Полномочия судебных приставов по оупдс. Функции судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов

Правовой статус любого государственного служащего обуславливается совокупностью возложенных на него обязанностей и предоставленных ему прав.
Комментируемая статья в соответствии с Законом N 194-ФЗ была изложена в новой редакции и закрепляет обязанности, а также права судебного пристава по ОУПДС, характеризующие в совокупности его специальный правовой статус.
Общий же правовой статус судебного пристава по ОУПДС как государственного гражданского служащего определяется законодательством о государственной службе. Так, ст. 14-17 Закона о государственной гражданской службе установлены основные права и обязанности государственного гражданского служащего, а также ограничения и запреты, связанные с гражданской службой (см. подробнее комментарий к ст. 3).
В развитие законодательных положений, предусматривающих обеспечение установленного порядка деятельности судов, в качестве одной из задач судебных приставов (см. подробнее комментарий к ст. 1) была разработана и утверждена Инструкция N 226.
В связи с потребностью повышения качества (оптимизации) исполнения государственных функций, в том числе упорядочения административных процедур и административных действий, был разработан Административный регламент N 384.
Обеспечение установленного порядка деятельности судов представляет собой комплекс мер, к которым в соответствии с Инструкцией N 226 относятся:
- обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;
- выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде;
- исполнение решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;
- обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;
- проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение по поручению судьи доставки к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранности;
- поддержание общественного порядка в судебных помещениях;
- взаимодействие с сотрудниками милиции, осуществляющими конвоирование лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;
- предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, составление протокола об административном правонарушении, а в случае необходимости задержание их с последующей передачей органам внутренних дел;
- осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу - исполнителю.
Кроме того, в отдельных случаях судебный пристав по ОУПДС может участвовать в совершении исполнительных действий.
Для эффективного исполнения возложенных законом на них обязанностей судебные приставы по ОУПДС закрепляются за судами на постоянной основе (п. 4.3 Инструкции N 226).
Пункт 1 комментируемой статьи перечисляет обязанности судебного пристава по ОУПДС.
В частности, он обязан обеспечивать безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса в суде, а в случае выполнения отдельных процессуальных действий - вне зданий и помещений суда.
К участникам гражданского (арбитражного) судебного процесса относятся: стороны (истец и ответчик), заявители, заинтересованные лица, третьи лица, прокурор, представители сторон, эксперты, специалисты, переводчики, свидетели и др.
Участниками уголовного судебного процесса выступают: прокурор, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, подсудимый, защитник, свидетели, эксперты, специалисты, переводчики и др.
Под обеспечением безопасности понимается совокупность мер по предупреждению и пресечению посягательств на жизнь и здоровье лиц, связанных со служебной деятельностью. Целью применения названных мер является создание надлежащих условий для отправления правосудия.
Применение мер безопасности осуществляется при наличии достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемых лиц. Более того, их применение является необходимым в случаях совершения непосредственных действий, посягающих на жизнь и здоровье указанных лиц (п. 3.3 Инструкции N 226).
Обратиться за защитой к старшему судебному приставу или судебному приставу по ОУПДС могут сами лица, нуждающиеся в такой защите. Поводом для применения мер безопасности вполне может стать и иная информация о наличии угрозы их безопасности. Таким образом, инициатива может исходить как от судебного пристава, так и непосредственно от самих защищаемых лиц.
Как правило, безопасность указанных лиц обеспечивается в зданиях и помещениях суда, где проводится судебное заседание, в течение всего судебного заседания, а в случае необходимости - в вечернее время, выходные и праздничные дни. Такое, однако, возможно лишь по указанию старшего судебного пристава (п. 3.4 Инструкции N 226).
Обеспечение безопасности защищаемых лиц в зданиях и помещениях суда предполагает совершение следующих основных действий судебными приставами по ОУПДС: 1) установление для них старшим судебным приставом мест несения службы, в том числе в зале судебного заседания, а также при входе в совещательную комнату во время нахождения в ней судей, принимающих решение по делу; 2) проверка перед судебным заседанием помещения судебного заседания, совещательной комнаты и других помещений, где могут находиться защищаемые лица, на предмет обнаружения в них бесхозных вещей, горючих, взрывчатых, отравляющих и иных опасных предметов, а также лиц, поведение которых либо их внешний вид вызывают подозрение. Указанные лица при наличии достаточных оснований могут задерживаться и передаваться в органы внутренних дел, куда направляются перечисленные вещи и предметы; 3) проверка исправности работы средств связи и оповещения, в том числе экстренных; 4) удаление из зала судебного заседания по распоряжению председательствующего и судьи лиц, допустивших нарушения установленного порядка во время судебного заседания; 5) применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных комментируемым Законом (см. подробнее комментарии к ст. 15-18); 6) обращение за помощью к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов ФСБ России, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также к военнослужащим внутренних войск.
В отдельных случаях может возникать потребность в обеспечении безопасности судей, иных участников судебного процесса и за пределами зданий (помещений) суда. К примеру, это возможно при осуществлении судом осмотра письменных и вещественных доказательств на месте (ст. 184 ГПК РФ).
