Соглашение о единых санитарных мерах. О ратификации соглашения таможенного союза по санитарным мерам

С 1 июля 2010 г. вступило в силу Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам. В целях реализации положений Соглашения в соответствии с Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества были утверждены Единые санитарно- эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю). Единые санитарные требования формировались с учетом норм ВТО и гармонизации с международными требованиями показателей безопасности пищевых продуктов на основе фундаментальных исследований в области науки о питании. С целью актуализации фонда нормативных документов и их гармонизации с международными требованиями Роспотребнадзором ежегодно утверждается «План пересмотра нормативных документов санитарного законодательства». В 2010 г. в соответствии с указанным планом утверждено и зарегистрировано в Минюсте России 89 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Вся работа по уточнению гигиенических нормативов проводится на основании научных разработок, проводимых как в Российской Федерации, так и в других странах мира. Учитываются рекомендации международных организаций, работающих в системе ВОЗ и ФАО (Комиссия Codex Alimentarius, Объединенный экспертный комитет ФАО/ВОЗ по пищевым добавкам (JECFA), Объединенное совещание ФАО/ВОЗ по остаткам пестицидов (JMPR), антибиотиков и др. В области безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов контролируется более 25 тыс. санитарно-эпидемиологических показателей.

Гигиенические нормативы по микробиологическим показателям безопасности пищевых продуктов включают следующие группы микроорганизмов:

  • - санитарно-показательные, к которым относятся: количество мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов (КМАФАнМ), бактерии группы кишечных палочек - БГКП (колиформы), бактерии семейства Enterobacteriaceae, энтерококки;
  • - условно-патогенные микроорганизмы, к которым относятся: Е. соН, S. aureus, бактерии рода Proteus, В. cereus и сульфитредуцирующие клостридии, Vibrio parahaemolyticus;
  • -патогенные микроорганизмы, в т.ч. сальмонеллы и Listeria monocytogenes;
  • - бактерии рода Yersinia и другие патогенные микроорганизмы в соответствии с эпидситуацией в регионе производства;
  • - микроорганизмы порчи - дрожжи и плесневые грибы, молочно-кислые микроорганизмы;
  • - микроорганизмы заквасочной микрофлоры и пробиотические микроорганизмы (молочно-кислые, пропи- оново-кислые микроорганизмы, дрожжи, бифидобактерии, лактобациллы и др.) в продуктах с нормируемым уровнем технологической микрофлоры и в пробиотических продуктах.

Нормирование микробиологических показателей безопасности пищевых продуктов осуществляется для большинства групп микроорганизмов по альтернативному принципу, т. е. нормируется масса продукта, в которой не допускаются бактерии группы кишечных палочек, большинство условно- патогенных микроорганизмов, а также патогенные микроорганизмы, в т.ч. сальмонеллы и Listeria monocytogenes. В других случаях норматив отражает количество колониеобразующих единиц в 1 г (мл) продукта (КОЕ/г, мл).

Критерием безопасности консервированных пищевых продуктов (промышленная стерильность) является отсутствие в консервированном продукте микроорганизмов, способных развиваться при температуре хранения, установленной для конкретного вида консервов, и микроорганизмов и микробных токсинов, опасных для здоровья человека.

Биологически активные вещества, компоненты пищи и продукты, являющиеся их источниками, используемые при изготовлении биологически активных добавок к пище, должны обеспечивать эффективность БАД и не оказывать вредного воздействия на здоровье человека. Биологически активные добавки к пище являются источниками пищевых, природных (идентичных природным) биологически активных веществ (компонентов) пищи, про- и пребиотических компонентов, обеспечивающими адекватное поступление их в организм человека при употреблении с пищей или введении в состав пищевых продуктов. Биологически активные добавки к пище должны соответствовать гигиеническим нормативам безопасности пищевой продукции, установленным в Единых санитарных требованиях.

В Приложениях к Техническому регламенту обозначены нормы, обеспечивающие безопасность пищевой продукции. Например, в Приложении 1 к Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» приводятся следующие микробиологические показатели для рыбы: рыба-сырец и рыба живая:

  • - КМАФАнМ, КОЕ/г, не более 5 х 10 4 ;
  • - S. aureus в 0,01 г не допускаются;
  • -патогенные, в т.ч. сальмонеллы и L. monocytogenes,

в 25 г не допускаются;

Таблица 1

Микробиологические показатели и их допустимые уровни

Продукция

Микробиологические

показатели

Допустимые уровни, не более

Мясо (все виды убой- ных животных):

