Рассыпчатый пирог с творогом Пирог из рассыпчатого теста с творогом
Ароматная выпечка никогда не бывает лишней. Кто не любит посидеть за чашечкой чая с вкусным кусочком пирога? К сожалению,...
вторая часть рабочей тетради, вам сюда >>
В четвертом классе будем повторять материал, изученный на уроках ранее, в классах с первого по третий, и узнаем много нового из орфографии и пунктуации русского языка. Если ваша программа Школа России, продолжаем учиться по учебникам русского языка и рабочим тетрадям, автором которых является Канакина. Само построение рабочей тетради не изменилось, но задания несколько усложнились, но все равно они соответствуют темам, которые объясняются в учебнике. Как обычно, домашнее задание в рабочей тетради выполняем параллельно учебнику.
Надо сказать, не во всех школах используются рабочие тетради по русскому языку, в особенности в четвертом классе. Это обусловлено тем, что школы тетради не закупают, материальной базы хватает только на учебники. Родители вынуждены либо отказываться от тетрадей с заданиями, либо покупать их ребенку на собственные деньги. Опять же, склонять к покупке тетрадей никто, ни учитель, ни директор школы, права не имеет, вот и обходится большинство без них.
С другой стороны работа в рабочей тетради в качестве домашнего задания закрепляет изученный на уроке материал. Кому-то хватает заданий учебника, кому-то нет.
В любом случае мы вас поможем с выполнением вашего домашнего задания.. Ниже ГДЗ к первой части рабочей тетради, урок - русский язык, автор тетради - Канакина.
Если вы уже закончили с первой частью, и вам нужна вторая часть рабочей тетради, вам сюда >>
1. Прочитайте высказывания о русском языке.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык: этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И. Тургенев)
Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. (К. Паустовский)
1) Нужно беречь чистоту языка, не допускать ошибок, не искажать слов.
2) По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
2. Рассмотрите рисунки. К какому виду речи можно отнести каждый рисунок? Подпишите рисунки.
Внутренняя речь Устная речь Письменная речь
3. Прочитайте.
На доброе слово
Не надо скупиться
,
Сказать это слово -
Что дать напиться.
Со словом обидным
Н. Рыленков
4. Прочитайте. Запишите данные слова.
Слова-приветствия: здравствуйте, доброе утро.
Слова-благодарности: спасибо, благодарю.
Слова-извинения: извините, простите.
5. Прочитайте. Впишите пропущенные слова. Подчеркните в выделенных словах орфограммы.
Спасибо, мой друг
, меня выле
чил ты,
Вовек не забуду твоей доброты!
К. Чуковский
Здравствуй, князь ты мой прекрасн
ый!
Что ты тих, как день ненаст
ный?
А. Пушкин
А потом позвонили Мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, книж
ки.
6. Напишите, как вы поздороваетесь и попрощаетесь:
а) со своей бабушкой: Здравствуй! Целую!
б) с учительницей: Здравствуйте! До свидания!
в) с одноклассником: Привет! Пока!
7. Прочитайте обращение царевича Елисея к месяцу. Вставьте пропущенные буквы.
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаёшь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей.
А. Пушкин
"Сказка о мертвой царевне и семи богатырях".
Спишите первое предложение.
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Знай, сверчок, свой шесток
Взял мальчик косу и задумал траву косить. Срезал себе ногу и заплакал. Баба увидела и сказала:
- Не тебе косить. Тебе ещё только батюшке помогать. Знай, сверчок, свой шесток.
Л. Толстой
9. Прочитайте. Составьте из предложений текст. Укажите цифрой в квадратах последовательность предложений в тексте.
Пингвины
2 На верхушке Фомка-поморник стоит. 4 У самой воды - пингвины. 1 Плывёт по океану ледяной дом. 3 Пониже чайки устроились. 7 В воде их враг - хищный кит-косатка бродит. 5 Все стоят рядками, ровненько, как часовые. 6 В воду - никто.
С. Сахарнов
10. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Z Орёл сизокрылый всем птицам царь. Вьёт он гнёзда на скалах да на старых дубах. Летает высоко, видит далеко. На солнце не мигаючи смотрит. Z Нос у орла серпом, когти крючком. Крылья длинные, грудь молодецкая. Z В облаках орёл летает, добычу сверху высматривает. Налетит он на утку шилохвостую, на гуся краснолапого, на кукушку-обманщицу, только пёрышки посыплются.
К. Ушинский
Заголовок: Орёл сизокрылый всем птицам царь.
План:
1. Царь птиц.
2. Описание орла.
3. Охота на добычу.
11. Прочитайте план. По плану определите тему сочинения. Запишите заголовок.
Осень в лесу
1. Пёстрая полянка в лесу.
2. Праздничный наряд деревьев.
3. Красные гроздья рябины.
12. Прочитайте. Вставьте пропущенные в словах буквы. Озаглавьте текст.
Красавец-петух
У окна появился петух. Петух был красивый, весь огненно-рыжий, с белыми серёжками и большим чёрным клювом. Гребень его держался гордо и напоминал яркое пламя.
Петух важно прошёлся взад-вперёд, а потом остановился. Он покосился на бабушку, которая резала хлеб. Я поманил пришельца, но он и глазом не моргнул. Тогда я бросил ему корку. Петух есть не стал, а отдал корку курам.
Н. Сидоров
1-я часть: описание.
2-я часть: повествование.
13. Прочитайте. Составьте из предложений текст-рассуждение. Укажите цифрой в квадратах последовательность предложений в тексте.
3 А ещё за то, что они лазают и крутятся на жёрдочках, тоже как попугаи.
2 Такое название им дали за их пёстрый и яркий, как у попугая, наряд.
1 Клестов иногда зовут «попугаями».
В. Бианки
14. Прочитайте. Составьте продолжение повествовательного текста. Запишите.
Муравей нашёл зерно. Зерно было тяжёлое. Муравей не мог его сдвинуть. Позвал он своих товарищей. Муравьи дружно навалились на зерно. Вместе они стащили зерно в муравейник.
15. Прочитайте. Составьте по данному началу любой описательный текст (3-4 предложения). Запишите его.
Какое сегодня небо? Оно светлое и ясное. По небу плывут облака. Они похожи на причудливых зверей из пуха.
Как хороша осенняя берёзка! До самой макушки она стоит в золоте. Листочки переливаются и светятся. Так и хочется любоваться её нарядом!
16. Прочитайте. Составьте продолжение текста-рассуждения. Запишите составленный текст.
Мне нравится урок литературы. Хотите узнать почему? Я очень люблю читать. На каждом уроке литературы я знакомлюсь с новыми героями, узнаю новые интересные истории. Мысленно я переношусь в мир выдумки и фантазии. А ещё я знакомлюсь с биографиями знаменитых писателей и авторами своих любимых героев.
17. Прочитайте. Впишите пропущенные слова, выбирая их из слов для справок.
1. Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.
2. Предложения по интонации: восклицательные, невосклицательные.
18. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Здравствуйте! -
Что особого тем мы друг другу сказали?
Отчего же на капельку солнца
прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья
прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостной
сделалась жизнь?
В. Солоухин
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
19. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Служите Родине верно! ⇒ побудительное
Друг познаётся в беде. ⇒ повествовательное
Не гони коня кнутом ⇒ побудительное
Где растёт подосиновик? ⇒ вопросительное.
Подосиновик растёт под осинами.
20. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Как осень хороша! Как чисты
небеса!
Как блещут
и горят янтарные
леса
В оттенках золотых, в багряных переливах!
Как солнце светится в волнах
, на свежих
нивах!
П. Вяземский
Предложения по цели высказывания повествовательные, по интонации восклицательные.
21. Прочитайте. Составьте предложения по данному началу. Запишите их.
Как хороша осень в лесу! (повествовательное, восклицательное)
Однажды мы поехали в горы. (повествовательное, невосклицательное)
Почему птицы улетают на юг? (вопросительное, невосклицательное)
Не ломайте ветки деревьев! (побудительное, восклицательное)
22. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-жёлтая листва.