На судебного пристава по ОУПДС статьей возложена обязанность обеспечивать доставку уголовных дел и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания. Такая доставка возможна по поручению судьи и производится из канцелярии суда к месту проведения судебного заседания или в кабинет судьи.
Поскольку судебный пристав сам не вправе брать в канцелярии уголовные дела, их получает секретарь судебного заседания, пристав же обеспечивает его сопровождение до соответствующего пункта назначения.
Поддержание общественного порядка в зданиях и помещениях суда является обязанностью судебного пристава по ОУПДС.
При этом общественный порядок следует рассматривать как создание такой ситуации общественного спокойствия, благоприятных внешних условий жизнедеятельности людей, когда обеспечивается нормальный ритм общественной жизни*(80).
Мерой, направленной на поддержание общественного порядка в суде, является и выполнение распоряжений председателя суда или председательствующего в судебном заседании судьи относительно обеспечения общественного порядка. Указанное положение комментируемой статьи корреспондирует процессуальному законодательству. Так, согласно ч. 3 ст. 156 ГПК РФ председательствующий в судебном заседании принимает необходимые меры по обеспечению надлежащего порядка в судебном заседании. Его распоряжения являются обязательными для всех участников процесса, а также для граждан, присутствующих в зале заседания суда. Схожая норма содержится и в ст. 154 АПК РФ. Кроме того, ч. 4 ст. 257 УПК РФ прямо указывает на обязанность судебного пристава обеспечивать порядок судебного заседания и выполнять распоряжения председательствующего.
Охрана здания и помещений суда возлагается на судебных приставов по ОУПДС, которая по общему правилу осуществляется в рабочее время и детально регламентирована гл. 4 Инструкции N 226.
На практике вместе с тем возникают ситуации, когда охрана суда требуется и в ночное время, а также в выходные и праздничные дни.
Нововведением Закона N 194-ФЗ явилось закрепление за главным судебным приставом РФ полномочия при необходимости принимать решение об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме (см. комментарий к ст. 8), что в подобных ситуациях возлагает на судебных приставов по ОУПДС обязанность осуществления охраны в круглосуточном режиме.
Охрана осуществляется в соответствии с табелем постам и обязательным ежедневным ведением постовых ведомостей. Их содержание и порядок ведения определяются п. 4.4 Инструкции N 226.
Поддержание общественного порядка в широком смысле обеспечивается и обязанностью судебного пристава по ОУПДС предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел.
Комментируемая статья предусматривает обязанность судебного пристава по ОУПДС по осуществлению привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда, дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя.
Основанием для привода, соответственно, выступают: постановление суда (судьи); постановление дознавателя; постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом (ч. 5 ст. 24 Закона об исполнительном производстве).
Под приводом понимается принудительное доставление лица к месту вызова путем сопровождения его судебным приставом по ОУПДС или группой судебных приставов. Для его осуществления судебные приставы по ОУПДС выезжают к месту фактического нахождения лица, подлежащего приводу, устанавливают личность путем проверки документов, объявляют ему под роспись постановление о приводе.
В том случае, если подлежащее приводу лицо демонстрирует злостное, т.е. неоднократное неповиновение законным требованиям или же оказывает сопротивление, судебные приставы по ОУПДС имеют право применять физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие с соблюдением ст. 15-18 комментируемого Закона. Одновременно на судебных приставов по ОУПДС возлагается обязанность быть корректными при обращении к указанным лицам.
После осуществления привода приставом должен быть составлен акт, в котором указывается место, время и характер правонарушения, принятые к лицу меры, свидетели.
Имеются определенные особенности привода несовершеннолетних, не достигших возраста 16 лет, - в отношении таких лиц привода производится через их родителей либо их законных представителей (п. 5.8 Инструкции N 226).
Совершение отдельных исполнительных действий судебными приставами-исполнителями (в частности, вхождение в жилые и нежилые помещения, наложение ареста имущества должника), а также осуществление своей деятельности дознавателями службы в силу самых различных обстоятельств сопряжены для них с повышенным риском. В этой связи комментируемая статья устанавливает обязанность приставов по ОУПДС обеспечивать безопасность приставов-исполнителей, а также иных должностных лиц ФССП России при исполнении ими своих служебных обязанностей. Следует подчеркнуть, что осуществлять исполнительные действия судебные приставы по ОУПДС не вправе.
Обеспечение безопасности указанных лиц производится по поручению старшего судебного пристава. Последнее, как правило, основывается на поданной заявке судебного пристава-исполнителя, содержащей просьбу об участии судебных приставов по ОУПДС в исполнительных действиях.
В обязательном порядке старшим судебным приставом с приставом-исполнителем и приставами по ОУПДС должен проводиться инструктаж, целью которого выступает координация их совместных действий.
Главная задача участия судебного пристава по ОУПДС в совершении исполнительных действий, как уже выше отмечалось, заключается в обеспечении безопасности судебного пристава-исполнителя. Кроме того, он должен следить за общественным порядком. Инструкция N 226 дополнительно устанавливает нормы, согласно которым пристав по ОУПДС не допускает нахождения посторонних лиц в месте совершения исполнительных действий, обеспечивает сохранность служебной документации и бланков, специальных и технических средств, инвентаря, а также изъятых у должников денежных средств, имущества и ценностей (п. 6.7).
Представляется, что при выселении должника или вселении взыскателя в рамках исполнительного производства участие судебных приставов по ОУПДС не должно ограничиваться одним лишь обеспечением безопасности судебного пристава-исполнителя, а состоять в полноценном - фактическом - совершении ряда действий (вскрытие дверей, установка запирающих устройств и т.п.), направленных на практическое исполнение требований, содержащихся в исполнительных документах (см. подробнее комментарий к ст. 12).