Парное в тушах, полутушах, четвертинках, отрубах

КМАФАнМ, КОЕ/г, не более

БГКП (колиформы) в 1,0 г

Не допускаются

Не допускаются

L.monocytogenes в 25 г

Не допускается

Подмороженное мясо в тушах, полу- тушах, четвертинах, отрубах

КМАФАнМ, КОЕ/г, не более

БГКП (колиформы) в 0,1 г

Не допускаются

Патогенные, в т.ч. сальмонеллы в 25 г

Не допускаются

L.monocytogenes в 25 г

Не допускаются

Мясо охлажденное в тушах, полутушах, четвертинках, отрубах

КМАФАнМ, КОЕ/г, не более

БГКП (колиформы) в 0,1г

Не допускаются

Патогенные, в т.ч. сальмонеллы в 25 г

Не допускаются

L.monocytogenes в 25 г

Не допускаются

Proteus - в 0,1 г для продукции со сроком годности более 7 суток;

В 1,0 г для детского, диетического и лечебно-профилактического питания

Не допускается Не допускается

Мясо охлажденное в отрубах (бескостное и на кости), упакованное под вакуумом или в модифицированную газовую атмосферу

КМАФАнМ, КОЕ/г, не более

БГКП (колиформы) в 0,01 г

Не допускаются

Патогенные, в т.ч. сальмонеллы в 25 г

Не допускаются

L.monocytogenes в 25 г

Не допускаются

Дрожжи, КОЕ/г, не более

Сульфитредуцирующие клостридии в 0,01 г

Не допускаются

  • - V. parahaemolyticus, КОЕ/г, не более 100 для морской рыбы;
  • - БГКП (колиформы), 0,01 не допускаются.

Единые санитарные требования (согласно кодам ТН ВЭД ТС) предусмотрены для самых разных групп товаров, перечисленных во введении к данному пособию. Примером микробиологических показателей, распространяющихся на мясо различных видов животных, могут быть показатели для Группы 02 Мясо и пищевые мясные субпродукты: 0210 (табл. 1).

Подробно свойства санитарно-показательных микроорганизмов, микробиологические показатели и их допустимые уровни в продуктах рассматриваются и анализируются в разделе II этого пособия.

Контрольные вопросы

  • 1. Из каких этапов состоит система контроля качества и безопасности пищевых продуктов в Российской Федерации?
  • 2. Что является законодательной базой, регулирующей обращение и обеспечение безопасности пищевой продукции в нашей стране?
  • 3. Какие общие положения и основные понятия прописаны в ФЗ «О санитарно-гигиеническом благополучии населения»?
  • 4. Какие мероприятия должны осуществляться для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения согласно ФЗ «О санитарно-гигиеническом благополучии населения»?
  • 5. Какие общие положения и основные понятия прописаны в ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»?
  • 6. Какие информационные функции возложены на участников регулируемых правоотношений согласно ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»?
  • 7. В чем особенности изменений, внесенных в Закон Российской Федерации «О сертификации продуктов и услуг» в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 383?
  • 8. В чем основной смысл Доктрины продовольственной безопасности?
  • 9. Что представляет собой Государственная программа «Чистая вода»?
  • 10. Какие существуют гигиенические нормативы по микробиологическим показателям безопасности пищевых продуктов?
  • 11. Что такое альтернативный принцип нормирования микробиологических показателей?
  • 12. Что означает термин КОЕ/г, мл?
  • 13. Что представляет собой критерий безопасности для консервированных пищевых продуктов?
  • 14. Какие требования предъявляются к биологически активным добавкам согласно документу «Единые санитарные требования»?
  • 15. В каком документе приведены нормы, обеспечивающие безопасность каждой группы товаров?

Россельхознадзор / Нормативные документы

федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Территориальные управления... ТУ по Алтайскому краю и Республике Алтай ТУ по Амурской области ТУ по Белгородской области ТУ по Брянской и Смоленской областям ТУ по Владимирской области ТУ по Воронежской и Липецкой областям ТУ по г.Москва, Московской и Тульской областям ТУ по Забайкальскому краю ТУ по Иркутской области и Республике Бурятия ТУ по Кабардино-Балкарской Республике ТУ по Калининградской области ТУ по Калужской области ТУ по Камчатскому краю и Чукотскому АО ТУ по Кировской области и Удмуртской Республике ТУ по Костромской и Ивановской областям ТУ по Красноярскому краю ТУ по Курганской области ТУ по Магаданской области ТУ по Мурманской области ТУ по Нижегородской области и Республике Марий Эл ТУ по Новгородской и Вологодской областям ТУ по Новосибирской области ТУ по Омской области ТУ по Оренбургской области ТУ по Орловской и Курской областям ТУ по Пермскому краю ТУ по Приморскому краю и Сахалинской области ТУ по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области-Кузбассу ТУ по Республике Башкортостан ТУ по Республике Дагестан ТУ по Республике Ингушетия ТУ по Республике Карелия, Архангельской обл. и Ненецкому а.о. ТУ по Республике Коми ТУ по Республике Мордовия и Пензенской области ТУ по Республике Саха (Якутия) ТУ по Республике Северная Осетия - Алания ТУ по Республике Татарстан ТУ по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия ТУ по Рязанской и Тамбовской областям ТУ по Самарской области ТУ по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям ТУ по Саратовской области ТУ по Свердловской области ТУ по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике ТУ по Тверской области ТУ по Томской области ТУ по Тюменской обл., Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому а.о. ТУ по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ТУ по Челябинской области ТУ по Чеченской Республике ТУ по Чувашской Республике и Ульяновской области ТУ по Ярославской области Южное межрегиональное управление Россельхознадзора

