The Present Perfect Tense
Поставьте глагол в форму Present Perfect, Past Perfect или Future Perfect.Our taxi… by 9 o’clock yesterday morning. Let’s...
Сейчас очень много говорят и пишут об эмоциональном интеллекте. Но когда я проводила опрос среди своих друзей на Фейсбуке выяснилось, что никто кроме моих коллег-психологов не знает, что такое эмоциональный интеллект.
Этот непривычный для нас термин тесно связан с развитием эмоциональной сферы. Именно развитый эмоциональный интеллект помогает справляться с аффективными состояниями.
Это состояние, в котором эмоции нас настолько захватывают, что мы теряем способность мыслить, принимать решения, адекватно и творчески реагировать на ситуацию, выбирать способы реагирования. Как правило, с этих состояний мы скатываемся на , чаще всего неэффективные. Мы не можем слышать ни себя, ни другого. Нас, как говорят, “несет”.
Вам знакомо такое состояние? Потом бывает стыдно за свое поведение, возникает чувство вины.
Когда мы остываем, то понимаем, что были неадекватны. Что можно было бы и по-другому поступить. В состоянии аффекта сила нашей реакции превышает опасность ситуации, в которую мы попадаем.
С женщинами это случается чаще, так как мы более эмоциональны.
Эмоциональный интеллект нужен там, где мы взаимодействуем с другими людьми.
Мне очень нравится расширенная модель, предложенная психологом Рувеном Бар-Оном.
Модель социального и эмоционального интеллекта Рувена Бар-Она
Думаю, после знакомства со всеми пунктами, вы согласитесь, что значимость эмоционального интеллекта для человека трудно переоценить. Наверное, вам захочется прикладывать все усилия для того, чтобы развивать его и у себя, и у своих детей.
Итак, в расширенную модель входят:
То есть способность понимать, приниматься себя, признавать свою ценность (важность). Знать свои сильные и слабые стороны. И принимать себя вместе с ними.Не обесценивать свои желания и потребности. Заботиться о себе. Это базовое принятие себя, базовая адекватная самооценка. Согласитесь, самоуважение нам по жизни очень нужно. Все мы хотим, чтобы наши дети выросли уверенными, уважающими себя личностями.
Значит, мы способны различать эмоции в конкретный момент у себя, понимать причины их возникновения, и, аналогично, видим их у другого человека. Понимаем свои и чужие потребности.
Это способность открыто выражать свое мнение, отстаивать свою точку зрения, уважая себя и своего собеседника. То есть это открытое поведение, которое способствует самовыражению. Отсутствует страх озвучить свое мнение, чувства и состояния.
Это способность полагаться на себя и доверять себе. Эмоционально не зависеть от других. Не бояться быть уязвимым и открытым. Это профилактика всех зависимостей. Профилактика созависимых отношений, о которых психологи давно много говорят и пишут. Созависимые люди вступают в брак не потому что, “я — цельный человек и мне очень радостно жить с другим человеком”. А потому что “я настолько нуждаюсь в другом, что без него я не могу существовать”. Созависимые отношения проявляются во взрослом возрасте.
Способность понимать и разделять чувства другого.
Это способность включаться в различные социальные группы, конструктивно сотрудничать с другими, проявлять заботу и брать ответственность, где нужно, за других людей. Это и про семью. Способность выполнять свою роль в семье. Быть матерью, быть женой, быть отцом.
Способность конструктивно общаться, способность устанавливать отношения. Быть в достаточно хорошей эмоциональной близости. Умение чувствовать себя и быть в комфортных для себя социальных контактах.
Под стрессоустойчивостью иногда ошибочно понимают, что человек вообще не подвержен стрессу. Это не так. Стрессу подвержены все люди. Так мы устроены, что реагируем на стресс. Но люди различаются способностью восстанавливаться после стресса. Взрослому человеку очень трудно жить, если он не умеет восстанавливаться после стресса, если у него возникает постравматический синдром. То есть событие уже завершилось, надо жить дальше, а человек все ещё не может выйти из стрессовой состояния.