Судебные приставы по ОУПДС взаимодействуют с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, а также по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц. Следует отметить, что решение о таком взаимодействии принимает старший судебный пристав на основании полученной от председателя суда информации о рассмотрении судом дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, преступлениях, совершенных группой лиц (организованной группой, преступным сообществом).
Старший судебный пристав принимает меры по усилению конвойного подразделения судебным приставом по ОУПДС или группой судебных приставов. Целью такого усиления выступает обеспечение безопасности и предупреждение возможных нарушений общественного порядка в судебном заседании, в том числе и нападения на участников судебного процесса.
Для этого старший судебный пристав разрабатывает план усиленного варианта несения службы, который в обязательном порядке согласовывается с председателем суда, председательствующим в судебном заседании, судьей и старшим конвойного подразделения.
В соответствии с Инструкцией N 226 при взаимодействии с конвойным подразделением судебный пристав по ОУПДС обязан:
1) знать и строго выполнять план совместных действий, неукоснительно исполнять указания старшего судебного пристава, при нахождении в зале судебного заседания занять место, указанное старшим судебным приставом либо определенное самостоятельно, и вести постоянное наблюдение за подсудимыми, другими участниками процесса, присутствующими гражданами, быть в постоянной готовности к немедленным действиям по предотвращению побега подсудимых и их нападения, совершения противоправных действий;
2) иметь при себе исправное служебное оружие и специальные средства; 3) вести постоянное наблюдение за конвоируемыми; 4) быть готовым к немедленному предотвращению и пресечению противоправных действий подсудимых; 5) при наличии оснований предлагать конвою произвести личный обыск подсудимого или нескольких подсудимых; 6) по окончании судебного разбирательства, после вывода подсудимых из зала, освобождения его участниками судебного процесса и гражданами, произвести тщательный осмотр зала суда, включая место нахождения подсудимых за барьером, результаты доложить старшему судебному приставу (п. 7.3).
При этом судебным приставам по ОУПДС запрещается: вступать с конвоируемыми в разговоры, не относящиеся к порядку конвоирования; принимать от них или передавать им от посторонних какие-либо предметы, записки, продукты питания, принимать для отправления письма; разглашать организацию охраны подсудимых, а также другие сведения, относящиеся к конвоированию.
Вплоть до последнего времени при поступлении на государственную гражданскую службу кандидат на должность судебного пристава по ОУПДС не обязан был проходить специальную врачебную экспертизу, что, безусловно, являлось недостатком законодательства, так как ФССП России, а в широком смысле государство и общество в целом не имели реальной возможности контролировать пригодность судебного пристава по ОУПДС к экстремальным ситуациям, которые постоянно возникают в процессе его деятельности.
В данном контексте весьма своевременными стали положения Закона N 194-ФЗ, возложившие на судебного пристава по ОУПДС обязанность прохождения не только специальной подготовки (что, кстати, существует и сегодня), но также периодической проверки и военно-врачебной экспертизы (не реже 1 раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия*(81).
В обновленной редакции комментируемой статьи более детально получили свое закрепление и права судебного пристава по ОУПДС.
К примеру, отсутствие ранее на законодательном уровне предусмотренного права вхождения судебного пристава по ОУПДС в помещения вызывало ряд практических сложностей в исполнении им возложенных на него обязанностей по приводу, а также обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий.
Теперь же установлено, что судебный пристав по ОУПДС имеет право вхождения на территории и в помещения при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя.
Цель такого вхождения должна состоять в задержании и принудительном доставлении уклоняющегося от явки лица. При этом вводится обязательное условие допустимости вхождения - наличие достаточных оснований полагать, что на этой территории или в этом помещении может находиться указанное лицо.
Достаточность оснований является понятием оценочным и подлежит определению судебным приставом по ОУПДС в каждом конкретном случае исходя из своих профессиональных навыков и знаний законодательства. В качестве достаточных оснований полагать возможно рассматривать показания соседей, иных свидетелей, а в некоторых случаях и доносящиеся из помещения звуки человеческого голоса. Кроме того, личное наблюдение судебного пристава по ОУПДС за вхождением в помещение или перемещением по территории подлежащего приводу лица должно также рассматриваться как наличие достаточных оснований.
Применительно к рассматриваемому праву судебного пристава по ОУПДС комментируемая статья использует термин "помещение", который, являясь родовым понятием, охватывает, таким образом, как жилые, так и нежилые помещения.
В качестве специального установлено право судебного пристава по ОУПДС на вхождение в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда (судьи), при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки в суд. Конструкция нормы такова, что, на первый взгляд, позволяет сделать вывод о формализованности оснований для вхождения в жилое помещение. Тем не менее здесь также необходимо наличие достаточных оснований полагать, что в жилом помещении может находиться указанное лицо. Иное толкование лишает всякого смысла совершение действий по вхождению в жилое помещение.
Судебный пристав по ОУПДС с целью обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий вправе входить на территории и в помещения, но лишь совместно с судебным приставом-исполнителем и в случаях, а также в порядке, которые предусмотрены Законом об исполнительном производстве. Необходимость такого вхождения, как правило, возникает при исполнении исполнительных документов о выселении должника (ст. 107 Закона об исполнительном производстве) или вселении взыскателя (ст. 108 Закона об исполнительном производстве). Кроме того, наложение ареста на имущество должника зачастую оказывается просто невозможным без вхождения в соответствующее помещение.

