Гармонизация акцизов на табачную и алкогольную продукцию, единые принципы маркировки – важные шаги к дальнейшей интеграции стран еаэс. Сравнительный анализ ставок ндс и акциза в странах Акцизы в странах еаэс

НК РФ Статья 186.1. Порядок взимания акцизов по товарам Евразийского экономического союза, подлежащим маркировке акцизными марками, ввозимым в Российскую Федерацию с территории государства - члена Евразийского экономического союза

1. Обязанность по уплате акцизов по маркированным товарам Евразийского экономического союза, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Евразийского экономического союза, возникает со дня ввоза маркированных товаров на территорию Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Налоговой базой для обложения акцизами являются объем, количество, иные показатели ввозимых маркированных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, либо стоимость ввезенных подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов, либо объем ввозимых маркированных товаров в натуральном выражении для исчисления акцизов при применении твердой (специфической) налоговой ставки и расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен, для исчисления акцизов при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки в отношении товаров, для которых установлены комбинированные ставки акциза, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) ставок.

Для целей исчисления акцизов по маркированным товарам под стоимостью понимается цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары согласно условиям договора (контракта). Стоимостью маркированных товаров, полученных по товарообменному (бартерному) договору (контракту), а также по договору (контракту) товарного кредита, является стоимость маркированных товаров, предусмотренная договором (контрактом), при отсутствии стоимости в договоре (контракте) - стоимость, указанная в товаросопроводительных документах, при отсутствии стоимости в договоре (контракте) и товаросопроводительных документах - стоимость маркированных товаров, отраженная в бухгалтерском учете.

Расчетная стоимость маркированных товаров, в отношении которых установлены комбинированные ставки акцизов, определяется в соответствии со статьей 187.1 настоящего Кодекса.

Налоговая база для исчисления акцизов по маркированным товарам Евразийского экономического союза, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Евразийского экономического союза, определяется на дату принятия на учет налогоплательщиком ввозимых подакцизных товаров, но не позднее даты подачи статистической декларации на маркированные товары, если статистическое декларирование по таким товарам предусмотрено правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Сумма акциза, подлежащая уплате по маркированным товарам Евразийского экономического союза, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Евразийского экономического союза, исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по налоговым ставкам, установленным статьей 193 настоящего Кодекса, действующим на день уплаты акциза.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Акциз по маркированным товарам Евразийского экономического союза, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Евразийского экономического союза, перечисляется налогоплательщиком на счет Федерального казначейства не позднее пяти дней со дня принятия на учет ввезенных маркированных товаров.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Для целей уплаты акциза по маркированным товарам Евразийского экономического союза, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Евразийского экономического союза, налогоплательщик обязан представить в таможенный орган следующие документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) заявление на бумажном носителе и в электронной форме по форме и форматам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в количестве экземпляров, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение маркированных товаров с территории государства - члена Евразийского экономического союза на территорию Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) документы, необходимые для подтверждения в отношении маркированных товаров статуса товаров Евразийского экономического союза;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства - члена Евразийского экономического союза при отгрузке маркированных товаров, в случае, если их выставление (выписка) предусмотрено (предусмотрена) законодательством государства - члена Евразийского экономического союза;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) договоры (контракты), на основании которых приобретены маркированные товары, ввезенные на территорию Российской Федерации с территории другого государства - члена Евразийского экономического союза;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) информационное сообщение, представленное налогоплательщику одного государства - члена Евразийского экономического союза налогоплательщиком другого государства - члена Евразийского экономического союза либо налогоплательщиком государства, не являющегося членом Евразийского экономического союза, реализующим товары, ввезенные с территории другого государства - члена Евразийского экономического союза, подписанное руководителем (индивидуальным предпринимателем) и заверенное печатью организации, с указанием следующих сведений:

(см. текст в предыдущей редакции)

номера, идентифицирующего лицо в качестве налогоплательщика государства - члена Евразийского экономического союза;

(см. текст в предыдущей редакции)

полного наименования налогоплательщика государства - члена Евразийского экономического союза;

(см. текст в предыдущей редакции)

места нахождения (места жительства) налогоплательщика государства - члена Евразийского экономического союза;

(см. текст в предыдущей редакции)

номера и даты договора (контракта) о приобретении импортируемых маркированных товаров;

номера и даты спецификации.