Я не говорю сейчас про глобальные изменения в жизни, про катаклизмы. У каждого человека есть своей стресс. Бывает, что люди испытывают стресс даже от общения. И потом долго восстанавливаются.
Другой пример. После активного дня мне обязательно нужен день на восстановление. А есть люди, которым нужен не день, а целая неделя или больше. Стрессы сопровождают всю нашу жизнь. Вопрос только в том, что для конкретного человека является стрессом. И это тоже зависит от развитого эмоционального интеллекта. Способности к самоосознанию, рефлексии, саморегуляции.
Способность переживать свои эмоции, не сваливаясь в аффективные состояния. Отодвигать удовольствие ради достижения цели, воздерживаться от соблазна, достигать своих целей и так далее. Справляться со своими аффективными состояниями, направлять их в конструктивное русло мы учимся на 6-недельном тренинге « » злости, который скоро стартует.
Способность сверять свои мысли и чувства с внешней реальностью. Мы всегда субъективны в своих суждениях, чувствах. А эта способность — посмотреть за пределы своей субъективности, увидеть более-менее цельную картинку, возникает благодаря развитому эмоциональному интеллекту.
Это способность не быть ригидным, по-разному реагировать в похожих ситуациях, творчески перестраиваться, не боятся нового. Как я всегда говорю, что взрослый человек — это не тот человек, который уже знает, как реагировать во всех ситуацих. Это тот человек, который не теряется в незнакомой для него ситуации. Продолжает учиться, встречается с новыми для него задачами в жизни. И не боится этих задач, потому что знает, что с ними справится, даже если сейчас у него нет готовой модели или решения.
В это понятие входит и способность к решению проблем.
Бывает, люди очень боятся проблем. Любая проблема выбивает их из колеи. Как будто есть убеждения,что проблема- это плохо, их не должно быть.
Взрослый человек способен решать разные проблемы, которые ему встречаются в жизни. Потому что жизни без проблем не бывает, так же как жизни без стрессов.
Вот такая модель эмоционального интеллекта. Поделитесь в комментариях, какие мысли возникают по поводу этих пунктов.
Для меня это модель про взросление человека. Качества зрелого человека. Я бы хотела, чтобы мои дети умели всё это делать, обладали такими способностями.
Как это для вас? Отметьте для себя: что вам откликается? Что вам бы хорошо развить в себе?
Не будьте слишком критичны. Если вы выжили, дожили до своего возраста, имеете семью и родили детей, то, я думаю, у вас эти качества есть. Вы иначе не смогли бы это все сделать. Возможно, вы не знаете своих сильных сторон. Так бывает. Мы привыкли думать, что у нас чего-то не хватает. А на самом деле, нам трудно объективно себя оценить. Скорее всего, вы многое приобрели, став супругой и родив детей. Вместе с детьми это особенно хорошо получается.
В следующий раз мы рассмотрим отдельные сферы эмоционального интеллекта человека. Надеюсь я вас убедила, что развивать эмоциональный интеллект полезно?
И в заключение.
Я хочу, чтобы мы разделили два понятия: эмоциональный интеллект и IQ (intelligence quotient — коэффициент умственного развития, относящийся к познавательным способностям).
Специалисты показали, что познавательные способности, тот самый IQ, не имеет никакого отношения к эмоциональной жизни. Нет корреляции между высоким IQ и высоким эмоциональным интеллектом. Поэтому, если эмоциональная сфера, эмоциональный интеллект человека плохо развиты или он постоянно пребывает в тревоге, не умеет справляться со своими импульсами, откладывать удовольствие, преодолевать преграды на пути к цели, — всё это может привести к неуспешности в жизни. И к низкой успеваемости, если речь идет об эмоциональном интеллекте школьника.
Даже при хороших познавательных способностях, когда академический ум достаточно развит, эмоциональная сфера может мешать пользоваться ими. Вспомните себя в состоянии тревоги, страха. Легко ли вам было принимать решения?