А. Твардовский
Два предложения.
Какая листва зашумела у опушек?
23. Прочитайте. Придумайте и запишите второе предложение, которое будет продолжением данного.
Высоко в небе, словно огромные лебеди, плывут облака. С высоты птичьего полёта они смотрят на землю.
24. Прочитайте. Вставьте пропущенные знаки препинания и прочитайте поэтические строки выразительно.
Дубравы пышные, где ваше одеянье?
Где красота твоя, роскошная земля?
Н. Гнедич
Выделенные слова – это обращения.
25. Прочитайте. Назовите сказку.
Герда ! Милая моя Герда ! Где же ты это была так долго? Где я был сам? Как здесь холодно, пустынно!
Г.-Х. Андерсен
"Снежная королева".
Оля, ты любишь конфеты?
26. Прочитайте диалог. Вставьте пропущенные в диалоге знаки препинания.
Бегемот
, Закройте рот,
Вы пугаете народ!
Честно вам признаюсь:
Я всем улыбаюсь!
Э. Красноруцкий
27. Прочитайте. Составьте из каждой группы слов предложения-загадки о молнии, об облаках, о стрекозе.
1. Раскаленная стрела дуб свалила у села. (Молния.)
2. Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
3. По голубому морю белые гуси плывут . (Облака.)
28. Прочитайте. Впишите в первую группу предложений пропущенные подлежащие, во вторую – сказуемые, в третью – второстепенные члены предложения.
I. 1. Вот дождик брызнул. 2. Солнце скрылось за горизонтом. 3. Спит деревня.
II. 1. Щенка напоили молоком. 2. На травинке сидит зелёный кузнечик.
III. 1. Мы рисуем пейзаж. 2. Ребята собирали ягоды.
29. Прочитайте. Распространите каждое предложение второстепенными членами.
Смолкли лесные птицы. Надвинулись грозовые тучи.
Ветер резко усилился. Сверкнула яркая молния.
30. Прочитайте слова из предложений стихотворения А. Савина «Чудеса». Догадайтесь, какие это были предложения.
Дым на улице стоит,
Дом из труб его валит.
На чердак залезла ложка,
Со стола упала кошка.
Пироги пекутся в речке,
Рыбаки сидят у печки.
Дом на улице стоит,
Дым из труб его валит.
На чердак залезла кошка,
Со стола упала ложка.
Пироги пекутся в печке,
Рыбаки сидят у речки.
31. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Высоко в небе летит журавлиная стая . Летят журавли друг за другом. Летят и курлыкают, будто переговариваются .
Словосочетание
32. Прочитайте. Укажите знаком х главное слово в каждом словосочетании. Впишите вопросы от главного слова к зависимому.
х
Улитка (какая?) водяная.
х
Ползёт (как?) медленно.
х
Ползёт (куда?) по стебельку.
х
Ползёт (где?) под водой.
Водяная улитка медленно ползёт по стебельку под водой.
33. Прочитайте. Устно составьте из данных слов сначала словосочетания, а потом предложение. Запишите предложение.
Голубь ворковал, голубь сидел, сидел на вершине, на вершине сосны.
На вершине высокой сосны ворковал дикий голубь.
34. Прочитайте.
х х
Золотая луна. Над осенним садом.
х
Сияла над садом. Луна
сияла
.
Золотая луна сияла над осенним садом.
35. Прочитайте. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу, выпишите словосочетания.
Тихо падают
с берёз осенние листья
.
Лучи
солнца ярко осветили
лесную поляну.
1. Листья (какие?) осенние, падают (как?) тихо, падают (откуда?) с берёз.
2. Лучи (чего?) солнца, осветили (как?) ярко, осветили (что?) поляну, поляну (какую?) лесную.
36. Прочитайте. Исправьте предложение, изменив порядок слов. Запишите исправленное предложение.
Над высокой елью весело кружили клесты.
37. Прочитайте. Подчеркните в каждом предложении его основу.
1. Дождик, ветер, снегопад с неба кубарем летят . (В. Степанов). 2. Тучки дружные, вешние, жемчужные мчатся надо мной. (А. Фет). 3. Лес зазвенел, застонал, затрещал . (Н. Некрасов).
1. подлежащие; 2. второстепенные члены; 3. сказуемые.
1. Дождик, ветер, снегопад летят.
2. Тучки дружные, вешние, жемчужные.
3. Лес зазвенел, застонал, затрещал.
38. Прочитайте.
1. В лесу мы
собирали
землянику, малину.
2. Леса
желтели, роняли
листву.
3. Стрижи
и ласточки
улетели
в тёплые страны.
39. Прочитайте. Найдите предложения с однородными членами. Укажите их знаком + в кружках.
Установились тёплые, ясные, тихие дни осени.
В спокойном воздухе летят, серебрятся длинные паутинки.
Беззвучно сиял осенний день голубым небом.
Великая тишина стояла над пустынными полями, над оврагами, надо всей великой русской степью.
В спокойном воздухе летят, серебрятся длинные паутинки.
40. Прочитайте загадку.
Влез
на стол он
из-под лавки,
осмотрелся
на подставке.
гибким хвостиком
вильнул
,
складки с галстука слизнул
.
(Электрический утюг).
Т. Белозёров
41. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы и запятые. Подчеркните основу предложений.
Летнее солнце плывёт над полями, над пыльной дорогой. Я лежу в зелёной траве, вдыхаю влажный запах земли и растений. Белые, золотые, синие качаются над головой цветы . (И. Соколов-Микитов)
42. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
сентябрь комбайнер гвоздика
февраль
календарь
ромашка
октябрь тракторист растение
В вазе на столе стоят гвоздики, ромашки, колокольчики.
43. Составьте и запишите предложения на тему «Золотая осень».
1. С однородными подлежащими: Берёзка, ясень, тополь уже надели золотой наряд.
2. С однородными сказуемыми: Листья закружились, затанцевали, запрыгали.
3. С однородными второстепенными членами предложения: Деревья стоят красными, золотыми, жёлтыми, багряными.
Запятая между однородными членами, соединёнными союзами. с. 22
44. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Засвистал
и защёлкал
в кустах соловей
.
Густой и тенистый стоял
хвойный лес
.
Засвистал, защёлкал в кустах соловей.
Густой, тенистый стоял хвойный лес.
45. Прочитайте. Назовите сказку. Вставьте пропущенные буквы и, где нужно, запятые.
Жили-были кот, дрозд и петушок. Прибежала к избушке лиса , села под окошко и запела песенку. Петушок выставил головку в окно. Лиса схватила его в когти и понесла в свою нору. Петушок кричит: «Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы». Кот и дрозд услыхали крик петушка, бросились в погоню и отняли у лисы петушка.
Сказка "Петушок - золотой гребешок".
Прибежала к избушке, села под окошко, запела песенку.
46. Прочитайте. Составьте загадки из слов так, чтобы отгадками были выделенные слова. Запишите составленные загадки.
Идут, идут, а с места не сойдут. (Часы.)
Сверкает и мигает, огненные стрелы пускает. (Молния.)
Бородой трясёт, лыко дерёт, но лаптей не плетёт. (Козёл.)
47. Прочитайте. Вставьте в предложения пропущенные союзы (а, и, но) и, где нужно, запятые.
1. Утро наступило пасмурное, но тёплое.
2. Огонёк
ярко вспыхнул
и потух
.
3. Ученье и труд рядом живут.
4. Кувшинка
свои лепестки раскрывает
утром, а закрывает
вечером.
48. Расшифруйте. Сколько здесь загадок? Отгадайте их.
ДНЁММОЛЧИТНОЧЬЮКРИЧИТПОЛЕСУЛЕТАЕТПРОХОЖИХПУГАЕТНЕЛАЕТНЕКУСАЕТАВДОМНЕПУСКАЕТОКОЛОНОСАВЬЁТСЯАВРУКИНЕДАЁТСЯ
Днём молчит, ночью кричит, по лесу летает, прохожих пугает. (Филин.)
Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)
Около носа вьётся, а в руки не даётся. (Запах.)