В случае, если налогоплательщик государства - члена Евразийского экономического союза, у которого приобретаются товары, не является собственником реализуемых товаров (является комиссионером, поверенным, агентом), сведения представляются также в отношении собственника реализуемых маркированных товаров.

Разницу между ставками акцизов на сигареты в странах ЕАЭС предлагается сократить до 20% от индикативной цены в 35 евро за 1 тыс. сигарет.

Это предусмотрено проектом соглашения о принципах налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств - членов ЕАЭС. Минфин направил документ на согласование в Минэкономразвития и ФТС, сообщил "Интерфаксу" источник в финансово-экономическом блоке правительства. Страны ЕАЭС должны до 1 февраля проинформировать Евразийскую экономическую комиссию о результатах внутригосударственного согласования проекта соглашения.

Проектом соглашения предусмотрено, что индикативная ставка акциза в 2024 году составит 35 евро (в национальных валютах) за 1 тыс. сигарет. Фактические ставки акцизов на сигареты, действующие в странах ЕАЭС, могут отклоняться от индикативной ставки не более чем на 20% в меньшую сторону и не более чем на 20% в большую сторону.

В России с 1 января акцизы на сигареты составляют 1,89 тыс. рублей за 1 тыс. штук плюс 14,5% расчетной стоимости, но не менее 2,568 тыс. рублей.

Разный уровень ставок акцизов в России и других государствах ЕАЭС стал причиной нелегального перетока сигарет на российский рынок, где ставки выше, говорили представители табачной отрасли. По данным исследования Nielsen, в III квартале 2018 года объем нелегального сегмента на российском табачном рынке вырос до 8,4% с 4,5% годом ранее. Среди причин двукратного роста нелегального рынка - приток более дешевых сигарет из стран ЕАЭС (Беларуси, Армении, Киргизии и Казахстана). Одним из основных источников нелегальной табачной продукции в России является Беларусь, отмечал Nielsen.

Предполагается, что индикативная ставка и диапазоны отклонения будут утверждаться каждые пять лет начиная с 2024 года.

Ранее применять индикативную ставку планировалось с 2022 года, но срок был перенесен - для адаптации бизнеса к потенциально новым требованиям, сообщала пресс-служба ЕЭК.

Соглашения об акцизах на табак и алкоголь обсуждались на заседании Евразийского межправительственного совета, которое прошло в Минске 27 ноября прошлого года с участием глав правительств стран. Работа над формированием общего рынка алкогольной и табачной продукции в ЕАЭС ведется с 2015 года.

В сфере единой акцизной политики на алкогольном рынке индикативную ставку предлагается установить на уровне 9 евро (на алкоголь крепостью выше 9 градусов, для Белоруссии - выше 7 градусов) за 1 литр продукции в пересчете на спирт. Армения и Киргизия могут отклоняться от этого ориентира не более чем на 40% в меньшую сторону и не более чем на 10% в большую сторону; Беларусь, Казахстан и Россия - не более чем на 15% в меньшую сторону и не более чем на 10% в большую сторону.

Это приведет к подорожанию товаров, зато бюджет получит больше денег.

Давняя идея выравнивания акцизных ставок России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии близка к реализации. К следующей неделе чиновники Евразийского экономического союза (ЕАЭС) будут готовы вынести проекты соглашений об унификации табачных и алкогольных акцизов на рассмотрение коллегии, а затем и союза Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), рассказал «Ведомостям» министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Сулейменов.

Если проекты соглашений будут одобрены, процесс выравнивания акцизов может начаться в следующем году. Акциз и после этого не будет единым – точную ставку страны будут определять самостоятельно, соглашения лишь ограничивают коридор колебания ставок, добавил Сулейменов.

Несмотря на кризис и девальвацию национальных валют, не отказался ЕАЭС и от идеи привязать ставки акциза на алкоголь и табачную продукцию к евро. «Ставки акцизов будут номинированы в евро, это единственная твердая валюта», – заявил вчера Сулейменов.

