, с разъяснением медицинских терминов), какие лекарства назначены и каковы возможные побочные эффекты от их употребления, чем грозит несоблюдение рекомендаций по лечению и т. д. На практике же этого, как правило, не происходит.

Об ответственности медицинских работников за неправильное информирование пациентов читайте в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!

При этом сведения о состоянии здоровья детей младше 15 лет и недееспособных граждан сообщаются их законным представителям. Члены правозащитных организаций предлагают пояснить в проекте приказа, что к законным представителям относятся родители, усыновители, опекуны, попечители, органы опеки и попечительства, организации, в которых находятся недееспособные граждане. Также предлагается предоставить право на получение сведений о здоровье пациента на основании доверенности. В настоящее время действует принцип соблюдения врачебной тайны (), устанавливающий, что сведения о состоянии здоровья гражданина могут сообщаться другим лицам или организациям только с его письменного согласия (письменного согласия его представителя). С одной стороны, это помогает предотвратить неправомерный доступ к личным данным человека третьих лиц. С другой стороны, соблюдение врачебной тайны приводит иногда к тому, что информацию о состоянии здоровья пациента не могут получить даже его родственники. Предполагается, что доверенность на право получение таких данных сможет решить эту проблему.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о предоставлении информации о психическом здоровье граждан. Врачи обязаны предоставлять лицам, страдающим психическим расстройством, информацию о характере расстройства, целях, методах, в том числе альтернативных, продолжительности рекомендуемого лечения, а также о болевых ощущениях, возможном риске, побочных эффектах и ожидаемых результатах. Причем предоставляться эти сведения должны в доступной для пациентов форме и с учетом их психического состояния (ч. 2 ст. 11 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-I " "; далее – закон о психиатрической помощи). При этом в указано, что сведения о факте обращения гражданина за психиатрической помощью, состоянии его психического здоровья и диагнозе составляют врачебную тайну и могут быть предоставлены для реализации прав и законных интересов лица, страдающего психическим расстройством, по его просьбе либо по просьбе его законного представителя. По словам руководителя Центра защиты прав человека в психиатрии Комитета за гражданские права Любови Клещенко , некоторые врачи-психиатры считают, что эта норма носит необязательный характер и решение вопроса о предоставлении информации отдано на усмотрение врачей. "На самом же деле врач не вправе отказать в предоставлении такой информации. Вместе с тем ему следует выяснить цель получения подобной информации для определения ее характера, объема и формы изложения, а также пресечения возможных неправомерных действий различных организаций, требующих от граждан справки о состоянии их психического здоровья. Выявив такую ситуацию, врач должен разъяснить пациенту или его законному представителю, что для реализации им своих прав в конкретной сфере деятельности представления подобных сведений не требуется", – подчеркнула она.

Участники круглого стола отметили, что граждане недостаточно осведомлены не только о праве на доступ к данным о своем здоровье, но и о другой социально значимой информации. Так, они не знают, какие медицинские услуги можно получить бесплатно, а какие – за деньги, на какие лекарства распространяются льготы и т. д. По мнению президента Межрегиональной общественной организация инвалидов "Московское общество рассеянного склероза" Ольги Матвиевской , эту проблему можно решить, разместив на информационных стендах во всех медицинских учреждениях памятки о правах пациентов: на доступ к информации, на льготные медицинские услуги (с перечнем таких услуг), на бесплатное получение инвалидами технических средств реабилитации и др.

По итогам мероприятия был сформирован список предложений по решению проблемы доступа пациентов к информации о состоянии своего здоровья и другой социально значимой информации. Помимо указанных выше, он содержит, в частности, предложения о необходимости:

  • заверять любую запись о медицинском вмешательстве в истории болезни (медицинской карте) не только подписью врача, но и подписью пациента;
  • выдавать по просьбе пациента не только выписной эпикриз, но и копии всех подшиваемых в медицинскую карту документов;
  • обеспечить пациенту достаточное время для обсуждения с врачом вопросов его лечения (в том числе во время ознакомления пациента с медицинской документацией);
  • обеспечить понятность размещенной в медицинских учреждениях информации;
  • предусмотреть обязанность информирования пациентов о назначенных им препаратах, их основном и побочном действии, ввести ответственность за ее несоблюдение;
  • до проведения вакцинации детей знакомить родителей как со списком противопоказаний к вакцинации, так и с последствиями отказа от нее, а также со статистической вероятностью наступления этих последствий;
  • запретить выдачу медицинскими учреждениями платных справок о состоянии здоровья, в том числе для посещения бассейна и прохождения реабилитационных мероприятий, как нарушающую право пациентов на получение информации о состоянии своего здоровья (поскольку законодательством предусмотрена реализация этого права на безвозмездной основе);
  • разработать порядок и форму информирования заинтересованных лиц о наличии у гражданина открытой формы туберкулеза или иных опасных заразных заболеваний.