49. Прочитайте. Составьте из каждой пары предложений одно, но с однородными членами. Однородными членами должны стать выделенные слова.
1. Мальчик пишет красиво. Он пишет медленно.
2. Осеннее солнце не грело. Оно блестело ярче летнего.
3. Не одежда красит человека. Человека красит труд.
4. Я умею играть на гитаре. Я не умею играть на скрипке.
Мальчик пишет красиво, но медленно.
Осеннее солнце не грело, но блестело ярче летнего.
Не одежда красит человека, а труд.
Я умею играть на гитаре, но не на скрипке.
50. Прочитайте.
Туча
небо кроет
, Воды
зашумели
Солнце
не блестит
. Быстрого ручья.
Ветер
в поле воет
, Птички
улетели
Дождик
моросит
. В тёплые края.
А. Плещеев
51. Прочитайте. Продолжите каждое простое предложение, чтобы получилось сложное предложение. Запишите.
На рассвете поднялся
ветер
, но к полудню погода
наладилась
.
Лисица
хотела съесть
горсть винограда, но появился
хозяин
и спугнул
её.
На опушке леса стоял
огромный дуб
, в его дупле жила
белка
.
Люди
косили
на лугу траву, неподалёку паслись
козы
.
52. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы и запятые.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клёны.
З. Федоровская
Вторая подойдет.
Это простое предложение с однородными сказуемыми.
53. Прочитайте. Вставьте, где нужно, пропущенные запятые. Подчеркните основу (или основы) каждого предложения.
1. Скоро лес поредел , ветки обнажились , а земля под ним покрылась разноцветными листьями. (В. Бианки). 2. В саду поселилась осень , но листья нашей берёзы оставались зелёными. (К. Паустовский). 3. Взлетел с проталинки жаворонок , запел, зазвенел серебряным бубенчиком (Э. Шим). 4. В августе солнце греет , а вода холодеет .
Лишнее третье предложение, так как оно простое, а остальные сложные.
54. Прочитайте.
Кот Базилио и лиса Алиса
Мы
не грабим, не воруем
,
Не шалим, не озоруем
,
Жить мы учим
простаков,
Чудаков и добряков.
А за выучку за эту
Мы
берём
у них монету.
В. Берестов
55. Прочитайте. Назовите сказку. Кому адресовано объяснение Лисы?
Лиса села на хвост, облизнулась:
Я тебе сейчас объясню. В стране Дураков есть волшебное поле - Поле Чудес. На этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс», положи в ямку золотой, засыпь землёй, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое деревцо, на нём вместо листьев будут висеть золотые монеты. Понятно?
А. Толстой
Наутро из ямки вырастет небольшое деревцо , на нём вместо листьев будут висеть золотые монеты .
Прочитайте. Поставьте, где нужно, запятые.
2 Стояла осень на дворе, и ветер дул сырой. (С. Маршак)
1 Каштанка съела много, но не наелась. (А. Чехов)
2 Туча по небу идёт, бочка по морю плывёт. (А. Пушкин)
1 Я шёл зимою вдоль болота в галошах, в шляпе и в очках. (Д. Хармс)
1,2 Небо над головой было очень светлое, а к горизонту оно густело, и цвет его напоминал свинец. (К. Паустовский)
Прочитайте народную песенку. Вставьте в предложение пропущенные глаголы, а в слова пропущенные букву.
Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт,
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.
Слова для справок: стряхивает, несёт, плывёт.
Прочитайте отрывок из стихотворения Л. Медведева «Наоборот».
В лесу, где всё наоборот,
Сердитый КЛОВ живёт,
И с аппетитом НИГЫТПОТ
Там дикий мёд жуёт…
Вверху на дереве АКЛЕБ,
Под деревом ИЖЕ,
ТОРК земляной, который слеп,
Ходы ведёт уже…
Поработайте в парах: обсудите, является ли каждое выделенное сочетание букв словом.
Волк, топтыгин, белка, ежи, крот.
Прочитайте.
Древние греки назвали этот цветок по имени богини радуги Ириды. Радуга рассыпалась на мелкие осколки - вот и зацвели ирисы. У ириса плоские, как мечи, листья, поэтому немцы называют его меч-лилия , а русские за красоту дали нежное название касатик .
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
метель молоток комната
иней трактор
квартира
работа
топор библиотека
заря лопата горизонт
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Урожай, урожай!
Наше лето провожай!
Сколько сладкого гороха
!
Огурцы
как на подбор,
На гряде сорвать неплохо
Крупный красный помидор
!
Пробежишься огородом -
Съешь морковку
мимоходом.
Е. Трутнева
Редис, арбуз.
Прочитайте. Впишите в пустые клетки слова, соответствующие данным значениям.
1. Шестой день недели. СУББОТА
2. Инструмент для труда. ЛОПАТА
3. Зимний месяц. ФЕВРАЛЬ
4. Домашнее животное. СОБАКА
5. Слово благодарности. СПАСИБО
6. Утренняя еда. ЗАВТРАК
Прочитайте. Как вы поняли стихотворение?
И вот сентябрь! Замедля свой восход,
Сияньем хладным солнце блещет,
И луч его в зерцале
зыбком вод
Неверным золотом трепещет.
Е. Баратынский
Подчеркните слова, которые в современном русском языке уже не употребляются, но заменены другими словами.
Прочитайте задания из журнала «Мурзилка». Узнайте слово по его лексическому значению или лексическое значение данного слова. Подчеркните правильный ответ.
1. Тонкая пластина с вырезом для большого пальца, на которой смешивают краски, - (пюпитр, подмалёвок, палитра). 2. Подземные галереи, коридоры - (карикатура, каламбуры, катакомбы). 3. Кифара - это (древнегреческий музыкальный инструмент, старинный сосуд для вина, мазь для струнных инструментов).
1. Палитра
2. Катакомбы
3. Древнегреческий музыкальный инструмент.
Прочитайте.
1. Хлеб убирают комбайнами. 2. Осень листьями, словно золотом , дорогу устилает. 3. Тучи комаров кружились над нами. 4. Часы спешат. 5. Вдали виднелся хвост поезда. 6. В зале после спектакля раздался гром аплодисментов.
Прочитайте. Соедините линиями синонимы, а потом антонимы.
Синонимы Антонимы
липкий - клейкий подъём - спуск
говорить - болтать храбрость - трусость
водитель - шофёр смеяться - плакать
сиреневый - лиловый восток - запад
сторожить - охранять безделье - труд
вежливый - учтивый ранний - поздний
Прочитайте. Подберите к каждому слову синоним из орфографического словаря.
дети - малыши скоро - быстро
азбука - букварь луна - месяц
узор - рисунок папа - отец
воин - солдат друг - приятель
холод - мороз путь - дорога
Прочитайте. Подчеркните слова из скобок, которые не являются синонимами к выделенным словам.
Красивый (прекрасный, сказочный
, пригожий).
Душистый (пахучий, ароматный, душевный
).
Поучение (наставление, наказание
, назидание).
Думать (размышлять, объяснять
, мыслить).
Друг (товарищ, знакомый
, приятель).
На поляне рос прекрасный цветок.
Прочитайте. Подберите к каждому слову антоним из орфографического словаря.
До свидания - здравствуй, юг - север, плохо - хорошо, запад - восток, белый - чёрный, завтрак - ужин, прежде - после.
Прочитайте.
Мы сражаться стали
В ход пустили шашки
,
Шашки
не из стали,
Мы играли в шашки
.
Я. Козловский
Прочитайте. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.
1. Ласка - это зверёк. Ласка - проявление нежного чувства. 2. Пеночка - это пенка на молоке и название птицы. 3. Кок - это повар на корабле и вихор на голове. 4. Бокс - это вид спорта и название стрижки волос. 5. Лук - это огородное растение и оружие для стрельбы. 6. Ключ - это родник и инструмент для отпирания двери.
Слова для справок: кок, ласка, лук, пеночка, ключ, бокс.
Прочитайте. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова из слов для справок.