Судебные споры в нашей стране не являются редкостью. По их окончании суд принимает решение. При этом на одну из сторон возлагаются определенные обязанности. Контроль за их исполнением несут судебные приставы. Данные специалисты наделены широкими полномочиями, а также правами и обязанностями, закрепленными на законодательном уровне.

Законодательная база

Не все граждане понимают, что за служба судебных приставов, обязанности их и права.

Для ответа на этот вопрос следует изучить:

  • Конституцию.
  • Закон об исполнительном производстве.
  • Закон о судебных приставах.
  • Некоторые другие законодательные акты (в частности, Инструкцию №226 о порядке исполнения приставами распоряжений суда).

Иногда для решения конкретных задач за информацией стоит обратиться к юристу. Они точно подскажут, что вправе делать судебные приставы, а на что не имеют права, что должны и не должны.

Закон о приставах, где изложены их права, был принят еще в 1997 году. Но в связи с тем, что нагрузка на службу из года в год увеличивается, было решено сделать полномочия сотрудников еще шире. В должностные обязанности судебных приставов входит работа с теми людьми, которые не исполняют закон. Благодаря расширенным полномочиям, специалисты получили возможность достичь больших результатов, так как подчас им приходится сталкиваться с агрессивным поведением граждан. К главным правам этих государственных служащих относятся следующие:

  • Получать нужные сведения по делу.
  • Выполнять проверки и проводить исследования.
  • Раздавать указания участникам процесса.
  • Осматривать помещение.
  • Арестовывать банковские счета, а также принадлежащее должнику, имущество с последующей конфискацией.
  • Разыскивать должника, пользуясь инструментами государственной поддержки.
  • Привлекать иные государственные структуры для выполнения положений исполнительного документа.

Применение физической силы и оружия

После введенных изменений в права и обязанности судебного пристава по ОУПДС вошло и физ. силы. В Государственной думе этот вопрос обсуждался очень остро. С одной стороны, специалистам нужно было дать больше полномочий, а с другой - не допустить произвола. Поэтому для того, чтобы поступить на службу, сегодня к кандидатам предъявляются жесткие требования. А если специалисту пришлось применить физическую силу, он должен в течение суток уведомить об этом руководство в письменном виде.

Функции и обязанности судебных приставов

Помимо того, что приставы наделены широкими полномочиями, у них есть и немало обязанностей, которым они должны следовать. Функции закреплены на уровне законодательства. Так, пристав, в ведении которого находится исполнительное производство обязан:

  • Предоставлять сторонам процесса материалы дела для ознакомления.
  • Рассматривать заявления, жалобы и ходатайства;.
  • Объявлять в розыск должника при наличии соответствующих обстоятельств.
  • При нарушении норм уголовно-процессуального законодательства передавать правонарушителя органам дознания.

Когда осуществляются права и обязанности судебных приставов, они используют имеющиеся правовые инструменты. Сотрудники не обязаны гарантировать исполнение положений исполнительного документа. В то же время они должны сделать все для того, чтобы судебный документ был исполнен.

Производство по делу имеет срок давности. В общем случае он составляет три года. Однако иногда его продлевают или, наоборот, сокращают.

К наиболее действенным полномочиям относится:

  • арест банковских счетов;
  • арест имущества, принадлежащего на праве собственности;
  • запрет на выезд за границу;
  • ограничение в доступе госуслуг;
  • лишение водительских прав;
  • общественные и исправительные работы.

Закон предусматривает наложение юридической ответственности на судебных приставов в случае превышения ими полномочий. Если работа выполняется некачественно (например, при исполнении обязанности судебного пристава по алиментам), специалист игнорирует свои обязанности, превышает права, он понесет административную ответственность или будет лишен должности. Заметив подобные нарушения, гражданин вправе направить руководству жалобу или подать иск в суд в течение десяти дней.

Перед подачей жалобы в службу судебных приставов, нужно знать о делении данной системы. Среди сотрудников есть приставы, контролирующие соблюдение исполнительных документов, а также приставы по ОУПДС. В последнем случае специалисты могут находиться на пропускном пункте в здании суда, а также выполнять силовые задачи и поддерживать других приставов в работе по принудительному взысканию денежных средств, а также ареста, принадлежащего ему, имущества.

В обязанности судебного пристава по ОУПДС, входят следующие:

  • Организация ТО оперативного дежурства;
  • Сохранение конфиденциальности информации;
  • Другие задачи.

Кроме того, они выполняют многие действия, которые указаны в законе о судебных приставах. При несении службы сотрудники носят специализированную одежду с отличительными признаками. На левой стороне груди на форме имеется значок с ведомственным гербом. Этот атрибут остается обязательным даже в случае, если пристав одет в гражданское. Все нагрудные знаки регистрируются, и обладают своим идентификационным серийным номером.

Приставы по ОУПДС: что означает?

Чтобы успешно исполнять обязанности судебного пристава по ОУПДС, специалиста прикрепляют к судам на постоянной базе. Об этом говорится в Инструкции №226 (пункт 4.3). А в первом пункте перечисляются обязанности данного сотрудника.

Обеспечение безопасности

Так, специалисты должны обеспечивать во время судебного заседания безопасность судей, присяжных и других участников процесса. А если процессуальные действия осуществляются вне стен суда, то и там.

К участникам процесса как гражданского, так и процессуального характера относятся: истец, ответчик, заинтересованные и третьи лица, представители истца и ответчика, а также прокурор, переводчик, эксперт, свидетели и прочие. В уголовном процессе участниками называют прокурора, истца и ответчика с гражданского процесса, подсудимого, адвоката, экспертов, переводчиков, свидетелей и так далее.