Принципиальное решение о гармонизации акцизов было принято в мае 2015 г. на межправительственном совете ЕЭК. Тогда же было решено, что гармонизация будет идти в связке с созданием единого алкогольного рынка ЕАЭС, сказал Сулейменов: «Создавать единый рынок алкогольной продукции с существенно разными фискальными условиями не имеет смысла». До сих пор на алкогольном рынке союза сохранялись, по его словам, взаимные «протекционистские и дискриминационные меры в отношении производителей»: в России – обеспечительный платеж при импорте алкоголя, а в Белоруссии – специмпортеры, без которых импортировать алкоголь в страну невозможно.

В 2014 г. в российский бюджет поступило 319 млрд руб. от табачных акцизов и 169 млрд руб. – от акцизов на крепкий алкоголь (данные Федеральной налоговой службы). Как раз сейчас Россия остро нуждается в дополнительных источниках доходов – например, 28 сентября правительство в очередной раз будет обсуждать, повышать ли налог на добычу полезных ископаемых для нефтяных компаний.

Представитель Минэкономразвития России переадресовал вопросы корреспондента «Ведомостей» об акцизах в Минфин. Сотрудник его пресс-службы ограничился тем, что напомнил: проект гармонизации акцизов обсуждается с 2012 г. Впрочем, Минфин, по словам его чиновника, не возражает против привязки расчета акцизов к евро, хотя предпочел бы менее рискованный вариант с рублем, с которым крепко связаны валюты других участников союза.

«Логично, что в рамках открытия таможенных границ произошло бы уравнивание акцизов», – говорит представитель секретариата первого вице-премьера Игоря Шувалова (входит в совет ЕЭК). Работа над соглашением еще идет, добавил он, не став комментировать детали.


Производители сигарет традиционно поддерживали идею выравнивания налоговой нагрузки в странах – участницах экономического союза. Но сейчас, после девальвации рубля и казахстанского тенге, это может быть рискованно, говорит сотрудник одного из производителей. Установка налога в иностранной валюте вызывает у него вопросы: почему бы экономическому союзу России, Белоруссии, Казахстана и других стран не сформировать для расчета некую корзину из собственных валют, недоумевает он. Тем более что в том варианте проекта соглашения, с которым ознакомился собеседник «Ведомостей», не прописан даже механизм действия в случае резких валютных колебаний.

Сотрудник крупной табачной компании знает, что курс евро, исходя из которого будет рассчитываться акциз, будет не текущий биржевой, а некий условный, учитывающий национальные курсы валют членов ЕАЭС и согласованный ими. «Для производителей важно, чтобы этот курс, к которому привязывается акциз, не плавал бы в течение года», – подчеркивает он.

А на алкогольном рынке выравнять ставки акцизов сейчас невозможно в принципе, уверен гендиректор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз: слишком велик разрыв цен на алкоголь. Если в России самая дешевая легальная водка в среднем стоит 200 руб., то, например, в Киргизии в пересчете на рубли – около 50 руб.

27 ноября 2018 года в Минске прошло заседание Межправительственного совета ЕАЭС, который объединяет глав правительств союзных стран (за исключением Армении, представленной на уровне первого вице-премьера). Помимо текущего состояния евразийского проекта на нем обсуждались акцизы на алкоголь и табак, внутренние барьеры и производство электромобилей. Одним из острых вопросов стали действующие ввозные таможенные пошлины в ЕАЭС: так, президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что не поддержит их продление, поскольку оно не выгодно для его страны. Вместо этого Минск предложил раз в три года пересматривать ввозные пошлины, ориентируясь на объем импорта стран-участниц.

Торговля растет

ЕАЭС в этом году демонстрирует неплохие показатели экономического развития. По итогам января-сентября этого года объем взаимной торговли, как сообщил на заседании премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, вырос примерно на 13,5-14%. Причем 90% продукции, которой торгуют между собой страны ЕАЭС, произведено на их территории. Объем внешней торговли рос быстрее, чем внутренней, увеличившись за 9 месяцев на 22%. Наращивание внешней торговли произошло в основном за счет увеличения экспорта, который также рос быстрее импорта.