1. Тракторный завод и завод для часов. 2. День жаркий, но чай горячий. 3. Осенний месяц и на небе ясный месяц. 4. Молоток тяжелый, а пух лёгкий. 6. Волос каштановый, а карандаш коричневый. 7. В руках острая коса, а на голове русая коса.
Слова для справок:
старый жаркий каштановый
древний горячий коричневый
тяжёлый месяц1 завод1 коса1
лёгкий месяц2 завод2 коса2
Прочитайте.
Нос не в свои дела суют
,
Носами перед сном клюют
,
Зато один весёлый нос
Папаша Карло нам принёс.
Прочитайте. Соедините линией устойчивые сочетания слов и их толкования.
зарубить на носу - запомнить
пропустить мимо ушей - прослушать
путаться под ногами - мешать
ни свет ни заря - очень рано
с гулькин нос - очень мало
Прочитайте. Впишите пропущенные фразеологизмы.
Глеб у доски повесил нос,
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?
А. Арсирий
Слова для справок: повесил нос, баклуши бил, сквозь землю провалиться, до корней волос.
Прочитайте.
У лесной избушки домик небольшой
Посещал я часто прошлою весной.
В том домишке бедном жил седой старик.
А. Плещеев
Дом - домик, домишке. Выделяем корень ДОМ.
Прочитайте.
Поработайте в парах: образуйте от данных корней однокоренные слова.
Прочитайте. Обведите лишнее слово в каждом столбике.
белка
белый
белизна
водичка
вода
водитель
часть
частичка
часы
жёлтый
желток
железо
Выделите корень в однокоренных словах. Устно подберите однокоренные слова к одному из лишних слов.
Прочитайте. Выделите корни в сложных словах, подчеркните соединительные гласные.
вертолёт
паровоз
солевар
самолёт
землемер
самовар
камнепад
овощевод
пулемёт
мясорубка
листопад
снегопад
Прочитайте приставки и глаголы. Образуйте от любого из данных глаголов однокоренные слова при помощи приставок.
учить красить играть
летать смотреть говорить
Запишите глаголы, которые вы образовали. Выделите в них приставки.
Прочитайте. В каких словах есть приставки? Выделите приставки.
Собрать, сосна, сонный, сосновый, собеседник, сокол, солить, согреть.
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах знакомые вам суффиксы.
Жил в озерке Вышли утки на снежок,
Золотистый карасик. На высокий бережок,
Ласково звали Серенькие утки,
Карасика - Васик. Беленькие грудки.
Т. Белозёров З. Александрова
Прочитайте. Подберите и запишите слова, в которых есть любые из данных суффиксов.
Маленький, ельник, сачок, цветочек, ёжик, сухонький, русский, жеребёнок, зайчонок, мятный, дождливый, листовой, баянист, макушка.
Рассмотрите схемы. Прочитайте слова. Определите, какие части есть в каждом слове. Запишите слова соответственно каждой схеме.
Приветливый, пришкольный, природа, почта, пограничники, полоска, народный, награда, наушники, облако.
Прочитайте. Продолжите обозначать схемой каждое слово в данных предложениях.
В осиновом лесу краснеют подосиновики.
В дубовом перелеске играют медвежата.
Прочитайте. Разберите слова по составу.
Предмайский, берёзка, безвредный, подъезд.
Прочитайте строки из стихотворения А. Шибаева «Грустные вести». Почему поэт так назвал стихотворение?
Пришло письмишко мне,
Гляжу -
Из лагеря, от Мишки…
Здесь чудный луг, и я лежу.
Здесь - леса, красивый длинный пруд.
Когда отряд идёт в поход,
Я запеваю песни…
На днях в лесу нашёл я груздь
И очень был доволен…
Прочитайте словосочетания. Вставьте пропущенные буквы.
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Завод, багаж, воскресенье, библитека, горизонт, комната, герой, вокзал, квартира, растение, север, каникулы, человек, теперь, понедельник, шофёр.
Багаж, багажный, багажник.
Прочитайте корни слов иностранного происхождения и их значения.
авиа (лат.) - птица агро (греч.) - поле
аква (лат.) - вода библио (греч.) - книга
био (греч.) - жизнь терра (лат.) - земля
Поработайте в парах: подберите слова с любым из данных корней. Запишите их.
Авиаперелёт, аквааэробика, биология, агроном, библиотека, терраса.
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Очень милый, очень грустный
Съел с ладони лист капустный,
Любит нежности и ласки, -
И тогда он строит глазки,
Как принцесса принцу в сказке!
Прочитайте.
(скользить) скользкий лёд
(ловок) ловкий наездник
(гладок) гладкая дорожка
(прелесть) прелестный пейзаж
(место) местный житель
(радость) радостное чувство
Прочитайте. Подчеркните в словах орфограммы. Рядом с каждым словом запишите ещё три слова с той же орфограммой.
Вече
р, помо
гать, зеле
неет, че
рнила.
Блуз
ка, ягод
ка, слад
кий, лов
кий.
Серд
це, здрав
ствуйте, сол
нце, празд
ник.
Касс
а, пасс
ажир, професс
ия, класс
.
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы и запятые. Подчеркните в предложениях главные члены.
Придёт весна . Весеннее солнце растопит снег. Побегут весёлые ручейки , запоют птицы , проснутся от зимнего сна лягушки и будут распевать свои громкие песенки.
Прочитайте. Образуйте от данных слов однокоренные глаголы при помощи приставок. Запишите слова и выделите в них приставки.
Не
сти, доне
сти, прине
сти, отне
сти.
Пи
сать, подпи
сать, перепи
сать, напи
сать.
Во
зить, перево
зить, подво
зить, приво
зить.
Прочитайте отрывок из стихотворения С. Козлова «Как зовут меня? Скажи!».
Кролик мал/ень\кий - крольч/онок\
Крокодил - крокодил/ёнок\,
Сын (лошад)ки - жереб/ёнок\,
А у зебры кто? Скажи!
У (слон)ихи сын - слон)/ёнок\,
У верблюда - верблюж/онок\,
А у ёж/ик\а с еж/онк\ом
Мама с папою - еж[и]!
Прочитайте. Образуйте от каждого слова однокоренные при помощи суффикса -ек или -ик. Запишите слова, выделите в них суффиксы.
Орех, плащ, горох, шалаш, мешок, ёрш.
Ек: орешек, горошек, мешочек.
-ик: плащик, шалашик, ёршик.
Прочитайте.
Рос)инка дрож)ит на конце тонкой трав)инки, как слеза на длинных-длинных ресницах. В ней пере|ливаются искры. И светит радость).
Последние мал/еньк\ие ромашк)и по обочине дорог)и все опустили свои белые юбочки из лепестк)ов, - ждут, когда их со|греет солнце).
В. Бианки
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните в каждой группе лишнее слово.
вьюнок объявление съёмка
разъезд
варенье
деньки
платье подъехал долька
Прочитайте.
Вот крылышки лов
ко Народ
её «божь
ей»
Сло
жила коров
ка. Ко
ро
вкой считает:
Уселась в цветочк
и - Она от вре
дителей
Заметны лишь точк
и! Сад
защища
ет.
Л. Герасимова
Крыл)/ышк\[и], коровка, цветочки, точки, коровкой, считает.
Прочитайте. Из какой сказки А. С. Пушкина этот отрывок?
Сын на нож
ки подня
лся,
В дно головкой уперся -
Понатужился немнож
ко:
«Как бы здесь на двор о
кошко
Нам проделать?» - молвил он,
Вышиб
дно и вышел вон.
Сказка о царе Салтане.
Прочитайте. Восстановите текст и запишите его с соблюдением правил русского языка.
укрыльцаалёшаувиделёжикамальчиквзялёжикаврукипогладилп
У крыльца Алёша увидел ёжика. Мальчик взял ёжика в руки, погладил по мягким иголкам. Колючий зверёк не испугался, не свернулся клубком. Бабушка Маша угостила ёжика молоком.
Прочитайте. Продолжите звуко-буквенный разбор слова ключ.
Прочитайте. Соедините линией названия частей речи и их определения.