Надо также понимать, что означает обеспечение безопасности. Под этим термином понимают совокупность мер, заключающуюся в предупреждении и пресечении посягательств на людей, которые связаны со служебной деятельностью. Цель данных мер состоит в создании соответствующих условий для выполнения правосудия. Данные меры применяются, если имеются достаточные сведения о реальности угрозы в отношении лиц, находящихся под защитой. Если же имеет место посягательство на жизнь и здоровье этих лиц, то меры даже входят в обязанности судебного пристава по ОУПДС. Об этом сказано в п. 3.3 Инструкции №226.

Лица, которым требуется защита, сами могут обратиться к судебному приставу. Поводом для этого могут стать, например, поступившие угрозы. Безопасность обеспечивается в основном в суде в течение судебного процесса. Но по указанию старшего пристава защита может осуществляться также в выходные и праздники.

При обеспечении безопасности в суде специалисты совершают следующие действия:

  • Старший пристав устанавливает места несения службы.
  • Перед заседанием помещение подвергается тщательной проверке на предмет того, не находятся ли там бесхозные вещи и опасные предметы, а также осматриваются лица, чей внешний вид является подозрительным.
  • Проверяется исправность работы связи, в том числе носящей экстренный характер.
  • Из зала заседания удаляются лица, нарушившие установленный порядок (по распоряжению судьи).
  • Применяется сила, спецсредства и огнестрельное оружие в предусмотренных законом случаях.
  • Осуществляется обращение за содействием к сотрудникам ОВД, ФСБ, миграционного учета, служб по защите от ЧС, военнослужащим.

Доставка дел и вещдоков

К месту заседания суда или в кабинет судьи приставы должны доставлять уголовные дела и вещдоки. Это осуществляется по его поручению. При этом в обязанности судебного пристава по ОУПДС не входит их несение. Поэтому он сопровождает секретаря судебного заседания, который получает соответствующие материалы в канцелярии.

Поддержание общественного порядка

Пристав должен обеспечивать поддержание общественного порядка. Под этим понятием подразумевается создание атмосферы общественного спокойствия, а также благоприятных условий для деятельности людей. Данный должностные обязанности судебного пристава по ОУПДС выполняются в рамках распоряжения председателя суда. Об этом говорится не только в Инструкции, но и в ГПК, АПК, УПК.

В соответствии с Инструкцией, приставы должны обеспечивать охрану здания суда в рабочее время. Однако на практике это нередко требуется в ночное время, а также в выходные и праздники. Принятие решения о круглосуточной охране входит в обязанности старшего судебного пристава РФ.

Судебный пристав должен осуществлять привод лиц, которые уклоняются от явки в суд. Основанием для этого служит постановление дознавателя или пристава-исполнителя. Привод - это доставление лица к месту, куда его вызывали, в принудительном порядке. С этой целью специалисты выезжают по адресу фактического пребывания лица, которого нужно доставить, проверяют его документы и вручают постановление.

Если лицо открыто не повинуется и сопротивляется неоднократно, приставы вправе применить силу, спецсредства или оружие. При этом они обязаны оставаться корректными к данным лицам. После привода пристав должен составить акт и указать в нем место и время нарушения, его характер и принятые в связи с этим меры. Привод несовершеннолетних лиц до 16 лет осуществляется посредством их законных представителей.

Выполнение отдельных действий исполнителей и дознавателей сопряжено с риском. Поэтому в обязанности судебного пристава по ОУПДС (с изменениями закона) входит обеспечение их безопасности. Это осуществляется по поручению старшего пристава.

Взаимодействие с другими силовыми структурами

Старший пристав принимает решение о взаимодействии приставов по ОУПДС с сотрудниками ОВД, военнослужащими и представителями других силовых структур. Данный специалист принимает меры для увеличения конвоя посредством привлечения приставов по ОУПДС. При этом разрабатывается и согласуется план соответствующего несения службы. В его рамках пристав по ОУПДС обязан:

  • Строго придерживаться плана и исполнять поручения старшего пристава.
  • Иметь исправное оружие и спецсредства.
  • Постоянно следить за конвоируемым.
  • Быть наготове предотвратить и пресечь незаконные действия подсудимых.
  • Предлагать конвою выполнить личный обыск подсудимого.
  • Выводить его из зала после окончания судебного процесса.

В то же время приставы не могут:

  • Разговаривать с конвоируемым по вопросам, не касающимся конвоирования.
  • Принимать или передавать любые предметы, записки, продукты, письма.
  • Разглашать организацию охраны и иные подобные сведения.

Медицинский осмотр

В отличие от ранее действовавших положений, в настоящее время специалист должен не только проходить спецподготовку. В права и обязанности судебного пристава по ОУПДС входит регулярная проверка у врачей и прохождение военно-врачебной экспертизы на пригодность к применению силы, спецсредств и оружия.

Проверка документов

Пристав имеет право проверять документы лица, касающиеся его удостоверения личности (обычно, это паспорт). Он имеет право выполнять личный досмотр лиц в зданиях судов и службы приставов, включая личные вещи. Личный досмотр осуществляется только лицом того же пола в присутствии 2 понятых того же пола. Досмотр также производится в присутствии 2 понятых, но пол уже не имеет значения. В исключительных случаях личный досмотр возможен и без понятых. Так или иначе, при этом действии составляется протокол.

Заключение

Таким образом, специалисты могут быть исполнителями. Тогда выполняются обязанности судебных приставов по взысканию денежных средств и другим исполнительным делам. Также есть специалисты по ОУПДС. Их обязанности несколько отличаются, хотя нередко и пересекаются с приставами-исполнителями.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса. Соответсвенно те , которые охраняют суды там постоянно работают. также в их обязянности входит обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания. Во время дежурства в здании суда пристав по ОУПДС должен поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда.

