Что было в 6 веке. Смотреть что такое "VI век" в других словарях

(VI век до нашей эры)

древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик. Пифагору приписывается изучение свойств целых чисел и пропорций, доказательство теоремы Пифагора и др.

Пифагор родился на острове Самос, одном из самых цветущих островов Ионии, в семье богатого ювелира. Ещё до рождения он был посвящён своими родителями свету Аполлона. Он был очень красив и с детства отличался разумом и справедливостью. С юных лет Пифагор стремился проникнуть в тайны Вечной Природы, постичь смысл Бытия. Знания, полученные им в храмах Греции не давали ответов на все волнующие его вопросы, и он отправился в поисках мудрости в Египет. В течение 22 лет он проходил обучение в храмах Мемфиса и получил посвящение высшей степени. Здесь же он глубоко изучил математику, “науку чисел или всемирных принципов”, из которой впоследствии сделал центр своей системы. Из Мемфиса, по приказу вторгшегося в Египет Камбиза, Пифагор вместе с египетскими жрецами попадает в Вавилон, где проводит еще 12 лет. Здесь он имеет возможность изучить многие религии и культы, проникнуть в мистерии древней магии наследников Зороастра.

Приблизительно в 530 году Пифагор наконец возвратился в Грецию и вскоре переселился в Южную Италию, в г. Кротон. В Кротоне он основал пифагорейский союз, который был одновременно философской школой, политической партией и религиозным братством. Здесь были соединены философия с жизненной практикой, указывающей человеку достойный путь к судьбе, ожидающей его после смерти. Школа жила общинами со строгой дисциплиной нравов, от учеников требовалось целомудрие и воздержание. Однако, аскетизм не был идеалом пифагорейцев; брак являлся для них священным понятием. В школу, наряду с юношами, принимались и девушки. Обучение было многоступенчатым и далеко не каждому давалось сокровенное знание. Лишь те, кто успешно прошёл все испытания, допускался во внутренний двор дома Учителя. Здесь Пифагор наставлял своих ближайших учеников. Отсюда и берут свое начало названия эзотерическое (т.е., то что внутри) и экзотерическое (т.е., то что вне) учение. Строгий образ жизни пифагорейцев, их созерцательная философия, благожелательность к человеку и стремление делать добро, оказать помощь, привлекали к ним многих людей. Союз вскоре стал центром политической и духовной жизни всего Кротона.

Школа Пифагора дала Греции целую плеяду талантливых философов, физиков и математиков. С их именем связаны в математике систематическое введение доказательств в геометрию, рассмотрение ее как абстрактной науки, создание учения о подобии, доказательство теоремы, носящей имя Пифагора, построение некоторых правильных многоугольников и многогранников, а также учение о четных и нечетных, простых и составных, о фигурных и совершенных числах, арифметических, геометрических и гармонических пропорциях и средних. В акустике пифагорейцам принадлежит открытие зависимости законов звуковой гармонии от числового соотношения длин струн, издающих звуки. Вполне определенно пифагорейцы признавали землю шаром и учили о вращении земли, так же как и других светил вокруг центрального огня, “алтаря вселенной, невидимого вследствие того, что между ним и землей находится темное небесное тело. Позднее у Эфканта мы находим учение о вращении земли вокруг оси, а у Аристарха Самосского (280 г. до Р.Х.) вполне определенную гелиоцентрическую систему.

Пифагор впервые ввел в употребление термин “философ”, когда на вопрос, кем он является, ответил: я не мудрец (sophos), я любитель мудрости (philosophos), то есть философ. Основным в учении Пифагора является учение о числе, как сущности всего мира. Многообразие физических явлений подчинятся закону, являющемуся единством, космосом (употребление этого названия приписывается Пифагору), т.е. порядком, и основа этого порядка - число. Не арифметическое число, но число как метафизическая реальность, связь, закон мира, по отношению к которому арифметическое число есть лишь форма познания. Основой чисел является единица, воплощение единства и гармонии Вселенной. Бог, как нераздельная сущность имеет своим числом единицу. С момента проявления Бог двойственен (материя и дух, мужское и женское начало). Весь проявленный мир символизируется числом три: ибо как человек состоит из тела, души и духа, так и Вселенная делится на три сферы: мир естественный, мир человеческий и мир божественный. Подобно тому, как мировая троичность сосредоточена в единстве Бога, так и человеческая сосредоточена в сознании и воле, образуя т.о. тетраду.