Нормативные документы

В данном разделе размещаются актуальные версии нормативно-правовых актов (законы, приказы, указы, решения Верховного суда РФ и др.), представляющие интерес для специалистов в области ветеринарии и фитосанитарии.

Дополнительную информацию Вы можете получить, задав вопрос в разделе "Электронная приемная" .

Соглашение таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам

Правительства государств – членов таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (далее – таможенный союз), именуемые в дальнейшем Сторонами,

в целях формирования таможенного союза,

основываясь на Соглашении о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 25 января 2008 года,

признавая целесообразность проведения единой политики в области ветеринарии,

принимая во внимание правила и принципы Санитарного кодекса наземных животных и Санитарного кодекса водных животных Международного эпизоотического бюро, а также Соглашения о сотрудничестве в области ветеринарии государств – членов СНГ от 12 марта 1993 года; Соглашения по техническим барьерам в торговле и Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер Всемирной торговой организации, принятых по итогам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров 15 апреля 1994 года в г. Марракеш,

в целях обеспечения охраны таможенной территории таможенного союза от ввоза и распространения возбудителей заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, и товаров (продукции), не соответствующих ветеринарным (ветеринарно-санитарным) требованиям,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

В настоящем Соглашении используются следующие понятия: «ветеринарный контроль (надзор)» – деятельность уполномоченных органов, направленная на предотвращение ввоза и распространения возбудителей заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, и товаров (продукции), не соответствующих ветеринарным (ветеринарно-санитарным) требованиям, а также предупреждение, обнаружение, пресечение нарушений законодательства таможенного союза и законодательства государств Сторон в области ветеринарии;«ветеринарно-санитарные меры» – обязательные для исполнения требования и процедуры, применяемые в целях предупреждения болезней животных и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, в связи с возникающими рисками, в том числе в случае переноса или распространения их животными, с кормами, сырьем и продукцией животного происхождения, а также перевозящими их транспортными средствами, в пределах таможенной территории таможенного союза;«уполномоченные органы» – государственные органы и учреждения государств Сторон, осуществляющие деятельность в области ветеринарии.Термины, специально не определенные в настоящем Соглашении, используются в значениях, установленных другими международными договорами, заключенными в рамках таможенного союза.

Статья 2

Действие настоящего Соглашения распространяется на подконтрольные ветеринарному контролю (надзору) товары (продукцию), включая товары для личного пользования (далее – подконтрольные товары), перемещаемые через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (далее – Единый перечень).Подконтрольные товары должны соответствовать Единым ветеринарным (ветеринарно - санитарным) требованиям, предъявляемым к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору) (далее – Единые ветеринарные требования) и подлежат обязательному ветеринарному контролю (надзору) в соответствии с Положением о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза (далее – Положение о едином порядке контроля).

Статья 3

Уполномоченные органы осуществляют ветеринарный контроль (надзор) при перемещении подконтрольных товаров через таможенную границу таможенного союза в пунктах пропуска через государственные границы государств Сторон либо в иных местах, определенных законодательством государств Сторон (далее – пункты пропуска), которые оборудуются и оснащаются средствами ветеринарного контроля в соответствии с законодательством государств Сторон.

Статья 4

1. Каждая партия подконтрольных товаров ввозится на таможенную территорию таможенного союза в соответствии с Едиными ветеринарными требованиями и при условии наличия: разрешения, выданного уполномоченным органом, на территорию государства которого ввозятся указанные товары, в соответствии с Положением о едином порядке контроля, и ветеринарного сертификата, выданного компетентным органом страны отправления указанного товара.

На основе Единых ветеринарных требований уполномоченные органы могут в двустороннем порядке согласовывать образцы ветеринарных сертификатов на ввозимые на единую таможенную территорию таможенного союза подконтрольные товары, включенные в Единый перечень, с компетентными органами страны отправителя (третьей стороны). Образцы указанных ветеринарных сертификатов направляются в Комиссию таможенного союза (далее – Комиссия) для их передачи в пункты пропуска.