Среди основных задач евразийской интеграции Медведев выделил формирование общего финансового рынка, общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов, цифровую трансформацию союзных экономик, а также внедрение системы электронной маркировки и прослеживаемости товаров, соглашение по которой было подписано в феврале этого года.

Для России, которая больше других стран ЕАЭС страдает от «серого импорта» и контрабанды, внедрение этой системы особенно важно. По последним данным , доля нелегально импорта в торговле Казахстана и Кыргызстана с Китаем составляет 52,7-62,8%, и направляется он, прежде всего, в Россию.

Как поделить пошлины

Для принимавшей саммит Беларуси одним из ключевых стал вопрос распределения ввозных таможенных пошлин. Поскольку в ЕАЭС действует общее таможенное пространство, доходы от пошлин делятся между всеми пятью странами Союза. В соответствии с последним вариантом соглашения, принятым в связи с присоединением Кыргызстана к Договору о ЕАЭС, нормативы распределения ввозных таможенных пошлин выглядят следующим образом: Армения – 1,22%, Беларусь – 4,56%, Казахстан – 7,055%, Кыргызстан – 1,9%, Россия – 85,265%. В настоящее время действие этого протокола продлено до конца 2019 г.

Поскольку согласовать новый механизм распределения доходов от пошлин пока не удалось, проще всего продлить уже существующий механизм. Но Беларусь этот вариант не устраивает.

«…Эта тема долго обсуждалась на Высшем совете 14 мая в Сочи, – заявил главам союзных правительств Александр Лукашенко, – Главы государств договорились, что министры финансов, а затем и вы до декабря поработаете над методикой распределения пошлин и доложите о результатах. Предложение в очередной раз продлить сроки действующих нормативов… абсолютно невыгодно для Беларуси. Конечно, мы поддержать, как информирует меня наше правительство, не можем».

Барьеры и акцизы

Не обошлось и без обсуждения темы ликвидации внутренних барьеров, которая является постоянным фоном дискуссий по вопросам взаимной торговли. По словам Лукашенко, были случаи, когда одни барьеры устранялись, а на их месте тут же возводились новые. Такая ситуация сложилась, например, в отношении изъятий из национального режима в сфере госзакупок, которые изначально задумывались как исключительная мера.

Рассмотрев отчет о работе ЕЭК по устранению препятствий в 2017–2018 гг., главы союзных правительств предложили странам ЕАЭС в трехмесячный срок принять меры по устранению внутренних барьеров и рассмотреть результаты этих мероприятия на очередном заседании Межправсовета.

Кроме того, страны ЕАЭС приблизились к подписанию соглашения о принципах взимания акцизов на алкогольную и табачную продукцию, которое находится на высокой стадии готовности. В частности, удалось согласовать уровень индикативной ставки акцизов – среднего для всех стран ЕАЭС значения, от которого они могут отталкиваться для установления ставок акцизов на национальном уровне. В настоящее время акцизы на табак и алкоголь в союзных государствах различаются на порядок, что в условиях отсутствия таможенных границ привело к широкому распространению нелегальных поставок. При этом срок применения индикативной ставки для более успешной адаптации бизнеса был перенесен с 2022 на 2024 г.

Евразийский электромобиль

По итогам минского заседания были приняты и решения, которые касаются отдельных отраслей промышленности.

Так, Межправсоветом был утвержден план стимулирования производства и использования самого экологичного вида транспорта – электромобилей.

Их выпуск планируется развивать при помощи формирования евразийского перечня комплектующих и их базовых компонентов, которые не производятся в странах ЕАЭС, организации кооперационного производства и снижения ввозных пошлин на импортные детали. Владельцев электромобилей будут поощрять с помощью освобождения от транспортного налога и предоставления бесплатных парковочных мест, оснащенных зарядными устройствами. Данный вопрос особенно актуален для Беларуси, уже анонсировавшей запуск производства электромобилей, а также развитие соответствующей инфраструктуры.

Следующее заседание Межправсовета решено провести в начале 2019 г. в старой столице Казахстана – городе Алматы.