В каждом числе Пифагор определял тот или иной принцип, закон, ту или иную активную силу. Противоположность между нечетными (высшими) и четными (низшими, порожденными из высших путем удвоения) числами проявляется в природе в виде ряда других противоположностей: свет и тьма, безграничное и ограниченное, доброе и злое, движущееся и покоящееся, мужское и женское и т.д. Естественный мир реально построен из чисел: тело ограничено плоскостями, плоскость - линиями, линия - точками. Точка - последний элемент Вселенной - тождественна единице. Т.о. возникает соответствие между пространственным миром и числами: линия - “2”, плоскость - “3”, тело - “4”. К числу сводится и мир духа: любовь и дружба отождествляются с восьмеркой, справедливость - с кратными числами. Особую важность Пифагор придавал числам “7” и “10”. Состоящая из трех и четырех, семь означает соединения человека с божеством. Число десять, образованное из первых четырех чисел, заключающее в себе число семь, есть совершенное число, единица высшего порядка, ибо выражает собой все начала Божества, сначала развивавшегося, а затем слившегося в новом единстве.

Учение Пифагора продолжает учение Орфея о бессмертии души, о перевоплощениях, о средствах спасения и очищения души, приводя его в стройную научно-обоснованную систему. Задачу земной жизни человека Пифагор определяет, как внесение во внутренний мир порядка, “числа”, гармонии. Божественную гармонию олицетворяла и семья Пифагора.

В возрасте 60 лет Пифагор женился на своей ученице Феано, девушке удивительной красоты, покорившей сердце мудрого философа своей чистой и пламенной любовью, безграничной преданностью и верой. Феано дала Пифагору двух сыновей и дочь, все они были верными последователями своего Великого отца. Один из сыновей Пифагора стал впоследствии учителем Эмпидокла и посвятил его в тайны пифагорейского учения. Дочери своей Дано Пифагор доверил хранение своих рукописей. После смерти отца и распада союза Дано жила в величайшей бедности, ей предлагали большие суммы за манускрипты, но верная воле отца, она отказалась отдать их в посторонние руки.

30 лет прожил Пифагор в Кротоне. За это время ему удалось осуществить то, что оставалось мечтою многих посвященных: он создал поверх политической власти мудрую власть высшего знания, подобную древнеегипетскому жречеству. Совет Трехсот, созданный и возглавляемый Пифагором, был регулятором политической жизни Кротона и распространял свое влияние на другие города Греции в течение четверти века. Но ничто так на раздражает посредственность, не вызывает зависть и ненависть, как владычество великого ума. Мятеж против правления аристократической партии, вспыхнувший в Сибарисе, явился началом гонения на пифагорейский союз. Многие из учеников погибли под обломками пылающего здания школы, другие погибли голодной смертью в храмах. О времени и месте смерти самого Пифагора достоверных сведений не сохранилось. Воспоминания о Великом Учителе и его учении было сохранено теми немногими, которым удалось бежать в Грецию. Мы находим его в “Золотых Стихах” Лизия, в комментариях Гераклита, в отрывках Филолая и Архита, а также в “Тимее” Платона. Прекрасная стройная система, данная миру Пифагором никогда не была забыта. Она стала основой метафизики Платона, возродилась в Александрийской школе, в трудах многих позднейших античных философов.

2. Третий - шестой века нашей эры

Длительный кризис, потрясший империю в III в., приносит с собою полное запустение в области художественной литературы на латинском языке. Она возрождается лишь с преодолением кризиса, но условия развития ее оказываются уже резко изменившимися. Абсолютная монархия, создающаяся в конце III в., переносит центр из Рима в Константинополь, господствующей религией вскоре становится христианство. В литературном развитии ведущая роль тоже принадлежит христианской литературе. «Поздняя империя» IV - V вв. - время зарождения средневековой латинской литературы. Античная литература находится в процессе замирания.

Старые литературные формы все же продолжают существовать вплоть до окончательного распада западной части империи и уничтожения ее «варварами». Консервативной силой, поддерживавшей старую литературную культуру, была школа, грамматическое и реторическое обучение. Школа учила владению старым «классическим» языком, от которого живое языковое развитие уже далеко отошло; она учила старому стихосложению, основанному на различении долгих и кратких слогов, исчезнувшем уже в живом языке. Старый язык остается классовым языком верхушки, независимо от ее религиозной принадлежности; христианские прозаики [Минуций Феликс (II - III вв.), Лактанций (III - IV вв.), Иероним (около 348 - 420 гг.), Августин (354 - 430)] пользуются тем же реторическим стилем, что и язычники, а христианские поэты пересказывают библейские сюжеты на манер Вергилия или следуют в своей лирике горацианским формам (видный поэт - Пруденций, около 348 - 410).

Христианская литература, подготовляющая дальнейшее средневековое развитие, лежит вне пределов нашего рассмотрения. Здесь мы ограничимся кратким указанием на несколько важнейших явлений, связанных со старой литературой.