Прочитайте. Подберите и запишите имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, глаголы, которые отвечают на данные вопросы. Запишите известные вам местоимения и предлоги.
Имя существительное: кто? собака
что? дом
Имя прилагательное: какой? красивый
какая? зелёная
какое? большое
Глагол: что делает? летает
что делают? рисуют
что делал? учился
что сделал? съел
что сделает? пойдёт
что будет делать? будет играть
Имя числительное: сколько? два
Местоимение: я, ты, мы, он, она, они, оно
Предлог: в, на, за, под, перед, по.
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Что мы (мест.) Родиной (сущ.) зовём (глаг.)?
Солнце (сущ.) в (пр.) небе (сущ.) голубом (прил.)
И (союз) душистый (прил.), золотистый (прил.)
Хлеб (сущ.) за (пр.) праздничным (прил.) столом (сущ.).
В. Степанов
Прочитайте. Подберите и запишите к каждому слову подходящее по смыслу имя существительное собственное.
Город Москва, область Московская, деревня Валуйки, улица Центральная, озеро Медвежье, река Ока, кот Васька, собака Булька, имя Василий, отчество Александрович, фамилия Петров.
Прочитайте. Подберите к данным именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.
Мужской костюм (м.р.), женское пальто (ср.р.), дальняя дорога (ж.р.), скоростное шоссе (ср.р.), душистая сирень (ж.р.), кислый щавель (м.р.), бравый солдат (м.р.), сладкая ягода (ж.р.), корпусная мебель (ж.р.), сытный ужин (м.р.).
Произнесите слова. Замените звуковые обозначения слов буквенными. Укажите род имён существительных.
[мыш] [ноч‘]
[врач‘] [плащ‘]
[й‘от] [в‘эщ’]
Мышь (ж.р.), врач (м.р.) йод (м.р.), ночь (ж.р.), плащ (м.р.), вещь (ж.р.)
Прочитайте. Обозначьте ударение. Укажите над выделенными словами части речи.
Снег сказал:
- Когда я стаю
(глаг.),
Станет
речка голубей (прил.),
Потечёт
, качая стаю (сущ.)
Отражённых голубей (сущ.).
Я. Козловский
Прочитайте. Составьте из слов скороговорку. Запишите её.
Шёл, двор, Егор, нёс, чинить, топор, через, забор.
Шёл Егор через двор, нес топор чинить забор.
Прочитайте вопросы и ответы на них.
Сколько сейчас времени? Сейчас 11 часов 20 минут.
Который час? 4 часа 16 минут.
Сколько сейчас времени? Сейчас одиннадцать часов двадцать минут.
Который час? Четыре часа шестнадцать минут.
Прочитайте загадку. Объясните отгадку к загадке.
Спереди
- шильце,
Сзади
- вильце,
Сверху
- синее суконце,
Снизу
- белое полотенце.
(Ласточка)
Прочитайте. Укажите над каждым словом часть речи.
Сегодня (нареч.) вдруг (нареч.) исчезло (глаг.) лето (сущ.). (А. Фет)
Исчезло как? вдруг. Исчезло когда? сегодня.
Прочитайте словосочетания. Какие части речи образовали каждое словосочетания? Впишите пропущенные вопросы как? когда? куда? откуда? где?
Петь (как?) весе ло, пойти (когда?) зав тра, свернуть (куда?) направо, быть (где?) з десь, плыть (как?) медленн о, приехать (откуда?) изда лека, посмотреть (куда?) вверх, вернуться (когда?) ночь ю.
Прочитайте. Вставьте в слова-наречия пропущенный суффикс -а, -о или -е. Обозначьте в словах ударение.
Вчера, вправо, вместе, издалека, влево, позже, завтра, справа, налево, вскоре, изредка, засветло, лучше, досыта, скоро, прежде, слева.
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Пустыня - это жёлтое и голубое. Голубое вверху - небо. Жёлтое внизу : впереди, позади, справа - вокруг . Сколько видит глаз и ещё дальше - за горизонт.
Н. Сладков
Прочитайте.
В (пр.) небесах (сущ.) торжественно (нареч.) и (союз) чудно (нареч)!
Спит (глаг.) земля (сущ.) в (пр.) сиянье (сущ) голубом (прил.).
М. Лермонтов
Прочитайте. Запишите названия падежей и вопросы к ним по порядку.
Р. п. В. п. Т. п. Д. п. И. п. П. п.
кого? чего? кто? что? кому? чему?
кем? Чем? о ком? о чём? кого? что?
Именительный падеж: кто? что?
Родительный падеж: кого? чего?
Дательный падеж: кому? чему?
Винительный падеж: кого? что?
Творительный падеж: кем? чем?
Предложный падеж: о ком? о чём?
Прочитайте. Просклоняйте имена существительные стриж и заря.
И. п. кто? стриж что? заря
Стриж, стрижа, стрижу, стрижа, стрижом, о стриже.
Заря, зари, заре, зарю, зарёй, о заре.
Прочитайте.
1. Муравей (И.п.) тащит хвоинку (В.п.). 2. Шмели (И.п.) перелетали с цветка (Р.п.) на цветок (В.п.). 3. В вышине (П.п.) парили огромные ястребы (И.п.). 4. Над водой (Т.п.) кружились белые чайки (И.п.). 5. Корабль (И.п.) плыл к берегу (Д.п.).
Тащит (что?) хвоинку, перелетали (с чего?) с цветка, парили (в чём?) в вышине, кружились (над чем?) над водой, плыл (к чему?) к берегу.
Прочитайте. Вставьте пропущенные в словах буквы и подходящие по смыслу предлоги для связи слов в словосочетаниях.
Спросить у учителя (Р.п.), подъехал к деревне (Д.п.), прокатился на тракторе (П.п.), пролетал над столицей (Т.п.), принесли из магазина (Р.п.), поехал за багажом (Т.п.), прочитал в газете (П.п.), посмотрел на картину (В.п.), говорил по телефону (Д.п.), гулял на улице (П.п.).
Папа прочитал в газете свежие новости.
Прочитайте скороговорку.
Вобла в Волгу (В.п.) угодила,
Вобла вобле (Д.п.) соль (В.п.) отмыла.
Вобла в Волге (П.п.) ожила,
Вобла Волгой (Т.п.) поплыла.
Т. Белозёров
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Библиотека, радио , шофёр, шоссе , билет, кофе , пассажир, вокзал, телефон, колекция, эскимо , солнце, метро , такси .
Прочитайте.
Хорошо гулять коту -
Ни к чему носить пальту.
И поэтому никто
Не видал кота в пальто
.
Хоть и верен я мечте -
Повстречать кота в пальте,
Не сбывается мечта -
Все котяры без пальта…
О. Захаров
Прочитайте стихотворение В. Орлова.
Зимняя бахрома
На сосне и на берёзе И оставила
Бахрома: Распутывать весне (Д.п.)
Белой пряжей (Т.п.) Эту пряжу (В.п.) на берёзе (П.п.)
Их запутала зима (И.п.). И сосне.
Прочитайте. Образуйте от каждого слова однокоренное имя существительное 1-го склонения.
добр)ый - добр)ота наход)ить - наход)ка
тих)ий - тиш)ина мечт)ать - мечт)а
бел)ый - бел)изна работ)ать - работ)а
Прочитайте считалку. Найдите имена существительные 1-го и 2-го склонения. Укажите над ними склонение.
Солнце2 и луна1, К замку2 прикоснётся,
Ветер2 и волна1, Замок2 отомкнётся,
Вода1 и огонь2. Раздастся звон2.
Тёплая ладонь Ты выйдешь вон!
И. Токмакова
Дед, дядя, дядюшка, сын, сынишка, дедушка, Коля, Николай, Миша, Михаил.
1-е скл.: дядя, дядюшка, сынишка, дедушка, Коля, Миша.
2-е скл.: Дед, сын, Николай, Михаил.
Прочитайте. Объясните, как вы поняли название стихотворения.
Июль в именах существительных
Жара. Пшеница. Пыль
. Полынь
.