При этом реализовывать перечисленные предложения, по мнению общественников, необходимо так, чтобы повышение качества информирования пациентов не привело к уменьшению времени, которое тратит врач на оказание непосредственно медицинской помощи.

Парасоцкая Е. Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Пациент поступил в больницу с подозрением на цирроз печени. При поступлении пациент находился в сознании, вел себя адекватно, мог разговаривать и отвечать на вопросы, однако с трудом передвигался. В таком состоянии пациент провел в лечебном учреждении 3 дня. После падения состояние здоровья пациента резко ухудшилось, полностью исчезла возможность самостоятельно передвигаться, питаться, разговаривать. Возможность выбрать законного представителя у пациента отсутствует.

Кто имеет право знать информацию о состоянии здоровья пациента и комплексе проводимых медицинских мероприятий?

Согласно ст. 22 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

При этом в соответствии со ст. 22 Закона N 323-ФЗ каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.

Такая информация предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. При этом информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли.

В соответствии с п. 4 ст. 22 Закона N 323-ФЗ пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов. Также пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Следует отметить, что согласно п. 1 ст. 13 Закона N 323-ФЗ сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Врачебная тайна Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188 отнесена к перечню сведений конфиденциального характера, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. При этом к врачебной тайне относятся информация о факте обращения за медицинской помощью; о состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания; сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем ее, а также иные сведения о состоянии психического здоровья (ст. 9 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"); иные сведения, полученные при обследовании и лечении гражданина.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя в силу п. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ допускается в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, с учетом положений п. 1 ч. 9 ст. 20 Закона N 323-ФЗ. Данный пункт гласит, что медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается, если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю.

Кроме того, п. 3 ст. 22 Закона N 323-ФЗ устанавливает особый случай, когда информация о состоянии здоровья пациента может быть сообщена другим лицам. Так, в случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.

Таким образом, в отсутствие законного основания (п. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ, п. 3 ст. 22 Закона N 323-ФЗ) медицинская организация не вправе передавать сведения о состоянии здоровья больного кому-либо без его письменного согласия (согласия законных представителей), даже если за такой информацией обращаются родственники пациента. Аналогичные положения закреплены в приказе Минздравсоцразвития РФ от 02.05.2012 N 441н "Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений" (далее - Приказ N 441н). Данный вывод подтверждается и материалами судебной практики (смотрите, например, определение Ленинградского областного суда от 05.02.2012 по делу N 33-626/2012, апелляционное определение СК по гражданским делам Мурманского областного суда от 23.10.2013 по делу N 33-3584, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 21.07.2014 по делу N 33-9939/2014).

Недопустима обработка сведений о состоянии здоровья гражданина без его согласия и с точки зрения положений Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ). Общим правилом обработки персональных данных в силу ст. 6 Закона N 152-ФЗ является наличие согласия субъекта этих данных на их обработку; любое исключение должно быть предусмотрено федеральными законами. Согласно ст. 10 Закона N 152-ФЗ обработка специальных категорий персональных данных, касающихся в том числе и состояния здоровья, не допускается, за исключением случаев, когда субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на такую обработку.

Частью 1 ст. 9 Закона N 152-ФЗ определено, что субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Такое согласие должно быть конкретным, информированным и сознательным. Оно может быть дано гражданином или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме. Если согласие на обработку персональных данных получено от представителя субъекта персональных данных, то его полномочия проверяются оператором. В частности, полномочия представителя могут быть подтверждены доверенностью (п. 1 ст. 185 ГК РФ), договором (п. 4 ст. 185 ГК РФ) или иным документом, который позволит установить содержание полномочия.

Таким образом, Закон N 152-ФЗ также ставит возможность обработки персональных данных пациентов медицинских учреждений в зависимость от наличия их согласия. Без согласия могут обрабатываться данные, относящиеся к состоянию здоровья гражданина, только в случаях, перечисленных в ч.ч. 2 , 3 ст. 10 Закона N 152-ФЗ.

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что сведения о состоянии здоровья пациента могут быть сообщены самому пациенту и его законным представителям. Другим лицам, в том числе и родственникам пациента, такая информация может предоставляться лишь с письменного согласия самого пациента, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ, ч. 3 ст. 22 Закона N 323-ФЗ, ч. 2 , 3 ст. 10 Закона N 152-ФЗ.

Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи (ст. 22 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

В отношении несовершеннолетних пациентов объем получаемой информации определен возрастом. Возраст, до достижения которого такая информация сообщается только законным представителям, а после достижения которого — исключительно самому пациенту, составляет 15 лет (в отношении больных наркоманией — 16 лет).