Так, задачу возрождения римской литературы ставит себе во второй половине IV в. кружок аристократов, группирующийся вокруг оратора Симмаха (около 350 - 410 гг.). Кружо"к этот, остающийся «верным древней религии, противопоставляет традиции старой римской культуры христианству, с одной стороны, и «варварству», - с другой. Сохранение тщательно выверенных текстов многих римских писателей, создание комментариев к ним, - один из результатов деятельности этого кружка. Но собственное литературное творчество консервативных кругов отличается идейной бесперспективностью. Речи и письма самого Симмаха, прекрасно отделанные стилистически, чрезвычайно бедны содержанием. Пересказы старых авторов, вычурная форма и стиховые фокусы, школьный педантизм и символико-аллегорическая фантастика - характерные признаки этой литературы. Особый вид литературного кунстштюка представляют собой «центоны» (лоскутные платья): новое произведение создается с помощью объединения стихов, надерганных из разных мест какого-либо поэта (чаще всего Вергилия).

Из поэтов IV в. самый значительный - Децим Магн Авсоний (около 310 - 395 гг.), преподаватель грамматики и реторики в Бурдигале (современный Бордо) и воспитатель императора Грациана. Этот мастер поэтической игрушки, любивший сочинять на одну и ту же тему «одностишия» и «двустишия» (или «четверостишия»), оставил несколько произведений, представляющих не один только формально-стилистический интерес. К числу их относится Моse11а, описание путешествия по Рейну и Мозелю с разнообразными зарисовками картин природы, и «Эфемерида», - описание дневного времяпрепровождения. Римский патриотизм соединяется у Авсония с любовью к родной провинции, и в его многочисленных стихотворениях культурная жизнь верхушки галло-римского общества IV в. получает разнообразное отражение. Поэту удается изображение семейных чувств, дружеских отношений, светских добродетелей; более глубоко его интересы не проникают. Авсоний - христианин, но взоры его обращены преимущественно к прошлому, и произведения его загружены всевозможной грамматической, мифологической и историко-географической «ученостью». Он хорошо знает классическую поэзию и старается непосредственно примкнуть к поэтическим традициям I - II вв. н. э. (Марциал, поэты времени Адриана).

Выделение западной части империи в конце IV в. вернуло Италии ее утраченное было политическое значение. Вновь возникает придворная поэзия с политической тематикой, прославляющая успехи Рима в борьбе с «варварами». Самый талантливый представитель этой поэзии на грани IV и V вв. - Клавдий Клавдиан (умер в 404 г.), по происхождению александрийский грек, блестящий мастер стиха, писавший стихотворения на обоих языках. Клавдиан составляет стихотворения в честь западного императора Гонория и фактического правителя Запада, Стилихона, и обрушивается с резкой насмешкой против фаворитов восточного императора; страстная инвектива против евнухов и интриганов константинопольского двора чередуется с чрезмерными похвалами по адресу покровителей поэта. Единство латинского мира в его противопоставлении греческой империи нашло в лице Клавдиана красноречивого и патетического выразителя: он прославляет римское прошлое и возвещает вечность Рима. По живописному лиризму и богатству использования мифологического аппарата Клавдиан часто приближается к манере Стация. Большим изяществом отличается его мифологический эпос «Похищение Прозерпины». Восторженную хвалу Риму, как центру мирового владычества, содержит поэма Рутилия Наматиана, описывающая в элегических стихах возвращение автора из Рима в Галлию в 416 г.

Многие стихотворения позднего времени дошли до нас в сборнике, обычно называемом «Латинская антология». Сборник составлен, по-видимому, в Африке в VI в., но содержит произведения разного времени. Среди них выделяется по художественным достоинствам «Всенощная Венеры»: наступление весны и праздник рождения Венеры прославляются автором, для которого личная» весна не наступила. Стихотворение разделено на неравные части, окаймленные рефреном: «Завтра да любит, кто никогда не любил, а кто любил, да любит завтра». Ни автор, ни время стихотворения. неизвестны (может быть IV в.).

Старыми традициями питается также и внецерковная проза. Составляются «панегирики» по образцу Плиния, биографии императоров по образцу Светония. Из прозаиков позднего времени, кроме уже названного Симмаха, наибольший интерес представляют Аммиан Марцеллин (около 330 - 400 гг.), последний крупный римский историк, продолжатель Тацита, и казненный в 524 г. Теодорихом философ Боэтий, автор трактата «Об утешении, доставляемом философией».