То же происходит с ребенком. Когда его стыдят и виноватят, ему трудно думать. Живя в тревоге, он не может развиваться. Давайте бережно относиться к таким чувствам как стыд и вина, они нам даны от природы. Если нагружать ими дополнительно, эти чувства становятся токсичными, непереносимыми для человека. И человек, вырастая на стыде и вине, не сможет развить ни самоуважения, ни всех заложенных в него прекрасных способностей. О какой самоактуализации тут можно будет говорить?
Эмоциональный интеллект (ЭИ) (англ. Emotional intelligence, EI ) - это способность человека воспринимать, оценивать и понимать свои и чужие эмоции и умение управлять эмоциями. Эмоционально интеллектуальные люди могут хорошо владеть собой и эффективно налаживать взаимодействие с окружающими. Психологи и представители других научных дисциплин, а также лидеры многих организаций, признают, что эмоциональный интеллект имеет жизненно важное значение. Некоторые даже считают, что эмоции в большей степени, чем интеллектуальные способности, определяют мышление людей и человеческие взаимоотношения.
От понимания эмоций и умения управлять ими во многом зависит успех в работе и счастье в личной жизни. Лидеры могут сконцентрировать и направить силу эмоций на улучшение морального климата в коллективе и усиление мотивации сотрудников, что идет на пользу всей организации. Как показали результаты исследования, проведенного Политехническим институтом Ренсселера (Rensselaer Polytechnic Institute), более экспрессивные и более чуткие к чужим эмоциям предприниматели зарабатывают больше денег.
Существуют сотни эмоций и еще больше эмоциональных оттенков. Для лидера очень важно понимать не только разнообразные эмоции людей, но и то, как эти эмоции выражаются . Исследователи выделяют восемь основных групп эмоций:
В серии исследований представители различных культур безошибочно распознавали указанные эмоции, когда им показывали фотографии лиц с соответствующей мимикой. Список основных эмоций и их некоторых оттенков приводится ниже.
Лидеры, чуткие к собственным эмоциям и эмоциям окружающих, создают хорошую рабочую атмосферу, что идет на пользу всей организации.
Компоненты эмоционального интеллекта разбиты на четыре основные категории , приведенные в таблице 1 . Важно помнить, что эмоциональный интеллект усваивается и развивается. Любой человек может усилить качества, составляющие четыре указанные категории.
Таблица 1. Составляющие эмоционального интеллекта
Самосознание можно рассматривать как основу всех остальных компонентов эмоционального интеллекта. Оно включает в себя способность человека оценивать собственные эмоции и понимать, как они влияют на работу и личную жизнь. Людям, хорошо знающим свои эмоциональные характеристики, легче быть хозяевами собственной жизни. Лидеры с высоким уровнем самосознания способны доверять своим чувствам, помогающим в трудные минуты принимать непростые решения. Иногда бывает неясно, нужно ли совершать крупную сделку, увольнять сотрудника, реорганизовывать бизнес, перераспределять рабочие обязанности. Когда информация из внешних источников оказывается недостаточной, лидерам следует полагаться на собственные чувства. Самосознание также включает в себя адекватную оценку своих сильных и слабых сторон и чувство уверенности в себе.
Владение собой - второй ключевой компонент эмоционального интеллекта, который можно определить как способность контролировать деструктивные или приносящие вред эмоции. Лидеры учатся сохранять эмоциональный баланс, чтобы беспокойство, тревога, страх или гнев не мешали ясности мышления. Владеть эмоциями значит не подавлять или скрывать их, а понимать, используя это понимание в различных ситуациях.
В эту категорию входят такие качества, как стремление вызвать доверие окружающих (проявление честности и прямоты), сознательность (ответственное отношение к своим обязанностям), способность к адаптации (умение приспосабливаться к изменениям); инициативность, расширяющая возможности человека; оптимизм, проявляющийся вопреки всем трудностям и неудачам.