Подконтрольные товары, помещенные под таможенную процедуру транзита, перевозятся по таможенной территории таможенного союза в соответствии с Положением о едином порядке контроля.

2. Подконтрольные товары перевозятся с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны в соответствии с Едиными ветеринарными требованиями и сопровождаются ветеринарным сертификатом. Стороны взаимно признают ветеринарные сертификаты, выдаваемые уполномоченными органами по единым формам, утверждаемым Комиссией.

Статья 5

1. На основании Единых ветеринарных требований, уполномоченные органы принимают меры по недопущению ввоза и распространения на таможенной территории таможенного союза возбудителей заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, и товаров (продукции) животного происхождения, опасных в ветеринарно-санитарном отношении.

2. Уполномоченные органы:

  • в случае обнаружения и распространения на территории их государств заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, и товаров (продукции) животного происхождения, опасных в ветеринарно-санитарном отношении, незамедлительно, после официального установления диагноза или подтверждения небезопасности товаров (продукции), направляют информацию о них, а также о принятых ветеринарно-санитарных мерах в Информационную систему ЕврАзЭС в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер и Интегрированную информационную систему внешней и взаимной торговли таможенного союза;
  • своевременно уведомляют Комиссию об изменениях в перечне опасных и карантинных болезней животных государства Стороны;оказывают друг другу научную, методическую и техническую помощь в области ветеринарии.

Статья 6

1. Уполномоченные органы при необходимости и по взаимной договоренности, в целях обеспечения соблюдения законодательства таможенного союза по охране таможенной территории таможенного союза от ввоза и распространения возбудителей заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, и товаров (продукции), не соответствующих ветеринарным (ветеринарно-санитарным) требованиям, проводят совместные проверки (инспекции) объектов, подлежащих ветеринарному контролю (надзору).

Совместная проверка (инспекция) объектов, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), осуществляется в соответствии с Положением о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (далее – Положение о едином порядке проверок).Финансирование расходов, связанных с проведением совместных проверок (инспекций), осуществляется из соответствующих бюджетов государств Сторон, если в каждом конкретном случае не будет согласован иной порядок.

Статья 7

1. Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору); Единые ветеринарные (ветеринарно - санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору); Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза, а также Положение о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору) утверждаются решением Комиссии.

2. Ведение документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, Сводного Перечня опасных и карантинных болезней животных государств Сторон, а также утверждение единых форм ветеринарных сертификатов, выдаваемых уполномоченными органами, осуществляются Комиссией с даты предоставления ей Сторонами соответствующих полномочий.

Для целей настоящей статьи под ведением документов Комиссией понимается внесение в установленном порядке изменений и дополнений в документы таможенного союза указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, их последующее утверждение и доведение до Сторон.Предложения о внесении изменений и дополнений в документы, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, вносятся на рассмотрение Комиссии в установленном порядке по предложению уполномоченных органов любой из Сторон.

Статья 8

Каждая из Сторон имеет право разрабатывать и вводить временные ветеринарные требования и меры в случае получения официальной информации от соответствующих международных организаций, государств Сторон, а также третьих стран об ухудшении эпизоотической ситуации на территории третьих стран или государств Сторон.

В случае наличия вышеуказанной информации, но при недостаточном научном обосновании или, если оно не может быть представлено в необходимые сроки, Стороны могут принимать безотлагательные ветеринарно-санитарные меры.

Статья 9

Споры между Сторонами, связанные с толкованием и (или) применением настоящего Соглашения, разрешаются путем проведения консультаций и переговоров.Если спор не будет урегулирован Сторонами в течение шести месяцев с даты поступления официальной письменной просьбы о проведении консультаций и переговоров, направленной одной из Сторон другой Стороне, то, при отсутствии иной договоренности между Сторонами относительно способа разрешения спора, любая из Сторон передает этот спор для рассмотрения в Суд Евразийского экономического сообщества.

Статья 10

По договоренности Сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами.

Статья 11

Порядок вступления настоящего Соглашения в силу, присоединения к нему и выхода из него определяется Протоколом о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 года.

Совершено в городе Санкт-Петербурге 11 декабря 2009 года в одном подлинном экземпляре на русском языке.

Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в Комиссии таможенного союза, которая, являясь депозитарием настоящего Соглашения, направит каждой Стороне заверенную копию.

Ключевые слова:

Примечание РЦПИ!
Соглашение прекращает действие в связи с вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе, ратифицированного Законом РК от 14.10.2014 (порядок введения в действие см. ).