Стрекозы. Небо. Птица. Синь
.
Дорога. Солнце. Ветер. Даль
.
Миг. Трепет. Облако. Печаль
.
А. Абалихин
Прочитайте. Распределите слова в группы по склонениям. Запишите слова. Укажите в кружках склонение.
печь печка ладонь
ёлка ель кроватка
тишь тишина кровать
ладошка ноченька ночь
1: елка, ладошка, печка, тишина, ноченька, кроватка.
2: печь, тишь, ель, ладонь, кровать, ночь.
Прочитайте. Запишите имена существительные в форме единственного числа. Укажите склонение. Подчеркните изученные орфограммы.
Мышь, врач, грач, печь, карандаш, ночь, вещь, плащ, стриж, брошь.
Прочитайте. Распределите имена существительные в три группы по склонениям. Запишите слова группами.
Скатерть, тополь, беседа, дядя, корабль, мебель, юноша, молоко, автомобиль, сирень, морковь, коллекция, рожь, календарь, растение, обувь, рояль, деревня, совесть, дружба.
1-е скл.: беседа, дядя, юноша, коллекция, деревня, дружба, коса, малина, ёлка.
2-е скл.: тополь, корабль, молоко, автомобиль, календарь, растение, рояль, пирог, камыш, день.
3-е скл.: скатерть, мебель, сирень, морковь, рожь, обувь, совесть, брошь, мышь, дочь.
Прочитайте присказку из сказки «Царевна-лягушка». Вставьте пропущенные буквы.
В некотором цар)ств[е] (П.п.), в некотором государств[е] (П.п.) жил да был царь) с цар)иц[ей] (Т.п.). У него было три сын[а] (Р.п.) - все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказк[е] (П.п.) сказать, ни пером описать. Младшего сын[а] (Р.п.) звали Иван-цар)евич.
Прочитайте. Выберите из скобок правильный ответ и запишите пропущенные слова.
1. Шоссе - это автомобильная дорога с твёрдым покрытием (площадь, шоссе, улица).
2. Нил - это самая полноводная река Африка (Нил, Конго, Лимпопо).
3. Колибри - маленькая длиннокрылая птичка с пёстрыми перьями, живущая в Центральной и Южной Америке (какаду, колибри).
Прочитайте. Составьте из данных слов два предложения: в первом выделенное имя существительное употребите в именительном падеже, а во втором - в винительном падеже. Запишите предложения.
Огромный, на, тополь, тополь, опустилась, берегу, воробьёв, стоял, озера, стайка.
На берегу озера стоял огромный тополь (И.п.).
Стайка воробьёв опустилась на тополь.
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Билет, магазин, костюм, корабль, горизонт, кровать, земляника, помидор, морковь, одежда, пшеница, телефон.
Корабль уплыл за горизонт (В.п.).
Костюм (И.п.) висел на плечиках в магазине.
Перед праздником (Т.п.) зима
(И.п.) для зелёной ёлки (Р.п.)
Платье (В.п.) белое сама сшила
без иголки (Р.п.).
С. Маршак
Для зелёной ёлки, сшила без иголки.
Прочитайте загадки. Найдите рисунки - отгадки к загадкам.
1. Возле печки1 греется,
Без водички1 моется.
2. Тоньше его пряжи1
Не найдёшь в продаже.
3. Зубы имеют, а зубной боли3 не знают.
Прочитайте. Составьте и запишите словосочетания, подбирая к данным словам имена существительные в единственном числе, родительном падеже с безударными окончаниями.
ветка берёзы семена подорожника
хвоя ели цветы календулы
ягоды малины капля компота
Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные буквы.
1. От волка (Р.п.) бежал, да на медведя напал.
2. Без хозяина (Р.п.) дом сирота.
3. Рыбак рыбака (Р.п.) видит издалека.
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Инженер, агроном, герой, солдат, шофёр, учитель, мальчик, заяц, медведь, петух.
В сказке лиса обхитрила медведя.
Прочитайте скороговорку.
Кота (В.п.) Потап (И.п.) по лапе (Д.п.) хлопал,
И от Потапа (Р.п.) кот (И.п.) утопал.
В. Данько
Прочитайте отрывок из стихотворения В. Орлова «Живая азбука».
Нас в любое время года учит мудрая природа.
Птицы учат пению (2-е скл.). Паучок терпению (2-е скл.).
Пчёлы в поле и в саду обучают нас труду (2-е скл.).
И к тому же в их труде всё по справедливости (3-е скл.).
Отражение в воде учит нас правдивости (3-е скл.).
Учит снег нас чистоте (1-е скл.). Солнце учит доброте (1-е скл.)…
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
1. Азбука - к мудрости ступенька. 2. Вежливости открываются все двери. 3. По работе и мастера знать. 4. Птице даны крылья, а человеку - разум.
Прочитайте. Допишите окончания имён существительных.
Поездка по Сибири, по Волге, по Байкалу; послали письмо дедушке Михаилу; отправили письмо тётушке Анне Ивановне; поступать по совести и справедливости.
Прочитайте. Впишите окончания имён существительных в указанных формах.
1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.
Р. п. -ы, -и -а,-я -и
Д. п. -е -у,-ю -и
Прочитайте.
Петрушка (И.п.) подружк[е] (Д.п.)
Петрушк[и] (Р.п.)принёс.
Подружка (И.п.) Петрушк[и] (Р.п.)
Наморщила нос (В.п.):
Никак не ждала от Петрушк[и] (Р.п.)
Подружка (И.п.) подобной петрушк[и] (Р.п.).
Прочитайте. Запишите данные имена существительные сначала в родительном, а затем в дательном падежах. Имена существительные употребляйте с предлогами.
Площадка, площадь, лошадка, лошадь, морковка, морковь.
Р. п. у площадки, у площади, у лошадки, у морковки, у моркови.
Д. п. по площадке, по площади, по лошадке, по морковке, по моркови.
Прочитайте отрывок из стихотворения Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла». Вставьте в предложения пропущенные имена существительные в форме творительного падежа.
У каждого дела запах особый:
В булочной пахнет тест[ом] и сдоб[ой].
Пахнет маляр скипидар[ом] и краск[ой].
Пахнет стекольщик оконной замазк[ой].
Рыхлой земл[ёй], пол[ем] и луг[ом]
Пахнет крестьянин, идущий за плуг[ом]
Мор[ем] и рыб[ой] пахнет рыбак.
Только безделье не пахнет никак.
Слова для справок: рыба, тесто, сдоба, краска, поле, плуг, море, замазка, земля, луг.
Прочитайте. Составьте из частей пословицы, употребляя имена существительные из скобок в нужном падеже.
Не спеши (язык) не (лопата) копать.
(Трактор) пахать - а (дело) не ленись.
Не спеши языком (Т.п.), а делом (Т.п.) не ленись.
Трактором (Т.п.) пахать - не лопатой (Т.п.) копать.
Прочитайте. Укажите склонение имён существительных в творительном падеже.
Я вареники леплю, я вареники люблю,
С творогом2 люблю, с клубникой1 ,
С мясом2, с вишнями1, с черникой1,
С ежевикой1 и морошкой1,
Но сильней всего - с картошкой1 !
Прочитайте. Допишите пропущенные окончания имён существительных в творительном падеже.
под малиной над яблоней
перед дворцом с багажом
под плащом над камышом
за кроватью с товарищем
за обедом за печью
Предложный падеж
Прочитайте.
Полосы
света на речке лежат
,
В золоте тучки
за лесом горят
.
И. Никитин
Лежат на речке. Горят в золоте.
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
1. Жил в городе, поехал в деревню
, работал в библиотеке.
2. Играл на свирели, увидел на берёзе, смотрел на солнце
, рисунок на скатерти.
Прочитайте.
Полна осеней грусти (Р.п.)
Зелёная волна.
Колышет каждый кустик
На отмели (П.п.) она.
Т. Белозёров
Прочитайте.
Что-то нашей бабушке (Д.п.) не спится -
Путаница (И.п.) с пряжею (Д.п.) творится!