При необходимости выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда. Также осуществляют охрану здания, помещений суда. А в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществлять такую охрану. Так же в обязанности входит осуществление охраны зданий, помещений Федеральной службы судебных приставов.

Существует еще одна интересная обязанность пристава по ОУПДС на основании постановления суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов осуществлять принудительный привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов, а так же на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом.

Судебный пристав по ОУПДС по поручению старшего судебного пристава обязан обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей. Во время исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел. При выявлении признаков преступления составить рапорт об этом и направить его старшему судебному приставу для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

В службе есть отдельное подразделение, которое исполняет на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", должно обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения. Данные действия так же могут быть исполнены на основании постановления судебного пристава-исполнителя. Пристав по ОУПДС обязан препровождать иностранного гражданина или лицо без гражданства, в отношении которого приставом-исполднителем назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

При осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову судьи, дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя, судебный пристав по ОУПДС имеет право входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо. Так же при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда, входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда.

В целях обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий судебный пристав по ОУПДС имеет право входить на территории, в помещения совместно с судебным приставом-исполнителем в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "Об исполнительном производстве". При совершении исполнительных действий пристав по ОУПДС имеет право проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда, дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя.

При выполнении своих служебных обязанностей судебный пристав по ОУПДС имеет право в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства.

Судебный пристав по ОУПДС имеет право не допускать в здание, помещения суда, здания и помещения Федеральной службы судебных приставов лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей), взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, в случае необходимости задерживать указанных лиц и передавать их в органы внутренних дел.

В случае необходимости пристав по ОУПДС имеет право осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. При исполнении служебных обязанностей может обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск. Так же имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Судебный пристав по ОУПДС в процессе несения службы:

Обеспечивает безопасность судебного пристава-исполнителя;

Не допускает нахождения посторонних лиц (не участвующих в исполнительном производстве) в месте совершения исполнительных действий;

Обеспечивает сохранность служебной документации и бланков, а также изъятых у должника денежных средств, имущества и ценностей;

При необходимости обращается к сотрудникам органов внутренних дел за помощью для проверки документов, удостоверяющих личность у лиц, находящихся в месте совершения исполнительных действий;

Периодически по средствам связи докладывает старшему группы о складывающейся ситуации, выполняет его указания;

В соответствии с установленными полномочиями пресекает преступления и правонарушения в месте совершения исполнительных действий, при необходимости задерживает нарушителей с дальнейшей передачей их в орган внутренних дел.

Судебному приставу по ОУПДС при участии в исполнительных действиях запрещается:

Самостоятельно совершать какие-либо исполнительные действия, подменять судебного пристава-исполнителя;

Предпринимать действия по вскрытию помещений или хранилищ должника;

Отлучаться куда бы то ни было без разрешения старшего группы или судебного пристава-исполнителя;

Отвлекаться по вопросам, не связанным с исполнением служебных обязанностей, в том числе заниматься погрузкой имущества и т.п.;

Обсуждать с кем бы то ни было из сторон исполнительного производства или другими лицами действия судебного пристава-исполнителя и ход проводимых мероприятий.

В случае воспрепятствования законной деятельности судебного приставаисполнителя или судебного пристава по ОУПДС в различных формах ненасильственного характера (отказ в допуске на объект или в помещение, непредставление необходимых служебных документов и т.п.) правонарушитель предупреждается об административной ответственности.

При продолжении указанных действий судебным приставом-исполнителем или судебным приставом по ОУПДС составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.8 КоАП РФ. При невозможности составления данного протокола на месте судебные приставы вправе применить меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (доставление, административное задержание) в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

В случае возникновения реальной угрозы жизни и здоровью судебных приставов (силовое сопротивление, нападение и т.п.) судебные приставы по ОУПДС вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с действующим законодательством. При необходимости судебные приставы имеют право обратиться за помощью к сотрудникам органов внутренних дел и других правоохранительных органов.

Если в действиях нарушителей имеются признаки составов преступлений, предусмотренных УК РФ, судебные приставы подают рапорт старшему судебному приставу, на основании которого в установленном порядке готовятся необходимые материалы для возбуждения уголовного дела.

В судебной практике бывают случаи, когда одна из заинтересованных сторон (истец или ответчик) не приходит на судебные заседания. В таких ситуациях рассмотрение дела может быть отложено, либо суд выносит заочное решение.

Но при рассмотрении уголовных дел необходимо присутствие обвиняемого, либо важного свидетеля. В этих случаях судебными приставами по решению судьи или прокурора осуществляется принудительный привод гражданина в зал судебного заседания.

Процедура принудительного привода урегулирована Приказом Минюста России от 13.07.2016 N 164 «Об утверждении Порядка осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов».