СОГЛАШЕНИЕ

Ратифицировать Соглашение таможенного союза по санитарным мерам, совершенное в Санкт-Петербурге 11 декабря 2009 года.

СОГЛАШЕНИЕ
таможенного союза по санитарным мерам (Бюллетень международных договоров РК, 2010 г., N 5, ст. 48) (Вступило в силу 1 июля 2010 года)

Правительства государств-членов таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - таможенный союз), именуемые в дальнейшем Сторонами,

в целях обеспечения охраны таможенной территории таможенного союза от завоза и распространения инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений) среди населения, продукции (товаров), не соответствующей санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям,

основываясь на о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 25 января 2008 года,

признавая целесообразность проведения согласованной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения,

принимая во внимание Международные медико-санитарные правила (2005 г.), по техническим барьерам в торговле и Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер Всемирной торговой организации, принятых по итогам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров 15 апреля 1994 года в г. Марракеш, о сотрудничестве в области санитарной охраны территорий государств-участников Содружества Независимых Государств от 31 мая 2001 года, о порядке взаимодействия при гигиенической оценке потенциально опасной продукции, импортируемой в государства-участники Содружества Независимых Государств от 16 апреля 2004 года,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Для целей настоящего Соглашения используются следующие основные понятия:

"документ, подтверждающий безопасность продукции (товаров)" - документ (свидетельство о государственной регистрации), удостоверяющий соответствие продукции (товаров), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), требованиям безопасности для здоровья человека и выдаваемый уполномоченными органами;

"санитарно-эпидемиологический надзор (контроль)" - деятельность уполномоченных органов, направленная на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами таможенного союза и законодательством государств Сторон в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

"санитарно-противоэпидемические мероприятия" - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные и иные меры, направленные на оценку риска вредного воздействия на человека факторов среды обитания, его устранение или уменьшение, предотвращение возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений) и их ликвидацию;

"подконтрольные товары" - товары, химические, биологические и радиоактивные вещества, отходы и иные грузы, представляющие опасность для человека, пищевые продукты, материалы и изделия, перемещаемые через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза, подлежащие государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) в соответствии с законодательством государств Сторон;

"уполномоченные органы" - органы и учреждения государств Сторон, уполномоченные в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Термины, специально не определенные в настоящем Соглашении, используются в значениях, установленных другими международными договорами, заключенными в рамках таможенного союза.

Сноска. Статья 1 с изменением, внесенным Законом РК от 24.01.2011 .

Статья 2

Действие настоящего Соглашения распространяется на лиц, транспортные средства, а также подконтрольные товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза (далее - Единый перечень товаров).

Санитарно-эпидемиологический надзор (контроль) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза проводится в соответствии с Положением о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза (далее - Положение о порядке санитарно-эпидемиологического надзора).

На таможенной территории таможенного союза применяются Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (далее - Единые санитарные требования). Единые санитарные требования действуют до принятия технических регламентов ЕврАзЭС на данный вид подконтрольных товаров.

В целях выполнения настоящего Соглашения Стороны:

Признают результаты работ уполномоченных органов по определению соответствия подконтрольных товаров Единым санитарным требованиям;

Принимают согласованные меры, направленные на предупреждение завоза, распространения и ликвидацию на таможенной территории таможенного союза инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений), опасных для здоровья человека, последствий чрезвычайных ситуаций, а также актов терроризма с применением биологических агентов, химических и радиоактивных веществ;

Осуществляют санитарно-противоэпидемические мероприятия по недопущению ввоза на таможенную территорию таможенного союза и оборота опасных для жизни, здоровья человека и среды его обитания подконтрольных товаров.

Сноска. Статья 2 с изменением, внесенным Законом РК от 24.01.2011 .

Статья 3

Стороны осуществляют санитарно-эпидемиологический надзор (контроль) в отношении лиц, транспортных средств, подконтрольных товаров при перемещении их через таможенную границу таможенного союза в пунктах пропуска государств Сторон, расположенных на таможенной границе таможенного союза.

Стороны создают в пунктах пропуска, предназначенных для перемещения подконтрольных товаров через таможенную границу таможенного союза, санитарно-карантинные пункты и принимают меры по проведению необходимых санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Комиссия таможенного союза определяет перечень подконтрольных товаров, перемещение которых через таможенную границу таможенного союза осуществляется в специально оборудованных пунктах пропуска, определяемых соответствующими Сторонами в соответствии с их законодательством.

Статья 4

Уполномоченные органы обмениваются образцами документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров), оформляемых по Единым формам, и перечнями органов и учреждений, осуществляющих их выдачу.

Статья 5

Ввоз и обращение подконтрольных товаров на таможенной территории таможенного союза осуществляется при наличии документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров).