Характерно развитие повествовательной литературы. «Деяния Александра», «Диктис», «Дарет» получают латинскую обработку, которая стала источником знакомства средневековой Европы с этими произведениями. Огромным распространением в Средние века пользовался еще и другой латинский роман приключений - «История Аполлония, царя Тирского», разрабатывающий сюжет о разбросанной по всему миру и воссоединяющейся семье. Аполлония преследуют несчастья. Ему приходится спасаться от царя Антиоха, кровосмесительную связь которого с дочерью он разгадал по ее загадкам; жена Аполлония, киренская царевна, умирает во время морского путешествия, и ящик с ее телом погружается в воду; новорожденная дочь, оставленная на воспитание недостойным людям, подвергается смертельной опасности и считается погибшей, но в действительности попадает в дом сводника. Все оканчивается, конечно, благополучно. Царство Антиоха переходит после его смерти к Аполлонию; ящик с телом жены прибило на сушу, смерть ее оказалась мнимой, и врач вернул ее к жизни; дочь осталась чиста, и Аполлоний, дошедший уже до состояния полного отчаяния, узнает дочь в грубо оттолкнутой им было певице и находит затем жену в должности жрицы Дианы Эфесской. Порок наказан, и все добродетельные персонажи вознаграждаются. Сюжет «Истории Аполлония» послужил материалом для приписываемой Шекспиру трагедии «Перикл, принц Тирский».

Распад Западной империи, варварские завоевания и переход античного общества в феодальное довершают процесс замирания старой римской литературы. На грани VI - VII вв. она уже мертва, и ее литературные формы лишь частично трансформируются в жанры средневековой латинской литературы Но потребности школы и техники требовали сохранения древних памятников. В монастырях, cтaновящихся отныне центрами просвещения, идет работа по переписыванию текстов старых римских писателей; особенно значительна в этом отношении инициатива Кассиодора (родился около 480 г.), видного государственного деятеля времен Теодориха. Войдя в обиход школьно-монастырской жизни, особенно со времени Каролингов, переписка римских текстов сохранила их до того времени, когда они снова стали мощными факторами культурной жизни Европы, до эпохи Возрождения.

Ученые обнаружили в византийских хрониках за 536-540 годы нашей эры упоминания о закрытии Солнца "черным облаком". Это "затемнение", если верить хронисту Прокопию Кесарийскому и другим летописцам, продолжалось несколько месяцев. Именно с этим небесным явлением связывали прочие катаклизмы того времени, такие как неурожаи, голод, политические волнения и эпидемию Юстиниановой чумы.

Смерть "черная" и "красная"

Так называемая Юстинианова чума была первой в мире зарегистрированной чумной пандемией. Свое название она получила, так как началась при правлении византийского императора Юстиниана I и охватила практически весь цивилизованный мир. Впрочем, отдельные чумные эпидемии вспыхивали после этого еще на протяжении столетий — с 541 по 750 год.

Исследователи считают, что источник чумы появился в Эфиопии или Египте, откуда по торговым каналам вместе с грузом зерна в Константинополь "прибыли" зараженные инфекцией крысы и блохи. Оттуда эпидемия распространилась по всей Византии, а затем перекинулась на соседние страны… К концу 654 года она достигла Северной Африки, охватила всю Европу, Центральную и Южную Азию и Аравию.

В Византии пандемия достигла своего апогея к 544 году. Если верить хроникам, только в Константинополе ежедневно умирало от чумы до 5 тысяч человек, а порой смертность достигала 10 тысяч человек в день… Было уничтожено 40 процентов населения города.

На Востоке от чумы погибли около 100 миллионов человек, в Европе — около 25 миллионов. В ирландских источниках говорится о crom conaill ("Красной смерти"), ставшей в 549-550 годах причиной смерти многих святых и монархов. Так, именно от нее умерли валлийский король Гвинед Маэлгун и святой Финниан из Клонарда…

При желании пророчество об этих событиях можно отыскать и в Библии. Вот что говорится в девятой главе Откровения Иоанна Богослова:

"Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя…

Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней — как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера… От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей…"

Вулканический ужас

Что же произошло? Ученые считают, что причиной солнечного затемнения стали извержения вулканов, следы которых были обнаружены во льдах Гренландии и Антарктики.

"Каждое из этих извержений, которые произошли в 536 и 540 годах, должны были сильно повлиять на жизнь цивилизаций в то время, и их эффект был усилен тем, что они произошли с промежутком всего в четыре года, — комментирует Крюгер. — Пока мы не знаем, какие вулканы были виновны в этом, но у нас есть несколько кандидатов на эту роль в Центральной и Северной Америке, а также Индонезии".

Предположительно вулканы выбросили в атмосферу большое количество пепла, что вызвало так называемую "вулканическую зиму". Нечто похожее, только локального масштаба, приключилось в 1815 году после взрыва индонезийской горы Тамбора.