Справка. Законный представитель

К законным представителям относятся родители, усыновители, опекуны, попечители, органы опеки и попечительства, организации, в которых под надзором находятся недееспособные (не полностью дееспособные) граждане (ст. ст. 26 , 28 , 32 , 33 , 35 ГК РФ; ст. ст. 64 , 123 СК РФ; ст. ст. 7 , 8 Закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ; ст. 39 Закона от 02.07.1992 N 3185-1).

Информация в случае неблагоприятного прогноза

В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину и (или) его супругу (супруге) или его близким родственникам (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил им об этом сообщать и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация (ч. 3 ст. 22 Закона N 323-ФЗ). Таким образом, в случае неблагоприятного прогноза развития заболевания врач имеет право, не спрашивая разрешения у пациента, сообщить информацию о состоянии его здоровья его родственникам, а единственным ограничением может быть активно высказанный запрет пациента на передачу такой информации другим людям.

Доступ к медицинской документации

Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией и получать на основании такой документации консультации у других специалистов (ч. 4 ст. 22 Закона N 323-ФЗ).

Ознакомление с оригиналами медицинской документации, отражающей состояние здоровья пациента, происходит в часы работы медицинской организации в помещении, предназначенном для такого ознакомления, на основании письменного запроса пациента (или его законного представителя), который рассматривается руководителем медицинской организации или его заместителем (п. п. 2 — Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 29.06.2016 N 425н).

Также на основании письменного заявления пациент или его законный представитель имеют право получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов (ч. 5 ст. 22 Закона N 323-ФЗ).

Таким образом, пациент в равной степени имеет право на получение как оригиналов, так и копий медицинской документации.

Поскольку к медицинским документам, отражающим состояние здоровья пациента, кроме первичной медицинской документации на бумажном носителе, относятся и результаты специальных медицинских исследований (рентгенограммы, компьютерные и магнитно-резонансные томограммы, результаты УЗИ и т.д.), право на получение этих результатов (с учетом типа носителя специфической медицинской информации) у пациента также имеется. Таким образом, распечатанные снимки, томограммы, видеозапись хода операции и иные подобные результаты исследований, по нашему мнению, могут быть переданы пациенту по его требованию.

Здравствуйте!

Право на обладание врачебной тайной является неотъемлемой составляющей гражданских прав, т. к. входит в понятие«личная тайна», установленное ст. 150 ГК РФ, и предоставляет обладателю права им пользоваться (правовой запрет на неразглашение сведений, составляющих врачебную тайну) и распоряжаться (определять круг лиц, допускаемых к врачебной тайне).
Правоспособность гражданина прекращается с его смертью (ч. 2 ст. 17 ГК РФ). Смерть - это юридический факт, изменяющий правовой статус обладателя права на врачебную тайну. Нет субъекта права - нет субъекта правоотношений, если иное не установлено законом. Например, тело умершего защищено от надругательства (ст. 244 УК РФ). Объектом преступления в данном случае является общественная нравственность, которая не приемлет антиобщественное поведение.
Практическим подтверждением снятия правового запрета на врачебную тайну в отношении умершего является врачебное свидетельство о смерти (учетная форма № 10б/у-98), в котором в п. 8 указываются сведения о состоянии здоровья умершего, что имеет прямое отношение к врачебной тайне. Данный документ, исходя из содержания ст. 6 Закона «О погребении и похоронном деле», выдается супругу, близкому родственнику, иным родственникам либо законному представителю умершего, а также может быть выдан иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо сотруднику специализированной службы по вопросам похоронного дела. Таким образом, обладателем сведений, составляющих врачебную тайну умершего, может быть любое физическое лицо, и законодателем не установлена юридическая ответственность за ее разглашение.
Следует ли из этого, что в отсутствие субъекта права на врачебную тайну и юридической ответственности за разглашение врачебной тайны умершего любой желающий имеет право получить в медицинском учреждении копию медицинской карты стационарного больного, который уже умер?
Медицинская документация после смерти больного продолжает оставаться носителем информации, собранной в установленном законом порядке при оказании медицинской помощи. Правоотношения по данному вопросу регулируются Федеральным законом от 27.07.06 № 149-ФЗ«Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее -Закон № 149-ФЗ). Медицинское учреждение, храня медицинскую документацию, выступает в роли обладателя информации.Исходя из вышеизложенного следует, что документальное подтверждение родственных (семейных) отношений при истребовании копии медицинской документации умершего пациента влечет безусловную обязанность медицинского учреждения ее выдать, причем в силу п. 2 ч. 8 ст. 8 Закона № 149-ФЗ данная медицинская документация должна быть предоставлена бесплатно. Соответственно выдача копии медицинской карты умершего пациента любому другому лицу осуществляется на усмотрение медицинского учреждения, которое в т. ч. вправе потребовать оплаты своей услуги.

Кто имеет право и на основании каких документов знакомиться со сведениями о состоянии здоровья пациента лечебного учреждения, а также получать копии документов, содержащих такие сведения?