Стороны признают документы, подтверждающие безопасность продукции (товаров), включенной в Единый перечень товаров, выданные уполномоченными органами по Единой форме и удостоверяющие соответствие продукции (товаров) Единым санитарным требованиям или техническим регламентам ЕврАзЭС, без переоформления.

Документы, подтверждающие безопасность продукции (товаров), оформленные уполномоченными органами до вступления в силу настоящего Соглашения, действуют до истечения срока их действия на территории государства Стороны, выдавшей данный документ.

В ходе осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) при выявлении подконтрольных товаров, не соответствующих Единым санитарным требованиям или техническим регламентам ЕврАзЭС, Стороны принимают меры в соответствии с Положением о порядке санитарно-эпидемиологического надзора. Стороны имеют право запрашивать протоколы лабораторных исследований (испытаний) у уполномоченных органов, выдавших документы, подтверждающие безопасность продукции (товаров), на основании которых выданы данные документы.

Сноска. Статья 5 с изменениями, внесенными Законом РК от 24.01.2011 .

Статья 6

Единый перечень товаров, Положение о порядке санитарно-эпидемиологического надзора, Единые санитарные требования и Единые формы документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров), утверждаются решением Комиссии таможенного союза (далее - Комиссия).

Комиссия с даты предоставления ей Сторонами соответствующих полномочий осуществляет ведение документов, указанных в части первой настоящей статьи.

Для целей настоящей статьи под ведением документов Комиссией понимается внесение изменений и дополнений в указанные в части первой настоящей статьи документы в установленном порядке, их последующее утверждение и доведение до Сторон.

Предложения о внесении изменений и дополнений в документы, указанные в части первой настоящей статьи, вносятся на рассмотрение Комиссии в установленном порядке, в том числе и по предложению уполномоченных органов государств Сторон.

Статья 7

Уполномоченные органы в случаях обнаружения инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений) и (или) распространения на таможенной территории таможенного союза:

Инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений) среди населения;

Продукции, опасной для жизни, здоровья человека и среды его обитания,

направляют информацию о них, а также о принятых санитарных мерах в Информационную систему Евразийского экономического сообщества в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, создаваемую в соответствии с о создании информационной системы Евразийского экономического сообщества в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 12 декабря 2008 года, и Интегрированную информационную систему внешней и взаимной торговли таможенного союза, создаваемую в соответствии с формирования Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза, одобренной Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 2009 года № 22.

Уполномоченные органы оказывают взаимную научно-методическую и техническую помощь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и информируют друг друга:

О возможных поступлениях подконтрольных товаров, не соответствующих Единым санитарным требованиям или техническим регламентам ЕврАзЭС;

О каждом случае обнаружения особо опасных инфекционных болезней, представленных в Международных медико-санитарных правилах (2005 г.), и опасной для жизни и здоровья человека продукции.

Сноска. Статья 7 с изменением, внесенным Законом РК от 24.01.2011 .

Статья 8

Уполномоченные органы, при необходимости и по взаимной договоренности, в целях соблюдения законодательства таможенного союза в области санитарных мер и охраны таможенной территории таможенного союза от ввоза и распространения инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений), подконтрольных товаров, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, проводят совместные проверки (инспекции) на территориях государств Сторон, производящих подконтрольные товары, а также для оперативного решения иных вопросов.

Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Соглашения, осуществляется из соответствующих бюджетов государств Сторон, если в каждом конкретном случае не будет согласован иной порядок.

Статья 9

Стороны имеют право вводить временные санитарные меры и проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия в случаях:

Ухудшения санитарно-эпидемиологической ситуации на территории государства Стороны;

Получения информации от соответствующих международных организаций, от Сторон или государств, не являющихся участниками настоящего Соглашения, о применяемых санитарных мерах и (или) ухудшении санитарно-эпидемиологической ситуации;

Если соответствующее научное обоснование применения санитарных мер является недостаточным или не может быть представлено в необходимые сроки;

Выявления подконтрольных товаров, не соответствующих Единым санитарным требованиям или техническим регламентам ЕврАзЭС.

Стороны в возможно короткий срок уведомляют друг друга о введении ими санитарных мер, проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий и их изменениях.

При введении одной из Сторон временных санитарных мер другие Стороны принимают необходимые меры и проводят санитарно-противоэпидемические мероприятия, обеспечивающие надлежащий уровень защиты Стороны, принявшей решение о введении таких мер.

Сноска. Статья 9 с изменением, внесенным Законом РК от 24.01.2011 .

Статья 10

Споры между Сторонами, связанные с толкованием и (или) применением настоящего Соглашения, разрешаются путем проведения консультаций и переговоров.