Мартин Селигман (Martin Seligman), профессор психологии университета Пенсильвании, посоветовал руководству страховой компании MetLife принять на работу группу сотрудников, которые при прохождении тестов «на оптимизм» показывали высокие результаты, но не могли пройти обычных тестов на умение вести продажи. По сравнению с группой, члены которой хорошо проходили тесты на продажи, но при этом были пессимистичны, группа оптимистов совершала продаж на 21% больше в первый год работы и на 57% больше во второй год работы.
Социальное сознание - это способность понимать других. Социально сознательные лидеры проявляют эмпатию - умение поставить себя на место другого человека и понимание его мыслей и чувств. Такие лидеры могут рассмотреть ситуацию с нескольких точек зрения и наладить взаимодействие с людьми различных типов. Под характеристикой корпоративное сознание подразумевается способность наладить организационную деятельность и создать сеть контактов, а также выбрать наиболее подходящие для достижения положительных результатов формы поведения. Кроме того, социальное сознание подразумевает ориентацию на оказание услуг, т. е. способность определить и удовлетворить запросы сотрудников, потребителей или клиентов.
Менеджмент взаимоотношений - это способность налаживать контакты и взаимодействовать с другими людьми. Лидеры, обладающие высоким эмоциональным интеллектом, чутко и доброжелательно относятся к окружающим. Они развивают персонал, вдохновляют сотрудников своей концепцией будущего, устанавливают нормальное общение, чутко реагируют на чувства других людей, оказывая на них положительное влияние. Эмоциональное понимание лидерами своих подчиненных способствует проведению позитивных изменений, налаживанию сотрудничества и работы в командах, устранению конфликтов. Такие лидеры создают сеть взаимоотношений внутри организации и за ее пределами.
Вместе взятые, четыре указанных компонента создают основу для эмоционального интеллекта, который лидеры могут использовать для более эффективного руководства командами и организациями.
В какой степени эмоциональный интеллект влияет на эффективность лидера? Несомненно, он играет ключевую роль в успехе трансформационных и харизматических руководителей. Харизматические лидеры, как правило, прибегают к убеждению через эмоции и обращаются к чувствам подчиненных. Трансформационные лидеры создают образ будущего и мотивируют сотрудников воплотить мечты в реальность, что требует использования компонентов эмоционального интеллекта. В самых разнообразных ситуациях харизматические и трансформационные лидеры проявляют уверенность в себе, решительность и настойчивость.
Высокий уровень самосознания в сочетании со способностью управлять своими эмоциями позволяет лидеру демонстрировать уверенность в себе и вызывать доверие и уважение подчиненных. Кроме того, умение управлять эмоциями других людей или сдерживать эти эмоции помогает лидеру объективно оценить потребности подчиненных, которые могут скрываться за непосредственным проявлением чувств. Сильный гнев или депрессия, например, способны усилить эгоцентричность руководителя и помешать ему понять нужды окружающих. Такой человек не может рассмотреть ситуацию с различных точек зрения.
Эмоциональное состояние лидера влияет на обстановку в группе, отделе или организации. Эмоции передаются от человека к человеку. Если мы находимся в обществе жизнерадостных и энергичных людей, их эмоции передаются и нам. И напротив, грустный человек способен вселить в нас уныние. Эта эмоциональная заразительность лидера , сохраняющего уравновешенность и внутреннюю мотивацию, служит примером для подчиненных, вдохновляет их и передает им его чувства. Оптимистичный и энергичный руководитель способен повысить активность всей организации. Чуткость и умение наладить взаимодействие помогают мотивировать, вдохновлять и объединять сотрудников.
Наверное, главное, что эмоциональный интеллект позволяет лидеру, - это возможность относиться к подчиненному как к целостной личности со своими чувствами, мнениями, идеями, потребностями, способностями и мечтами. Именно эмоциональный интеллект помогает руководителю развивать персонал и поддерживать высокую самооценку каждого сотрудника.