Хорошо, что ниточка (И.п.) экватора (Р.п.)
От котёнка (Р.п.) нашего упрятана!
Вспомните: имена существительные какого склонения и в каких падежах имеют окончания -е и -и? Впишите в таблицу названия этих падежей, вопросы к ним и окончания -е и -и.
Прочитайте. Допишите окончания имён существительных в данных падежах (можно использовать предлоги).
Р. п. тарелки 1, словаря 2, хитрости 3
Д. п. крепости 2, лампочке 1, долине 1
П. п. газете 1, самолёте 2, метели 3
Прочитайте. После каждого имени существительного с пропущенным окончанием укажите в скобках склонение и падеж. Допишите пропущенные окончания.
1. Ворона сидит утром на верхушке (1-е скл., П. п.) дерева и каркает - к вьюге (1-е скл., Д. п.).
2. Большие хлопья снега - жди оттепели (3-е скл., Р. п.).
3. Снег холодный, а от стужи (1-е скл., Р. п.) укрывает.
4. Чему научишься в молодости (3-е скл., П. п.), пригодится в старости (3-е скл., П. п.).
5. В июле (2-е скл., П. п.) овёс в кафтане (2-е скл., П. п.), а на гречу (1-е скл., В. п.) и рубахи (1-е скл., Р. п.) нет.
Прочитайте. Вставьте пропущенные окончания.
Пешком шагали мышки
По узенькой дорожке (Д.п.)
От деревушки (Р.п.) Пешки
До деревушки (Р.п.) Ложки.
А в деревушке (П.п.) Ложки
У них устали ножки.
Обратно в Пешки мышки
Отправились на кошке (П.п.).
В. Приходько
Прочитайте предложения из стихотворения С. Козлова «Кто как спит», вставляя в нужной форме пропущенные имена существительные (пользуйтесь словами для справок).
Кашалот, как на диван[е],
Отдыхает в океан[е].
Кот наш Кузя спит на печк[е],
А весн[ою] на крылечк[е].
У зелёной речк[и] Нил
Спит зелёный Крокодил.
Лев седой с ворчунь[ей] львиц[ей]
Под большой лун[ой] уснул.
Слова для справок: львица, луна, печка, океан, диван, речка, крылечко.
Прочитайте. Распространите каждое предложение однородными второстепенными членами. Допишите предложения.
1. Былины рассказывают нам о храбрости русских богатырей Алёши Поповича, Добрыни Никитича, Ильи Муромца.
2. Сказки повествуют нам о благородстве Ивана-царевича, мудрости Василисы Прекрасной, об уме и смекалке Ивана-дурака, о коварстве Бабы Яги.
Прочитайте. Составьте и запишите словосочетания, используя нужные предлоги.
1. Рисовать в альбом[е] (П.п.). 2. Листок из тетрад[и] (Р.п.). 3. Скакать на лошад[и] (П.п.). 4. Побывать в Астрахан[и] (П.п.). 5. Письмо к дедушк[е] (Д.п.). 6. Ветка от сирен[и] (Р.п.). 7. Идти по тропинк[е] (Д.п.). 8. Выехал из деревн[и] (Р.п.).
Прочитайте. Подберите к каждому имени существительному антоним из слов для справок.
От сырост[и] 3 (от сухост[и] 3), без радост[и] 3 (без печал[и] 3), после встреч[и] 1 (после разлук[и] 1), к весн[е] 1 (к осен[и] 3), о щедрост[и] 3 (о скупост[и] 3), о геройств[е] 2 (о трусост[и] 3), о правд[е] 1 (о лжи 3), на рассвет[е] 2 (на закат[е] 2).
Слова для справок: скупость, закат, трусость, разлука, ложь, печаль, осень.
Прочитайте. Найдите орфографическую ошибку. Исправьте её!
Маленькая птичка-королёк живёт на вершине ели. Гнёздышко она построила на кончики еловой ветки. Лето и начало осени корольки проводят в хвойном лесу.
Гнёздышко она построила на кончике еловой ветки.
Прочитайте. Допишите пропущенные окончания. Придумайте к тексту заголовок и запишите его.
Первая пороша
Выпала пороша! На скатерти снегов видны следы. Охотники присматриваются к местности. Вот у осинки на полянке следы зайчишки. Здесь он прислушивался к тишине ночи. У лесной опушки след лисицы. От берёзки идут следы белки. Она затаилась в вершине высокой ели. Охотник вернулся без добычи, но радостным и светлым остался день первой пороши.
И. Соколов-Микитов
Прочитайте. Подчеркните имена существительные, которые не употребляются в форме множественного числа.
Ягода, Волга , сахар , мёд , храбрец, смельчак, долина, сметана , вермишель , водоросль, Марс .
Запишите имена существительные, которые не имеют формы единственного числа.
Санки, лыжи, коньки, ролики, колготки, плоскогубцы.
Запишите неизменяемые имена существительные, имеющие только одну форму числа.
Кафе, какао, шоссе, пианино, кофе.
Устно просклоняйте имя существительное снегири. Запишите окончания этого имени существительного в каждом из падежей.
И. п. -и Д. п. -ям Т. п. -ями
Р. п. -ей В. п. -ей П. п. -ях
Прочитайте. Подчеркните основу предложения.
И вот уже трещат
морозы
(мн.ч., И.п.)
И серебрятся
средь полей (мн.ч., Р.п.).
А. Пушкин
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Почему с приходом стужи
Стали хрупкими дорожки?
Потому что ночью лужи
Стёкла вставили в окошки.
С. Островский
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Допишите окончания имён существительных во множественном числе в именительном падеже.
Машинисты, космонавты, инженеры, шофёры, агрономы, повара, учителя, комбайнёры, трактористы, директора, библиотекари, путешественники, доктора, пассажиры.
Повара готовят ужин.
Я увидел поваров на кухне.
Прочитайте. Обозначьте в словах ударение.
Сосу́льки, как носы́ у ца́пель (Р.п.),
И та́ют, сло́вно караме́ль.
Я
слы́шу
звон апре́льских ка́пель (Р.п.),
Поёт
весе́нняя капе́ль
.
Я. Козловский
Прочитайте. Запишите имена существительные в родительном падеже, множественном числе вместе с одним из выделенных слов.
Дерево, село, сапог, носки, очки, чаща, туча, город, дело, ботинки, варежки, гуси, гусёнок, полотенце, мышь, облако, брат, сестра, инструмент, лопата, газета, товарищ.
Много сёл, деревьев, туч, городов, дел, гусей, мышей, товарищей.
Нет инструментов, чащ, облаков, братьев, сестёр, лопат, газет.
Пара полотенец, сапог, носков, очков, ботинок, гусят.
Прочитайте.
Что можно услышать в Мещерском крае, кроме гула сосновых лес[ов]? Крики перепел[ов] и ястреб[ов], свист иволги, суетливый стук дятл[ов], вой волк[ов], шорох дожд[ей] в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам - разноголосье пастух[ов] да колотушку деревенского сторожа.
К. Паустовкий
Прочитайте. Составьте словосочетания из имени числительного и имён существительных в родительном падеже множественного числа.
16 (кг, яблоки и персики).
11 (названия, профессии).
8 (м, ленты), 8 (пара, чулки).
12 (попугаи и канарейки).
20 (пара, кроссовки и туфли).
12 (км, железнодорожные пути).
Шестнадцать килограммов яблок и персиков.
Одиннадцать названий профессий.
Восемь метров ленты, восемь пар чулок.
Двенадцать попугаев и канареек.
Двадцать пар кроссовок и туфель.
Двенадцать километров железнодорожных путей.
Прочитайте. Объясните смысл одной из данных пословиц.
Людей (В.п.) не осуждай, а за собой примечай.
Встречай людей (В.п.) не лестью, а честью.
Поживи для людей (Р.п.), поживут и люди (И.п.)для тебя.
Прочитайте отрывок из стихотворения К. Льдова «Господин учитель Жук». Вставьте пропущенные запятые.