Лед и сера

Крюгер и ее коллеги нашли подтверждение "вулканической" гипотезе, проанализировав летописи VI столетия и исследовав образцы гренландского и антарктического льда, сформировавшиеся в ту эпоху.

Оказалось, что эти ледяные фрагменты содержат серу и другие соединения, которые в большом количестве входят в состав вулканических газов и пепла. Таким образом ученым удалось построить климатическую модель, позволившую реконструировать события конца 530-х годов.

Выяснилось, что последствия климатического катаклизма были куда более серьезными, чем ожидалось. Совокупная сила извержений двух вулканов была максимальной за последние 1200 лет.

В результате средняя температура на Земле на несколько лет понизилась на два градуса Цельсия, но больше всего изменения климата затронули северное полушарие. Были "задеты" Скандинавия, побережье Средиземного моря, Ближний Восток и Северная Африка.

В эту теорию вполне вписываются и события, изложенные в хрониках, и данные раскопок на севере Европы и Африки. По мнению исследователей из группы Крюгер, "апокалипсис" шестого столетия был "спровоцирован" именно вулканами. И нет никаких гарантий, что это не повторится вновь…

АРИ и мои статьи, взволновал нашу публику не на шутку. Это хорошо, очень хорошо, значит вопрос очень важен и мы нащупали основы. Оно в общем-то и понятно, с одной стороны вдалбливаемая модель мира, в которой «славяне», «славянство», «славянский язык», «славянская история» воспринимаются чуть ли не символами этничности, с другой, совершенно другая историческая реальность, которая даётся в моих работах, основанных на фактах – мы русские, потомки исторической руси и народов живших здесь. Наша история куда как богаче чем история славян появившихся на исторической арене только в 6 веке нашей эры. Более того, славяне скорее всего производное от наших прямых предков, - созданы ими. Об этих вещах нужно говорить, ибо чтобы обрести национальное самосознание, надо обращаться к реальным предкам, мы должны исходить из реальной, а не выдуманной истории. Отойти от истории официозной, которая придумана политтехнологами, чтобы оттеснить русский народ от древнего прошлого и обосновать свои политические заигрывания с другими народами.

Воссоздание реальной картины о наших предках сложное дело, ибо мы наверное встречаемся не только со случайным выпадением исторических свидетельств или ошибочным толкованием, а с преднамеренной фальсификацией нашей истории предпринятой могущественным и прозорливым недругом.

На этом пути меня ведут не только какие-то сведения и данные, ибо мало что нам оставили, но и интуиция. И наверное всё вместе позволило сделать то открытие, которым я хочу поделится с вами дорогие читатели и единомышленники. Открытие, думаю, знаменательное и фундаментальное, и я считаю необходимым сегодня его озвучить.

Обо всём по порядку. Для меня понятно, что сарматы являются тем народом, который мы можем, включая готов считать предками летописной руси , и впоследствии русского народ. И одно из ключевых доказательств, что есть предмет моего открытия, я хочу здесь привести. Пишу, называю сарматов и готов народами, хотя вполне возможно есть основание предположить существование готско-сарматского единства, ибо многое говорит за это. Прослеживается некая линия, что готы воспринимались как часть сарматов. Русский историк начала 18 века Татищев в своей « Истории Российской» пишет:

«Готфы, или готы, совершенно были сарматами, но где начало их, из Польши ли и Пруссии в Швецию или наоборот перешли, о том немалые прения между историками происходят, и для познания истины более трудности, нежели у нас потребности в том разобраться». (Ч1.23.F)

Римский историк 6 века Прокопий Кессарийский также делает вывод: В прежнее время готских племен было много, и много их и теперь, но самыми большими и значительными из них были готы, вандалы, визиготы и гепиды. В прежнее время, правда, они назывались савроматами и меланхленами. (Война с вандалами. II.2)

Однако сейчас речь не о том, чтобы выяснять соотносимость готов и сарматов. Главное, понятие сарматы масштабнее чем готская составляющая, возможно как великороссы и например казаки. В период исторического расцвета в 1-5 веках нашей эры, историческая Сарматия, по свидетельствам античных и раннесредневековых историков, размещалась на территории от нынешнего Гданьска, Венгрии и Днестра на Западе, до Волги и Урала на Востоке (точнее даже дальше), а с севера на юг протягивалась от Балтики до Чёрного моря и Кавказа. Фактически Сарматия соответствовала нынешним территориям России, Польши, Украины, Белоруси, Прибалтики и Молдавии. И в то же время с 3 века н. э., значительную часть Сарматии составляла держава готов, которые как свидетельствуют древние авторы выступали с сарматами совместно.

Римский историк IV в н.э., непосредственный участник военных действий века Аммиан Марцеллин в своей «Res Gestae» пишет: «…. сарматы и квады (готское племя. авт), племена-соседи, близкие между собой по обычаям и вооружению, соединившись, делают набеги..». Вместе с готами Алариха сарматы брали Рим в 410 году н. э.