Если спор не будет урегулирован Сторонами в течение шести месяцев с даты поступления официальной письменной просьбы о проведении консультаций и переговоров, направленной одной из Сторон другим Сторонам, любая из Сторон передает этот спор для рассмотрения в Суд Евразийского экономического сообщества.

Статья 11

По договоренности Сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами.

Статья 12

Порядок вступления настоящего Соглашения в силу, присоединения к нему и выхода из него определяется о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 года.

Совершено в городе Санкт-Петербурге 11 декабря 2009 года в одном подлинном экземпляре на русском языке.

Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в Комиссии таможенного союза, которая являясь депозитарием настоящего Соглашения, направит каждой Стороне заверенную копию.

Правительство

Правительство


Письмо №01/9646-0-32 от 29.06.2010

Руководителям территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека


О вступлении в силу Соглашения таможенного союза по санитарным мерам

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в связи с вступлением с 1 июля 2010 года в силу Соглашения таможенного союза по санитарным мерам и началом перемещения товаров в соответствии с новыми правилами таможенного союза сообщает.

Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 года № 299 утверждены Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза; Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю); Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза.

С 1 июля 2010 года прекращается выдача санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии продукции государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, а также свидетельств о государственной регистрации территориальными органами Роспотребнадзора.

Прием заявлений об оформлении санитарно-эпидемиологических заключений и свидетельств о государственной регистрации территориальными органами Роспотребнадзора осуществляется исключительно до 30 июня 2010 года.

Территориальные органы могут выдавать санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности, проектной документации.

Свидетельства о государственной регистрации, оформляемые по единой форме и действительные на всей территории таможенного союза, оформляются в Российской Федерации Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Москва, Вадковский пер., д. 18, стр. 5).

Перечень продукции, подлежащей государственной регистрации с 1 июля 2010 года, включает в себя следующие группы продукции:

1. Минеральная вода (природная столовая, лечебно-столовая, лечебная), бутилированная питьевая вода, расфасованная в емкости (в том числе для использования в детском питании), тонизирующие напитки, алкогольная продукция, включая слабоалкогольную продукцию, пиво.

2. Специализированные пищевые продукты, в том числе продукты детского питания, продукты для беременных и кормящих женщин, продукты диетического (лечебного и профилактического) питания, продукты для питания спортсменов (далее - специализированные пищевые продукты); биологически активные добавки к пище, сырье для производства биологически активных добавок к пище, органические продукты.

3. Пищевые продукты, полученные с использованием генно-инженерно-модифицированных (трансгенных) организмов, в том числе генетически модифицированные микроорганизмы.

4. Пищевые добавки, комплексные пищевые добавки, ароматизаторы, растительные экстракты в качестве вкусоароматических веществ и сырьевых компонентов, стартовые культуры микроорганизмов и бактериальные закваски, технологические вспомогательные средства, в том числе ферментные препараты.

5. Косметическая продукция; средства и изделия гигиены полости рта.

6. Дезинфицирующие, дезинсекционные и дератизационные средства
(для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах (кроме применяемых в ветеринарии).

7. Товары бытовой химии.

8. Потенциально опасные химические и биологические вещества
и изготавливаемые на их основе препараты, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств), индивидуальные вещества (соединения) природного или искусственного происхождения, способные в условиях производства, применения, транспортировки, переработки, а также в бытовых условиях оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.

9. Материалы, оборудование, устройства и другие технические средства водоподготовки, предназначенные для использования в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения.

10. Предметы личной гигиены для детей и взрослых; предметы детского обихода до трех лет: посуда и изделия, используемые для питания детей, предметы по гигиеническому уходу за ребенком; одежда для детей
(первый слой).

11. Изделия, предназначенные для контакта с пищевыми продуктами (кроме посуды, столовых принадлежностей, технологического оборудования).

Коды ТН ВЭД приводятся в разделе II «Перечень товаров, подлежащих государственной регистрации» Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза.

Санитарно-эпидемиологические заключения и свидетельства о государственной регистрации выданные до 1 июля 2010 года будут действовать на территории Российской Федерации до 1 января 2012 года. Действие таких санитарно-эпидемиологических заключений не будет распространяться на территорию других государств-участников таможенного союза.

В случае соответствия продукции (подконтрольных товаров), включенной в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза, требованиям законодательства Российской Федерации, действовавшим по состоянию на 30 июня 2010 года, и расхождения с Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), Роспотребнадзором (исключая территориальные органы) могут выдаваться свидетельства о государственной регистрации, которые будут действовать исключительно на территории Российской Федерации не позднее 1 января 2012 года.