Российские министерства не выработали согласованную позицию по вопросу гармонизации акцизов на табачную и крепкую алкогольную продукцию в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Весной 2017 года страны-участницы обсуждали предложение установить к 2022 году единые усредненные ставки с допустимыми уровнями отклонения для каждого государства. Но российский Минздрав против такой гармонизации: она ограничит возможность повышения акцизов на алкоголь и сигареты в перспективе.

Минздрав против гармонизации акцизных ставок в странах-участницах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Она, по сути, является ограничением для страны, устанавливая потолок для роста акцизов. Об этом «Известиям» сообщил источник в ведомстве. Свою точку зрения министерство обозначит на совещании в Минэкономразвития 17 августа, на котором будет обсуждаться консолидированная позиция России. Через несколько дней, 22 августа, состоится заседание Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по налоговой политике в ЕАЭС.

Данный проект не имеет аналогов на мировом уровне, и совершенно неясно, почему мы должны быть полигоном для апробирования новой стратегии. Евросоюз, например, практикует установление минимальных ставок, при этом никаких ограничений и запретов повышать акцизы не вводится. Каждая страна сама решает, каким образом формировать акцизную политику и защищать население от данной продукции, - пояснила «Известиям» завотделением профилактики рисков Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава Дарья Халтурина.

Замглавы Минздрава Дмитрий Костенников в 2016 году уже писал в Минэкономразвития о позиции ведомства по поводу гармонизации ставок. Он предлагал заменить понятие «общие индикативные ставки акцизов» на «общие индикативные минимальные ставки акцизов», настаивал на повышении усредненной ставки на табак в два раза. Также Минздрав подчеркивал, что замедление роста ставок акцизов недопустимо.

Согласно проектам соглашений стран - участниц ЕАЭС, к 2022 году они должны прийти к усредненному значению акцизов. В случае с табачной продукцией речь идет о €35 за тысячу сигарет, для крепкого алкоголя - €9 за 1 л безводного этилового спирта. Каждой стране определяют разрешенный диапазон отклонений фактических ставок акцизов от усредненных. Предлагается наделить Совет ЕЭК полномочиями утверждать и изменять согласованные индикативные ставки и диапазоны при наличии экономической целесообразности.

По статье 193 Налогового кодекса РФ крепкий алкоголь облагается акцизом в размере 523 рублей за литр безводного этилового спирта (€7,4 по курсу ЦБ на 16 августа). Это значение будет актуально и в 2018–2019 годах. Для табачной продукции акциз составляет не менее 2123 рублей за тысячу сигарет (€30 по курсу ЦБ на 16 августа). Такое значение установлено до середины 2018 года. При этом в Белоруссии показатель для табачной продукции в четыре раза ниже - около 500 рублей за тысячу штук, а в Казахстане примерно вдвое ниже - порядка 1,1 тыс. рублей за тысячу штук. С крепкой алкогольной продукцией аналогичная ситуация. Различие ставок приводит к существенному отличию розничных цен.

Все государства - члены ЕАЭС высказывают озабоченность тем, что ставки акцизов на алкогольную и табачную продукцию сильно разнятся внутри союза. Как сообщили в пресс-службе Евразийской экономической комиссии, при этом возникает угроза неконтролируемых поставок продукции на территорию «соседей», где ставки акцизов выше.

Один из путей минимизации наполнения рынка нелегальными подакцизными изделиями, а также создания единого рынка товаров - сближение ставок акцизов на такие товары, - добавил сотрудник пресс-службы ЕЭК.

В письме замглавы Минэкономразвития Олега Фомичёва в Минфин (датировано 2 августа) указано, что «наиболее эффективной мерой по снижению динамики роста нелегальной продукции на табачном рынке является гармонизация ставок акцизов между странами ЕАЭС».

В Минфине вчера не ответили на запрос «Известий» по существу, сообщив лишь, что позицию российской стороны формирует Минэкономразвития, хотя это ведомство направляет в ЕЭК позицию России на основании информации Минфина, ответственного за формирование налоговой политики.

В пресс-службе Минздрава воздержались от комментариев.

Случайные статьи

Вверх