Эмоционально интеллектуальный лидер создает атмосферу доверия и уважения, наполняет смыслом работу подчиненных, так что они стремятся не только удовлетворить личные потребности, но и принести максимальную пользу организации.
Таблица 2. Самооценка эмоционального интеллекта
Подсчет балловПодсчитайте сумму баллов по всем двадцати пунктам, чтобы определить общий уровень эмоционального интеллекта. Самосознание оценивается пунктами 1, 6, 9, 13 и 17; владение собой - пунктами 2, 5, 10, 14 и 18; социальное сознание - пунктами 3, 7, 11, 15 и 19; менеджмент взаимоотношений - пунктами 4, 8, 12, 16 и 20. Интерпретация результатовЭта анкета позволяет определить уровень эмоционального интеллекта.
|
Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.
Ричард Дафт
(Richard l. Daft), профессор Школы менеджмента Оуэна (Owen Graduate School of Management) при Вандербильтском университете (Vanderbilt University). Автор учебника
, книги
Психология и педагогика
Эмоциональный интеллект не менее важен для гармоничного развития ребенка, чем обычный интеллект. Наш успех в будущем зависит во многом от способности понимать и контролировать свои чувства, читать сигналы других людей и соответствующим образом реагировать на них.
Вы отлично знаете, опираясь на примеры школьной жизни и работы, как важно вовремя определить свое настроение, контролировать страх, гнев, грусть, адекватно коммуницировать с окружающими, понимать чувства учеников. Но что именно развивать? Об эмоциональном интеллекте сказано достаточно, для полной картины не хватает конкретных примеров из жизни и описания навыков.
Девятиклассница Кристина внезапно расплакалась на перемене между русским языком и химией. Одноклассники пытаются понять, что стало причиной резкого ухудшения состояния.
- Крис, тебе грустно? - сочувственно вздыхает Женя.
- Не зна-а-а-ю, - всхлипывает девочка.
- Может быть, у тебя что-то болит? - интересуется реалистка Маша.
- Нет, ничего у меня не болит! - огрызается сквозь слезы Кристина.
- Ну а что тогда?..
Может оказаться, что это чувство никак не связано с грустью, а напрямую со страхом. Девочка чувствует себя очень неуверенно на химии, в этот раз она совсем не успела подготовиться к уроку, и теперь ей стыдно за упущенную возможность, страшно, что ее спросят - она опозорится перед классом и учителем, и обидно, что все так получилось.
Методы работы со страхом совсем иные, чем с грустью. Умение понять, что именно не так - залог успешной борьбы с причинами явления и их последствиями.
Основные элементы самосознания:
Стоило бы научить наших учеников и детей, что со страхом неудачи и неудовольствием не справиться обыкновенным «Есть такое слово НАДО». Приказ взять себя в руки не решает проблему, он усиливает неуверенность в себе.
Куда полезнее сесть, обсудить все в формате активного слушания (об этом мы писали в одном из
) и предложить составить план. Вы наверняка сами замечали за собой, что имея перед глазами лист с четко прописанными пунктами действий, страх перед задачей постепенно отступает. Ребенок боится экзаменов? Составьте план подготовки к ним. Вы не знаете, как подступиться к отчету? Разделите задачу на множество мелких. Управляйте эмоциями и будьте с собой честны, поймите, почему именно ВАМ важно сделать эту работу. Не можете написать статью? Главное преодолеть «страх чистого листа» - начинайте записывать все мысли, которые приходят вам в голову, составьте структуру будущего материала.
Основные элементы саморегулирования:
- Мам, я не хочу учить весь этот бред! - Коля переходит на крик и швыряет тетрадь с определениями по обществознанию на пол.
- Какой бред, сын? - поднимая брови, но не тетрадь, спрашивает мама.
- Вот эти все сенаты, советы, дебеты и кредиты...
- Тогда не учи, - спокойно отвечает Елена Леонидовна, - если они тебе не нужны.
- Но они нужны... - протяжно выдыхает Николай.
- А для чего они нужны? - якобы непонимающе спрашивает мама.