Сарматы известны античному миру с глубокой древности и являются активными акторами политических событий древнего мира. Впервые из античных авторов о сарматах, под этим именем упомянул Геродот в V веке до н.э., описывая их участие в войне с персидским царём Дарием. Геродот располагает сарматов, называя их савроматами, севернее классических скифов Причерноморья. То есть, сарматы известны как минимум за тысячу лет до славян. Впоследствии сарматы стали доминировать на всей территории Скифии. Сарматия в начале новой эры представляла не только этническое понятие, а и географическое, её населяли разные народы. Птолемеей писавший около 160 года н.э. в своей «Географии» приводит, целый список племён населявших Сарматию. Одни из этих народов историки относят собственно к сарматским, другие нет. Но собственно стержнем Сарматии были, как понятно, сами сарматы. Хотя какие племена собственно были изначально сарматскими не совсем ясно. В древности, принято было применять к себе имя победителей. Поэтому понятие сарматы скорее всего было коллективным. Из-за этого впоследствии могли возникнуть спекуляции и поле для фальсификаций, когда понятия и имена народов несарматского корня, например покорённых тюрок, но выступающих под коллективным именем сарматов, приписывалось сарматам вообще (а потом пытались толковать как бы сарматские имена).

У древних авторов сарматские племена выступают и под общим именем - сарматы, а иногда под своими названиями – костобоки, роксоланы, асы, готы, бургунды и т.д. «Частью кочевники, частью занимаются земледелием» (Страбон. География).

В период Римской империи сарматы поступали на службу в римскую армию и в дружины германских королей. Группы западных сарматов расселялись в римских провинциях - на территории нынешних Венгрии, Румынии, Болгарии, Югославии, Франции, Италии, Великобритании. Считается, что история одной группы сарматских всадников поступивших на службу Риму и отправленных на британские острова послужило основой для сюжета о рыцарях Круглого стола короля Атура. Судя по всему, по интенсивному участию в различных войнах в качестве стороны, союзника или наёмника, обширной торговле и территории которую занимали сарматы и их сателлиты, а также археологических данных, численность их была не меньше нескольких миллионов.

Описывая сарматов Аммиан Марцеллин пишет: «Почти все аланы высокого роста и красивого облика, волосы у них русоватые, взгляд если и не свиреп, то все-таки грозен…».

Важной характеристикой сарматов являлась роль женщины, которую ещё древние авторы выводят из истории происхождения сарматов. Геродот рассказывает легенду, согласно которой сарматы происходят от амазонок-воительниц, поэтому женщины наравне с мужчинами считаются воинами: «Савроматы говорят по-скифски, но исстари неправильно, так как амазонки плохо усвоили этот язык. Что касается брачных обычаев, то они вот какие: девушка не выходит замуж, пока не убьет врага. Некоторые умирают старухами, так и не выйдя замуж, потому что не в состоянии выполнить обычай». (Геродот. История Кн. IV.117)

Вообще о важной и даже исключительной роли женщины в сарматском обществе пишут все древние авторы. Они вообще пишут о том, что сарматы были женоуправляемым народом. Сарматские женщины возглавляли племена и исполняли жреческие функции. Сарматские женщины как отмечают современники наравне с мужчинами ездят верхом, охотятся, участвуют в битвах. Полагают, что среди сарматов род вёлся по материнской линии. Археологические данные вполне подтверждают это – много сарматских захоронений женщин с военным снаряжением, дротиками, луком, конной сбруей.

Это отразилось в огромном количестве, много тысяч сарматских каменных изваяний женщин, видимо родоначальниц. Они разбросаны по Украине и Югу России обозначая курганы где покоились прародительницы родов и в то же время эти изваяния могли служить обозначением территории того или иного рода.

Хотя как указано выше сарматы населяли то, что сейчас является современной территорией России, но стараниями историков-академиков они были исключены из состава предков русского народы, как и готы, о которых вообще «забыли». О подлинных причинах такого подхода и политическом заказе мы можем предполагать, это дело другого исследования, но аргументом служил тот факт что дескать сарматы «ираноязычные». Кто определил, что сарматы ираноязычные не известно, так как считается, что ни одного слова про которое точно известно, что оно принадлежит сарматскому языку не указано, кроме самого слова сарматы. А если исходить из скифского языка, который имеет иранские параллели, то как указано выше, по Геродоту язык у сарматов был несколько иным нежели скифский.