Вот стрекозы, мушки, мошки,
Пчёлы, осы и шмели,
Муравьи, сверчки, козявки
На урок к Жуку пришли.
Кого Жук учит азбуке?
Жук учит азбуке стрекоз, мушек, мошек, пчёл, ос, шмелей, муравьёв, сверчков, козявок.
Вспомните сказку К. Чуковского «Айболит». Составьте и запишите предложение по данному началу.
Айболит лечил зайчика, мотылька, бегемотиков, страусят.
Прочитайте отрывок из стихотворения М. Пожаровой «Заклинание зимы». Вставьте пропущенные буквы.
Разукрасилась Зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок (Р.п.),
Звёздочек-снежинок (Р.п.).
Вся в алмазах (П.п.), жемчугах(П.п.),
В разноцветных огоньках (П.п.)…
Прочитайте. Допишите названия падежей. Соедините линиями названия падежей и окончания имён существительных в данных падежах.
Дательный падеж -ах, -ях
Творительный падеж -ам, -ям
Предложный падеж -ами, -ями
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
1. Рыбам (Д.п.) - вода, птицам (Д.п.) - воздух, а человеку (Д.п.) - вся земля. 2. Красен обед пирогами (Т.п.), а река - берегами (Т.п.). 3. Жить в соседях (П.п.) - быть в беседах (П.п.).
Прочитайте.
Там на неведомых дорож
к[ах] (П.п.)
Сле
д[ы](И.п.) невиданн
ых зве
р[ей] (Р.п.).
Избушка там на курь
их нож
к[ах] (П.п.)
Сто
ит без око
н (Р.п.), без две
р[ей] (Р.п.)…
А. Пушкин
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Виктор Михайлович Васнецов написал замечетельную картину «Снегурочка».
Зима. Ночь. Тёмный лес. Луна озаряет сугробы. Резкие алмазные звёзды сияют в сумраке небес.
На серебристую поляну выбежала девушка в красивом наряде. На девушке пушистая парчовая шубка, шапочка с маховой опушкой, тёплые варежки. Парча на шубке расшита удивительным узором: не снежинками, а земляничками.
В лучистом свете, словно живые, дрожат маленькие ели, трепещет тонкая берёзка. Мерцают в глубине леса, словно светлячки, огни деревенских изб.
Чары русской сказки грели душу художника. В этой картине он воплотил поэзию и прелесть родной природы.
По И. Долгополову
Прочитайте. Вставьте пропущенные в словах буквы.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и полям.
И. Никитин
Выберите любое имя существительное и подготовьтесь рассказать о его грамматических признаках.
Рассмотрите рисунок.
Составьте по рисунку рассказ. Запишите его.
Морозный зимний день ребята решили провести на воздухе. Вася и Петя катались на лыжах. Коля с Аней весело кружили по льду на коньках. Ваня скатывался с горки на санках. Только Бобик бегал вокруг ребят и лаял. Ему тоже хотелось покататься.
ГДЗ Русский язык 3 класс Рабочая тетрадь Школа России
Владение в совершенстве собственной речью, считается знаком хорошего тона, образованности и общей вменяемости. Современный мир построен, прежде всего, на понимании общественного строя, благодаря чему происходит обмен информационных потоков. Нынешний ритм заставляет человечество плотно взаимодействовать во всех направлениях, и однозначно, прямой контакт играет главную роль. Сегодня разговор пойдет о замечательном образовательном издании издательства Просвещение УМК "Школа России". Рабочая тетрадь по русскому языку 3 класс Канакина, Горецкий является великолепным дополнением к основному учебнику . Внимательно анализируя две ветки учебного материала, ребята смогут в кратчайшие сроки проштудировать огромную базу. В процессе освоения интереснейших упражнений, могут возникнуть казусы, которые легко и просто приведут к ступору. Это крайне негативно, отразится на образовательной активности, и снизит успеваемость ученика на всех фронтах. Чтобы такого не произошло, специалисты по всей стране рекомендуют пользоваться готовыми домашними заданиями. На портале ГдзПутина собраны решебники с правильными ответами ко всем существующим вопросам, а это значит, что трудная задачка больше не сможет, никого испугать.
Рассматриваемый предмет довольно-таки интересный, а значит, учеников ждут неожиданные сюрпризы и разнообразные каверзные задачки. Русский язык на протяжении абсолютно всей школьной карьеры, нацелен всегда на одну цель. Грамотное устное и письменное изложение мыслей. Важно не просто пересказать или придумать текст, нужно сделать это со всеми правилами, которыми богата наша необъятная речь. Третьеклашки сфокусируют зрение на словах, которые связывают длинные предложения. Глаголы, существительные, падежи и т.д. Оттачивая основополагающие темы, получится докопаться до сути и главное, понять, почему и какие свойства действуют в том или ином случае. Конечно, путь будет долгим, ведь перед юнцами вырисовывается многоуровневая система, с которой после знакомства, надо грамотно сотрудничать на всех уровнях. Стоит отметить, что направление входит в число обязательных экзаменационных предметов. Следует сделать вывод, расставить приоритеты и постепенно двигаться к цели. Здесь помочь в анализе домашнего задания сможет онлайн решебник , со своей четкой программой верных ответов .
ГДЗ к тетради по русскому Канакиной для 3 класса предлагает воспользоваться уникальным предложением, решить Д/З быстро и без запинок. Шпаргалка располагает на своих страницах решения к любому примеру и ребенку нужно только переписать. Также есть полный разбор упражнений, именно эта частичка, считается наиболее бесценной. Все чаще можно наблюдать тех, кто выбирает на своем школьном пути верного товарища в лице ГДЗ и ни капельки не сомневается в выборе.
ГДЗ Русский язык 4 класс Рабочая тетрадь Школа России
Образовательная система старается преподнести четверорклассникам важный материал, который несомненным образом пригодится на длинном жизненном пути. Абсолютно все предметы разные, но взаимосвязаны между собой, тонкими нитями. Только при изучении общих программ, можно добиться желаемых успехов на всех великих научных фронтах. И необходимо сразу подготовиться, ведь обе четверти будут несказанно сложными и объемными в плане многозадачности всего курса "Школа России". Поэтому чтобы встретить новый учебный вызов со всей ответственностью и в полной боевой готовности, стоит сначала открыть готовые домашние задания, бросив взор на решенные заранее примеры в рабочей тетради Русский язык за 4 класс Канакиной . Ведь только это приложение ГДЗПутина способна протянуть руку помощи каждому ребенку и предложить воспользоваться верными ответами , которые принесут положительные оценки.
С начальных уроков, направление предложит немного пробежаться по прошлогоднему содержанию и вспомнить основные ключевые моменты. На это уделено не слишком много времени и может быть всего парочку контрольных номеров, проведенные учителем. После вступления, четвероклассники приступят к длительному разбору слов и предложений. Ведь цель всей дисциплины как отдельной науки, максимально четко изъяснить политику предмета, его направленность, разветвленность и конечный результат. На протяжении длительного процесса, ученики станут дотошно анализировать мельчайшие подробности, из которых состоят сложные выражения, переливающиеся в длинные рассказы. Построение каждого текста со смысловой нагрузкой, кропотливая работа, именно с ней ребятам и важно сотрудничать. В противоположном случае, результат будет неудовлетворительным, и весь труд пойдет насмарку. Например, сдача обязательного экзамена, превратится в бессмысленное мероприятие.
ГДЗ по русскому 4 класс Канакина В. П., Горецкий предназначен для учащихся и даёт великолепную возможность – лучше понять материал самостоятельно и получить за это отличную отметку. Онлайн решебник с готовым решением моментально поможет с несправедливо заданными на дом упражнениями. Благодаря грамотно составленным пошаговым объяснениям к абсолютно любому педагогическому примеру, миллионы школьников выбирают именно ГДЗ. Кто-то заметит, что пользоваться шпаргалкой, не очень честно. Современный мир, это постоянное движение, приводящее порой к легкому стрессу и небольшая аккуратная подсказка, сделает учебный период более комфортабельным, для тех, чья жизнь связанна со школой.