- Ну они входят в задания на ЕГЭ, потом, я же хочу поступить в вуз.
- А зачем в вуз? - раскрывает идею мама.
- Чтобы потом работать, как я хотел, адвокатом, и защищать людей, которые не виноваты.
- Получается, определения - начало пути, даже уже середина, ведь ты такой молодец и столько всего уже выучил, пути к мечте, Коля, - улыбается Елена Леонидовна, - я тебя не заставляю, просто пойми, хочешь ли ты сам.
- Да, хочу.
Если учение не понимает ДЛЯ ЧЕГО ему знания, он объективно не сможет заставить себя их выучить, если нет изначальной предрасположенности к учебе и поглощению знаний.
Основные элементы мотивации:
Педагогическая история, которая позволит подвести даже младшеклассников к обсуждению темы вербальных и невербальных сигналов:
Оставшись как-то раз одна дома, Женя решила помочь маме помыть посуду и нечаянно разбила мамину любимую чашку. Очень ей стало стыдно и маму жалко, расстроилась Женя, забилась в уголок между диваном и шкафом. Пришла мама, увидела разбитую чашку, стала искать Женю, раскричалась: «Ни стыда у тебя, ни совести, Женя! Мало того, что чашку разбила, так еще и прячешься, уходишь от ответа». Расплакалась тут Женя. А мама еще больше рассердилась: «Ах, так ты еще плачешь, еще себя жалеешь?!»
Какие ошибки совершила мама, а какие Женя?
Основные элементы
Да, мы учим наших детей, что залог отличной карьеры в будущем - высокие оценки и хорошие знания, но вспомните сами свое окружение: кто более успешен - отличники или троечники? Саша, который все школьные годы провел за учебниками и выучил их от и до, или Алеша, который всегда был «троечником-хорошистом», но обладал настоящим талантом договариваться с людьми, умел расположить их к себе и завел отличных друзей? В моем окружении есть оба примера. И Алеша реально счастлив и куда более успешен.
Дело в том, что в современном мире каждый из нас имеет доступ к теоретическим знаниям. Не надо помнить наизусть абсолютно все даты по курсу истории России, их всегда можно посмотреть в Интернете. Совсем другой разговор - понимание причинно-следственных связей, развитие критического мышления и умение аргументировать свою точку зрения. Социальные навыки становятся важнее с каждым годом, потому что в условиях глобальной экономики вы должны обладать умением понимать, сопереживать и вести переговоры, если не хотите оказаться «за бортом».
Наиболее важные социальные навыки
Американский психолог и научный журналист Дэниел Гоулман считает, что наши эмоции играют в достижении успеха гораздо большую роль, чем это принято считать. В своей книге «Эмоциональный интеллект» Гоулман раскрывает все тайны наших эмоций и учит ими управлять.
Ниже мы расскажем о пяти главных составляющих эмоционального интеллекта, над которыми нужно работать каждому разумному человеку.
Зачастую кажется, что наши чувства очевидны и мы можем сразу же в них разобраться. Однако как правило, при зрелом размышлении мы понимаем, как часто не замечали своего отношения к тому или иному событию. Либо понимали всю глубины собственных эмоций лишь спустя долгое время.
Возможность отслеживать собственные чувства имеет огромное значение для психологической проницательности и понимания самого себя. Неспособность замечать свои истинные чувства оставляет нас на их произвол.
Что это даёт : Люди, более уверенные в своих чувствах, и которые вовремя успевают в них разобраться, демонстрируют впечатляющие результаты. Им проще принимать решения и они меньше сомневаются в их правильности.
Порой каждый из нас выходил себя, то есть давал волю своим эмоциям. Вспомните, когда это произошло в последний раз? Как вы себя при этом чувствовали? Наверняка, вы пожалели о том, что сделали.
Умение справляться с чувствами и не давать их выходить за подобающие рамки - навык человека с развитым эмоциональным интеллектом.
Что это даёт: Люди, которым не хватает этой способности, постоянно сражаются с мучительным беспокойством. А люди, ею обладающие, умеют гораздо быстрее приходить в норму после жизненных неудач и огорчений.