Ответ:

1. В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 323-ФЗ) мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан в соответствии с общепризнанными принципами, нормами международного права.

В силу ч. 1 ст. 13 Закон N 323-ФЗ сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Врачебная тайна Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188 отнесена к перечню сведений конфиденциального характера, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, не допускается (ч. 2 ст. 13 Закона N 323-ФЗ). В ч. 3 ст. 13 Закона N 323-ФЗ установлено, что сообщение этих сведений другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях допускается только с согласия самого пациента или его законного представителя*(1), за исключением случаев, установленных в ч. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ. При этом согласие пациента должно быть выражено в письменной форме.

Отметим, что предусмотренный ч. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ перечень случаев предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия пациента или его законного представителя сформулирован законодателем исчерпывающим образом и не подлежит расширительному толкованию. Так, например, Челябинский областной суд признал отказ учреждения здравоохранения в предоставлении информации о состоянии здоровья гражданина по запросу адвоката правомерным, поскольку адвокатский запрос не входит в перечень оснований, по которым предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, допускается без согласия гражданина или его законного представителя (смотрите апелляционное определение СК по административным делам Челябинского областного суда от 04.08.2014 по делу N 11-7674/2014).

Следовательно, в отсутствие законного основания медицинская организация не вправе передавать сведения о состоянии здоровья больного кому-либо без его письменного согласия (согласия законных представителей), даже если за такой информацией обращаются родственники пациента. Аналогичные положения закреплены в приказе Минздравсоцразвития РФ от 02.05.2012 N 441н «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений» (далее — Приказ N 441н). Данный вывод подтверждается и материалами судебной практики (смотрите, например, определение Ленинградского областного суда от 05.02.2012 по делу N 33-626/2012, апелляционное определение СК по гражданским делам Мурманского областного суда от 23.10.2013 по делу N 33-3584, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 21.07.2014 по делу N 33-9939/2014).

Лишь в случае смерти больного его родственники могут получить заключение о причине его смерти и диагнозе (ч. 5 ст. 67 Закона N 323-ФЗ, п. 6 Приказа N 441н).

2. Не допускает обработку*(2) сведений о состоянии здоровья гражданина без его согласия и Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон N 152-ФЗ). Особенностью персональных данных является то, что более всего в их защите заинтересован прежде всего субъект этих данных. Именно поэтому общим правилом обработки персональных данных является наличие согласия субъекта этих данных на их обработку. Любое исключение должно быть предусмотрено федеральными законами. Об этом прямо указано в ст. 6 Закона N 152-ФЗ. Согласно ст. 10 Закона N 152-ФЗ обработка специальных категорий персональных данных, касающихся в том числе состояния здоровья, не допускается, за исключением случаев, когда субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на такую обработку.

Частью 1 ст. 9 Закона N 152-ФЗ определено, что субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Такое согласие должно быть конкретным, информированным и сознательным. Оно может быть дано гражданином или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме. Если согласие на обработку персональных данных получено от представителя субъекта персональных данных, то его полномочия проверяются оператором. В частности, полномочия представителя могут быть подтверждены доверенностью (п. 1 ст. 185 ГК РФ), договором (п. 4 ст. 185 ГК РФ) или иным документом , который позволит установить содержание полномочия.

Иными словами, Закон N 152-ФЗ также ставит возможность обработки персональных данных пациентов больниц в зависимость от наличия их согласия. Без согласия могут обрабатываться данные, относящиеся к состоянию здоровья гражданина, только в случаях, перечисленных в ч.ч. 2, 3 ст. 10 Закона N 152-ФЗ.

Таким образом, сведения о состоянии здоровья пациента могут быть сообщены самому пациенту и его законным представителям. Другим лицам, в том числе и родственникам, такая информация может предоставляться лишь с письменного согласия пациента, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ, ч.ч. 2, 3 ст. 10 Закона N 152-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

*(1) Законные представители — это лица, являющиеся представителями подопечных в силу закона. Таковыми являются родители (усыновители) несовершеннолетних (ч. 1 ст. 64 СК РФ), опекуны, попечители в отношении недееспособных или не полностью дееспособных граждан (п. 1 ст. 31, ст.ст. 32, 33, п. 4 ст. 35 ГК РФ). Полномочия родителей и усыновителей подтверждаются свидетельствами, выданными органами записи актов гражданского состояния: свидетельством о рождении несовершеннолетнего, свидетельством об усыновлении (ст.ст. 23, 43 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»). Законное представительство опекунов или попечителей подтверждается соответствующим решением органов опеки и попечительства и документом, удостоверяющим личность.
*(2) Под обработкой персональных данных понимаются любые действия (операции) с персональными данными, включая распространение (в том числе передачу) (п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона N 152-ФЗ).

Случайные статьи

Вверх