Как так получилось, что нам известна масса скифских слов досарматского периода, и не известен язык сарматов которые жили позже в эпоху фактически раннего средневековья? Это очень и очень большой и серьёзный вопрос. Возможно вопрос даже не исторический, а политтехнологический. Тем не менее, на сегодняшний день это некий официальный факт. А по языку мы моглы бы определить принадлежность. И в этой ситуации нам остаётся буквально разбирать те несколько слов которые мы знаем как доподлинно сарматские. Среди этих слов сам этноним сарматы.

Важный и серьёзный вопрос имени народа. Попытки расшифровать это название были. Приведу небольшой перечень версий. Слово сарматы переводили с древнегреческого «ящероглазые» . С осетинского: Сармат (Sarmat Sӕrmӕt) Сар-мат, в переводе с осетинского языка это - думающая, мыслящая голова , Сӕр (Sӕr) - голова; Мӕт (Мэт)-интерпретируется по разному (в зависимости от ситуации) это - мысль, дума, переживание о чем либо..). Производили и от слова сыромяты и т.д. И с иранского переводили и с тюркского, и с финноугорского, но ни через какой язык слово сарматы не понималось.

Но попробуем через русский. На самом деле, всё достаточно просто, в слове сарматы два слога сар и маты . Если мы исходим из версии что сарматы наши прямые предки, то и язык с большой долей вероятности должен быть понятен нам в базовых понятиях. Поэтому для меня было ясно, что второй слог - мат , - маты очень похож на современное слово мать . С учётом важной, а может и главенствующей роли женщины в сарматском обществе, это самое вероятное. Вопрос состоял в расшифровке первого слога. Как его только не расшифровывали, и сыро - как я уже упомянул и саер - голова и царь- и переводили с греческого и так далее. Однако смысла это особого не придавало.

Первый слог станет понятен, если мы используем опять же наши говоры. Для восстановления значения возьмём известный казачий кличь, когда они брали на абордаж суда - «сарынь на кичку». Этот клич означал - народ, толпа иди на нос судна . Так есть, слово сарынь означает народ. Отсюда, скорее всего это слово является производным от более древней формы сары , то есть народ и тогда сразу станет понятен смысл самоназвания сарматы. Сар, сары народ, люди, второй слог словы -маты, -мати, -мат, означает понятие мать матери . Отсюда сарматы - люди матери, народ матери . Действительно, а как ещё должны были называть себя люди, которые происходят от амазонок, женщин воительниц, которые были главами рода?

Ниже фото казаков-некрасовцев. В центре жрица в рогатой кичке

Кстати это слово - сары , сар сохранилось у некоторых народов, которые вышли из сарматского поля, в виде обращения уважаемому человеку – сэр , как у англичан или сир у французов.

Абсолютно подходит к этим данным о сарматах и рассказы об обрядах. У сарматов-аланов воины поклонялись мечу воткнутому в хворост. Согласно свидетельствам арабских источников русь также поклонялась мечу вонзённому в землю. Кстати и в легендах о Короле Артуре важную роль играет меч в камне – Кларент, вонзённый в скалу.

Так что, я считаю, вопрос с пониманием этнонима сарматы решён и абсолютно с помощью русского языка. Это моё открытие, автор его я, Владислав Карабанов, и тут я прошу читателей и пользователей в будущем не забывать этот факт и ссылаться на него. Для народа учёного специально скажу, - кто-то другой вокруг этого развёл бы пару монографий в миллион букв воды, чтобы подчеркнуть значимость. Но считаю для дела это лишнее – главное суть. Так получилось, что много современных идей, терминов было высказано у нас на АРИ, и как-то мы не особо акцентировали на авторстве, но тут глядишь темы используют, однако совсем забывают сослаться на нас. Вопрос не в честолюбии, а том, что от этого страдает дело.

Что даёт это открытие? На мой взгляд это ставить в определённом смысле точку в вопросе происхождения русского народа, в плане того, у кого он наследует свою историю. Понятно, что мы тот самый народ, потомки сарматов, нам понятно это самоназвание– народ матери , сохранившееся в глубинах нашего языка, единственного языка через который этот этноним стал ясен. Нас было много и сейчас много и мы продолжаем жить здесь, и наша история чётко прослеживается со времён до геродотовых. Понятно, что никуда миллионы сарматов жившие на территории нынешней России исчезнуть не могли, они продолжили свою жизнь уже как русь , русские . А что славяне, какое место здесь славян?

Теперь ещё пара слов о славянах.

Мы конечно продолжаем быть народом славянской группы, мы состоим в одной языковой семье, но надо понимать, между тем, что считается восточными славянами – потомками сарматов и готов и остальными - западными и южными славянами, в происхождении не стоит знак равенства.