Исследования, проведенные при участии олимпийских чемпионов, музыкантов мирового класса и шахматных гроссмейстеров, показали, что всех их объединяет одна общая черта - способность находить для себя стимул неотступно следовать определенному режиму тренировочных занятий.
Способность привести себя в состояние «вдохновения» обеспечивает достижение выдающегося качества любых действий.
Что это даёт: Люди, владеющие этим искусством, как правило, оказываются более продуктивными и успешными во всем, за что бы ни взялись.
Все мы живём в социуме и каждый день общаемся с разными людьми. А одна из составляющих продуктивного общения - эмпатия - умение распознавать и прочувствовать эмоции окружающих.
Эмпатия зиждется на самоосознании. Чем больше мы поддаемся собственным эмоциям, тем с большим знанием дела будем прочитывать чувства других людей.
Что это даёт: Люди, способные сопереживать, больше настроены на тонкие социальные сигналы, указывающие, чего хотят или в чем нуждаются другие. Это делает их более подходящими для профессий или занятий, связанных с заботой о других, например, для преподавания, торговли и управления.
Как мы уже отметили, искусство поддерживать взаимоотношения по большей части заключается в умелом обращении с чужими эмоциями. Умение сопереживать, находить общий язык, интересоваться и быть интересным - вот ключи к продуктивному и постоянному общению.
Что это даёт: Обладая способностями к общению, человек сумеет придать нужный характер случайной встрече, мобилизовать и воодушевить, преуспеть в интимных отношениях, убедить и приобрести влияние, успокоить и ободрить других.
Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EQ) - умение определять, использовать, понимать и управлять собственными эмоциями в положительном ключе, например, чтобы снимать стресс, преодолевать трудности и разряжать конфликты. Также эта способность позволяет распознавать эмоциональное состояние других людей.
Эмоциональный интеллект может быть улучшен в любой период жизни.
Однако между изучением эмоционального интеллекта и его применением на практике есть большая разница. Вы можете понимать, что должны сделать определённые шаги, но это не означает, что вы их совершите, особенно если находитесь в стрессовом состоянии. Для того, чтобы изменить свои поведенческие привычки, необходимо научиться справляться со .
Эмоциональный интеллект обычно состоит из пяти составляющих:
Жизнь показывает, что далеко не всегда умные люди добиваются успеха и высокого социального статуса. Наверняка и вы припомните парочку людей, которые имеют блестящие академические знания, но вместе с тем являются социально некомпетентными как на работе, так и в личной жизни.
Высокий IQ не даёт гарантии на успех в карьере и семье. Да, он поможет поступить в престижное учебное заведение, но только эмоциональный интеллект выручит, когда нужно будет унять эмоции перед выпускными экзаменами. В тандеме IQ и EQ усиливают друг друга.
Таким образом, эмоциональный интеллект влияет на:
Психологи утверждают, что текущие переживания являются отражением более раннего эмоционального опыта. Это означает, что ваша способность воспринимать гнев, печаль, страх и радость, скорее всего, зависит от качества и насыщенности эмоций на ранних этапах жизни.
Если в прошлом вы оценили и поняли свои эмоции, они станут ценными активами в будущем. Если же переживания были болезненными и запутанными, вы, вероятно, сделаете всё возможное, чтобы дистанцироваться от них. Однако не стоит отстраняться даже от негативных чувств, ведь принятие и осознание своего эмоционального состояния - ключ к понимаю того, как переживания влияют на ваши мысли и действия.
Задайте себе несколько вопросов:
Если есть хотя бы один отрицательный ответ, ваши эмоции подавлены или выключены. Для того, чтобы обладать здоровым эмоциональным интеллектом, вы должны открыться переживаниям, впустить их в свою зону комфорта.
sorsillo/Depositphotos.comВот самые верные способы улучшить самопознание:
Осознание чувств - это первый шаг к эмоциональному управлению. Вы должны использовать эмоции, чтобы принимать конструктивные решения и выстраивать линию поведения. Когда вы становитесь чрезмерно напряжены, вы можете потерять контроль над собой и утратить вдумчивость.