Текст приказа представлен ниже:

Об утверждении Порядка осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов

В целях реализации положений статей 111, 113, 247 Уголовно¬-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52 (ч. 1), ст. 4921; 2002, № 22, ст. 2027; 2003, № 27 (ч. 1), ст. 2706; 2006, № 31 (ч. 1), ст. 3452; 2007, № 24, ст. 2830), статей 27.1 и 27.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1; 2005, № 19, ст. 1752; 2007, № 31, ст. 4007; 2011, № 29, ст. 4289, № 30 (ч. 1), ст. 4573; 2014, № 30 (ч. 1), ст. 4233, № 42, ст. 5615), статьи 168 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст. 4532; 2008, № 24, ст. 2798), статей 116 и 120 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 10, ст. 1391), Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3590; 2000, № 46, ст. 4537; 2004, № 27, ст. 2711, № 35, ст. 3607; 2007, № 10, ст. 1156; 2008, № 30 (ч. 1), ст. 3588, № 30 (ч. 2), ст. 3616, № 52 (ч. 1), ст. 6235; 2009, № 29, ст. 3631, № 48, ст. 5717; 2010, № 31, ст. 4182; 2011, № 29, ст. 4287, № 49 (ч. 5), ст. 7067, № 50, ст. 7352; 2013, № 14, ст. 1657, № 27, ст. 3477, № 52 (ч. 1), ст. 6953; 2014, № 6, ст. 558, № 11, ст. 1094, ст. 1099, № 19, ст. 2331, № 52 (ч. 1), ст. 7552; 2015, № 1 (ч. 1), ст. 50, № 10, ст. 1427; 2016, № 1 (ч. 1), ст. 45), Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 41, ст. 4849; 2008, № 20, ст. 2251; 2009, № 1, ст. 14, № 23, ст. 2761, № 29, ст. 3642, № 39, ст. 4539, ст. 4540, № 51, ст. 6162; 2010, № 31, ст. 4182; 2011, № 7, ст. 905, № 17, ст. 2312, № 27, ст. 3873, № 29, ст. 4287, № 30 (ч. 1), ст. 4573? ст. 4574, № 48, ст. 6728, № 49 (ч. 1), ст. 7014, ст. 7041, № 49 (ч. 5), ст. 7061, ст. 7067, № 50, ст. 7343, ст. 7347, ст. 7352, ст. 7357; 2012, № 31, ст. 4322, ст. 4333; 2013, № 14, ст. 1641, ст. 1657, № 30 (ч. 1), ст. 4039, № 51, ст. 6678, ст. 6699, № 52 (ч. 1), ст. 6948, ст. 7006; 2014, № 11, ст. 1099, № 19, ст. 2331, № 30 (ч. 1), ст. 4217, № 42, ст. 5615, № 43, ст. 5799, № 52 (ч. 1) ст. 7543; 2015, № Ю, ст. 1393, ст. 1410, ст. 1411, ст. 1427, № 14, ст. 2022, № 27, ст. 3945, ст. 3977, ст. 4001, № 48 (ч. 1), ст. 6706; 2016, № 1 (ч. 1), ст. 11, ст. 13, ст. 45, ст. 64, № 11, ст. 1493, № 12, ст. 1707, № 14, ст. 1910, № 18, ст. 2511), Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 42, ст. 4108; 2005, № 44, ст. 4535, № 52 (ч. 3), ст. 5690; 2006, № 12, ст. 1284, № 19, ст. 2070, № 23, ст. 2452, № 38, ст. 3975, № 39, ст. 4039; 2007, № 13, ст. 1530, № 20, ст. 2390; 2008, № 10 (ч. 2), ст. 909, № 29 (ч. 1), ст. 3473, № 43, ст. 4921; 2010, № 4, ст. 368, № 19, ст. 2300; 2011, № 21, ст. 2927, ст. 2930, № 29, ст. 4420; 2012, № 8, ст. 990, № 18, ст. 2166, № 22, ст. 2759, № 38, ст. 5070, № 47, ст. 6459, № 53 (ч. 2), ст. 7866; 2013, № 26, ст. 3314, № 49 (ч. 7), ст. 6396, № 52 (ч. 2), ст. 7137; 2014, № 26 (ч. 2), ст. 3515, № 50, ст. 7054; 2015, № 14, ст. 2108, № 19, ст. 2806, № 37, ст. 5130; 2016, № 1 (ч. 2), ст. 207, ст. 211, № 19, ст. 2672), а также повышения эффективности деятельности Федеральной службы судебных приставов приказываю:

Федеральной службы судебных приставов приказываю:

Утвердить Порядок осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Порядок осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов

I. Общие положения

1. Привод лица в соответствии с положениями статьи 111, части 1 статьи 113, статьи 247 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, статей 27.1 и 27.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части 2 статьи 168 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 116 и части 1 статьи 120 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также части 5 статьи 24 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — лицо, подлежащее приводу) осуществляется судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее — судебный пристав по ОУПДС) на оснований постановления (определения) суда (судьи), постановления судебного пристава- исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом или его заместителем, а также дознавателя Федеральной службы судебных приставов (далее — постановление (определение) о приводе и инициатор привода соответственно) путем принудительного доставления (сопровождения) лица, подлежащего приводу, к месту вызова инициатором привода.

2. Приводу в качестве меры процессуального принуждения не подлежат лица, перечисленные в части 6 статьи 113 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 120 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

II. Организация осуществления привода

3. Постановление (определение) о приводе не позднее дня, следующего за днем его поступления в структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или ее территориального органа, регистрируется ответственным за делопроизводство в Журнале регистрации постановлений (определений) о приводе (приложение к настоящему Порядку) и передается для организации своевременного исполнения старшему судебному приставу или его заместителю, отвечающему за организацию обеспечения установленного порядка деятельности судов (далее — заместитель старшего судебного пристава).

4. Старший судебный пристав или заместитель старшего судебного пристава проверяет постановление (определение) о приводе на предмет указания в нем данных, позволяющих установить судебному приставу по ОУПДС личность лица, подлежащего приводу (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения), предполагаемое место нахождения, дату, время и место, куда должно быть доставлено лицо, подлежащее приводу. В случае отсутствия в постановлении (определении) о приводе необходимых данных старший судебный пристав или заместитель старшего судебного пристава информирует об этом инициатора привода.