В «Стратегиконе», императора Маврикия (582-602 гг.), содержатся сведения о местах обитания славян, согласующиеся с представлениями археологов по раннеславянским археологическим культурам: «Селятся в лесах или около рек, болот и озер - вообще в местах труднодоступных […] Реки их впадают в Дунай […] Владения славян и антов расположены сейчас же по рекам и соприкасаются между собой, так что между ними нет резкой границы. Вследствие того, что они покрыты лесами, или болотами или местами, поросшими камышом, то вообще часто бывает, что предпринимающие экспедиции против них, тотчас же на границе их владений принуждены остановиться, потому что все пространство перед ними непроходимо и покрыто дремучими лесами.»

Разве похожи наши предки на жителей дремучих лесов? Наоборот, попадая в эти леса под давлением новых кочевников с Востока, они создавали ландшафт знакомый им, выжигая леса для своих полей. Это известный факт. Неужели не смешны попытки историков-академиков засунуть наше прошлое в дунайские болота? Каким таким образом из болот могло возникнуть и перенестись на Средне-русскую равнину огромное государство Русь времён Рюриковичей? Никаким, если только если его там уже не было раньше. Если можно говорить о южных и западных славянах, то только о том, что они представлялись потомками народов ассимилированных сарматами и таким образом стали связанными с нами. То есть возможно получившими от сарматов язык и даже племенные названия.

Ясно одно, кто-то упорно менял, переписывал историю. Кому-то не нужна была настоящая история Руси, которая стала запретной.

Конечно, здесь только выдержки из моей книги над которой я работаю, и многие вопросы не отвеченный здесь я смогу осветить там. Но решил не ждать и некоторые вопросы осветить таким образом. Там вполне объясню и племенное имя аланов с помощью древнерусского языка и многие другие вопросы. Настало время.

Я конечно понимаю, что среди читателей найдутся люди, которые начнут критиковать мою позицию, ссылаясь и на то что каменные бабы эти «половецкие» и имена сарматских царей «иранские» и что потомки сарматов якобы осетины и тому подобное. Сразу скажу, все эти вопросы мне известны и на них давно есть вполне аргументированные ответы. Просто масштаб статьи не позволяет углубляться в отвлечённую полемику.

Владислав Карабанов

Группа исследователей из Института Земли Колумбийского университета (Earth Institute) проанализировала керны гренландского льда, который датируется 533 и 540 годами нашего века. В этих образцах было обнаружено большое количество атмосферной пыли, в том числе и неземного происхождения. На это в частности указывает большое количество олова, которое наблюдается во внеземных объектах.

Интересно, что исследованный материал оседал на поверхности ледников Гренландии на протяжении весеннего периода. Этот факт свидетельствует о его принадлежности метеорному потоку эта-Аквариды , который связан с кометой Галлея и ежегодно наблюдается с Земли в апреле-мае.

Ведущий автор исследования доктор Даллас Эбботт (Dallas Abbott) считает, что пыль метеорного потока эта-Акварид вполне могла стать причиной небольшого похолодания в 533 году. Однако в 536-537 годах произошли драматические события, которые повлекли за собой снижение температуры на 3˚С.

В тех же кернах льда исследователями были найдены следы вулканической деятельности, но и извержения вулкана в 536 году было бы недостаточно для столь резкого изменения климата.

"Небольшой вулканический эффект всё-таки был, — поясняет доктор Даллас, — но основным фактором могло стать столкновение космического объекта с океаном". В подтверждение этому в образцах льда были обнаружены крошечные тропические организмы: несколько видов диатомовых и дихтиохофициевых водорослей. На это вполне мог быть способен кусок кометы Галлея.

Исследователи из Колумбийского университета полагают, что столкновение куска кометы Галлея с Землёй повлекло за собой снижение температуры на 3˚С

(фото NASA).

Комета Галлея проходит мимо Земли приблизительно раз в 76 лет. По свидетельствам астрономов, она появилась в небе Земли в 530 году, и это было одно из самых ярких её появлений. Дело в том, что обычно кометы "облеплены" кусками грязного льда и снега, но иногда они откалываются или тают, и комета выглядит значительно ярче.

На настоящий момент остаётся невыясненным, в какую часть Земли ударил кусок кометы и какого он был размера. Но в 2004 году было проведено исследование, в ходе которого стало понятно, что глобальное изменение климата в 536-537 годах мог вызвать фрагмент диаметром всего 600 метров.

Исследователи заключают, что это похолодание в 6 веке нашей эры спровоцировало засуху, резкое снижение урожайности плодородных земель и всеобщий голод. И вполне вероятно, что именно эти события привели к возникновению среди ослабленного человечества в 541-542 годах нашей эры пандемии Чёрной смерти .

Доктор Эббот представила результаты своей работы на собрании Американского геофизического союза (AGU).

Случайные статьи

Вверх