Вспомните, легко ли рационально думать в состоянии перенапряжения. Вероятно, нет. Это происходит потому, что мозг отстраняется от мыслительных процессов и переключается на переизбыток чувств.
Эмоции являются важными фрагментами информации, они говорят нам о себе и о других. Однако в условиях стресса мы становимся подавленными и теряем контроль над самими собой. Научитесь справляться со стрессом. Так вы сможете контролировать чувства и поведение, управлять отношениями, брать инициативу в свои руки, следовать обязательствам и адаптироваться к изменчивому миру.
Так как же научиться самоконтролю? Наверняка вы слышали о дедовском способе - посчитать до десяти, когда сердишься.
Не всегда получается подавить гнев или депрессию, тем не менее физический толчок будет к месту. Чувствуете усталость - сделайте несколько упражнений. Не можете собраться с силами - врежьте себе пощёчину. В общем, применяйте любое физическое воздействие, которое приведёт к лёгкому шоку и разорвёт порочный круг.
Мы постоянно сосредотачиваемся на том, что наиболее важно именно для нас. Однако наши эмоции - лишь половина отношений. Все остальные люди тоже имеют свои собственные чувства, желания, триггеры и страхи. Поэтому сопереживание - крайне важное жизненное умение.
Попробуйте на практике несколько советов, которые помогут вам стать эмпатом:
Эмпатия подразумевает вашу реакцию, однако она должна поступить вовремя. Если кто-то готов разрыдаться или разрывается от глубокой боли, не пытайтесь приглушить чувства. Человек должен выплеснуть эмоции, и ему понадобится ваша помощь.
Когда мы говорим о мотивации как о составляющей эмоционального интеллекта, подразумевается внутренний стержень, а не психологические силы, чтобы поднять своё тело с кровати. Как говорят психологи, наш стержень находится в префронтальной коре головного мозга. Она начинает активную деятельность при одной мысли о выполнении значимой задачи.
Целью может быть карьера, семья, произведение искусства и всё что угодно, лишь бы оно имело весомое значение в вашей жизни. Когда мотивация берётся за дело, она объединяется с реальностью, и мы совершаем реальные поступки. Чтобы создать семью, мотивированные люди начинают встречаться. Чтобы продвинуться по службе, мотивированные люди берутся за самообразование.
Как найти свой стержень? В первую очередь необходимо выяснить собственные ценности. Многие из нас настолько заняты, что не успевают покопаться в себе и определить приоритеты. Ещё хуже, если человек делает работу, которая прямо противоречит его мировоззрению и принципам.
Во-вторых, стоит перенести свою цель на бумагу и расписать её в деталях. При этом необходимо понимать, что большой успех сильно растянут во времени. Он состоит из маленьких побед и горечи поражений.
Социальные навыки - это умение понимать , которые окружающие люди постоянно адресуют вам. Эти сигналы дают чёткое представление о том, что человек испытывает и что для него действительно важно. Для того, чтобы принять невербальные сигналы, необходимо приостановить свои мысли, не думать о целях и задачах, которые вы преследуете, находясь рядом с человеком.
Социальные навыки не могут работать на вас, если вы думаете о чём-то другом, а не о текущем событии. Когда мы погружаемся в воспоминания или переносимся в будущее, нас попросту нет в настоящем. Уловить тонкие невербальные сигналы из-за этого становится проблематичным.
Не стоит питать иллюзий о многозадачности. Да, мы можем переключаться между темами очень быстро, но при переходе теряется тонкий эмоциональный сдвиг, который помогает понять других людей.
Социальные навыки хорошо совершенствовать, разрешая разногласия:
Наряду с разрешением конфликтов, необходимо научить себя знакомиться, поддерживать беседу, играть. При этом желательно заранее изучить менталитет людей разных наций.