5. Старший судебный пристав или заместитель старшего судебного пристава поручает исполнение постановления (определения) о приводе судебному приставу по ОУПДС либо в необходимых случаях группе судебных приставов по ОУПДС и назначает старшего группы судебных приставов по ОУПДС.

6. В день осуществления привода старший судебный пристав или заместитель старшего судебного пристава определяет и проверяет снаряжение, оборудование, специальные средства, форменную одежду, наличие нагрудных знаков и служебных удостоверений судебных приставов по ОУПДС; решает вопрос об обеспечении судебных приставов по ОУПДС автотранспортом и, при необходимости, боевым ручным стрелковым оружием и патронами к нему; проводит инструктаж с учетом особенностей исполнения каждого привода.

III. Осуществление привода

7. Судебный пристав по ОУПДС или старший группы судебных приставов по ОУПДС после получения постановления (определения) о приводе, проведения старшим судебным приставом или заместителем старшего судебного пристава инструктажа приступает к его исполнению.

8. Судебный пристав по ОУПДС или группа судебных приставов по ОУПДС выезжают к месту, указанному в постановлении (определении) о приводе.

9. Судебный пристав по ОУПДС имеет право при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя, входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо; при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда (судьи)1.

10. По прибытии к указанному в постановлении (определении) о приводе месту нахождения лица, подлежащего приводу, судебный пристав по ОУПДС или старший группы судебных приставов по ОУПДС:

представляется, называет свою должность и фамилию, предъявляет служебное удостоверение и сообщает цель своего прибытия;

проверяет документы, удостоверяющие личность лица, подлежащего приводу;

объявляет постановление (определение) о приводе лицу, подлежащему приводу, что удостоверяется его подписью в постановлении (определении) о приводе, в случае если лицо, подлежащее приводу, отказывается от подписи в постановлении (определении) о приводе делается соответствующая запись;

устанавливает, имеются ли обстоятельства, препятствующие исполнению привода.

11. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения (статья 27.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1; 2003, № 50, ст. 4847; 2008, № 49, ст. 5748; 2014, № 42, ст. 5615).

12. При осуществлении привода судебные приставы по ОУПДС имеют право в случаях и порядке, предусмотренных статьями 15-18 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей.

13. Лицо, подлежащее приводу, после доставления в место вызова инициатором привода по его поручению находится под контролем судебного пристава по ОУПДС или старшего группы судебных приставов по ОУПДС до окончания судебного заседания, совершения процессуальных или исполнительных действий.

14. Об осуществлении привода судебный пристав по ОУПДС или старший группы судебных приставов по ОУПДС информирует старшего судебного пристава или заместителя старшего судебного пристава с одновременной передачей постановления (определения) о приводе с отметкой инициатора привода, а также письменно уведомляет обо всех случаях возникновения происшествий (при наличии) при доставлении лица, подлежащего приводу.

15. Об обстоятельствах, препятствующих исполнению привода, судебный пристав по ОУПДС или старший группы судебных приставов по ОУПДС сообщает инициатору привода, а также старшему судебному приставу или заместителю старшего судебного пристава в письменной форме с приложением копий документов, подтверждающих обстоятельства, препятствующие исполнению привода (при наличии).

3.9. При получении от старшего судебного пристава (заместителя старшего судебного пристава) указаний по обеспечению безопасности судебного заседания судебный пристав по ОУПДС:

Перед судебным заседанием осматривает зал судебного заседания, совещательные комнаты с целью недопущения нахождения там взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств и иных представляющих угрозу для безопасности окружающих предметов, веществ и средств;

Проверяет исправность средств связи и оповещения (кнопки, брелоки тревожной сигнализации);

Докладывает председательствующему в судебном заседании судье о своем прибытии и до окончания судебного заседания выполняет распоряжения председательствующего в судебном заседании судьи, связанные с соблюдением общественного порядка в суде, обеспечением безопасности судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса, охраной совещательной комнаты и помещения судебного заседания;

Находится в зале судебного заседания в течение всего судебного заседания и покидает зал судебного заседания только по разрешению председательствующего в судебном заседании судьи;

При необходимости незамедлительно обращается к старшему судебному приставу (заместителю старшего судебного пристава) для привлечения дополнительных сил;

По окончании судебного заседания докладывает старшему судебному приставу (заместителю старшего судебного пристава) о распоряжениях, поступивших от председательствующего в судебном заседании судьи, о происшествиях и принятых мерах по их устранению.

3.10. По указанию старшего судебного пристава (заместителя старшего судебного пристава) допускается замена одного судебного пристава по ОУПДС другим судебным приставом по ОУПДС.

3.11. Судебный пристав по ОУПДС по поручению судьи обеспечивает безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания.

3.12. Судебный пристав по ОУПДС оказывает органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

3.13. В течение рабочего дня не менее одного раза в час судебные приставы по ОУПДС проверяют помещения суда, в том числе коридоры, подсобные, чердачные, подвальные помещения, места общественного пользования, лестничные клетки здания суда с целью недопущения нахождения там взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств и иных представляющих угрозу для безопасности окружающих предметов, веществ и средств.

3.14. В случае возникновения происшествий при обеспечении безопасности судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса судебный пристав по ОУПДС принимает необходимые меры, после чего письменно докладывает старшему судебному приставу (заместителю старшего судебного пристава).

Случайные статьи

Вверх