В случае соответствия такой продукции (подконтрольных товаров) нормам Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), Роспотребнадзором (исключая территориальные органы) выдаются свидетельства о государственной регистрации, действующие на всей территории таможенного союза.

На продукцию, которая ранее подлежала санитарно-эпидемиологической экспертизе с выдачей санитарно-эпидемиологических заключений, но теперь не включена в перечень продукции, подлежащей государственной регистрации на территории таможенного союза, будут оформляться документы, подтверждающие соответствие: преимущественно - декларации о соответствии, оформляемые с привлечением третьей стороны. Разъяснения по вопросам, связанным с подтверждением соответствия такой продукции, даются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

Независимо от присвоения кода ТН ВЭД в соответствии с Перечнем товаров, подлежащих государственной регистрации, не будет требоваться представление свидетельства о государственной регистрации на следующую продукцию (раздел III Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза):

образцы продукции, предназначенные исключительно для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы с целью оформления свидетельств о государственной регистрации;

товары, предназначенные исключительно для использования в качестве лабораторных реактивов, лабораторная посуда, (за исключением радиационно-опасных и содержащих нативный инфекционный материал);

пищевое сырье (яйцо куриное, гусиное и пр.), используемое исключительно для приготовления питательных сред;

продукция, произведенная на территории таможенного союза по заказам и нормативно-технической документации зарубежных фирм и предназначенная исключительно для реализации за ее пределами;

продукция, бывшая в потреблении, в том числе реализуемая через магазины и отделы комиссионной торговли;

коллекции, созданные учащимися и студентами учреждений образования, предназначенные для участия в национальных и международных фестивалях.

Уполномоченные органы Сторон имеют право при обращении подконтрольных товаров производить на подконтрольной им территории отбор проб для проведения лабораторных исследований (испытаний) в следующих случаях:

по эпидемиологическим показаниям;

при поступлении информации от государственных органов и общественных организаций о нарушениях законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обоснованных жалоб от населения на качество и безопасность подконтрольных товаров;

при проведении санитарно-эпидемиологического обследования объекта в ходе осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля).

Действие документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), приостанавливается или прекращается в следующих случаях:

установление факта несоответствия подконтрольных товаров Единым санитарным требованиям, достоверно не связанного с нарушениями условий транспортирования, хранения и реализации подконтрольного товара;

принятие Сторонами изменения, показателей безопасности подконтрольных товаров, основанных на результатах развития современного уровня научных знаний;

поступление информации от уполномоченных органов Сторон, осуществляющих и (или) координирующих работы по техническому регулированию, санитарным, ветеринарным и фитосанитарным мерам, от международных организаций или от государств, не являющихся участниками таможенного союза, о том, что подконтрольные товары, представляют опасность для жизни и здоровья человека.

Должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, организуют проведение санитарно-эпидемиологической и гигиенической оценки подконтрольных товаров в следующих случаях:

нарушение условий транспортировки, целостности контейнеров, лихтеров и т.п.;

повреждение упаковки;

прибытие товаров из стран, неблагополучных в эпидемиологическом отношении, и (или) из зараженных в результате радиоактивных, химических и биологических аварий районов (при выявлении превышения допустимых значений мощности дозы излучения и поверхностного загрязнения радионуклидами при перевозке радиоактивных материалов; опасных грузов в поврежденной упаковке с признаками утечки содержимого), и (или) с признаками присутствия грызунов и насекомых;

поступление информации о несоответствии подконтрольных товаров Единым санитарным требованиям;

наличие информации о несоответствии подконтрольных товаров заявленным в транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документах и ввоза на таможенную территорию таможенного союза данного подконтрольного товара.

Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека организовано консультирование заинтересованных лиц по всем вопросам, касающимся реализации документов Комиссии таможенного союза. Необходимые документы Комиссии таможенного союза и контактные телефоны размещены на интернет-сайте Роспотребнадзора по адресу:

В связи с изложенным предлагаю:

Принять к исполнению документы Комиссии таможенного союза, организовать их изучение специалистами управлений;

Давать разъяснения заинтересованным лицам о принятых документах и порядке их исполнения, для чего до 1 июля 2010г. выделить специальные телефоны, специалистов, определить порядок их работы, разместить соответствующую информацию на сайтах управлений, в СМИ;

Не допускать случаев задержки, волокиты при возникновении вопросов, связанных с реализацией документов Комиссии таможенного союза, немедленно информировать Роспотребнадзор о всех нарушениях, выявленных при контроле исполнения документов Комиссии таможенного союза;

Установить взаимодействие с таможенными органами, обеспечить необходимую координацию по всем вопросам, связанным с осуществлением деятельности в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и на таможенной территории Таможенного союза.

Руководитель

Г.Г. Онищенко

Случайные статьи

Вверх